Научная статья на тему 'Состояние и проблемы развития российского нефтесервисного рынка'

Состояние и проблемы развития российского нефтесервисного рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
233
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / НЕФТЕСЕРВИСНЫЙ РЫНОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бирюкова В. В.

В статье рассмотрены состояние российского нефтесервисного рынка и выявлены проблемы его развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние и проблемы развития российского нефтесервисного рынка»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_

могли занимать лица только имеющие диплом о высшем образовании;

- развитие частного сектора в экономике, появление большого количества мелких фирм, которые не могут позволить себе держать узкоспециализированных специалистов.

3) Основные меры для повышения показателей экспорта:

- формирование и реализация программ поддержки экспорта, предоставление на конкурсной основе субсидий и бюджетных ссуд на развитие производств по выпуску конкурентоспособной продукции;

- разработка комплексной программы развития экспортоориентированных предприятий;

- дальнейшее развитие взаимовыгодных международных и внешнеэкономических связей с регионами стран дальнего зарубежья и СНГ.

Список использованной литературы:

1 Балакина Г.Ф. Инструменты регулирования социально-экономического развития регионов / Г.Ф. Балакина // Региональная экономика: теория и практика, 2014. - № 39 (366). - С. 2 - 12.

2 Гапоненко А.Л. Управление экономическим развитием - М., 1997.

3 Иванченко Л.А. Приоритеты региональной экономики - М., 2002.

4 Лубашев, Е.А. Современные подходы к рассмотрению процессов управления социальным развитием региона / Е.А. Лубашев // Инновации, 2013. - № 9. - С.75 - 80.

5 Орлов, Е.В. Определение проблемного поля деятельности органов управления Костромской области на основе анализа динамики ее социально-экономического развития / Е.В. Орлов // Региональная экономика: теория и практика, 2014. - № 33 (360). - С. 21-34.

6 Попов В.В., Новикова Ю.В. Оценка сбалансированности социально-экономического развития муниципальных образований Оренбургской области / В.В. Попов, Ю.В. Новикова// Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2014. - № 7 (67). - С. 34.

7 Попов В.В. Количественная оценка влияния изменения структуры экспортно-импортных товаропотоков на основные макроэкономические показатели России / В.В. Попов, А.П. Цыпин // Экономика и предпринимательство. 2015. № 9-2. С. 314-319.

8 Панкова С.В., Попов В.В. О формировании особых экономических зон на территориях муниципальных образований / С.В. Панкова, В.В. Попов// Национальные интересы: приоритеты и безопасность.- 2015.- № 7 (292).- С. 16-24.

© Бикбулатова Э.А., 2016

УДК 338.45.01

В.В. Бирюкова, к.э.н., доцент Уфимский государственный нефтяной технический университет, г. Уфа, РФ

СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО НЕФТЕСЕРВИСНОГО РЫНКА

Аннотация

В статье рассмотрены состояние российского нефтесервисного рынка и выявлены проблемы его развития

Ключевые слова

Маркетинг, конкурентоспособность, нефтесервисный рынок

В современных рыночных условиях основная проблема состоит в том, что в большинстве нефтегазодобывающих стран мира отсутствует необходимый потенциал (промышленный, технологический и интеллектуальный) для достаточного обеспечения национальной добычи собственным высокотехнологичным нефтегазовым сервисом [1, 5].

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_

Исследование нефтесервисных компаний показало, что на сегодняшний день примерно половина объемов услуг выполняется либо внутренними сервисными подразделениями ВИНК, либо их дочерними структурами, получающими заказы без проведения конкурсных процедур. Другая половина - является предметом серьезной конкурентной борьбы независимых нефтесервисных компаний, для которых оказание данных услуг является основным видом деятельности [2].

Компании разных стратегических групп работают в разных ценовых категориях. Независимые сервисные компании, как правило, предоставляют более узкий набор услуг в небольших объемах по низким ценам. Уникальность нефтесервисного рынка Российской Федерации заключается в следующем: во-первых, в наличии относительно непересекающихся сегментов, различающихся качеством (технологическим уровнем) оказываемых услуг; во-вторых, в дефиците предложений интегрированного сервиса в самом востребованном и наиболее емком сегменте среднетехнологичного сервиса, сбалансированного по критерию цена/качество. Именно эти факторы обусловливают высокую долю собственного сервиса нефтяных компаний, отсутствие конкуренции и наличие дорогостоящих услуг западных компаний в сегменте «сбалансированного» сервиса [3, 4].

В «низкотехнологичном» сегменте, характеризующемся сильной ценовой конкуренцией, работает около 200 мелких сервисных компаний. Ценовая конкуренция объясняется тем, что для крупных российских нефтегазовых компаний 80-85% всех сервисных работ выполняют сервисные предприятия, принадлежащие (или контролируемые) нефтегазовым холдингам, и одна-две интегрированные компании на основе среднесрочных сервисных контрактов. Поэтому на «свободный» рынок при проведении конкурсов на предоставление сервисных услуг попадают лишь оставшиеся 15-20 % объемов работ. В результате за оставшиеся 10-12 % объемов работ регионального рынка разворачивается острая конкурентная борьба между небольшими отечественными компаниями, которые, не имея ресурсов, опускают цены до минимального уровня, чтобы покрыть производственные издержки. Выбраться таким компаниям в «среднюю лигу» невозможно из-за небольшого портфеля заказов и отсутствия ресурсов для технического и технологического перевооружения. Можно выделить следующие проблемы рынка: низкая конкурентоспособность отечественных компаний в технологичном сегменте, необходимость повышения уровня технического и технологичесого обеспечения, ценовое давление со стороны заказчика и недостаточное финансирование НИОКР. Первая и вторая проблемы взаимосвязаны и обуславливают конкурентоспособность нефтесервисной компании, с другой стороны подвластны управлению менеджментом.

В условиях функционирования компаний на рынке одним из основных критериев успешности существования и эффективности является конкурентоспособность [6]. На сегодняшний день среди экономистов нет точного и единого подхода к ее определению и управлению [3]. Этот вопрос требует дальнейшего изучения.

Список использованной литературы:

1. Бирюкова В.В. Маркетинг. Учебное пособие / Уфимский государственный нефтяной технический университет - Уфа, 2010.

2. Бирюкова В.В. Механизм разработки, оптимизации и управления программой повышения эффективности нефтегазодобывающих производств// Электронный научный журнал Нефтегазовое дело, 2006. № 1. С. 55.

3. Бирюкова В.В., Валеева Э.Н. Анализ подходов к оценке конкурентоспособности нефтяной компании на международном рынке // Электронный научный журнал Нефтегазовое дело, 2015. № 4. С. 538-548.

4. Бирюкова В.В. Устойчивость развития нефтяных компаний России // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. 2015. № 3. С. 92-98.

5. Мусина Д.Р. Международный нефтегазовый бизнес. Учебное пособие / Уфимский государственный нефтяной технический университет - Уфа, 2009.

6. Севостьянова Е.В., Романенко Е.В., Карпенко М.Г., Плосконосова Е.П., Мороз С.А., Бирюкова В.В., Меньков В.Н. Конкурентоспособность российской экономики (теория, практика, траектория изменений и пути повышения). Учебное пособие / Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия - Омск, 2005.

© Бирюкова В.В., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.