ты арендаторов; ретроспективные данные о деятельности арендаторов; действующие руководящие и законодательно-правовые документы; тарифные данные справочников и курсов валют; и др.), позволяет значительно повысить эффективность и быстроту процесса заключения коммерческих договоров, тем самым усовершенствовать ремонт и комфортность спортивных баз, а также здоровье военнослужащих; во-вторых, указанная программа позволяет решать задачи оперативного прогноза в системе маркетинга физической культуры и спорта военнослужащих.
ЛИТЕРАТУРА
1. Валивач, П.Е. Возможность использования цифровых моделей для получения полиномиального уравнения // Сборник материалов межвуз. научно-теоретич. конф. - СПб. : ВМИИ (Адмиралтейство), 2000. - С. 127-128.
2. Ершов, Г.А. Моделирование и расчет живучести КАЭУ с помощью новых информационных технологий // Сборник материалов межвуз. научно-теоретич. конф. -СПб. : ВМИИ (Адмиралтейство), 2000. - С. 35-40.
3. Исаков, М.Н. Влияние обучения на уровень инновационной готовности учителей физической культуры // Материалы всероссийской научно-практич. конф., посвященной 210-летию РГПУ им. А.И. Герцена и 60-летию факультета физической культуры. - СПб. : НП «Стратегия будущего», 2006. - С. 22-25.
4. Клименко, С.В. Организация учебного процесса с использованием информационных технологий / С.В. Клименко, Н.Б. Тутынина // Сборник материалов науч-но-методич. семинара «Совершенствование научно-методических основ физического воспитания студентов и молодежи». - М. : НОУ «ИНЭП», 2006. - С. 34-38.
5. Кобзев, В.В. Эволюция систем информационной поддержки // Сборник материалов межвуз. научно-теоретич. конф. - СПб. : ВМИИ (Адмиралтейство), 2000. - С. 286-287.
6. Научные основы разработки требований в подготовке и оценке качества профессиональной готовности учителя : научно-методическое пособие / С.К. Досма-гамбетов, Н.Д. Хмель, С.П. Каргин, В.И. Коркина. - Караганда : [б.и.], 1994. - 133 с.
7. Носанчук, А.В. Новые информационные технологии и их применение в практике обучения курсантов по дисциплинам кафедры автоматики (КЭУ) // Сборник материалов межвуз. научно-теоретич. конф. - СПб. : ВМИИ (Адмиралтейство), 2000. -С. 138.
8. Скитневский, В.Л. Целевые регуляторы образовательных технологий в сфере физической культуры / В. Л. Скитневский, С.В. Дмитриев // Материалы всероссийской научно-практич. конф., посвященной 210-летию РГПУ им. А.И. Герцена и 60-летию факультета физической культуры. - СПб. : НП «Стратегия будущего», 2006. -С. 30-33.
9. Соловьев, А.Б. Элементы инновационных технологий в процессе обучения специалистов по физической культуре // Материалы всероссийской научно-практич. конф., посвященной 210-летию РГПУ им. А.И. Герцена и 60-летию факультета физической культуры. - СПб. : НП «Стратегия будущего», 2006. - С. 34-37.
КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО
СОСТАВА ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ВУЗОВ КАК ФАКТОР КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
О. В. Шершнева
Актуальность представленной темы исследования заключается в необходимости анализа социального состава и тенденций развития современного преподавательского контингента высших учебных заведений России как важнейшего фактора качества образования.
Цель исследования - проанализировать динамику социальных параметров про-
фессорско-преподавательского состава физкультурных вузов России и сформировать предложения о путях повышения качества высшего профессионального образования в сфере физической культуры и спорта.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Профессорско-преподавательский состав физкультурных вузов характеризуется общими признаками и тенденциями развития, присущими высшей школе в России. К их числу относятся: расширение кадрового состава, трансформация структуры занятости работников, рост численности преподавателей, имеющих ученые степени и звания, изменение доли представителей в различных возрастных группах и др. Но, с другой стороны, отраслевой срез данной профессиональной группы имеет свою специфику, определяемую особенностями реализации программ высшего профессионального образования в вузах физической культуры.
Тенденцией развития ППС российских государственных вузов в целом и физкультурных вузов в частности является увеличение общей численности преподавательского корпуса. В вузах сферы физической культуры и спорта в 2004 г. количество педагогических работников достигло 2510 человек против 1977 человек в 1998 г. (+27%). Ежегодный прирост составляет 3-5% от показателя предыдущего года, что стало следствием расширения вузов данного отраслевого профиля.
Важная квалификационная характеристика ППС, требующая тщательного рассмотрения, - степень занятости в вузе, отражающая деление данной профессиональной группы на категории штатных преподавателей и совместителей. Структура занятости ППС физкультурных вузов претерпевала в этот период значительные изменения: численность штатных преподавателей увеличилась с 1766 человек в 1998 году до 2099 человек в 2004 году, что составило всего 13,8% прироста против +27,0% в общей численности ППС. Причиной тому служит существенное увеличение численности сотрудников, работающих на условиях совместительства - 211 человек в 1998 году и 501 человек в 2004 году (+137,4%) [6]. Доля штатных работников за тот же период уменьшилась с 89,3% до 80,0% от общей численности ППС, а совместителей - увеличилась с 10,7% до 20,0%. Таким образом, значительная часть преподавательского корпуса физкультурных вузов (почти 10%) за эти годы перешла в разряд совместителей. Учитывая рост данного показателя, можно предположить, что такая тенденция сохранится в ближайшие годы. При этом абсолютное большинство ППС составляют штатные преподаватели, что является важнейшим фактором, влияющим на качество образования, и условием прохождения аттестации и аккредитации вузов. Статистические данные по государственным вузам России свидетельствуют об аналогичной направленности изменений в структуре занятости ППС [3,4].
Кроме того, требует рассмотрения структура занятости штатных работников ППС физкультурных вузов. Анализируя состав преподавателей основного штата, с точки зрения величины нагрузки (ставка и 0,25-0,5 ставки), можно сказать, что в период с 1998 по 2004 гг. численность обеих групп возросла, но темпы прироста в них неодинаковы: работающих на ставку стало больше на 7,4% (1574 и 1690 человек, соответственно), а на 0,5 и 0,25 ставки - на 66,1% (192 и 319 человек). К 2004 году доля первых составила 84,1% от общей численности штатного ППС, а вторых - 15,9% против 89,1% и 10,9%, соответственно, в 1998 году. Следовательно, степень занятости ППС физкультурных вузов снижается, что позволяет говорить о сходстве динамики показателей в структуре занятости их кадрового состава и ППС всех государственных вузов России.
Одним из критериев, позволяющих судить о квалификации педагогических работников, является процент профессорско-преподавательского состава, имеющего ученые степени и ученые звания. Статистические данные свидетельствуют о том, что численность штатных преподавателей физкультурных вузов, имеющих ученые звания, увеличилась - с 782 человек в 1998 году до 871 человека в 2004 году (+11,4%). Удель-
ный вес таких работников в рассматриваемый период несколько снизился - 44,3% в 1998 году и 43,3% в 2004 году. При более детальном рассмотрении видно, что количество и доцентов, и профессоров в представленных вузах возросло, но темпы роста различны: число первых увеличилось на 19 человек (+3,2%), а вторых - на 70 человек (+36,1%) [6]. В начале рассматриваемого периода на одного профессора приходилось три доцента, а в конце - уже два. К 2004 году доля доцентов снизилась и составила 30,2% численности штатного состава против 33,3% в 1998 году, а профессоров увеличилась - 13,1% и 11,0%, соответственно. Тенденция снижения удельного веса доцентов может привести к истощению ресурсов для дальнейшего роста доли профессоров, что отрицательно скажется на таком важном показателе государственной аккредитации вузов, как процент преподавателей, имеющих ученые звания. Направленность изменений, наблюдаемых в физкультурных вузах, подобна той, что отмечается в большинстве государственных вузов России - доля профессоров растет, доцентов - снижается.
В основном штате процент лиц, имеющих ученые степени, также отличается от аналогичного показателя государственных вузов в целом. В среднем по 13-ти вузам сферы физической культуры и спорта в 2003 году удельный вес преподавателей, имеющих ученые степени, составлял 53,9% общей численности штатного состава: доля кандидатов наук среди них - 44,6%, докторов - 9,3%. В 2004 году - 55,3%: кандидатов наук - 45,7%, докторов наук - 9,6%. Данные цифры свидетельствуют о повышении образовательного уровня штатных сотрудников физкультурных вузов за рассматриваемый год. В то же время в сравнении с данными по государственным вузам России в целом в вузах сферы физической культуры и спорта удельный вес лиц, имеющих ученые степени, несколько ниже [5].
Важным показателем качества образования является соотношение численности студентов и преподавателей. В связи с ростом численности студенчества возникает проблема нехватки преподавательских кадров. В российских вузах она решается путем привлечения совместителей, что приводит к увеличению числа студентов, приходящихся на одного штатного преподавателя. Это снижает качество образования - доля совместителей растет, а работников, для которых эта должность является основной, уменьшается. В большинстве физкультурных вузов в период с 1998 по 2004 г.г. наблюдается аналогичная тенденция. Однако численность студентов, приходящихся на одного преподавателя с учетом совместителей, в отличие от средних показателей по государственным вузам России, снижается. Следовательно, в физкультурных вузах в период с 1998 г. по 2004 г. количество преподавателей относительно численности студентов превышает средние показатели по государственным вузам России.
Таким образом, выявлены следующие тенденции, характеризующие уровень развития ППС физкультурных вузов: расширение кадрового состава, изменение структуры занятости работников с направленностью на снижение степени педагогической нагрузки, рост численности преподавателей, имеющих ученые звания и ученые степени, снижение числа студентов, приходящихся на одного преподавателя и др. Рассмотренные характеристики большинства ППС физкультурных вузов соответствуют критериям государственной аккредитации, используемым при экспертизе показателей деятельности высших учебных заведений. Более того, по отдельным показателям они превышают их, что свидетельствует о высоком уровне качества образования в соответствующих вузах с позиции квалификации педагогических работников.
На основании данных, полученных при проведении анкетирования студентов-выпускников СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта, выявлено, что такие характеристики работы ППС, как уровень профессиональной компетентности, подготовленность к занятиям, использование в работе современных мультимедийных средств, пунктуальность, объективность оценки и контроля знаний, доброжелательное отношение к студентам являются показателями, влияющими на качество получаемого в вузе образования. Статистическая обработка данных позволяет говорить о том, что между представлен-
ными аспектами работы преподавателей и качеством получаемого образования существует статистически значимая связь. Данные параметры характеризуют квалификацию ППС вуза.
Сделанные выводы свидетельствуют о том, что качественные и количественные параметры современного преподавательского состава являются важнейшими показателями качества профессиональной подготовки. Это в полной мере относится и к высшему профессиональному образованию в сфере физической культуры и спорта.
ЛИТЕРАТУРА
1. Закон РФ «Об образовании». - 8-е изд. - М. : Изд-во «Ось-89», 2004. - 64 с.
2. Коротков, Э.М. Управление качеством образования : учебное пособие для вузов / Э.М. Коротков. - М. : Академический проект, Мир, 2006. - 320 с.
3. Образование в Российской Федерации : статистический ежегодник. - М. : ГУ - ВШЭ, 2005. - 376 с.
4. Российский статистический ежегодник. 2005 : стат. сб. / Росстат. - М. : [б.и.], 2005.
5. Россия в цифрах : 2006 : крат. стат. сб. / Росстат. - М. : [б.и.], 2006. - 462 с.
6. Российское образование (www.edu.ru)
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ МУЖЧИН, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ, В ПРОЦЕССЕ ИХ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Л.Л. Шишков
Введение. Двигательная активность является обязательным и определяющим фактором, обусловливающим разворачивание структурно-физкультурной генетической программы организма в процессе индивидуального развития человека [2, 4, 7]. Целенаправленная двигательная деятельность людей направлена на укрепление их здоровья, развитие физического потенциала и достижение физического совершенства для эффективной реализации своих задатков с учетом личностной мотивации и социальной потребности [1, 3, 5, 6]. Современная предпринимательская деятельность связана с постоянными стрессами, дефицитом двигательной активности, эмоциональными нагрузками, существенным снижением доли физического труда в быту и в процессе двигательной активности. Выдвижение проблемы двигательной активности предпринимателей в число приоритетных задач общественного и социального развития обусловливает актуальность теоретической и практической разработки физкультурнооздоровительных технологий для данного контингента населения, необходимость развертывания соответствующих методических и организационных подходов.
Результаты и их обсуждение. Нами были опрошены 96 мужчин в возрасте 30-50 лет, занимающихся предпринимательской деятельностью. Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что 30-39-летние респонденты проявляют большой интерес к тренажерной подготовке (51,8%), спортивным играм (40,7%), плаванию (38,9%), туризму (37,0%) и занятиям индивидуальными видами спорта (29,6%). Следует выделить также и элитарные виды физической рекреации (гольф, конный и парусный спорт, виндсерфинг), которые интересуют 14,8% обследуемого контингента.
По мнению 69,8% респондентов, разнообразные упражнения и двигательные действия оказывают большое оздоровительное влияние на организм человека, способствуют улучшению его функционального состояния, активизируют нервную систему и формируют двигательный аппарат, нормализуют обмен веществ. Быстрое выполнение движений, частая их смена и постоянное чередование интенсивности физических нагрузок оказывают стимулирующее влияние на тонус сосудов, вызывают увеличение силы и подвижности нервных процессов, снижают нервное напряжение.
Многие (81,4%) анкетируемые полагают, что во время туристических путеше-