Научная статья на тему 'Состояние и перспективы противодействия терроризму в России: теоретические и практические аспекты'

Состояние и перспективы противодействия терроризму в России: теоретические и практические аспекты Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2788
412
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / УГРОЗА / БЕЗОПАСНОСТЬ / СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ / TERRORISM / THREAT / SECURITY / NATIONAL SECURITY STRATEGY / COUNTER-TERRORISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Косарев Максим Николаевич

В статье автор анализирует современное состояние и тенденции терроризма в России с учетом изменений современных представлений о мировой безопасности и десяти лет действия Федерального закона «О противодействии терроризму». Оцениваются средства, используемые в ходе противодействия рассматриваемой угрозе, предлагаются направления совершенствования деятельности субъектов профилактики и борьбы с терроризмом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Status and prospects of counter-terrorism in Russia: theoretical and practical aspects

The article analyzes the current status and trends of terrorism in Russia, taking into account the changes of modern concepts of global security and the ten years of the Federal Law «On combating terrorism». Evaluated the tools used in the course of countering the threat under consideration, offered directions of improvement of activity of subjects of prevention and fight against terrorism.

Текст научной работы на тему «Состояние и перспективы противодействия терроризму в России: теоретические и практические аспекты»

УДК 343.34

Состояние и перспективы противодействия терроризму в России: теоретические и практические аспекты

Косарев Максим Николаевич, доцент кафедры уголовного права Уральского юридического института МВД России, кандидат юридических наук, доцент

e-mail: kmn8@mail.ru

В статье автор анализирует современное состояние и тенденции терроризма в России с учетом изменений современных представлений о мировой безопасности и десяти лет действия Федерального закона «О противодействии терроризму». Оцениваются средства, используемые в ходе противодействия рассматриваемой угрозе, предлагаются направления совершенствования деятельности субъектов профилактики и борьбы с терроризмом.

Ключевые слова: терроризм; угроза; безопасность; стратегия национальной безопасности; противодействие терроризму.

Status and prospects of counter-terrorism in Russia: theoretical and practical aspects

Kosarev Maksim Nikolaevich,

Assistant professor of the Department of Criminal law of the Ural Law Institute of the Ministry of the Interior Affairs of the Russian Federation, Candidate of juridical sciences, Аssociate professor

The article analyzes the current status and trends of terrorism in Russia, taking into account the changes of modern concepts of global security and the ten years of the Federal Law «On combating terrorism». Evaluated the tools used in the course of countering the threat under consideration, offered directions of improvement of activity of subjects of prevention and fight against terrorism.

Key words: terrorism; threat; security; the national security strategy; counter-terrorism.

Современный мир сталкивается с качественно новыми многовекторными угрозами безопасности природного, техногенного, социального характера - это изменение климата, деградация окружающей среды, эпидемии и пандемии новых и ранее известных заболеваний, развитие и распространение информационно-телекоммуникационных технологий, робототехники, используемых в деструктивных целях, трансформация геополитических взаимоотношений, вооруженные конфликты, международный терроризм, незаконная миграция, наркоторговля, организованная преступность и т. д.

Терроризм как негативное явление представляет собой опаснейшую угрозу для любого государства и общества. Так, в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации1 определено, что одним из источников угроз государственной и общественной безопасности выступает деятельность террористических и экстремистских организаций, направленная на насильственное изменение конституционного строя

1 Далее - РФ.

РФ, дестабилизацию работы органов государственной власти, уничтожение или нарушение функционирования военных и промышленных объектов, объектов жизнеобеспечения населения, транспортной инфраструктуры, устрашение населения, в том числе путем завладения оружием массового поражения, радиоактивными, отравляющими, токсичными, химически и биологически опасными веществами, совершение актов ядерного терроризма, нарушение безопасности и устойчивости функционирования критической информационной инфраструктуры РФ2.

Российское государство одним из первых ощутило на себе опасное воздействие современного технологичного терроризма XXI века. 2016 год ознаменовался датами, напоминающими нам о годовщинах резонансных террористических актов в современной истории (15-летие теракта 11 сентября 2001 г. в США, 5-летие

2 О Стратегии национальной безопасности РФ: указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. 1Ж1-: http://www.pravo.gov.ru.

взрыва в аэропорту Домодедово 24 января 2011 г.), а также с датами, связанными с политикой противодействия указанному негативному явлению (10-летие действия Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму»).

Современное состояние практики противодействия терроризму в нашей стране можно охарактеризовать как контролируемое и стабильное, но достижение этого статуса потребовало от общества привлечения значительных сил, средств, а зачастую - и самопожертвования.

Как уже говорилось, сталкиваясь с проявлениями идеологии и практики современного терроризма, в России усиленно и целенаправленно, порой на основе трагического опыта, выстраивалась комплексная система противодействия терроризму, структурно включающая в себя политические, организационные, правовые, социально-экономические, информационные, технологические и иные меры.

Все они обрели нормативное закрепление в антитеррористическом законодательстве, точкой сборки и притяжения которого выступил Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму»1, а также другие федеральные законы2, в том числе и Уголовный кодекс РФ3, нормативные правовые акты Президента РФ4, нормативные правовые акты Правительства РФ5 и принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти6.

1 О противодействии терроризму: Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http:// www.pravo.gov.ru.

2 См., например: Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 «О безопасности»; Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

3 Далее - УК РФ.

4 См., например: указ Президента РФ от 14 июня 2012 г. № 851 «О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства»; указ Президента РФ от 26 декабря 2015 г. № 664 «О мерах по совершенствованию государственного управления в области противодействия терроризму».

5 См., например: постановление Правительства РФ от 25 марта 2015 г. № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)»; постановление Правительства РФ от

6 августа 2015 г. № 804 «Об утверждении Правил определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей».

6 См., например: Приказ ФСБ России от 16 октября 2010 г. № 507 «О денежном вознаграждении лиц, оказывающих содействие в выявлении, предупреждении, пресечении, рас-

Следует отметить, что системный подход в создании специализированных нормативных актов, содержащих комплекс мер, направленных на противодействие терроризму, является общемировой тенденцией (КНР, США, Великобритания, Малайзия, ОАЭ и т. д.).

Нормативные акты в сфере антитеррора позволяют:

1) установить границы правового регулирования общественных отношений;

2) определить цель деятельности, сформулировать и реализовать задачи по ее достижению;

3) представить терминологический аппарат как инструмент деятельности;

4) создать формализированную систему политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер, направленных на профилактику и борьбу с негативным явлением, а также минимизацию его последствий;

5) определить силы и средства обеспечения безопасности;

6) установить компетенцию и разграничить полномочия субъектов, ответственных за организацию, реализацию, контроль и корректировку указанной деятельности и т. д.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» система противодействия терроризму в России включает в себя деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц:

а) по предупреждению терроризма, в т. ч. по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);

б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);

в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Особо следует отметить, что в основе противодействия терроризму закрепляется постулат о том, что данной многоуровневой угрозе противостоят все возможные субъекты в РФ, начиная от государства в целом и заканчивая конкретным физическим лицом.

В рамках применения правовых мер противодействия терроризму осуществляется формирование опыта, его описание, оценка и формулирование рекомендаций по совершенствованию правового обеспечения противодействия терроризму с учетом возникновения новых террористических угроз. Например, активное обучение террористов в целях овладения знаниями, умениями и навыками террористической деятельности привело к необходимости криминализации такого деяния в ст. 205.3 «Прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности» УК РФ.

Учитывая повышенную общественную опасность террористической практики, следует определить те-

крытии и расследовании террористического акта, выявлении и задержании лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших такой акт».

зис о том, что она всегда запрещена нормами уголовного права, которое обладает наибольшим потенциалом средств законного карательного воздействия со стороны государства.

Анализируя ретроспективное развитие уголовного законодательства России начиная с середины 2000 гг., мы можем констатировать, что в нем стал формироваться правовой институт, охраняющий общество от терроризма. Проведя анализ текста УК РФ, необходимо определить следующие статьи, содержащие нормы, регулирующие уголовно-правовые отношения по борьбе с терроризмом:

1) Общая часть УК РФ: ст. 20, 35, 56, 57, 63, 64, 73, 78, 79, 82, 83, 92, 1041;

2) Особенная часть УК РФ: ст. 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 205.6, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 281, 360, 361 и другие, совершенные в связи с террористической деятельностью.

Следует отметить тенденцию усиления карательного воздействия уголовного права в отношении террористических деяний во вновь принимаемых и изменяемых нормах. Например, запрет на условное осуждение, увеличение максимальных сроков лишения свободы по совокупности преступлений до 30 лет и совокупности приговоров - до 35 лет, включение в некоторые санкции такого вида наказания, как пожизненное лишение свободы, максимизация наказаний в виде лишения свободы на определенный срок, отмена сроков давности, реагирование относительно появления новых форм и методов терроризма и др. В рамках реализации уголовной антитеррористической политики активно создаются нормы с двойной превенцией, когда криминализируется предварительная террористическая деятельность, что приводит к увеличению зарегистрированных в России преступлений террористического характера (см. табл. 1)

Таблица 1

Динамика зарегистрированных преступлений террористического характера в Российской Федерации

за 2006-2015 гг.

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Зарегистрировано преступлений террористического характера в Российской Федерации 1781 759 642 654 581 622 637 661 1127 1531

И это, в свою очередь, позитивно влияет на практику предупреждения совершения террористических актов1, в частности, начиная с 2006 г. мы можем наблюдать снижение количества совершаемых терактов с установлением стабилизации регистрируемых фактов, причем в последние годы, как правило, террористиче-

ские акты пресекаются на стадиях приготовления или покушения. Динамика зарегистрированных террористических актов в Российской Федерации выглядит следующим образом: 2006 г. - 112; 2007 г. - 48; 2008 г. -10; 2009 г. - 15; 2010 г. - 31; 2011 г. - 29; 2012 г. - 24; 2013 г. - 31; 2014 г. - 33; 2015 г. - 82.

Динамика зарегистрированных террористических актов в Российской

Федерации за 2006-2015 гг.

При этом уголовно-правовые инструменты борьбы с терроризмом постоянно совершенствуются. Так, изменения в УК РФ в связи с противодействием терроризму вносились следующими федеральными законами: от 27 июля 2006 г. № 153-ФЗ; 30 декабря 2008 г. № 321-ФЗ; 27 декабря 2009 г. № 377-ФЗ; 27 июля 2010 г. № 197-ФЗ; 9 декабря 2010 г. № 352-ФЗ; 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ; 2 ноября 2013 г. № 302-ФЗ; 5 мая 2014 г. № 130-

ФЗ,6июля2016 г. № 375-ФЗ. Следует сделать вывод, что зачастую уголовное законодательство изменяется как ответ государства на произошедшие резонансные террористические акты и выявленные в ходе применения норм права проблемы криминализации, толкования, квалификации. Это не всегда сказывается положительно на качестве вновь включаемого законодательного

1 Статья 205 УК РФ.

2 Общие сведения о состоянии преступности [Электронный ресурс] // Сайт МВД России. URL:http://www.mvd.ru.

материала с учетом требования необходимости быстрого реагирования на возникшие угрозы. В связи с чем работа по формированию антитеррористического законодательства, направленного именно на создание условий, предупреждающих деяния терроризма, должна носить приоритетный характер в современной российской антитеррористической политике.

Позитивные тенденции в политике противодействия терроризму в России отмечают и зарубежные исследователи. Так, Институт экономики и мира, выпускающий ежегодный доклад «Глобальный индекс терроризма» («Global Terrorism Index»), отмечает динамику снижения опасности терроризма, наблюдаемую в нашей стране в 2006-2015 гг.

Таблица 2

Динамика Индекса терроризма в Российской Федерации в 2006-2015 гг.1

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Индекс терроризма 6,338 5,947 6,006 6,15 6,648 6,647 6,54 6,468 6,053 5,43

Место Российской Федерации в рейтинге стран 7 10 13 12 7 8 10 11 23 30

Следует отметить, что Концепция противодействия терроризму в РФ2 называет нам основные тенденции современного терроризма:

а) увеличение количества террористических актов и пострадавших от них лиц;

б) расширение географии терроризма, интернациональный характер террористических организаций, использование международными террористическими организациями этнорелигиозного фактора;

в) усиление взаимного влияния различных внутренних и внешних социальных, политических, экономических и иных факторов на возникновение и распространение терроризма;

г) повышение уровня организованности террористической деятельности, создание крупных террористических формирований с развитой инфраструктурой;

д) усиление взаимосвязи терроризма и организованной преступности, в том числе транснациональной;

е) повышение уровня финансирования террористической деятельности и материально-технической оснащенности террористических организаций;

ж) стремление субъектов террористической деятельности завладеть оружием массового поражения;

з) попытки использования терроризма как инструмента вмешательства во внутренние дела государств;

и) разработка новых и совершенствование существующих форм и методов террористической деятельности, направленных на увеличение масштабов последствий террористических актов и количества пострадавших.

Все указанные тенденции в последние годы нашли свое реальное воплощение в жизни, а также отчасти присущи и российской действительности.

Отметим еще одну важную тенденцию, которая будет играть значительную роль в решении вопросов противодействия терроризму, - это активное приме-

1 Составлена автором по Global-Terrorism-Index [Электронный ресурс] // URL: http://www.visionofhumanity.org/#page/ indexes/terrorism-index.

2 Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации: утверждена Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 г. [Электронный ресурс] // URL: http://www. consultant.ru (дата обращения: 20 июня 2014 г.).

нение в террористической преступности информационно-телекоммуникационных технологий.

Информационно-телекомуникационные сети (включая сеть Интернет) позволяют дистанционно, ускоренно, массово и анонимно осуществлять коммуникации для распространения идеологии, поиска, привлечения, вербовки рекрутов, координации и планирования преступлений террористической направленности.

В Докладе Генерального секретаря ООН говорится, что информационно-коммуникационные технологии являются важнейшим инструментом Исламского государства Ирака и Леванта3 и в огромной степени обеспечивают ИГИЛ и его фракциям возможность функционировать, производить вербовку в свои ряды и совершать нападения. Налицо все больше свидетельств обмена в Интернете учебными видеофильмами и материалами, в частности посвященными планированию и осуществлению нападений либо изготовлению самодельных взрывных устройств, а также использованию стрелкового оружия и легких вооружений4.

Эксперты ООН в Восемнадцатом докладе Группы по аналитической поддержке и наблюдению за санкциями, представленном во исполнение резолюции 2253 (2015) по ИГИЛ (ДАИШ), «Аль-Каиде» и связанным с ними лицам, группам, предприятиям и организациям, констатировали тот факт, что террористы и террористические организации увеличили число сообщений, распространяемых через «темный Интернет» или с использованием программ шифрования текстов. В результате этого значительно возросло число лиц, которыми необходимо заниматься полиции и службам безопасности, и существенно осложнилась задача расследования их деятельности, что создает дополнительное бремя для государств-членов. Более активное использование методов шифрования лишило даже са-

3 Далее - ИГИЛ.

4 Доклад Генерального секретаря об угрозе для международного мира и безопасности, которую создает ИГИЛ (ДАИШ), и о масштабах усилий Организации Объединенных Наций по оказанию поддержки государствам-членам в борьбе с этой угрозой [Электронный ресурс]. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UND0C/GEN/N16/150/28/PDF/N1615028.pdf? OpenElement.

мые современные учреждения возможности понимать смысл огромного количества сообщений, в результате чего государства-члены, возможно, в значительной степени утратили свое технологическое преимущество над террористическими группами, которым они обладали ранее1.

При этом принимаются меры по противодействию угрозе злонамеренного использования информационно-коммуникационных технологий. Однако киберэко-система по-прежнему развивается весьма динамично и быстро адаптируется под вновь разработанные меры противодействия. Более того, как следствие появления возможностей для анонимизации сообщений, шифрования и дистанционного хранения данных связь между деятельностью ИГИЛ и «Аль-Каиды» в Интернете и их физическим местонахождением стала менее заметной. Дополнительные трудности создает использование этими группами «темного Интернета» и других анонимных сервисов2.

В России активно ведется работа по противодействию применению указанных технологий. Федеральным законом от 6 июля 2016 г. № 375-ФЗ в ст. 205.2 УК РФ включен признак, отягчающий уголовную ответственность за публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма с использованием «информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет». Принят Федеральный закон от 6 июля 2016 г. № 374-ФЗ, регулирующий вопросы контроля информационно-коммуникационных технологий в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности. Верховный Суд РФ в целях обеспечения единства судебной практики дает разъяснения относительно вопросов квалификации преступлений террористической направленности, совершаемых в том числе и с использованием информационно-телекоммуникационных сетей3.

В завершение хотелось бы отметить, что в России, столкнувшейся с терроризмом как с одной из опаснейших угроз государственной и общественной безопасности, удалось сформировать и обеспечить эффективную работу национальной антитеррористической системы, которая оперативно реагирует на актуальные проявления и новые вызовы терроризма, находится в постоянной готовности и обеспечивает безопасность населения. При этом активная комплексная работа по

1 Восемнадцатый доклад Группы по аналитической поддержке и наблюдению за санкциями, представленный во исполнение резолюции 2253 (2015) по ИГИЛ (ДАИШ), «Аль-Каиде» и связанным с ними лицам, группам, предприятиям и организациям [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ en/ga/search/view_doc.asp?symbol=S/2016/629&referer=/ english/&Lang=R.

2 Там же.

3 См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 3 ноября 2016 г. № 41 «О внесении изменений в постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 февраля 2012 г. № 1 "О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности" и от 28 июня 2011 г/ № 11 "О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности"».

предупреждению террористических угроз является приоритетной для российского государства на ближайшую перспективу.

Список литературы

1. Восемнадцатый доклад Группы по аналитической поддержке и наблюдению за санкциями, представленный во исполнение резолюции 2253 (2015) по ИГИЛ (ДАИШ), «Аль-Каиде» и связанным с ними лицам, группам, предприятиям и организациям [Электронный ресурс]. - URL: http://www.un.org/en/ga/search/view_doc. asp?symbol=S/2016/629&referer=/english/&Lang=R.

2. Доклад Генерального секретаря об угрозе для международного мира и безопасности, которую создает ИГИЛ (ДАИШ), и о масштабах усилий Организации Объединенных Наций по оказанию поддержки государствам-членам в борьбе с этой угрозой [Электронный ресурс]. - URL: https://documents-dds-ny. un.org/doc/UNDOC/GEN/N16/150/28/PDF/N1615028. pdf?OpenElement.

3. Общие сведения о состоянии преступности [Электронный ресурс] // Сайт МВД России. - URL: http:// www.mvd.ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Global-Terrorism-Index [Электронный ресурс]. -URL: http://www.visionofhumanity.org/tpage/indexes/ terrorism-index.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.