УДК/ UDC: 371.13 т. С. Панина,
доктор педагогических наук, профессор, ректор Кузбасского регионального института развития профессионального образования, г. Кемерово, Россия, [email protected];
Л. Н. Вавилова,
кандидат педагогических наук, доцент, заведующая лабораторией андрагогики Кузбасского регионального института развития профессионального образования, г. Кемерово, Россия, [email protected]
Tatyana Panina,
Doctor of Pedagogics, Professor, rector of Kuzbass Regional Institute of Vocational Education Development, Kemerovo, Russia, [email protected];
Lidia Vavilova,
PhD in Pedagogics, Docent, head of andragogics department at Kuzbass Regional Institute of Vocational Education Development, Kemerovo, Russia, [email protected]
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ACTUAL CONDITIONS AND PROSPECTS OF CONTEMPORARY PEDAGOGICAL EDUCATION
В статье представлен анализ актуального положения дел в подготовке кадров педагогических специальностей в Российской Федерации. Выделены наиболее важные проблемы современного педагогического образования, некоторые их причины и возможные пути преодоления, описаны направления развития российского педагогического образования в среднесрочной перспективе.
The paper offers an analysis of actual situation in training educators in the Russian Federation. It gives major problems of contemporary pedagogical education, their reasons and possible ways out. Basic directions of Russian pedagogical education middle-term development are shown.
Ключевые слова: педагогическое образование, кадры педагогических специальностей, перспективы развития, перспективный запрос, модернизация образования, педагогический вуз.
Key words: pedagogical education, educators, prospects of development, prospective demand, modernization of education, pedagogical higher academic organization.
Задачи, стоящие перед образованием Российской Федерации, в связи с реализацией проекта «Наша новая школа», внедрением федеральных образовательных стандартов нового поколения предполагают серьезную модернизацию системы педагогического образования, которая сегодня представляет собой достаточно разрозненную структуру. Так, согласно официальным данным1, в 2010 году в стране насчитывалось 300 образовательных учреждений, ведущих подготовку по педагогическим специальностям, из них педагогических университетов и институтов - 67, включая 2 профессионально-педагогических, 3 лингвистических вуза, а также 47 их филиалов. Кроме того, педагогическую подготовку осуществляют 52 классических университета, 34 их филиала, 10 технических вузов, 2 их филиала, а также 64 других вузов и 24 их филиала. Общий контингент студентов, обучающихся по педаго-
1 О педагогических кадрах общеобразовательных учреждений в Российской Федерации: Справочные материалы к заседанию Общественного совета при Министерстве образования и науки Российской Федерации 16 февраля 2010 г. [Электронный ресурс]. - URL: http:mon.gov.ru/files/materials /6715/10/02/16^^^^
гическим специальностям, в 2009/2010 уч. г. составлял 535 768 человек.
Количество педагогических вузов в связи с процессами реструктуризации с 1991 года сократилось более чем на треть. За последние пять лет прекратили деятельность 12 педагогических вузов. При этом расширилась подготовка педагогов в непрофильных вузах и их филиалах. Непрофильные вузы в основном ведут подготовку кадров по таким педагогическим специальностям, как «технологическое образование», «профессиональное обучение (по отраслям)», «технология и предпринимательство», «социально-экономическое образование».
Среди наиболее серьезных проблем в педагогическом образовании следует отметить низкое качество подготовки специалистов сферы образования, их нежелание работать в школе, несоответствие содержания и форм подготовки педагогов перспективным запросам разных видов образовательных учреждений. По данным Центра социологии образования РАО [4, с. 11, 14], 56,9 % опрошенных студентов ведущих педагогических вузов Москвы (выборка 1469 студентов) не удовлетворены качеством теоретических и практических навыков по дисциплинам, связанным с выбранной специальностью, более половины опрошенных (52,6 %) считает, что «вуз не дает навыков, необходимых для использования ИКТ в будущей профессиональной деятельности», каждый второй студент педагогического вуза (49,9 %) указывает на то, что он не принимает участия в научно-исследовательской деятельности, то есть современное педагогическое образование не формирует у студентов способности к инновационной деятельности в сфере образования.
Одной из проблем является трудоустройство выпускников педагогических учебных заведений. По состоянию на 1 декабря 2009 г. оказались не трудоустроены 5,9 тыс. выпускников вузов и 0,3 тыс. окончивших учреждения среднего профессионального образования. По информации Ростру-да, в органы службы занятости чаще всего обращались выпускники, получившие специальности: «педагог-психолог», «учитель начальных классов», «учитель истории».
Проблема трудоустройства выпускников педагогических учебных заведений обусловлена рядом причин:
- отсутствием мониторинга потребности региона в педагогических кадрах и недостаточной координацией между объемом выпуска по педагогическим специальностям и потребностями образовательных учреждений в регионе;
- из-за сокращений в производственной сфере появляются дополнительные трудовые ресурсы, в школу трудоустраиваются люди с непедагогическим образованием;
- проблема трудоустройства выпускников педагогических образовательных учреждений связана и со старением педагогического персонала школ, нежеланием определенной его части уходить на заслуженный отдых вследствие низких пенсий.
Важным способом преодоления такой ситуации является возобновление государственного и муниципального заказа на подготовку педагогических кадров. Решению проблемы трудоустройства выпускников педагогических учебных заведений могли бы помочь направление в педвузы выпускников школ на целевой контрактной основе, трехсторонние договоры между абитуриентом, вузом и региональной властью, которые за то время, пока студенты учатся, подготовят для них рабочие места, социальную инфраструктуру, решат жилищные вопросы; закреплению молодых педагогов способствовала бы годичная стажировка в школе, предшествующая выдаче диплома о высшем образовании.
Среди системных проблем, препятствующих качественному изменению системы педагогического образования, следует назвать: отсутствие четкой концепции непрерывного педагогического образования, нормативно-правовой базы и экономических механизмов ее реализации; слабость материально-технической базы многих педагогических вузов; недостаточный уровень поддержки и стимулирования фундаментальных и прикладных исследований, развития научных школ и научных направлений в системе педагогического образования; деятельность педагогических образовательных учреждений России в последнее десятиле-
тие осуществлялась в условиях снижения социально-экономического и культурного статуса педагогической профессии, недостаточного бюджетного финансирования, жесткой конкуренции на рынке образовательных услуг.
Обозначились и новые проблемы, связанные с введением с 1 сентября 2011 года федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) нового поколения:
— системно-деятельностный и ком-петентностный подходы, положенные в основу новых стандартов, предполагают ориентацию на новый результат профессионального образования - формирование общих и профессиональных компетенций будущих педагогов, но не разработана критериальная база для оценивания степени их сформированности;
— создание условий, прописанных в стандарте, необходимых для реализации основных профессиональных образовательных программ, будет затруднительным, особенно для периферийных вузов и педагогических колледжей (например, обеспечение каждому студенту не менее 6 часов в неделю доступа в Интернет потребует значительного увеличения количества компьютеров и расходов на связь, что под силу будет немногим педагогическим вузам);
— для реализации ФГОС необходимо будет в короткие сроки создать новое поколение учебно-методических комплектов для обеспечения учебного процесса в системе педагогического образования по всем ступеням и уровням, разработать программы и дидактическое обеспечение практической подготовки обучающихся в системе педагогического образования;
— внедрение двухуровневой подготовки в педагогическом вузе делает невыгодным для студента среднее педагогическое образование, получаемое в педагогическом колледже, поскольку сроки его получения приравниваются к срокам обучения в бакалавриате.
Перспективы развития педагогического образования неоднократно рассматривались Министерством образования и науки РФ. В 2001 году была принята «Программа развития системы непрерывного педагоги-
ческого образования в России на 2001-2010 годы» (приказ № 1818 от 24.04.2001), в 2003 году - «Программа модернизации педагогического образования» (приказ №1313, от 01.04.2003). К сожалению, реализация этих программ (возможно, в силу их узковедомственного характера, недостаточного инвестирования) не обеспечила переход системы педагогического образования в качественно новое состояние.
По итогам заседания Комиссии при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 31.08.2011 правительству Российской Федерации поручено представить до 1 декабря 2011 года новую программу модернизации системы педагогического образования на 2012-2013 годы.
Нам представляется, что это должна быть комплексная целевая программа непрерывного педагогического образования, охватывающая не только систему основного педагогического образования, но и систему дополнительного профессионального педагогического образования (повышения квалификации и переподготовки работников образования), систему социально-экономической поддержки педагогических кадров.
Остановимся на некоторых актуальных направлениях развития российского педагогического образования в среднесрочной перспективе.
Оптимизация федеральной и региональной системы педагогического образования.
В документах национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (утверждена Президентом РФ 4.02.2010) в качестве способов модернизация системы педагогического образования предусматривается преобразование педагогических вузов в крупные базовые центры подготовки учителей либо в факультеты классических университетов.
Исходя из задач подготовки нового учителя и с учетом накопленного опыта и потенциала (в рамках приоритетного национального проекта «Образование» определилась группа ведущих образовательных учреждений среди педагогических вузов и колледжей, ставших победителями конкурса инновационных программ развития) необходимо
определить ведущие педагогические университеты и классические университеты в качестве центров педагогического образования. В условиях внедрения ФГОС третьего поколения таким центрам необходимо передать право как профессиональной экспертизы примерных образовательных программ, так и оценку качества их внедрения в систему педагогического образования.
Для сохранения целостности федерального образовательного пространства педагогического образования и управления его развитием целесообразно создание Федерального педагогического университета.
Вместе с тем необходима и стратегия на регионализацию педагогического образования, которая обеспечит адресное, качественное и своевременное удовлетворение потребностей региона в педагогических кадрах с учетом его социальных, экономических, культурных и иных условий. Необходима поддержка процессов внутрирегиональной интеграции учреждений педагогического образования, проявляющихся в создании учебно-научно-педагогических комплексов, университетских педагогических округов на основе базовых педагогических университетов, комплексов непрерывного педагогического образования (в них входят на основе разных организационно-правовых форм педагогические институты и академии, педагогические колледжи, образовательные учреждения, успешно реализующие инновационные программы и являющиеся базами практики для студентов, учреждения повышения квалификации и переподготовки работников образования). Такие примеры в российской образовательной практике уже имеются: педагогические комплексы на базе Волгоградского государственного педагогического университета, Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского, Башкирского государственного педуниверситета им. М. Акмуллы и др.
Интеграция учреждений педагогического образования на уровне региона в современных условиях позволит создать единое образовательное пространство и открытую систему непрерывного педагогического образования, обеспечит реализацию
новых стандартов педагогического образования с учетом региональных особенностей на основе преемственности содержания и технологий педагогического образования, современного материально-технического оснащения, которое является достаточно дорогостоящим, его закупка возможна иногда только при укрупнении учреждений педагогического образования. Региональная интеграция учреждений педагогического образования обеспечит преемственность подготовки педагогов в высших и средних профессиональных педагогических учебных заведениях посредством сопряженных учебных планов, сокращения сроков обучения за счет исключения дублирующего материала, но реструктуризация педагогических учебных заведений должна происходить взвешенно и на добровольной основе.
Совершенствование содержания педагогического образования и форм практической подготовки педагогов.
Новый Федеральный государственный стандарт педагогического образования как совокупность требований к результатам освоения основных профессиональных образовательных программ (ОПОП), к структуре ОПОП, к условиям реализации ОПОП меняет цели педагогического образования. Его целью становится создание условий для продуктивного и достаточно быстрого развития личности будущего учителя, обладающего ключевыми и профессиональными компетенциями, социально-ценностными качествами и способного на профессиональном уровне воспитать эти качества у нового поколения.
Это предполагает переход от системы массовой подготовки учителя-предметника к системе индивидуального профессионального выращивания педагога - носителя социально значимых качеств. Новый стандарт, положенный в основу образовательной программы подготовки педагога, ориентируется на усиление психолого-пе-дагогической, а не специально-предметной подготовки, особенно это касается учителей начальных классов, которые уже с 1 сентября 2011 года будут обучать первоклассников по новым стандартам начального общего образования, что потребует от них компетентной реализации системно-деятельностного
подхода в организации учебного процесса.
Разработчики ФГОС высшего педагогического образования по направлению «Психолого-педагогическое образование» (050400), специалисты МГППУ, к числу специальных компетенций учителя начальных классов относят:
— способность к организации на уроках совместной и самостоятельной учебной деятельности;
— способность к проведению диагностики уровня освоения детьми содержания учебных программ с помощью стандартных предметных заданий, вносить необходимые изменения в построение учебной деятельности;
— способность к участию в построении и изменении индивидуальной образовательной траектории учащегося;
— готовность к созданию условий, облегчающих адаптацию детей к учебному процессу на начальном этапе обучения в школе;
— готовность во взаимодействии с психологом проводить комплекс мероприятий по профилактике трудностей адаптации детей к обучению в основной школе;
— готовность к осуществлению сбора данных об индивидуальных особенностях детей, проявляющихся в учебной работе и в общении со сверстниками;
— способность эффективно взаимодействовать с родителями, педагогами и психологами образовательного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития учеников [3, с. 131].
Это потребует расстановки новых акцентов в содержании преподавания таких традиционных дисциплин, как общая, возрастная и педагогическая психология, методика преподавания, потребуется подготовка нового поколения учебников для педвузов и колледжей, прежде всего по педагогике, психологии и предметным методикам, разработка новых учебных курсов (дисциплин), готовящих к реализации таких концептуальных основ новых ФГОС, как развивающие образовательные технологии, здоровьесберегающая среда, духовно-нравственное развитие школьников и др.
Необходима будет разработка и вне-
дрение новых учебно-методических комплексов с ориентацией на формирование универсальных и общепрофессиональных компетенций на основе системно-деятельностного и компетентностного подходов, широкое использование продуктивных деятельностных технологий обучения (проектно-исследовательская технология, технологии проведения дискуссии и модерации, решение конкретных профессиональных задач, кейс-технология), способствующих формированию у студентов необходимых общих и профессиональных компетенций. В практику должны быть включены в большем объеме деловые учебные игры, профессионально-педагогические тренинги, проектные технологии, увеличивающие долю творческой деятельности студентов.
К преподаванию в педагогических вузах и колледжах следует привлекать практикующих педагогов, учителей, участвовавших в апробации ФГОС начального общего образования, но при этом подразумевается, что преподаватели педагогических вузов и колледжей также владеют деятельностными способами обучения, так как передать деятельностную технологию обучения можно только через аналогичную организацию учебного процесса.
Формирование и развитие профессионально значимых качеств личности будущего педагога, профессиональных компетенций предусматривает реализацию индивидуальных образовательных программ обучающихся. Индивидуальные образовательные траектории студентов реализуются через содержательное направление (проектируются вариативные учебные планы и образовательные программы, исходя из которых конструируются индивидуальные образовательные маршруты каждого студента, соответствующие образовательным и профессиональным способностям студентов) и технологическое (студенты определяют формы и методы освоения индивидуальных образовательных программ при координирующей, консультирующей деятельности преподавателя).
Реализация европейских подходов к образованию предполагает акцент на организации и самоорганизации учебной и
учебно-исследовательской деятельности студентов, внедрение кредитно-модульной системы, что потребует разработки учебнометодических ресурсов, ориентированных на поддержку самостоятельной работы студентов, выполнение дипломных, курсовых работ и проектов по заказам работодателей, организацию обмена научными достижениями на конференциях, семинарах, педагогических чтениях, организуемых самостоятельно или с вузами-партнерами.
Увеличение объема самостоятельной работы предполагает широкое использование информационных технологий, которые позволяют использовать для самостоятельной работы не только печатную продукцию учебного и исследовательского характера, но и электронные издания, ресурсы Интернета - электронные базы данных, каталоги, фонды библиотек, архивов и др. Для современных студентов предпочтительной формой взаимодействия с преподавателем по вопросам организации самостоятельной работы является общение «через порталы (специально создаваемые для образовательных программ конкретной кафедры), общение по электронной почте, групповые обсуждения и индивидуальные консультации» [1, с. 62].
Внедрение современных информационно-коммуникационных технологий обучения потребует дополнительного оснащения педагогических учебных заведений аппаратно-программными средствами, учебным оборудованием и электронными учебными пособиями.
В современных условиях содержание педагогического образования в силу своей инерционности не успевает за быстрыми изменениями образовательной практики, наблюдается разрыв между актуальными потребностями современной школы и уровнем компетентности учителей, разрешить это противоречие помогут новые подходы к организации разных видов педагогической практики. Студенты педагогических вузов и колледжей должны проходить практику в школах, являющихся победителями конкурса инновационных программ развития в рамках приоритетного национального проекта «Образование», в ресурсных образовательных центрах, на базе школ, уча-
ствовавших в апробации ФГОС. Педвузами активно разрабатываются новые модели педагогической практики, так в Московском гуманитарном педагогическом институте внедряется модель педагогической практики - «Педагогические мастерские», она организуется на базе ведущих школ, в которых студенты под руководством опытного педа-гога-мастера осваивают передовые педагогические технологии и развивают собственный стиль педагогической деятельности.
В последнее время широко обсуждается возможность создания в сис-теме педагогического образования Интернатуры, т.е. организации го-дичной педагогической практики молодого специалиста под руково-дством опытных педагогов-наставников в школе. «Постдипломное образование начинающего учителя, реализуемое в условиях конкретного образовательного учреждения, должно быть обязательным и построено по типу медицинской ин-тернатуры. Содержанием такого постдипломного образования является освоение необходимых профессиональных компетенций, сформированность или несформи-рованность которых позво-ляет судить об успешности завершения такой программы и обеспечить доступ в самостоятельную профессиональную деятельность» [2, с.53].
Расширение структуры и усложнение содержания социального заказа к педагогическому образованию со стороны работодателей (образовательных уреждений), потребовало обновления перечня педагогических специальностей: современной школе нужны такие специалисты как: тьютор, который сопровождает индивидуальные образовательные программы учащихся, специалист по инклюзивному образованию, специалист по работе с одаренными детьми. Подготовка некоторых специалистов уже включена в профили бакалавриата в рамках направления «Психолого-пе-дагогическое образование» в новых ФГОС высшего педагогического образования, но потребуется серьезная разработка содержательного и учебно-методического и организационного обеспечения подготовки этих специалистов.
Изменения в содержании и формах
подготовки учителя потребует не только научно-методического и организационно-методического обеспече-ния, но серьезной подготовки профессорско-преподавательского состава. Поэтому кадровое обеспечение модернизации педагогического образования также является важнейшим направлением модернизации профессиональной педагогической школы.
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечается, что педагогические кадры новой школы должны иметь базовое профессиональное образование и необходимую квалификацию, быть способны к инновационной профессиональной деятельности, обладать необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному образованию в течение всей жизни. Это в полной мере относится не только к школьным учителям, но и к кадрам педагогических вузов и колледжей, поскольку качество учителя во многом зависит от роли и уровня профессионализма тех, кто его готовит.
В условиях реформирования всей системы образования необходима опережающая подготовка профессорско-преподавательского состава педагогических вузов и колледжей. В ближайшие годы выпускник педагогического вуза и колледжа должен быть готов к реализации государственных образовательных стандартов двух поколений: принятых в 2004 году и новых ФГОС общего образования, которые начинают вводиться с сентября 2011 года, поэтому преподавателям педагогических учебных заведений необходимо:
- очень хорошо владеть содержанием ФГОС нового поколения, как для общеобразовательной, так и профессиональной школы;
- разработать учебные и методические пособия по программам спец-курсов и спецсеминаров для подготовки студентов к работе по новым ФГОС общего образования;
- осваивать новые профессиональные роли, связанные с реализацией системно-деятельностного и компетентностного подходов в образователь-ном процессе: тьютора (осуществление сопровождения индивидуальных образовательных про-
грамм, организация обратной связи, поддержка образовательной инициативы); организатора образовательной среды (посредством привлечения информационных, человеческих ресурсов, включая специалистов из школ, базовых центров; посредством организации деятельности обучающихся, полностью или частично протекающей во внешней среде, например, в форме прак-тико-ориентированных проектов, социальных акций и пр.); консультанта (при выполнении проектов, ведении портфолио и в других формах самостоятельной работы); эксперта (независимая качественная оценка учебного или реального продукта на промежуточных этапах, оказание помощи в корректировке полученных результатов).
В этом вопросе серьезную поддержку могут оказать учреждения повышения квалификации, реализующие дополнительные профессиональные образовательные программы для преподавателей педагогических вузов и колледжей. При разработке программ курсов важно уделять внимание не только повышению научной квалификации преподавателей педагогических учебных заведений, но и педагогической составляющей их деятельности, необходимы стажировки преподавателей в ведущих научно-образовательных центрах России, изучение передовых технологий высшего образования в ведущих педагогических университетах мира.
То есть должна быть усовершенствована не только система подготовки учителя, но и система его дополнительного профессионального образования, разработаны механизмы поддержки высокого уровня квалификации работающих учителей.
1. Бордовский Г. А. Особенности развития современного педагогического образования // Педагогика. - 2010. - № 5. - С. 60 - 66.
2. Марголис А. А., Рубцов В. В. Учитель для новой школы: модернизация педагогического образования в России // Образовательная политика. - 2010. - № 4. - С. 42- 55.
3. Марголис А. А , Рубцов В. В. Психолого-педа-гогическая подготовка учителя для новой школы // Образовательная политика. - 2010. - № 5-6. - с. 125 - 137.
4. Собкин В. С., Белова О. В. Качество педагогического образования глазами // Педагогика. - 2010. - № 5. - С. 10 - 17
5. Чуркин К. К вопросу о модернизации системы педагогического образования // Высшее образование в России. - 2008. - № 6. - С. 83-87