Литература (пп. 2-5 см. References)
1. Ильина Е. Наружное светодиодное освещение автомагистралей и улиц городов. Применимость светодиодов в наружном освещении с точки зрения визуального восприятия. Полупроводниковая светотехника. 2010; 4 (6): 50-5.
6. Зак П.П., Островский М.А. Потенциальная опасность освещения све-тодиодами для глаз детей и подростков. Светотехника. 2012; 3: 4-6.
7. Какие лампы обладают наибольшим биологическим влиянием на человека? Сравнение спектров излучения различных источников света. Available at:http://www.k-to.ru/ru/interesting/svet/detail.php)
References
1. Il'ina E. Outdoor LED lighting of highways and city streets. Applicability of LED outdoor lighting in terms of visual perception. Poluprovod-nikovaya svetotekhnika. 2010; 4 (6): 50-5.
2. Thapan K., Arendt J., Scene D.J. An action spectrum for melatonin supO ТЕКШЕВА Л.М., НАДЕЖДИН Д.С., 2014 УДК 613.955:628.98
Текшева Л.М., Надеждин Д.С.
состояние нервно-психической сферы младших школьников в течение учебного дня при люминесцентном и светодиодном освещении учебного кабинета
НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГБУ «НЦЗД» РАМН, 105064, Москва
Цель исследования - проверка гипотезы о том, что светодиодное освещение (СДО) учебного кабинета не оказывает более неблагоприятного влияния на изменение функционального состояния нервно-психической сферы школьников к концу учебного дня в сравнении с традиционным для школ люминесцентным освещением (ЛО). С помощью специально подобранных методов психофизиологического обследования проведено тестирование изменений функционального состояния нервно-психической сферы школьников в течение учебного дня и осуществлен анализ выраженности этих изменений в зависимости от вида освещения учебного кабинета. Установлено, что СДО по сравнению с ЛО приводит к достоверному ослаблению негативных изменений функциональной лабильности зрительного анализатора, силы возбуждения нервной системы и когнитивных функций, а также к усилению позитивных изменений психомоторики. Полученные данные позволяют рекомендовать применение светодиодных средств освещения в современных учебных заведениях.
Ключевые слова: охрана здоровья; светодиодное и люминесцентное освещение учебного кабинета; младшие школьники; психофизиологическое обследование; утомление; работоспособность; состояние нервно-психической сферы.
TekshevaL. M, Nadezhdin D. S. - PSYCHOPHYSIOLOGICAL RESEARCH OF CHANGES OF THE FUNCTIONAL CONDITION OF THE NEURO-PSYCHIC SPHERE OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN DURING THE SCHOOL DAY AT LUMINESCENT AND LED LIGHTING IN THE CLASSROOM.
Research institute of hygiene and health care of children and adolescents of Scientific Center of Child Healthcare, FASO, Moscow, Russian Federation, 105064
The purpose ofthe study is to test the hypothesis that the LED lighting ( LL) in training class does not have a negative impact on the change in the functional state of the neuro-psychiatric sphere in pupils by the end of the school day, if compared with traditional for schools fluorescent lighting (FL). With the help of specially matched methods for psychophysiological examination there was performed the testing of changes in the functional state of the neuro-psychiatric in pupils during the school day and there was made an analysis of these changes in dependence on the type of lighting the classroom. LL, if compared to FL, was established to lead to a significant weakening of the negative changes of functional lability of the visual analyzer, the power of excitation of the nervous system and cognitive functions, as well as to an increase in positive changes in psychomotorics. The data obtained allow us to recommend the use of LED lighting equipment in modern schools.
Key words: health; LED and fluorescent lighting in the classroom; junior schoolchildren; psychophysiological examination; fatigue; performance; state of the neuro-psychiatric sphere.
по мнению многих ученых, занимающихся вопросами гигиены и охраны здоровья детей и подростков, является изменение функционального состояния нервно-психической сферы учащихся, в том числе утомление нервной системы. Особая роль при этом отводится внешнесредовым факторам, связанным прежде всего с условиями образовательного процесса.
Большое значение во внешнесредовых факторах имеет освещение учебных кабинетов [6-9]. Действительно, наиболее загруженным анализатором, обеспечивающим получение школьниками информации на уроке, является зрительный анализатор. При этом для более высокой эффективности зрительного восприятия необходимы условия широкого пространственного обзора в поле зрения. Согласно общепринятым усло-
pression: evidence for a novel non-rod, non-cone photoreceptor system in humans. J. Physiol. 2001; 535 (Pt 1): 261-7.
3. Brainard G.C., Hanifin J.P., Greeson J.M., Byrne B., Glickman G., Gerner E., Rollag M.D. Action spectrum for melatonin regulation in humans: evidence for a novel circadian photoreceptor. J. Neurosci. 2001; 21 (16): 6405-12.
4. Johnston S.F. A history of light and colour measurement: science in the shadows. Bristol, Philadelphia: Inst. of Physics Publ.; 2001.
5. Effects sanitaires des systemes d'eclairage utilisant desdiodes electroluminescentes (LED) Saisine no. «2008-SA-0408»RAPP0RT d'expertise collective «Comite d'Experts Specialises (CES): Agents physiques, nouvelles technologies et grands amenagements». Octobre 2010.
6. Zak P.P., Ostrovskiy M.A. The potential danger of lighting LEDs for the eyes of children and adolescents. Svetotekhnika. 2012; 3: 4-6.
7. Which lamps have the greatest biological effect on a person? Comparison of the emission spectra of various light sources. Available at:http:// www.k-to.ru/ru/interesting/svet/detail.php)
Поступила 24.09.12 Received 24.09.12
Введение
Состояние здоровья детского населения страны вызывает серьезные опасения современных ученых. Особое внимание привлекает проблема охраны здоровья школьников, тесно связанного с условиями образовательного процесса [1—5]. Одним из основных последствий этого процесса,
для корреспонденции: Текшева Любовь Михаиловна, [email protected]
For correspondence: Teksheva Lubov', [email protected]
виям обучения в школах, наиболее характерным для зрительной нагрузки является режим ближнего зрения в условиях гиподинамии учеников и статичности дидактического материала. Поэтому проблема создания рационального освещения в учебных помещениях всегда рассматривалась как одна из наиболее актуальных в гигиене детей и подростков.
Традиционным для учебных кабинетов современных школ является люминесцентное освещение (ЛО). Одним из недостатков люминесцентных ламп является пульсация светового потока с частотой 100 Гц. Согласно данным различных исследований, этот эффект вызывает зрительное и умственное утомление [6, 8].
В настоящее время появилась возможность организации освещения учебных кабинетов современных школ светодиодными светильниками. Помимо экономии электроэнергии, такие светильники обладают еще целым рядом полезных качеств и свойств. Это высокая световая отдача (при минимальном энергопотреблении), нетепловое световое излучение, обусловливающее высокую механическую прочность и долгий срок эксплуатации, и другие специфические характеристики. Но с точки зрения гигиены и охраны здоровья школьников одна из главных особенностей светодиодного освещения (СДО) состоит в возможности снижения коэффициента пульсации практически до нуля. Можно предположить, что такого рода светодиодные светильники могут обеспечивать менее негативное изменение функций зрения и состояния нервно-психической сферы школьников в течение учебного дня.
Цель исследования - проверка гипотезы о том, что СДО учебного кабинета по сравнению с лО не оказывает более неблагоприятного влияния на изменение функционального состояния нервно-психической сферы школьников в процессе учебной деятельности.
Материалы и методы
Для решения поставленной задачи проведен сравнительный анализ изменения психофизиологических характеристик состояния нервно-психической сферы младших школьников (22 учащихся 4-го класса одной из московских школ) от начала к концу учебного дня при лО и СДО учебного кабинета. Совокупность психофизиологических методов исследования отобрана с учетом ряда требований, прежде всего высокой информативности при малом времени тестирования, не превышающем нескольких минут. Кроме того, многократность обследований не должна оказывать существенного влияния на получаемые показатели и снижать их значимость. Выбираемые методы должны также обеспечивать возможность объективной оценки психофизиологических характеристик функционального состояния нервно-психической сферы школьников. Выбраны следующие методы психофизиологического обследования.
1. Метод определения критической частоты слияния мельканий (КЧСМ) заключается в предъявлении световых вспышек-мельканий от безынерционного точечного источника света красного цвета с изменяющейся частотой следования. В зависимости от ответов испытуемого (свет мелькает или нет) частота вспышек по дихотомической схеме возрастала или снижалась. Оценивалась наименьшая частота (в Гц), при которой световые вспышки воспринимались без ощущения мельканий [10, 11]. Процедура проводилась 3 раза, усреднением полученных значений оценивалась КЧСМ (V!). Чем ниже полученные значения, тем меньше функциональная лабильность зрительного анализатора, что отражает степень утомления зрительного анализатора. Время обследования составляло 1,5 мин.
2. Метод простой сенсомоторной реакции (ПСМР) [10-12] - это совокупность однотипных заданий. В каждом из них испытуемый должен был держать нажатой исходную кнопку в ожидании включения светового индикатора, а при его появлении как можно быстрее нажать на кнопку ответа. По совокупности заданий оценивался латентный компонент окуломотор-ной реакции (У2) как время от подачи светового сигнала до начала движения руки (в мс). Показатель может отражать несколько иные проявления функциональной лабильности зрительного анализатора, так как он связан со скоростью афферентного синтеза (Анохин П.К.) при формировании целенаправленной реакции на световые раздражители [13]. Вместе с тем этот показатель связан со скоростью актуализации принятого решения, со скоростью нервно-мышечных возбуждений при подготовке двигательной реакции. Поэтому его значения одновременно связаны с функциональной лабильностью зрительного анализатора и со скоростью двигательных реакций. Этим методом оценивается также моторный компонент простой сенсомоторной реакции (У6) как время от начала движения руки до нажатия на кнопку ответа (в мс), что отражает скорость выполнения принятого решения. Чем больше этот показатель, тем меньше скорость психомоторики. Время одного обследования методом ПСМР составляло 0,5 мин.
3. Метод теппинг-тест динамический (ТТД) позволяет оценивать силу процессов возбуждения нервной системы [10-12] по способности субъекта удерживать максимально возможный для него темп мел-
Таблица 1
Комплекс психофизиологических показателей и методы их оценки
Показатель Метод обследования Группы показателей
У1 У2 Критическая частота слияния мельканий, Гц Латентный компонент оку-ломоторной реакции, мс КЧСМ ПСМР 1. Функциональная лабильность зрительного анализатора
У3 Нестабильность длительной моторики, мс ТТД 2. Проявление силы процессов возбуждения нервной системы
У4 Погрешность переключения внимания, % ДВ 3. Когнитивные функции (переключение внимания)
У5 У6 Время предельно быстрой моторики в течение 5 с, мс Моторный компонент простой сенсомоторной реакции, мс ТТД ПСМР 4. Темп психомоторной деятельности
У7 Время экстренного выбора, мс ДВ
кой моторики в течение 60 с, который может изменяться под влиянием утомления. В соответствии с тестовым заданием испытуемый в течение заданного времени постукивал по кнопке в максимально возможном для него темпе. При этом оценивалась нестабильность длительной моторики (У3) как среднеквадратическое отклонение интервалов времени между постукиваниями. Его увеличение может отражать снижение проявления силы нервных процессов. Кроме того, этот тест обеспечивает возможность оценки показателя время предельно быстрой моторики в течение 5 с (У5) как средний интервал между движениями (в мс) в течение первых 5 с выполнения задания. Он отражает темп мелкой моторики. Время обследования составляло 1,5 мин.
4. Метод директивного выбора (ДВ) [11, 14, 15] связан с многократным выполнением на максимальной скорости актов выбора из двух ответов в соответствии с предъявленным стимулом. При этом каждый следующий стимул предъявляется сразу после выполнения предыдущего решения, т. е. без пауз. Оценивалась погрешность переключения внимания (У4) как доля ошибочных реакций при смене стимула (в %), которая является одной из характеристик когнитивных функций. Чем больше этот показатель, тем меньше точность переключения внимания. Кроме того, оценивалось время экстренного выбора (У7), отражающего общий темп психомоторной деятельности (в мс). Чем больше этот показатель, тем меньше скорость психомоторики. Время обследования этим методом составляло 0,5 мин.
Перечисленные методы обеспечивают возможность оценки 7 показателей в течение достаточно малого времени (около 5 мин), что соответствует указанным выше требованиям. Возможность их применения для оценки процессов утомления была ранее опробована при исследовании изменений состояния нервно-психической сферы операторов в процессе их трудовой деятельности в помещениях с ЛО и СДО [7, 9].
Полученная совокупность показателей представляет собой четыре основные группы характеристик состояния нервно-психической сферы (табл. 1), отражающие функциональную лабильность зрительного анализатора (У1 и V2), проявление силы процессов возбуждения нервной системы (У3), когнитивные функции (У4) и темп психомоторной деятельности (У5-У7) с учетом ее многоуровневой структуры [16, 17]. Наиболее простой уровень психомоторики происходит вне зависимости от событий внешней среды - показатель V5. Более сложными уровнями являются скоростное реагирование на внешний стимул без выбора ответа (У6) и выбор реакций в зависимости от событий внешней среды (У7).
Методы реализованы на основе «Аппаратно-компьютерной» и «Функционально-компьютерной технологии» психофизиологического обследования [11, 12, 18].
Таблица 2
Показатели нервно-психической сферы учащихся на первом и последнем уроках и их изменения в течение учебного дня независимо от вида освещения
Vi Метод М1 о1 М2 о2 А р(А) Sign R P(R)
V1 КЧСМ 31,7 8,8 30,7 8,2 -1,04 < 0,05 (-) 0,88 < 0,001
V2 ПСМР 240 32,9 239 32,9 -1,59 - 0,59 < 0,001
V3 ТТД 40,8 24,3 44,9 28,1 4,06 < 0,05 (-) 0,17 < 0,05
V4 ДВ 12,8 22,1 14,8 21,6 1,96 < 0,01 (-) 0,77 < 0,001
V5 ТТД 176 19,2 173 18,0 -2,75 < 0,001 (+) 0,62 < 0,001
V6 ОМР 147 58,5 135 38,9 -11,6 < 0,01 (+) 0,29 < 0,01
V7 ДВ 377 78,6 366 86,5 -11,2 < 0,01 (+) 0,77 < 0,001
С каждым учеником многократно проводились парные психофизиологические обследования - в начале и конце учебного дня (на первом и последнем уроках) - всего 176 парных человекообследований при ЛО и СДО.
результаты и обсуждение
Результаты статистической обработки показателей независимо от вида освещения представлены в табл. 2. В графах Vi и метод указаны обозначения анализируемых показателей и методов их оценки. В графах М1 и М2 приведены средние значения каждого показателя на первом и последнем уроках соответственно, в графах о1 и о2 их среднеквадра-тические отклонения. В графе А представлены изменения показателей от первого к последнему уроку: А = (М2 - М1). Статистическая достоверность этих изменений приведена в графе р(А). Она оценивалась по парному типу t-критерия Стьюдента с учетом коэффициента корреляции между значениями в начале и конце учебного дня. В графе Sign сделан вывод о характере достоверного изменения состояния нервно-психической сферы по применяемым показателям к концу учебного дня: (+) - изменение позитивное, (-) - изменение негативное.
В графе R представлены коэффициенты корреляции между значениями показателей в начале и конце учебного дня, p(R) - их достоверность. В строках V1-V7 приведены эти результаты для каждого показателя Vi.
Анализ этих изменений при различных видах освещения учебного помещения представлен в табл. 3. В графах АЛО, оЛО и рЛО приведены среднее, среднеквадратическое отклонение и достоверность величин изменения каждого показателя от начала к концу учебного дня во время занятий при люминесцентном освещении (графа изменения при ЛО). В графах АСДО, оСДО и рСДО - то же самое для занятий при светодиодном освещении (графа изменения при СДО).
При этом за величину изменения показателя принималось значение Ai = Vi (на последнем уроке) - Vi (на первом уроке), где i - номер показателя.
Статистическая достоверность этих изменений рЛО и рСДО оценивалась по парному f-критерию Стью-дента. Для сравнения величин изменения показателей при ЛО и СДО в графе достоверность различий между АЛО и АСДО приведены значения парных t-критериев Стьюдента по усредненным для каждого субъекта величинам изменений при ЛО и СДО. Вывод о том освещении, при котором имеет место тенденция к более позитивным (в случае позитивного изменения показателя) или к менее негативным изменениям (в случае негативного изменения показателя к концу учебного дня) приведен в графе вывод ЛО/СДО. Вывод СДО означает, что более позитивные или менее негативные изменения произошли при светодиодном, а ЛО - при люминесцентном освещении.
Из табл. 2 видно, что все показатели, кроме V2, достоверно изменились от начала к концу урока. В то же время направление этих изменений у разных показателей неодинаково. Некоторые показатели к концу учебного дня изменились позитивно, другие - негативно (графа Sign). К показателям, негативные изменения которых были статистически достоверны, прежде всего относится КЧСМ (V1), снижение которой может быть связано с утомлением зрительного анализатора и нервной системы в целом. К концу учебного дня напряжение зрения (независимо от вида освещения) приводит к
негативному снижению КЧСМ. К другим показателям, с которыми произошли достоверные негативные изменения к концу учебного дня, относится показатель проявления силы нервных процессов: нестабильность длительной моторики ^3). К концу учебного дня проявление силы нервных процессов снижается, что также отражает утомление и снижение работоспособности нервной системы.
Существенные негативные изменения произошли с показателем когнитивных функций - погрешность переключения внимания ^4). Это означает, что к концу учебного дня когнитивные функции достоверно снижаются, что проявляется увеличением ошибочности принимаемых решений при переключении внимания.
В отличие от перечисленных негативных изменений с рядом других показателей произошли достоверные позитивные изменения в
течение учебного дня. Общим для них является то, что они входят в группу темп психомоторной деятельности (см. табл. 1) и отражают с разных сторон скоростные характеристики психомоторных реакций. Их изменения свидетельствуют о статистически достоверном повышении темпа психомоторной деятельности к концу учебного дня. При выявлении механизмов этого явления следует иметь в виду, что само психофизиологическое обследование школьника во время урока является сменой его деятельности, связанной с ограничением подвижности. Известно, что в таких случаях начинается процесс восстановления, одно из проявлений которого - повышение двигательной активности. Поэтому прекращение занятий за партой и начало выполнения двигательных тестовых заданий приводит к повышению темпа психомоторики именно в конце учебного дня, проведенного с ограничением двигательной активности.
Исключением является латентный компонент окуломоторной реакции ^2), который не имел достоверных изменений к концу учебного дня (см. табл. 2). Как видно из табл. 3, при ЛО и СДО этот показатель изменялся разнонаправленно, причем статистически достоверно при СДО. В силу разнонаправленности общее изменение снизилось и оказалось недостоверным. Это может быть связано с противоположными влияниями на изменение этого показателя к концу учебного дня двух одновременных процессов - снижения функциональной лабильности зрительного анализатора и ускорения темпа психомоторики.
Таким образом, процесс обучения в течение дня неоднозначно влияет на различные функции нервно-психической сферы школьника. Происходит наложение друг на друга двух основных факторов: 1) негативного процесса утомления и снижения работоспособности нервной системы; 2) позитивного процесса активизации двигательной активности и ускорения психомоторики при смене деятельности. В результате взаимодействия этих процессов каждый показатель отражает его парциальный итог в той сфере нервной деятельности, от которой он зависит.
Таблица 3
изменения показателей в течение учебного дня при Ло и Сдо
Vi Изменения при ЛО Изменения при СДО До- Вывод
в течение учебного дня достоверность изменений в течение учебного дня достоверность изменений стовер-ность раз-
личий между АЛО и АСДО
АЛО оЛО рЛО АСДО оСДО рСДО р ЛО/СДО
V1 -2,56 3,9 < 0,05 -0,33 4,0 - < 0,05 СДО
V2 4,67 25,8 - -4,84 32,2 < 0,05 < 0,05 СДО
V3 8,86 33,3 < 0,05 1,06 35,2 - < 0,05 СДО
V4 5,02 15,0 < 0,01 0,23 13,2 - < 0,05 СДО
V5 0,71 13,9 - -4,62 16,8 < 0,01 < 0,05 СДО
V6 -9,28 39,2 < 0,05 -12,76 71,4 < 0,05 - СДО
V7 -8,85 68,2 - -12,70 48,5 < 0,01 - СДО
С учетом полученных общих закономерностей изменения функционального состояния нервно-психической сферы школьников к концу учебного дня рассмотрим эти изменения в зависимости от вида освещения учебного кабинета (см. табл. 3). Из графы вывод ЛО/СДО видно, что различия изменений всех показателей к концу учебного дня имели одинаковую тенденцию: более позитивное или менее негативное изменение состояния нервно-психической сферы школьников к концу учебного дня имеет место при СДО. Этот результат непараметрического анализа уже отражает в целом позитивный эффект обучения при СДО учебного кабинета.
Для анализа достоверности различий между величинами изменения показателей при ЛО и СДО (т. е. между АЛО и ДСДО) в графе р указаны случаи их статистической достоверности. Видно, что изменения показателей У1-У5 при СДО достоверно отличались от ЛО к концу учебного дня. Этот результат свидетельствует о достоверно менее негативном изменении к концу дня таких показателей, как КЧСМ (У1), нестабильность длительной моторики (У3), погрешность переключения внимания (У4). Он свидетельствует также о достоверно более позитивном изменении к концу дня показателя время предельно быстрой моторики в течение 5 с (У5). Кроме того, для латентного компонента окуломоторной реакции (У2) достоверное отличие изменений проявилось как смена негативного изменения при ЛО на позитивное при СДО.
Вместе с тем изменения показателей У6 и У7 не имели достоверных различий. Чтобы сделать достаточно строгий вывод, необходимо рассмотреть все возможные гипотезы о возможных причинах их отсутствия: а) низкая надежность, «зашумленность» полученных показателей; б) их нечувствительность к исследуемым процессам; в) эти показатели надежны и валидны, но их изменения под влиянием учебного процесса слабо зависят от освещения. Для проверки первой гипотезы осуществлен корреляционный анализ воспроизводимости показателей путем вычисления коэффициентов корреляции между результатами обследований в начале и конце учебного дня (см. табл. 2). Из граф R и р^) видно, что все коэффициенты корреляции для рассматриваемых показателей У6-У7 не только положительны, но и высоко достоверны, что отражает положительную корреляционную связь между значениями, полученными в начале и конце учебного дня. Высокая воспроизводимость этих показателей в повторных обследованиях позволяет отвергнуть первую гипотезу о «зашумленности» данных.
Для анализа второй гипотезы в табл. 2 приведены достоверности изменений р(А) анализируемых показателей от первого к последнему уроку независимо от вида освещения. Видно, что показатели У6-У7 проявили статистически достоверные изменения в виде увеличения темпа психомоторной деятельности, что отражает отчетливое изменение состояния нервно-психической сферы школьников к концу учебного дня. Таким образом, проведенный анализ позволяет отвергнуть и вторую гипотезу о нечувствительности анализируемых показателей к изменениям состояния нервно-психической сферы. Это позволяет принять третью гипотезу: изменения показателей У6-У7, отличающихся высокой надежностью и валидностью при оценке изменений состояния нервно-психической сферы школьников к концу учебного дня, слабо зависят от освещения, и улучшения при СДО - это только тенденция.
Заключение
В результате проведенного исследования выявлены две основные группы показателей, которые по-разному отражают взаимодействие различных процессов изменения функционального состояния нервно-психической сферы школьников в течение учебного дня. К первой группе относятся показатели функциональной лабильности зрительного анализатора, проявление силы нервных процессов и когнитивных функций, которые под влиянием учебного процесса изменяются негативно, но при СДО учебного кабинета достоверно менее негативно, чем при ЛО. Ко второй группе относятся скоростные характеристики психомоторных функций, которые характеризуются позитивными изменениями к концу учебного дня, что, возможно, связано с ограничением двигательной активности учащихся во время уроков и с ее активизацией при смене деятельности. У показателя мелкой моторики (время предельно быстрой моторики в течение 5 с) эти позитивные изменения при СДО достоверно более выражены, чем при ЛО. Показатели следующих уровней сложности психомоторики (моторный компонент простой сенсомоторной реакции и время экстренного выбора) между СДО и ЛО достоверно не различались, но их высокая надежность и валидность свидетельствуют о том, что их изменения слабо зависят от освещения, при СДО отмечается их улучшение в виде тенденции.
Отвечая на поставленный вопрос, можно сделать вывод, что по совокупности анализируемых показателей процесс обучения младших школьников при СДО не оказывает на изменение функционального состояния нервно-психической сферы школьников более неблагоприят-
ного влияния, чем традиционное ЛО, а по некоторым характеристикам оказывает на него достоверно менее негативное и достоверно более позитивное влияние.
Полученные данные позволяют рекомендовать применение светодиодных средств освещения в современных учебных заведениях.
Литер ату р а
1. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях. Руководство для врачей. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2008.
2. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Чубаровский В.В., Рапопорт И.К., Даниленко О.В., Гончарова Г. А., Павлович К.Э., Бережков Л.Ф., Ильин А.Г., Куинджи Н.Н. Оценка нервно-психического здоровья и психофизиологического статуса детей и подростков при профилактических медицинских осмотрах. Пособие для врачей. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2005.
3. Громбах С.М. Психогигиена учебных занятий в школе. В кн.: Сер-дюковская Г.Н., Гельниц Г., ред. Психогигиена детей и подростков. М.: Медицина; 1985.
4. Кучма В.Р. Дети в мегаполисе: некоторые гигиенические проблемы. М.: НЦЗД РАМН; 2002.
5. Сухарева Л.М., Рапопорт И.К., Бережков Л.Ф., Ямпольская Ю.А., Звездина И.В. Особенности заболеваемости московских школьников за последние 50 лет. Гигиена и санитария. 2009; 2: 21-5.
6. Долин Е.В., Звездина И.В., Надеждин Д.С., Текшева Л.М., Шмаров И.А. Сравнительная гигиеническая оценка условий освещения люминесцентными лампами и светодиодными источниками света. Светотехника. 2011; 1: 48-52.
7. Кучма В.Р., Текшева Л.М., Надеждин Д.С., Звездина И.В. Гигиенические аспекты применения светодиодных источников в системах общего искусственного освещения. Гигиена и санитария. 2011; 2: 41-4.
8. Текшева Л.М. Сравнительная гигиеническая оценка условий освещения люминесцентными лампами и светодиодными источниками света в школах. Светотехника. 2012; 5: 16-22.
9. Dolin E.V., Zvezdina I.V., Nadezhdin D.S., Teksheva L.M., Shmarov I.A. Comparative medical-vision evaluation of illumination conditions with fluorescent lamps and with light-emitting diode light sources. Light & Engineering. 2011; 19(2): 28-41.
10. Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А., Блинова С.И., Федоров А.И., Игишева Л. Н. Практикум по психофизиологической диагностике. М.: ВЛАДОС; 2000.
11. Надеждин Д.С., Рапопорт И.К. Состояние здоровья и особенности психического развития первоклассников. Гигиена и санитария. 2009; 2: 56-60.
12. Матвеев Е.В., Надеждин Д.С. Системные вопросы проектирования приборов и комплексов для психофизиологических обследований. Медицинская техника. 1994; 4: 31-4.
13. Надеждин Д.С., Макулова Н.Д. Многоуровневая оценка функционального состояния зрительного анализатора в задачах контроля утомления нервной системы детей и подростков. В кн.: Сборник материалов X съезда педиатров России «Пути повышения эффективности медицинской помощи детям». Москва, 8-10 февраля 2005 г. Вопросы современной педиатрии. 2005; 4 (Приложение 1): 366-7.
14. Макулова Н.Д., Маслова О.И., Надеждин Д.С. Новые диагностические подходы к объективной оценке когнитивных нарушений у детей с синдромом минимальной мозговой дисфункции. В кн.: Охрана психического здоровья детей и подростков: материалы IV конгресса педиатров России. Москва, 17-18 ноября 1998. М.: Союз педиатров России; 1998: 61-2.
15. Сухарева Л.М., Надеждин Д.С., Кузенкова Л.М. Маслова О.И., Гло-ба О.В., Андреенко Н.В., Гончарова Г.А., Сахаров В.Г. Особенности психических функций у детей младшего школьного возраста с изменениями психоневрологического статуса. Российский педиатрический журнал. 2009; 2: 28-33.
16. Сухарева Л.М., Надеждин Д.С. Возраст поступления в школу, как фактор психофизиологической и психосоциальной адаптации детей-первоклассников. Российский педиатрический журнал. 2012; 4: 41-5.
17. Сухарева Л.М., Надеждин Д.С. Психофизиологические и психосоциальные особенности детей - первоклассников разного возраста. Альманах «Новые исследования». 2012; 1: 19-30.
18. Надеждин Д.С. Современные методические подходы к изучению функционального состояния ЦНС у детей и подростков. В кн.: Материалы международного конгресса «Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке». 12-14 мая 2004 года. М.: НЦЗД РАМН; 2004: 319-23.
References
1. Baranov A.A., Kuchma V.R., Sukhareva L.M. Assessment of a state of health of children. New approaches to scheduled and improving
maintenance in educational institutions. The management for doctors [Otsenka sostoyaniya zdorov'ya detey. Novye podkhody k profilakticheskoy i ozdorovitel'noy rabote v obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh. Rukovodstvo dlya vrachey]. Moscow: GEOTAR-Media; 2008. (in Russian)
2. Baranov A.A., Kuchma V.R., Sukhareva L.M., Chubarovskiy V.V., Rapoport I.K., Danilenko O.V., Goncharova G.A., Pavlovich K.E., Berezhkov L.F., Il'in A.G., Kuindzhi N.N. Assessment of psychological health and psychophysiological status of children and teenagers in preventive medical examinations. Grant for doctors [Otsenka nervno-psikhicheskogo zdorov'ya i psikhofiziologicheskogo statusa detey i podrostkovpri profilakticheskikh meditsinskikh osmotrakh. Posobie dlya vrachey]. Moscow: GEOTAR-Media; 2005. (in Russian)
3. Grombakh S.M. Psychohygiene of studies at school. In: Serdyukovskaya G.N., Gel'nits G., eds. Psikhogigiena detey i podrostkov.Psychohygiene of children and teenagers [Psikhogigiena detey i podrostkov]. Moscow: Meditsina; 1985. (in Russian)
4. Kuchma V.R. Children in the megalopolis: some hygienic problems [Deti v megapoli.se: nekotorye gigienicheskie problem]. Moscow: NTsZD RAMN; 2002. (in Russian)
5. Sukhareva L.M., Rapoport I.K., Berezhkov L.F., Yampol'skaya Yu.A., Zvezdina I.V. Features of incidence of the Moscow school students over the last 50 years. Gigiena i sanitariya. 2009; 2: 21-5. (in Russian)
6. Dolin E.V., Zvezdina I.V., Nadezhdin D.S., Teksheva L.M., Shmarov I.A. Comparative hygienic assessment of conditions of lighting by luminescent lamps and LED light sources. Svetotekhnika. 2011; 1: 4852. (in Russian)
7. Kuchma V.R., Teksheva L.M., Nadezhdin D.S., Zvezdina I.V. Hygienic aspects of application of LED sources in systems of the general artificial lighting. Gigiena i sanitariya. 2011; 2: 41-4. (in Russian)
8. Teksheva L.M. Comparative hygienic assessment of conditions of lighting by luminescent lamps and LED light sources at schools. Svetotekhnika. 2012; 5: 16-22. (in Russian)
9. Dolin E.V., Zvezdina I.V., Nadezhdin D.S., Lyubov M. Teksheva L.M., Shmarov I.A. Comparative medical-vision evaluation of illumination conditions with fluorescent lamps and with light-emitting diode light sources. Light & Engineering. 2011; 19 (2): 28-41.
10. Kazin E.M., Blinova N.G., Litvinova N.A., Blinova S.I., Fedorov A.I., Igisheva L. N. Workshop on psychophysiological diagnostics [Praktikum po psikhofiziologicheskoy diagnostike]. Moscow: VLADOS; 2000. (in Russian)
11. Nadezhdin D.S., Rapoport I.K. State of health and features of mental development of first graders. Gigiena i sanitariya. 2009; 2: 56-60. (in Russian)
12. Matveev E.V., Nadezhdin D.S. System design considerations devices and complexes for psychophysiological study. Meditsinskaya tekhnika. 1994; 4: 31-4. (in Russian)
13. Nadezhdin D.S., Makulova N.D. Multilevel assessment of a functional condition of the visual analyzer in problems of control of exhaustion of nervous system of children and teenagers. In: Collection of materials X of Congress ofpediatricians of Russia «Ways of increase of efficiency of medical care to children» [Sbornik materialov X s»ezda pediatrov Rossii «Puti povysheniya effektivnosti meditsinskoy pomoshchi detyam»]. Moscow, February 8—10, 2005. Voprosy sovremennoy pediatrii. 2005; 4 (Suppl. 1): 366-7. (in Russian)
14. Makulova N.D., Maslova O.I., Nadezhdin D.S. New diagnostic approaches to an objective assessment of cognitive violations at children with a syndrome of the minimum brain dysfunction. In: Materials IY of the congress ofpediatricians of Russia «Mental health care of children and teenagers» [Okhrana psikhicheskogo zdorov'ya detey i podrostkov: materialy IV kongressa pediatrov Rossii]. Moscow, 17—18 November 1998. Moscow: Soyuz pediatrov Rossii; 1998: 61-2. (in Russian)
15. Sukhareva L.M., Nadezhdin D.S., Kuzenkova L.M. Maslova O.I., Globa O.V., Andreenko N.V., Goncharova G.A., Sakharov V.G. Features of mental functions at children of younger school age with changes of the psychoneurological status. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2009; 2: 28-33. (in Russian)
16. Sukhareva L.M., Nadezhdin D.S. Age of receipt in school, as a factor of psychophysiological and psychosocial adaptation of children first graders. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2012; 4: 41-5. (in Russian)
17. Sukhareva L.M., Nadezhdin D.S. Psychophysiological and psychosocial features of children - first graders of different age. Al'manakh «Novye issledovaniya». 2012; 1: 19-30. (in Russian)
18. Nadezhdin D.S. Modern methodical approaches to studying of a functional condition of TsNS at children and teenagers. In: Materials of the international congress «Health, training, education of children and youth in the XXI century» [Materialy mezhdunarodnogo kongressa «Zdorov'e, obuchenie, vospitanie detey i molodezhi v XXI veke»]. May 12-14, 2004. Moscow: NTsZD RAMN; 2004: 319-23. (in Russian)
Поступила 03.06.13 Received 03.06.13
Юбилейные даты
О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2014 УДК 613/.614:378.661]:061.75
Мельниченко П.И., Прохоров Н.И., Ермакова Н.А., Юрьева И.В.
к 130-летию кафедры общей гигиены первого московского государственного медицинского университета им. и.м. Сеченова
ГБОУ ВПО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова « Минздрава России, 119991, Москва
В 2014 г. исполняется 130 лет со дня основания одной из старейших кафедр в нашей стране - кафедры общей гигиены Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова.
Кафедра прошла длительный и сложный путь формирования дисциплины «Гигиена» - от отдельных сведений по личной гигиене и диетологии к пониманию социально-общественной значимости профилактики в здравоохранении. Исторические корни возникновения и формирования кафедры уходят далеко в прошлое. В соответствии с Уставом Императорского Московского университета (ИМУ) в 1835 г. гигиена была включена в курс судебной медицины, медицинской полиции и эпизоотологии. В этом курсе гигиена осуществляла функции контроля за качеством воды, продуктов питания, условиями труда и быта населения. Исторические события Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. и массовые эпидемии в стране настоятельно требовали усиления подготовки студентов-медиков в области гигиены. В связи с этим Ученый Совет ИМУ неоднократно выносил постановления о создании самостоятельной кафедры гигиены. В 1882 г. на медицинский факультет был при-
глашен Федор Федорович Эрисман (Фридрих Гульдрейх, нем. Friedrich Huldreich Erismann), русско-швейцарский гигиенист, известный медицинской общественности как крупный организатор санитарного дела и исследователь гигиенических проблем, связанных с условиями труда рабочих, санитарной экспертизой условий проживания населения, оценкой физического развития детей и подростков в России. В декабре этого же года Ф.Ф. Эрисман прочитал первую лекцию студентам, в которой отметил, что «врач должен не только лечить больных, но и предупреждать заболевания и, что собственно в этом заключается идеальная сторона его призвания, самая лучшая и самая полезная сторона его практической деятельности». Ф. Ф. Эрисман изложил цели и задачи гигиены, сформулировал новую концепцию этой науки. Важнейшими ее положениями были: «Гигиена есть наука об общественном здоровье»; «Не каждый врач ... может быть специалистом по гигиене, но каждый может и должен усвоить гигиенический способ мышления»; «умение устранять санитарные недуги общества ... вернее спасает от болезни и смерти, нежели все рецепты и лекарства вместе взятые»; «Санитарное направление