Научная статья на тему 'Тенденции развития жилищно-коммунального хозяйства в Нижегородской области'

Тенденции развития жилищно-коммунального хозяйства в Нижегородской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
456
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ЖИЛИЩНЫЙ ФОНД / ВЕТХОЕ И АВАРИЙНОЕ ЖИЛЬЕ / СУБСИДИИ / ЛЬГОТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Комиссарова Л. А.

Исследовано современное состояние жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области. Предоставлена схема жилищного фонда по видам собственности, а также статистический и графический материал для наглядного представления состояния жилищного фонда области, а также предлагается ряд мер по его развитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Комиссарова Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития жилищно-коммунального хозяйства в Нижегородской области»

УДК 332.812.14

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Л. А. КОМИССАРОВА, аспиранткафедры экономики и статистики E-mail: [email protected] Нижегородский государственный инженерно-экономический институт

Исследовано современное состояние жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области. Представлены схема жилищного фонда по видам собственности, а также статистический и графический материалы для наглядного показа состояния жилищного фонда области, предложен ряд мер по развитию жилого фонда.

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, жилищный фонд, ветхое и аварийное жилье, субсидии, льготы.

Развитие жилищно-коммунальной сферы является одним из важных системных факторов устойчивого социально-экономического развития страны. Экономическая эффективность жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) значительна, но ее косвенное воздействие на эффективность общественного воспроизводства капитала является еще более значимым, так как ЖКХ определяет уровень и качество жизни населения Российской Федерации.

Обеспечение населения жильем является важнейшей социально-экономической проблемой, так как жилье — это главный показатель социального благополучия того или иного государства и граждан. От выбора подходов при решении данной проблемы в большой степени зависит:

• общий масштаб проблемы;

• темпы жилищного строительства;

• политические оценки;

• мотивация поведения.

Согласно Федеральному закону от 24.12.1992 № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» жилищный фонд — это совокупность всех жилых помещений независимо от форм собствен-

ности, включая жилые дома, специализированные дома (для одиноких престарелых, общежития, гостиницы-приюты, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.), квартиры, жилые служебные помещения; иные жилые помещения в других строениях, пригодныхдля проживания [3].

Жилище является важнейшей частью социальной инфраструктуры, т. е. того комплекса отраслей сферы обслуживания, который призван обеспечивать удовлетворение приоритетных социально-бытовых нужд населения (Закон Российской Федерации от 24.12.1992 № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики»),

В Конституции Российской Федерации записано право граждан на жилище, которое «... обеспечивается развитием и охраной государственного и общественного жилищного фонда, содействием кооперативному и индивидуальному жилищному строительству, справедливым распределением под общественным контролем жилой площади, а также невысокой платой за квартиру и коммунальные услуги» [2].

В Жилищном кодексе РФ регламентируются вопросы распределения, пользования и эксплуатации жилищного фонда, права и обязанности жителей, а также жилищно-эксплуатационных организаций [1].

Продуктом деятельности ЖКХ являются услуги. Особенностью основных жилищно-коммунальных услуг является то, что они характеризуются как жизненно важные в силу их значимости и незаменимости для обеспечения важнейших систем жизнедеятельности общества.

79 7К.5 7К 77.?

77 7Л.5 К, 75.il 7? 74.5 74 73,5

75, Л

2МЯ

Наглядное состояние развития ЖКХ рассмотрено на примере Нижегородской области.

По состоянию на 2009 г. общая площадь жилищного фонда Нижегородской области составила 78,4 млн м2.

Жилищный фонд Нижегородской области в 2009 г. по сравнению с 2005 г., как следует из анализа рис. 1, увеличился на 1 %, т. е. прослеживается незначительная тенденция роста доли жилфонда области. Активный рост жилых домов наблюдается только в крупных городах области, в частности, в Нижнем Новгороде.

Нижегородская область среди регионов Приволжского федерального округа (ПФО) по вводу в действие жилья в 2009 г., как и в предшествующем году, занимала 3-е место после республик Башкортостан и Татарстан, среди регионов России — 11-е.

В 2009 г. предприятиями и организациями всех форм собственности и населением Нижегородской области было построено 17 855 квартир, включая квартиры в общежитиях, общей площадью 1 403,9тыс. м2, что на 3,7% больше, чем в 2008г.

Однако темпы роста ввода жилья значительно снизились по сравнению с уровнем 2008 г. (в 2008 г. темпы роста ввода жилья составили по сравнению с предшествующим годом 26,3 %) [5].

Средние цены на рынке жилья за 1 м2 общей площади в Нижегородской области по годам выглядят следующим образом 2005 г. — 24,2тыс. руб. 2006г. - 47,1 тыс. 2007г. - 56,2тыс. 2008г. - 62,4тыс. 2009г. -50,7тыс.руб.

Как видно, средняя цена на жилье в Нижегородской области снизилась на1 %.

В ценообразовании важную роль играет множество факторов, которые понижают или повышают цену недвижимости. К

77,4

7(М

75.ii

Инн.

Гад

2 <Н18

2<Н1<>

Рис. 1. Рост площади жилищного фонда Нижегородской области с 2005 по 2009 г., млнм2

факторам, которые существенно влияют на стоимость квадратного метра жилья, относится местоположение жилищного объекта. Так, в городах-спутниках, т. е. городах, которые находятся рядом с Нижним Новгородом — Кстово, Дзержинск, Бор, Богородск — цены на жилье составляют 27—30 тыс. руб. за 1 м2. А в Балахне, Городце — 16—20тыс. руб. за 1 м2.

По видам собственности жилищный фонд подразделяется на частный, государственный, муниципальный и переходит из одной формы собственности в другую в порядке, установленном законодательством (рис. 2).

Жилищный фонд Нижегородской области по видам собственности в 2009 г. составил: • муниципальный — 11,5%;

Рис. 2. Жилищный фонд по видам собственности

Частный - находится в собственности граждан и юридических лиц

Государственный -

находится в собственности РФ и субъектов РФ

Муниципальный -

находится в собственности муниципальных образований

Индивидуальный

используется для проживания на условиях безвозмездного пользования

Коммерческого использования - используется для проживания на условиях безвозмездного пользования по иным договорам

Социального использования -

предоставление жилых помещений по договорам социального найма

Специализированный - предназначен для проживания отдельных категорий граждан

• государственный — 1 %;

• частный — 87,5 %.

Средняя обеспеченность жильем населения области возросла на 1,3 %, достигнув в 2009г. 22,7 м2 общей площади на 1 чел.

Уровень благоустройства жилищного фонда в среднем по Нижегородской области составляет 77,8 %. Наиболее благоустроенное жилье находится в городе, на селе данный показатель составляет 49,4%.

Из табл. 1 видно, что наблюдается относительно высокое обеспечение населения благоустроенным жильем. При этом наибольшая доля благоустроенного жилья находится в городских поселениях. Необходимо также отметить обеспеченность сельского жилого фонда газом на 81,5 %. Наименьшую же долю благоустройства сельского жилья занимает обеспеченность напольными электроплитами и горячим водоснабжением — 1,1 и 21,2%, соответственно.

Анализ обеспеченности городов и районов области объектами инженерной инфраструктуры показывает, что существует группа территорий (порядка 20—26 районов), по которым отклонение от среднеобластного значения по обеспеченности жилищного фонда водопроводом и канализацией, горячим водоснабжением и теплоснабжением, газом составляет от 30 до 80 %.

Ветхий и аварийный жилищный фонд составляет 2,4 % от общей площади жилого фонда (табл. 2). При этом наблюдается тенденция снижения доли ветхого и аварийного жилья. Так, его площадь в 2005 г. по сравнению с 2009 г. уменьшилась на 872тыс. м2.

Огромное влияние на ветхость и аварийность жилищного фонда оказывает его износ. Площади жилых помещений Нижегородской области по

Таблица 1

Доля благоустроенного жилищного фонда Нижегородской области, %

Весь Городской Сельский

Показатель жилищный жилищный жилищный

фонд фонд фонд

Водопровод 80 89,4 51,1

Канализация 73,9 86,1 36,8

Центральное 66,9 81,2 23,5

отопление

Ванные 67,3 80,5 27,1

Газ 85,5 86,8 81,5

Горячее 65 79,4 21,2

водоснабжение

Напольные 5,8 7,3 1,1

электроплитки

Таблица 2

Ветхий и аварийный жилищный фонд Нижегородской области, тыс. м2

Показатель Год

2005 2006 2007 2008 2009

Весь ветхий и аварийный жилищный фонд 1 838,1 1 779,5 1 874,2 1 790,3 1 750,9

В том числе:

ветхий 1 659,6 1 703,4 1 715,8 1 597,8 1 513,5

аварийный 178,5 76,1 1 58,4 192,5 237,4

степени их износа распределились следующим образом, %:

группа по степени износа .... 0—30 31—65 66—70 Более 70 доля данной группы в общей

площади жилого фонда........ 66 29 4 1

Можно сделать вывод, что в Нижегородской области в отчетном периоде сложилась следующая картина:

• 29 % жилищного фонда имеет износ до65 %и требует капитального ремонта либо модернизации;

• 4 % ветхого жилищного фонда (износ до 70 %) нуждается в капитальном ремонте, модернизации либо сносе;

• 1 % жилищного фонда имеет критическую степень износа (свыше 70 %) и не подлежит ремонту [4].

Число семей, состоящих на учете на получение жилья и желающих улучшить свои жилищные условия, в Нижегородской области в 2009 г. составило 5,8 % от общего числа семей. За последние пять лет этот показатель снизился более чем в 2 раза. Большое влияние на это оказали реализация национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» и областная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей».

Для обеспечения помощи группам населения с низкими доходами предоставляются субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, т. е. частичное возмещение за счет средств бюджета. Так, сумма льгот и субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) в Нижегородской области в 2009 г. увеличилась в 1,8 раза по сравнению с 2008 г. и составит 8,8 млрд руб. В том числе, сумма предоставленных субсидий увеличилась в2,3 раза и достигла 2,5 млрд руб.

Льготы на оплату ЖКУ получили 823 тыс. чел., субсидии — 97 тыс. семей. В целом льготы и субсидии были предоставлены на сумму313 млн руб.

Обобщая все сказанное, можно сделать вывод, что развитие жилищного фонда Нижегородской области идет удовлетворительно.

Исходя из этого, можно предложить ряд мер по развитию жилищного фонда:

• организовать качественный учет жилищного фонда с целью определения фактического состояния жилищного фонда;

• в целях приведения жилищного фонда в нормативное состояние и соответствие установленным санитарным и техническим правилам и нормам продолжить работу по привлечению средств для проведения капитального ремонта жилищного фонда;

• установить целевые параметры по капитальному ремонту многоквартирных домов и создать эффективную систему контроля;

• при проведении капитального ремонта добиваться такого его качества, чтобы получить дома, которыми граждане будутдовольны.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Жилищный кодекс Российской Федерации. М.: Омега-Л. 2010. 72 с.

2. Конституция Российской Федерации. М.: ЦИК РФ, 2003. 62 с.

3. Об основах федеральной жилищной политики: Закон Российской Федерации от 24.12.1992 №4218-1.

4. Сайт жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области. URL: www.mingkh.nnov. ru.

5. Сайт территориального органа федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области. URL: www.nizhstat.gks.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.