УДК-378.4
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГОУ ВПО «БРЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА И.Г. ПЕТРОВСКОГО»
А.В. Антюхов
В статье представлены данные нынешнего состояния развития всех сфер БГУ. Показаны ближайшие и средние перспективы его дальнейшего развития.
Ключевые слова: диверсификация образовательных программ, БГУ - центр ассоциативного непрерывного регионального образования, корпоративная культура, Бизнес-центр, учебно-методический комплекс (УМК), аккредитационные педагогические измерительные материалы (АПИМы).
Брянский государственный университет имени академика И.Г.Петровского -самый крупный вуз региона, в котором обучается более 14 тысяч студентов.
Исторически предшественником БГУ является Новозыбковский государственный педагогический институт, основанный в 1930 году. В его состав входили 3 отделения по подготовке учителей словесности, математики, биологии и химии.
В 1976 году Новозыбковский государственный педагогический институт в связи с постановлением правительства РСФСР от 12 февраля 1976г. №102 был переведен в г. Брянск и переименован в Брянский государственный педагогический институт, которому в августе того же года было присвоено имя академика И.Г. Петровского (постановление Совета Министров РСФСР от 18 августа 1976 года № 460) - видного ученого-математика, бывшего ректора МГУ, нашего земляка, уроженца г. Севска.
Перевод пединститута из г. Новозыбкова в г. Брянск значительно активизировал потенциальные возможности вуза как в улучшении подготовки педагогических кадров, так и усилении научно-исследовательской и методической работы.
За период с 1976 по 1990 гг. своего существования в г. Брянске пединститут в 1982 г. был реорганизован из вуза второй категории в вуз первой категории и стал крупным научно-методическим и культурным центром не только Брянской области, но и страны.
На базе БГПИ за этот период Министерством просвещения РСФСР было проведено значительное количество научно-методических и организационно-управленческих семинаров и совещаний ректоров, проректоров, деканов, заведующих кафедрами педагогических вузов России по изучению и обобщению передового опыта работы вуза по различным аспектам учебно-методической и воспитательной работы.
Поэтому закономерным событием явилось награждение вуза орденом «Знак Почета» (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15.12.80г. №3507-х) за заслуги в подготовке квалифицированных специалистов в области народного образования, развития педагогической науки.
Коренные изменения в экономической, политической и социальной сферах жизни российского общества, произошедшие в последнее десятилетие XX века, обусловили изменения стратегии развития нашего вуза.
В 1995 году Брянский государственный педагогический институт имени академика И.Г.Петровского приказом Госкомита РФ по высшему образованию (от 13.04.95г. №545) получил статус педагогического университета, а в 2001 году получает статус классического университета (приказ Министерства образования Российской Федерации №2292 от 6 июня 2001 года).
Это требовало как коренного пересмотра многопрофильности образовательной и научной деятельности вуза, так и усиления фундаментальности подготовки специалистов. Совершенствование образовательной и научной деятельности коллектив университета считает двуединой задачей, обе стороны которой одинаково важны, одинаково приоритетны.
Сегодня вуз известен своими образовательными, научными, историко-культурными традициями. Вехи новейшей истории БГУ убедительно свидетельствуют о
его динамичном развитии, упрочнении позиций классического университетского образования. В его структуре 11 факультетов, 64 кафедры, социально-экономический институт, юридический колледж и филиал в г. Новозыбкове Брянской области, Институт фундаментальных и прикладных исследований.
Университет ориентирован на системное формирование кадрового потенциала и рынка труда, на диверсификацию образовательных программ. Вуз аккредитован и имеет лицензию Министерства образования и науки на осуществление образовательной деятельности по 57 специальностям высшего профессионального образования, 24 направлениям бакалавриата и 4 направлениям магистратуры, входящим в состав 9 укрупненных групп специальностей.
Обновление качества образовательного процесса проявилось в реализации новой концепции многоуровневого образования, значительно расширен спектр программ дополнительного и послевузовского образования, ежегодно открываются новые востребованные работодателями специальности. Выпускники, освоившие основную образовательную программу, подготовлены для продолжения образования в магистратуре и аспирантуре. Подготовка в аспирантуре ведется по 29 специальностям.
В 2006 году Брянский государственный университет вошел в ассоциацию классических университетов России, возглавляемую Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова. В числе почетных докторов и профессоров университета председатель Совета Федерации С.М. Миронов, ректор МГУ В.А. Садовничий, член Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации, председатель молодежного совета НП (социальное партнерство развития Брянской области) Э.Н. Василишин, поэт Е. А. Евтушенко.
Университет акцентирует инновационную ориентированность структуры и содержания подготовки выпускников, доступность образования для каждого отдельного человека, а также создания мобильной конкурентной образовательной среды, обеспечивающей право выбора образовательного маршрута.
К услугам ученых и студентов вуза функционирует библиотека, насчитывающая более миллиона экземпляров литературы, единый информационный центр коллективного доступа, в учебном процессе задействовано более тысячи единиц компьютерной техники.
Процесс обучения осуществляется в неразрывной связи с научной и производственной деятельностью студентов. Вуз имеет партнерские отношения с зарубежными университетами Венгрии, Польши, Болгарии, Германии, Англии, Франции и др., на базе которых проходят практики студентов-историков, экономистов, регионоведов, журналистов, учителей иностранных языков, изобразительного искусства.
Устойчиво наращивается научный потенциал. Фундаментальные и прикладные исследования ведутся по актуальным проблемам математического анализа и физики твердого тела, археологии, сохранения региональной экосистемы и литературного краеведения, информатизации образования. В рамках договора о творческом сотрудничестве с МГУ предусмотрены проекты по нанотехнологиям.
Открыты оснащенные современным научным оборудованием лаборатории электрохимии и физико-химических методов анализа, археологических и этнографических исследований, геоботаники и биоразнообразия и его охраны. Создан инновационный научно-образовательный центр биотехнологий, функционирует на базе университета совместная с ГНУ Всероссийским НИИ сельскохозяйственной микробиологии Россельхозакадемии лаборатория «Азотфиксации и иммунитета растений».
Ежегодно на приобретение уникального научного оборудования, модернизацию научно-исследовательских лабораторий и софинансирование федеральных и областных научных программ университетом выделяется до 25-30 млн. руб. В течение последних 4 лет объемы финансирования научных исследований из внешних источников возросли более чем в 10 раз.
Университет поддерживает устойчивые связи с российскими и зарубежными научными школами. В их числе Институт русского языка РАН, Санкт-Петербургское и Московское отделения Института Математики РАН. Санкт-Петербургский институт Эйлера, Йельский университет штата Массачусетс (США). Институты математики АН Украины. Беларуси, Армении, ряд научных центров Польши, Швеции и Норвегии.
На базе университета состоялись II Ассамблея Всемирного форума «Интеллектуальная Россия», в которой приняли участие свыше 300 ведущих ученых России в числе которых Н.Д. Никандров, В. А. Садовничий, Л. А. Вербицкая, А.Ф. Алимов, Н.Х. Розов, международный конгресс «Развитие личности в поликультурном образовательном пространстве», международная конференция «Проблемы авторской и общей лексикографии». В 2007 г. в университете были проведены заключительные этапы Всероссийских олимпиад школьников по истории и литературе, в 2009 - по обществознанию и русскому языку.
Университет является центром воспитательной и культурно-просветительской работы в регионе, в нем созданы полноценные условия для раскрытия творческого потенциала студентов, повышения их социальной обеспеченности и защищенности.
Понимая потребность региона, университет выступил инициатором создания Ассоциации непрерывного образования, объединив 42 учебных заведения Брянска и области. Основная цель Ассоциации состоит в обеспечении единого образовательного пространства, сохранении преемственности, выработке единства требований к уровню подготовки кадров, распространении инноваций в профессиональном педагогическом творчестве.
Системно укрепляется материальное обеспечение подготовки специалистов. Только за последние четыре года в развитие университета вложено более 400 млн. рублей, введены в эксплуатацию учебный корпус общей площадью 8 тыс. кв.м., студенческое общежитие на 688 мест с реабилитационным центром для студентов, пострадавших от чернобыльской катастрофы.
Вуз развивается как социально-ориентированное учебное заведение. В нем обучается порядка 4 тысяч студентов из районов Брянской области и ближайшего зарубежья, пострадавших от чернобыльской катастрофы, реализуется система социальных гарантий для студентов-сирот, имеющих проблемы со здоровьем, а также из малообеспеченных семей. Социально-бытовая инфраструктура включает 6 благоустроенных корпусов общежития секционного типа, санаторий-профилакторий, 4 спортивных и 2 актовых зала, столовую с диет-залом и кафетерием.
Ежегодно студенты обеспечиваются бесплатными путевками для оздоровления и отдыха в пансионатах и санаториях на Черноморском побережье.
Отвечая вызовам времени, вуз воспринимает меняющиеся условия макросреды как руководство к действию. Так, тенденции международной интеграции и перехода к уровневому высшему образованию обусловили существенное обновление качества подготовки кадров, которое проявилось в том, что университет:
- демонстрирует высокие показатели успеваемости студентов;
- имеет достаточно стабильный процент выпускников, получающих диплом с отличием;
- сохраняет высокий конкурс среди абитуриентов при поступлении в университет;
- выпускает специалистов, которые востребованы на рынке труда;
- ежегодно выдвигает кандидатуры студентов, которым назначаются персональные стипендии Правительства Российской Федерации, Президента Российской Федерации, Ученого совета университета, благотворительного фонда Э.Н. Василишина.
Сегодня университет в полной мере отвечает признакам мощного полифункционального научно-образовательного и социокультурного комплекса инновационной направленности.
В соответствии со стратегической целью государственной политики в области образования - повышение доступности качественного образования соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина, определенной в Концепции долгосрочного социально-экономического
развития Российской Федерации на период до 2020 года, университет призван способствовать укреплению в общественном сознании представления об образовании и науке как определяющих факторах развития современного российского общества.
Одной из важных проблем любого вуза, в том числе и БГУ, является кадровый потенциал университета как главного условия поступательного развития его образовательного и научного процесса.
Общая численность работников БГУ в настоящее время составляет 1457 человек, включая 776 преподавателей, из них 627 штатных.
Учебный процесс осуществляют 117 докторов наук, профессоров, 421 кандидат наук, доцент.
Для наглядности представим динамику роста ППС за пять последних лет в виде таблицы 1.
Таблица 1
Динамика роста квалификации ППС БГУ за пять лет
Показатели государственной 2004 год 2009 год Итог
аккредитации
Количество ППС 707 776 т
-из них штатных 575 627 т
-лиц с учеными степенями и званиями 447 538 т
-докторов наук, профессоров 84 147 т
Процент ППС с учеными степенями и званиями (аккредитационный показатель - 60%) 65,3% 74,4% т
Процент ППС докторов наук и профессоров (аккредитационный показатель - 10%) 11,0% 13,8% т
Среди преподавателей: 3 заслуженных деятеля науки, 12 заслуженных работников высшей школы, 6 заслуженных учителей РФ, 2 заслуженных работников физической культуры, 1 заслуженный работник ЖКХ, 3 заслуженных юриста, 1 заслуженный экономист, 1 заслуженный энергетик, 63 почетных работника профессионального образования, более 20 действительных членов и членов-корреспондентов отраслевых и международных академий наук, 1 почетный гражданин г. Брянска, более 80 работников вуза награждены трудовыми и боевыми наградами СССР и РФ.
Наиболее важной проблемой на пути дальнейшего поступательного развития для БГУ, как и для других вузов современной России, является проблема воспроизводства научно-педагогических кадров.
Ранее существовавшая в СССР система воспроизводства научных кадров оказалась в упадке из-за ее хронического недофинансирования в 90-е годы XX века, а также кризисного состояния, выразившегося в сокращении числа ученых-исследователей во всех государственных секторах науки и высшей школы, быстрым старением и ухудшением качественного состава, нарушением традиций и преемственности научных и научно-педагогических школ. Все это в той или иной мере характерно и для нашего университета. Проблема преемственности в БГУ выглядит следующим образом: доля преподавателей в возрасте до 40 лет составляет - 39%, 40-50лет - 22%, от 50 до 60 лет -18%, свыше 60 лет - 20,4%; всего профессорско-преподавательского постоянного состава университета - 650 чел. (Рисунок1).
%
45 40 35 30 25 20 15 10 5 0
□ Доктор наук
□ Кандидат наук ■ Без степени
До 40 лет
40-50
50-60
Свыше 60 лет
Рисунок 1. Динамика возрастного состава профессорско-преподавательского состава БГУ в 2009 г.
Опыт развития мировой науки свидетельствует, что для восстановления потери преемственного научного потенциала страны, научных традиций и числа ученых высшей квалификации - «золотого фонда» - требуется как минимум 2-3 поколения, даже при благоприятных материальных условиях без учета признанной «утечки мозгов».
Источником пополнения профессорско-преподавательского состава университета кадрами высшей квалификации является подготовка в аспирантуре по 29 специальностям и докторантуре по 2 специальностям.
За последние 5 лет сотрудниками университета защищено 9 докторских и 105 кандидатских диссертаций.
В настоящее время в аспирантуре обучается 379 человек: из них 99 человек - на бюджетной основе, 280 человек - на внебюджетной. Следует отметить, что в последнее время Министерство образования и науки РФ взяло курс на снижение бюджетных мест набора в аспирантуру. Вместе с тем положительным фактором является ежегодный рост числа соискателей в вузе.
В последнее время 60-70% аспирантов, окончивших аспирантуру университета, принимаются на работу в БГУ. Вместе с тем наблюдается и отток молодежи из вуза по двум главным причинам:
-низкая заработная плата молодых специалистов,
-углубление демографического кризиса, что приводит к сокращению набора студентов в университет.
Так, за последние 5 лет прием студентов в университет сократился на 3355 человек при условии достаточного количества мест приема студентов по бюджетной и внебюджетной формам обучения.
Следует отметить, что через 7-10 лет ситуация с подготовкой высококвалифицированных кадров, в том числе и ученых, может осложниться, включая и наш университет, из-за более глубокого демографического кризиса, чем переживаемый в настоящее время.
Остановить отток молодых ученых может включение их в материально заинтересованную научно-исследовательскую работу. Сейчас действуют две федеральные
целевые программы: «Программа развития образования на 2006-2010 годы» и программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы». В них предусмотрена финансовая поддержка научных исследований студентов и молодых ученых-кандидатов и докторов наук. Для этих целей выдаются гранты до 2 млн. рублей.
Созданный в университете научно-исследовательский институт фундаментальных и прикладных исследований должен активизировать эту работу и оказать материальную поддержку молодым ученым и стимулировать их научную заинтересованность.
Учебно-методическая работа университета.
Создание классического университета на базе ранее существовавшего педагогического института, а затем педагогического университета потребовало резкой перестройки учебно-методической работы в связи с полифункциональной перестройкой подготовки разнопрофильных специалистов высшей квалификации.
Потребовалась коренная перестройка научно-методической работы как в целом в университете, так и на факультетах, кафедрах и в других учебных подразделениях университета.
Главная роль в этой перестройке отводится методическому совету БГУ во главе с первым проректором по учебной работе, вся работа которого строится в соответствии с «Положением о методическом совете БГУ» (утвержденным ученым советом университета от 23.06.05г., №5). Соответственно в структурных подразделениях университета: социально-экономическом институте, филиале в г. Новозыбкове, на факультетах созданы свои методические советы, возглавляемые директорами подразделений, деканами факультетов или их заместителями. В свою очередь на кафедрах организованы методические комиссии (по направлениям), которых может быть несколько в зависимости от реализуемых учебных дисциплин кафедрами и количественного состава преподавателей. Руководителями данных комиссий по решению кафедр назначаются наиболее опытные профессора или доценты.
Основными задачами методической работы вуза являются:
-постоянное повышение методического мастерства преподавателей с учетом опережающей перспективы;
-изучение, обобщение и внедрение передового педагогического опыта и новейших достижений педагогики высшей школы в учебный процесс вуза;
-необходимое и достаточное учебно-методическое обеспечение каждой учебной дисциплины кафедры.
Организация учебного процесса современного вуза строится на основе учебно-методических комплексов (УМК) дисциплин, которые являются основным элементом методического обеспечения основной образовательной программы (ООП), определяющим содержание и структуру учебной дисциплины, ее место и роль в системе подготовки кадров по каждому направлению или специальности.
Переориентация образовательной деятельности вузов со «знаниевой» парадигмы на «компетентный» подход (на что нацеливают проекты нового поколения ФГОС ВПО) потребовала от кафедр доработки УМК в части усиления практической направленности изучаемых дисциплин, развития умений применят полученные знания при решении конкретных научно-практических и производственных задач.
На всех кафедрах проделана значительная конструктивная работа по созданию и апробации аттестационно-педагогических измерительных материалов (АПИМов) для проверки знаний студентов и оценки уровня их усвоения.
Универсальным средством контроля знаний признанным европейским стандартом образования, является тестирование, которое становится актуальным среди других средств контроля в обучении студентов и в нашей стране, особенно в связи с внедрением образовательных стандартов.
Все общеуниверситетские и выпускающие кафедры факультетов стали методическими экспериментальными площадками по разработке и апробации
инновационных технологий, направляемых на оптимизацию процесса обучения и организацию научных исследований.
В университете в последнее время сложилась рациональная практика определения перспективных направлений методической работы. Она определяется и формулируется методическим советом. Такими направлениями являются:
-разработка методики внедрения и использования в учебном процессе УМК с целью повышения качества подготовки будущих специалистов;
-освоение и внедрение в учебный процесс балльно-рейтинговой оценки знаний и умений студентов с целью повышения их успеваемости;
-создание УМК третьего уровня на электронных носителях с широким использованием мультимедийных технологий на различных этапах профессионального обучения;
-изучение и обобщение передового опыта работы вузов по созданию и использованию в учебном процессе инновационных технологий с целью повышения качества подготовки специалистов;
-полное учебно-методическое обеспечение предстоящей реализации третьего поколения ФГЛС ВПО и др.;
Балльно-рейтинговая система тесно сопряжена с такими методическими компонентами, как УМК и АПИМы. Поэтому полный переход на балльно-рейтинговую систему оценки успеваемости студентов требует от кафедр тесной ее увязки с УМК и АПИМами, точнее включение их в структуру УМК.
Профессорско-преподавательский коллектив университета, кафедры и факультеты постоянно работают по освоению и внедрению в учебный процесс новых общеобразовательных технологий, форм и методов обучения.
Активно внедряются в учебный процесс такие методы и технологии обучения, как проблемное обучение, блочно-модульное обучение, кейс-технологии (технологии ситуационного обучения), учебные дискуссии, решение производственных задач, деловые игры, проектный метод обучения, портфолио, исследовательский метод обучения, личностно-ориентированное обучение, учебные конференции, интервьюирование, различные формы коллективного взаимообучения, текущее и межсессионное тестирование, лекции-пресс-конференции и т.д.
Кроме того, интенсивно внедряются технологии компьютерного обучения, мультимедийные средства, электронные учебники, презентации, в том числе и при защите курсовых и выпускных квалификационных работ (ВКР), дистанционные консультации по электронной почте или по мобильному телефону. Отдельные преподаватели имеют свои персональные сайты в интернете, на которые они помещают тексты лекций, планы семинарских и практических работ, методические указания по изучению, выносимых на самостоятельную работу отдельных тем и разделов курса.
Многие преподаватели довольно активно начинают осваивать и внедрять в практику своей работы интернет-ресурсы, которые располагают обширной информацией «от детских сказок до чертежей атомных бомб». При этом основное внимание использования интернет-ресурсов направлено пока, главным образом, на активизацию самостоятельной работы студентов для подготовки и написания рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ.
Однако преподаватели, которые имеют свои персональные сайты в интернете, начинают осваивать методику дистанционной работы со студентами. Так постепенно, непринужденно начинает приживаться и дистанционное обучение.
Статус классического университета предполагает главенствующую роль науки. Эта сфера деятельности неразрывно связана с образовательной деятельностью учебного заведения.
В БГУ сложились научные школы, имеющие заслуженный авторитет в научном мире России, а также странах ближнего и дальнего зарубежья.
Научно-исследовательская работа в университете ведется на кафедрах и в 20 научно-исследовательских и научно-образовательных подразделениях НИИ фундаментальных и прикладных исследований университета. В 2005-2009 гг. ученые БГУ вели научные исследования по 73 темам, охватывающие 13 отраслей наук. Заказчиками НИОКР выступали: Министерство образования и науки РФ, Федеральное агентство по науке и инновациям РФ, Федеральное агентство по образованию РФ, Министерство сельского хозяйства РФ, Российский фонд фундаментальных исследований, Российский гуманитарный научный фонд, Национальный фонд подготовки кадров, Институт археологии РАН, Институт общей физики РАН им. A.M. Прохорова, Департамент общего и профессионального образования Брянской области, Комитет природопользования и охраны окружающей среды Брянской обл., ГУ «Управление дорожного хозяйства Брянской области», ЗАО «Научно-технологический и проектный институт транспортной инфраструктуры», ООО «НПО «Медиаресурсы для образования и просвещения» и др.
Внешняя востребованность науки за последние 5 лет в целом характеризуется суммой в 48 274 тыс. руб. Только в 2009г. научными подразделениями университета выполнено по грантам научных отечественных и зарубежных фондов, хозяйственным договорам и государственным контрактам НИОКР на сумму 13 287 тыс. руб.
Собственные средства университета, направленные на проведение НИР, приобретение научного оборудования, модернизацию научно-исследовательских лабораторий, составили в 2009г. 39 621 тыс. руб.
В последнее время ректорат большое внимание уделяет созданию инновационных лабораторий и других научно-исследовательских структур и их научно-техническому оснащению.
Среди научно-исследовательских структурных подразделений университета особенно активно научная работа осуществляется:
-Научно-исследовательской лабораторией физико-химических свойств твердого тела совместно с Институтом общей физики им. Прохорова РАН с 2008г. проводятся исследования в области индустрии наносистем и материалов. Работы выполняются в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы». Результатом исследования является разработка новых лазерных материалов в виде монокристаллов и наноструктурных керамик, которые применяются в области медицины, космической отрасли, используются ВПК (военно-промышленным комплексом).
-Инновационным центром «Биотехнологии и экологии» под руководством профессора И.Я. Нам проводятся фундаментальные и прикладные исследования по биотехнологии растений и животных и нанобиотехнологии живых систем. НИР финансируются в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы», «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг., а так же в рамках ведомственной целевой программы Рособразования «Развитие научного потенциала высшей школы».
-НИЛ «Флористики и геоботаники» под руководством профессора А.Д. Булохова занимается проблемами эколого-флористической классификации флоры и растительности, изучением состояния редких и охраняемых видов растений. Научный коллектив является исполнителем государственного контракта с Администрацией Брянской обл. по разработке биотехнологических подходов для сохранения исчезающих и редких растений, занесенных в Красную книгу Брянской области, выполняемого в рамках областной целевой программы «Развитие научной деятельности в Брянской области» (2008-2010 гг.). По заказу Комитета природопользования и охраны окружающей среды, лицензирования отдельных видов деятельности Брянской области НИЛ с 2008г. осуществляет ведение и мониторинг Красной книги Брянской области в рамках областной целевой программы «Охрана окружающей природной среды Брянской области» (2006-
2010гг.). Лаборатория также является исполнителем гранта РФФИ «Флора и растительность радиоактивно-загрязненных приграничных территорий Брянской (России), Черниговской (Украина) и Гомельской (Республика Белорусь) областей в постчернобыльский период». Объем НИР 2009г. - 705,1 тыс. руб.
-Лаборатория археологических и этнологических исследований под руководством профессора А.Е. Шинакова ежегодно осуществляет прикладные НИР по археологическому обследованию (наблюдению) вдоль трасс реконструируемых автодорог, прокладки газопроводов, волоконно-оптических линий связи на территории Брянской, Смоленской областей с целью выявления объектов археологического наследия и разработки мероприятий по их охране. В рамках областной целевой программы «Развитие научной деятельности в Брянской области» (20082010гг.) ведутся работы по исследованию культурного наследия и туристической привлекательности Брянского региона. Лабораторией проводятся фундаментальные исследования по таким проблемам, как: «Погребальный обряд как исторический источник», «Археологическая история Брянска», «Образование Древнерусского государства», «Этнокультурная карта Среднего Подесенья: история и современность». Объем НИР в 2009г. - 3 057,2 тыс. руб.
Необходимо отметить, что инновационные образовательные центры и лаборатории, созданные при университете, направлены на развитие функциональных и прикладных исследований и разработок в области естественных наук с целью внедрения результатов интеллектуальной деятельности в народное хозяйство, доведения до производства научных разработок и научных идей, генерируемых учеными университета, а также создания потенциальных мест работы для выпускников.
Завершена подготовка пакета документов на создание при университете хозяйственного общества ООО «Малое инновационное предприятие - БГУ» -«Бионанотехнология».
В соответствии с государственным контрактом №4 от 16.12.08г. с департаментом экономического развития администрации Брянской области на выполнение работ по «Исследованию инновационного потенциала Брянской области» с целью развития технологий в сфере фундаментальных исследований при университете создан офис «Центр трансферта технологий».
Неотъемлемой частью подготовки специалиста в системе высшего профессионального образования является научно-исследовательская работа студентов (НИРС), которая оказывает существенное влияние на повышение качества образования, содействует решению кадровой проблемы в науке и образовании, успешной адаптации молодежи в обществе и на рынке труда.
В университете студенческая научно-исследовательская деятельность сконцентрирована в студенческих исследовательских бюро (СИБах) и регулируется Положением о СИБ. Основное развитие в университете получили следующие формы внеучебной научной работы со студентами: проведение предметных олимпиад, конференций, конкурсов, научных работ и лучших рефератов, работа студентов в хоздоговорах и госбюджетах НИР, экспедициях, полевых практиках, социологических исследованиях, студенческих исследовательских бюро, кружках и других научных объединениях, изобретательская деятельность.
В 2009 году на базе кафедр и факультетов работало 170 студенческих бюро, в которых занимались научно-исследовательской работой 1226 студентов.
По сравнению с предыдущим периодом значительно увеличилось количество конкурсов на лучшую НИР студентов, количество научных публикаций, в т.ч. и без соавторов-сотрудников вуза.
Объем внебюджетных средств, выделенных на организацию научно-исследовательской работы студентов университета, составил в 2009 году 486157 руб.
Университет является центром воспитательной и культурно-просветительской работы в регионе, созданы полноценные условия для раскрытия творческого потенциала студентов, повышения их социальной обеспеченности и защищенности.
Приоритетные позиции в организации воспитательной деятельности университета занимает работа по формированию здорового образа жизни студентов и сотрудников, чувства патриотизма, сохранению и соблюдению традиций вуза, морально-нравственному и эстетическому воспитанию студентов.
Ежегодно университет становится инициатором и активным участником различных культурно-просветительных мероприятий: литературных чтений, художественной самодеятельности, выставок живописи российских художников, музыкальных вечеров и др.
Ректорат постоянно организует встречи студентов и преподавателей с видными писателями, поэтами, артистами (Е.А. Исаевым, Е.А. Евтушенко, Л.А. Гурченко, Э.С. Пьехой, Г. Каменным и др.).
Вопросы нравственного воспитания легли во взаимодействия с брянской епархией в лице епископа Брянского и Севского Феофилакта.
В университете функционирует студенческий совет, студенческая профсоюзная организация. Основными функциями студенческого самоуправления являются финансово-бытовые вопросы жизнедеятельности студентов, отдых, защита прав студентов, культурно-массовая работа.
В настоящее время на базе студенческого клуба работают кружки и коллективы художественной самодеятельности: драматический; СТЭМ; команда КВН; аэробика; студия по обучению игре на баяне; студия эстрадного танца; танцевальный кружок; кружок художественного слова; дискуссионно-педагогический клуб «Диалог»; клуб гражданского форума; клуб туристов; клуб авторской песни. Многие студенты участвуют в мероприятиях, проводимых в вузе: «Студенческая весна», «Первокурсник», «Мисс БГУ», «Великолепная пятерка», «День открытых дверей», концерты к праздничным дням и др. О работе, проводимой со студентами университета, наглядно говорят дипломы за призовые места в различных конкурсах областного и всероссийского масштаба. Команда КВН становилась неоднократным призером Всероссийских конкурсов, в течение ряда последних лет студенты университета становятся победителями областного конкурса «Студенческая весна». Ежегодно на базе университета проходит Интернет-фестиваль, объединяющий студентов вузов региона.
Большое внимание в университете уделяется организации спортивно-оздоровительной работы и формированию здорового образа жизни студенческой молодежи. Реализуется комплексная программа "Здоровье", предусматривающая профилактику СПИДа, наркомании, аддитивного поведения в целом. Работают спортивные секции, ежегодно в университете проводятся спартакиады по 11 видам спорта, студенты участвуют в спартакиадах города и области, зональных соревнованиях, в которых занимают ведущие места. Два студента являются членами сборной страны по легкой атлетике, в числе студентов университета - члены олимпийской сборной России.
В университете работают объединения по интересам, студенческие отряды. К их числу можно отнести клуб туристов, студенческий корпус спасателей, службу студенческой правовой помощи «Арбитр» и другие студенческие объединения. На протяжении ряда лет на базе БГУ организована деятельность студенческих отрядов: педагогического, оперативного, поисково-туристического, экологического, археологического, каждый и которых работает с учетом профессиональной специфики и социальных потребностей региона. В рамках деятельности студенческих отрядов ведете работа в загородных оздоровительных учреждениях в качестве вожатых и воспитателей, руководителей клубов по месту жительства, участие в реализации социальных проектов «Живая вода», «Биоразнообразие», «Курган», «Спасатель» и др.
Студенты принимают участие в ежегодных предметных олимпиадах (педагогическая, юридическая, олимпиада по фонетике и др.), научно- практических конференциях, отражающих воспитательные аспекты (традиционная конференция «Совершенствование образовательного процесса как социально-педагогическая проблема», организуемая кафедрой педагогики, международная конференция «Психолого-педагогические проблемы воспитания подрастающего поколения» и др.). Студенты юридического факультета являются
участниками Летних и Зимних школ «Академия прав человека» в г. Ставрополе, семинара «Права ребенка - права человека», организуемого на базе Тверского фонда поддержки юридического образования (г. Тверь). На базе университета ежегодно проводятся олимпиады школьников. Преподаватели вуза принимают участие в распространении научных идей среди населения области, выступая с лекциями перед различной аудиторией, в прессе, периодической печати, на телевидении и др.
Руководством университета бережно сохраняются традиции родного вуза. Установлены памятные даты - День университета (1 октября), День академика И.Г.Петровского (18 января), яркими событиями для всего коллектива стало празднование 75-летия университета, 30-летия со дня переезда педагогического института в город Брянск и 25-летия со дня открытия памятника Учителю.
Можно с уверенностью утверждать, что Брянский государственный университет стал центром культурно-просветительской работы в регионе.
Дальнейшее поступательное развитие БГУ связано с решением ряда неотложных основных задач в различных сферах деятельности. Они изложены в «Концепции развития ГОУ ВПО Брянский государственный университет имени академика И.Г.Петровского на 2010-2014 годы».
Информация о деятельности вуза, специфике его работы, спектре образовательных программ и научных школ общедоступна. Сайт университета, расположенный по адресу http : //b gunet .com, содержит полную информацию, востребованную абитуриентами, студентами, преподавателями, всеми, кого интересует вуз.
The article analyses the current state of all spheres of Bryansk State University. Short-term and medium-term prospects of the further development are shown.
The key words: curriculum and syllabus diversification; Bryansk State University is a centre of association-based sustained regional education, corporation culture, Business Centre, teaching materials, accreditation assessment tests.
Об авторе
Антюхов А.В. - доктор филологических наук, профессор Брянского государственного университета им. академика И.Г. Петровского, bryanskgu@ mail.ru.