10. Рянский Ф. Н. Фрактальная теория пространственно-временных размерностей: естественные предпосылки и общественные последствия //Фракталы и циклы развития систем. - Томск: ИОМ СО РАН, 2001. - С. 32-38
11. Хакен Г. Информация и самоорганизация: макроскопический подход к сложным системам. - М.: Мир,1991. - 240 с.
12. Чекмарёв В. В. Книга об экономическом пространстве. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2001. - 341 с.
13. Шаронов А. О некоторых аспектах социальной политики // Экономист. - 2008. - № 8. - С. 2-9.
14. Шумский Н. Экономическая интеграция государств содружества: возможности и перспективы// Вопросы экономики. - 2003. - № 6. - С. 122-134.
Федорова М. Н.
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Как уже отмечалось, в процессе становления основ рыночной экономики НКО претерпели следующие трансформации:
- приведение системы институтов, регулирующих деятельность НКО, в соответствие с нормами и правилами функционирования организаций в рыночной экономике;
- возникновение новых НКО (по организационно - правовым формам и по сферам деятельности); трансформация задач, функций, направлений деятельности, структуры старых,
- дореформенных НКО (унаследованных из СССР и Российской империи);
- прекращение деятельности части дореформенных НКО.
Общие направления трансформации системы институтов, регулирующих деятельность НКО в период перехода к рыночной экономике, были рассмотрены в п. 5.1. В данном разделе предполагается проанализировать процессы развития новых НКО, выделив два аспекта. Один из них - это поиск своей ниши и укрепление своего положения на рынке. Другой аспект включает изменения в институциональном механизме, посредством которого новые организационно -правовые формы НКО встраиваются в общую систему институтов российской экономики.
Проблемы трансформаций новых НКО будут рассмотрены на примере негосударственных высших учебных заведений. Это новый массив организаций в сфере образования, поскольку до рыночных реформ они были государственными. Это одновременно и новые организационно -правовые формы, которых не было до рыночных реформ.
Негосударственные вузы вторглись в сферу, где долгое время существовала государственная монополия. Многие государственные вузы давно приобрели солидную репутацию: квалифицированные преподаватели, высокое качество образовательных услуг, основательная материально - техническая база обучения, социальная инфраструктура. У государственных вузов стабильный статус, есть аспирантура и докторантура. Существуют элитные государственные вузы, которые рассматривают свой диплом как бренд. Однако у негосударственных вузов есть свои конкурентные преимущества.
Сильные стороны негосударственных вузов в конкурентной борьбе с государственными вузами - это более низкая плата за учебу (если сравнивать в рамках сектора платных образовательных услуг), использование удобных для студентов форм обучения (дистанционное обучение, концентрированная подача материала, позволяющая быстро уяснить структуру дисциплины и основные положения, проверить свои знания с помощью теста), выбор популярных на рынке труда специальностей, психологический комфорт (небольшие группы). К проведению занятий и подготовке методических материалов привлекаются известные специалисты -преподаватели, ученые, работники различных государственных и негосударственных организаций. Негосударственные вузы существуют с 1991/1992 г. и до сих пор активно используют знания и опыт преподавателей государственных вузов, предоставляя им возможность дополнительных заработков. При этом труд редких, уникальных специалистов
© Федорова М. Н., 2009
Экономика образования ♦ № 3, часть 2, 2009
195
может оплачиваться выше, чем труд других преподавателей.
В настоящее время монополия государственных вузов преодолена. Негосударственные вузы составляли в 2002/03 уч. г. 37% общей численности высших учебных заведений, в них обучалось 12,1% студентов.1
В негосударственных вузах студенты обучаются по специальностям в области экономики, права, управления, администрирования, бизнеса, менеджмента, маркетинга, финансов, банковского дела, культуры, психологии, социологии, богословия, туризма, компьютерного обеспечения, информационных технологий. В целом, численность студентов в негосударственных вузах РФ возросла с 69,9 тыс. чел. в 1993/94 уч. г. до 718,8 тыс. чел. в 2002/03 уч. г. (более, чем в 10 раз), а количество негосударственных вузов -с 78 до 384 (почти в 5 раз)2.
На перспективы развития негосударственных вузов, как и всей системы образования, оказывает влияние демографическая ситуация. Известно, что в 1990-х г.г. рождаемость резко сократилась. Если учитывать, что в настоящее время до 85% выпускников школ стремятся поступить в вузы, то здесь резерва нет. К концу первого десятилетия XXI в. абитуриентов станет меньше на 25 -30%. Это обострит конкуренцию на рынке образовательных услуг.
Становление и развитие негосударственных вузов, как и всей сферы образования, находится под пристальным контролем государства. Существует тенденция к его усилению. Так, согласно закону РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25.12.90 №2 445 - 1 вузу было достаточно зарегистрироваться, чтобы начать работать. В настоящее время существует множество документов, в том числе «Национальная доктрина образования в РФ до 2025 г.», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.», «Федеральная программа развития образования на 2000 - 2005 г.», федеральные законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Министерством образования РФ было утверждено Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации. Оно обязательно для государственных и муниципальных вузов, а для негосударственных вузов является пример-
ным. Государство устанавливает федеральные образовательные стандарты, обязательные для всех вузов.
Для того, чтобы стать субъектом рынка образовательных услуг, негосударственный вуз должен, прежде всего, получить лицензию Министерства образования и науки РФ. При этом каждый филиал получает отдельную лицензию. В приложении к лицензии (без него лицензия недействительна) содержится перечень образовательных программ, направлений и специальностей подготовки, по которым вузу предоставляется право ведения образовательной деятельности, нормативные сроки обучения, квалификация, которая будет присваиваться выпускникам. Без лицензии работать нельзя. Лицензия обычно выдается на 5 лет, но она теряет силу в случае реорганизации учебного заведения.
Образовательная услуга - деятельность по передаче знаний студенту - имеет форму товара, если обучение платное. Самым же важным товаром, который покупает студент, является диплом о высшем образовании. Право выдачи документов государственного образца о высшем образовании появляется у любого вуза с момента его государственной аккредитации, осуществляемой Министерством образования и науки РФ по результатам аттестации вузов. В ходе аттестации устанавливается соответствие (или несоответствие) содержания, уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлениям подготовки (специальностям). Имеет значение и квалификация преподавателей - не менее 70% из них должны иметь ученую степень. Если Министерство образования и науки РФ издало приказ о признании вуза аттестованным, это является условием получения государственной аккредитации. Свидетельство о государственной аккредитации выдается на срок до 5 лет, в приложении указывается перечень аккредитованных программ. Филиалы вузов, в отличие от лицензирования, не проходят отдельной аккредитации.
Государственная аккредитация является также условием предоставления студентам очного обучения права на получение отсрочки от призыва на военную службу.
Согласно ст. 11 закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» вуз обязан до заключения договора предоставлять
абитуриентам информацию о лицензии и аккредитации. Но гарантия, что выпускник получит диплом государственного образца и не попадет в армию, возможна, если учеба закончится до завершения очередного срока аккредитации. На количество поступающих в стабильно работающие вузы (государственные и негосударственные) это не оказывает влияния, но для новых вузов могут возникнуть препятствия.
Следовательно, по причинам, связанным с демографической ситуацией и системой государственной аккредитации, существенного роста количества негосударственных вузов не предвидится. Институты государственного регулирования сдерживают его, предъявляют высокие требования к качеству образовательных услуг.
В ближайшей перспективе возможно, что на сферу высшего образования в России частично распространятся также институты международного регулирования.
В 1999 г. в г. Болонья (Италия) министры образования 29 европейских стран подписали Декларацию о европейском регионе высшего образования, целью которой является формирование единого европейского пространства высшего образования. Основные принципы этой декларации включают переход к двухуровневой системе подготовки (бакалавр и магистр), унификацию содержания учебных курсов, сотрудничество учебных заведений, признание эквивалентности дипломов.
В настоящее время число стран, подписавших Болонскую декларацию, увеличилось до 33. В России были сделаны шаги к тому, чтобы соответствовать вышеуказанным принципам (в частности, введена двухуровневая система подготовки), но в 2003 г. ей было отказано в приеме. Разумеется, российская система высшего образования недостаточно унифицирована с европейской. Но дело не только в этом. Российские студенты и преподаватели - большое количество людей со своими традициями и интересами, которые способны перевернуть всю европейскую систему образования. По данной причине России будут еще долго отказывать в присоединении к Болон-ской декларации. Наиболее вероятно в ближайшей перспективе частичное присоединение, участие в отдельных программах, где имеются взаимная заинтересованность и ресурсы.
Таким образом, если рассматривать нормы и правила, определяющие возможность деятель-
ности негосударственных вузов, содержание учебных программ и выдачу дипломов, то здесь трансформация состоит в усилении единообразия этих норм и правил для государственных и негосударственных вузов.
Теперь обратимся к анализу институтов, непосредственно регулирующих деятельность конкретных организационно - правовых форм негосударственных вузов.
При анализе процессов становления и развития институтов, регулирующих деятельность негосударственных вузов, будет использоваться классификация законов, данная в п. 5.1. В соответствии с ней, необходимо обратить внимание на законы, отражающие особенности деятельности отдельных организационно - правовых форм НКО (предусмотренных для негосударственных вузов), и на законы, отражающие особенности деятельности НКО в отдельных областях (а именно в сфере высшего образования). Это позволит представить комплексную картину развития институциональных основ деятельности негосударственных вузов различных организационно - правовых форм.
Анализируя развитие негосударственных НКО в сфере высшего образования, необходимо учитывать, что институты, регулирующие деятельность негосударственных вузов, оформились позднее, чем были зафиксированы основы деятельности негосударственных образовательных организаций в условиях перехода к рыночной экономике. Федеральный закон «Об образовании» № 3266 - 1 появился 10 июля 1992 г., а Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» № 125 - ФЗ -22 августа 1996 г., то есть после принятия 12 января 1996 г. Федерального закона «О некоммерческих организациях».
У любой организации, проходящей государственную регистрацию, в учредительных документах указывается организационно - правовая форма, выбранная учредителями из числа тех, которые предусмотрены в ГК РФ и законах. Организационно -правовая форма отражает особенности статуса и внутренней структуры организации. Для каждой организационно - правовой формы законодательно определены общие формальные правила создания, регистрации, реорганизации, ликвидации и управления.
Согласно ст. 11 - 1 Федерального закона «Об образовании» негосударственные организации в
сфере высшего образования создаются в организационно -правовых формах, предусмотренных для НКО. Как показала практика, наиболее подходящими являются негосударственное образовательное учреждение, автономная некоммерческая образовательная организация и некоммерческое образовательное партнерство. В названии вуза указывается его вид (университет, академия или институт), организационно - правовая форму, наличие или отсутствие государственной аккредитации (ст. 9 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»).
Каждая из этих организационно - правовых форм предусматривает определенные возможности для организации и финансирования образовательной деятельности.
Например, учреждение создается собственником и финансируется им (полностью или частично). Имущество закрепляется за учреждением на праве оперативного управления. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении средствами, а при их недостатке собственник несет субсидиарную ответственность (ст. 9 Федерального закона«О некоммерческих организациях»). В случае ликвидации учреждения, если у него не хватает средств для расчетов с кредиторами, последние вправе обратиться в суд, чтобы взыскать задолженность с собственника (ст. 19). По решению собственника учреждение может быть преобразовано в фонд, автономную некоммерческую организацию или хозяйственное общество (ст. 17).
Отсюда видны плюсы и минусы данной организационно - правовой формы. С одной стороны, учредитель - собственник принимает решение о создании учреждения, утверждает устав, назначает и контролирует деятельность руководителя, формирует попечительский совет и дает ему поручения (ст. 36 Федерального закона «Об образовании»). С другой стороны, учредитель должен хотя бы частично финансировать свое учреждение, расплачиваться по долгам действующего или ликвидируемого учреждения. Таким образом, ограничение самостоятельности компенсируется относительно надежным финансированием. Это важно, поскольку в соответствии со ст. 39 Федерального закона «Об образовании» вуз может быть признан банкротом на общих основаниях, установленных законодательством.
Негосударственное образовательное учреждение -наиболее распространенная организационно - правовая форма негосударственных вузов. Например, крупнейший негосударственный вуз РФ - Современный гуманитарный университет (СГУ) является негосударственным образовательным учреждением3. Он был создан в 1992 г. группой юридических и физических лиц. В настоящее время СГУ имеет 240 учебных центров в России и 45 учебных центров за рубежом, в которых всего обучается более 110 тыс. студентов. Он прошел аккредитацию не только в России, но и в Великобритании, принят в Международную ассоциацию университетов, является членом других международных образовательных организаций, поддерживает связи с рядом вузов Великобритании, США, Нидерландов, Испании, Китая и Вьетнама.
Укреплению позиций СГУ на рынке образовательных услуг способствует то, что плата за обучение ниже, чем в других аналогичных учебных заведениях (например, очное обучение на экономическом факультете стоит $475 в год - в 2,5 раза ниже средней платы за обучение по экономическим специальностям в негосударственных вузах г. Москвы). При этом единовременно оплачиваются все виды образовательных услуг, включая пользование компьютерными классами, видеолекционными залами и приобретение комплекта учебных материалов.
Поступающие в СГУ предъявляют необходимые документы и проходят тестирование, целью которого является не отбор, а рекомендации психолого-педагогического характера. Студенты обучаются по специальностям: юриспруденция, экономика, философия, социология, психология, политология, менеджмент, финансы и кредит, лингвистика, педагогика, информатика и вычислительная техника. Формы обучения - очная и заочная, двухуровневая - бакалавриат и магистратура.
«Изюминка» СГУ - дистанционная форма обучения. Технологические и организационные системы, разработанные СГУ, являются «ноу-хау» не только для российской системы образования, но и для других стран.
Дистанционное обучение удобно для студентов. Оно предполагает самостоятельное изучение материалов, консультации с преподавателями через Интернет, постоянный мониторинг знаний с помощью тестирования 1-2 раза в не-
делю. Учебные дисциплины делятся на три группы: обязательные, вариативные и дополнительные. Индивидуальные учебные планы, которые составляют себе студенты, могут различаться по объему и по темпам изучения. В результате человек получает образование, не меняя место жительства и место работы.
СГУ использует спутниковое телевидение для того, чтобы довести занятия, проводимые лучшими преподавателями, до каждого филиала и до каждого студента, пользующегося Интернетом. С 2000 г. работает собственный спутниковый телепорт. В Москве имеется собственная телестудия. Система ведеоконференцсвязи объединяет крупные города с инфраструктурой СГУ и позволяет вести занятия одновременно 2-3 профессорам из разных городов и стран, дополняющим, оппонирующим и корректирующим друг друга. По спутниковому цифровому телевизионному каналу в учебные центры филиалов передаются телевизионные лекции из Москвы. По телефону студенты задают вопросы на монитор преподавателя, и он отвечает в прямом эфире.
СГУ ведет и научную работу. 83% преподавателей имеют ученую степень и ученое звание. С 1999 г. открыта аспирантура по направлениям: философия, социология и экономика. Существует несколько научно -исследовательских институтов: НИИ компьютерного обучения, НИИ телевизионного обучения, НИИ образовательных процессов и программ, НИИ психологии обучения. В Москве, Санкт - Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде и Кембридже действуют преподавательские центры. Ежеквартально издаются сборники научных трудов.
Таким образом, в СГУ основное внимание уделяется двум аспектам образовательного процесса -содержанию учебных планов и программ с учетом специфики дистанционного обучения и организационно -техническому обеспечению. В соответствии с этим построена организационная структура. Для коллегиального рассмотрения вопросов совершенствования образовательного процесса организован Ученый совет, аккредитованный Министерством образования и науки РФ. Для коллегиального рассмотрения вопросов развития технологии обучения создан Совет менеджеров. Оба совета возглавляет ректор.
Данный пример еще раз подтверждает, что негосударственный вуз становится конкурентоспособным и приобретает популярность, благо-
даря реализации новых идей в области предоставления образовательных услуг.
Автономная некоммерческая организация, в отличие от учреждения, является собственником имущества, переданного ей юридическими и физическими лицами (лицом), создавшими эту организацию. Учредители осуществляют надзор за деятельностью автономной некоммерческой организации в порядке, предусмотренном учредительными документами (уставом и учредительным договором), но не отвечают по ее обязательствам, а она - по обязательствам учредителей (ст. 10 Федерального закона «О некоммерческих организациях»), В автономной некоммерческой организации существует коллегиальный высший орган управления, к компетенции которого относится:
- изменение устава;
- определение приоритетных направлений;
- деятельности и использования имущества;
- формирование исполнительных органов;
- утверждение годового отчета и бухгалтерского баланса;
- утверждение и корректировка финансового плана;
- создание филиалов и открытие представительств;
- участие в других организациях;
- реорганизация и ликвидация организации (ст.29).
Работники автономной некоммерческой
организации могут составлять не более 1/3 числа членов коллегиального высшего органа управления (ст.29).
Автономная некоммерческая организация может быть преобразована в фонд или общественную организацию (объединение) по решению коллегиального высшего органа управления, либо в порядке, предусмотренном ее уставом (ст. 17). В случае ее ликвидации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется на цели, для которых была создана организация либо на благотворительные цели, а если это сделать невозможно - в доход государству (ст. 19).
Автономная некоммерческая организация обладает большей самостоятельностью, чем учреждение, однако источники финансирования также должна искать самостоятельно.
Один из первых негосударственных вузов в России - Московский открытый социальный
университет (МОСУ) был создан в форме негосударственной автономной некоммерческой организации4. Он имеет государственную аккредитацию. Обучение осуществляется в Москве и 24 филиалах, расположенных в России и странах СНГ.
МОСУ реализует комплексный подход к организации образовательного процесса. Имеется подразделение, осуществляющее довузовскую подготовку учеников 9-11 классов - колледж. Как и в других негосударственных вузах, поступающие предоставляют необходимые документы, проходят тестирование и заключают договор. Уровень оплаты средний (по экономическим специальностям $1185 в год). Обучение осуществляется по специальностям: юриспруденция, менеджмент организации, бухгалтерский учет, анализ и аудит, финансы и кредит, прикладная информатика в экономике, лингвистика, психология, специальная дошкольная педагогика и психология, логопедия, искусствоведение, образовательное искусство, дизайн. В МОСУ есть аспирантура. Развивается научная деятельность. МОСУ является официальным научно -методическим центром по исследованию проблем негосударственного сектора в сфере высшего образования. Некоммерческое партнерство в сфере высшего образования встречается редко. Некоммерческим образовательным партнерством является, например, Кисловодский институт Академии оборонных отраслей промышленности РФ. Как и автономная некоммерческая организация, некоммерческое партнерство является собственником имущества. Члены некоммерческого партнерства не отвечают по его обязательствам, а некоммерческое партнерство - по обязательствам своих членов. Высший орган управления - общее собрание членов некоммерческого партнерства (ст. 29). Его полномочия аналогичны полномочиям коллегиального органа управления автономной некоммерческой организации.
Члены некоммерческого партнерства имеют право:
- участвовать в управлении делами некоммерческого партнерства;
- получать информацию о его деятельности в установленном учредительными документами порядке;
- выходить из партнерства, получив имущество, переданное в собственность при созда-
нии организации, или его стоимость, за исключением членских взносов;
- получить при ликвидации после расчетов с кредиторами свою долю имущества или его стоимость в пределах стоимости имущества, переданного в собственность некоммерческого партнерства.
Член некоммерческого партнерства, исключенный из него, имеет право вернуть свою долю имущества или его стоимость, как и в случае добровольного выхода (ст. 8). Некоммерческое партнерство может быть преобразовано в общественную организацию, фонд или автономную некоммерческую организацию по единогласному решению его членов (ст. 17).
Федеральные законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» определяют правовые основы государственной политики и государственных гарантий для граждан в сфере высшего образования. В них уточняются также некоторые нормы и правила деятельности негосударственных вузов, в отличие от других некоммерческих организаций аналогичных организационно -правовых форм.
В законе «Об образовании» уточняется, например, кто может быть учредителем негосударственного вуза -отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их объединения, отечественные и иностранные общественные и частные фонды, общественные и религиозные организации, зарегистрированные на территории РФ, граждане РФ и иностранные граждане. Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» уточняет правомочия собственников. Согласно ст. 27 любой вуз обладает правами собственности на денежные средства, имущество и иные объекты собственности, переданные ему физическими и юридическими лицами в форме дара, пожертвования или по завещанию, на продукты интеллектуального и творческого труда, являющиеся результатами деятельности высшего учебного заведения, а также на доходы от собственной деятельности и приобретенные на эти доходы объекты собственности. Вуз вправе быть арендатором или арендодателем имущества. Средства, полученные в качестве арендной платы, должны направляться на обеспечение и развитие образовательного процесса.
Ст. 28 вышеназванного закона уточняет и порядок финансирования негосударственных
вузов. По договору между учредителями (учредителем) и вузом деятельность последнего может осуществляться на основе частичного или полного самофинансирования. (Это зависит, как уже отмечалось, от организационно - правовой формы и учредительных документов.)
Важное значение для функционирования негосударственных вузов имеет разграничение предпринимательской и непредпринимательской деятельности. В ст. 46 отмечено, что платная образовательная деятельность негосударственного вуза (даже в рамках государственных образовательных стандартов) не рассматривается как предпринимательская, если полученный от нее доход полностью идет на обеспечение образовательного процесса, его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении. К предпринимательской деятельности, согласно ст. 47, относится:
- реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества образовательного учреждения;
- торговля покупными товарами и оборудованием;
- оказание посреднических услуг;
- долевое участие в деятельности других учреждений и организаций (в том числе, образовательных);
- приобретение акций, облигаций и иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;
- ведение приносящих доход иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ и услуг и с их реализацией.
Что касается реализации предусмотренных уставом продукции, работ и услуг, то она считается предпринимательской деятельностью в той его части, в которой доход не реинвестируется в данный вуз на нужды образования. При осуществлении предпринимательской деятельности негосударственный вуз подпадает под действие законодательства РФ в области предпринимательской деятельности.
Как видно из рассмотренных законов, негосударственным вузам ставится ограничение для расширения масштабов их деятельности -надо вкладывать средства в одну организацию, иначе это будет считаться предпринимательской деятельностью. Это мешает развитию рынка
образовательных услуг и его субъектов. Для того, чтобы этот рынок мог свободно развиваться, целесообразно снять указанное ограничение.
Основное условие существования и работы любого вуза - надежное финансирование. Возможности и тенденции развития негосударственного образования в значительной степени определяются процессами трансформации финансовых отношений.
Общее направление трансформационных процессов заключается в сближении структуры финансирования государственных и негосударственных вузов. Негосударственные вузы стремятся участвовать в выполнении государственных заказов и программ, чтобы получить государственное финансирование. (В частности, вышеупомянутый СГУ является официальным участником проводимого Министерством образования и науки РФ эксперимента по развитию дистанционных методов образования.) Государственные вузы все больше практикуют платное обучение и предпринимательскую деятельность. К 2000 г. из внебюджетных источников государственные вузы получали свыше 50% средств, что в 2,5 раза превысило долю этих средств в 1995г.5 Следует ожидать, что при повсеместном введении системы государственных именных финансовых обязательств (ГИФО) данная тенденция усилится. Если недобрали средств через ГИФО, надо будет искать деньги другими способами.
Необходимо учитывать также что Правительство РФ стремится изменить организационно - правовую форму государственных вузов. Сейчас они являются государственными учреждениями, а учредитель по закону должен хотя бы частично их финансировать и платить по их долгам. Однако подготовлен проект закона «О . специализированных государственных и муниципальных некоммерческих организациях». Принятие этого закона будет означать появление новой организационно -правовой формы НКО. Если государственный вуз перестанет быть учреждением, можно будет ограничиться финансированием государственных заказов и ГИФО. В таком случае бюджетное финансирование государственных вузов еще более сократится.
По мнению автора, вопрос об изменении организационно - правовой формы вузов требует всестороннего рассмотрения возможных последствий. Действующее законодательство допускает преобразование учреждения в автоном-
ную некоммерческую организацию по воле учредителя. Но обратное превращение не разрешается. Приватизировать вуз нельзя. Следовательно, в случае нехватки средств, единственный итог -банкротство.
Как уже отмечалось, в настоящее время рынок предъявляет спрос на юристов, экономистов, психологов и т.п. Негосударственные вузы готовят практически только по этим специальностям, а государственные стараются обучать по ним за плату. Государству даже приходилось вводить ограничение - по экономическим специальностям до 2004 г. можно было обучать за плату 25% студентов6. В то же время технические специальности пользуются небольшим спросом, и высокой платы за обучение не установишь. Но научно - технический прогресс зависит от качества подготовки физиков, биологов, химиков, инженеров и конструкторов, для обучения которых нужна дорогостоящая материально -техническая база. Чтобы ее поддерживать и совершенствовать, одних ГИФО недостаточно. Технические вузы могут обанкротиться, что приведет к негативным последствиям для всей российской экономики.
Сравнивая структуру финансирования российских и зарубежных вузов, можно найти общие тенденции и различия, представить возможные варианты дальнейших изменений.
Прежде всего, выделяются две модели: с преобладанием государственного высшего образования (в США в государственных вузах учатся 80%, в Западной Европе - 95% студентов) и с преобладанием негосударственного высшего образования (в странах Азии, кроме Китая, в негосударственных вузах учатся 80% студентов). Российская система высшего образования принадлежит к первой модели (87,9% студентов в 2002/03 уч. г. обучались в государственных вузах).7
В то же время имеется и существенное отличие. В США и Западной Европе материально - техническая база лучше и плата за обучение выше в негосударственных вузах, чем в государственных.8 В России же ситуация прямо противоположная. Это объясняется исторически сложившейся монополией государственных вузов и престижностью некоторых из них. Негосударственные вузы имели худшие по сравнению с государственными вузами стартовые условия, поскольку при создании не располагали собственной материально - технической
базой, и до сих пор 2/3 негосударственных вузов ее арендуют.9
Что касается структуры финансирования государственных и негосударственных вузов, то исследователи отмечают сглаживание разницы в источниках финансирования, поскольку растет плата за обучение в государственных вузах. В США, например, у государственных вузов собственные средства составляют около 50%, а у негосударственных - около 80%.10 В Японии, где преобладают частные вузы, они на 50% финансируются государством.11
Российское высшее образование также находится в русле этих тенденций, но не все формы финансирования используются в достаточной мере. Например, в США и Великобритании широко развиты образовательные кредиты, которые выдают государство, вузы и банки. В России образовательный кредит предоставляется Сбербанком РФ и банком «Русский стандарт». Для усиления заинтересованности банков в таких операциях, нужны налоговые льготы и кредитование под залог.
Поскольку 60 - 80% российских студентов очного обучения работают, представляется вероятным развитие образовательного кредита, использование для этого части государственных средств, предназначенных для финансирования высшего образования.
Возможно использование и других способов оплаты образовательных услуг с учетом исторического опыта Российской Империи. Так, студенты государственных и негосударственных вузов получали стипендию, но ее надо было вернуть - выпускники выплачивали учебному заведению до 1/3 ежемесячного заработка. В дипломах делалась запись о необходимости вернуть деньги. С государственными вузами можно было расплатиться в другой форме - отработать на государственной службе число лет предоставления стипендии. Студенты могли также пользоваться беспроцентными ссудами на срок до 2-х лет, которые выдавались благотворительными организациями - обществами вспомоществования. Условия предоставления ссуд были строгими - пока студент не вернет деньги, ему не выдавали диплом, на должников подавали в суд.12
В целом, учитывая предстоящее сокращение числа абитуриентов, а также нормы государственного регулирования, заинтересовывающие вузы вкладывать средства в развитие собственной об-
разовательной базы, и закон «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию» № 74 - ФЗ от 16.05.95, соотношение государственных и негосударственных вузов в среднесрочной перспективе останется стабильным. Вместе с тем конкуренция на рынке образовательных услуг усилится и может превратиться в борьбу за выживание. Увеличить плату за обучение станет возможным в случае роста реальных доходов слоев населения, которые являются потребителями образовательных услуг конкретных вузов. При этом нормы и правила финансирования всех вузов, с одной стороны, предоставляют широкие возможности привлечения средств из различных источников, а с другой стороны, в них предусмотрено недостаточно льгот.
Льготы, напротив, сокращаются. Так, с принятием второй части Налогового кодекса РФ утрачены ранее существовавшие льготы по налогу на прибыль (при инвестировании в образовательный процесс прибыли, полученной от предоставления платных услуг и аренды), НДС (сняты льготы по реализации товаров, работ и услуг учебными предприятиями учебных заведений, оказанию консультационных услуг, сдаче в аренду помещений). Пока еще сохранена льгота для физических лиц - из налогооблагаемого дохода вычитается сумма расходов на образование в пределах 38 тыс. руб. в год.13
Российский союз ректоров вузов и Союз негосударственных учебных заведений Москвы и Московской области обращали внимание на то, что в связи с отменой льгот уменьшился объем средств, направляемых государственными и негосударственными вузами на приобретение учебного оборудования, ремонт и строительство. В Государственную Думу вносились предложения:
- освободить от налога на прибыль доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы вузов;
- исключить из числа операций, облагаемых НДС, консультационные услуги и услуги по сдаче имущества в аренду;
- освободить от НДС стоимость реализации всех товаров, работ и услуг, как собственного производства, так и приобретенных, если доходы от реализации идут на обеспечение развитие образовательного процесса в данном учебном заведении;
- освободить от НДС патентно - лицензионные операции вузов.
Однако, как уже отмечалось, государство стремится максимально сократить льготы для НКО. Это явно несвоевременная мера, поскольку завершился период формирования основ рыночной экономики и на следующем этапе она по объективным причинам (возрастание роли человеческого капитала как фактора экономического роста, необходимость формирования демократического имиджа страны и т.п.) будет постепенно превращаться в социально ориентированную. В данных условиях становится очевидной необоснованность одинакового подхода к коммерческим и некоммерческим организациям в области налогообложения, и зарубежный опыт это подтверждает. По-видимому, в среднесрочной перспективе возможен новый виток трансформации - восстановление утраченных льгот для НКО в целом и для негосударственных вузов в частности. В настоящее время целесообразно использовать неналоговые льготы в виде компенсации части платы за аренду помещений и земли, за коммунально-бытовые услуги. Они могли бы быть переходными мерами к внесению поправок в Налоговый кодекс РФ.
Примечания
1 СНГ в 2002 г. Статистический ежегодник. М., 2003, с. 568.
2 Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат, 2003, с. 229.
3 См.: http://www.muh.ru
4 См.: http://www.mosu.ru
5 Лукашенко М.А. Российская система образования: рыночная трансформация в условиях транзитивной экономики. М.: Экономика, 2003, с. 103.
6 Лукашенко М.А. Указ. соч., с. 48.
7 СНГ в 2002 г. Статистический ежегодник. М., 2003, с. 568.
8 Социально - экономическая эффективность: опыт США. Система саморазвития. / Под ред. Мар-цинкевича В.И. М: Наука, 2000, с. 179.
9 Киселев А. Ф. Модернизация высшего образования и ключевые аспекты эффективности подготовки специалистов. // Высшее образование сегодня, 2003, № 2, с. 7.
10 Социально - экономическая эффективность: опыт США, с. 180.
11 Сумарокова Е.В. Финансирование высшего образования: зарубежный опыт и отечественная практика. // Высшее образование сегодня, 2003, № 4, с. 34.
12 Сумарокова Е.В. Указ. соч., с. 38.
13 Лукашенко М.А. Указ. соч., с. 126.