СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ В ФИЗКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Кандидат педагогических наук, доцент Е.А. Еремина, Н. Д. Казанцева, А. Ю. Косова,
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар Контактная информация для переписки: 3500015, г. Краснодар, ул. Будённого 161
Кардинальные перемены, происходящие в современном образовании: смена образовательных парадигм, внедрение личностно-ориентированного подхода к обучению, моделей развивающих педагогических технологий — делают крайне актуальной задачу обеспечения качества знаний студентов. В условиях рыночной экономики и подписания Россией Болонского соглашения знания современного студента должны обладать определенными конкурентными преимуществами.
Ключевые слова: Инновационные формы контроля знаний, учебный процесс, мониторинг, рейтинговый контроль знаний студентов, информационно-аналитическая система, качество образования.
Основной акцент при реформировании высшей школы делается на необходимости создания внутри-вузовских систем качества и определении критериев оценки качества образования в соответствии с меняющимися внешними условиями среды. Как педагогическая проблема, качество образования рассматривается с позиций квалитологии - триединой науки, включающей теорию качества, теорию оценки качества (квали-метрию) и теорию управления качеством. Вопросу качества образования посвящены труды многих ученых (В. И. Звонников, И. Я. Лернер, В. А. Сластенин, А. И. Берг, Н. А. Селезнева, Н. С. Розов, Г. П. Воронин и др.). Качество знаний студентов является одним из ключевых объектов оценки качества образования. В психолого-педагогической и научно-методической литературе проблема качества знаний студентов, а также связанные с ней вопросы проверки и оценки знаний, умений и навыков, всегда находились в центре внимания исследователей.
В условиях реформирования системы высшего образования меняются подходы к оценке знаний и учету успеваемости студентов. Объективный контроль знаний, получаемых студентами, является одной из основных проблем управления качеством образовательного процесса в вузе. В объективной оценке качества зна-
ний специалистов должны быть заинтересованы все субъекты педагогической деятельности, поскольку количественная и качественная стороны оценки уточняют сведения об уровне обеспечения страны профессиональными педагогическими кадрами.
Обучение может быть результативным только тогда, когда учебная работа систематически и глубоко контролируется, когда сами студенты постоянно видят результат своей работы. При отсутствии такого контроля в процессе усвоения учебного материала студенты не знают подлинного уровня своих знаний, слабо представляют свои недоработки. Между тем анализ практики традиционного обучения обнаруживает стихийность, нерациональное использование методов и форм оценки знаний, отсутствие дидактической целенаправленности, систематичности в проведении контроля, произвольность разработки каждым педагогом своей системы проверочных заданий.
Небольшое количество вопросов на экзамене не позволяет объективно проверить весь курс; вопросы часто не являются отражением тех знаний, умений и навыков, которые необходимо сформировать. Каждый из экзаменаторов имеет свое суждение о знаниях отвечающего, свои методы и критерии оценки. Количество дополнительных вопросов и их сложность зависят от экзаменатора, что также оказывает влияние на общий результат. В результате экзамена преподаватель с большей или меньшей уверенностью может судить о том, что студент знаком ко времени сдачи экзамена с некоторым объектом изученного материала. Об усвоении остального материала он может судить лишь предположительно. Эту задачу невозможно решить при ответе на два-три вопроса за 15-20 минут экзамена даже опытному преподавателю.
Отличительной особенностью многих европейских экзаменов является ориентация проверки не на воспроизведение знаний, а на их применение в новой для обучающихся ситуации, сочетание теоретического и практического материала, планирование и проведение лабораторных работ и экспериментов.
Очевидно, что без систематического, объективного и достаточного по объему и оптимального по времени осуществления принципа обратной связи не может всерьез идти речь о качестве образования. Приходится констатировать - в практике вузовского обучения данный принцип реализуется крайне слабо. С достаточной уверенностью можно утверждать, что настоятельно требуется поиск более совершенных путей и средств проверки и оценки успеваемости студентов, не отказываясь от традиционных.
При существующей многие годы системе обучения у преподавателя имеются большие возможности для того, чтобы передать большой объем информации многочисленной студенческой группе. При этом очень ограничена возможность получения в нужном объеме сведений о том, как усваивается эта информация студентами.
Представляется, что именно система мониторинга, сочетающая традиционные и инновационные формы контроля знаний, даст возможность педагогам объективно и своевременно оценить степень усвоения учебного материала, уровень подготовки по дисциплине, качество и прочность полученных знаний. Под мониторингом в системе «педагог - обучающийся» понимается совокупность контролирующих и диагностирующих мероприятий, обусловленных целеполаганием процесса обучения и предусматривающих в динамике уровень усвоения учащимися материала и его корректировку.
Цель работы - создание информационной подсистемы, предназначенной для автоматизированного учета успеваемости студентов с использованием рейтингового метода оценивания. Анализ информационной системы управления учебным процессом в КГУФКСТ показал, что, как и в других вузах России, информационно-аналитическая система разработана с учетом специфики конкретного учебного заведения. Однако модернизация высшего профессионального образования в условиях перехода на двухуровневую систему требует разработки новых подходов к автоматизации учебного процесса, что обусловливает ее актуальность.
Вопросы совершенствования качества профессионального образования, отвечающего текущим и перспективным потребностям рынка труда, в том числе обеспечение полномасштабного включения российской высшей школы в Болонский процесс, нашли отражение в реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы. В рамках этой программы предусматривается создание внутренних механизмов контроля качества в образовательных учреждениях. Одной из задач, стоящей перед Кубанским государственным университетом физической культуры, спорта и туризма в процессе перехода на Болонскую систему образования, является создание системы рейтингового контроля знаний студентов. Использование этой системы должно быть обусловлено нормативными документами учебно-методической деятельности КГУФКСТ.
Создание и внедрение автоматизированной информационно-аналитической подсистемы рейтингового контроля успеваемости студентов позволит:
- повысить качество обучения за счет интенсификации учебного процесса, активизации работы профессорско-преподавательского состава и студентов по обновлению и совершенствованию содержания и методов обучения;
- усилить регулярный контроль над работой студентов при освоении ими основной образовательной программы по специальности (направлению);
- повысить мотивацию студентов к освоению образовательных программ;
- усилить учебную дисциплину студентов, улучшить показатели посещаемости студентами занятий;
- активизировать самостоятельную и индивидуальную работу студентов.
Особенность рейтинговой системы оценки успеваемости студентов - это учет каждого вида работы студента по дисциплине в рейтинговых баллах. Усвоение каждой изучаемой студентом за семестр дисциплины максимально оценивается в 100 рейтинговых баллов, которые распределяются по дисциплинарным модулям в зависимости от их значимости и трудоемкости. В зачетную книжку студента итоговая оценка проставляется в 4-балльной системе.
Модульное построение учебного процесса предполагает структурирование содержания каждой учебной дисциплины на дисциплинарные модули. По каждому дисциплинарному модулю устанавливается перечень обязательных видов работы студента, включающий: посещение занятий; ответы на вопросы; решение практических задач и заданий на семинаре или практическом занятии; выполнение лабораторных работ; выполнение контрольных работ; написание рефератов; коллоквиумы по отдельным темам; тестирование; другие виды работ, определяемые преподавателем.
Участниками модульно-рейтинговой системы являются студенты, преподаватели, кафедры, деканаты, учебный отдел, отдел качества образования. За каждым участником закреплены определенные обязанности.
Учебный отдел осуществляет контроль за разработкой и выполнением учебных программ и технологических карт дисциплин; готовит бланки документов, используемых в модульно-рейтинговой системе, и доводит их до непосредственных исполнителей.
Отдел качества образования осуществляет мониторинг качества обучения студентов в рамках модульно-рейтинговой системы; изучает, обобщает и распространяет имеющийся опыт обучения студентов по модульно-рейтинговой системе, организует методическое обеспечение учебного процесса в условиях модульно-рейтинговой системы.
Деканаты факультетов обеспечивают преподавателей бланками документов для оперативного учета успеваемости студентов; осуществляют контроль своевременности и полноты внесения преподавателями всех необходимых данных в текущие и итоговые ведо-
мости учета успеваемости; проводят индивидуальную работу со студентами на основе анализа данных об успеваемости; собирают, обрабатывают и анализируют информацию о результатах рейтингового контроля успеваемости студентов факультета.
Кафедры утверждают учебные программы дисциплин в рамках учебно-методических комплексов; составляют аннотацию дисциплин и утверждают технологические карты дисциплин в соответствии с учебными программами, в которых определяют количество баллов по каждому модулю и формы работы в дисциплинарных модулях; регулярно анализируют информацию о текущей работе студентов, разрабатывают и реализуют меры по устранению выявленных недостатков; обобщают опыт работы преподавателей по модульно-рейтинговой системе с целью активного внедрения инновационных подходов в учебный процесс.
Преподаватели разрабатывают учебные программы дисциплин в рамках учебно-методических комплексов, а также технологическую карту дисциплины, в которой самостоятельно выбирают формы и методы работы и контроля качества знаний студентов; знакомят студентов в начале каждого семестра с аннотацией дисциплины и с содержанием технологической карты учебной дисциплины на данный семестр; своевременно передают в деканат информацию о результатах рейтинга студентов по преподаваемым дисциплинам.
Студенты знакомятся с содержанием аннотаций и технологических карт учебных дисциплин и других документов с целью организации своей учебной (в том числе самостоятельной) работы; выполняют все виды учебной работы (включая самостоятельную) в течение семестра и отчитываются об их выполнении в сроки, установленные в соответствующих документах.
Введение рейтинговой системы в университетское образование обусловлено необходимостью перестройки организации учебного процесса, что требует перехода от коллективной к индивидуальной форме обучения, а значит, и к более объективной оценке достижений студента. Рейтинговая система вводится с целью повышения качества подготовки специалистов путем создания условий для организации и мотивации систематической работы студентов в течение семестра, что является необходимым условием для приобретения прочных знаний, умений и навыков. Использование модульно-рейтинговой системы в вузе требует обработки большого объема информации об организации образовательного процесса и текущей успеваемости студентов.
Для использования рейтинговой оценки достижений студента во всех учебных подразделениях КГУФКСТ функционирует локальная информационно-аналитическая система, которую можно использовать для организации и учета контрольных мероприятий. Объектом данной информационной подсистемы является рейтинг студентов, который они зарабатывают
в процессе обучения за каждый законченный модуль. Субъектом подсистемы выступают персонал факультета и студенты. Из этого вытекает необходимость разделения пользователей на три группы - студент, преподаватель и деканат (администратор) с разными возможностями доступа.
Созданная информационно-аналитическая система управления учебным процессом в КГУФКСТ необходима для управления, контроля, анализа, регулирования и прогнозирования образовательной деятельности в вузе и его филиалах.
Система контроля знаний должна обладать следующими характеристиками: соответствие цели, справедливость, честность, доверие общественности к результатам, действенность и экономическая эффективность, прозрачность контрольно-оценочных процедур, положительное влияние результатов контроля на образовательную практику.
В свете сказанного выше в качестве главных направлений модернизации системы образования в КГУФКСТ могут рассматриваться:
- совершенствование образовательных программ, оптимизация содержания образования по каждой из изучаемых дисциплин с учетом интересов будущей профессии, высвобождение времени для развития творческих способностей студентов, усиления практико-ориентированного подхода и функции контроля в обучении;
- подготовка новых заданий для итогового государственного экзамена, которые позволят выявить уровень формирования ключевых компетенций выпускников;
- совершенствование основной учебной литературы, включение в них заданий, предусматривающих поиск студентом дополнительной информации, которую он должен научиться находить самостоятельно с помощью современных информационных средств и методов;
- модернизация системы педагогического образования и подготовки и переподготовки педагогических и управленческих кадров;
- создание внутривузовской системы оценки качества образования для организации мониторинга на всех уровнях и стадиях подготовки специалистов.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Айдрус, И. А. Позиция России на мировом рынке образовательных услуг (Аналитический обзор) // Вестник высшей школы Alma Mater. - 2009. - № 2. - С. 10-16.
2. Андреев, В. В., Герова, Н. В., Ведерникова, М. И., Гордеев, А. Д., Сафонов, К. А. Рейтинговая система учета успеваемости студентов / Свид. о гос. регистрации программы для ЭВМ № 2009614421 (зарегистрировано в Реестре программ для ЭВМ 20 августа 2009 г.).
3. Блинов, А. Н. Влияние балльно-рейтинговой системы оценки учебной работы студентов на качество подготовки специалистов // Высшее образование. - № 1. - 2010. - С. 23-24.
4. Звонников, В. И. Качество образования, или кое-что новое о вечной проблеме // Высшее образование сегодня - № 8. - 2009. - С. 29-31.
5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (утв. Распоряжением Правительства России от 29.12.2001 г. № 1756-р).
6. Перегудова, Ю. М. Проблемы развития российского высшего образования в условиях Болонского процесса // Педагогическая наука и практика: проблемы и перспективы: Сб.научн.статей. - Выпуск первый. - М., 2004.
7. Розина, Н. М. Новый этап модернизации высшего образования // Высшее образование сегодня. - № 4. - 2007. - С.19-23.
THE STATE AND PROBLEMS OF EVALUATION THE KNOWLEDGE QUALITY IN PHYSICAL EDUCATION
E. Eryomina, Candidate of Pedagogics, Associate Professor, N. Kazantseva, A. Kosova,
Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar Contact information for correspondence: 3500015, Krasnodar, Budennogo str., 161
Cardinal changes taking place in modern education, namely: changes of educational paradigms, inculcation of personal-oriented approach to the education, models of developing pedagogical technologies make the task of providing students' knowledge qualities extremely actual. In the conditions of market economy and signing Bolognia
agreement by Russia modern student's knowledge must possess definite competitive advantages.
Key words: innovational forms of controlling knowledge, studying process, monitoring, rating control of students' knowledge, informational-analytical system, quality of education.