УДК 614.23:378.241
МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ И ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ НА МЛАДШИХ КУРСАХ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
В.С. Лучкевич, И.Л. Самодова, А.П. Фигуровский, Т.З. Аликбаев Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова,
Санкт-Петербург, Россия
MEDICAL AND SOCIAL AND HYGIENIC FEATURES OF THE EDUCATIONAL PROCESS AND THE LEARNING ENVIRONMENT OF STUDENTS ON AN UNDERGRADUATE MEDICAL STUDENT
V.S. Luchkevich, I.L. Samodova, A.P. Figurovskiy, T.Z. Alikbaev North-West State Medical University named after I.I. Mechnikov, Saint-Petersburg, Russia
© Коллектив авторов, 2014
Целью данного исследования явились разработка и обоснование комплекса профилактических мероприятий, направленных на оптимизацию учебного процесса для студентов младших курсов высших учебных медицинских заведений. В процессе исследований дана гигиеническая оценка микроклимата, освещенности и химического фактора в учебных помещениях кафедр, ведущих учебный процесс на младших курсах медицинского университета. Субъективная оценка удовлетворенности образовательным процессом студентов младших курсов проводилась по результатам медико-социологического исследования. Рассмотрены вопросы материально-технического, организационного, библиотечного, информационного обеспечения учебного процесса на кафедрах, обучающих студентов на 1, 2 курсах. Установлено, что большинство (70,7%) студентов субъективно оценили свое здоровье на 4 балла по пятибалльной шкале. Показано, что более половины (70,1%) учащихся удовлетворены своей студенческой жизнью. Выявлено, что в учебных помещениях в период отключения отопления в аудиториях и лекционных залах на первом этаже микроклимат характеризуется как охлаждающий с низкими величинами температуры воздуха (менее 19°С) и повышенной влажностью (более 60%), в связи с чем необходимо проводить регулярные контрольные гигиенические измерения параметров микроклимата в учебных помещениях кафедр. Исследование показало, что изучение удовлетворенности образовательным процессом студентов целесообразно для обоснования необходимости проведения мероприятий по совершенствованию образовательного процесса в университете, повышения качества жизни студентов и преподавателей. Необходимо совершенствование системы пропаганды здорового образа жизни и повышения уровня медико-профилактической активности студентов особенно на младших курсах высших учебных заведений.
Ключевые слова: студенты, оценка здоровья, микроклимат, физические и химические факторы, медико-социологические исследования, учебный процесс, удовлетворенность, качество жизни.
The aim of this research were the development and validation set of preventive measures designed to optimize the learning process for undergraduate students of higher medical education. Hygienic standardization of the physical, chemical and biological factors that influence the students in the learning process is a key element in creating safe learning process and the health of young people. The analysis of hygiene education students: temperature, speed, relative humidity, climate, lighting, noise, and vibration in the classrooms of the University. The estimation of student satisfaction with the educational process using a specially designed questionnaire. Found that the majority (70.7%) students subjectively rated their health by 4 points on a five-point scale. It is shown that more than half (70.1%) of students are satisfied with their student life. It was revealed that in the classroom climate characterized by a cooling with low values of air temperature (less than 19°C) and high humidity (over 60%). The study research that it is necessary to promotion of healthy lifestyles and improving health and preventive activity, especially for the first year students of the higher education.
Key words: students, health assessment, microclimate, physical and chemical factors, medical and sociological research, educational process, satisfaction, quality of life.
Введение
Сохранение и укрепление здоровья молодежи является одной из актуальных и важных социальных и медицинских проблем на современном этапе. В настоящее время в международных и отечественных программах предусмотрены мероприятия по охране и укреплению здоровья населения. Среди приоритетных направлений определена необходимость создания оптимальных условий жизнедеятельности молодежи. Новые социальные, экономические и культурные процессы, происходящие в России, не могут не повлечь за собой радикального изменения в работе высших учебных заведений. Поэтому для развития каждого вуза актуальными являются качество предоставляемого образования, условия, созданные для учебы, уровень профессионализма профессорско-преподавательского состава, материально-техническое обеспечение учебного процесса [1-3].
С позиций современной профилактической медицины обоснованное назначение оздоровительных мероприятий в учебных заведениях невозможно без гигиенической оценки условий микроклимата, химического состава воздуха помещений, освещенности, шума, вибрации. Гигиеническое нормирование физических, химических и биологических факторов, влияющих на учащихся в процессе обучения, - главное звено в организации безопасного учебного процесса и сохранения здоровья молодежи.
В последние годы особое внимание государственных структур обращено на результаты медико-социологических исследований, проводимых среди молодежи для оценки удовлетворенности обучающихся организационным, материально-техническим, информационным обеспечением образовательного процесса в учебных заведениях. Внедрение современных методов медико-социологических исследований позволяют выявить новые, мало изученные факторы риска учебного процесса [2, 4].
Однако до настоящего времени комплексных медико-социологических и гигиенических исследований, направленных на изучение факторов риска условий обучения на здоровье и качество жизни студенческой молодежи, представлено мало. Недостаточно разработаны показатели оценки студентами качества образовательного процесса как критерия эффективности проводимых в учебных заведениях профилактических и организационно-методических мероприятий. Отсутствуют данные о динамике пока-
зателей качества жизни в зависимости от курса обучения, объема учебной и общественной нагрузки, характеристики условий проживания и т.д. Актуальным является изучение потребностей студентов младших курсов в различных видах медицинской, социально-психологической и педагогической помощи. Недостаточно обоснованы профилактические мероприятия по совершенствованию организации учебного дня и быта студентов младших курсов медицинских вузов. В этой связи тщательные и всесторонние гигиенические и медико-социологические исследования условий обучения студентов младших курсов медицинского университета приобретают особое значение, а обоснование проведения профилактических мероприятий по оптимизации учебного процесса являются чрезвычайно актуальным [5].
Цель исследования: разработка и обоснование комплекса профилактических мероприятий, направленных на оптимизацию учебного процесса для студентов младших курсов высших медицинских учебных заведений.
Материалы и методы
В работе использованы гигиенические, физиологические, санитарно-химические, социологические, математико-статистические методы исследования. В учебных помещения, аудиториях, лекционных залах на кафедрах, проводящих учебный процесс для студентов младших курсов СЗГМУ им. И.И. Мечникова, измерению подлежали температура воздуха, скорость его движения и относительная влажность. Замеры проводили с помощью измерителя температуры и влажности «ТКА-ПК» (модель 41) и термоэлектроанемометра ТКА-ПКМ (модель 60). Для изучения динамики изменений температуры и относительной влажности воздуха в течение суток использовали метеорологические термограф М-16 и гигрограф М-21.
Уровни шума и общей вибрации в помещениях измеряли анализатором шума и вибрации «Ассистент» Для измерений показателей световой среды использовали люксметр-яркомер ТКА-ПКМ (модель 02), пульсметр-люксметр ТКА-ПКМ (модель 08) и УФ-радиометр ТКА-ПКМ (модель 12).
Экспресс-диагностику химического состава воздуха в аудиториях осуществляли с помощью газоанализаторов «Хоббит» и «ОКА», а также насоса аспиратора НП-3М с индикаторными
трубками, что позволило определить содержание озона, диоксида азота, оксида углерода, аммиака, сероводорода, формальдегида и других вредных химических веществ.
В качестве объекта гигиенических исследований вышеприведенных производственных факторов были выбраны кафедры анатомии, гистологии, физики, социально-гуманитарных наук, биологии, биологической и общей химии. Выбор кафедр обосновывался объемом учебных часов на 1 и 2 курсах лечебного факультета, проводимых в течение учебного года.
С целью оценки удовлетворенности образовательным процессом студентов, был использован специально разработанный многомерный опросник, включающий 30 пунктов, охватывающий пол, возраст студентов, особенности учебного процесса, характеристику и режим учебного дня, питания, оценку материально-технического обеспечения учебного процесса, библиотечным фондом, информированностью, оценку удовлетворенности взаимодействием с профессорско-преподавательским составом университета.
В исследовании приняли участие студенты 1 курса лечебного факультета СЗГМУ им. И.И. Мечникова 2012 года зачисления (п = 75). В изучаемой совокупности обследованных
преобладали девушки (65,3%). Возраст анкетируемых студентов распределился следующим образом: 17-19 лет - 85%; 20-22 года - 7%; 2325 лет - 6%; 26 лет и старше - 2%. Обработка проводилась с использованием оценки достоверности (репрезентативности) результатов исследований (Р = 95%, t = 2).
Результаты и их обсуждение
Проведенные медико-социологические исследования по изучению мнения студентов о качестве обучения на младших курсах медицинского университета, позволили установить, что большинство студентов субъективно оценили как свое здоровье, так и качество жизни на 4 балла по пятибалльной шкале (70,7% и 42,7% соответственно).
Установлено, что более половины (70,1%, при р<0,05, t = 2, Рген = 59,7^80,5) первокурсников удовлетворены своей студенческой жизнью (табл. 1).
Исследование выявило удовлетворенность обучающихся уровнем освоения образовательных программ и их содержанием (70,6% и 50,6% соответственно). В общей совокупности 46,6% (при р<0,05, t = 2, Рген = 35,1^58,1) студентов считают, что организация учебного процесса соответствует их требованиям.
Таблица 1
Показатели оценки здоровья, качества жизни и степени удовлетворенности студентами
образовательным процессом (%)
Критерии оценки
Показатель 2 ь т о о н л он к щ р ^ о е е р он И Щ О (X ^ ° н е ^ а о о К т ьт 4 к ел н т К о а ч о ^ о н ь л е т и ор н т й (^ДО Итого, %
о т о 14 т л т 4 ^ £
® си § м О ^ Э У Я и о ° X £ ч I § о Ч и Чтт ^ОЙ з >1
Субъективная оценка состояния здоровья 8,0±3,1 70,7±5,3 1,3±1,3 20,0±4,6 100,0
Оценка качества жизни 22,7±4,9 42,7±5,7 24,0±4,9 10,6±3,6 100,0
Удовлетворенность студенческой жизнью 70,1±5,3 18,7±4,5 5,3±2,5 5,9±2,5 100,0
Удовлетворенность содержанием образовательной 50,6±5,8 37,3±5,1 10,3±3,5 1,8±1,4 100,0
программы
Удовлетворенность уровнем освоения образовательной 70,6±5,3 9,3±3,4 20,0±4,6 0,1±0,1 100,0
программы
Удовлетворенность библиотечным, информационным, 38,7±5,6 22,6±4,9 18,7±4,5 20,0±4,6 100,0
организационным обслуживанием
Субъективная оценка студентов достаточности полученных знаний для эффективной профессиональной деятельности показала, что значительная часть первокурсников (28,0%, при р<0,05, t = 2, Рген = 17,6^38,4) указывает на недостаточное приобретение практических знаний и умений.
Определение удовлетворенности деятельностью ВУЗа в вопросах обеспечения качества подготовки специалиста, обеспеченности высококвалифицированными преподавателями, учебно-методической литературой и аудиториями, организацией на кафедрах и деканате сессий показала, что с точки зрения учащихся работа ведется в Университете на уровне «отлично» для 12,0% опрошенных, «хорошо» -28,0%, «удовлетворительно» - 45,3%, и только 14,7% студентов дали отрицательную оценку.
Удовлетворенность библиотечным, информационным, социальным, организационным обслуживанием отмечена у значительной части студентов (38,7% при р<0,05, t = 2, Рген = 27,4^50,0). Уровень материально-технического обеспечения научно-исследовательской деятельности в Университете большинством студентов (77,3%, при р<0,05, t = 2, Рген = 67,6^87,0) оценивается до 5 баллов из 10 возможных.
Анализ удовлетворенности обучением первокурсников в ВУЗе показал, что большинство студентов (60,1%, при р<0,05, t = 2, Рген = 48,8^71,4) положительно оценивают отношения «преподаватель - студент» и «сотрудник -студент». В студенческом коллективе устанавливаются позитивные отношения (90,7%, при р<0,05, t = 2, Рген = 84,0^97,4). Отмечено, что большинство учащихся (85,5%, при р<0,05, t = 2, Рген = 77,3^93,7) удовлетворены отношениями с администрацией ВУЗа.
Исследование показало, что 74,7% при р<0,05, t = 2, Рген = 64,7^84,7 студентов удовлетворены доступностью информации о жизни университета. Студенты ежемесячно обеспечиваются в деканате газетой «Вестник СЗГМУ»; регулярно доносится информация о планируемых культурно-массовых и научных мероприятиях членами студенческого совета и совета СНО курсов; вопросы учебного процесса освещаются старостами групп, старостами циклов, деканами и вывешена на стендах в деканате, на кафедрах и при входе в Университет на информационном стенде.
Необходимо отметить, что 53,5% (при р<0,05, t = 2, Р = 42,0^65,0) первокурсников не полно-
стью удовлетворены оснащением учебных аудиторий современным техническим оборудованием, а 76,1% (при р<0,05, t = 2, Рген = 66,3^85,9) учащихся выразили пожелание по улучшению санитарно-гигиенического состояния пунктов общественного питания и мест общего пользования в ВУЗе. В то же время 64,0% (при р<0,05, t = 2, Рген = 52,9^75,1) студентов отмечают начало проведения ремонтных работ и положительные изменения в студенческой столовой и санитарных комнатах по сравнению с началом учебного года.
Поскольку медико-социологическое исследование проводилось среди студентов первого курса, очень важен вопрос адаптации учащихся жизни в студенческом общежитии. Результаты обследования свидетельствуют о том, что 65,3% (при р<0,05, t = 2, Рген = 54,4^76,2) студентов удовлетворены бытовыми условиями в жилых комнатах общежития Университета и студенческого городка Санкт-Петербурга.
Установлено, что более половины обследованных студентов (57,3% при р<0,05, t = 2, Рген = 45,9^68,7) настроены оптимистично на перспективы своего будущего трудоустройства и удовлетворены выбранной профессией. Однако студенты - первокурсники указывают на первоочередные (с их точки зрения) проблемы по оптимизации учебного процесса - это рациональное составление расписания занятий (25,0%) и организация самостоятельной работы на кафедрах (25,0%).
Исследование показало, что изучение удовлетворенности образовательным процессом студентов целесообразно для обоснования необходимости проведения мероприятия по совершенствованию образовательного процесса в университете, повышению качества жизни студентов и преподавателей.
Анализ результатов гигиенических исследований условий обучения свидетельствовал о том, что в целом микроклиматические условия в учебных классах соответствовали предъявляемым требованиям, за исключением тех периодов года, когда центральное отопление было отключено - начало осеннего и окончание весеннего семестров. В это время микроклимат учебных помещений характеризовался как охлаждающий с низкими величинами температуры воздуха (от 17°С до 19°С) и повышенными уровнями относительной влажности (от 60% до 75%). При этом подвижность воздуха была невысокой и не выходила за пределы нормативных значений. Данная особенность была характерна для
всех без исключения учебных помещений на кафедрах младших курсов, и особенно для лекционных аудиторий, расположенных на первом этаже (табл. 2).
Уровни искусственной освещенности ряда учебных классов на кафедрах химии, биологии, иностранных языков, гистологии были недостаточными и не соответствовали гигиеническим нормативам (составляли менее 300 лк), что позволило отнести условия труда студентов по данному фактору к вредным. Факт недостаточности искусственного освещения в учебных аудиториях преимущественно был связан с отсутствием работающих люминесцентных ламп в светильниках, обеспечивающих общее освещение учебных помещений.
Измерения производственного шума показали, что его как общие и эквивалентные уровни, так и спектральная характеристика в основном соответствовали предъявляемым требованиям. Небольшие и временные отклонения отмечались на кафедрах, где параллельно с учебным процессом проводился ремонт соседних помещений. Уровни общей вибрации также соответствовали допустимым величинам.
Оценка химического состава воздушной среды по данным аттестации рабочих мест преподавателей дала основание утверждать о соответствии фактических концентраций вредных химических веществ их предельно допустимым величинам (ПДК) в большинстве учебных помещений. Однако на кафедре нормальной анатомии были установлены существенные превышения ПДК по формальдегиду в секционном зале и в учебных классах при работе с анатомическими препаратами, хранящимися в растворе формалина.
Анализ первичной медицинской документации свидетельствует о том, что более половины студентов можно отнести к группе практически здоровых, а более 40,0% имеют хронические формы заболеваний. В процессе обучения на 1 курсе в медицинском вузе удельный вес больных с хронической патологией возрастает, особенно заболеваний органов пищеварения, кост-но-мышечной системы, расстройств нервной системы, слуха и глаза. Почти 1/3 студентов первого курса к концу учебного дня отмечают значительно выраженную утомляемость и резкое снижение работоспособности.
Таблица 2
Гигиеническая оценка производственных факторов в учебных аудиториях
Учебные помещения (кафедра) Параметры микроклимата (холодный период года, центральное отопление включено) Искусственная освещенность, лк Уровни звука и эквивалентные уровни звука, дБ А Содержание вредных химических веществ
Температура, °С Относительная влажность, % Скорость движения воздуха, м/с
Норма: 22-24 40-60 < 0,1 > 300 < 40 < ПДК
- медицинской биологии 23,1±0,3 46±5 0,08±0,01 260±30 32±2 < ПДК
- биологической и общей химии 22,8±0,4 49±3 0,04±0,02 220±40 34±4 < ПДК
- гистологии, эмбриологии 23,0±0,2 47±4 0,06±0,01 250±40 37±5 < ПДК
и цитологии
- анатомии человека 22,4±0,3 48±5 0,07±0,02 310±40 35±3 1,7-2,9 ПДК
по формальдегиду
- иностранных языков 23,2±0,2 49±3 0,04±0,01 210±70 32±4 < ПДК
- латинского языка 23,3±0,2 47±3 0,08±0,02 330±40 34±3 < ПДК
- социально-гуманитарных наук, 23,4±0,4 43±2 0,05±0,01 340±30 35±2 < ПДК
экономики и права
Заключение
Проведенные объективная гигиеническая оценка и субъективные медико-социальные исследования факторов риска учебного процесса на младших курсах в целом свидетельствуют о благоприятных условиях обучения и удовлетворительном состоянии лекционных аудиторий и учебных классов.
При этом целесообразно проводить регулярные контрольные измерения параметров микроклимата в учебных помещениях университета. На кафедрах, где проводятся занятия со зрительными нагрузками (биологии, гистологии, химии), рекомендуется постоянный контроль уровней искусственной освещенности, особенно в зимний период времени.
Гигиеническая оценка химического состава воздуха учебных помещений на кафедре анатомии определяет необходимость установки дополнительной принудительной приточно-вы-тяжной вентиляции в помещениях кафедры.
Изучение удовлетворенности студентами образовательным процессом целесообразно обсуждать. Для обоснования комплекса мероприятий по совершенствованию образовательного процесса в университете, улучшения качества жизни студентов и преподавателей необходимо изучать и учитывать их мнение. Важно совершенствовать систему пропаганды здорового образа жизни и повышение уровня медико-профилактической активности студентов, особенно на младших курсах высших учебных заведений.
Литература
1. Чечерин, Л.П. Состояние здоровья подростков как призывного ресурса / Л.П. Чечерин, В.О. Щепин, А.А. Согияйнен // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2013. - № 3. - С. 20-24.
2. Лучкевич, В.С Оптимизация системы информированности как основа профилактики аддиктивных нарушений и улучшения качества жизни городских жителей / В.С. Лучкевич, Н.О. Григорьева, Г.Н. Мариничева // Профилактическая и клиническая медицина. -2011. - № 2(39). - С. 233-234.
3. Кучма, В.Р. Гигиенические проблемы здо-ровьесберегающего воспитания и обучения в процессе модернизации школы / В.Р. Кучма, М.И. Степанова, Л.М. Текшева // Вестник Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И.И. Мечникова. - 2003. -№ 1/2. - С. 40-45.
4. Алуф, О.Б. Гигиеническая характеристика образа жизни студентов медико-профилактического факультета / О.Б. Алуф, И.А. Мишкич // Профилактическая и клиническая медицина. -2011. - № 1(38). - С. 279.
5. Лучкевич, В.С. Качество жизни как объект системного исследования и интегральный критерий оценки здоровья и эффективности медико-профилактических и лечебно-реабилитационных программ / В.С. Лучкевич. - СПб. : Каро-Нева, 2011. - 86 с.
Т. З. Аликбаев
Тел.: (8)965-053-98-31
e-mail: [email protected]