Industry Research and Production monthly magazine " Motor Transport Company " , 2012. - № 7. - P. 49-51
4. Vitvitskiy E. E., Trofimov B. S. Accounting provisions of probabilistic planning practice freight transport in cities / / Scientific and practical magazine for senior and middle managers, chief engineers , technical directors, other members of the technical management of transport companies and transport departments magazine Cargo and passenger car fleet , in 2013 . - № 2
5. Trofimov B. S., Vitvitskiy E. E., Some results of the effect of probability values of downtime for loading and unloading of vehicles on the operation of road transport in the unsaturated small cargo system / / The 67th scientific conference "Theory , Methods of Machinery and construction processes . " Section number 7, " Automotive software building flows ." Collection of scientific works of number 6, «Technology, organization and management of road
transport. Theory and Practice " - Omsk: Printing Center of CAS, 2013. - P.132 -141
6. Lovygina N. V. Optimization of planning pomashinnymi cargo shipments for the effects of probability factors : Author. dis. . Candidate. tehn. Science / NV Lovygin . - Tyumen , 2010 . - 19.
7. Nicoline V. I. Freight transport by road. Monograph . Ed 2nd rev. and add. / V.I. Nicoline, E.E. Vitvitskiy , S.M. Mochalin . - Omsk publishing house «Option -Siberia ", 2004. - 480p
Трофимов Борис Сергеевич - аспирант по специальности 05.22.10 Сибирской
государственной автомобильно-дорожной
академии (СибАДИ). e-mail: [email protected]
Витвицкий Евгений Евгеньевич - доктор технических наук, профессор Сибирской государственной автомобильно-дорожной
академии (СибАДИ). e-mail: [email protected].
УДК 65.012.23
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО СРОКА СЛУЖБЫ АВТОБУСА ОСОБО МАЛОГО КЛАССА
Н. В. Поживилов
Аннотация. Методика позволяет вычислить оптимальный срок службы автобуса особо малого класса, приобретаемого в лизинг, с учетом влияния линейных сходов и простоев подвижного состава в ТО и ремонте на автотранспортных предприятиях.
Ключевые слова: пассажирские перевозки, срок службы, лизинг, методика, автобус.
Введение
Перед АТП стоит проблема оказания услуг при минимальных затратах на ее производство с целью обеспечения конкурентоспособности.
По мере увеличения пробега подвижного состава с начала эксплуатации увеличивается трудоемкость текущего ремонта, растут затраты на запасные части, увеличивается время простоя в ремонте [1]. Все это заставляет руководителей АТП задуматься о вопросе оптимального срока службы подвижного состава - на какой срок стоит приобретать транспортное средство?
В данной статье представлена методика определения оптимального срока службы автобуса особо малого класса, приобретаемого в лизинг, на предприятиях, занимающихся регулярными пассажирскими перевозками в условиях мегаполиса, с учетом особенностей, которые выдвигают современные условия эксплуатации.
Целью данной работы является сокращение экономических потерь от эксплуатации транспортных средств за пределами рационального срока службы и от недоиспользования ресурса и затрат на обновление парка автомобилей.
Задача. Оценить значимость основных факторов, влияющих на определение оптимального срока службы подвижного состава;
Объектом исследования является изменение показателей технической эксплуатации и финансовых показателей парка КТС М2 в условиях мегаполиса.
Предметом исследования являются эксплуатационные показатели и затраты АТП в условиях мегаполиса.
Результаты выполнения исследования могут быть использованы АТП при разработке стратегии замены подвижного состава на предприятии и будут способствовать повышению уровня транспортного обслуживания населения.
Основная часть. Условия применения методики
Линейные автобусы осуществляют пассажирские перевозки на соответствующих маршрутах, имея суточный план, фиксированную стоимость проезда одного пассажира, расписание следования по маршруту, которого должны придерживаться водители.
Подвижной состав на предприятии приобретается в лизинг. Срок лизинга (в месяцах) определяется на момент заключения договора между
автотранспортным предприятием и лизингодателем до начала эксплуатации автобуса на предприятии.
Рассмотрим изменение экономических показателей за весь срок службы транспортного средства (рисунок 1).
+ с;
ш >
о.
Прежде чем сделать вывод и определить оптимальный срок службы автобуса, предприятию необходимо определить стратегию замены или приобретения нового подвижного состава. Существуют 3 варианта стратегии приобретения подвижного состава в лизинг:
1) По максимально накопленной прибыли
2) По максимальной средней прибыли за интервал срока службы
3) В зависимости от внешних факторов, влияющих на принятие решение о приобретении автобуса в лизинг.
В интервале п (критическая точка) прибыль перестает быть положительной или становится ниже критического значения, установленного руководством предприятия, и эксплуатация автомобиля становится убыточной или неэффективной для предприятия. Принимая решение о сроке службы автобуса, необходимо этим руководствоваться и не допускать эксплуатацию автобуса после этого интервала.
Зная значение этой точки, при закупке нового подвижного состава в лизинг рекомендуется заключать договор лизинга на срок не более того, который включает в себя период с критичной точкой эксплуатации.
Постоянные затраты
Структура распределения планового дохода
Для получения данных графика динамики экономических показателей необходимо произвести сбор экономических данных парка и их анализ.
На рисунке 2 представлена развернутая структура распределения дохода на АТП. Доходы с выручки линейных автобусов распределяются на ряд затрат и прибыль.
1Г\—I-1-I-1 X I-1
1 2 3 4 ... п-1 п N1 П+2
Изменяющиеся затрать!
-Прибыль
км(мес)
Рис. 1. Динамика экономических показателей в зависимости от наработки
о о
- увеличивается
- неизменный
О О
- снижается
- снижается
Рис. 2. Структура распределения планового дохода на АТП
1)Топливо - одна из наиболее весомых затрат на эксплуатацию подвижного состава и составляет до 1/3 всех затрат АТП. Удельный расход топлива считать неизменным для одной модели автомобиля при возрасте не старше 5 лет и наработки не более 100 тыс. км пробега, после того, как автомобиль будет соответствовать этим двум критериям, считать удельный расход топлива на 5 % больше [2].
2) Лизинговые платежи (аренды автомобиля) - ежемесячные платежи за право пользования автобусом, согласно договору с лизингодателем.
3) З/П персонала и руководителей подразделений - средние ежемесячные выплаты заработной платы (сдельная или оклад) всем работникам.
4) Невыполнение плана - затраты, возникающие вследствие невозможности выполнить план. Носят случайный характер, не зависят от технического состояния и наработки автомобиля:
- сход автобуса с линии, связанный с ухудшением самочувствия водителя;
- неблагоприятные погодные и дорожные условия;
- ДТП с участием автобуса;
- прокол шины колеса автобуса;
- неопытность водителя и т.д.
5) Арендные платежи - ежемесячные выплаты аренды офисных помещений, зоны ремонта, стоянки, включая коммунальные услуги.
6) Прочее - затраты, не входящие в предыдущие пункты, не изменяющиеся с увеличением наработки автомобиля и составляющие не более 5 % от планового дохода.
7) Потери линейного времени (сходы) -сокращение плана суточной выручки, вследствие невозможности автобуса продолжать работу на линии из-за несоответствия технического состояния нормам.
8) Потери линейного времени (невыходы)- сокращение плана суточной выручки на сумму, соответствующую плану для автобусов, выход которых на линию невозможен.
9) Услуги сторонних организаций - затраты, возникающие вследствие невозможности или нецелесообразности ремонта автомобиля или отдельного агрегата автомобиля своими силами на собственной ПТБ.
10) Запасные части - затраты на запчасти необходимые для проведения ТО и текущего ремонта (ТР), поддержания подвижного состава в технически исправном состоянии.
11) Налоги - выплата денежных средств за прибыль, полученную в текущем месяце.
12) Прибыль - часть денежных средств, оставшаяся в распоряжение АТП после выплаты всех расходов и выплаты налогов государству.
Расчет показателей структуры распределения планового дохода и построение графика динамики экономических показателей предлагается производить для одного автобуса, характеризующего среднестатистический автобус на АТП. Для этого выделяется выборка автобусов, и вычисляются средние характеристики каждого экономического показателя. Данные о лизинговых платежах, заработной плате персонала, арендных платежах и прочих затратах вычисляются удельно для одного автомобиля в парке.
Применение методики на действующем АТП
Методика опробована на действующем предприятии, осуществляющем регулярные пассажирские перевозки в Москве. В парке
110 автобусов Iveco Daily, среднесуточный пробег одного автомобиля: 260 км, средний удельный плановый доход с 1 км пробега одного автобуса - 36 руб.
Предприятие имеет собственную ПТБ, арендует офисные помещения, помещение для ремонта подвижного состава и стоянку, приобретает автобусы в лизинг, с условием, что после окончания договора автомобиль переходит в собственность лизингодателя. Часть работ по поддержанию подвижного состава в исправном состоянии предприятие возлагает на сторонние организации за договорную оплату. Все сотрудники в штате имеют должностной оклад. Руководство предприятия устанавливает дневной план на прибыль автобуса в зависимости от сложности маршрута и может снизить его по субъективным причинам или из-за схода автобуса с линии.
В таблицу динамики экономических и эксплуатационных показателей (Таблица 1) заносим данные неизменяющихся, изменяющихся затрат и прибыли для различных интервалов эксплуатации одного среднестатистического автомобиля в парке на каждом интервале.
№ Интервал, тыс. км
по с/к
Наименовани 100-125 150-175 200-225 250-275 300-325
е показателя 0-25 25-50 50-75 75-100 125-150 175-200 225-250 275-300
1. Неизменные затраты, руб. 654
2. Изменяемые затраты, руб. 78 99 11 9 12 7 12 9 13 0 12 9 12 5 12 8 13 2 14 1 15 3 17 6
2.1 Накопленное
время простоя в ТО и 12 26 36 42 46 47 46 45 43 41 41 42 46
ремонте (час)
2.2 Среднее кол-во сходов с линии за интервал 0, 2 0, 9 2, 2 2 2, 7 1, 9 3 СО СО 3, 8 со со 6, 0 <С1 CD
3. Прибыль, руб. 21 8 7 1 CD 17 7 16 9 16 7 16 6 16 7 17 1 16 8 16 4 15 5 14 3 12 0
Таблица 1 — Таблица динамики экономический и эксплуатационных показателей автобуса Iveco Daily на АТП
Анализ применения методики на АТП
На основании таблицы 1 строится график динамики экономических показателей. Далее необходимо выявить критическую точку эксплуатации.
На рисунке 3 представлен график динамики экономических показателей на АТП. Показатели изменяются в зависимости от срока службы. Произведен пересчет наработки (км) в срок службы (мес.) в зависимости от среднегодового пробега автобуса в парке (94 тыс. км).
Тыс. руб
Кривую прибыли представляем в виде линии тренда (проводим аппроксимацию и сглаживание) для получения идеальной характеристики динамики прибыли для автобуса Iveco Daily «Север-Авто».
Из графика можно сделать вывод, что критичная точка эксплуатации находится в интервале 48-50 месяцев. Соответственно, предприятию не рекомендуется приобретать автобусы в лизинг на срок более 48 месяцев.
- Постоянные затраты
Изменяющиеся затраты
■Прибыль
Мес.
Рис. 3. График динамики экономических показателей на исследуемом АТП
В нашем случае АТП и компания-партнер, предоставляющая автобусы в лизинг, являются частью одной группы компаний. По условию лизинга, после окончания действия договора автомобиль переходит в собственность лизингодателя. Поэтому для наблюдаемого АТП целесообразной является стратегия замены подвижного состава «по
максимальной средней прибыли за интервал».
В таблице 2 приведены изменения средней прибыли за интервал и накопленной прибыли за весь срок эксплуатации (срок договора лизинга) для различных сроков лизинга.
Таблица 2 — Некоторые экономические показатели в зависимости от срока лизинга автобусов АТП_
Экономические показатели Срок лизинга (мес.)
(тыс. руб) 33 36 39 42 45 48
Ежемесячные лизинговые 64,6 62,0 60,5 58,2 55,3 53,2
платежи
Средняя прибыль за интервал 169,9 174,0 173,3 172,0 171,0 170,5
Накопленная прибыль за весь 5577 6264 6759 7224 7695 8184
срок лизинга
На основании данных таблицы 1 и графика динамики экономических показателей на исследуемом АТП (рис. 3.) можно представить график динамики прибыли автобуса в зависимости от срока лизинга (рисунок 4).
Мес.
О 6 12 18 24 30 36 42 48
Рис. 4. Графическое представление динамики прибыли автобуса в зависимости от срока лизинга
На основании графика на рисунке 4 получаем показатели средней прибыли
автобуса АТП для различных сроков лизинга (рисунок 5).
Рис. 5. Показатели средней прибыли автобуса АТП за интервал в зависимости от срока лизинга
Оптимальный срок службы автобусов Iveco Daily, на который необходимо заключать договор лизинга предприятию составляет 36 месяцев - т.к. именно при этом сроке лизинга АТП будет получать наибольшую среднюю прибыль за интервал. В настоящее время договора заключались в среднем на сроки 38-44 месяца.
Выводы
Общественный транспорт в мегаполисах должен развиваться быстрыми темпами и соответствовать современным тенденциям. Для того чтобы успешно конкурировать на рынке пассажирских перевозок,
предприятиям необходимо использовать передовые технологии во всех областях, в том числе и в определении оптимального срока службы подвижного состава.
1. Методика определения оптимального срока службы автобусов приобретаемых в лизинг позволяет решить вопросы, связанные с определением срока оперативного лизинга.
2. Задачу нельзя решать линейно, к ней надо подходить комплексно, учитывая внешние условия, применяя различные стратегии определения оптимального срока договора лизинга.
3. Методика позволяет не только получить оптимальный для АТП срок лизинга новых автобусов, но и проанализировать изменение экономических и эксплуатационных показателей среднестатистического автобуса в парке.
4. Методика может корректироваться каждым конкретным АТП для своих условий, и применима для современных условий и подвижного состава.
Библиографический список
1. Кузнецов Е. С. Управление техническими системами: Учебное пособие/МАДИ(ТУ) - М.,2003. 247с.
2. Распоряжение Минтранса РФ от 14 марта 2008 г. N АМ-23-р "О введении в действие методических рекомендаций "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте".
THE TECHNIQUE OF DEFINITION OF OPTIMUM
SERVICE LIFE OF THE BUS M2 CATEGORY
N. V. Pozhivilov
The technique allows to calculate optimum service life of the bus M2 category acquired in leasing on a fleet companies, taking into account influence of linear descents and delay times of a rolling stock because maintenance and repair process.
Keywords: passenger traffic, service life, leasing, technique, bus.
Bibliographic list
1. Kuznetsov E. S. Management of technical systems: Textbook / MADI (TU)-M., 2003. 247p.
2. Regulation of the Ministry of Transportation on March 14, 2008 N AM-23-p "On introduction of the guidelines' application rates of fuels and lubricants for road transport."
Поживилов Никита Васильевич - аспирант кафедры «Эксплуатация автомобильного транспорта и автосервис» Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). Основное направление научной деятельности Управление технической эксплуатацией автомобилей. Имеет 2 опубликованные работы. [email protected].