ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА
СОСТОЯНИЕ И ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И.В. Казьмина, канд. экон. наук e-mail: [email protected] Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» Т.В. Щеголева, канд. экон. наук, доцент e-mail: [email protected] Воронежский государственный технический университет
В статье проводится анализ перспективного сектора в отечественной экономике—электронной торговли. С использованием результатов анализа определены состояние и основные тенденции развития отечественной электронной торговли на основе информационных технологий
Ключевые слова: электронная торговля, информационные системы управления предприятием, сеть Интернет, факторы развития и организации электронной торговли, платежные системы
STATE AND MAIN TRENDS OF DEVELOPMENT OF DOMESTIC E-COMMERCE BASED ON INFORMATION TECHNOLOGY I.V. Kazmina, Candidate of Economic Science e-mail: [email protected] Military educational scientific center air force air force Academy named after professor N. E. Zhukovsky and Y. A. Gagarin T.V. Schegoleva, Candidate of Economic Science, Assistant Professor
e-mail: [email protected] Voronezh State Technical University
In the article the analysis ofpromising sectors in the domestic economy—e-Commerce. Using the results of the analysis identified the state and main trends of development of domestic e-Commerce based on information technology
Key words: electronic Commerce, information system of enterprise management, the Internet, factors of development and organization of eCommerce, payment systems
В настоящее время наблюдается динамичное развитие перспективного сектора в отечественной экономике, который называют электронной торговлей (в других источниках -Интернет-торговлей или электронной коммерцией). Благодаря энергичному распространению широкополосного доступа к сети Интернет, в том числе с использованием беспроводных технологий, открываются совершенно новые рынки. При этом экономический спад стал катализатором развития электронной торговли (ЭТ) во всем мире. Это обусловлено тем, что с одной стороны потребители ищут для себя более выгодные сделки, а с другой -ЭТ позволяет предприятиям нести меньшие издержки.
Из-за того, что экономические отношения в сети Интернет, как и сама сеть, развиваются очень быстро, актуальных научных работ по данной теме крайне мало. Исследования пятилетней давности на данный момент становятся неактуальными. В этой связи оценка состояния и основных тенденций развития
отечественной ЭТ на основе информационных технологий является весьма актуальной, особенно с учетом последних тенденций в области развития информационных технологий на основе оборудования беспроводной связи стандарта четвертого поколения (4G).
Объектом исследования является система отечественной ЭТ как важная составляющая рынка торговых услуг.
Целью статьи является оценка состояния и основных тенденций развития отечественной ЭТ на основе информационных технологий.
Ниже, в соответствии с проектом Федерального закона (ФЗ)«Об электронной торговле», под ЭТ будем понимать «заключение путем обмена электронными документами следующих сделок, предусмотренных ГК РФ (но не ограничиваясь ими): купля-продажа, поставка, возмездное оказание услуг, перевозка, заем и кредит, финансирование под уступку денежного требования, банковский вклад, банковский счет, расчеты, хранение, страхование, поручение, комиссия,
агентирование, доверительное управление имуществом, коммерческая концессия, простое товарищество, публичное обещание награды, публичный конкурс, а также приобретение и осуществление с использованием электронных средств иных прав и обязанностей в сфере предпринимательской деятельности» [1].При этом указанный выше проект ФЗ должен регулировать отношения, возникающие между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием при совершении сделок и иных юридических действий с использованием электронных документов.
Следует отметить, что понятие ЭТ как русский эквивалент английского термина e-commerce (электронная коммерция, ЭК) не совсем точно отражает его содержание. ЭК имеет более широкое толкование, чем просто сделки купли-продажи, торговые транзакции. Поэтому, даже, несмотря на то, что ЭТ не полностью соответствует в русском языке ЭК, вслед за большинством международных организаций, аналитиков и экспертов[2], в данной статье будем считать эти термины синонимами и русское слово «торговля» расширим до английского «commerce», добавив туда производственную составляющую.
Системы ЭТ позволяют покупателю не общаться с продавцом, не тратить время в поиске нужных товаров, иметь более полную информацию о товарах. Продавец, в свою очередь, может оперативно реагировать на изменение спроса, анализировать поведение покупателей, экономить средства на персонале, аренде помещений. В настоящее время большинство сайтов ЭТ, которые можно увидеть в каталоге на сайте Magazin.ru, ее не ведут, так как они не интегрированы с экономической информационной системой управления предприятия (ИСУП), не позволяют осуществлять онлайновые платежи, требуют участия менеджера на тех или иных этапах оформления покупки.
В связи с применением на предприятиях совре-
менных информационных технологий, новыми свойствами экономических ИСУП при ведении ЭТ стали проявления, отражающие специфические черты, за счет использования электронных документов и систем оплаты, вычислительных сетей на основе беспроводных «облачных» технологий и др. При этом ИСУП, помимо решения функциональных задач управления и обеспечения системой коммуникаций сотрудников предприятия, должна выступать интегратором в связях с внешней окружением: партнёрами и конкурентами, поставщиками и потребителями. Для этого ИСУП должна поддерживать функции обмена электронными документами с контрагентами и банками, а также с пользователями сети Интернет. В частности, необходима поддержка средств взаимодействия с системами ЭТ между предприятиями на основе безналичных расчетов, между предприятием и частными лицами - потребителями его продукции. В соответствии с этим делением выделяется и два основных вида систем ЭТ, основанных на двух видах взаимодействия [3]: «бизнес - бизнес» (Business-to-Business, В2В) и «бизнес - клиент» (Business-to-Сошитег, В2С).Особенностью ЭТ по системе В2В является использование налаженных коммерческих связей, диктуемых производственной необходимостью.
Системный анализ особенностей реализации товаров и услуг с помощью существующих систем ЭТ [1 - 8] позволил выявить преимущества ее использования. В целом - это простота развертывания специализированных приложений и управление ими. Покупателям товаров и услуг следует с использованием Web-сайтов освоить только программу для просмотра каталогов, и они сразу получают доступ к средствам ЭТ.В таблице 1 приведены основные преимущества ЭТ и получаемый эффект от ее использования.
Таблица 1
№ п.п. Преимущества электронной торговли Получаемый эффект
1 Уменьшается время на доставку потребителю информации о товаре Снижение временных затрат
2 Появляется возможность круглосуточного доступа к ведению торговли без учета временных поясов Снижение временных и финансовых затрат
3 Сокращается число посредников, обеспечивается установление прямой связи производитель - покупатель Снижение финансовых затрат
4 Осуществляется в режиме реального времени межрегиональная и международная торговля(даже самые мелкие предприятия могут выходить на рынки вне своего местоположения) Снижение временных затрат, наращивание числа заказчиков
5 Повышается конкурентоспособность, давая возможность предприятиям исполнять гибкую до- и послепродажную консультацию и помощь Увеличение объемов реализации товаров
6 Создается неограниченный рост числа потенциальных заказчиков, увеличиваются рынки сбыта за счет зарубежных покупателей Расширение рынка сбыта
7 Расширяются виды информации о товаре. Web позволяет передавать не только текст, графику, но и видео, голос, потоковые данные технологических процессов Повышение качества и обоснованности рекламы о товаре
8 Аккумулируются максимумы данных о нуждах клиентов, реализуются клиентам товары, отвечающие многообразным потребностям Увеличение объемов реализации товаров, наращивание числа заказчиков
9 Сокращаются затраты на персонал и аренду торговых помещений Снижение финансовых затрат
Продолжение табл. 1
10 Расширяется разнообразие форм оплаты платежей (клиент может применять как традиционные формы, так и платежные системы Интернета) Упрощение расчетов и взаимодействия с поставщиками
11 Ускоряется оборот денежных ресурсов из-за использования схем электронных платежей Рост темпов развития отечественной экономики
12 Уменьшается объем спекулятивного капитала (снижается капитал у посредников, не являющихся производителями) Увеличение объемов инвестиций в производственную сферу
Перечисленные в таблице 1 преимущества ЭТ во многом взаимосвязаны. Поднятие с помощью ЭТ конкурентоспособности предприятия обусловлено персо-нализацией сервиса, увеличением объемов инвестиций в производственную сферу, снижение временных и финансовых затрат, уменьшением издержек на 25 -30%.
Наряду с преимуществами ЭТ, имеются и проблемы развития электронного бизнеса. В таблице 2 приведены основные проблемы развития электронного бизнеса в России.
С одной стороны - устранение перечисленных
Анализ экономических отношений, возникающих при реализации товаров и услуг с использованием сети Интернет, позволил определить основные факторы развития и организации электронной торговли, а также готовность предприятия к ведению ЭТ (рисунок1).
выше проблем при организации ЭТ обеспечит возможность построения глобального бизнеса в сети Интернет. С другой стороны -75% проектов ЭТ обычно срываются из-за неправильного планирования производства и необоснованных ожиданий по отношению к тому, что могут дать предприятию новые техноло-гии(согласно исследованию компании GartnerGroup). С целью снижения доли срывающихся проектов по ЭТ необходимо специалистам и менеджерам на предприятии отчетливо представлять основные факторы ее развития и организации.
Таблица 2
Наличие при создании электронного бизнеса перечисленных факторов, представленных на рисунке 1, позволит в полном объеме и на современном уровне реализовать ЭТна предприятии в рамках торговых систем В2В и В2С.
№ п.п. Проблемы развития электронной торговли Пути решения
1 Недостаточное число пользователей сети Интернет Создание в регионах условий для рекламы и строительства новых Интернет-сетей
2 Нехватка средств на финансирование Интернет-проектов Принятие федеральной и региональных программ по развитию Интернет-проектов
3 Необходимость расширения системы платежей с помощью кредитных карточек и платежных систем Принятие госпрограммы по созданию новых и развитию существующих финансовых инструментов
4 Необходимость развития инфраструктуры системы связи с использованием перспективных беспроводных каналов и высокоскоростных оптоволоконных линий Создание в регионах условий для завершения строительства сетей беспроводной связи стандарта 40
5 Необходимость расширения числа финансовых учреждений, предоставляющих онлайновые услуги Создание дополнительных банковских Web-узлов для осуществления товарных и финансовых операций
6 Признание законности новых перспективных платежных систем Повышение оперативности работы законодательных органов
7 Обеспечение безопасности расчетов в Интернете Строгое руководство концепцией информационной безопасности
8 Необходимость принятия в полном объеме законодательных актов по развитию ЭТ Разработка и утверждение законодательных актов об ЭТ
9 Недостаточная подготовка специалистов и менеджеров (они не обладают необходимой широтой взглядов, мотивацией для ЭТ) Повышение квалификации в вопросах организации и проведения ЭТ
Рис. 1. Основные факторы развития и организации электронной торговли
Важным моментом в развитии ЭТ является проведение электронных платежей. В российском секторе Интернета имеется больше десятка различных систем, позволяющих перечислять деньги за товары в
онлайновам режиме [2, 3]. Эти системы можно разделить на несколько типов. В таблице 3 перечислены основные типы платежных систем и приведена их перспективность.
Таблица 3
Платежные системы в Интернет и их перспективность
№ п.п. Основные типы платежныхсистем Перспективность систем
1 Платежи по пластиковым картам отечественных систем Assist-CyberPlat и др. Посредственная
2 Платежи по пластиковым картам международных систем Visa, Eurocard/Mastercard, AmericanExpress и др. Посредственная
3 Платежи с использованием «электронного кошелька»,хранящего виртуальные деньги Высокая
4 Платежи с пользовательских счетов провайдеров сети Интернет Посредственная
5 Платежи по смарт-карточкам (система, например,"СБЕРКАРТ" Сбербанка России) и др. Небольшая
Их таблицы 3 следует, что наиболее перспективной платежной системой является система с использованием «электронного кошелька». Эта система базируется на применении специального программного обеспечения, хранящего виртуальные деньги. Электронные деньги возникают в кошельке только после того, как пользователь перевел на счет компании-владельца системы свои реальные накопления. В этом случае необходимо в полном объеме доверять предприятию, поддерживающему эту систему. Наличие комиссионного сбора в подобной системе от каждой операции снижает число пользователей. Однако, по общемировому прогнозу технология «электронных кошельков» в будущем вытеснит из Интернета платежи по электронным картам[3].
В любой стране мира, если пользователей Интернета менее 10% населения, развивать направление В2С и В2Вочень сложно [3]. По России этот показатель на начало 2016 года составил 70,4%. При этом наиболее высокий уровень проникновения Интернета - в Москве (81% населения), в крупных городах этот показатель составляет 71%, а в малых городах и селах
- 62%. К 2018 году число пользователей Интернета в России составит более чем 90% населения [5].Следовательно, имеется значительный потенциал для развития ЭТ в России.
В мире темпы развития ЭТ высоки, например, в США они составляют 10%. По объемам ЭТ сейчас лидируют США и Китай. По прогнозам экспертов после 2016 года вперед также выйдут Аргентина, Мексика, Бразилия, Россия, Италия. При этом темпы роста ЭТ Китая по-прежнему останутся самыми высокими.
Рынок ЭТ в России в настоящее время находится на стадии интенсивного развития. Доля рынка в России невелика в общем объеме торговли и составляет примерно 3,5%.Поэтому о существенном влиянии ЭТ на отечественную экономику говорить не приходится, хотя все современные виды ЭТ уже существуют и в России. На рисунке 2 приведен прогноз темпов роста ЭТ в России в период до 2018 года на основе данных, приведенных в [6,7]. Как следует из рисунка 2, темпы роста ЭТ в России в период 2017 года будут составлять примерно 8 - 10%.
Прогноз темпов роста электронной торговли в России
4P
SV р
m
а т с
о р
п м е
40 35 30 25 20 15 10 5
• • ■ 34
• •
• •
19 "**•••J 17
10
2012 год 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год
Время
Рис.2. Темпы роста электронной торговли в России в период
Наиболее активно в России будет развиваться трансграничная ЭТ (направление В2С) в российских регионах. Во многом это обусловлено тем, что Интернет активно проникает в города с населением 100 тысяч и более жителей. Объем трансграничной торговли в 1 квартале 2016 года вырос более чем вдвое по сравнению с аналогичным периодом 2015 года[6]. В 2016 году российские покупатели потратят в иностранных интернет-магазинах на 37% больше, чем в прошлом. Отечественный рынок трансграничной ЭТ в целом за год вырастет на 15%. Такой прогноз сделала Ассоциация компаний интернет-торговли на основании исследования, подготовленного совместно с компанией GFK и Почтой России. Однако покупатели, особенно в регионах России, пока не очень доверяют интернет-торговле и сталкиваются с трудностями при оплате и возврате товара, а также при его доставке.
На основании проведенных исследований состояния и основных тенденции развития отечественной электронной торговли на основе информационных технологий, можно сделать следующие выводы.
1. Электронная торговля на предприятии не исчерпывается созданием Web-сайта в Интернете, а представляет собой использование компьютерных и беспроводных технологий и накопленного опыта с учетом осуществления глубокой перестройки методов и проведения деловых операций с использованием информационных систем управления предприятием через Интернет и соответствующие сетевые и беспроводные «облачные» технологии.
2. Электронная торговля и глобальные сети Интернет являются новыми реалиями отечественной экономики, которые делают актуальной проблему модернизации экономических информационных систем управления предприятием в части обеспечения возможностей реализации всех бизнес-процессов в электронном виде: купля-продажа, поставка, возмездное оказание услуг, перевозка, заем и кредит, банковский вклад, банковский счет,
расчеты и другие операции.
3. Доля рынка электронной торговли в России общем объеме торговли составляет примерно 3,5%.Темпы роста электронной торговли в России в период 2016 - 2017 годы будут составлять примерно 8 - 10%.Наиболее активно в России будет развиваться трансграничная электронная торговля (направление B2C) в российских регионах.
Литература
1. Овсейко, С. В. Электронная торговля. Финансовые и правовые аспекты. Изд-во: Амалфея, 2009.
2. Усольцев, А.А. Информационные системы в экономике: Конспект лекций. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский политехнический университет», 2009. - 69 с.
3. Казьмина, И.В. Механизмы стимулирования инновационной деятельности промышленных предприятий региона. // В сборнике: Актуальные вопросы развития экономики России. Воронеж, 2013. с. 69-81.
4. Казьмина, И.В. Создание и особенности функционирования региональных инновационных систем. // Территория науки. 2014. № 6. с. 57-65.
5. Валько, Д.В. Институциональный механизм российского рынка электронной торговли: монография / Д.В. Валько, Р.И. Гарипов, М.А. Пестунов, - Челябинск: Юж.-Урал. ин-т упр. и экономики, 2012. - 164 с.
6. Казьмина, И.В., Смольянинова И.В., Щеголева Т.В. Развитие методологии корпоративного финансового планирования // В сборнике: В мире науки и инноваций сборник статей Международной научно-практической конференции: в 3-х частях. 2016. С. 65-67.
7. Туровец, О.Г. Организация реинжиниринга производственных процессов на промышленном предприятии: монография / О.Г. Туровец, И.В. Мас-лова. - Воронеж: Воронеж. гос. техн. ун-т, 2007. 235 с.
0