Научная статья на тему 'Состояние и перспективы совершенствования правового регулирования деятельности субъектов предпринимательства в инновационной сфере экономики России'

Состояние и перспективы совершенствования правового регулирования деятельности субъектов предпринимательства в инновационной сфере экономики России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
240
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / INNOVATIONS / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATIVE ACTIVITY / СУБЪЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ПРОДУКТОВЫЕ ИННОВАЦИИ / ПРОЦЕССНЫЕ ИННОВАЦИИ / PROCESS INNOVATIONS / ПРАВОВЫЕ ИСТОЧНИКИ / LEGAL SOURCES / ДОГОВОРНЫЕ ФОРМЫ В СФЕРЕ ИННОВАЦИЙ / CONTRACTUAL FORMS IN SPHERE OF INNOVATIONS / ДОГОВОР НА ОКАЗАНИЕ МАРКЕТИНГОВЫХ УСЛУГ / THE CONTRACT ON RENDERING OF MARKETING SERVICES / SUBJECTS OF BUSINESS / GROCERY INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Михайлов Николай Иванович

В статье дается научно-практическая трактовка инноваций и инновационной деятельности с возможным использованием их субъектами предпринимательства в режиме коммерциализации полученных результатов как нововведений. Характеризуются ключевые правовые источники по исследуемой проблематике и рассматриваются договорные формы, используемые в инновационной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Condition and prospects of perfection of legal regulation of activity of subjects of business in innovative sphere of economy of Russia

In article the scientifically-practical treatment of innovations and innovative activity with possible use by their subjects of business in a mode of commercialization of the received results as innovations is given. Key legal sources on an investigated problematics are characterized and the contractual forms used in innovative sphere are considered.

Текст научной работы на тему «Состояние и перспективы совершенствования правового регулирования деятельности субъектов предпринимательства в инновационной сфере экономики России»

Н.И. Михайлов

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

Инновации для предпринимательской деятельности как в сфере производства, так и в сфере оказания услуг в странах со сложившейся рыночной экономикой рассматриваются в качестве одного из главных условий экономического прогресса1. При этом следует подчеркнуть, что инновации стали активно рассматриваться и в странах Запада, и в отечественной экономике в качестве обязательного элемента стратегии развития не только отдельных компаний, но и целых отраслей2, когда они базируются на наукоемком производстве либо на постоянно обновляемых технологиях оказания услуг, в том числе в сфере обеспечения управленческих процессов.

Состав субъектов предпринимательства как генераторов и адресатов инноваций, а также как участников инновационной деятельности в странах с рыночной экономикой в основе своей представлен традиционными организационно-правовыми формами крупного, среднего и малого бизнеса, а именно хозяйственными обществами и товариществами, унитарными предприятиями и институтами государственных академий наук, госкорпорациями и индивидуальными предпринимателями. В зависимости от целей деятельности субъект предпринимательства

Заместитель директора Института государства и права РАН, доктор юридических наук, профессор.

1 Подробнее см.: Шумпетер И. Теория экономического развития. М., 1982.

2 См., например: Дмитриевский А.Н. Фундаментальный бизнес инновационного развития нефтяной и газовой промышленности в России (основные положения доклада) // Вестник Российской академии наук. 2010. Т. 80. № 1. С. 10-26.

Труды Института государства и права Российской академии наук № 4/2011

может выступать не только производителем инноваций либо их потребителем, но и одновременно быть как производителем, так и потребителем услуг. С учетом этого важно по возможности дать более точное определение таких объектов правового регулирования, как «инновации» и «инновационная деятельность», что имеет существенное значение для организации договорных связей названных субъектов в рассматриваемой сфере.

Потребность в активном поиске новых технологий, материалов, методов организации ведения бизнеса и управления им с использованием специалистов более высокой профессиональной подготовленности является характерной чертой современного предпринимательства в условиях жесткой конкуренции между участниками соответствующих сегментов рыночной экономики. Указанные факторы как в отдельности, так и в совокупности в мировой практике чаще всего трактуются специалистами различного профиля в качестве определенных нововведений, обозначаемых термином «инновации». Путем их внедрения закладываются необходимые предпосылки для формирования адекватной экономической стратегии, ориентированной на обеспечение эффективного функционирования хозяйственного механизма предприятий, которая является элементом государственной политики.

В России значительный вклад в определение инноваций и их теоретическое обоснование внес в 20-х гг. XX в. всемирно известный русский ученый-экономист Н.Д. Кондратьев, автор ряда фундаментальных работ по вопросам влияния научно -технического прогресса на цикличность развития экономики и прогнозирования такого развития3. Так, в соответствии с доминирующими в экономической теории концептуальными подходами источниками прибыли (дохода) может стать не только изменение дел или экономия на затратах, но и полная смена выпускаемой продукции. Исходя из этого в теории современного

3 См.: Материалы Международной конференции «Научное наследие Н.Д. Кондратьева и современность» (инновация и рынок) // Вопросы изобретательства. 1992. № 5-6. С. 8-15.

маркетинга делается вывод о его базировании на инновационном механизме .

Близким по смыслу к данной трактовке инноваций является определение венгерского исследователя Б. Санто, рассматривающего инновацию в качестве общественного техническо-экономического процесса, который в результате практического использования идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если инновация ориентируется на экономическую выгоду, на прибыль, она может принести дополнительный доход5. Представляется, что такой подход в большей степени отражает саму деятельность, связанную с внедрением инновационного продукта в конкретной сфере предпринимательства, с получением экономической выгоды тем или иным предприятием как субъектом хозяйствования.

Характеризуя инновационную деятельность, необходимо, учитывая исторические аспекты, отметить, что ранее в советском законодательстве процесс нововведений рассматривался как внедрение результатов научных исследований и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) в производство в рамках концепции научно-технического прогресса, т.е. во взаимосвязях «наука - производство». На современном этапе рамки инновационной деятельности в России постепенно расширяются, инновации активно проникают в сферу бизнеса через предпринимательские структуры как в отраслях с крупным наукоемким производством, так и в малом предпринимательстве.

Такой подход к решению инновационных проблем стал просматриваться в отечественном законотворчестве уже в переходный (перестроечный) период реформирования советской экономики. В качестве примера можно привести положения Закона СССР от 14 июня 1990 г. «О налогах с предприятий, объединений и организаций», согласно которому Союзом инновационных предприятий к инновационной деятельности был отне-

4 См.: Пригожий А.И. Нововведение: стимулы и препятствие (социальные проблемы инноватики). М., 1989. С. 20-22.

5 См.: Санто Б. Инновация как средство экономического развития. Пер. с венг. М., 1990. С. 83.

сен комплекс научно-технических и посреднических работ, реализуемых в народном хозяйстве, а именно:

организацию внедрения тиражирования изобретений, ноу-хау, научно-технических разработок, включая создание опытных образцов, проведение испытаний, разработку и передачу технологий и научно-технической документации, подготовку производства, проведение патентных исследований, дизайнерских работ;

организация информационного поиска, создание и ведение баз данных;

проведение научно-исследовательских, проектных и опытно-конструкторских, маркетинговых исследований, связанных с инновационным процессом;

организация экспертизы проектов, проведение конкурсов, консалтинг;

решение организационно-правовых, экономических, управленческих проблем, связанных с повышением эффективности производства и экологической безопасности, экономией сырья, материалов и энергоресурсов, улучшением обеспечения потребностей населения в товарах и услугах;

подготовка и повышение квалификации кадров в области интеллектуальной деятельности, новых технологий, рыночных механизмов;

проведение работ в области создания информационных технологий и продуктов;

пропаганда достижений науки и техники, выставочное и издательское дело;

международное научно-техническое сотрудничество. Бесспорно, в целом указанные направления связаны с инновационной деятельностью. Однако нельзя не обратить внимания на то, что из них следует выделить саму инновационную деятельность, которая отлична от сферы НИОКР, поскольку именно она представляет собой процесс использования нововведений для получения прибыли коммерческими предприятиями как главной цели любого субъекта предпринимательства. Вместе с тем не следует трактовать инновационную деятельность только как внедренческую, поскольку в условиях рыночной экономики цели внедрения необходимо рассматривать как вторичные, по-

скольку первичным является достижение доминирующего, прежде всего ценового, конкурентного положения конкретным хозяйствующим субъектом в том или ином сегменте рынка.

В качестве соответствующего инновационного продукта могут выступать новые изобретения, изделия, технологии, управленческие механизмы, что является результатом инновационной деятельности. Исходя из этого более точно инновацию (нововведение) можно определить как конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции, реализуемой на рынке, либо

нового или усовершенствованного технологического процесса,

6

используемого в практической деятельности . С учетом этого в зависимости от характера деятельности производителей и потребителей определенных нововведений в предпринимательской сфере следует выделить прежде всего инновации в сфере производства и оказания услуг.

В производственной сфере предпринимательства принято различать два вида инноваций: продуктовые и процессные. К продуктовым относятся инновации, воплощенные в технологически новом либо в существенно улучшенном продукте. Именно технологически новый продукт следует рассматривать ядром продуктовых инноваций, поскольку таковым является тот продукт, который по своим конструктивным признакам, использованным для его изготовления как материала, не имеет аналогов, что свидетельствует о присущей ему инновационной новизне в соответствующем продуктовом ряду, внедряемом в промышленном производстве. Таким образом, для характеристики технологически улучшенного продукта значимыми будут такие условия, как наличие определенного продукта, который в результате соответствующих инноваций претерпел, например, ряд существенных изменений, способствовавших получению ощутимого экономического эффекта от их использования.

Процессные инновации в отличие от продуктовых проявляются в виде внедрения технологически новых процессов про-

6 См.: Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. О.П. Молчановой М., 2001. С. 17.

изводства либо их совершенствования путем существенного улучшения организации взаимоувязки элементов ранее смоделированных и апробированных производственных циклов по изготовлению той или иной товарной продукции. Такие инновации направлены на повышение эффективности производства путем использования новых либо усовершенствованных традиционных методов организации производственных процессов.

Определяющим для характеристики инноваций в сфере услуг принято считать такое нововведение, которое, например в банковском бизнесе, способствовало внедрению пластиковых карт, что позволило качественно изменить технологию расчетного обслуживания юридических и физических лиц, а также распространению на базе электронных средств связи такой системы оказания банковских услуг, как «банк - клиент». Это в итоге исключило необходимость обязательного физического присутствия услугополучателя в офисе кредитной организации для подтверждения своего волеизъявления на совершение той или иной банковской операции.

Следует также отметить, что инновациям в рассмотренных сферах присущи такие черты, как применение отличающихся новизной разработок, технологий или знаний, что может быть воплощено в конструктивно новые технические продукты (машины, оборудование), программные средства, в которых нашли отражение не имеющие аналогов или усовершенствованные технологические процессы либо процедуры взаимодействия участников соответствующих системных методов управления бизнесом - субъектов предпринимательства в отдельно взятом сегменте рыночной экономики в масштабах региона, страны. В результате, говоря о главной цели использования инноваций предприятием и другими субъектами предпринимательства, необходимо выделить устойчивое получение ими дополнительной прибыли в условиях рыночной конкуренции, основываясь на хозяйственной самостоятельности с возможным несением меньшего и прогнозируемого имущественного риска.

Для полноты характеристики инноваций их целесообразно различать по функциональному назначению, а именно: производственные, организационно-экономические и управленческие

инновации; инновации в социально-политической области и в сфере духовного производства (наука, культура, образование, искусство и др.). Кроме того, по уровню новизны можно выделить: базисные инновации, т.е. нововведения, основанные на фундаментальных научно-технических результатах и направленные на освоение принципиально новых научно-технических систем и технологий; улучшающие инновации (создание новых машин и материалов), направленные на совершенствование па-

„7

раметров выпускаемой продукции, технологий .

Приведенные классификации не являются исчерпывающими. Например, инновации можно классифицировать в зависимости от источников их финансирования, субъектного состава генерирования и использования результатов инноваций, юридических форм регулирования отношений участников инновационного процесса.

Рассматривая инновации как собирательное понятие нововведений, следует учитывать, что они представляют собой научные, конструкторские или технологические идеи, принципы, механизмы, организационные решения, принципиально новые технологии, а также усовершенствование или рационализацию применяемых технологий. Вместе с тем сами по себе инновации -это результат (итог) процесса, который именуется инновационной деятельностью, в процессе которой складываются разнообразные отношения между ее участниками.

По поводу трактовки инновационной деятельности, как и инноваций, в отечественной науке высказываются различные точки зрения. В экономической науке под инновационной деятельностью чаще всего понимается «порядок создания нового товара от формирования его идеи до освоения производством, выпуска, реализации и получения коммерческого эффекта»8. Что касается правовой науки, то наличие в ней множества дефиниций рассматриваемого понятия обусловлено прежде всего тем,

7 См.: Юридическая энциклопедия / Отв. ред. Б.Н. Топорнин. М., 2001. С. 380.

8 Курнышева И., Сулейменов Д. Инвестирование инновационного развития // Экономист. 1994. № 10. С. 187.

что в российском законодательстве нет легального определения инновационной деятельности, хотя в отдельных федеральных и региональных нормативных правовых актах она упоминается, например в Федеральном законе от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»9 (п. 2 ст. 11, п. 1 ст. 12). При этом Закон оперирует и таким понятием, как «научно-техническая деятельность», что свидетельствует о признании законодателем различий между этими терминами.

С учетом данного обстоятельства отметим, что в соответствии со ст. 2 вышеназванного Закона научно-техническая деятельность определяется как деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения системного функционирования науки, техники и производства как единой системы. Кроме того, следует принять во внимание определения научно-технического результата и продукции в этом Законе. Так, если научно-техническим результатом признается продукт научно -технической деятельности, содержащий новые знания или решения, зафиксированные на любом информационном носителе, то к научно-технической продукции отнесен сам научно-технический результат, в том числе результат интеллектуальной деятельности, предназначенный для реализации. Иными словами, подчеркивается коммерческая направленность научно-технического результата.

Характеризуя специфику инновационной деятельности в качестве особого предмета правового регулирования, необходимо учитывать как сложившееся положение в правовом обеспечении инновационных процессов в России, так и возможные перспективы его развития, что выделяется, по сути, как ключевая задача в обозримом будущем для отечественной правовой системы10. Если оценивать состояние правового регулирования

9 СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4137.

10 Подробнее см.: Ефимцева Т.В. Место инновационного права в системе российского права // Бизнес и право в России и за рубежом (при-

инновационной деятельности в нашей стране, то есть все основания констатировать, что на сегодняшний день комплексно этот вопрос не решен11. Так, пока не принят базовый законодательный акт, в котором были бы закреплены понятие и виды инноваций с учетом современных мировых тенденций, механизм осуществления инновационной деятельности, порядок ее поддержки со стороны государства в наукоемких сферах производства, формы стимулирования привлечения иностранных инвестиций для активизации нововведений в ключевые для современной экономики области, включая информационные технологии.

Если сопоставить нормативные правовые акты действующего законодательства, в той или иной мере предназначенные для регулирования отношений, связанных с инновационной деятельностью, то из их числа можно сгруппировать несколько видов правовых источников в зависимости от их формы и целевой направленности. Так, следует выделить законодательные акты, содержащие нормы, призванные определять в качестве объекта охраняемые результаты интеллектуальной (научно-технической) деятельности и регулировать отношения, возникающие в связи с созданием, правовой охраной и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов (объектов) промышленной собственности.

Сказанное выше позволяет сделать вывод, что правовой базой инновационных процессов в России в настоящее время является законодательство об интеллектуальной собственности, принятие которого в соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ находится в федеративном ведении12. Согласно п. 1 ст. 1229 ГК

ложение к журналу «Предпринимательское право»). 2010. № 3. С. 5153.

11 Аналогичной позиции придерживается А.Г. Лисицын-Светланов. См.: Лисицын-Светланов А.Г. Интеллектуальная собственность и инновационные процессы в современной России // Вестник Российской академии наук. 2010. Т. 80. № 1. С. 4.

12 В контексте рассматриваемой проблемы представляет интерес вопрос о влиянии конституционных норм на инновационное развитие ряда стран Запада. См.: Степаненко Д.М. Конституционные основы

РФ таковой признается исключительное право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, продукции и выполняемых работ или услуг. Развернутая трактовка этого определения дается в нормах других статей разд. VII четвертой части ГК РФ (ст. 1225-1551). Вместе с тем в ГК РФ нет специальных норм, определяющих инновационную деятельность как объект регулирования. Это, по нашему мнению, дает основание для констатации факта признания законодателем инноваций в качестве объекта, который подпадает под регулирование норм, относимых к традиционным гражданско-правовым институтам.

Характеризуя систему источников правового регулирования инновационной деятельности в современной России, наряду с ГК РФ и другими нормативными правовыми актами, необходимо также отметить важную роль в этой сфере федеральных законов от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»13 и от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре "Сколково"»14. При этом Закон «О техническом регулировании» нацелен на установление требуемых со стороны государства технических параметров в отношении используемых в различных сферах, в том числе в производственной, сырья, материалов, оборудования и т.д. Сопоставление норм этих и других законодательных актов приводит к выводу о регулировании ими только отдельных видов отношений, связанных с инновационной деятельностью, что свидетельствует об отсутствии необходимой комплексности в решении данной задачи.

Таким образом, сравнительный анализ правовых источников в инновационной сфере позволяет говорить не только об отсутствии системного правового регулирования в рассматриваемой области, но и о необходимости принятия, как уже отмечалось, специального законодательного акта, посвященного вопро-

инновационного развития государств Европы // Евразийский юридический журнал. 2011. № 4 (35). С. 30-36.

13 СЗ РФ. 2002. № 52 (ч. 1). Ст. 5140.

14 СЗ РФ. 2010. № 40. Ст. 4970.

сам инновационной деятельности и определяющего форму государственной поддержки ее активизации применительно к деятельности субъектов предпринимательства и их объединений в ключевых отраслях экономики. Определенные шаги в этом направлении уже предпринимались, однако они не получили должного оформления. Так, разработанная в свое время Правительством РФ Концепция инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы предусматривала необходимость разработки федерального закона «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике Российской Федерации», который до сих пор не принят15.

В последующем по поручению Президента РФ Минэкономразвития России провело работу по подготовке плана мер по развитию инновационной деятельности для внесения его на рассмотрение в Правительство РФ в 2006 г. В этом документе определялась прежде всего технология закрепления инфраструктуры инновационной деятельности, а именно: стартовый капитал; связь науки и образования; развитие предпринимательства в научно-образовательной среде; защита интеллектуальной собственности; трансферт технологий и другие мероприятия, включая шаги по облегчению налогообложения НИОКР, в том числе ускоренная амортизация и списание расходов по НИОКР на за-

траты16.

15 Первоначально проект этого закона был рассмотрен Государственной Думой и принят Советом Федерации РФ 1 декабря 1999 г. Однако 3 января 2000 г. на закон было наложено вето Президента РФ, в связи с чем 18 февраля 2000 г. была создана специальная полномочная комиссия для выработки окончательного согласованного текста законопроекта с учетом высказанных замечаний. В русле решения данной задачи в Плане законопроектной деятельности Правительства РФ на 2005 г. предусматривалась разработка аналогичного законопроекта с рабочим названием «Об изменении и дополнении законодательных актов Российской Федерации с целью стимулирования инновационной деятельности и внедрения в производство наукоемких технологий», который пока на рассмотрение не представлен.

16 См.: Шаповалов А. Герман Греф возрождает фонд фондов // Коммерсантъ. 2006. 2 марта.

Указанное свидетельствует о предпринимаемых органами законодательной и исполнительной власти РФ законопроектных шагах по упорядочению правового механизма инновационной деятельности в стране. Исходя из определения основных направлений, видов и форм государственной поддержки инновационной деятельности в России, а также в целях упорядочения правового регулирования возможных отношений между Российской Федерацией, ее субъектами, физическими и юридическими лицами в связи с такой поддержкой представляется целесообразным принятие специального федерального закона. В этом акте следует закрепить комплекс норм с отражением в них прежде всего форм финансовой поддержки инновационной деятельности в России со стороны государства в лице его уполномоченных органов, которые должны соответствовать современным и в достаточной мере эффективным механизмам государственного воздействия на ключевые отрасли национальной экономики по приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий.

Анализ возможных перспектив развития соответствующих правовых источников как элементов рассматриваемого механизма в инновационной сфере приводит к выводу о необходимости учитывать его международно-правовую составляющую. Так, следует выделить прежде всего значимые для анализируемой сферы правового регулирования международно-правовые акты, ко многим из которых Россия присоединилась в порядке правопреемства по подписанным СССР межгосударственным договорам в форме соглашений, конвенций.

Одним из ключевых международных актов для инновационной деятельности является Парижская конвенция по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г. (далее - Парижская конвенция) с последующими многочисленными поправками, в том числе в связи с подписанием 14 июля 1967 г. Конвенции об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), которая вступила в силу в 1970 г. Россия как правопреемница СССР считается участницей Парижской конвенции с 1 июля 1965 г.

Участие в Парижской конвенции рассматривается в международном сообществе как одно из необходимых условий привлечения технологий и инвестиций в перспективные отрасли промышленности. В рамках Парижской конвенции осуществляется международная гармонизация национальных законодательств в области промышленной собственности, включая охрану прав на научно-технические достижения в новейших областях техники (мироэлектроника, генная инженерия, информационные технологии). Одним из важнейших условий Конвенции является то, что охрана промышленных образцов не может быть поставлена в зависимость от использования в данной стране или от их ввоза (ст. 5В). В отношении фирменных наименований предусмотрена обязанность государств-участников охранять их без обязательной подачи заявки или регистрации (ст. 8) с теми же санкциями в случае незаконного использования, что и для товарных знаков (ст. 9), а именно по принципу «как он есть» в стране происхождения.

В целях определения механизма регистрации товарных знаков, действующих одновременно в нескольких государствах, 14 апреля 1891 г. в Мадриде было заключено Соглашение о международной регистрации товарных знаков, которое в последующем неоднократно пересматривалось. Данное Соглашение открыто для государств - участников Парижской конвенции, в том числе и для России. Его депозитарием (хранителем) является Генеральный директор ВОИС. Международная регистрация товарных знаков в соответствии с этим Соглашением воспринимается их владельцами как определенная гарантия от недобросовестной конкуренции, что способствует привлечению на рынок государств, являющихся его участниками, потребительских и промышленных товаров из других стран.

Особое место среди международно-правовых актов в данной сфере занимает Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники, заключенная в г. Брюсселе 21 мая 1974 г. (далее - Брюссельская конвенция). Россия как правопреемница СССР считается ее участницей с 20 января 1989 г. Согласно ст. 2(1) Брюссельской конвенции в обязанности договаривающихся государств входит предотвра-

щение незаконного распространения на своей или со своей территории любого несущего программы спутникового сигнала. При этом распространение является незаконным, если на него не было получено разрешение от организации, составившей передаваемую программу. Вместе с тем из данного императивного условия сделаны исключения для кратких сообщений новостного или информационного характера (ст. 4).

Наряду с указанными международно-правовыми актами, значимыми для инновационной сферы, следует отметить заключенную рядом стран СНГ 9 сентября 1994 г. в Москве Евразийскую патентную конвенцию (далее - ЕАПК), которая вступила в силу 12 августа 1995 г. Не вызывает сомнения, что она является важным инструментом частичного восстановления единого патентно-правового пространства на территории государств -участников ЕАПК. Механизм правовой охраны изобретений, созданный в соответствии с ЕАПК, все активнее используется для получения правовой охраны изобретений на территории государств-участников, в том числе иностранных заявителей. При выдаче евразийского патента он начинает действовать для всех государств-участников на дату передачи евразийской заявки.

Следует также отметить, что в связи с подготовкой к вступлению России в ВТО проведена определенная работа по принятию Соглашения о торговых аспектах интеллектуальной собственности (заключено в г. Марракеше 15 апреля 1994 г.) и заключению других подобных договоров. Такое пристальное внимание к разработке и подписанию соответствующих многосторонних международных соглашений обусловлено прежде всего усиливающимися в мировой экономике тенденциями освоения результатов инновационной деятельности, в том числе в транснациональных масштабах, с участием субъектов, представляющих по своей регистрационной природе правовые системы различных государств.

В качестве основного инструмента правового регулирования отношений между участниками инновационной деятельности используются различные договорные формы. В контексте положений ГК РФ и других актов действующего законодательства можно выделить такие ключевые разновидности договор-

ных форм, активно используемых в инновационной сфере, как договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, договор на выполнение научно-исследовательских работ, договор на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ, договор на создание и передачу научно-технической продукции, договор о передаче ноу-хау, лицензионный договор и договор коммерческой концессии.

Представляется, что центральное место в договорном обеспечении инновационной деятельности традиционно занимают два договора: на выполнение научно-исследовательских работ (НИР) и на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ (ОКиТР). Различие между ними состоит прежде всего в предмете, а именно - в характере действий (работ), которые обязан осуществить исполнитель. Так, если для первого договора в соответствии с п. 1 ст. 769 ГК РФ предметом является проведение обусловленных техническим заданием заказчика научно-исследовательских работ, то для второго - осуществление разработки образца нового изделия, конструктивной документации на него или новой технологии. В то же время имеется определенное сходство в предмете этих договоров, что проявляется не только в творческом характере выполняемых работ, но и в аналогичных для заказчика обязанностях, заключающихся в необходимости принятия и оплаты им работ.

Необходимо подчеркнуть большую практическую значимость заключительной стадии исполнения обязательств по этим договорам, на которой осуществляется сдача-приемка с оценкой и передачей заказчику результатов исследования и разработок для их реализации в производстве. При этом в акте сдачи-приемки выполненных НИР и ОКиТР, подписываемом сторонами договоров, фиксируются: новизна и перспективность предлагаемых научно-технических решений; степень использования в осуществленных разработках современных как отечественных, так и зарубежных достижений науки и техники, предполагаемая (расчетная) эффективность нового изделия или технологического процесса с учетом уровня патентной защиты представленных разработок и их конкурентоспособности в соответствующем

сегменте рынка в увязке с предпринимательскими интересами заказчика.

В связи с этим следует отметить тесную связь договоров на выполнение НИР и ОКиТР с договором на создание и передачу научно-технической продукции. Назначение этого договора предопределяется его предметом - созданием исполнителем для заказчика по определенным параметрам научно-технической продукции с выполнением работ по изготовлению, испытанию и поставке опытных образцов либо партий соответствующих изделий.

Однако существенное отличие этого договора от вышерас-смотренных заключается в его направленности не только на создание, но и на передачу научно-технической продукции с возможным ее освоением и внедрением, а также в установленных сторонами случаях с дальнейшим обслуживанием в процессе коммерческой эксплуатации заказчиком на протяжении согласованного периода времени. Вместе с тем выполнение только указанных работ по передаче научно-технической продукции может быть оформлено договором на оказание инжиниринговых услуг, имеющих специфическую направленность именно на передачу инновационной продукции с обеспечением ее внедрения для использования в процессе производства.

В современной практике инновационных нововведений все активнее используется договор на оказание маркетинговых услуг по выпуску инноваций на рынок. Предмет этого договора включает целенаправленное проведение исследований соответствующих сегментов рынка путем определения перспектив его развития с учетом имущественных интересов всех активных участников, прежде всего реализаторов и потребителей продвигаемого новшества как результата инновационной деятельности, с адаптацией того или иного изделия к региональным либо национальным особенностям рыночной экономики. Указанный договор является, как правило, составным элементом комплекса рассмотренных договорных форм, используемых в инновационной сфере субъектами предпринимательской деятельности в условиях конкурентной экономики.

Проведенный анализ понятийного аппарата применительно к таким научно-практическим категориям, как «инновации» и «инновационная деятельность», в привязке к положениям действующего законодательства с учетом перспектив его развития позволяет сделать следующий вывод. В целях повышения эффективности деятельности субъектов предпринимательства в инновационной сфере России необходимо комплексное совершенствование соответствующих правовых источников с ориентиром на использование всех рассмотренных в данной статье и других предусмотренных ГК РФ договорных форм с обязательным соблюдением его норм об интеллектуальной собственности.

В.В. Альхименко*, Н.Г. Салищева , А.А. Гришковец

ПУБЛИЧНЫЙ ИНТЕРЕС В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВЕ

Назревшая проблема модернизации России требует решения целого ряда экономических, социальных и политических задач, связанных с переходом к постиндустриальному обществу и государству.

Развитие последнего уже не может обеспечиваться за счет граждан политическими и экономическими ограничениями. Современная модернизация во многом базируется на «человеческом капитале», а следовательно, модель взаимоотношений гражданина и государства, построенная на признании человека

Старший научный сотрудник ИГП РАН, кандидат юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ.

Ведущий научный сотрудник ИГП РАН, кандидат юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ. Доктор юридических наук, профессор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.