Научная статья на тему 'Состояние и проблемы развития инфраструктурного комплекса социальной сферы республики Дагестан'

Состояние и проблемы развития инфраструктурного комплекса социальной сферы республики Дагестан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1275
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / СТРАТЕГИЯ / ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / SOCIAL SPHERE / SOCIAL INFRASTRUCTURE / STRATEGY / DEVELOPMENTAL PROBLEMS / STATE MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдулкабатова Лаура Газиявовна

В статье проводится анализ социальной инфраструктуры Республики Дагестан, выявлены основные проблемы развития инфраструктурного комплекса социальной сферы региона. Отмечается необходимость четкой долгосрочной ориентации государственного управления социальной сферой республики, адекватных современным вызовам действий, объединения усилий и ресурсов органов власти всех уровней. Подчеркивается особая роль стратегического планирования развития социальной сферы и социальной инфраструктуры региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Абдулкабатова Лаура Газиявовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STATE AND PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF THE INFRASTRUCTURAL COMPLEX OF THE SOCIAL SPHERE OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN

The article gives an analysis of social infrastructure of the Republic of Dagestan, identifies the main problems of development of the infrastructural complex of the social sphere of the region. The need in clear long-term focus of state management of the social sphere of the republic adequate to modern challenges actions, the unity of efforts and resources of the governmental authorities of all levels are noted. The special role of strategic planning of development of the social sphere and social infrastructure of the region are emphasized.

Текст научной работы на тему «Состояние и проблемы развития инфраструктурного комплекса социальной сферы республики Дагестан»

СФЕРА УСЛУГ

АБДУЛКАБАТОВА Л.Г.

СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРНОГО КОМПЛЕКСА СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Аннотация. В статье проводится анализ социальной инфраструктуры Республики Дагестан, выявлены основные проблемы развития инфраструктурного комплекса социальной сферы региона. Отмечается необходимость четкой долгосрочной ориентации государственного управления социальной сферой республики, адекватных современным вызовам действий, объединения усилий и ресурсов органов власти всех уровней. Подчеркивается особая роль стратегического планирования развития социальной сферы и социальной инфраструктуры региона.

Ключевые слова: социальная сфера, социальная инфраструктура, стратегия, проблемы развития, государственное управление

ABDULKABATOVA Ь.С.

THE STATE AND PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF THE INFRASTRUCTURAL COMPLEX OF THE SOCIAL SPHERE OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN

Abstract. The article gives an analysis of social infrastructure of the Republic of Dagestan, identifies the main problems of development of the infrastructural complex of the social sphere of the region. The need in clear long-term focus of state management of the social sphere of the republic adequate to modern challenges actions, the unity of efforts and resources of the governmental authorities of all levels are noted. The special role of strategic planning of development of the social sphere and social infrastructure of the region are emphasized. Keywords: social sphere, social infrastructure, a strategy, developmental problems, state management

Целевым ориентиром Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. является «достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан». В соответствии с этим направлением в стране осуществляется переход на инновационную экономику, главной целью которой является повышение качества жизни граждан России [3]. В достижении уровня экономического и социального развития РФ особая роль принадлежит инфраструктурному обустройству регионов и управлению этим процессом на основе стратегического менеджмента. Социальная инфраструктура создает стартовые условия для формирования и развития человеческого капитала региона, выступает важнейшей составляющей качества жизни людей.

Сложившаяся в течение последних двадцати лет ситуация в экономике России отразилась неблагоприятным образом на развитии социальной инфраструктуры регионов. Резкое изменение экономического уклада в стране, социально-экономические и политические реорганизации, перестройка, глобальные и геоэкономические процессы, изменения технологических укладов, отсутствие надлежащего государственного регулирования и управления социальной инфраструктурой не могло не отразиться на жизни любого из регионов. Произошло практически полное разрушение производственно-хозяйственных, экономических и финансовых связей не только внутри региона, но и во взаимоотношениях с потребителями и поставщиками; устаревающая, изношенная и необновляемая инфраструктура не соответствует новым экономическим и социальным задачам развития [1].

Стратегическое инновационное развитие социальной инфраструктуры ставит необходимо-

стью решение таких сложных задач, как: переориентация здравоохранения на технологии здравостроительства, дифференциация образовательной сферы в соответствии с потребностями рынка труда, повышение глобальной конкурентоспособности в сфере культуры, адаптация инфраструктуры спорта и физической культуры для формирования здорового образа жизни населения [4]. Решение данных задач осложняется следующим рядом проблем: демографический спад, слабая динамика индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП) в России, значение которого в 2013 г. достигло 0,778, что ненамного выше уровня 1990 г. — 0,729 [8], а также отсутствие отвечающего современным запросам законодательного обеспечения процесса стратегического развития на федеральном и региональном уровнях. Одним из факторов, усиливающих значимость вышеуказанных проблем, можно считать различия в региональных системах управления социально-экономическим развитием, которые, в свою очередь, служат основой для формирования долгосрочной политики государства по развитию социальной инфраструктуры.

В Дагестане эти вызовы особенно остры в силу кризисного состояния и деформации отдельных отраслей социальной сферы, существенного отставания социально-экономического развития, низкого качества жизни, высокой безработицы, глубокой дифференциации уровня развития районов, городов и территорий [5].

Образование

В настоящее время (по состоянию на 2013 г.) в республике функционирует 1534 образовательных учреждений, где всеми видами обучения охвачено 366352 учащихся (в городской местности 210 школ с контингентом 151105 учащихся; в сельской местности 1324 школы с контингентом 215249 учащихся).

Основной проблемой в сфере образования республики является отсутствие во многих населенных пунктах дошкольных образовательных учреждений. Это создает разные стартовые возможности для обучения в начальных классах. В Дагестане функционирует 690 детских дошкольных образовательных учреждений с охватом 76966 детей в возрасте от 3 до 7 лет, что составляет 27,1% от общего числа детей дошкольного возраста. Увеличение показателя рождаемости и дефицит мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях не позволяют в полной мере реализовать запросы граждан на получение услуг дошкольного образования.

В республике остро стоит проблема с нехваткой посадочных мест в школах: 718 школ республики работают в двухсменном режиме (из них 12 школ работают в трехсменном режиме). Число учеников, занимающихся во вторую (третью) смену составляет 96752 учеников, или 26,4% от общего числа учащихся при среднеотраслевом нормативе 10%.

Из-за отсутствия учебных площадей многие школы функционируют в помещениях различных муниципальных учреждений районов и даже в частных домах. Несмотря на проводимые мероприятия, материально-техническая база образовательных учреждений, особенно в сельской местности, требует улучшения. В первую очередь такое положение складывается за счет начальных и неполных средних школ в сельской местности. Из общего числа школ 420 (27,4%) находятся в ветхом или аварийном состоянии. Строительство новых школ в основном не приводит к увеличению ученического фонда, поскольку осуществляется взамен ветхих и аварийных зданий.

Сложившееся положение не позволяет на современном уровне организовать учебно-воспитательный процесс в соответствии с требованиями новых государственных стандартов для общеобразовательных школ.

Система дополнительного образования в республике также испытывает острый дефицит в современном оборудовании и инвентаре, учебных пособиях, компьютерной технике, что препятствует реализации современных программ дополнительного образования. Кроме того, низкий уровень заработной платы педагогов не позволяет привлекать талантливых специалистов в данную сферу.

Особенно заметно отставание республики в подготовке специалистов со средним специальным образованием, хотя в них она испытывает острый дефицит. По численности студентов государственных и муниципальных средних специальных учебных заведений на 10000 чело-

век населения Дагестан среди субъектов РФ занимает 78-е место.

Одной из главных проблем высшего профессионального образования республики является большое количество вузов с низким качеством предоставляемых образовательных услуг и высокой степенью дублирования специальностей.

Здравоохранение

Обеспеченность амбулаторно-поликлиническими учреждениями в республике по состоянию на конец 2013 г. составила 113,1 посещений в смену на 10 тысяч населения, что 2,3 раза ниже показателя в среднем по России (263,7 посещения в смену в 2012 г.). Число больничных коек в расчете на 10 тыс. человек населения составило 70,5 единиц, при среднероссийском значении 92,9 ед. (в 2012 г.).

Следует также отметить, что в половине городов РД общая обеспеченность больничными койками значительно ниже нормативно необходимой, учитывая тот факт, что доля городского населения в республике имеет устойчивую тенденцию к росту. Наблюдается снижение общего коечного фонда, что свидетельствует о негативных процессах в развитии городской сети стационарных лечебно-профилактических учреждений. Это диктует необходимость укрепления и расширения сети больничных и типовых амбулаторно-поликлинических учреждений в регионе.

Вызывает беспокойство состояние здоровья беременных женщин. Несмотря на проводимые лечебно-оздоровительные мероприятия 72,4% рожениц поступает на роды больными, что приводит к осложнениям. В городских акушерских стационарах 73,2% родов осложняются различной акушерской патологией, в сельских ЛПУ — 59,4%. В этой связи большое значение имеет состояние материально-технической базы служб родовспоможения и детства, которое является на сегодняшний день неудовлетворительным.

Особенно актуальными являются вопросы охраны здоровья детей как наиболее уязвимой категории сельского населения. При относительно низком показателе общей смертности по Республике Дагестан на высоком уровне остается младенческая и детская смертность в сельской местности. Общая смертность в Дагестане в сельской местности в 1,7 раза выше, чем в городской.

Острейшей остается проблема оказания скорой медицинской помощи жителям небольших населенных пунктов вследствие удаленности их от основных лечебно-диагностических учреждений, отсутствия коммуникаций и телефонной связи, недостаточной оснащенности ЛПУ в сельской местности лечебной и диагностической аппаратурой, новым современным медицинским оборудованием. Большинство учреждений скорой помощи в сельской местности размещены в приемных отделениях больниц или в приспособленных помещениях без элементарных условий.

Неразвитость инфраструктуры здравоохранения не позволяет в полном объеме обеспечить сельское население необходимой специализированной помощью. До 80% сельского населения, нуждающегося в специализированной медицинской помощи, не имея материальных возможностей выехать, а также из-за нарушений внутрирайонных транспортных связей, проходят лечение в ФАПах, участковых больницах, врачебных амбулаториях, что предусматривает необходимость расширения первичных звеньев здравоохранения и укрепления их материально-технической базы.

Крайне актуальным остается вопрос оснащения сельских ЛПУ медицинской техникой и лечебно-диагностическим оборудованием, потребность в которых в последние годы удовлетворяется лишь на 30-40%. В больницах и поликлиниках эксплуатируется до 80% фактически изношенной и морально устаревшей малоинформативной медицинской техники. Обеспеченность медицинскими кадрами в сельской местности значительно ниже, чем в городской. Высока текучесть кадров, что напрямую связано с условиями труда и быта [2].

Физическая культура и спорт

В социальной инфраструктуре региона культурно-спортивный комплекс является одним из наиболее важных наряду с образованием и здравоохранением. Ежегодно в республике проводится более 400 республиканских, всероссийских и международных физкультурных и спор-

тивных мероприятий, в которых принимают участие более 50 тыс. человек. Однако уровень материальной базы и инфраструктуры физической культуры и спорта не полностью удовлетворяет потребностям населения в занятиях физической культурой и спортом.

Показатели обеспеченности объектами инфраструктуры физической культуры и спорта существенно отстают от среднероссийских. Обеспеченность населения Республики Дагестан крытыми спортивными сооружениями составляет 23,4% от норматива (по РФ — 48,1%), а плоскостными спортивными сооружениями — 47% (по РФ — 64,7%). На одного жителя республики в среднем приходится 0,7 кв. м спортивных площадей (по Российской Федерации — 1,4 кв. м).

Хотя спорт в Дагестане традиционно развит, тем не менее низкий уровень обеспеченности спортивной инфраструктурой обуславливает низкий показатель уровня населения, систематически занимающегося спортом (в 2000 г. систематически занималось спортом 10,9% населения, в 2013 г. — 8,3%).

Культура

Значимую роль в формировании человеческого капитала играет культура. В настоящее время в республике функционируют 96 учреждений музыкального и художественного образования (в т. ч. музыкальных школ — 41, художественных школ — 13, школ искусств — 42). Обеспеченность населения учреждениями культурно-досугового типа в 2013 г. составила 39,4 на 100 тысяч человек. В республике находятся 11 профессиональных театров, значительно возросло количество музеев — с 19 в 2000 г. до 29 ед.

Однако состояние материально-технической базы большинства домов культуры, районных библиотек, музеев и других объектов культурной инфраструктуры является неудовлетворительным. Размер оплаты труда и престиж профессии работников культуры влияет на отток квалифицированных кадров. Инфраструктура сферы культуры в РД в настоящий момент находится в состоянии серьезного кризиса. Это связано в первую очередь с бюджетным недофинансированием данной отрасли социальной инфраструктуры. Этот факт является крайне негативным, поскольку, во-первых, ведет к снижению общего культурного уровня граждан, во-вторых, снижается объем платных услуг, оказываемых населению в данном секторе экономики.

Жилищно-коммунальный комплекс

Жилищные условия и услуги жилищно-коммунального хозяйства — это один из основных факторов, определяющих уровень жизни населения. Значительная часть существующего жилищного фонда Дагестана изношена, не отвечает современным стандартам и нуждается в радикальной реконструкции, а ветхое жилье подлежит сносу и полной замене. Показатели аварийности и ветхости жилого фонда Республики Дагестан критически высоки — 20,6% всего жилого фонда (уровень аварийности жилья в 8 раз выше, чем, например, в Ставропольском крае, и в 7 раз превышает среднероссийские показатели).

Обеспеченность населения жильем составляет 15,8 м2 общей площади при социальной норме на одного жителя 18,2 м2. По размеру площади жилья, приходящейся на одного жителя по состоянию на 2013 г.,республика в 1,4 раза отстает от среднего показателя по России и на 13,3% от СКФО.

Из имеющихся в республике 14,3 тыс. км сетей тепло-, водоснабжения и канализации подлежат полной замене 5 775,4 км (40,3%). Потери тепла и воды при эксплуатации энергетического оборудования и систем тепло-, водоснабжения составляют 35-40%. Средний физический износ коммунальных сетей достиг 75-80%.

Торговый комплекс

Торговля является одним из наиболее развитых секторов экономики Дагестана. В составе видов экономической деятельности доля торговли в ВРП республики самая высокая и составляет более 26%. В республике функционируют 88 официально зарегистрированных вещевых, смешанных и продовольственных рынков, в т. ч. в городах — 64, в районах — 24, из них универсальных — 43; сельскохозяйственных — 17; специализированных — 28. Осуществляют

деятельность около 40 федеральных и региональных розничных сетевых компаний. В республике каждое третье предприятие в общем числе малых предприятий — это предприятие торговли. В целом, субъекты малого предпринимательства всех отраслей экономики формируют более 60% оборота розничной торговли, а с учетом индивидуальных предпринимателей, торгующих на вещевых, смешанных и продовольственных рынках, их доля составила 98,6%.

Однако качественному развитию сферы торговли в республике препятствует ряд нерешенных проблем, в числе которых слабая развитость торговой сети и низкая обеспеченность населения торговыми площадями в сельских населенных пунктах, в особенности в горных районах, недостаточное количество торгово-закупочных предприятий, слабая развитость современных логистических центров, сетевых форм торговли. Одним из немаловажных факторов является также отсутствие в республике специализированного учебного центра по подготовке продавцов и, как следствие, дефицит квалифицированных кадров, недостаточная культура обслуживания.

Таким образом, несмотря на устойчивый ежегодный рост оборота торговли в РД в этой сфере существуют объективные факторы, сдерживающие ее развитие:

- недостаточный уровень развития инфраструктуры рынка;

- слабое развитие торговой сети и дефицит торговых объектов в отдаленных труднодоступных населенных пунктах республики;

- необоснованное завышение цен, вызванное большой звенностью товародвижения;

- низкая профессиональная подготовленность работников торговли всех уровней;

- несоблюдение стандартов и технических условий, санитарных правил, правил торговли;

- наличие внемагазинных форм торговли и низкая культура обслуживания населения.

Бытовое обслуживание населения

В последнее время в республике отмечаются следующие тенденции, наблюдаемые в сфере бытового обслуживания населения: уменьшение спроса на ряд традиционных социально-бытовых услуг (прокат, фотоуслуги и др.), вытесняемые растущей технологической оснащенностью домашнего хозяйства; расширение сегмента услуг, ориентированных на высокодоходные группы населения и основанных на стремлении к улучшению качества жизни (индустрия красоты, автосервис, услуги по уходу за детьми, больными и др.)

В целом в комплексе бытового обслуживания республики можно выделить следующие проблемы:

- наличие значительной части бытового обслуживания в неформальном сегменте экономики;

- слаборазвитая система подготовки кадров для сферы бытового обслуживания, вследствие чего дефицит профессиональных навыков работников отрасли;

- крайне низкая развитость инфраструктуры бытовых услуг для маломобильных групп населения (особенно в сельской местности);

- низкий удельный вес инновационных предприятий бытового обслуживания;

- низкая правовая грамотность населения в части сервисного и гарантийного обслуживания.

Транспортно-логистический комплекс

Геополитическое положение Республики Дагестан делает высокозначимыми имеющиеся на ее территории коммуникационные системы и транспортные узлы. Республика Дагестан имеет морской торговый порт, аэропорт, развитую сеть автомобильных дорог. Через ее территорию проходят важнейшие железнодорожные, автомобильные, воздушные, морские и трубопроводные маршруты федерального значения. Однако уровень развития транспортной инфраструктуры в Республике Дагестан не соответствует современным требованиям. Значительная часть основных фондов отрасли эксплуатируется за пределами нормативного срока службы.

Автомобильные дороги общего пользования Республики Дагестан являются важнейшей составной частью инфраструктуры, связывающей значительную часть территорий республики, обеспечивая жизнедеятельность городов, населенных пунктов, хозяйственных объектов (производств) и во многом определяющей возможности развития районов и республики в це-

лом.

Общая протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием в республике составляет 18750,3 км, в т. ч. федерального значения 644,1 км, республиканского и межмуниципального значения — 2513 км.

Автомобильный транспорт является основным видом транспорта для внутренних перевозок ввиду сложных рельефно-географических условий республики. Однако неудовлетворительное состояние автодорожной инфраструктуры приводит к снижению конкурентоспособности автомобильного транспорта в регионе.

Из общей протяженности обслуживаемой территориальной сети дорог с твердым покрытием 45,7% (8572,7 км) имеют усовершенствованное покрытие. По этому показателю республика занимает одно из последних мест в Российской Федерации. Очень низка в общей структуре доля высококатегорийных дорог — 0,4%. Более 30% из 1200 эксплуатируемых мостовых сооружений на автомобильных дорогах требуют реконструкции.

Свыше 50% автомобильных дорог республиканского и межмуниципального значения с асфальтобетонным покрытием требуют усиления прочности дорожной одежды по причине их разрушения вследствие увеличения в составе транспортных потоков доли тяжелых. Более 70% местных дорог в горной части по своим техническим параметрам не соответствуют нормативам. 11 районных центров не соединены с опорной сетью дорогами с асфальтобетонным покрытием. Практически все автомобильные дороги республиканского значения имеют по одной полосе движения в каждом направлении, что не позволяет обеспечить достаточную пропускную способность дорог и безопасность.

Несоответствие параметров дорог требованиям технических норм и правил ставит под угрозу вопрос обеспечения безопасного и бесперебойного движения. Львиная доля дорожно-транспортных происшествий, происходящих на дорогах — это столкновение с выездом на встречную полосу движения. Состояние автомобильных дорог на территории Республики Дагестан оказывает большое влияние на социально-экономическое состояние, экологическую обстановку, обеспечение безопасного, бесперебойного и комфортного движения. Поэтому наиболее крупные стратегические проблемы в республике связаны именно с созданием современной дорожно-транспортной сети.

Таким образом, низкая эффективность функционирования инфраструктуры в Республике Дагестан привела к ухудшению качества социальных услуг — повышению износа и аварийности инженерных систем, снижению надежности и безопасности предоставляемых услуг, ухудшению их потребительских свойств. Вместе с тем предприятия социальной инфраструктуры республики относятся к числу важнейших объектов управления и планирования, так как от результатов их деятельности в первую очередь зависят возможности развития региона, привлечение инвестиций и качество жизни населения.

Возрастающее значение социальных факторов экономического роста предопределяет необходимость сбалансированного развития социальной инфраструктуры в различных территориальных образованиях, где непосредственно реализуется процесс удовлетворения потребностей населения [7]. Однако практика показывает, что уровень обеспечения объектами и услугами социальной инфраструктуры в республике значительно различается как между сельскими и городскими поселениями, так и отдельными территориально-административными районами. Это создает неравные условия воспроизводства трудовых ресурсов, вызывает нежелательную миграцию населения, что в конечном итоге сдерживает развитие производительных сил, снижает эффективность использования производственного потенциала региона.

В то же время средства, направляемые на формирование социальной инфраструктуры, а также существующая материально-техническая база и кадры нередко используются неэффективно, что является, прежде всего, следствием ведомственной разобщенности объектов и преимущественно отраслевого подхода к их развитию и функционированию [6]. Все это требует четкой долгосрочной ориентации государственной управления социальной сферой республики, адекватных современным вызовам действий, объединения усилий и ресурсов органов власти всех уровней.

Литература

1. Абдулаева, З. З. Значение социального аспекта в индикаторах экономической безопасности /З.З. Аб-дулаева //Вопросы структуризации экономики. 2010. № 2. С. 62-66.

2. Абдулманапов, П. Г. Факторы и причины миграции в Республике Дагестан / П.Г. Абдулманапов // Сборник материалов VI международной научно-практической конференции «Роль миграции в социально-экономическом и демографическом развитии посылающих и принимающих стран Евразии : регионы Восточной Европы и Центральной Азии». 2014. С. 19-23.

3. Ахмедуев, А. Ш. Стратегическое планирование и управление развитием экономики регионов СевероКавказского федерального округа/ А.Ш. Ахмедуев, А.А. Рабаданова //Вестник Дагестанского научного центра РАН. 2010. № 39. С. 99-106.

4. Багомедов, М. А. Исследование стратегических приоритетов социальной сферы в обеспечении экономической безопасности развития проблемных северокавказских регионов /М.А. Багомедов // Региональные проблемы преобразования экономики. 2012. № 4. С. 458-465.

5. Гордеев, О. И. Направленность и условия реализации эволюционной модернизации на современном этапе развития экономики региона / О.И. Гордеев, Ш.К. Кутаев // Вопросы структуризации экономики. 2011. № 3. С. 11-18.

6. Кутаев, Ш. К. Развитие региональной экономики на основе эффективного использования кадрового потенциала / Ш.К. Кутаев // Региональные проблемы преобразования экономики. 2012. № 1. С. 114120.

7. Хаджалова, X М. Развитие социальной инфраструктуры Дагестана в целях повышения качества жизни /Х.М. Хаджалова // Труд и социальные отношения. 2011. № 2. С. 100-106.

8. Официальные данные ООН по индексу человеческого развития // Сайт Программы развития Организации Объединенных Наций. [Электронныйресурс]. — URL : http://hdr.undp.org/en/data/trends/.

References:

1. Abdulaev, Z.Z. The value of the social aspect in the indicators of economic security / Z.Z. Abdulaev // Questions of structuring the economy. 2010. № 2. pp 62-66.

2. Abdulmanap, P.G. factors and causes of migration in the Republic of Dagestan / PG Abdulmanap // Proceedings of VI International scientific-practical conference "The role of migration in the socio-economic and demographic development of the sending and receiving countries of Eurasia: the regions of Eastern Europe and Central Asia. " 2014. pp 19-23.

3. Ahmeduev, A.Sh. Strategic planning and management of development of the economy of the North Caucasus Federal District / A.S. Ahmeduev, A.A. Rabadanova // Bulletin of the Dagestan Scientific Center, Russian Academy of Sciences. 2010. № 39. C. 99-106.

4. Bagomedov, M.A. Research strategic priorities of the social sphere in providing economic security of troubled North Caucasus regions / M.A. Bagomedov // Regional problems of transformation of the economy. 2012. № 4. S. 458-465.

5. Gordeev, O.I. direction and conditions for the implementation of evolutionary modernization at the present stage of economic development of the region / O.I. Gordeev, Sh.K. Kutaev // Questions of structuring the economy. 2011. № 3. C. 11-18.

6. Kuta Sh.K. regional economic development through the efficient use of human resources / Sh.K. Kutaev // Regional problems of transformation of the economy. 2012. № 1. pp 114-120.

7. Hadzhalova, J.M. Development of social infrastructure in Dagestan in order to improve the quality of life / H.M. Hadzhalova // Labour and Social Affairs. 2011. № 2. pp 100-106.

8. Official data of the United Nations Human Development Index // Site Development Programme of the United Nations. [Electronic resource]. - URL: http://hdr.undp.org/en/data/trends/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.