УДК 332.146:330.322
ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
© 2018
Девяткова Ольга Ивановна, кандидат экономических наук, доцент кафедры
таможенного дела Института государства и права Решетникова Светлана Станиславовна, старший преподаватель кафедры таможенного Института государства и права Тюменский государственный университет 625000, Россия, Тюмень, улица Ленина, 38, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье проведено исследование по улучшения инвестиционного климата региона на примере Тюменской области и выявлены проблемы, препятствующие развитию инвестиционной привлекательности не только России в целом, но и ее отдельных экономических субъектов. Предложены основные мероприятия по улучшению инвестиционного климата, проводимые правительством Тюменской области. Комплекс мер, предпринимаемых для улучшения инвестиционного климата, в отдельном регионе Российской Федерации проведен на примере Тюменской области. Она является стратегически важным регионом России, отличающимся стабильным политическим и социальным положением, и занимающая одно из лидирующих мест по объёмам инвестиций в основной капитал. На основе системного подхода представлен алгоритм действий по улучшению инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации. Теоретическое значение данной статьи состоит в развитии теоретических положений совершенствования инвестиционной деятельности в контексте улучшения инвестиционного климата региона. Практическая значимость результатов исследования представлена в возможности использования разработанных мероприятий для совершенствования инвестиционной деятельности отдельных экономических субъектов Российской Федерации. Разработаны общие рекомендации по развитию инвестиционного климата региона. Предлагаемый алгоритм улучшения инвестиционного климата может быть успешно применен в других субъектах Российской Федерации.
Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная привлекательность, инвестиционный климат, инвестиционная активность, проблемы региональной экономики, государственная поддержка.
WAYS OF IMPROVING THE INVESTMENT CLIMATE OF THE REGION ON THE EXAMPLE OF THE TYUMEN REGION
© 2018
Devyatkova Olga Ivanovna, candidate of economics, Associate professor of the chair of Customs techniques of the Institute of state and law Reshetnikovа Svetlana Stanislavovna, senior lecturer of the chair of Customs techniques of the Institute of state and law Tyumen State University 625000, Russia, Tyumen, street Lenina, 38, e-mail: [email protected])
Abstract. The article conducted a study on improving the investment climate of the region on the example of the Tyumen region and identified problems impeding the development of the investment attractiveness not only of Russia as a whole, but also of its individual economic actors. The main measures to improve the investment climate carried out by the government of the Tyumen region are proposed. A set of measures taken to improve the investment climate in a separate region of the Russian Federation was carried out on the example of the Tyumen region. It is a strategically important region of Russia, distinguished by a stable political and social position, and occupies one of the leading places in terms of investment in fixed assets. Based on a systematic approach, an algorithm of actions to improve the investment climate in the constituent entities of the Russian Federation is presented. The theoretical significance of this article is to develop the theoretical positions for improving investment activities in the context of improving the region's investment climate. The practical significance of the research results is presented in the possibility of using the developed measures to improve the investment activities of individual economic entities of the Russian Federation. Developed general recommendations for the development of the investment climate in the region. The proposed algorithm for improving the investment climate can be successfully applied in other regions of the Russian Federation.
Keywords: Investments, investment attractiveness, investment climate, investment activity, problems of the regional economy, government support.
Актуальность темы исследования: Формирование благоприятного инвестиционного климата в России является важным стратегическим вопросом развития отечественной экономики. Разрабатывая, стратегию региона, изначально вырабатывают реальные механизмы привлечения инвестиций, защиты и сопровождения отечественных и иностранных инвесторов. Поэтому инвестирование представляет собой один из наиболее важных аспектов деятельности региона. Однако инвестиционная деятельность всегда связана с иммобилизацией финансовых ресурсов региона зачастую осуществляется в условиях неопределённости. Высокая инвестиционная активность является важнейшим стимулятором роста государственной и региональной экономики. На формирование инвестиционного климата влияют многие социальные, общественно - политические и законодательные факторы. Поэтому в региональной стратегии повышения инвестиционной привлекательности важно предусмотреть конкретные механизмы привлечения инвестиций, и комплексного сопровождения инвесторов.
Теоретическая значимость: полученные результаты
вносят вклад в развитие теории улучшения инвестиционного климата региона
Практическая значимость: апробация усовершенствованной методики инвестиционного климата на примере Тюменской области, позволяет утверждать о ее применимости на практике. Усовершенствованный предлагаемый алгоритм методики основан на использовании доступной информации, что позволяет получить адекватную оценку экономической эффективности привлекательности инвестиционного климата региона.
Цель исследования предложить алгоритм действий по совершенствованию и улучшению инвестиционного климата региона на примере Тюменской области.
Изучив, общепризнанные работы экономистов, посвященных различным аспектам инвестиционного климата региона, выяснили, что у многих исследователей идентичные трактовки по многим подходам к определению этой важной экономической категории, но в то же время есть отличительные особенности. В большинстве исследований внимание уделено проблеме оценки эффективности инвестиционного климата, однако практи-
Devyatkova Olga Ivanovna, Reshetnikova Svetlana Stanislavovna WAYS OF IMPROVING THE INVESTMENT CLIMATE ...
ческии подход и методика улучшения инвестиционным климатом региона, остается недостаточно исследованной. Теоретические основы исследования инвестиционного климата показывают неоднозначность понимания данной категории авторами, из этого следует существование большого количества методик оценки инвестиционного климата. Среди отечественных экономистов существует несколько трактовок понятия «инвестиционный климат», в частности: Семенова Ф.З.отмечает, что под инвестиционным климатом конкретного субъекта экономики (организации, региона, страны и т.п.) понимает совокупность характерных для каждой местности факторов (политических, экономических, юридических, социальных и др.), определяющих возможности и стимулы к осуществлению продуктивных инвестиций» [1].
Нарышкин С.Е. подразумевает под инвестиционным климатом обобщенную и, как правило, количественно (в том числе сравнительно) выраженную характеристику совокупности социальных, экономических, организационных, правовых, политических, этнокультурных и иных предпосылок, предопределяющих привлекательность инвестирования в ту или иную хозяйственную систему - экономику страны, региона, корпорации [2].
При другом подходе понятие инвестиционного климата раскрывается с позиций институционализма. Классическое определение институтов дал Дуглас Норт: «Институты - это «правила игры» в обществе, или, выражаясь более формально, созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми...» [3].
В настоящее время инвестиционный климат предлагается трактовать как совокупность инвестиционных институтов в регионе. Мы согласны сданной трактовкой, т. к., институциональный подход должен находиться в основе определения инвестиционного климата, и рассматриваться с точки зрения комплексного системного подхода.
У Егоровой Е.М.в работе идентичное высказывание. Так, инвестиционный климат региона - это система законодательных, социально-экономических, природно-географических и других условий формирования регионального инвестиционного рынка [4].
Небольшое, но емкое определение Голайдо И.М. и Уваровой Е.: «Инвестиционный климат обобщенно — это среда, в которой протекают инвестиционные процессы» [5]
Очень часто в научных исследованиях по исследуемой тематике встает вопрос о соотношении понятий инвестиционный климат, инвестиционная привлекательность и инвестиционная активность. На взгляд авторов понятия нетождественны, но учитывая цель работы - изучить разносторонние позиции - можно проследить некоторые взаимосвязи понятий. Намятова Л.Е. считает, что инвестиционный климат - это совокупность экономических, социальных, финансовых, организационных и политических факторов, которые обуславливают готовность и желание инвестирования в ту или иную территорию (организацию, регион, государство). Отметим, для складывающейся тенденции на данной территории, по отношению к инвестиционным средствам, необходимы благоприятные условия и финансовые средства, которые могут быть туда вложены [6]
Мы согласны с трактовкой Алексеева В.Н. и Ильиной В.В.: система политических, экономических, организационных и других факторов, предопределяющие большую вероятность эффективного вложения капитала (т.е. инвестиционные потенциалы) и возможный риск, влекущий потерю финансов и снижение репутации (т.е. инвестиционные риски) [7]
Стоит рассмотреть трактовку Лаврентьева Д.С., он добавляет к характеристике инвестиционной привлекательности помимо частных свойств и качеств объекта и реакцию инвесторов и их готовность работать с объектом инвестирования [8]_
Здесь учитывается доверие других инвесторов и спонсоров, оценка ранних капиталовложений, репутация бренда, пиар-деятельность и остальное [9]
По мнению, Мухетдиновой Н.О. - «Инвестиционный климат в регионах по ряду объективных и субъективных причин различается значительно. Большую роль в его улучшении играют сами регионы, во многих из которых созданы действенные инструменты повышения инвестиционной привлекательности» [10]
По результатам оценки высказываний аналитиков можно сделать вывод, что большинство из них в структуре инвестиционного климата выделяют сочетание инвестиционной привлекательности территории или объекта и их инвестиционной активности.
Поэтому для оценки состояния и возможностей улучшения инвестиционного климата региона, целесообразно оценить факторы, формирующие инвестиционные потенциал и риски, а также выявить и изучить в динамике уровень инвестиционной активности.
Мировой и российский опыт создания благоприятных условий для инвестирования подтверждает, что важнейшая область мер в этом вопросе должна проводиться на уровне конкретных регионов государства, а эффективность действий региональных уровней управления и руководства региональных администраций могут сыграть решающую роль при выборе инвесторами территории для создания своих производств и осуществления прочих инвестиций.
Существующие международные и российские практики улучшения регионального инвестиционного климата и привлечения в свои регионы инвесторов позволяют выработать целый комплекс мер, реализация которых на практике может гарантировать значительное улучшение инвестиционного климата.
В рамках данного научного исследования был проанализирован комплекс мер по улучшению инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, которые в первую очередь должны повышать инвестиционную привлекательность конкретного региона и способствовать увеличению потоков прямых российских и иностранных инвестиций в производственные отрасли, стимулировать опережающее создание производств с достаточным числом высокопроизводительных рабочих мест.
Исследования в данной области, проведены на примере Тюменской области, которая является стратегически важным регионом России, отличается стабильным политическим и социальным положением и занимает одно из лидирующих мест по объёмам инвестиций в основной капитал и производства продукции промышленности. Регион обладает всеми необходимыми ресурсами для привлечения инвестиций и активизации международного экономического сотрудничества.
Тюменская область в 2018 г. заняла первое место в Национальном рейтинге состояния инвестклимата в субъектах РФ. В 2016 году Тюменская область занимала в Национальном рейтинге пятое место, в 2017 году - шестое. Данный рейтинг оценивает состояние инвестиционного климата в регионах РФ. [11]
Инвестиционный потенциал Тюменской области формируют следующие основные факторы:
1. Уникальное географическое положение: область расположена на границе между Уралом и Сибирью, Востоком и Западом, в непосредственной близости от важнейших мировых экономических центров. В регионе развито воздушное, водное речное сообщение и трубопроводный транспорт. Регион имеет выход на Северный Морской путь, через реки Обь-Иртышского речного бассейна, имеющие развитую портовую инфраструктуру.
2. Тюменская область богата природными ресурсами: газ, нефть, черные и цветные металлы, сырье для химической промышленности, лес, торф, сапропель, песок, глина и др. Здесь сконцентрирована значительная доля российских топливно-энергетических ресурсов [12]
3. Эффективно работающая рыночная инфраструктура с высокой активностью потребителей.
4. Наличие квалифицированных трудовых ресурсов.
5. Активная деятельность в регионе крупнейших корпораций инвесторов.
6. Эффективная система господдержки инвестиционной деятельности.
Одной из важнейших целей правительства области является улучшение инвестиционного климата в Тюменской области, позволяющее обеспечить создание новых высокопроизводительных рабочих мест, обеспечивающих уровень производительности труда, аналогичный сложившемуся, в развитых странах, увеличение объемов производства продукции работ и услуг, достижение за счет этого устойчивого социально-экономического развития региона.
Для сформирования благоприятной административной среды, способствующей привлечению инвестиций в Тюменской области, в настоящее время проводятся следующие мероприятия:
1. В 2012 г. создан и эффективно действует Совет по улучшению инвестиционного климата, целью которого является содействие созданию благоприятного инвестиционного климата в регионе, путем выработки конкретных мер по его улучшению [13]
2. В марте 2013 г. в регионе образовано Инвестиционное агентство Тюменской области, главной миссией которого является формирование благоприятных условий для предпринимательской деятельности. Во многих аспектах своей деятельности агентство переняло и расширило функции Фонда развития и поддержки предпринимательства Тюменской области.
Агентство осуществляет господдержку инвестиционных проектов с объемом инвестиций до 300 миллионов рублей, инициируемых и реализуемых представителями среднего и малого и предпринимательства (далее МСП) на территории региона. Основная цель его деятельности - создание «зелёного коридора» для предпринимательских структур региона, включающего все этапы административной поддержки: начиная от информационной составляющей, до оказания реальной помощи в реализации проекта [14]
3. В рамках реализации проекта по внедрению принципов и механизмов системы «Открытое правительство» в Тюменской области создаются общественные советы при исполнительных органах государственной власти Тюменской области.
4. В рамках внедрения Регионального инвестиционного стандарта, в законодательной сфере Тюменской области принята Инвестиционная декларация, в региональные законодательные акты включены дополнительные гарантии для инвесторов, подписаны соглашения со всеми участвующими во взаимодействии с инвесторами региональными подразделениями органов федеральной власти и ресурсоснабжающими организациями, ведется Реестр инвестиционных проектов.
5. В регионе функционирует специализированный инвестиционный интернет-портал Тюменской области: http://www.tyumen-region.ru/investments, содержащий наглядную демонстрацию инвестиционных преимуществ области, направлений ее инвестиционной стратегии и инвестиционной инфраструктуры, возможных направлений инвестиций, а также позволяющий осуществлять оперативное обращение с инвесторами.
В Тюменской области государственная поддержка инвесторов реализована при помощи следующих инструментов:
На период действия инвестиционного соглашения установлено льготное налогообложение в пределах сумм, зачисляемых в областной бюджет:
- снижение ставки налога на прибыль с 17% до 14%;
- снижение ставки налога на имущество с 2,2% до 0%;
- применение сниженной ставки транспортного на-
лога (до 0%); [15]
Порядок и условия получения государственной поддержки закреплены в соответствующем постановлении Администрации Тюменской области [16]
2. В рамках реализации мер по подготовке привлекательной инфраструктуры для инвестирования в регионе осуществляется активная подготовка промышленных площадок для инвестиционной деятельности. Инвесторам предоставляются земельные участки с подведенными коммуникациями на льготных условиях в Индустриальных парках Тюменской области[17]
3. Резидентам зон экономического развития, заключившим соглашение об осуществлении деятельности в зоне экономического развития, предоставляются налоговые льготы [18, 19]
4. Земельные участки инвесторам предоставляются в аренду без проведения торгов [20]
5. Гарантии Тюменской области предоставляются инвесторам на срок исполнения обязательства, обеспечиваемого государственной гарантией, увеличенный на 30 календарных дней [21]
6. Инвесторам Тюменской области предоставляются бюджетные субсидии (по кредитным договорам, привлеченным на развитие инвестиционного проекта на частичное возмещение затрат по оплате %; на частичное возмещение инвестиционных затрат, связанных с лизингом оборудования, и т.п.)
7. Организациям, отрасли обрабатывающего производства инвестиционные проекты которых, включены в реестр инвестиционных проектов Тюменской области, предоставляется льготный режим по уплаты налога на имущество, применяемый к имуществу, введенному в эксплуатацию после 01.01.2015 года.
8. Фонд «Инвестиционное агентство Тюменской области» предоставляет инвесторам целевые займы на сумму не менее 10 и не более 50 млн. руб. на период до 5 лет. По возврату целевого займа предоставляется отсрочка до 1 года, с применением процентной ставки 7% в год.
9. Фонд «Инвестиционное агентство Тюменской области» предоставляет поручительства субъектам МСП по их банковским кредитным обязательствам на весь срок действия кредита.
10. Региональной администрацией осуществляется комплексное ведение инвестиционных проектов,
11. Администрация области оказывает содействие инвесторам, строительным и промышленным предприятиям по сбыту готовой продукции и оказанию услуг. С этой целью ведутся переговоры с крупнейшими предприятиями - потенциальными заказчиками Тюменской области
Все вышеуказанные меры по оптимизации инвестиционного климата могут быть успешно применены и в других российских регионах, поэтому предлагаем рассмотреть модель инвестиционного развития Тюменской области в качестве примера для формирования алгоритма действий по улучшению инвестиционного климата в других регионах. Предлагаемый алгоритм представлен на рисунке 1.
Ожидаемые результаты реализации предложенного алгоритма действий представлены на рисунке 2
Таким образом, Тюменская область является успешным и экономически развитым регионом России. Привлечение инвестиций в экономику области - одно из основных направлений в деятельности областных властей, они осуществляют эффективную поддержку инвестиционных проектов, на всех этапах реализации их реализации.
По результатам проведенного исследования, можно сделать вывод, что настоящее время в Тюменской области реализуются меры по улучшению инвестиционного климата по следующим важнейшим направлениям:
- формирование благоприятной административной среды для инвестиций;
Devyatkova Olga Ivanovna, Reshetnikova Svetlana Stanislavovna WAYS OF IMPROVING THE INVESTMENT CLIMATE ...
- разработка финансовых механизмов привлечения и поддержки инвестиций;
- применение налоговых инструментов стимулирования инвестиций;
- подготовка привлекательной инфраструктуры для инвестирования;
- стимуляция потребительского спроса на продукцию производств создаваемых инвесторами;
Таким образом, в регионе сформирована устойчивая правовая, инфраструктурная и информационная база для привлечения инвестиций, реализован механизм государственных гарантий, направленных на защиту прав инвесторов. Эффективно работает административный механизм предоставления земельных участков и сопровождения инвестиционных проектов, позволяющий минимизировать бюрократическую нагрузку на бизнес и предполагающий широкий спектр государственной поддержки инвестора.
зации инвестиционной деятельности региона //Аудит и финансовый анализ. 2009. № 1. [Электронный ресурс] — URL: http://www.audifin. com/fin/2009/1/Semenova%20.pdf (дата обращения: 01.11.2018).
2. Нарышкин С.Е. Иностранные инвестиции в Россию как фактор экономического развития. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2004. - 1,25 п.л. 2.
3. Норт Д. Функционирование экономики во времени. Нобелевская лекция. 1993. [Электронный ресурс] - URL: http://www.nobelprize.org/ nobel_prizes/economic-sciences/laureates/1993/north-lectu re.html (дата обращения: 01.11.2018).
4. Егорова Е.М. Теоретические аспекты исследования инвестиционного климата региона // Электронный научный журнал. - 2017. - №23-2(18). - С.211-213. [Электронный ресурс] — URL: https://elibrary. ru/download/elibrary_29079001_39974496.pdf (дата обращения:
01.11.221S).
5. Голайдо И.М., Уварова Е.Е. Инвестиционный климат региона: содержание, структура и проблемы формирования // Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. -2016. - №23. - С.236-242. [Электронный ресурс] — URL: https://elibrary. ru/download/elibrary_27114245_44234444.pdf (дата обращения: 01.11.2018).
6. Намятова Л.Е. Инвестиционный климат и инвестиционный
Налоговое стимулирование инвестиций
Создание благоприятной административной среды для инвестиций
Создание подготовленной инфраструктуры для инвестиций
Формирование финансовых механизмов привлечения инвестиций
Стимулирование спроса на продукт создаваемых инвесторами производств
Кадровое обеспечение инвестиций
1. Разработка к налоговых стимулов для привлечения иностранных и российских и
2. Создание с регулярной оценки
и предоставления
3. Разработка к налоговых льгот, стимулирующих выполнение программ энергоэффективности, внедрение исполь-i энергосбере-) оборудования
1. Создание улучшению климата и взаимодействию с инвесторами;
2. Обеспечение оперативной связи и эффективного взаимодействия инвесторов с руководством субъекта РФ;
3. Создание специального агентства по привлечению инвестиций и работе с инвесторами;
4. Принятие инвестиционной декларации и регламента по работе с инвесторами, реализующих принцип «одного окна» и сокращение сроков реализации инвестиционного проекта;
5. Регулярное проведение аудита административных процедур и функций госорганов с целью их оптимизации;
7. Создание общественных советов при органах государственного и муниципального контроля с целью контроля административной среды и улучшения защищенности бизнеса и инвесторов;
8. Разработка законодательства субъекта РФ, устанавливающего гарантии безопасности инвест-
прав инвесторов; 9. Создание многоязычного интернет-портала об и
1. Создан! ных «промышленн!
2. Создание региональны; особых экономических зон и индустриальных технологических парков для формирования благоприятных инфраструктурных условий;
3. Разработка моделей финансирования инфраструктуры индустриаль-
парков, привлекательных для инвесторов и эффек-
бюджета субъекта РФ; 4. Стимулирование частных операторов индустри-
парков путем предоставления им вознаграждения; 5. Создание офисной, транспортной (аэропорты, ж/д вокзалы), социально-рекреационной инфраструктуры инвестиционной деятельности.
1. Разработка порядка предоставления государственных гарантий субъекта РФ по реализуемым
2. Разработка порядка предоставления грантов субъектом РФ;
3. Разработка порядка субсидирования процентной ставки по кредитам, привлекаемым инвесторами;
4. Создание: фонда субъекта
5. Организация субъекта РФ I и венчурными фондами, банками, специализированными финансовыми учреждениями и организа-
финансированию и поддержке инвестиций на территории субъекта РФ;
6. Организация взаимодействия субъекта РФ с российскими и международными институтами развития с це.)
по поддержке инвестиции на территории субъекта РФ; 7. Разработка моделей финансирования инвестиционных проектов в субъекте РФ с учетом специфики конкретного
проекта.
1. Разработка, плана размещения заказов на поставки товаров, работ, услуг для государственных нужд;
2. Формирование регионального плана создания в субъекте РФ производств импортозамещающей продукции;
3. Стимулированиеспроса на импортозамещающую продукцию посредством госзакупок;
4. Содействие производителям продукции в заключении договоров с розничными сетями и оптовыми организациями для замещения импортной продукции;
5. Субсидирование расходов производителей по продвижению продукции, работ и услуг;
6. Содействие производителям в получении экспортных кредитов, субсидирование процентов по экспортным кредитам;
7. Содействие кооперации отраслевых производителей и финансировании расходов по выходу на новые рынки
и выпуску инновационной продукции;
8. Создание центров кластерного развития;
9. Проведение отраслевых и технологических выставок, ярмарок, форумов для потребителей и поставщиков;
10. Создание в субъекте РФ Центра деловых связей.
1. Организация регулярного о бучения и повышения квалификации руководителей профильных органов государственной власти РФ и организаций, участвующих в инвестиционном процессе;
2. Организация процесса постоянного совершенствования квалификации и обмена о пытом с лучшими зарубежными регионами, субъектами РФ, специализированными организациями, ассоциациями и объединениями;
3. Упрощение в пределах полномочий субъекта РФ визовых и миграционных процедур для иностранных инвесторов и квалифицированной рабочей силы;
4. Организация совершенствования образовательного комплекса субъекта РФ с целью своевременного изменения состава и численности выпускаемых специалистов в зависимости от потребности инвесторов и реализуемых
5. Создание современных центров профессиональной подготовки и переподготовки рабочих специальностей, ориентированных на реальные потребности инвесторов;
6. Организация изучения лучшего опыта по эффективному обеспечению инвесторов персоналом.
Рис 1. Алгоритм действий по улучшению инвестиционного климата в субъектах РФ (составлено авторами)
Рис. 2. Ожидаемые результаты реализации алгоритма действий по улучшению инвестиционного климата в субъектах РФ (составлено авторами) СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Семенова Ф.З. Инвестиционный климат России и ее регионов ,с. 45. Семенова Ф. З. Инвестиционный климат и потенциал активи-
имидж России // Теория и практика мировой науки. - 2017. - №3. -С.5-9. [Электронный ресурс] — URL: https://elibrary.ru/download/ elibrary_30554634_93370797.pdf (дата обращения: 01.11.2018).
7. Алексеев В.Н., Ильина В.В. Инвестиционный климат и международный финансовый центр в Москве: тенденции и перспективы: монография. -М. : Инфра-М, 2012.-126 с
8. Лаврентьев Д.С. Сравнение взаимосвязанных понятий инвестиционного потенциала, инвестиционного климата и инвестиционной привлекательности //Аспирант. - 2016. - №8(24). - С.101-103. [Электронный ресурс] — URL: https://elibrary.ru/download/ elibrary_29221767_27297646.pdf
9. Григорьев Ю.И. Улучшение инвестиционного климата в регионе как важный фактор его развития // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. -URL: http://ekonomika.snauka.ru/2015/11/10124 (дата обращения: 01.11.2018).
10. Мухетдинова Н.М. О путях улучшения инвестиционного климата российских регионов // Российское предпринимательство. — 2013. — Том 14. — № 8. — С. 73-77. [Электронный ресурс] — URL: https:// creativeconomy.ru/lib/8101 (дата обращения: 01.11.2018).
11. Результаты национального рейтинга. // Официальный сайт Агентства стратегических инициатив. [Электронный ресурс] - URL: https://asi.ru/investclimate/rating/ (дата обращения: 11.11.2018).
12. . Инвестиционный потенциал региона. [Электронный ресурс] // Официальный портал органов государственной власти Тюменской области.— URL: https://admtyumen.ru/ogv_ru/finance/investment/ potential.htm (дата обращения: 11.11.2018).
13. Распоряжение Правительства Тюменской области от 21.11.2012 № 2357-рп «О Совете по улучшению инвестиционного климата при Губернаторе Тюменской области». [Электронный ресурс] // Информационно-правовая система «Гарант» — URL: http://ba.se. garant.ru/21835174/ (дата обращения: 11.11.2018).
14. Распоряжение Правительства Тюменской области от 21.02.2013 № 248-рп «Об утверждении регламента комплексного сопровождения инвестиционных проектов, реализуемых и (или) планируемых к реализации в Тюменской области» [Электронный ресурс] //Деловой портал Правительства Тюменской области — URL: http:// www.tyumen-region.ru/investments/the-regulation-of-investment-projects/ (дата обращения: 11.11.2018).
15. Закон Тюменской области от 08.07.2003 № 159 «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Тюменской области» [Электронный ресурс] //Деловой портал Правительства Тюменской области — URL: http://www.tyumen-region.ru/support/ investments/laws/ (дата обращения: 11.11.2018).
16. Постановление Администрации Тюменской области от 17.01.2005 № 2-пк «О реализации закона «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Тюменской области». [Электронный ресурс] //Деловой портал Правительства Тюменской области — URL: http://www.tyumen-region.ru/support/investments/laws/ (дата обращения: 11.11.2018).
17. Закон Тюменской области от 28.12.2004 г. № 295 «О промышленной политике в Тюменской области» [Электронный ресурс] - URL: http://docs.cntd.ru/document/802047918
18. Закон Тюменской области от 11.06.2015 № 60 «О зонах экономического развития в Тюменской области» [Электронный ресурс] //Деловой портал Правительства Тюменской области — URL: http:// www.tyumen-region.ru/support/investments/laws/ (дата обращения: 11.11.2018).
19. Закон Тюменской области от 24 октября 2017 года № 74 «О предоставлении налоговых льгот на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов отдельным категориям налогоплательщиков» [Электронный ресурс] //Деловой портал Правительства Тюменской области — URL: http://www.tyumen-region.ru/support/investments/laws/ (дата обращения: 14.11.2018).
20. Закон Тюменской области от 05.10.2001 № 411 «О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области» [Электронный ресурс] //Информационно-правовая система «Гарант». — URL: http://base.garant.ru/21721068Mfriends (дата обращения: 11.11.2018).
21. Закон Тюменской области от 03.10.2012 № 67 «О порядке предоставления государственных гарантий Тюменской области» [Электронный ресурс] //Информационно-правовая система «Гарант». — URL: http://base.garant.ru/18850648/ (дата обращения: 14.11.2018).
22. Постановление Правительства Тюменской области от 22 декабря 2014 года № 687-п «Обутверждении государственной программы Тюменской области «Развитие промышленности, инвестиционной и внешнеэкономической деятельности» до 2020 года» [Электронный ресурс] — URL: http://docs.cntd.ru/document/423908154 (дата обращения: 14.11.2018).
Статья поступила в редакцию 03.10.2018 Статья принята к публикации 27.11.2018