Оздоровительные технологии в образовательном процессе
УДК 378
СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАФЕДРЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ
Н.С. Панчук, Н.Ю. Козлова
Кемеровский государственный университет, г. Кемерово
В современных условиях качество образования является одной из важнейших характеристик конкурентоспособности учебного заведения. Кафедра как одно из основных учебно-научных подразделений вуза, как центр методической деятельности выполняет достаточно большой объем работы, направленной на обеспечение учебного процесса по дисциплине, подготовку будущих специалистов, обладающих определенными общекультурными и профессиональными компетенциями.
Ключевые слова: научно-методическая деятельность, проблема, перспективы, совершенствование, физическое воспитание.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения, а также учебно-методического комплекса дисциплины «Физическая культура», рабочей программы по данной специальности целью физического воспитания студентов является формирование общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых для их реализации в профессиональной деятельности через усвоение знаний о здоровье, здоровом образе жизни, физической культуре как одном из средств здоровье-сбережения, приобретение умений выполнения физических упражнений, направленных на укрепление и сохранение индивидуального здоровья, развитие способности к физическому самосовершенствованию.
Физическое воспитание и спорт является неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса в вузе. В результате освоения дисциплины «Физическая культура» студентам вуза предоставляется возможность получить знания: об основных положениях организации самостоятельных занятий физическими упражнениями; сущности и содержании организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с целью здо-ровьесбережения; средствах и методах физической культуры, оказывающих оздоровительное влияние на организм занимающегося; приобрести умения: ориентироваться в происходящих изменениях в
области физической культуры и спорта; создавать условия для реализации индивидуальных оздоровительных задач при помощи различных комплексов физических упражнений; анализировать физическое самовоспитание и самосовершенствование; оценивать уровень физического развития, подготовленности и собственного здоровья; выявлять причины недостаточного физического развития, подготовленности и здоровья и находить пути здоровьесбережения и др.; владеть: культурой здоровья; стратегией физкультурно-оздоровительной деятельности, технологиями познания физического развития, физической подготовленности; методами и средствами физической культуры; методами обработки результатов физкультурно-оздоровительной деятельности.
Теоретический анализ проблем физической культуры и спорта показывает, что авторами [1-4] рассматриваются современные подходы к исследованию пространства физической культуры личности [4], проблемы самовоспитания и самосовершенствования студентов в процессе физического воспитания [1, 3], мотивация студентов в физкультурной деятельности [2]. Наряду с вышеизложенным, исследование состояния, проблем и перспектив совершенствования научно-методической деятельности кафедры физического воспитания является не менее актуальным.
Основная цель научно-методической работы в университете - создание условий, способствующих
6
Вестник ЮУрГУ, № 21, 2012
повышению эффективности и качества учебного процесса на основе комплексного подхода к совершенствованию преподавания, содержания, организации и методов обучения. Организация методической работы направлена на решение задачи формирования в университете творческой среды, способствующей развитию педагогического мастерства и профессиональному росту преподавателей и сотрудников университета.
Методическая работа в вузе осуществляется на кафедральном, факультетском и университетском уровнях.
Организация научно-методической работы кафедры физического воспитания строится на основе многолетнего плана. Нами разработана модель научно-методической деятельности кафедры физического воспитания (см. рисунок), которая включает в себя цель, задачи, содержание, методы и результаты деятельности.
Основные научно-исследовательские проекты, методические семинары проводятся в рамках обобщенных тем, которые по своей сути охватывают необходимые для реализации проблемы воспитательно-образовательного процесса и спортивно-массовой работы кафедры.
Научная работа кафедры физического воспитания заключается в следующем: участие преподавателей и студентов в научных конкурсах, грантах, научно-методических конференциях различного уровня, проведение научных семинаров, публикации научных трудов и др.
Методические функции деятельности кафедры заключаются в разработке рабочих программ и тематических планов, проектов локальных нормативных актов, регламентирующих организацию учебно-методической работы; в составлении графика педагогического контроля занятий, сводных графиков открытых и показательных занятий, рубежного контроля, информационно-аналитических справок об итогах рубежного и итогового контроля, а также посещаемости занятий студентами; в анализе состояния и результатов педагогического контроля, разработке мероприятий по его совершенствованию; в координации деятельности кафедры, направленной на совершенствование методического обеспечения учебного процесса и его практической направленности, повышении педагогического мастерства преподавателей; в подготовке для обсуждения на заседаниях кафедры вопросов организации и проведения учебно-методической работы, модернизации учебного процесса, внедрении в образовательный процесс инновационных технологий обучения и воспитания, а также частных методик преподавания дисциплины.
Объем организационно-методической работы кафедры физического воспитания определяется выполнением следующей деятельности: разработка лекционного курса по дисциплине «Физическая культура»; организация делопроизводства, конт-
роля знаний, умений и навыков студентов; текущий контроль практических занятий в соответствии с расписанием, согласно учебного плана; проведение конкурсов, соревнований; разработка планов практических занятий по специализациям (баскетбол, волейбол, атлетическая гимнастика, футбол, легкая атлетика, лыжи, бадминтон, ОФП, специальная медицинская группа, фитнес); разработка учебных, учебно-методических пособий, методических рекомендаций, практикумов по дисциплине «Физическая культура»; составление рабочих программ, планов прохождения курсов повышения квалификации профессорско-преподавательского состава кафедры; разработка электронных учебных, учебно-методических материалов; рецензирование учебных, учебно-методических материалов, сборников упражнений, практикумов и др.; проведение открытых лекций, практических занятий по специализации; взаимопосещение занятий по специализации; составление планов организации самостоятельной работы студентов и контроль за их выполнением; внедрение в воспитательно-образовательный процесс новых педагогических технологий; составление заданий, вопросов для написания рефератов и творческих работ студентами; подготовка докладов и сообщений на методических и методологических семинарах кафедры; участие в научно-методических конференциях; подготовка и проведение студенческих научно-методических мероприятий; проведение мастер-классов по видам спорта.
Эффективность учебной работы профессорско-преподавательского состава кафедры во многом зависит от уровня методического мастерства преподавателей. В этой связи методическую деятельность можно рассматривать как часть учебного процесса, позволяющую повысить качество усвоения студентами необходимых знаний, умений и навыков. Повышение педагогического мастерства преподавательского состава кафедры осуществляется путем своевременного повышения квалификации, проведением методических и методологических конференций, участием в научно-практических конференциях.
Однако считаем необходимым выделить некоторые проблемы организации научно-методической деятельности кафедры физического воспитания в вузе: специфика дисциплины «Физическая культура», недостаток времени (в связи с подготовкой и участием в различных спортивных соревнованиях), отсутствие интереса, желания, стремления студентов и преподавателей заниматься научнометодической деятельностью.
Вышеизложенное подтверждает необходимость определения путей совершенствования научнометодической работы кафедры физического воспитания, в качестве которых мы предлагаем следующее: анализ качества научно-методической работы кафедры и разработка программ по его
Цель. Повышение качества процесса физического воспитания студентов вуза
Задачи
1. Повысить научно-исследовательскую деятельность 2. Совершенствовать 3. Создать условия повышения
студентов и ППС кафедры методическую работу профессиональной компетентности
кафедры ППС кафедры
Содержание научно-методической деятельности кафедры
Научно-исследовательская
работа Методическая работа Повышение квалификации ППС
Организация и участие преподавателей и студентов в научных конкурсах, грантах, научно-ме-тодических конференциях различного уровня, научные публикации, проведение научных семинаров и др.
Разработка рабочей программы и учебно-методического комплекса по дисциплине. Разработка проектов локальных нормативных актов, регламентирующих организацию учебно-методической работы. Составление графика педагогического контроля занятий, сводных графиков открытых и показательных занятий, текущего и итогового контроля. Подготовка для обсуждения на заседаниях кафедры вопросов организации и проведения учебно-методической работы, модернизации учебного процесса, внедрения в образовательный процесс инновационных технологий обучения и воспитания
Привлечение ППС к систематическому повышению квалификации; к участию в методических семинарах кафедры, факультета, вуза; взаимопо-сещение занятий; организация «круглого стола» по возникающим проблемам воспитательно-образова-тельного процесса; обмен опытом
Методы
Формирования Организации жизнедеятельности Стимулирования деятель- Контроля и самоконтроля Активные методы
сознания личности и поведения ности и поведения обучения
Результаты
Разработка рабочих программ и учебно-методических комплексов. Издание учебной, учебнометодической и научной литературы
Разработка рекомендаций по выполнению творческих работ, рефератов, докладов
Учебно-методический, дидактический материал
Конспекты занятий, сцена- Материалы к зачерни внеаудиторных физ- ту, разработка конт-
культурно-оздоровительных рольных нормати-
мероприятий ВОВ
Модель научно-методической деятельности кафедры физического воспитания
Оздоровительные технологии в образовательном процессе
улучшению; создание учебно-методических комплексов по дисциплине в соответствии с современными требованиями к уровню подготовки специалистов; совершенствование рабочих программ подготовки специалистов; разработка и внедрение критериев оценки качества научно-методической деятельности преподавателей и системы стимулирования преподавателей; анализ обеспеченности учебного процесса учебно-методической и научнометодической литературой, анализ материальнотехнической обеспеченности учебного процесса; изучение, обобщение и распространение передового опыта организации научно-методической работы; изучение и внедрение современных педагогических и информационных технологий в воспитательно-образовательный процесс.
Литература
1. Виленский, М.Я. Самовоспитание и самосовершенствование студентов в процессе физи-
ческого воспитания /М.Я. Виленский, А.Г. Горшков // Физическая культура и спорт в Российской Федерации (студенческий спорт). - М., 2002. -С. 152-159.
2. Иванов, В.Г. Физическая культура как средство воспитания личности / В.Г. Иванов // Физическая культура и здоровье студентов вузов: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. -СПб.: Изд-во СПбГУП, 2008. - С. 47.
3. Лотоненко, А.В. Мотивация студентов в физкультурной деятельности / А.В. Лотоненко, А.В. Плешаков, Б.В. Федоров //Междунар. конф. -М.: Изд-во МГУ, 2002. - С. 124.
4. Лубышева, Л.И. Современный подход к исследованию пространства физической культуры и спорта / Л.И. Лубышева, С.И. Филимонова // Теория и практика физ. культуры. - 2004. - № 2. - С. 2-6.
5. Резник, С.Д. Управление кафедрой: учеб. / С.Д. Резник. - 2-е изд., перераб. и допол. - М.: ИНФРА-М, 2008. - С. 322-346.
Поступила в редакцию 25 января 2012 г