кадрового резерва : Материалы обучающего семинара. Красноярск : СФУ, 2016. URL: http://about.sfu-knas.nu/jobs?page=1 (дата обращения: 1.02.2017).
8. Профессиональные стандарты / Министерство труда и социальной защиты РФ. URL: http://profstandart. nosmintnud.ru (дата обращения: 01.02.2017).
9. Дворовенко О. В. Отражение структуры практической деятельности в процессе профессиональной подготовки специалиста библиотечно-информационной сферы // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 2 (22). С. 164-169.
10. Абрамов Г. В., Ватутина М. Н. Методология сравнительной оценки соответствия профессиональных стандартов и стандартов образования с применением нечисловых методов обработки данных // Открытое образование. 2016. Т. 20, № 1. С. 4-10.
УДК/UDC
В статье рассмотрены современные тенденции и пути совершенствования торгово-экономического образования в Российской Федерации. Обобщены сведения по формированию направлений модернизации высшего образования и предложена модель его совершенствования.
The article discusses current trends and ways of improving education in the sphere of trade and economics in Russian Federation. The available data on the formation of higher education modernization trends and a model of its improvement are given.
Ключевые слова: высшее образование, совершенствование, актуальные проблемы, торгово-экономическое образование, тенденции, проблемы.
Keywords: higher education, improvement, burning issues, education in the sphere of trade and economics, trends, problems.
Современное образование России представляет собой сложную комплексную систему подготовки специалистов по всем отраслям российской экономики, причем каждая ступень образования имеет свои особенности — от дошкольного и основного до высшего. В системе
11. Комплексный план мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению на 2014-2016 годы. URL: http://www.nosmintnud.nu/ laboun/20/33/ (дата обращения: 01.02.2017).
12. Ершов А. В. Организационно-управленческие механизмы повышения качества продукции в условиях высококонкурентной внешней среды : автореф. дис. д-ра экон. наук: 08.00.05. М., 2013. 44 с.
13. Концепция оценивания квалификаций / В. И. Блинов [и др.] //Образование и наука. 2012. № 10 (99). С. 46-67.
14. Профессиональные стандарты: от разработки к применению / В. И. Блинов, О. Ф. Батрова, Е. Ю. Есенина, А. А. Факторович // Высшее образование в России. 2015. № 4. С. 5-14.
отечественного образования важная роль принадлежит профессиональному образованию, которое наряду с теоретическими знаниями дает еще и профессию. По этой причине проблемы совершенствования и развития профессионального образования постоянно находятся в центре внимания государства и общества. Повышенную актуальность приобретают и вопросы пересмотра места и роли профессионального образования в образовательной системе страны, идеи оптимизации структуры и управления системой, совершенствования содержания федеральных государственных образовательных стандартов, а также средств, методов, форм и технологий педагогического процесса, что обусловлено потребностями рынка труда [6; 12].
Высшее образование как один из ведущих общественных институтов претерпевает постоянные изменения в соответствии с динамикой экономических, политических, культурных, социальных процессов [15]. Глубочайший экономический кризис, неблагоприятные геополитические факторы,регрессивные тенденции, обусловленные изменениями характера государственного управления в стране, неизбежно обусловливают корректировку хода ре-
378 Ю. Н. Клещевский, М. А. Николаева, О. А. Рязанова
Y. Kleshchevsky, M. Nikolaeva, O. Ryazanova
СОСТОЯНИЕ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
CURRENT CONDITION AND WAYS OF IMPROVING TRADE AND ECONOMIC EDUCATION IN RUSSIA
формирования образования, появление новых программных документов, в которых отражаются потребности государства и общества, связанные прежде всего с необходимостью оптимизировать финансовые затраты [4].
В последние годы был принят ряд документов, направленных на совершенствование образования в РФ [1]. В условиях социально-экономической модернизации страны роль инновационной деятельности в образовательной сфере продолжает возрастать, при этом увеличивается потребность существенного обновления содержания образования, достижения нового его качества на основе инновационных инициатив по приоритетным направлениям образовательной деятельности.
В настоящее время в Российской Федерации сформирован и реализуется комплекс стратегических задач развития образования. Приоритетные направления государственной политики в области развития образования определяются нормами федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [1], указа Президента Российской Федерации от 7.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» [2], Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р [3], Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, утвержденных Председателем Правительства Российской Федерации 31.01.2013 [4].
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 1711.2008 № 1662-р, отмечено, что возрастание роли человеческого капитала является одним из основных факторов экономического развития [3].
В прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, разработанном Министерством экономического развития Российской Федерации, предусмотрена необходимость формирования гибкой и диверсифицированной системы профессионального образования, отвечающей требованиям рынка труда и потребностям инновационной экономики как в части образовательных программ, так и в части условий и материально-техниче-
ского оснащения процесса обучения, что нашло свое отражение в распоряжении Правительства РФ от 2912.2014 № 2765-р «Об утверждении Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 20162020 годы» [3].
В этом документе определены основные целевые показатели программы, векторы ее развития на период до 2020 года, определены актуальные задачи общего образования на ближайшие четыре года. Данная программа предназначена для определения основных направлений государственной политики в сфере инноватизации высшего образования РФ, а главным приоритетом является формирование и поддержание конкурентоспособных выпускников российских профессиональных образовательных учреждений [8; 14].
При этом человеческий капитал с точки зрения инновационного развития, несмотря на известные экономические трудности, способствует сохраняющимся у России конкурентным преимуществам. Так, по доле населения с высшим и дополнительным профессиональным образованием (22,8 % населения от 25 до 64 лет) Россия находится на уровне таких ведущих зарубежных стран, как Великобритания, Швеция и Япония, а также опережает Германию, Италию и Францию. Особенно важно с точки зрения создания эффективной инновационной системы в России сохранение высокого уровня высшего образования, присущего советскому высшему образованию, в том числе по естественно-научным и инженерно-техническим специальностям. Инновационная инфраструктура сформирована практически в каждом вузе. В то же время эффективность использования инфраструктуры остается пока недостаточно высокой [13].
Современный этап развития высшего образования характеризуется следующими тенденциями:
— отставанием качества образования от потребностей личности и общества, а также запросов работодателей;
— ухудшением количественных и качественных характеристик научно-педагогических кадров;
— недостаточно развитой материально-технической базой образовательных учреждений, а также недостаточной компьютеризацией и информатизацией;
— нарастающим отставанием от ведущих западных стран в вопросах применения современных обучающих технологий, адекват-
ных процессам становления информационных обществ;
— коммерциализацией образования;
— переходом на многоуровневую систему образования среднего профессионального и высшего образования;
— увеличением технологического разрыва с экономически развитыми странами и снижением конкурентоспособности и качества отечественного образования;
— низкой и несвоевременной оплатой труда, а также старением профессорско-преподавательского состава (ППС);
— недостаточным государственным финансированием системы образования и эффективным контролем за процессом его модернизации;
— снижением уровня научно-методической работы в вузах, обусловленным невысоким уровнем использования современных методов и технологий обучения, включая разработку учебно-методической литературы и написание качественных учебников;
— низким уровнем трудоустройства выпускников государственных вузов по полученным специальностям и т. д.
В сложившихся условиях вполне закономерными являются идеи пересмотра места и роли профессионального образования в образовательной системе страны, что позволит существенно повысить эффективность подготовки кадров для народного хозяйства.
Попытки реформировать систему образования предпринимались уже неоднократно: разрабатывались и утверждались необходимые документы федерального уровня, однако, как отмечают ряд авторов [4; 8], эта система не заработала в полной мере. И тому есть ряд объективных причин социального, экономического, политического характера, которые замедляют процессы реформирования высшего образования. Несомненно, для успешного проведения реформ в высшей школе должны быть созданы соответствующие социально-политические и экономические условия, чтобы каждый выпускник вуза знал, что после завершения обучения он будет трудоустроен по полученной специальности. На практике дела обстоят вовсе не так, как хотелось бы. Многие выпускники, особенно в регионах, идут работать не по специальности. В этой связи в вузовской среде возникают предложения о возврате к системе распределения выпускников, что возможно лишь при организации подготовки специалистов по заказам органов государствен-
ной власти, органов местного самоуправления, а также крупных холдингов, объединений, предприятий и учреждений. Проблема трудоустройства выпускников является достаточно серьезной и нелегко решаемой в условиях рыночной экономики. Разумеется, подготовка таких студентов должна проводиться преимущественно на бюджетной основе с тем, чтобы по окончании вуза молодой специалист отработал по специальности несколько лет. При этом возникает ряд социальных вопросов, связанных с обеспечением жильем, доступностью детских учреждений и т. п.
Помимо социально-политических и экономических ограничений имеются и другие причины, замедляющие реформирование высшей школы. К ним относятся: формальное копирование зарубежных моделей образования, которые плохо приживаются в российских условиях; переоценка роли конкуренции, которая в стране, где все решают связи, не работает на качество; сверхцентрализованное государственное управление, порождающее бюрократизацию деятельности вузов; недостаточный профессионализм на всех уровнях и т. п.
Сегодня существует понимание того, что реформа высшего образования необходима, поскольку страна нуждается в высококвалифицированных конкурентоспособных кадрах, что является обязательным условием для развития экономики и ее перехода к инновационному этапу. Однако в условиях глубокого экономического кризиса и дефицита бюджетных средств государство вынуждено прибегнуть к закрытию «неэффективных» вузов, массовым сокращениям ППС, резкому увеличению нагрузки на оставшихся преподавателей, что приводит к ухудшению условий их труда и качества обучения. К тому же коммерциализация высшего образования была вынужденной мерой, поскольку количество бюджетных мест в вузах в последние годы сокращается, и чтобы выжить, вузы вынуждены увеличивать набор студентов на контрактной основе. Недостаточное бюджетное финансирование делает высшее образование недоступным для лиц с невысоким доходом, социально незащищенных, детей из малоимущих семей.
Процесс реформирования содержания высшего образования в России происходит в условиях стремительного роста научно-технического прогресса, развития новейших технологий, высокого уровня рыночных отношений; демократизации общественных отношений, определяющих потребности и формирую-
щих предпосылки совершенствования содержания обучения в высшей школе.
В то же время медленные темпы реформирования высшей школы обусловлены не столько неблагоприятной социально-экономической и политической ситуацией, сколько неэффективным управлением системой образования. Речь идет об общесистемной проблеме, которую можно решить, лишь объединив усилия государства и общества в целом, а также руководства и профессорско-преподавательского состава вузов.
В последние годы наметилась новая тенденция по укрупнению вузов и сокращению неэффективных учебных заведений. Укрупнение нескольких региональных вузов и создание на их базе Федерального университета (по федеральным округам) связано не столько с непростой демографической и социально-экономической ситуациями, сколько с предложением, что это повысит качество и конкурентоспособность отечественного образования. Однако на деле не всегда этого удается достигнуть, особенно, когда в рамках одного вуза собираются разнопрофильные вузы. При этом вузы, присоединяемые к головному вузу, частично утрачивают материально-техническую базу, кадры и отдельные профили или направления подготовки студентов.
Обязательными условиями, дающими право на ведение образовательной деятельности, стали лицензирование и аккредитация вузов, что позволяет не только повысить качество предоставляемых образовательных услуг, но и выявить неэффективные вузы. Однако проведение проверок, связанных с лицензированием и аккредитацией вузов, стало настоящим испытанием для вузовских коллективов по всей стране.
Пожалуй, главным тормозом на пути реформирования высшей школы является неэффективное государственное управление системой образования, построенное на тотальном контроле, огромной отчетности, являющихся признаками недоверия к исполнителям и ограничения их самостоятельности. Пришло время, когда все проблемы высшей школы нельзя решить только с помощью авторитарно-административных рычагов управления. Сегодня эти меры не помогают повысить качество образования, а только тормозят его инновационное развитие, мешают российской высшей школе активно входить в новые образовательные реалии.
К сожалению, несмотря на принимаемые государством нормативные и правовые доку-
менты, часто действия чиновников от образования носят непродуманный и бессистемный характер, решения принимаются без обсуждения стратегии развития высшего образования с авторитетными учеными, без опоры на научные концепции, имеют место проявления государственно-управленческого диктата. Все это создает определенные проблемы в развитии высшей школы и мешает работать. В результате этого в вузах среди ППС накапливаются разочарование и усталость, особенно в части несбывшихся обещаний достойной заработной платы и сокращения вала отчетности. Из-за низкой заработной платы молодые перспективные выпускники отказываются связывать свою дальнейшую судьбу с научно-педагогической деятельностью, поскольку в бизнес-структурах они могут иметь значительно большую заработную плату. В то же время наблюдается заметное старение ППС, которого, к сожалению, просто некем заменить [5].
Для того чтобы отечественное высшее образование было конкурентоспособным, необходимо соответствовать международным образцам вузовской деятельности и критериям ее качества, в том числе принятым в мире наукометрическим измерителям; развитию информационных технологий и электронного обучения и оптимизации системы высшего образования в свете накопленного международного опыта.
Во всем мире в сфере образования происходят кардинальные трансформации, связанные с внедрением цифровых технологий, использованием открытых образовательных ресурсов, созданием новой информационно-образовательной среды, что позволяет студентам активнее заниматься экспериментированием, научно-техническим творчеством. В современном вузе не обойтись без технических и технологических введений, без постоянного повышения квалификации ППС, без создания реальных условий для продуктивной научно-педагогической деятельности [5].
Однако вместо совершенствования профессионального мастерства и повышения квалификации преподаватели вынуждены в течение учебного года дважды, а то и трижды переделывать рабочие программы по дисциплинам, причем не за один год, а за несколько лет. И этот процесс продолжается до бесконечности, поскольку изменяются формы рабочих программ, которые мало чем отличаются от предыдущих. Причем вносимые в программы изменения не улучшают, а в ряде слу-
чаев и ухудшают качество обучения. Такие «забюрократизированные» подходы к организации методической работы занимают массу вне-учебного времени и создают громоздкость методического обеспечения и кафедрального документооборота, а также не оставляют времени заниматься наукой и работой со студентами.
Сегодня вполне очевидно, что российская система высшего образования имеет потребность в совершенствовании ее организационной структуры, институциональных механизмов, что позволило бы улучшить качество обучения студентов с учетом запросов и ожиданий общества и работодателей. В первую очередь необходимо прийти к оптимальному результату относительно соотношения цен-тралистских и автономистских механизмов в структуре организации высшего образования. Также следует решить проблемы финансирования высшего образования, повышения его инвестиционной привлекательности. Наконец, серьезной задачей становится укрепление позиций гражданского общества в сфере управления высшим образованием, расширение взаимодействия государственных и общественных структур, сотрудничества университетов и общественных организаций, гражданских инициатив, в первую очередь в направлении формулирования ориентиров дальнейшего инновационного развития системы образования в стране [15].
В то же время следует отметить, что в результате быстрого роста научных знаний сроки обновления технологий становятся короче длительности подготовки специалистов, в том числе торговых. Отсюда возникает еще одна проблема — осознание перспективных потребностей в кадровом сопровождении инновационных процессов и упреждающее введение соответствующих образовательных программ, то есть здесь речь идет об опережающей подготовке кадров нового поколения [10]. Именно на решение этой задачи направлено формирование сети федеральных и исследовательских университетов, а также научных лабораторий. На наш взгляд, для решения этой задачи собственных ресурсов вузов будет недостаточно, следует увеличивать бюджетное финансирование, а также развивать конкурсную систему грантов.
Мы отметили только общие тенденции и проблемы российского образования, в том числе торгово-экономического, которые возникли в переходный период и требуют безотлагательного решения.
В деле подготовки квалифицированных специалистов для сферы торговли важнейшая роль принадлежит торговому образованию, поскольку от квалификации и профессионального мастерства кадров зависит не только успех коммерческой деятельности предприятий, но и стабильное функционирование всей экономической сферы, поскольку именно торговля вносит огромный вклад в экономическое процветание любой страны.
Торгово-экономическое образование осуществляет подготовку кадров, в частности специалистов для управления сферой торговли и ресторанно-гостиничным бизнесом, а также сопутствующей инфраструктурой. В целом торгово-экономическое образование в стране соответствует уровню, предъявляемому современной рыночной экономикой, главным параметром которой является качество фундаментального высшего образования. Даже несмотря на достигнутые успехи, сейчас значительно усложнилась реализация стоящих перед вузами торгово-экономического профиля задач. В их числе следует выделить: необходимость подготовки кадров, способных обеспечить ускорение экономического роста; повышение общей конкурентоспособности страны и ее международного авторитета. Решение этих задач неразрывно связано с новым этапом развития системы образования, в частности формированием сети национальных университетов и бизнес-школ, налаживанием их тесного взаимодействия с бизнесом. К образовательному процессу должны привлекаться предпринимательские круги, необходимо осуществлять целевую подготовку по договорам, корректироваться программы обучения в соответствии с запросами бизнес-практики.
Торгово-экономическое образование в России имеет два уровня: среднее профессиональное (подуровни — начальный, базовый и углубленный) и высшее (ступени — бакалавриат, магистратура и аспирантура), а также дополнительное профессиональное образование в форме курсов, семинаров по определенным тематикам или переподготовки (для получения второй специальности).
Основными направлениями подготовки кадров с высшим образованием (степень бакалавриата) для торговой деятельности в сферах оптовой и розничной торговли, общественного питания и других отраслях народного хозяйства являются:
— Товароведение (основные профили: «Товарный менеджмент и экспертиза товаров» и «Товароведение и экспертиза товаров»);
— Торговое дело (основные профили: «Коммерция», «Маркетинг в торговле», «Реклама в торговле», «Логистика в торговле», «Международная коммерция»).
Кроме того, определенная подготовка кадров ведется по направлениям «Менеджмент» (профили: «Маркетинг» и «Логистика») и «Экономика» (профиль: «Экономика в торговых организациях»). В последние годы в учебных планах этих направлений исключены дисциплины товароведного и коммерческого циклов, вследствие чего происходит подготовка специалистов-бакалавров без отраслевой торгово-экономической направленности, то есть не знающих специфики торговли.
Следует отметить, что одним из наиболее востребованных направлений высшего образования является «Торговое дело». Подготовку студентов по этому направлению осуществляют более 300 вузов России. В определенной мере это объясняется тем, что перечень профессиональных дисциплин обеспечивает подготовку специалистов, предназначенных для осуществления торговой деятельности не только в торговых, но и экспертных, сервисных и промышленных предприятиях.
В образовательных учреждениях среднего торгово-экономического образования основными специальностями являются:
— коммерция (по отраслям);
— товароведение и экспертиза качества потребительских товаров.
Наиболее востребованной специальностью является «коммерция» (более 400 колледжей и техникумов готовят специалистов-коммерсантов для различных отраслей народного хозяйства. Это объясняется тем, что проблема сбыта произведенных товаров и оказываемых услуг остро стоит перед производителями и исполнителями. Поэтому они нуждаются в персонале, обладающем профессиональными компетенциями по управлению ассортиментом и качеством товаров, а также их продвижению на рынках товаров производственно-технического назначения и потребительских товаров.
Актуальные проблемы торгово-экономического образования:
— отсутствие профессиональных стандартов специалистов в области торговой деятельности, регламентирующих требования к их профессиональным компетенциям;
— сокращение дисциплин товароведно-технологического цикла за счет включения дисциплин экономического цикла, что обу-
словлено «экономизацией» торговой деятельности, означающей приоритет получения максимальной прибыли, в том числе и за счет интенсификации маркетинговых усилий, в ущерб интересов и ожиданий потребителей;
— недостаточность социально-экономического партнерства между торгово-экономическими вузами, колледжами, техникумами и торговыми организациями, вследствие чего практически отсутствуют инвестиции в сферу образования от бизнеса и возникают трудности с базами прохождения практик, особенно производственных и преддипломных;
— определенное непонимание со стороны руководителей и специалистов торговых организаций того, что образовательные учреждения не могут и не должны готовить специалистов для работы на конкретном предприятии, поэтому выпускников вузов, колледжей и техникумов необходимо доучивать на рабочем месте;
— трудоустройство выпускников, их востребованность на рынке труда.
Решение указанных проблем требует совместных усилий образовательных учреждений и организаций, нуждающихся в специалистах с высшим или средним профессиональным торгово-экономическим образованием. Поэтому проблема совершенствования торгово-экономического образования приобретает важное значение, особенно в современных непростых экономических условиях, когда трансформация всей социально-экономической сферы современной России привела к пониманию необходимости модернизации всей системы высшего образования. Это, в свою очередь, требует создания современной, целостной, логически выстроенной научной концепции, комплексной разработки проблемы и принципиально новых подходов к его проблемам.
Учитывая определенную специфику торгово-экономического образования, считаем целесообразным (в рамках вышеуказанной государственной концепции) разработать научно обоснованную концепцию совершенствования торгово-экономического образования, которая во многом предопределит стратегию совершенствования высшего образования в России на ближайшую перспективу. Концепция совершенствования отраслевого образования была разработана в 90-е годы одним из авторов данной статьи и утверждена Роскомторгом (1993), а затем новая ее версия — Минэкономразвития и торговли (1998),
Совершенствование многоуровневой подготовки специалистов торгово-экономического профиля и обеспечение перехода к инновационному развитию
Рис. Модель совершенствования торгово-экономического образования в РФ
но тогда большинство торгово-экономических вузов входило в отраслевую систему образования.
Необходимо отметить, что подготовку специалистов торгово-коммерческого профилея в стране в настоящее время осуществляют более чем в 80 профильных вузах и 300 колледжах и техникумах страны [6]. В учебных заведениях отрасли работают более 4500 штатных преподавателей, в том числе около 1000 кандидатов наук, более 160 докторов наук или ученых со званием «профессор». Все учебные заведения Министерства образования и науки имеют лицензии и государственную аккредитацию [6].
Следует сказать, что успех модернизации системы высшего образования, в том числе торгово-экономического, несмотря на наличие кризисных явлений, в первую очередь зависит от качественного и количественного состава научно-педагогических кадров. Модернизацию образования надо проводить в разрезе кардинального улучшения качества обучения и преподавания, а именно: кто и как преподает в российских учебных заведениях, насколько это применимо в реальной жизни и соответствует реалиям сегодняшнего времени.
В России очень много одаренных и талантливых людей. Уникальная возможность рус-
ских людей к самоорганизации дает возможность продвигаться им в жестких социальных условиях к высокому уровню образованности и воспитанности, что ведет к преемственности и востребованности высшего образования.
Существуют разные подходы к формированию направлений модернизации высшего образования в России. На основании сведений, опубликованных в открытых источниках [4; 7-17], нами выделены основные направления, сформированные в 11 групп по сферам деятельности образовательного учреждения, которые и определяют возможные пути его дальнейшего совершенствования (рис.).
При разработке данной схемы авторы исходили из того, что модернизация — это совершенствование сферы образования в соответствии с современными требованиями личности, граждан, общества и государства. Она достигается посредством создания современной электронной учебной среды, умелого сочетания традиционных и инновационных технологичных форм; активизации самостоятельной работы студентов под управлением преподавателей; развития творческого потенциала студентов. Модернизированное образование становится личностно ориентированным, открытым для научной организации текущего и итогового контроля с существенным уве-
личением времени на выполнение самостоятельной работы [11].
В 1-ю группу отнесено нормативно-правовое обеспечение высшего торгово-экономического образования — важнейшее направление, которое во многом обусловливает реализацию других, указанных на рисунке направлений. Это направление имеет несколько уровней: федеральный, региональный, отраслевой и внутривузовский. Нормативно-правовое обеспечение на федеральном уровне определяется федеральными законами, постановлениями и распоряжениями правительства, указами президента в области образования [1-4] и смежных видах экономической деятельности, а также федеральными государственными образовательными стандартами, утверждаемыми Министерством образования и науки Российской Федерации. Региональный уровень включает нормативно-правовые акты, принимаемые органами управления региона.
Отраслевой уровень представлен постановлениями правительства РФ, правилами торговли, инструкциями, приказами Министерства промышленности и торговли РФ, стандартами, техническими регламентами и иными нормативными документами, определяющими финансово-хозяйственную деятельность в сфере торговли и общественного питания. При этом чрезвычайно важно, чтобы ППС знали и применяли действующие нормативно-правовые документы в педагогической деятельности, в том числе и в учебной информации, передаваемой студентам.
Внутривузовский уровень представлен основными профессиональными образовательными программами, включающими примерные и рабочие учебные планы, программы учебных дисциплин и практик, тематические планы, фонды оценочных средств и иные учебно-методические документы.
Во 2-ю группу направлений — общесистемные вопросы, к которым нами отнесены мероприятия: по разработке российской национальной системы квалификаций, профессиональных стандартов, основанных на требованиях работодателей к выпускникам; разработке проектов профессиональных стандартов по инновационным образовательным программам совместно с профессиональными сообществами; приведению российского образования в соответствие с требованиями международных стандартов; контролю за качеством российского образования; повышению качества профессионального образования выпуск-
ников и его соответствию требованиям федеральных государственных образовательных стандартов по направлениям; формированию общенациональной системы оценки качества и созданию общегосударственной сети передовых вузов; разработке системы определения потребности страны в специалистах в соответствии со спросом со стороны различных сфер производства и для исключения перепроизводства специалистов того или иного профиля; интеграции общественности в процесс принятия решений и контроля за их реализацией в рамках системы высшего образования, а также контроль за финансовыми потоками.
В 3-ю группу (организационно-управленческая деятельность) входят разработка и внедрение средств и методов повышения эффективности управления в системе образования.
К 4-й группе отнесены вопросы, связанные с финансово-экономической деятельностью: увеличение финансирования для проведения фундаментальных и прикладных научных исследований; совершенствование экономических механизмов в сфере образования; увеличение количества бюджетных мест.
В 5-ю группу (учебно-методическая деятельность) включены: разработка примерных и рабочих учебных планов, примерных и рабочих программ учебных дисциплин и практик по профилям обучения определенного направления; разработка интегрированных модульных учебных планов, обеспечивающих совмещение ФГОС СПО и ВО; внедрение системы непрерывного образования на основе интегрированных модульных учебных планов; развитие системы обеспечения качества образовательных услуг; пересмотр качественного и количественного состава учебных дисциплин, преподаваемых в школах, учреждениях высшего и среднего профессионального образования; разработка научно обоснованных показателей качества обучения; интеграция общественности в процесс принятия решений и контроль за их реализацией в рамках системы высшего образования.
К 6-й группе направлений (научно-инновационная деятельность) отнесены: разработка методики и проведение оценки инновационной деятельности вузов и инновационного потенциала реализуемых образовательных программ; внедрение инновационных технологий обучения; совершенствование содержания и инновационных технологий образования.
В 7-ю группу (информационно-технологическое обеспечение и создание информаци-
онно-образовательной среды) — создание новой учебно-технологической среды и усиление профессионального саморазвития студентов.
К 8-й группе (материально-техническое обеспечение) — вопросы, связанные с дальнейшим укреплением материально-технической базы вузов, оснащение их современной техникой и технологиями; дальнейшее развитие и укрепление материально-технической базы, текущие и капитальные ремонты, коммунальные услуги, современное техническое и информационное оснащение;
К 9-й группе — вопросы воспитательной работы, которые играют важную роль в формировании личности студента как гражданина страны, так и высококвалифицированного специалиста. Следует отметить, что в 90-е и 2000-е годы внимание к воспитательной работе в вузах было ослаблено. В настоящее время этим вопросам придается большое значение. Так, уже в ФГОС ВПО 3-го поколения устанавливается необходимость формирования и поддержания воспитательной среды.
Не вдаваясь в специфику вопроса, хочется отметить, что одним из эффективных методов является воспитание в процессе обучения по каждой учебной дисциплине наряду с другими средствами и методами воспитательной работы.
В 10-ю группу (социальные вопросы) — обеспечение равенства граждан страны в получении образовательных услуг; принятие мер в направлении социальной защиты работников образования и студентов; повышение социальной значимости преподавательского труда, его престижа и достоинства; оказание помощи студентам-инвалидам и малоимущим.
В 11-й группе (кадровый потенциал) рассматриваются вопросы дальнейшего развития системы послевузовского образования, в том числе магистратуры, аспирантуры и докторантуры на бюджетной основе; сохранение научно-педагогических кадров, а также повышение квалификации и педагогического мастерства преподавателей вузов, особенно молодых, в том числе в области педагогики и методики преподавания. Для этого вузом должно выделяться целевое бюджетное финансирование.
Таким образом, последовательная реализация вышеназванных направлений в перспективе будет способствовать совершенствованию многоуровневой подготовки спе-
циалистов торгово-экономического профиля и обеспечению перехода к инновационному развитию.
1. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 // Российская газета. 2012. 31 дек.
2. О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки : указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599.
3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года : распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.
4. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года : утвержденные Председателем Правительства Российской Федерации 31 января 2013 г.
5. Красинская Л. Ф. Модернизация, оптимизация, бюрократизация... Что ожидает высшую школу? //Высшее образование в России. 2016. № 3. С. 73-82.
6. Николаева М. А. Теоретические основы товароведения и экспертизы товаров : учебник : в 2 ч. Ч. 1. Модуль I. Теоретические основы товароведения. М. : НОРМА : ИНФРА-М, 2014. С. 35.
7. Николаева М. А., Рязанова О. А., Клещевский Ю. Н. Актуальные проблемы подготовки торговых кадров и пути их решения // Высшее образование в России. 2015. № 4. С. 61-64.
8. Окрепилов В. В. Создание многоуровневой системы образования в области качества как фактор устойчивого развития // Высшее образование в России. 2015. № 12. С. 5-12.
9. Тхагансоев Х. Г, Сапунов М. Б. Российская образовательная реальность и ее превращенные формы //Высшее образование в России. 2016. № 6. С. 86-97.
10. Стронгин Р. Г., Чупрунов Е. В. Инновационное образование: опережающая стратегия и интеграция //Высшее образование в России. 2014. № 12. С. 5-11.
11. Аванесов В. С. Основные направления модернизации российского образования [Электронный ресурс]. URL: http://testoiog.nanod.nu/Education71.htmi
12. Об утверждении Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства РФ от 29 дек. 2014 г. № 2765-р. URL: http://www. gazeta. lbz.nu/2016/1/1nomen.pdf .
13. Балыкин А. Н. О системе торгового образования [Электронный ресурс]. URL: http://oid.nasiedie.nu/ obnaz/ 72/722/.phpant=60.
14. Грудцына Л. Ю. Инновационные процессы в современном российском образовании [Электронный ресурс]. URL: http://49e.nu /nu/2013/10/9.
1 5. Попова В. Э. Тенденции и перспективы оптимизации государственной политики в сфере высшего образования Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.jounnai-nio.com/index.php?Itemid=14 7&catid=103%3Aiun&id=3432%3Apubl&option=com_ content&view=anticie.
16. Проблемы и перспективы развития системы образования [Электронный ресурс]. URL: http://anbin.nu/ anticies/a_3254.htm.
17. Тенденции развития современной системы высшего образования в России [Электронный ресурс]. URL: http://fb.nu/anticie/197076/tendentsii-nazvitiya-obnazovaniya-v-nossii-tendentsii-nazvitiya-sovnemennoy-sistemyi-obnazovaniya-v-mine-tendentsii-nazvitiya-vyisshego-obnazovaniya.