Состояние и перспективы улучшения инвестиционного климата в российской федерации на основе целевых моделей
Status and prospects of improving the investment climate in the russion federation on the basis of target models
Цориева Алета Таймуразовна,
кандидат социологических наук, Первый заместитель Министра экономического развития, Министерство экономического развития
Республики Северная Осетия-Алания E-mail: [email protected]
Tsorieva A.T.
Ph. D. in Sociology, First Deputy Minister of Economic Development, Ministry of Economic Development of the Republic of North Ossetia- Alania
E-mail: [email protected]
Аннотация: Статья содержит оценку состояния инвестиционного климата в Российской Федерации, краткую характеристику целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов РФ, перспектив улучшения инвестиционного климата в регионах РФ на основе утвержденных государственных целевых моделей.
Ключевые слова: инвестиционный климат, инвестиционная привлекательность регионов РФ, целевые модели упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов РФ.
Abstracts: The article contains an assessment of the investment climate in the Russian Federation, a brief description of target models for simplifying business procedures and improving the investment attractiveness of the constituent entities of the Russian Federation, and of the prospects for improving the investment climate in the regions of the Russian Federation based on approved state target models
Key words: the investment climate, the investment attractiveness of the regions of the Russian Federation, targeted models for simplifying business procedures and increasing the investment attractiveness of the subjects of the Russian Federation
Проблема привлечения инвестиций - ключевая проблема социально-экономического развития стран, регионов, территорий, отраслей и хозяйствующих субъектов в современных рыночных условиях. При ускорении рыночных процессов, связанном с использованием новых информационных технологий, соответственно повышаются динамичность рынка и риски инвестирования, что актуализирует для инвестора оценку инвестиционного климата и инвестиционной привлекательности потенциального объекта инвестирования.
Цель данной работы в оценке состояния инвестиционного климата в Российской Федерации, обозначении основных проблем развития инвестиционной деятельности и перспектив улучшения инвестиционного климата в регионах РФ на основе утвержденных государственных целевых моделей.
Исследования инвестиционного климата на сегодняшний день достаточно многочисленны и характеризуются чрезвычайным разнообразием определений понятия инвестиционного климата и методик оценки его состояния. Так, например, Н.В. Кашина в своем учебном пособии «Инвестиционная политика» рассматривает инвестиционный климат как совокупность политических, экономических, правовых и социальных факторов в стране и в регионе, влияющих на предпочтение инвестора в выборе того или иного объекта инвестирования [1, с. 17]. А.Е. Федулова в своей монографии «Оценка влияния факторов инвестиционного климата на инвестиционную активность региона (на примере Кемеровской области)» рассматривает инвестиционный климат как совокупность политических, социально- экономических, финансовых, социокультурных, организационно-правовых и географических факторов, присущих той или иной стране,
региону, отрасли привлекающих и отталкивающих инвесторов [2, с. 23]. В.В. Литвинова подразумевает под инвестиционным климатом обобщенную и, как правило, количественно выраженную характеристику совокупности социальных, экономических, организационных, правовых, политических, этнокультурных и иных предпосылок, предопределяющих привлекательность инвестирования в ту или иную хозяйственную систему -субъект РФ [3, с. 12].
По аналогии большинство исследователей рассматривает инвестиционный климат как совокупность условий (факторов), влияющих на желание инвестора осуществить вложения.
Что касается методик оценки инвестиционного климата, то их условно можно сгруппировать по трем основным направлениям. К первому направлению можно отнести методики, стремящиеся к комплексной оценке максимального количества экономических характеристик, показателей политического климата, законодательной среды для инвесторов, условий торговли и т.д. Конечно, такие методики обладают рядом преимуществ, одним из которых является установление и учет взаимосвязей и взаимовлияния различных факторов в системе управления инвестиционным климатом страны, региона. Однако практическое использование таких методик затруднено необходимостью больших материальных и временных затрат, недостатком высококвалифицированных специалистов, способных качественно обрабатывать большие массивы аналитической информации.
Ко второму направлению следует, на наш взгляд, отнести методики оценки инвестиционного климата, делающие акцент на сравнительный анализ инвестиционного климата по темпам и перспективам социально-экономического развития страны, регионов.
Третье направление - это методики бальной оценки инвестиционного климата. Преимущество указанных методик в возможности количественного сопоставления основных характеристик инвестиционного климата для разных стран и выведения результативного показателя, учитывающего
изменения всех составляющих и служащего критерием определения привлекательности различных стран и регионов для инвесторов. Примеры таких методик - индекс Барри и цифровая шкала для бизнеса, публикуемые в ФРГ для оценки инвестиционного климата в 45 странах.
В Российской Федерации нормативно закрепленного определения инвестиционного климата в настоящее время нет. В Федеральном законе от 25.02.1999 г. № 39-Ф3 (в ред. от 26.07.2017) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» даны понятия инвестиций, инвестиционного проекта, совокупной налоговой нагрузки, капитальных вложений и др., но отсутствует определение инвестиционного климата [4].
Масштабная попытка оценки состояния инвестиционного климата по его основным элементам и регионам с участием органов исполнительной власти и местного самоуправления в Российской Федерации предпринята в
2014 году Агентством стратегических инициатив, которым разработан Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ. Пилотная апробация Национального рейтинга прошла в 2014 году в 21 субъекте Российской Федерации. В полном объеме рейтинг был проведен в
2015 году по 76 субъектам РФ. В 2016 году исследование охватило все 85 регионов России. В методологии подготовки рейтинга учитываются 3 ключевых элемента: система показателей, принципы сбора и обработки данных, методика расчета результатов. Система показателей рейтинга включает 45 показателей, которые группируются в 17 факторов, составляющих 4 направления: регуляторную среду, институты для бизнеса, инфраструктура и ресурсы, поддержка малого предпринимательства. Уровень интегрального индекса региона - это сумма баллов по всем четырем направлениям.
Анализ результатов Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации за 2015 - 2016 гг. показывает, что, несмотря на значительное улучшение
ситуации в отдельных регионах, общий инвестиционный климат в стране фактически не изменился: средний интегральный индекс Национального рейтинга по стране увеличился только на 0,8 балла. По оценкам и опросам предпринимателей ухудшение финансовой поддержки малого предпринимательства произошло в 60 регионах; показатели, отражающие контрольно-надзорную деятельность, ухудшились в 65 регионах [5]. Данные оценки подтверждаются и официальными статистическими показателями деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в РФ за 2015 - 2016 гг. Так, количество малых предприятий в 2016 году сократилось по сравнению с показателями 2015 года на 28,7 %, соответственно среднесписочная численность работников малых предприятий снизилась на 24,2 %. Рост объема инвестиций в основной капитал малых предприятий РФ в 2016 году по сравнению с показателем 2015 года составил лишь 0,6 % [6].
Российскими и зарубежными экспертами, по-прежнему, выделяются факторы, препятствующие улучшению инвестиционного климата в регионах Российской Федерации[7, с. 13]. К ним относятся:
1. Отсутствие прозрачной законодательной системы;
2. Наличие административных барьеров для инвесторов;
3. Проблемы доступности для инвесторов кредитных ресурсов;
4. Недостаточный уровень развития инфраструктуры;
5. Недостаточное информационное «продвижение» инвестиционных возможностей регионов.
Помимо факторов, отраженных в докладе Государственного Совета Российской Федерации «О мерах по повышению инвестиционной привлекательности в субъектах Российской Федерации» за 2016 год в качестве ухудшающих инвестиционный климат в регионах, следует, по нашему мнению, рассмотреть и такие факторы, как:
• высокий уровень монополизации рынков и негативное влияние ценовой политики естественных монополий на эффективность инвестиционных процессов в реальном секторе экономики РФ;
• отсутствие действенной системы страхования рисков инвестора;
• декларативный характер большинства мер государственной поддержки и развития инвестиционной деятельности в регионах РФ;
• неконкурентоспособные условия выдачи разрешительной документации;
• высокая налоговая нагрузка на инвесторов в течение инвестиционного периода и др.
Безусловно, перечень факторов и существующих проблем формирования благоприятного инвестиционного климата в РФ можно значительно расширить, но большего внимания в контексте данной работы заслуживают меры государственного управления, направленные на решение этих проблем.
В настоящее время одним из направлений деятельности системы государственного управления состоянием инвестиционного климата в РФ, направлением его значительного улучшения и устранения проблем, является внедрение целевых моделей.
Целевая модель - это совокупность обязательных целевых показателей (сроки, стоимость, количество процедур и др.) по ключевым факторам, наиболее влияющим на улучшение инвестиционного климата в субъектах РФ[8, с 1].
Основными принципами внедрения целевых моделей являются:
обеспечение достижения конечного результата - реализация мероприятий должна приводить к достижению запланированных эффектов и проверяться на основе измерения целевых показателей;
личная ответственность - назначение и контроль ответственности отдельных должностных лиц за результаты и сроки реализации мероприятий с применением мер ответственности и поощрения;
эффективное межведомственное и межорганизационное взаимодействие - особые механизмы координации действий заинтересованных государственных органов и организаций;
системность - комплексный подход к планированию и реализации мероприятий "дорожных карт" по внедрению целевых моделей, анализ и проверка полноты учета всех необходимых мероприятий для достижения целевых показателей. [8, с.2].
На основе лучших практик регионов РФ распоряжением Правительства РФ от 31 января 2017 г. № 147-р утверждены 12 целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации (далее - целевые модели) по ключевым факторам, наиболее сильно влияющим на улучшение инвестиционного климата в регионах, в том числе:
- получение разрешения на строительство и территориальное планирование;
- регистрация права собственности на земельные участки и объекты недвижимого имущества;
- постановка на кадастровый учёт земельных участков и объектов недвижимого имущества;
- осуществление контрольно-надзорной деятельности в субъектах Федерации;
- поддержка малого и среднего предпринимательства;
- технологическое присоединение к электрическим сетям;
- подключение (технологическое присоединение) к сетям газораспределения;
- подключение к системам теплоснабжения, подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения;
- наличие и качество регионального законодательства о механизмах защиты инвесторов и поддержки инвестиционной деятельности;
- эффективность обратной связи и работы каналов прямой связи инвесторов и руководства субъекта Федерации;
- эффективность деятельности специализированной организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами;
- качество инвестиционного портала субъекта Федерации [9].
Целевые модели разработаны в соответствии с апробированными
практиками улучшения инвестиционного климата регионов и содержат обязательные целевые показатели (сроки, стоимость, количество процедур и т.д.).
Субъекты Российской Федерации обязаны сформировать в соответствии с каждой целевой моделью региональные «дорожные карты» по улучшению инвестиционного климата, реализацию большинства из которых региональные проектные офисы должны будут обеспечить до конца 2017 года.
Минстрой России, Минэнерго России и Минэкономразвития России определены федеральными органами исполнительной власти, ответственными за мониторинг внедрения целевых моделей в субъектах Федерации. Утверждены также руководители рабочих групп по проведению указанного мониторинга.
Предварительные итоги реализации принятых решений за истекший период 2017 года свидетельствуют о том, что регионы с уже сложившимся благоприятным инвестиционным климатом и финансовыми возможностями не только разработали «дорожные карты» улучшения инвестиционного климата, но и успешно реализовали меры по решению наиболее проблемных вопросов. В частности, в Ульяновской области, являющейся одним из
лидирующих регионов по состоянию инвестиционного климата, в результате комплекса мер по реализации целевых моделей в 2017 году уже реализовали 10 крупных проектов на сумму свыше 20 млрд. руб. [10]
Однако следует понимать, что целевые модели существенно различаются по организационным и ресурсным затратам. Например, модель по обеспечению качества инвестиционного интернет-портала требует усилия одного ответственного органа, который должен обеспечить наполнение портала нужной и востребованной информацией, а успешность реализации модели по постановке на кадастровый учет земельных участков объектов недвижимого имущества зависит от скоординированности действий всех уровней власти - муниципальной, региональной и федеральной, а также от профессионализма самих участников рынка кадастрового учета. Поэтому успешность реализации целевых моделей в том или ином регионе в значительной степени зависит от наличия указанных организационных и ресурсных возможностей.
Кроме того, в целях устранения административных барьеров и осуществления риск - ориентированной контрольно-надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации необходимо провести полную инвентаризацию региональной и муниципальной нормативной правовой базы. Затем упразднить или изменить нормативные правовые акты, способствующие необоснованному усложнению административных процедур, а в случае с контрольно-надзорной деятельностью - устаревшие нормы и требования к хозяйствующим субъектам. Помимо этого, при осуществлении контрольно-надзорной деятельности каждому хозяйствующему субъекту по 7 обозначенным видам контроля (надзора) должны быть присвоены категории риска, от которых будет зависеть периодичность проведения контрольных мероприятий по отношению к субъекту. При существующем уровне незарегистрированной предпринимательской деятельности в регионах РФ, добросовестный предприниматель, выполняющий законодательные требования, опять
окажется в неравных условиях с субъектами «теневого сектора», и целевые модели не устраняют причины возникновения и развития незаконной предпринимательской деятельности, которая сдерживает «прозрачную» инвестиционную деятельность и ухудшает инвестиционный климат.
Качественное межведомственное взаимодействие, внедрение принципа «одного окна» при выдаче инвестору разрешительной документации также требует наличия достоверных баз данных, современного программного, технического и технологического обеспечения, соответствующего квалифицированного кадрового состава, а главное - достаточного на это объема финансирования. В большинстве регионов РФ в настоящее время перечисленных составляющих для выполнения целевых моделей не хватает или нет, что ставит под угрозу их выполнение.
Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря на актуальность внедрения целевых моделей по улучшению инвестиционного климата и повышению инвестиционной привлекательности регионов Российской Федерации, их эффективность будет зависеть от ресурсных возможностей регионов, качества и последовательности реализации мер государственной поддержки инвестиционной деятельности, кадрового и информационного обеспечения, устранения основ, подпитывающих незаконную предпринимательскую деятельность. Соответственно автором в целях улучшения инвестиционного климата в Российской Федерации в первую очередь предлагается реализация государственных мер по легализации незаконной предпринимательской деятельности, включающих:
1. Выявление и пресечение незаконной предпринимательской деятельности;
2. Стимулирование добросовестной предпринимательской деятельности и снижения неформальной занятости;
3. Создание системы эффективной системы государственной поддержки и страхования рисков инвесторов;
4. Развитие инфраструктуры оказания услуг инвесторам;
5. Совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей инвестиционную деятельность;
6. Обеспечение доступа к долгосрочным кредитным ресурсам на выгодных для инвесторов условиях;
7. Внедрение современных информационных технологий, ускоряющих инвестиционные процессы.
Список литературы:
1.Кашина Н.В. Инвестиционная политика: учебно-методическое пособие. Изд. 2-е доп. - Благовещенск: АмГУ, 2010. - 100с.
2.Федулова А.Е. Оценка влияния факторов инвестиционного климата на инвестиционную активность регионов (на примере Кемеровской области). -Кемерово, 2014. - 115с.
3.Литвинова В.В. Инвестиционная привлекательность и инвестиционный климат региона. - М.: Финуниверситет, 2013. -116 с.
4. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений: Федеральный закон от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ (в ред. от 26.07.2017 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. - URL: www.consultant.ru (дата обращения: 07.08.2017г.).
5. Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: http://asi.ru/investclimate/rating. (дата обращения: 10.08.2017 г.).
6. Предпринимательство. Институциональные преобразования в экономике [Электронный ресурс]. - URL: www.qks.ru/wps/wcm/connect/rosstat main/rosstat/rustatistics/enterrise/reform. (дата обращения 17.08.2017 г.).
7. О мерах по повышению инвестиционной привлекательности в субъектах Российской Федерации»: доклад Государственного Совета РФ за 2016 г. // [Электронный ресурс]. - URL: file:///c:/Users/User/Desktop/Doklad.pdf. (дата обращения: 25.08.2017 г.).
8. Методические рекомендации по внедрению в субъектах Российской Федерации целевых моделей и формированию критериев оценки достижения показателей, установленных в целевых моделях, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления: утверждены Первым заместителем Председателя Правительства РФ И.Шуваловым 31 января 2017 г. № 717п-П13// Информационно-правовой портал «Гарант.РУ» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71542074.(дата обращения: 27.08.2017 г.)
9. О целевыхмоделях упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации: распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 января 2017 г. № 147-р // [Электронный ресурс]. - URL: http://rulaws.ru/goverment/Rasporyazhenie-Pravitelstva-RF-ot-31.01.2017-N-147-r. (дата обращения: 27.08.2017 г.).
10. Ульяновская область внедрит целевые модели инвестиционного климата: Первый Ульяновский портал [Электронный ресурс]. - URL: http://1ul.ru. (дата обращения: 02.09.2017 г.)
Cited literature:
1. Kashina N.V. Investment policy: educational and methodical manual. The second augmented edition. - Blagoveshchensk: AmSU, 2010. - 100p.
2. Fedulova AE Evaluation of the influence of investment climate factors on the investment activity of regions (on the example of the Kemerovo region). - Kemerovo, 2014. - 115 p.
3. Litvinova V.V. Investment attractiveness and investment climate of the region. - Moscow: Finuniversity, 2013. - 116 p.
4. On investment activity in the Russian Federation, implemented in the form of capital investments: Federal Law of 25.02.1999 No. 39-FZ (amended on July 26, 2017) // Reference and legal system "Consultant Plus" [Electronic resource]. - URL: www.consultant.ru (Data: 7.08.2017).
5. National rating of the investment climate in the subjects of the Russian Federation [Electronic resource]. - URL: http: //asi.ru/investclimate/rating. (Data: 10.08.2017).
6. Entrepreneurship. The institutional transformations in the economy [Electronic resource]. - URL: www.qks.ru/wps/wcm/connect/rosstat main / rosstat / rustatistics / enterrise / reform. (Data: 17.08.2017).
7. On measures to increase the investment attractiveness in the subjects of the Russian Federation ": The report of the State Council of the Russian Federation for 2016 // [Electronic resource]. - URL: file: /// c: /Users/User/Desktop/Doklad.pdf. (Data: 25.08.2017).
8. Methodical recommendations on the introduction of target models in the constituent entities of the Russian Federation and the formation of criteria for assessing the achievement of indicators established in the target models by the territorial bodies of the federal executive bodies of the Russian Federation, the executive authorities of the subjects of the Russian Federation and local self-government bodies: approved by the First Deputy Chairman of the Government of the Russian Federation I. Shuvalov January 31, 2017 № 717p-P13 // Information and legal portal "Garant.Ru" [Electronic resource]. - URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71542074. (Data: 27.08. 2017).
9. About target models of simplification of business procedures and increase of investment attractiveness of subjects of the Russian Federation: the order of the Government of the Russian Federation from January 31, 2017 No. 147-r // [Electronic resource]. - URL: http://rulaws.ru/goverment/Rasporyazhenie-Pravitelstva-RF-ot-31.01.2017-N-147-r. (Data: 27.08.2017).
10.The Ulyanovsk region will introduce target investment climate models: First Ulyanovsk portal [Electronic resource]. - URL: http://1ul.ru. (Data: 02.09. 2017).