Малый бизнес
анализ государственной поддержки малых предприятий в республике Бурятия
Д. В. САВИНОВА,
соискатель кафедры управления банковской деятельностью
E-mail: DASHS2000@mail.ru Государственный университет управления
Реализация потенциала малого предпринимательства в решении экономических и социальных проблем невозможна без поддержки государства. В статье проанализирована государственная поддержка малого предпринимательства в Республике Бурятия, систематизированы меры, проводимые региональными властями, сформулированы основные проблемы, с которыми сталкиваются малые предприятия, и определены основные направления мероприятий, необходимых для повышения эффективности государственной поддержки малых предприятий.
Ключевые слова: малое предпринимательство, кредитование, финансово-кредитная поддержка.
Успешное развитие малого предпринимательства в значительной степени зависит от обеспеченности предпринимателей финансовыми ресурсами как долгосрочного, так и краткосрочного характера. Недостаток финансирования — типичная серьезная проблема, с которой сталкиваются российские предприятия и предприниматели, что особенно ощущается в регионах.
Несмотря на активные действия Правительства Российской Федерации в сфере малого предпринимательства, проблемы финансирования со стороны государства и банковского сектора до сих пор сохраняются. Большинство предпринимателей отмечают, что активное развитие малого предпринимательства зачастую сдерживается отсутствием доступа к финансовым ресурсам. В условиях мирового финансового кризиса возникла потребность пересмотра ряда ключевых позиций в отношении способов поддержки малого предпринимательства.
Обобщая опыт разных регионов, можно отметить, что меры, направленные на поддержку
малого предпринимательства в условиях кризиса, предпринимаются во всех российских регионах. Наиболее часто используются инструменты, предусматривающие финансовую поддержку, в том числе микрокредитование, субсидирование процентных ставок и др. Примечателен тот факт, что меры подобной поддержки реализуются в 43 регионах Российской Федерации. Налоговое стимулирование также следует считать достаточно распространенным, так как его используют в 21 российском субъекте. 26 регионов практикуют предоставление гарантий субъектам малого предпринимательства. Сокращение административных барьеров — наименее распространенный шаг, к нему прибегли в 24 регионах Российской Федерации. Интересно отметить, что большая часть из указанных мероприятий в Республике Бурятия реализуется.
Проведенный ретроспективный анализ позволяет систематизировать весь комплекс принимавшихся мер и определить на основе этого этапы государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Бурятия (табл. 1).
Так, административная поддержка предполагала создание федеральной нормативно-правовой базы, устанавливающей порядок регистрации малых предприятий, порядок налогообложения и т. д.
Таблица 1
Этапы развития системы государственной поддержки
малого предпринимательства в Республике Бурятия
Этап Годы Вид поддержки
I этап 1995 - 2004 Административная поддержка
II этап 2004 - 2006 Институциональная поддержка
III этап 2006 - 2007 Финансовая поддержка
IV этап 2008 - 2010 Кредитно-институциональная поддержка
Этап институциональной поддержки предполагал создание различных государственных учреждений, оказывающих преимущественно информационную и консультативную поддержку малому предпринимательству. На стадии финансовой поддержки созданные на предыдущем этапе государственные учреждения приступили к избирательной поддержке субъектов малого предпринимательства.
Четвертый этап предполагает вовлечение в процесс финансовой поддержки малого предпринимательства банков и других кредитно-финансовых учреждений при посредничестве специализированных организаций.
Рассмотрим содержание каждого из этапов более подробно. Так, государственная поддержка малого предпринимательства в Республике Бурятия была начата достаточно давно. На первом этапе, в 1995 г., был принят Закон Республики Бурятия от 23.11.1995 № 225-1 «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Бурятия», который определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики по поддержке и развитию малого предпринимательства в Республике Бурятия, устанавливает формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства [2]. Однако действенные меры органы власти начали принимать с 2004 г.
На втором этапе поддержки для повышения роли малого предпринимательства, обеспечивающего наполнение потребительского рынка товарами и услугами местных производителей, замещения ими импортных товаров и товаров, ввозимых из других регионов, обеспечения роста занятости и повышения уровня жизни населения республики, принят Указ Президента Республики Бурятия от 15.03.2004 № 83 «О развитии малого предпринимательства в Республике Бурятия».
Интеграция действий органов власти Республики Бурятия и негосударственных структур по поддержке и развитию малого предпринимательства осуществлялась на основе постановления Правительства Республики Бурятия от 31.05.2004 № 114 «О мероприятиях по поддержке малого предпринимательства».
В целях формирования условий, способствующих развитию субъектов малого предпринимательства, увеличению вклада субъектов малого предпринимательства в позитивные социальные процессы в республике, вовлечению в малое предпринимательство различных групп населения,
на основании Федерального закона от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» и Закона Республики Бурятия от 23.11.1995 №225-1 «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Бурятия» разработана Республиканская целевая программа государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Бурятия на 2006—2007 гг. Кроме этого, органам местного самоуправления рекомендовано разработать и утвердить муниципальные программы поддержки и развития малого предпринимательства на 2006—2007 гг. (приказ Министерства экономики Республики Бурятия от 30.06.2006 г. № 204 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке муниципальных программ развития малого предпринимательства в Республике Бурятия»).
На третьем этапе, а именно в 2006 г., был принят ряд нормативно-правовых документов, направленных на развитие малого предпринимательства в регионе, а также на стимулирование его кредитования:
- Постановление Правительства Республики Бурятия от 30.06.2006 № 204 «Об утверждении порядка проведения мониторинга малого предпринимательства в Республике Бурятия»;
- распоряжение Правительства Республики Бурятия от 19.12.2006 № 850-р по реализации проекта по субсидированию части затрат субъектов малого предпринимательства, связанных с выплатой вознаграждения по договорам поручительства, заключенным в обеспечение обязательств по кредитам;
- постановление Правительства Республики Бурятия от 28.06.2007 № 203 «О реализации мероприятия Республиканской целевой программы государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Бурятия на 2006-2007 гг.
Следующим шагом явилось принятие Программы социально-экономического развития Республики Бурятия на 2008-2010 гг. и на период до 2017 г., в которой предусмотрены меры, способствующие повышению уровня кредитования малых предприятий, из числа которых, по мнению автора, необходимо особенно выделить следующие:
- создание республиканского и муниципальных фондов содействия кредитованию малого предпринимательства для обеспечения кредитных и лизинговых договоров, заключенных с субъектами малого предпринимательства;
- субсидирование части расходов субъектов малого предпринимательства по оплате вознаграждений по предоставленным гарантиям и поручительствам, процентов по кредитным (и платежей по лизинговым) договорам, привлекаемым на реализацию приоритетных предпринимательских проектов;
- развитие альтернативных форм финансирования субъектов малого предпринимательства в Республике Бурятия (микрофинансирование, лизинг, общества взаимного кредитования);
В регионе разработана и принята Республиканская целевая программа государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Бурятия на 2008—2012 гг., основанием для которой явились Федеральный закон от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Закон Республики Бурятия от 23.11.1995 № 225-1 «О государственной поддержке малого предпринимательства Республики Бурятия», Указ Президента РФ от 04.04.1996 № 491 «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации». Основной целью программы явилось создание комфортных условий для ведения бизнеса как основного фактора обеспечения занятости и повышения реального уровня благосостояния населения, формирование экономически активного среднего класса, увеличение удельного веса малого предпринимательства в экономике Республики Бурятия, создание условий для дальнейшего роста малого предпринимательства и выравнивание потенциала развития малого предпринимательства в муниципальных образованиях Республики Бурятия. Совокупный объем финансирования по данной программе составляет 887,91 млн руб. (табл. 2).
Для сравнения отметим, что в 2006 г. на программу поддержки малого предпринимательства было выделено 5 млн руб., в законопроекте 2007 г. была предусмотрена сумма в 6 млн руб. (при потребности финансирования в 30 млн руб.).
Программа предусматривает два этапа:
1-й этап — создание инфраструктуры поддержки предпринимательства (бизнес-инкубаторов,
23,34 " ^
□ Создание инфраструктуры поддержки предпринимателей (бизнес-инкубаторов)
□ Развитие системы гарантийного обеспечения
■ Создание гарантийного фонда по кредитам малому бизнесу
рис. 1. Структура субсидий Федерального бюджета на реализацию программ развития малого предпринимательства в Республике Бурятия, млн руб. [7]
агро-бизнес-инкубаторов), создание системы финансово-кредитной поддержки предпринимательства на 2008—2010 гг.;
2-й этап — развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства и системы финансово-кредитной поддержки предпринимательства на 2011-2012 гг.
По мнению автора, немаловажную роль в деле поддержки развития малого предпринимательства в Республике Бурятия играет федеральный центр в лице Министерства финансов РФ, которое выступает распределителем средств федерального бюджета, выделенных на реализацию Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства. Размещаемые Министерством финансов РФ на конкурсной основе субсидии и субвенции регионам обеспечили в 2005-2007 гг. приток в бюджет Республики Бурятия суммы в 29,27 млн руб., структура и целевое назначение которых проиллюстрированы на рис. 1.
Выделенные субсидии позволили осуществить «запуск» в республике проекта, направленного на компенсацию части затрат малым предприятиям по выплатам вознаграждений гарантам и поручителям, параллельно с которым осуществляется формирование гарантийного фонда по кредитам малым предприятиям.
По мнению автора, среди используемых экономических и административных механизмов необходимо отметить активное привлечение субъ-
Таблица 2
Объем финансирования государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Бурятия в 2008—2012 гг., млн руб. [4]
Источники финансирования Общий объем финансирования 2008 2009 2010 2011 2012
Республиканский бюджет 349,015 40,7 49,9 47,805 100,8 109,8
Федеральный бюджет 434,3 68,8 99,1 99,3 99,5 67,6
Бюджеты муниципальных образований 78,2 9,2 11,5 15,5 19,5 22,5
ектов малого предпринимательства к выполнению государственных заказов, что традиционно рассматривается как форма косвенного кредитования государством товаропроизводителей и исполнителей работ. Так, для малых предприятий выделена и соблюдается 15 %-ная квота, предусмотренная законодательством, регулирующим государственные и муниципальные закупки [2].
В регионе функционирует Центр правовой защиты предпринимателей при Союзе представителей малого предпринимательства Республики Бурятия для юридической защиты прав и интересов предпринимателей, в том числе для предоставления юридических консультаций, правовой экспертизы документов, представления интересов предпринимателей в различных инстанциях, защиты прав предпринимателей в судах. Помимо консультационных услуг при поддержке Минэкономики республики в регионе проводятся семинары, «круглые столы», дни открытых дверей, консультации по актуальным вопросам деятельности малого предпринимательства.
Большинство исследователей сходятся во мнении о том, что действенным шагом в кредитной поддержке малого предпринимательства должны являться региональные фонды финансовой поддержки малого предпринимательства, способствующие обеспечению более свободного доступа к необходимым ресурсам [6]. В этом контексте отметим, что в настоящее время в регионе функционирует помимо Центра правовой защиты предпринимателей Фонд поддержки предпринимательства Республики Бурятия, шесть муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства, Агентство развития предпринимательства, свыше 50 консалтинговых фирм, Центр инноваций и поддержки предпринимательства. Фонды поддержки малого предпринимательства вправе компенсировать кредитным организациям полностью или частично недополученные ими доходы при льготном кредитовании субъектов малого предпринимательства, осуществляющих свою деятельность в приоритетных видах деятельности, определенных в республиканских программах поддержки малого предпринимательства.
Кроме того, институциональную поддержку развития малого предпринимательства в Республике Бурятия осуществляют следующие организации:
- Бурятская ассоциация рестораторов;
- Бурятское республиканское отделение Ассоциации женщин-предпринимателей России;
- Гильдия пекарей Республики Бурятия;
- Союз представителей малого предпринимательства Республики Бурятия;
- Союз промышленников и предпринимателей Республики Бурятия;
- Торгово-промышленная палата Республики Бурятия.
Деятельность названных организаций осуществляется в тесном сотрудничестве с республиканскими органами исполнительной власти, и в первую очередь с Министерством экономики Республики Бурятия.
Особо необходимо отметить, что именно кредитная поддержка малых предприятий нашла широкое отражение в Республиканской целевой программе государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Бурятия на 2008—2012 гг. в качестве одного из разделов. Стратегическим ориентиром этой программы является создание эффективной бизнес-среды, способствующей беспрепятственному доступу субъектов малого предпринимательства на рынок заемного капитала посредством не только банковского кредитования, но и альтернативных механизмов, таких как лизинг, проектное финансирование, эмиссионные займы, факторинг, форфейтинг и т. д.
В качестве одной из приоритетных задач обозначено активное вовлечение в процесс финансирования малого предпринимательства широкого спектра источников формирования ресурсной базы банков и прочих кредитно-финансовых учреждений. В частности, вполне правомерным и оправданным в макроэкономическом контексте представляется вовлечение в кредитный механизм финансирования предпринимательства ресурсов домохозяйств, организованных в пулы и фонды коллективных инвестиций, средств среднего и крупного бизнеса и бюджетных ресурсов.
На взгляд автора, решение этой задачи во многом зависит от создания адекватной инфраструктуры, способствующей аккумулированию капитала в банках, которые возьмут на себя роль операторов кредитования малых предприятий. Инструментарий решения поставленных задач весьма широк и включает в себя следующее:
- активное привлечение средств федерального бюджета, распределяемых на конкурсной основе между субъектами Федерации в целях поддержки малого предпринимательства;
- гарантирование возвратности кредитов перед банками, предоставление поручительств, авали-
рование векселей, андеррайтинг эмиссионных бумаг;
- распределение бремени по уплате процентов по банковским кредитам и сопряженных платежей между заемщиками — малыми предприятиями и фондами поддержки предпринимательства;
- оказание адресной безвозмездной финансовой поддержки за счет средств регионального бюджета на конкурсной основе для реализации стратегических или социально значимых проектов малого предпринимательства;
- представление интересов малого предпринимательства республики на межрегиональном и международном уровнях при выборе поставщиков и (или) рынков сбыта.
В настоящее время в Республиканском агентстве по развитию промышленности, предпринимательства и инновационных технологий ведется прием заявлений на оказание поддержки малым предприятиям в следующих формах:
- субсидии на возмещение части расходов, связанных с выплатой процентов за пользование кредитными ресурсами коммерческих банков, привлеченным не ранее 01.01.2008 на срок до 5 лет в российских кредитных организациях на реализацию предпринимательских проектов;
- уплата лизинговых платежей по договорам лизинга;
- выплата вознаграждения по договорам поручительства, заключенным заемщиками с организациями, обеспечивающими исполнение обязательств по кредитам;
- арендная плата за производственные помещения;
- плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям;
- оплата услуг за сертификацию продукции;
- оплата услуг по аренде выставочных площадей для участия в выставках, ярмарках, проводимых вне Республики Бурятия.
В 2007 г. на условиях софинансирования из федерального бюджета создан Гарантийный фонд по кредитам субъектов малого предпринимательства. За счет средств Гарантийного фонда по кредитам малого предпринимательства Фонд поддержки малого предпринимательства предоставляет поручительства кредитным организациям (лизинговым компаниям) в качестве частичного обеспечения обязательств малых предприятий перед ними по кредитным (лизинговым) сделкам, заключенным для финансирования предпринимательских про-
ектов в размере не более 50 % от общего объема необходимого обеспечения по этой сделке, определенного кредитной организацией (лизинговой компанией). Суммарный размер всех субсидий, предоставляемых одному субъекту малого предпринимательства, не может превышать 2 млн руб. в год [4].
Представляется, что приоритеты в финансовой поддержке малых предприятий выбраны верно. Кроме того, в Республике Бурятия сформирована система распределения рисков с использованием средств республиканского и местных бюджетов, а также средств финансовых организаций для обеспечения кредитов, предоставляемых малым предприятиям. Также в республике осуществляется финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства на основе Соглашения «О совместном финансировании проектов субъектов малого предпринимательства» между Министерством экономического развития и внешних связей Республики Бурятия, Сберегательным банком РФ и Фондом поддержки малого предпринимательства Республики Бурятия и г. Улан-Удэ по ряду направлений.
Наряду с кредитной и финансовой поддержкой предполагается расширить практику использования концессионных соглашений с субъектами малого предпринимательства по поводу долгосрочного использования последними объектов недвижимого имущества, а также производственных комплексов и объектов инфраструктуры, принадлежащих Республике Бурятия или муниципальным образованиям. Важно подчеркнуть, что принятие решения о предоставлении соответствующих объектов в концессию должно происходить на рыночных условиях и на основе конкурса. При этом не исключается возможность предоставления льгот, рассрочек и отсрочек концессионных платежей в течение нескольких лет с момента «запуска» предпринимательского проекта.
По мнению автора, не менее значимым представляется льготное выделение площадей в бизнес-инкубаторах Республики Бурятия субъектам малого предпринимательства и предоставление земельных участков в агроинкубаторах.
На реализацию этих мероприятий, позволяющих обеспечить доступ субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам, в 2008 г. запланированы 26,4 млн руб. из средств республиканского бюджета. В среднесрочной перспективе планируется увеличение объема финансирования до 92,5 млн руб. в 2012 г. (рис. 2).
Рис. 2. Плановые объемы финансирования на реализацию программных мероприятий за счет средств республиканского бюджета, млн руб. [4]
Таким образом, в среднесрочной перспективе предвидится многократное увеличение объемов финансирования, а совокупный объем финансирования за 5 лет составит 267,3 млн руб.
В 2007 г. в республиканском бюджете были заложены средства на финансирование мероприятий государственной поддержки малого предпринимательства в сумме 36 482,6 тыс. руб. Безусловно, позитивным представляется то, что с учетом средств, освоенных по состоянию на начало 2008 г., данная сумма может быть увеличена до 300 млн руб.
В регионе оказывается финансово-кредитная поддержка малым предприятиям, реализующим инвестиционные проекты со сроком окупаемости не более 3 лет и проектной стоимостью до 5,0 млн руб. [5]. Так, для долевого финансирования инвестиционного проекта индивидуальный предприниматель без образования юридического лица предоставляет собственные средства в объеме не менее 20 % стоимости проекта. Субсидии предоставляются по решению комиссии на компенсацию 50 % платы учетной ставки коммерческих банков за пользование кредитами, полученными на реализацию инвестиционных проектов. Проведенный опрос руководителей малых предприятий в мае 2008 г. показал, что консультационной поддержкой по вопросам развития бизнеса пользовались 36 % опрошенных, залоговым обеспечение по кредитам коммерческих банков
— 30 %, привлечением кредитных ресурсов в рамках реализации различных государственных программ
— 17 %, компенсацию по процентной савке по кредитам банков получали не более 11 % опрошенных, льготы по аренде недвижимости — не более 10 %. [7]
На вопрос о желаемой поддержке были получены следующие ответы (табл. 3).
Очевидно, что наиболее востребованными являются льготное и долгосрочное кредитование (23,4 %), получение налоговых льгот (13,9 %), фи-
Таблица 3
Ответы респондентов-предпринимателей по наиболее востребованным видам поддержки, %
Вид поддержки Ответы респондентов
Льготное и долгосрочное кредитование 23,4
Финансовая поддержка в виде гарантированного выделения денежных средств из бюджета, кредитования с отсрочкой платежа и субсидированием 13,1
Льготы по аренде помещений, земельных участков 4,5
Залоговое обеспечение при получении кредита 6,0
Дотации, субсидии и субвенции 6,4
Налоговые льготы в различные уровни бюджета, в том числе льготы по налогообложению в первые годы деятельности 13,9
Субсидирование (компенсация) процентной ставки по кредиту или части кредита 5,2
Получение постоянного государственного заказа, в том числе на сельскохозяйственную продукцию 4,8
Снижение ставок по налогам 3,3
Бюджетный беспроцентный кредит, безвозмездная ссуда 2,6
Другое 16,8
нансовая поддержка в виде гарантированного выделения денежных средств из бюджета, кредитования с отсрочкой платежа и субсидированием (13,1 %). Более того, в дальнейшем 36,5 % респондентов отметили, что рассчитывают на реальную эффективность взаимодействия с органами власти, 25,6 % считают ее возможной и 24,7 % — желательной.
Таким образом, несмотря на реализацию механизмов в развитии субъектов малого предпринимательства, республиканские органы власти ограничены в ресурсах — финансовых, временных, образовательных. И все прилагаемые усилия, разрабатываемые мероприятия не всегда реализуются полностью, до конца, и, как следствие, не всегда эффективны. Созданные фонды по поддержке малого предпринимательства не всегда работают одинаково эффективно. В отдельных случаях они ограничиваются лишь консультативной помощью. Инновационная деятельность в республике переживает трудные времена. Доля инновационных предприятий далека от оптимальной. Выделяемых бюджетных средств республикой в рамках программ поддержки недостаточно для реальной поддержки малого предпринимательства, что подтверждается результатами проведенного автором опроса предпринимателей. Кроме того, анализ ожиданий предпринимателей по поводу дальнейших изме-
нений условий кредитования малых предприятий свидетельствует о низкой уверенности в качественном улучшении состояния в рассматриваемой сфере. Так, лишь 24 % опрошенных считают, что в ближайшем будущем произойдет улучшение условий кредитования малых предприятий, примерно такое же количество ожидает их ухудшения, а большинство (48 %) уверены, что никаких изменений не произойдет (табл. 4).
Наибольшее количество оптимистично настроенных предпринимателей отмечено в торговле и общественном питании (36 % ожидают улучшения условий кредитования малого предпринимательства). В большей степени пессимистичны представители промышленности (36 % респондентов) и строительства (24 % респондентов).
Таким образом, можно говорить о недостаточной эффективности принимаемых в Республике Бурятия мер по финансовой поддержке малого предпринимательства и развитию системы кредитования: малое предпринимательство, фактически, не ощущает качественных изменений и в некоторых случаях констатирует деградацию. С наступлением финансового кризиса ситуация лишь усугубилась: предусмотренные региональными программами меры не были рассчитаны на дефицит финансовых ресурсов, в условиях которого оказались многие регионы. В этой связи в ноябре 2008 г. состоялось заседание Высшего экономического совета при Президенте Республики Бурятия, на котором рассматривались сценарные условия социально-экономического развития Республики Бурятия с учетом возможных последствий финансового кризиса. По итогам заседания были разработаны меры Правительства Республики Бурятия по снижению негативных последствий финансового кризиса.
В отношении субъектов малого предпринимательства было принято решение о расширении государственной программы кредитования малого предпринимательства, а также включении в программу кредитования Внешэкономбанка инфраструктуры микрофинансовых организаций
(фонды поддержки малого предпринимательства, кредитные кооперативы). Кроме того, увеличено финансирование программы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включая поддержку малого и среднего предпринимательства на селе на период 2009—2012 гг. (в первую очередь по таким направлениям, как субсидирование расходов малых предприятий, выделение грантов начинающим предпринимателям, создание и развитие микрофинансовых организаций).
Немаловажным шагом явилось замораживание ставок аренды на государственное и муниципальное имущество для субъектов малого и среднего предпринимательства с закреплением минимального срока аренды — 5 лет.
Кроме перечисленного, были предприняты следующие шаги по поддержке субъектов малого предпринимательства:
- поддержка создания новых и расширение действующих гарантийных фондов (фондов поручительств);
- поддержка региональных программ подготовки и переподготовки кадров;
- определение механизмов субсидирования расходов, связанных с созданием новых рабочих мест в малом и среднем предпринимательстве;
- расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению заказов при размещении государственного заказа и закупках естественных монополий и государственных корпораций;
- представление налоговых каникул (налог на имущество организаций, земельный налог, налог на прибыль) при создании новых высокотехнологических производств.
Проведенный анализ показал, что в Республике Бурятия был избран путь отраслевой поддержки. В этой связи целесообразно остановиться на исследовании, проведенном Автономной некоммерческой организацией «Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства», в котором были выделены проблемы в функцио-
Отрасль Улучшение условий Условия останутся неизменными Ухудшение условий итого
Чел. % Чел. % Чел. % Чел. %
Промышленность 5 20 11 44 9 36 25 100
Транспорт 4 16 15 60 6 24 25 100
Строительство 6 24 7 28 12 28 25 100
Торговля и общественное питание 9 36 15 60 1 4 25 100
Всего... 24 24 48 48 28 28 100 -
Таблица 4
Ожидания опрошенных предпринимателей в отношении изменений условий кредитования
в краткосрочной перспективе
нировании малых предприятий, обусловленные влиянием кризиса (табл. 5)
Кризисные явления оказывают дифференцированное воздействие на субъекты малого предпринимательства с отраслевой точки зрения (см. табл. 5). Вместе с тем нельзя не признать, что все они имеют финансовую специфику. В этом контексте представляется правильным и значимым опыт Республики Бурятия в сфере поддержки субъектов малого предпринимательства в отраслевом разрезе. В частности, в сфере промышленного производства было принято решение о расширении и поддержке прямого кредитования через банки, имеющие значительную долю государственного участия («Сбербанк», «Внешторгбанк», «Газпромбанк», «Россельхозбанк»). Особое внимание уделено сохранению политики в отношении уже выданных кредитов с помощью рефинансирования действующих кредитных линий. Активно применяется механизм возмещения (субсидирования) промышленным предприятиям части процентной ставки по заемным кредитным средствам, использованным на пополнение оборотных средств и осуществление капитальных вложений, а также предоставление государственных гарантий
стратегически важным предприятиям в целях обеспечения привлекаемых кредитов.
В промышленности произошел возврат к действовавшей ранее залоговой схеме, упрощению процедуры возврата «экспортного» НДС. Осуществляется предоставление налогового кредита сроком на 2 года на весь объем просроченной задолженности предприятий и организаций, а также реструктуризация задолженности малых предприятий по уплате начисленных штрафов и пеней по состоянию на 01.01.2009. Немаловажным шагом явилось увеличение объемов целевых займов банкам под кредитование предприятий малого предпринимательства в 3 раза.
В качестве примера можно привести меры поддержки в сфере торговли и сельском хозяйстве. Так, в сфере торговли предусмотрено кредитование банками под ставку не более 16 % годовых на пополнение оборотных средств при приобретении продуктов питания, определяющих потребительскую корзину. Субъектам малого предпринимательства, работающим в АПК, предусмотрено предоставление кредитных ресурсов по фиксированной ставке в пределах 12—14 % для сохранения
Таблица 5
Проблемы функционирования малых предприятий в условиях кризиса в отраслевом разрезе [1]
Категория субъектов малого предпринимательства Проблемы
Субъекты малого предпринимательства, которые активно используют заемные средства для производства, оказания услуг Отсутствие доступа к банковскому финансированию, переоценка залогового обеспечения, ухудшение условий кредитования, проблемы с оборотными средствами, переход к теневому кредитованию в форме нелегальных кредитных услуг ростовщиков и организованных преступных группировок
Субъекты малого предпринимательства, производящие продукцию для средних и крупных предприятий Снижение спроса на продукцию, риск неплатежей со стороны контрагентов
Субъекты малого предпринимательства, оказывающие производственные, маркетинговые, кадровые, информационные, консультационные и прочие услуги Снижение спроса на услуги, риск неплатежей
Субъекты малого предпринимательства, действующие в сфере строительства (производство строительных материалов, выполнение строительных и ремонтных работ) Снижение спроса на продукцию и услуги, снижение стоимости продукции (однако закупка материалов осуществлялась по высоким ценам начала — середины 2008 г.)
Субъекты малого предпринимательства, действующие в оптовой и розничной торговле Повышение стоимости импортной продукции, проблема с оборотными средствами, в среднесрочной перспективе — снижение спроса на продукцию
Субъекты малого предпринимательства, действующие в сфере общественного питания и ресторанном бизнесе, оказывающие услуги в сфере транспорта Снижение спроса на продукцию и услуги, снижение рентабельности и ликвидация отдельных предприятий
Субъекты малого предпринимательства, работающие по государственному и муниципальному заказу Снижение объемов заказов в 2009 г., неоплата произведенных работ в 2008 г., повышение конкуренции за государственный и муниципальный заказы
Субъекты малого предпринимательства, реализующие инвестиционные проекты, направленные на модернизацию, расширение производства Отсутствие финансовых средств для развития, замораживание проектов развития
Все субъекты малого предпринимательства Административное давление на бизнес, увеличение числа проверок, снижение оборачиваемости капитала, увольнение наемных работников
затрат по обслуживанию кредитов на докризисном уровне и обеспечения возможности дальнейшего финансирования производства.
По мнению автора, для повышения эффективности проводимых мероприятий государственная финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства может осуществляться по двум основным направлениям:
во-первых, оказание субъектам малого предпринимательства прямой финансовой помощи в виде субсидий, дотаций, кредитов, в том числе льготных и беззалоговых; гарантий по кредитам коммерческих банков; полной или частичной компенсации финансовым структурам недополученной прибыли при кредитовании малых предприятий по пониженной процентной ставке, а также совместного финансирования за счет бюджета и кредитно-финансовых организаций. Такая финансовая помощь может быть как безвозвратной, не оговоренной какими-либо предварительными условиями, так и предполагающей использование средств строго по назначению при условии их возврата или компенсации;
во-вторых, осуществление косвенной финансовой поддержки малого предпринимательства, нацеленной на поощрение, стимулирование инвестиционной активности малых предприятий. Соответствующие меры могут включать общегосударственные и региональные режимы льготного налогообложения малых предприятий, внедрения упрощенных схем взимания с них налогов; установление норм ускоренной амортизации оборудования, используемого малыми предприятиями; распространение в сфере малого предпринимательства системы лизинга и т. д.
Объединение этих направлений, по мнению автора, должно быть направлено на разработку
и внедрение комплексного механизма, который будет способствовать интеграции указанных элементов в единую систему, цель которой заключается в привлечении кредитных ресурсов в малое предпринимательство Республики Бурятия.
Список литературы
1. Влияние кризисных явлений в экономике Российской Федерации на малый бизнес: материалы Автономной некоммерческой организации «Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства». URL: http://www. urm. ru/en/173.
2. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 21.06.2005 № 94-ФЗ.
3. О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Бурятия: Закон Республики Бурятия от 23.11.1995 № 225-I
4. Об утверждении Республиканской целевой программы государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Бурятия на 2008—2012 гг.: постановление Правительства Республики Бурятия от 16.10.2007 № 114.
5. Об утверждении положения о порядке предоставления государственной поддержки организациям, в том числе негосударственным, реализующим инвестиционные проекты в Республике Бурятия: постановление Правительства Республики Бурятия от 29.06.2006 № 198.
6. Лукинов И. И. Эволюция экономических систем. М. Издательство Экономика. 2002. 567с.
7. URL: http://www. economy. buryatia. ru.
Подписка еиВПАЮМШ на электронную версию
Теперь журналы Издательского дома «Финансы и Кредит» стали доступны в электронном виде в Научной Электронной Библиотеке (eLIBRARY.RU).
На сайте eLIBRARY.RU можно оформить годовую подписку на текущие и архивные выпуски журналов, приобрести отдельные номера изданий или статьи.