УДК [613.646+613.165]-078:378.162
Д.Б.БЕККАЗИНОВА, Д.М. СЫЗДЫКОВ, А.Р. ТОККОЖИНА, Б.К. КАЛТОРЕЕВА
Казахский Национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова, кафедра коммунальной гигиены и ГДП
СОСТОЯНИЕ МИКРОКЛИМАТА И ОСВЕЩЕНИЯ В УЧЕБНЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
(НА ПРИМЕРЕ КАЗНМУ)
Изучены основные параметры микроклимата и освещения в учебных помещениях ВУЗа и разработаны гигиенические рекомендации.
Оценка микроклимата проводилась на основе изучения его основных параметров в корпусах, результаты показателей микроклимата сопоставлялись с нормативами по микроклимату и освещению. Проведено анкетирование студентов для определения их субъективных ощущений. Выявлены отклонения по показателям микроклимата и освещения в учебных помещениях.
Ключевые слова: Микроклимат, освещение, температура, влажность, учебные помещения
Введение. Современный студент большую часть времени проводит в стенах университета. Помещения становятся для студентов своеобразной средой обитания. Параметры микроклимата оказывают непосредственное влияние на тепловое самочувствие человека и его работоспособность, настроение [1]. Например, понижение температуры и повышение скорости движения воздуха способствуют усилению конвективного теплообмена и процесса теплоотдачи при испарении пота, что может привести к переохлаждению организма. Повышение скорости движения воздуха ухудшает самочувствие, так как способствует усилению конвективного теплообмена и процессу теплоотдачи при испарении пота. При повышении температуры воздуха возникают обратные явления. Исследователями установлено, что при температуре воздуха более 30°С работоспособность человека начинает падать. Для человека определены максимальные температуры в зависимости от длительности их воздействия и используемых средств защиты. Существенное значение имеет равномерность температуры. Вертикальный градиент не должен выходить за пределы 2-3 0 С. Переносимость человеком температуры, как и его теплоощущение, в значительной мере зависит от влажности и скорости окружающего воздуха. Чем больше относительная влажность, тем меньше испаряется пота в единицу времени и тем быстрее наступает перегрев тела. Недостаточная влажность воздуха также может оказаться неблагоприятной для человека вследствие интенсивного испарения влаги со слизистых оболочек, их пересыхания и растрескивания, а затем и загрязнение болезнетворными микроорганизмам. Свет обеспечивает связь с окружающей средой, обладает высоким биологическим и тонизирующим действием. Установлено, что как при низком, так и при слишком высоком уровне освещенности быстро утомляются органы зрения - глаза [2]. В первом случае из-за постоянного напряжения, во втором из-за частой адаптации, что в большинстве случаев ведет к развитию близорукости. Цель исследования. Изучить основные параметры микроклимата и освещения в учебных помещениях ВУЗа и разработка гигиенических рекомендаций.
Задачи:
1.Изучить параметры микроклимата (температуру, влажность и скорость движения воздуха) в учебных помещениях ВУЗа (на примере КазНМУ).
2.Установить уровни естественного и искусственного освещения на рабочих поверхностях.
3.Провести анкетирование студентов по субъективному ощущению комфортности микроклимата.
4.Сравнить результаты исследования с требуемыми нормами и разработать гигиенические рекомендации. Материалы и методы. Объектом исследования явился Казахский Национальный медицинский университет имени С. Д. Асфендиярова, город Алматы. В данном университете обучается более 10000 студентов. Оценка микроклимата проводилась на основе изучения его основных параметров в корпусах: Интро №2 - кафедра эпидемиологии; Интро №7 - кафедра анатомии; Интро №7 - кафедра гистологии; Аудиторный корпус - кафедра русского языка; Учебный корпус №2 - кафедра английского языка, ВШОЗ - кафедра коммунальной гигиены; также были проведены измерения в общежитиях университета №3 и №7 - читальный зал. Измерения проводили по одному кабинету или аудиторий перечисленных кафедр и сопоставляли результаты показателей микроклимата с нормативами по микроклимату [3] и освещению [4].
Температуру воздуха определяли аспирационным психрометром Ассмана (производство Россия) в трех точках по диагонали: 0,25 м от наружной стены, в центре помещения и 0,25м от внутреннего угла комнаты. В каждой точке делали по 3 замера на высоте 0,25 м и 1,5 м от пола и 0,25 м от потолка [5].
Измерение относительной влажности проводили психрометром Ассмана (одновременно с температурой). В трех точках на уровне 0,1 м и 0,6 м и 1,7 м от поверхности пола [5].
Помимо основных параметров микроклимата были проведены замеры естественного и искусственного освещения на рабочих поверхностях с помощью люксметра ТКА-ПКМ (производство Россия) [5]. Оценка скорости движения воздуха проводилось крыльчатым электронным анемометром (производство Россия) [5].
Изучение субъективных ощущений студентов проводились с помощью анкетно - опросного метода учащихся университета. Анкетирование проводилось на
базе университета, соответствующих выбранным зонам наблюдения. При анкетировании выяснялись следующие вопросы: оценка комфортности микроклимата, ощущения студентов во время занятий (чувство охлаждения конечностей), субъективное мнение студентов о достаточности естественного и искусственного освещения, наличие напряжения зрительного анализатора во время работы студента. Результаты:
В ходе работы были проведены измерения по следующим параметрам микроклимата: температура, влажность воздуха, скорость движения воздуха, а также измерения естественного и искусственного освещения на рабочей поверхности.
Полученные усредненные результаты измерений температуры воздуха в кабинетах университета представлены на рисунке №1.
Рисунок 1 - Показатели температурного режима в учебных помещениях КазНМУ
Оптимальная температура в соответствии с [3] 20-22°С, допустимая 18-24°С. Температура соответствует оптимальной лишь на одной кафедре гистологии - 22°С. Значительные превышения температуры наблюдались на кафедре английского языка - 27,3°С. На кафедре коммунальной гигиены температура воздуха была ниже допустимых норм - 17°С. В остальных изученных помещениях температура колебалась в пределах
допустимых норм. Резких колебаний температуры по вертикали и горизонтали не установлено. Относительная влажность по нормативам [3] оптимальная 45-30 %, допустимая-60%. По проведенным расчетам, после нахождения абсолютной влажности, рассчитана относительная влажность и получены следующие результаты (рисунок 2).
Рисунок 2 - Показатели влажности в учебных помещениях КазНМУ
Влажность не соответствует нормам лишь на одной кафедре - английского языка 72% - значительное превышение. В остальных изученных помещениях влажность колебалась в пределах допустимых норм. По результатам измерений скорость движения воздуха во всех изучаемых кабинетах и аудиториях университета не превышает 0,01м/с.
По гигиеническим нормам [4] уровень естественного освещения в КЕО (коэффициент естественного освещения) в кабинетах и аудиториях должен составлять при боковом освещений не менее 1%, а в читальных залах 1,2%. Не соответствуют требованиям
естественного освещения помещения кафедры
английского языка (0,13%), эпидемиологии (0,69%), коммунальной гигиены (0,59%), в общежитии №7 -читальный зал (0,22%). На кафедре английского языка уровень естественного освещения имеет грубейшие отхождения от требуемых норм, так как находится в помещении с пристройкой, без естественного освещения и проветривания, что повлекло за собой практически полное отсутствие доступа естественного света и несоответствие показателей микроклимата. На кафедрах анатомии (2,57%), гистологии (2,4%), русского языка (7,31%); в читальном зале общежития №3 - (2,12%) уровень КЕО соответствует норме (рисунок 3).
Рисунок 3 - Уровень естественного освещения в учебных помещениях КазНМУ
По нормам [4] уровень искусственного освещения должен составлять не менее 400 люкс для кабинетов и аудиторий, а также читальных залов. По результатам люксметрии недостаточное искусственное освещение на кафедрах: эпидемиологии - 105 лк, английского языка -
84 лк, коммунальной гигиены - 68 лк; в читальных залах общежития №3 - 153 лк и №7 - 90 лк, На кафедрах: анатомии (430 лк), гистологии (480 лк), русского языка (580 лк) искусственное освещение на допустимом уровне (рисунок 4).
600
500
400
Ф
300
200
100
480^ ^ 532
430^
/ \ 1«
90
105 84 ' —• 68
ОС
Ла
•Расчеты -В норме
Рисунок 4 - Уровень искусственного освещения в учебных помещениях КазНМУ
При анкетировании студентов были получены следующие результаты: 24% студентов считают микроклимат некомфортным, 10% из опрощенных -дискомфортным, 24% - оптимальным, 22% - допустимым, 22% - комфортным. У 24% процентов студентов во время занятий замечалось охлаждение конечностей, 22% -иногда наблюдалось, 55% - таких проявлений не было. При оценке достаточности естественного освещения 84% считают его достаточным, 16% - недостаточным. Такой же вопрос ставился и в отношении искусственного освещения 83% - считают достаточным, а 18 % -недостаточным. При этом у 10% из опрошенных во время занятий отмечается напряжение зрительного анализатора, у 48% - не отмечается и у 40% - отмечается иногда.
Результаты проведенной работы позволили сформулировать следующие выводы: Превышение допустимой температуры наблюдалось на кафедре английского языка. Температура воздуха ученых помещений ниже нормы отмечена на кафедре коммунальной гигиены (ВШОЗ). На остальных 6 кафедрах температурный режим благоприятен. Влажность воздуха не соответствует требованиям в одной (кафедра английского языка) из 8 контрольных точек.
Скорость движения воздуха во всех изученных помещениях находится в пределах нормы. Измерение уровня естественного освещения показало полное несоответствие освещения дневным светом в
кабинетах английского языка и читального зала общежития №7.
Измерение искусственного освещения показало, что в пяти из восьми помещений наблюдается недостаточность искусственного освещения (кафедра эпидемиологии, английского языка, коммунальной гигиены и читальные залы общежитий) Расположение кафедры английского языка не соответствует гигиеническим нормативам по всем показателям. Запрещено расположение учебных помещений без естественного освещения и проветривания, что и сказалось на результатах исследования.
34% студентов считает микроклимат учебных помещений ВУЗа некомфортным, либо дискомфортным, что проявляется чувством охлаждения конечностей (24%), подтверждая наши объективные исследования. 16% студентов не удовлетворены уровнем естественного освещения, 18% - уровнем искусственного освещения. Что и объясняет напряжение зрительного анализатора у 10% студентов во время занятий. Рекомендации:
Перенести учебные кабинеты кафедры английского языка в другое помещение.
В помещениях кафедры коммунальной гигиены необходимо увеличить площадь обогревательных приборов.
Перенести читальный зал общежития №7 в другое менее затененное помещение.
Применение в светильниках ламп надлежащей мощности или общее увеличение светильников и мощности ламп в помещениях с недостаточным освещением.
Ограничение прямой блесткости путем применения соответствующей арматуры.
Предусмотреть левостороннее боковое освещение в учебных кабинетах.
Регулярная отчистка осветительной арматуры и окон.
Список литературы
1 Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов С.В.Белов, А.В. Ильницкая, А.Ф. Козьяков. — 4-е изд. испр. и доп. - М.: Высшая школа, 2004. - 616 с.
2 С.В.Кравков, Глаз и его работа. Издание АН СССР 1962 г. С.В.Кравков, Глаз и его работа. - М.: Издание АН СССР. - 1962.
3 ГОСТ 30494-96 «Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещении».
4 СНиП РК 2.04-05-2002 «Естественное и искусственное освещение».
5 Неменко Б.А., Бекказинова Д.Б., Арынова Г.А., Елгондина Г.Б. Руководство к практическим занятиям по коммунальной гигиене: учебник. - Алматы, 2008.- 430с.
Д.Б. Бекказинова, Д.М. Сыздыкрв, А.Р. Токкожина, Б.К. Калтореева С.Д. Асфендияров атындагы ^азак, ¥лттын, медициналык университет'1, коммуналдык гигиена жэне БЖГ кафедрасы
ЖОГАРГЫ ОКУ ОРЫНДАРЫНЫН, ОКУ Б0ЛМЕЛЕР1НДЕ МИКРОКЛИМАТ ЖЭНЕ ЖАРЫКТАНДЫРУ ЖАЭДАЙЫ (КАЗ¥МУ
МЫСАЛЫНДА)
Туйш: ЖОО оку белмелершдеп микроклимат пен жарыктандырудын, непзп параметрлерi зерттелiндi жэне гигиеналык усыныстар жасалды.
Гимараттарда^ непзп параметрлерЫ зерттеу непзЫде микроклиматты баfалау жYPгiзiлдi, микроклимат керсеткштершщ нэтижелерi микроклимат жэне жарыктандыру нормативтерiмен салыстырылды. Студенттердiн субъективтiк туйактерш аныктау Yшiн сауалнама жYPгiзiлдi. Оку ^мараттарында микроклимат жэне жарыктандыру бойынша ауыткулар аныкталды. ТYЙiндi сездер: Микроклимат, жарыктандыру, температура, ылfалдылык, оку белмелерi
D.B. Bekkazinova, D.M. Syzdykov, A.R. Tokkozhina, B.K. Kaltoreyeva Kazakh National Medical University named after Asfendiyarov, Department of Communal Hygiene and Hygiene of Children and Teenagers
The State of microclimate and illumination in the classrooms of the Universities (on the basis of example of KazNMU)
Resume: The main parameters of microclimate and illumination in the classrooms of the Universities were studied. And hygienic recommendations were developed.
Assessment of microclimate was based on learning key parameters in the buildings, the results of microclimate significances were compared with the standards of microclimate and lighting. Conducted a survey of students to determine their subjective feelings. Deviations in terms of climate and lighting in classrooms were detected. Keywords: microclimate, illumination, temperature, humidity, classrooms