УДК 629.03.06:629.03.04:629.03.04
Нгуен Хунг Мань, Ременцов А.Н.
Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)
E-mail: [email protected]
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ХАНОЕ
В статье представлен анализ деятельности производственно-технической базы пассажирских автотранспортных предприятий в Ханое. Выявлены проблемы и представлены некоторые направления развития и совершенствования производственно-технической базы автотранспортных предприятий в Ханое.
Ключевые слова: Ханой, общественный транспорт, производственно-техническая база, автотранспортное предприятие.
В настоящее время в Социалистической Республике Вьетнам (СРВ) одним из основных видов транспорта, осуществляющих пассажирские перевозки, является автобус. В 2013 г. 54 из 63 провинций во всех регионах страны имели систему общественного транспорта, включающую более 615 маршрутов, 8253 единиц транспорта, в том числе в Ханое - более 1300 единиц [1]. В структуре подвижного состава, представленной на рисунке 1, в основном автобусы корейского и китайского производства, собранные на вьетнамских заводах.
В 1960 году была создана общественная транспортная система, которая состояла из 28 автобусных маршрутов. В 1980 году в Ханое было 500 автобусов, и объем перевозок пассажиров составил 50 млн чел/год, что удовлетворяло 20...25% потребностей в городских перевозках. Период 1992-2002 гг. был кризисным для общественного транспорта. В Ханое наблюдалось снижение количества маршрутов и качества услуг, приведшее к значительному уменьшению количества пассажиров. В этих условиях государство приняло все меры, чтобы восстановить деятельность общественного транспорта. Государство утвердило новую политику для пассажирских автотранспортных предприятий в городе [2]. В 2004 г. была создана государственная унитарная компания автомобильного транспорта Ханоя «Тгашегсо», которая обслуживает основную часть маршрутов, в том числе 86 автобусных маршрутов, включающих 79 городских и 7 пригородных маршрутов. Кроме того было организовано несколько частных транспортных предприятий. Город продолжает расти, что сопровождается неуклонным увеличением числа жителей
и соответственно увеличением спроса на перевозки, и увеличением количества автобусов. Что определяет необходимость совершенствования производственно-технической базы (ПТБ) автотранспортных предприятий (АТП), эксплуатирующих автобусы.
Состояние ПТБ АТП
Касаясь деятельности частных предприятий, можно отметить, что данные предприятия освобождены от уплаты за аренду земли для размещения административных, производственных, складских помещений и автостоянок; и получают ежегодные субсидии от правительства Ханоя. Частные АТП покупают и эксплуатируют транспортные средства, но не уделяют должного внимания работам по техническому обслуживанию (ТО) и текущему ремонту (ТР) транспортных средств. На ПТБ данных пред-
Рисунок 1. Распределение количества автобусов по маркам в государственных АТП СРВ
приятий выполняются работы по ТО, ТР и капитальному ремонту (КР) не только для автобусов, но и для грузовых автомобилей. Практика показывает, что на данных предприятиях можно отметить следующие проблемы: нехватка производственных площадей; нерациональное распределение рабочих постов на производственных участках; отсутствие ряда наименований технологического оборудования (автомобильных передвижных подъёмников, домкратов, диагностического оборудования и др.). В некоторых малых предприятиях технологический процесс по ТО и ТР не выполняется в соответствии с установленными нормами и требованиями, поэтому трудно контролировать качество выполненных работ. Все это влияет на техническое состояние транспортных средств, а также на безопасность движения и окружающую среду. Для решения данных проблем, необходимо уделять больше внимания производственной деятельности данных предприятий со стороны государства.
Следует отметить, что масштаб деятельности АТП различен, и, зачастую, планы организации и управления производственной деятельно-
Таблица 1. Нормативы обслуживания на ТО-1 и ТО-2, [3]
Автобус Периодичность обслуживания, км. Трудоемкость обслуживания, ч.
ТО-1 ТО-2 ТО-1 ТО-2
Большой 4000 12000 21 69
Средний 4000 12000 20 60
Малый 4000 12000 13 45
сти АТП не согласованы между предприятиями. И это не только увеличивает затраты на ТО и ТР, но и требует дополнительных капитальных вложений, что также неизбежно влияет на производительность и качество работ. Работы по ТО и ТР автотранспортных средств выполняются в АТП, используя производственно-техническую базу этих предприятий. Работы по капитальному ремонту автобусов выполняются только на одном авторемонтном предприятии. Технологический процесс по ТО и ТР на АТП выполняется в соответствии с действующим решением общественного комитета Ханоя. Так, например, нормы расхода топлива, нормы пробега до ТО-1, ТО-2 и КР в таблице 1 и 2, а также нормы пробега шин, срок службы аккумуляторной батареи и т. д. определяются типом и маркой автобуса [3]. Кроме того, процесс управления техническим состояниям транспортных средств и процесс управления документооборотом являются едиными для всех АТП.
Работы по ТО-1 и ТО-2 выполняются по определенному плану на основе пробега до цикла ТО, например, выполнение работ по ТО, ТР и КР одного предприятия «10-10» представлено в таблице 3. При выполнении работ по ТО, осуществляются работы по осмотру и диагностике агрегатов, систем и узлов подвижного состава, и при наличии неисправностей составляются ремонтные заявки.
Для оценки необходимого количества ремонтных воздействий по автобусам, эксплуатируемым в Ханое, нами был на примере предприятия «10-10» проведен анализ статистических данных
Таблица 2. Нормативы на капитальный ремонт, [3]
Автобус Нормативная периодичность обслуживания, тыс. км Нормативная трудоемкость обслуживания, ч.
Агрегаты и системы автобуса
Двигатель Агрегаты и механизмы трансмиссии Электрооборудование Система кондиционирования воздуха Кузов Двигатель Агрегаты и механизмы трансмиссии Электрооборудование Система кондиционирования воздуха Кузов
Большой 240 240 527 264 300 429 240 240 200 194
Средний 220 220 527 264 300 429 220 220 200 194
Малый 200 200 336 237 300 312 200 200 200 176
по отказам систем и агрегатов автобусов, результаты которого представлены на рисунке 2.
Для оценки возможностей проведения работ по ТО и ТР автобусов на АТП Ханоя мы также провели оценку их ПТБ по ниже приведенным критериям:
- эффективность использования технологического оборудования
Установлено, что на АТП имеется неоднородное и несовершенное технологическое оборудование, что снижает уровень механизации производственных процессов. Также в большинстве АТП отсутствует современное диагностическое и моечное оборудование;
- наличие и расположение производственных помещений
Установлено, что на АТП недостаточна площадь для производства, складов и стоянок, а их размещение нерациональное; также неоптимальное размещение помещений для кузовного ремонта, что влияет на прочие работы.
- координация работ между предприятиями по организации ТО и ТР автотранспортных средств
При возникновении случайных отказов на дороге нужно доставлять автобус с места, где он поврежден, в свое АТП для ремонта, что занимает много времени и снижает эксплуатационную эффективность. Автотранспортные предприятия работают независимо друг от друга, поэтому каждое требует больших капиталовложений, имеет большие удельные расходы, что приводит
Таблица 3. Работы по ТО и КР на предприятии « 10-10» [4].
№ Номер маршрута Расстояние маршрута (км) Количество автобуса (шут) Сумма ездок в год (раз) Пробега работающих автобусов в год (км) Работы по ТО и КР
Количество ТО (раз) Количество автобусов для КР Количество КР (раз)
ТО 1 ТО 2 Двигатель Агрегаты, механизмы трансмиссии Электрооборудование Кузов Пол автобуса Система кондиционирования воздуха
1 5 17,2 14 45032 834877 138 72 9 7 9 7 7 7 7
2 13 13,9 11 43630 649954 108 54 4 3 3 4 4 4 4
3 18 20,5 15 45182 970309 160 83 7 5 5 7 7 7 7
4 28 17,3 18 62716 1180737 197 97 0 0 0 0 0 0 0
28 18,9 2 4016 114858 13 10 0 0 0 0 0 0 0
5 29 26,2 19 58578 1666014 278 138 13 9 8 7 9 11 8
6 31 19,3 18 62764 1322416 220 108 0 0 0 0 0 0 0
7 33 20,9 13 44880 993578 162 84 3 3 3 2 3 3 2
8 50 16,5 12 44564 781709 132 64 5 2 4 3 4 4 4
Итого 122 411263 8514425 1408 710 41 39 22 30 34 36 32
Рисунок 2. Процент отказов по системам и агрегатам автобусов в АТП
к увеличению затрат на ТО и ТР автобусов. Имеют место некоторые негативные явления при выполнении работ по ТО и ТР на АТП, такие как: невыполнение всех операций, нарушение нормативной трудоемкости обслуживания, нечеткое планирование работ, слабый контроль учета запасных частей, топлива, масел.
Перспективы развития ПТБ АТП в Ханое
По проекту развития системы общественного пассажирского транспорта в 2012-2020 гг. главным видом общественного транспорта в Ханое является автобус. Поэтому необходимо развивать общественную транспортную систему, эффективно взаимодействовать с другими видами общественного транспорта (скоростной автобусный транспорт, метро, монорельсовая дорога), и обеспечивать качественные услуги и максимальное удовлетворение потребности населения в перевозках. К 2015 году автобусный транспорт должен соответствовать потребностям людей в перевозках на 15%, а к 2020 году на 25% [5].
По данным исследований, проведенных государственным научно- исследовательским институтом по развитию городского транспорта, спрос на перевозки населения на территории Ханоя существенно растет, прогноз которого приведен на рисунке 3, особенно, в нескольких направлениях, представленных на рисунке 4, которые имеют высокую плотность населения
ЯШ НаселениеХаноя (млн.чел)
-*- Количество ездок одного пассажира в день автобусами
Рисунок 3. Прогноз увеличения населения и его спроса на перевозки в Ханое
и где предполагается дальнейший его рост в будущем [6].
Важной задачей для пассажирских АТП в Ханое является возможность максимального обеспечения потребности жителей в перевозках на общественном транспорте в каждом жилом районе и в городе в целом. Поэтому необходимо развивать зоны обслуживания населения в городе, совершенствовать инфраструктуру общественной транспортной сети, рационально выбрать типы автобусов и повышать эффективность эксплуатации транспортных средств.
Для решения этой проблемы необходимо иметь правильную стратегию и осуществлять
рациональную координацию деятельности многих отраслей народного хозяйства с транспортной отраслью. Эффективность перевозок может быть повышена не только путем покупки новых автобусов, но и за счет повышения качества работ по ТО и ТР на основе развития ПТБ АТП.
В настоящее время одним из проблемных вопросов для АТП, работающих в общественной транспортной системе, являются высокие исходные затраты. Например, по информации руководства «Тгашегсо» в настоящее время стоимость нового автобуса (по сравнению с 2005 г.) выросла в 3 раза, стоимость топлива -в 4 раза, стоимость материалов и запасных частей в среднем - в 3 раза, и общие средние эксплуатационные расходы автобуса на 1 км пробега увеличились на 312%. Таким образом, можно сказать, что дополнительные капитальные вложения на покупку автобусов, здания, сооружения и оборудование, а также затраты на проведение работ по ТО и ТР значительно больше, чем доходы от продажи билетов [2].
Государство разрабатывает ряд проектов и программ для поддержки АТП и развития общественной транспортной системы:
- проведение оценки состояния ПТБ на АТП с целью: определения производственных
возможностей существующих ПТБ для выполнений работ по ТО и ТР транспортных средств, наличия технологического оборудования; размещения рабочих постов, площадей производственных участков и зон ТО и ТР; снабжения и хранения запасных частей; размещения производственных, складских помещений и зон ожидания ремонта автомобилей;
- разработка системы централизованного ТО автобусов на универсальной ПТБ в соответствии с потребностями, количеством и марками автобусов. Благодаря чему можно выполнять процессы работ по ТО и ТР централизованно, и поэтому качество работ на АТП повысится, а капитальные вложения на одну ПТБ АТП могут снижаться;
- проектирование новых и модернизация существующих ПТБ в соответствии с современными требованиями к ТО и ТР автобусов.
Кроме этого при эксплуатации автобусов необходимо учитывать то, что автобусы часто работают в тяжёлых условиях, таких, как: узкие улицы со многими перекрестками и маленькими радиусами поворота, низким качеством дорожного покрытия, пробки на улицах, движение на пониженных передачах, что приводит к отказам автобусов на линии. Это не только влияет на расписание движения автобусов на
Рисунок 4. Прогноз увеличения спроса населения на перевозки по нескольким видам транспорта из центра г. Ханой до 2020 г.
маршруте, но и удовлетворенность пассажиров качеством перевозок.
Заключение
Ханой - экономический, политический и социально-культурный центр Социалистической Республики Вьетнам. В последние годы его инфраструктура развивается вместе с увеличением плотности населения, особенно в центре города (Средняя плотность населения достигла 2013 чел/ км2, при этом население распределено крайне неравномерно в центральных и пригородных районах города). Резкий рост числа транспортных средств в Ханое является причиной перегрузки городской сети, и пока не приняты эффективные
меры по решению этой проблемы. Кроме этого, одним из самых актуальных вопросов для Ханоя являются пробки на дорогах. Пробки на дорогах Ханоя в 2011 году достигали 124 баллов, в среднем около 6500 транспортных средств на 1 км дороги [2]. Поэтому можно отметить, что спрос на услуги общественного транспорта в Ханое растет, и будет расти, и необходимо развить и совершенствовать систему общественного транспорта в городе. Автобус по-прежнему является основным видом транспорта столичных жителей. В этой связи, необходимо повысить качество прогнозирования потребности людей в перевозках и соответственно предопределять возможную загрузку ПТБ на АТП.
22.08.2014
Список литературы:
1. Министерство транспорта - Годовой отчет 2013 г. и план реализации 2014 г. - Ханой, 2014. - 33 с.
2. Нуенг Хунг Мань, Проблемы общественного транспорта в Ханое / Нуенг Хунг Мань, А.Н. Ременцов // Вестник МАДИ. -2013. - №4(35). - С. 8-13.
3. Решение №51/2008/ QD- UBND общественного комитета города Ханоя об обнародовании уровня сметы расходов на перевозки общественным пассажирским автотранспортом в г. Ханой, - Ханой, 2008. - 40 с.
4. Объединенная государственная компания транспорта Ханоя «Transerco»: годовой отчет за 2012 г. - Ханой, 2013. - 25 с.
5. Распоряжение Правительства Вьетнама от 08.03.2012 №280/2012/ QD-TTg об утверждении проекта развития перевозок общественного пассажирского автотранспорта Вьетнама на период 2012-2020 гг. - Ханой, 2012. - 8 с.
6. План развития перевозок общественного пассажирского автотранспорта Вьетнама до 2020 г. - Ханой, 2010, - 86 с.
Сведение об авторах:
Нгуен Хунг Мань, аспирант кафедры эксплуатации автомобильного транспорта и автосервиса,
e-mail: [email protected].
Ременцов Андрей Николаевич, заведующий кафедрой эксплуатации автомобильного транспорта и автосервиса, кандидат технических наук, доктор педагогогических наук, профессор,
e-mail: [email protected]
125319, г. Москва, Ленинградский проспект, 64, тел.: (499) 151-39-91