Вестник Московского финансово-юридического университета МФЮА. 2024. № 1. С. 128-140.
Herald of the Mosoow University of Finances and Law MFUA. 2024. № 1. С. 128-140.
Научная статья УДК 336
doi:10.52210/2224669X_2024_1_128
Состояние конкурентной среды в банковской сфере современной России
Татьяна Сергеевна Стецкая
АО «Райффайзенбанк», Макрорегион «Запад», г. Санкт-Петербург, Россия, [email protected]
Аннотация. На основе данных официальной статистики и материалов, опубликованных на сайте Банка России, оценивается состояние конкурентной среды в российском банковском секторе. Подчеркивается, что оценку необходимо проводить в региональном разрезе, поскольку территориальная сеть кредитных организаций развита крайне неравномерно. Установлено, что основные факторы, определяющие состояние конкуренции в банковском секторе современной России, - это значительное присутствие государства, деятельность финансового регулятора, а также технологическое неравенство. Уменьшить присутствие государства в банковском секторе в ближайшие годы не представляется возможным. Объявленная приватизация без участия доминирующего игрока не окажет значимого влияния на состояние конкурентной среды. Содействовать повышению доступности финансовых услуг могла бы деятельность финансового регулятора по поддержке традиционных форматов банковского обслуживания (например, путем установления нормативов по числу офисов в расчете на численность населения), а также в части выработки действенной политики по развитию системы региональных банков. Для сокращения цифрового неравенства в банковской сфере нужны специальные программы поддержки кредитных организаций нижнего уровня банковской системы и/или ограничения крупнейших участников рынка.
Ключевые слова: кредитная организация, банк, конкуренция, доминирующая организация, государственное регулирование финансового рынка, разгосударствление банковской системы, цифровизация финансовых услуг
Для цитирования: Стецкая Т.С. Состояние конкурентной среды в банковской сфере современной России // Вестник Московского финансово-юридического университета МФЮА. 2024. № 1. С. 128-140. https://doi:10.52210 /2224669X 2024 1 128.
© Стецкая Т.С., 2024
<g!fc>
МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА
Original article
The state of the competitive environment in the banking sector of modern Russia
Tatiana S. Stetskaya
AO «Raiffeisenbank», Retail Branch West Hub, St. Petersburg, Russia, [email protected]
Abstract. Based on official statistics and materials published on the website of the Bank of Russia, the state of the competitive environment in the Russian banking sector is assessed. It is emphasized that the assessment should be carried out in a regional context, since the territorial network of credit institutions is extremely unevenly developed. It is established that the main factors determining the state of competition in the banking sector of modern Russia are the significant presence of the state, the activities of the financial regulator, as well as technological inequality. It is not possible to reduce the state's presence in the banking sector in the coming years. The announced privatization without the participation of a dominant player will not have a significant impact on the state of the competitive environment. The activities of the financial regulator to support traditional formats of banking services (for example, by setting standards for the number of offices per population), as well as in terms of developing an effective policy for the development of the regional banking system, could help to increase the availability of financial services. To reduce digital inequality in the banking sector, special programs are needed to support credit institutions at the lower level of the banking system and/or limit the largest market participants.
Keywords: credit institution, bank, competition, dominant organization, state regulation of the financial market, denationalization of the banking system, digi-talization of financial services
For citation: Stetskaya T.S. The state of the competitive environment in the banking sector of modern Russia // Herald of the Moscow University of Finances and Law MFUA. 2024. № 1. Р 128-140. https://doi:10.52210/2224669X_2024_1_....
В РФ, согласно данным Росстата, функционируют 361 кредитная организация, имеющая разрешение на осуществление банковских операций, у которых зарегистрировано 447 филиалов (2023 г.) [11, с. 1016, 1018]. Казалось бы, по числу участников, рынок можно считать конкурентным, однако ученые говорят о нездоровой конкуренции в этом важнейшем сегменте любой экономической системы [6; 15]. Особая важность решения указанной проблемы обусловлена тем, что от функционирования этой системы без преувеличения за-
висят и эффективность деятельности всех предприятий, и качество жизни населения в целом.
Еще один явно выраженный тренд развития банковской системы современной России - сокращение физического присутствия кредитных организаций в регионах. Главные причины этих процессов заключаются в расширении возможности получения финансовых услуг дистанционным способом, а также в стремлении руководства кредитных организаций к повышению эффективности деятельности, что, конечно, нельзя оценить отрицательно. Но отчасти это стало следствием ухода с рынка небольших региональных банков, которые имели, как правило, развитую сеть, обеспечивая тем самым доступность финансовых услуг для тех, кто по тем или иным причинам не может воспользоваться цифровыми технологиями для их получения. Сегодня и специалисты, и политики выражают обеспокоенность значительным сокращением банковской сети в России [7].
Этим определяется актуальность рассматриваемой темы. Цель данной статьи - дать характеристику состояния конкурентной среды в банковской системе РФ и наметить пути по ее оздоровлению.
В основе конкуренции лежит соперничество между производителями товаров (поставщиками услуг) за потребителей, что способствует оздоровлению рынка, поскольку побуждает продавцов товаров и услуг предлагать потребителям более выгодные условия, чтобы последние обратились именно к их товарам (услугам). И банковский сектор не может быть исключением.
В банковском секторе, представляющем разнообразные финансовые услуги населению и бизнесу, конкуренция имеет свои особенности. Связаны они, главным образом с тем, что деятельность в этой сфере строго регламентирована, поэтому большое влияние на состояние конкуренции на этом специфическом рынке оказывает финансовый регулятор, устанавливающий правила деятельности на этом рынке и контролирующий их выполнение, выдающий лицензии на ведение банковской деятельности и их отзывающий. Это убедительно доказала российская практика регулирования этого вида экономической деятельности: в достаточно короткий период число действующих кредитных организаций, имевших лицензии на осуществление банковской деятельности, сначала резко возросло, а некоторое время спустя, - в разы сократилось, и главная причина - массовый отзыв лицензий.
В начале 1990-х гг. в СССР насчитывалось не более 230 банков [10], в 2000 г. их стало 1349. Такой взрывной рост числа желающих открыть бизнес в какой-то определенной сфере может быть связан как со сравнительно высокой рентабельностью бизнеса, так и с низкими барьерами для входа на рынок (их устанавливает финансовый регулятор), или одновременно и с тем, и с другим.
За взрывным ростом последовало охлаждение рынка - число кредитных организаций, имевших право на осуществление банковской деятельности, с годами постоянно уменьшалось. Но особенно ускорился этот процесс в 2014-2018 гг.: если в течение 2011-2013 гг. количество банков уменьшилось с 1012 ед. до 923 ед. (то есть на 89 ед.), то за три следующих года их стало меньше на 300 ед., или на 32,5 %. А в целом за 2011-2022 гг. число кредитных организаций, имеющих разрешение на осуществление банковской деятельности, сократилось почти в три раза [11, с. 1016].
Во многом это связано с действиями Банка России (отзывом лицензий). Многие клиенты этих банков серьезно пострадали. Представляется, что в том случае, когда какой-то вид деятельности лицензируется и контролируется со стороны государства, как в случае с банковской деятельностью, таких резких колебаний быть не должно, поскольку силы рыночной стихии в такой отрасли ограничены, и со стороны мегарегулятора применяется строгий фильтр на входе на этот важный и специфический рынок, который впоследствии дополняет эффективный текущий контроль, сопровождаемый мерами упреждающего характера, что обеспечивает стабильность развития этой критически важной для экономической системы в целом сферы и обеспечивает защиту интересов потребителей финансовых услуг.
Однако специалисты сомневаются в том, что развитие ситуации на финансовом рынке можно предвидеть [3], что может быть связано с недостаточно четко прописанными правилами деятельности на этом специфическом рынке, а также не всегда последовательными и своевременными действиями мегарегулятора.
Это позволяет выделить в качестве одного из ключевых факторов конкуренции в банковской сфере регуляторную деятельность Банка России. Влияние носит как прямой характер (рост числа участников при ослаблении требований или сокращение числа банков при ужесточении политики), так и косвенно воздействует на ситуацию на рассматриваемом рынке. Когда практически еже-
дневно объявляется об отзыве лицензий, причем даже у крупных кредитных организаций, это усиливает недоверие граждан к частным банкам. В подобных ситуациях, как бывало не раз, россияне, опасаясь потерять свои сбережения, массово изымают деньги из банков, что способно нарушить финансовую стабильность практически любой кредитной организации. Для того, чтобы этого избежать, банки вынуждены резко повышать ставки по краткосрочным депозитам, что тоже не раз бывало в российской практике.
В поисках более надежного способа сохранить свои сбережения граждане переориентируются на банки с государственным участием, и без того большая рыночная доля которых вновь значительно расширяется. Именно наличие на кредитном рынке такого игрока, как государство, следует рассматривать в качестве другого важнейшего фактора, определяющего состояние конкурентной среды в банковской сфере России, а точнее, ограничивающего развитие конкуренции. Банки с государственным участием имеют преференции, например, в виде стабильной клиентской базы из числа государственных учреждений. Кроме того, такие кредитные организации получают финансовую поддержку со стороны государства в периоды экономических кризисов - сообщения о докапитализации того или иного подконтрольного государству банка не редкость.
Из-за резко ухудшившейся макроэкономической ситуации первыми рынок покидают банки, предлагавшие сравнительно более высокие ставки по депозитам и более низкие по кредитам, поскольку при прочих равных условиях их маржа меньше, а значит, необходимого «запаса прочности», чтобы пережить трудные времена, у таких организаций в большинстве случаев нет. Рассчитывать на помощь со стороны государства такие игроки, как правило, тоже не могут.
Специалисты считают, что рынок банковских услуг в нашей стране характеризуется нездоровой конкуренцией [6], и дальнейшее уменьшение числа участников рынка может еще более усугубить эту проблему. Ослабление конкуренции может привести к потере качества, поскольку соперничество за привлечение клиентов теряет остроту, а потребитель не имеет выбора или сильно в нем ограничен. Страдают при этом не только клиенты. Ученые предупреждают, что слабость конкуренции в банковском секторе может негативно отразиться на развитии страны в целом [15].
Это признает и экономическое руководство страны. Так, в конце 2023 г. министр финансов А. Силуанов, информируя общество о планируемой к проведению в 2024 г. приватизации, говорил о том, что управление в частных компаниях поставлено более эффективно. Пока список подлежащих приватизации организаций не опубликован, но, со слов министра, в него войдут и кредитные организации, однако «Сбер» в этот список не входит [13]. Позволит ли эта мера оздоровить российский рынок финансовых услуг - большой вопрос.
Нездоровую ситуацию в банковском секторе признает и финансовый регулятор. Банк России оценивает уровень конкуренции в отрасли по всем основным видам финансовых услуг как низкий. На доминирующую кредитную организацию приходится более 70 % потока карточных платежей, более 90 % карточных переводов, около 50 % от совокупного портфеля кредитов и более 1/3 рынка депозитов. Более того, доля лидера финансового рынка в большинстве его сегментов постоянно и довольно быстро возрастает.
Хотя, оценивая состояние конкуренции в банковском секторе страны, Банк России выделяет ТОП-5 банков, но, по большому счету, такого пула нет, есть доминирующий банк и все остальные, поскольку отрыв от лидера огромный: в совокупных показателях по группе из пяти крупнейших российских кредитных организаций на долю доминирующего банка приходится более 96 % карточных переводов, более 80 % карточных платежей, более 67 % общей суммы выданных банками кредитов и около 50 % объема привлеченных средств [8]. Представляется, что при таком раскладе сил на финансовом рынке разгосударствление без участия в этом доминирующей организации мало что изменит.
В конце каждого года финансовый регулятор публикует «Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации». В документе, одобренном Советом директоров Банка России в конце 2021 г., ухудшение конкурентной среды и рост технологического неравенства в финансовой сфере рассматривались как один из шести основных рисков для развития российского финансового рынка, наряду с возможным ухудшением эпидемиологической ситуации, действием глобальных макроэкономических и геополитических факторов, интенсификацией ESG-повестки в мире (направлена на достижение целей устойчивого развития), неэффективным
межведомственным взаимодействием и недостаточным ресурсным обеспечением [8].
Однако в документах, одобренных Советом директоров Банка России, в последующие два года не обозначены такие риски, как «ухудшение конкурентной среды и нарастание технологического неравенства в банковско-кредитной сфере». С чем, конечно, нельзя согласиться, поскольку ослабление конкуренции на этом рынке продолжается, и отрыв крупнейших кредитных организаций в сегменте цифровых услуг увеличивается.
Вызывает возражения и такая постановка цели, сформулированной в Основных направлениях развития финансового рынка РФ на 2023 г. и период 2024 и 2025 гг.: «В ближайшие годы ключевым акцентом в деятельности Банка России будет повышение доступности финансовых продуктов и услуг в цифровом виде» [9]. Такая постановка вопроса представляется преждевременной, поскольку, по оценкам того же Банка России, сегодня 22 % населенных пунктов в стране не имеют доступа к сети Интернет, а в ряде федеральных округов эта доля значительно выше [4].
Понятно, что это не зависит от финансового регулятора, но люди, проживающие в таких населенных пунктах, тоже имеют право на получение финансовых услуг, и задача Банка России - содействовать этому, побуждая игроков рынка к сохранению традиционных каналов взаимодействия с клиентами, пусть и в усеченном формате, например, путем организации мобильных пунктов, курсирующих по малолюдным населенным пунктам с заранее установленной периодичностью.
Конечно, в условиях цифровизации многие услуги, в том числе и банковские, можно получать удаленно. Сильный импульс развитию дистанционного обслуживания и электронной коммерции придала пандемия СОУГО-19. Ученые отмечают повышение доступности финансовых услуг по мере развития цифровых технологий [2; 14]. Многие финансовые услуги можно получить, не выходя из дома (офиса). Многие, но пока далеко не все. По оценкам Банка России, уровень цифровизации финансовых услуг для физических лиц в середине 2022 г. составлял 78,8 %, для юридических лиц - 68,6 % [9].
Исследования, проведенные Банком России, также доказывают, что предоставление финансовых услуг в традиционном формате
по-прежнему востребовано населением. Так, согласно результатам опроса глав муниципальных образований, жители малолюдных сел там, где это возможно, часто посещают отделения банков для снятия наличных денежных средств; пополнения банковского счета, в том числе и карточного; оплаты коммунальных услуг; уплаты налогов, штрафов и других обязательных платежей. Потребность сохранения офлайн присутствия кредитных организаций опрошенные обосновывают тремя основными причинами: отсутствием доступа в Интернет или его нестабильностью, отсутствием у населения необходимых технических средств (компьютеров, смартфонов, планшетов), отсутствием навыков использования этих средств для безопасного получения финансовых услуг [4].
Эксперты рынка тоже говорят о том, что традиционные банковские сервисы, предполагающие личное общение с клиентами, по-прежнему остаются востребованными [7]. В таких условиях сосредоточение усилий финансового регулятора на повышении доступности цифровых услуг нельзя считать правильным.
Представляется, что в такой ситуации мегарегулятор должен стимулировать поддержание банками традиционных форматов взаимодействия кредитных организаций с клиентами. Такая политика будет способствовать пусть небольшому, но оздоровлению этого сектора, поскольку именно цифровизацию специалисты рассматривают как еще один фактор, определяющий расстановку сил в банковской системе страны сегодня.
Как справедливо отмечает М.Р. Таштамиров, широкое внедрение цифровых технологий в деятельность банков способно не только повысить эффективность этой деятельности, но и создать большие проблемы в банковской системе страны в целом [14, с. 57]. И одна из таких проблем - дальнейшее ослабление конкуренции в банковском секторе, поскольку цифровая трансформация требует больших затрат, что далеко не все кредитные организации могут себе позволить. Это убедительно доказывает тот факт, что именно в сегменте цифровых услуг удельный вес пяти крупнейших банков имеет наибольшее значение - от 85,5 % по эквайрингу до 96 % по карточным переводам [8].
Несомненно, что цифровизация предоставления финансовых услуг для тех, кто имеет возможность, а также необходимые обо-
рудование и навыки, существенно облегчает доступ к ним, обеспечивает выбор и экономит немало времени и сил. Однако для тех, кто такой возможности лишен, не умеет этого делать или не без основания опасается это делать, ослабление конкуренции сильно снижает не только физическую, но и экономическую доступность банковских услуг. В такой ситуации возможности выбора у хозяйствующих субъектов и населения сокращаются, и люди вынуждены обращаться к единственному поставщику нужных им услуг, тарифы обслуживания в котором могут быть для них не выгодными. Например, если говорить о «Сбере» (именно у этой кредитной организации наиболее развита филиальная сеть), то за оплату услуг ЖКХ и мобильной связи в офисе банка и через банкомат, как правило, взимается комиссия. По целому ряду услуг комиссия установлена банком даже при оплате через приложение.
Не следует забывать и то, что некоторые услуги требуют личного обращения граждан в офис кредитной организации, особенно когда требуется предоставить оригиналы документов. При отсутствии такой возможности услуга не может быть оказана. Значит, людям приходится ехать за многие десятки километров или отказывать себе в этом.
Процессы, происходящие в российском банковском секторе, привели к тому, что возможности получения финансовых услуг офлайн резко сократились. В 2010 г. в РФ было пять регионов, в которых не были зарегистрированы кредитные организации, в 2023 г. их стало 27 [11, с. 1016-1017]. Между тем, именно региональные банки имели, как правило, развитую сеть и выполняли многие социальные функции. Большинство жителей регионов именно через местные банки получали пенсии и пособия, льготы по оплате услуг ЖКХ и транспорта и т.п. Следует также отметить и то, что оплату услуг ЖКХ региональные банки принимали, как правило, без комиссии. После их ухода с рынка расходы, связанные с оплатой подобных финансовых услуг, у многих жителей таких регионов заметно возросли, ведь комиссию следует уплатить не с общей суммы, а с каждого конкретного платежа, а поставщиков услуг ЖКХ много. В итоге складывается вполне ощутимая сумма для пожилых людей, которые в основном оплачивают услуги путем посещения офиса банков, поскольку не могут сделать это дистанционно.
О том, что суммы, получаемые банками в форме комиссий по платежам, осуществляемым пенсионерами, весьма существенны, говорит отрицательная реакция кредитных организаций на оговорку Президента России В.В. Путина по вопросу об отмене банковской комиссии за оплату услуг ЖКХ пенсионерами, случавшаяся на прямой линии в декабре 2023 г. [1].
Анализируя состояние конкурентной среды в банковской системе страны, следует принимать во внимание то обстоятельство, что кредитные организации крайне неравномерно распределены по ее территории. И если конкуренция поддерживается в финансовых центрах, каких в стране немного, то в оставшихся регионах выбор поставщика финансовых услуг сильно ограничен.
Больше половины банков зарегистрированы в финансовой столице страны г. Москве - 187 организаций. Финансовыми центрами в других федеральных округах можно считать: в Северо-Западном федеральном округе - г. Санкт-Петербург, в Южном федеральном округе - Краснодарский край и Ростовскую область, в Северо-Кавказском федеральном округе - Ставропольский край, в Приволжском федеральном округе - Республику Татарстан, Нижегородскую и Самарскую области, в Уральском федеральном округе - Свердловскую, Тюменскую и Челябинскую области, в Сибирском федеральном округе - Красноярский край и Новосибирскую область. в Дальневосточном федеральном округе - Приморский край.
Филиальная сеть кредитных организаций постоянно сокращается - в 2010-2023 г. их число стало меньше почти в 7 раз (от 3183 филиалов, функционировавших в 2010 г., в 2023 г. осталось 447 ед., из них 86 - филиалы ПАО Сбербанк). В 2010 г. в стране был только один субъект, в котором существовал один филиал кредитной организации (Ненецкий АО). Но в 2023 г. регионов, в которых выбор ограничивался одним филиалом, стало 11, а в Ненецком и Чукотском автономных округах не было ни одного филиала кредитных организаций [11, с. 1016-1019].
Отсутствие филиала банка на той или иной территории не означает, что такая деятельность им не ведется. Это говорит о том, что кредитная организация не рассматривает данную территорию как перспективную для ведения бизнеса, а значит, политика этой кредитной организации не нацелена на максимально полное
удовлетворение запросов потребителей. Показателен в этом плане пример Республики Мордовия, в которой в короткий промежуток времени были отозваны лицензии у всех региональных банков, а их социальные функции были переданы банку «ВТБ». Люди из всех муниципальных районов, устремившиеся в малочисленные отделения этой кредитной организации для оформления социальных карт, были вынуждены часами просиживать в очередях. В организацию деятельности банка-гиганта по обслуживанию пожилых жителей региона был вынужден вмешаться даже глава Мордовии [5], однако после этого отделений «ВТБ» в регионе больше не стало. По-прежнему, люди, проживающие в сельских районах республики, вынуждены ездить в столицу региона за 100-200 км.
Представляется, что в отношении небольших региональных банков финансовый регулятор должен выработать более действенную политику, которая позволяла бы своевременно выявить проблемы и предотвратить их, не доводя ситуацию до банкротства. В финансовом секторе страны, на наш взгляд, тоже должна быть введена градация субъектов хозяйствования, как это делается в остальных секторах экономики, - малые предприятия имеют преференции, что позволят им выживать на рынке. Необходимость такой государственной поддержки не оспаривает никто. Очевидно, что и в банковском секторе введение льготных режимов для небольших региональных банков назрела. Конечно, региональные банки не смогут составить конкуренцию крупным игрокам. Но это сделает возможным выбор для потребителей, что является классическим признаком наличия конкуренции.
Итак, в ходе проведенного исследования установлено, что основные факторы, определяющие состояние конкуренции в банковском секторе современной России, - значительное присутствие государства, деятельность финансового регулятора (как на любом строго регулируемом рынке), а также технологическое неравенство.
Уменьшить присутствие государства в банковском секторе в ближайшие годы не представляется возможным. Объявленная приватизация без участия доминирующего игрока не окажет значимого влияния на состояние конкурентной среды.
Содействовать оздоровлению конкуренции в банковском секторе могла бы деятельность финансового регулятора по поддержке
<g!fc>
МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА
традиционных форматов банковского обслуживания (например, путем установления нормативов по числу офисов в расчете на численность населения), а также в части выработки действенной политики по развитию системы региональных банков.
Для сокращения цифрового неравенства в банковской сфере нужны специальные программы поддержки кредитных организаций нижнего уровня банковской системы страны и / или ограничения крупнейших игроков рынка.
Список источников
1. Банки выступили против отмены комиссии за оплату ЖКУ // РБК. 26.11.2023. URL: https://www.rbc.ru/finances/26/11/2023/65607eb99a79 4777bc8d7cee (дата обращения: 15.12.2023).
2. Бисултанова А.А. Некоторые аспекты внедрения финансовых технологий // Вестник Чеченского государственного университета им. А.А. Кадырова. 2023. № 4 (52).
3. Видеркер Н.В. Причины отзыва лицензии у банков: можно ли предугадать банкротство? // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2015. № 43.
4. Деятельность территориальных учреждений Банка России по повышению финансовой доступности в сельской местности и на отдаленных, малонаселенных и труднодоступных территориях: итоги 2022 года / Банк России. М., 2023.
5. Жители Саранска оккупировали отделения банка ВТБ // Инфо РМ.. 15.09.2021. URL: https://www.info-rm.com/2021/09/15/zhiteli-saranska-okkupirovali-otdeleniya-banka-vtb-/ (дата обращения: 10.10.2023).
6. Котыхова А.Н., Коваль О.О., Цикалова А.В. Экосистемы в банковской сфере РФ: нездоровая конкуренция и методы ее регулирования // Гуманитарный научный вестник. 2022. № 2.
7. Ни сеть, ни встать: Сбербанк сокращает отделения вопреки рыночным тенденциям // Коммерсант 18.05.2023. URL: https://www.kommersant. ru/doc/5988513 (дата обращения: 15.10.2023).
8. Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на 2022 год и период 2023 и 2024 годов // Банк России. URL: www.consultant.ru (дата обращения: 15.11.2023).
9. Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на 2023 год и период 2024 и 2025 годов // Банк России. URL: www.consultant.ru (дата обращения: 15.10.2023).
10. Отчет о работе банковской системы в СССР за 1990 год // По страницам архивных фондов ЦБ РФ. М., 2011. Вып. 12.
11. Регионы России. Социально-экономические показатели: статистический сборник / Росстат. М, 2023.
12. Российский статистический ежегодник: статистический сборник / Росстат. М, 2022.
13. Силуанов заявил, что приватизация позволила бы сократить госзаимствования // Interfax. 27.12.2023. URL: https://www.interfax.ru/ russia/938276 (дата обращения: 10.01.2024)
14. Таштамиров М.Р. Финансовые инновации и цифровые технологии в банковской деятельности: институциональный взгляд // Вестник Чеченского государственного университета им. А.А. Кадырова. 2023. № 2 (50).
15. Тимофеев С.В. Защита конкуренции в банковской сфере: экономико-правовой аспект // Современная конкуренция. 2007. № 1.
Информация об авторе
Т.С. Стецкая - директор, старший вице-президент АО «Райффайзенбанк»,
Макрорегион «Запад», г. Санкт-Петербург, Россия
Information about the author
T.S. Stetskaya - Head, Senior Vice President of the AO «Raiffeisenbank»,
Retail Branch West Hub, St. Petersburg, Russia
Статья поступила в редакцию 09.01.2024; одобрена после рецензирования
09.02.2024; принята к публикации 13.02.2024.
The article was submitted 09.01.2024; approved after reviewing 09.02.2024;
accepted for publication 13.02.2024.