ИТ- менеджмент
В.К. Гасников,
д.м.н., профессор, директор РМИАЦ М3 УР, заведующий курсом медицинской информатики и управления ИГМА Т.В. Зарубина,
д.м.н., профессор, заведующий кафедрой медицинской кибернетики и информатики РГМУ
Н.Г. Куракова,
д.б.н., главный специалист ЦНИИОИ3 Росздрава
Г.С. Лебедев,
к.т.н., заместитель директора ЦНИИОИ3 Росздрава
В.Н. Савельев,
д.м.н., профессор, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения ИГМА
СОСТОЯНИЕ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
Йля современного здравоохранения характерно бурное развитие информационных технологий, в том числе на основе передовой вычислительной техники — сегодня уже трудно предста-деятельность любого органа и учреждения здравоохранения без персональных компьютеров и телекоммуникационных средств связи. Однако это не сопровождается повышением эффективности управления здравоохранением на всех иерархических уровнях, подтверждением чему служит ухудшающееся здоровье населения, низкая результативность проводимых в течение двух десятилетий преобразований, нарастающая неудовлетворенность населения организацией и качеством медицинской и лекарственной помощи, постоянный дефицит ресурсов в отрасли с одновременным их неэффективным использованием. К этому следует добавить продолжающийся демографический кризис, который по-прежнему является серьезной угрозой национальной безопасности нашей страны.
Для оценки состояния и разработки путей совершенствования компьютерных технологий чрезвычайно важно понять, на каком этапе развития этого направления деятельности мы находимся. Различными авторами используются разные подходы к выделению таких этапов. Наиболее общий подход, основанный на эволюции носителей информации, методов ее получения, обработки и хранения, предложил еще 20 лет назад академик В.М. Глушков (1987), выделив добумажный, бумажный и безбумажный периоды развития информатики. Профессор С.А. Гаспарян (2002), учитывая эволюцию технических средств и роли государственной политики в этом вопросе, выделял такие периоды развития информатизации в здравоохранении, как: зарождение (до 1965 г.), начальный (1965-1975 гг.), государственно-политический (1975-1985 гг.), перестро-
© В.К. Гасников, Т.В. Зарубина, Н.Г. Куракова, Г.С. Лебедев, В.Н. Савельев, 2007 г.
Менеджер
здравоохранения
l/IT-менеджмент
ечный (1985-1995 гг.) и реформенный (с 1995 г. по настоящее время). Профессор А.С. Киселев (2002) в эволюции медицинских информационных систем выделил такие этапы, как технический, эпидемиологический, моделей болезней, а также мониторинга здоровья, основанного на базах данных. Нам представляется целесообразным, взяв за основу степень обеспечения процессов управления, рассматривать такие этапы, как информационно-технический (1965-1980 гг.), системно-аналитический (1980-1995 гг.), и содержательно-технологический (с 1995 г. по настоящее время).
Анализируя итоги и состояние развития компьютерных технологий информатизации здравоохранения, трудно дать им однозначную оценку. С одной стороны, сделано очень много, и налицо определенные положительные результаты. С другой стороны, не все из того, что намечалось, было реализовано. Так, не удалось выйти на тот уровень безбумажной информатики, который предполагался концепцией развития информатизации здравоохранения России на 1992-2005 гг. Кроме того, в последнее время стали проявляться определенные специфические особенности развития информатизации в здравоохранении, о чем будет сказано чуть ниже.
Использование автоматизированных информационных систем в здравоохранении является сложным научно-техническим и социально-экономическим процессом и
зачастую служит мощным катализатором развития всех направлений медицины. При этом успех развития АИС на любом уровне управления зависит от эффективности реализации пяти классических элементов обеспечения, включающих технический, программный, информационный, организационный и кадровый компоненты.
В современных условиях чрезвычайно важно сформулировать круг проблем, устранение которых позволит существенно повысить эффективность работ по информатизации управления здравоохранением.
Сначала необходимо остановиться на техническом факторе, поскольку все красивые идеи, оригинальные проекты и модели останутся доступными лишь ограниченному числу состоятельных учреждений здравоохранения, если не будут наконец-то предприняты действенные меры по оснащению рядовых ЛПУ средствами вычислительной техники, и прежде всего на первичном звене медицинской помощи. Вместе с тем, оснащенность ПК рабочих мест в здравоохранении еще очень незначительна, и это лежит в основе малой доли медработников, использующих в своей деятельности средства вычислительной техники.
Так, по данным годовых отчетов (отчетная форма №30, раздел VII, табл. 7000 и 7001), оснащенность учреждений здравоохранения страны средствами вычислительной техники за 2002-2006 гг. возросла в 1,9 раза (рис. 1). Однако при этом на 100 медицинских работ-
Общее число ПЭВМ в отрасли (обе.)
300000
250000
200000
150000
100000
50000
0
143904
1
168613
+17,2%
191772
+13,7%
231169
+20,5%
271296
+ 17,3%
2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.
Обеспеченность ПЭВМ на 100 медработников (врачи + ср.)
2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.
Рис. 1. Динамика обеспеченности СВТ в РФ за 2002-2006 гг.
енеджер
здравоохранения ,
60
ИТ- менеджмент
Чукотский АО Ненецкий АО Ханты-Мансийский АО Ямало-Ненецкий АО Тюменская обл.
Москва Таймырский АО Мурманская обл. Ленинградская обл. Самарская обл.
РФ
Курская обл. Смоленская обл. Респ. Мордовия Карачаево-Черкесская Респ.
Респ. Калмыкия Респ. Дагестан Чеченская Респ. Респ. Ингушетия Респ. Сев. Осетия-Алания Кабардино-Балкарская Респ.
О 5 10 15 20 25 30 35 40
Рис. 2. Обеспеченность ПЭВМ по выборочному кругу регионов РФ за 2006 год
(на 100 медработников)
1. Уральский 2. Северо-Западный 3. Центральный 4. Дальневосточный
15,6
14/
14/
1<,1
РФ
5. Сибирский 6. Приволжский 7. Южный
Темп прироста 2006/2005\ 2005/2004
+ 15,3% + 18,7%
+ 12,9% +22,5%
+14,4% +20,4%
+ 15,5% +21,4%
+ 16,7% +21,5%
+ 19,4% +26,7%
+22,0% +17,8%
+ 16,4% +30,5%
0 2 4 6 8 10 12 14 16 18 20 22
Рис. 3. Обеспеченность ПЭВМ на 100 медработников по федеральным округам РФ
за 2006 год
Самарская обл. Ханты-Мансийский АО Тюменская обл. Мурманская обл.
Москва Белгородская обл. Ямало-Ненецкий АО Пермская обл. Санкт-Петербург Респ. Саха (Якутия)
РФ
Ненецкий АО Корякский АО Курская обл. Рязанская обл. Респ. Дагестан Респ. Сев. Осетия-Алания Респ. Калмыкия Респ. Ингушетия Чеченская Респ. Кабардино-Балкарская Респ.
19,3 59,8
9,7 5 4 26,2 19,4 1 45,4 44,5
lllllliii 8 ■М 8 Н 7,3 4.7 4.7 к2
О 5 10 15 20 25 30 35 40 45 50 55 60 65
Рис. 4. Среднее число ПЭВМ на 1 учреждение здравоохранения по выборочному
кругу регионов РФ за 2006 год
Менеджщ
здравоохранения
l/IT-менеджмент
ников в 2006 году приходилось всего 13,8 персональных компьютера, а темп прироста по сравнению с 2005 годом составил лишь 16,7%, что существенно ниже предыдущего периода. Разница обеспеченности ПВЭМ различных регионов страны составляет 10-15 раз (рис. 2), а среди Федеральных округов — более чем 2 раза, причем темп прироста обеспеченности средствами вычислительной техники снизился в шести Федеральных округах из семи (рис. 3). Существенно отличаются по регионам показатели насыщенности вычислительной техникой учреждений здравоохранения (рис. 4).
Особенно тревожна динамика оснащенности персональными компьютерами амбулаторно-поликлинических учреждений. Так, если в целом по отрасли парк ЭВМ за период с 2002 по 2006 гг. возрос на 88,4%, то по амбулаторно-поликлинической службе лишь на 19,7%, причем ежегодный темп прироста значительно отставал от общеотраслевого (рис. 5).
Несмотря на положительную динамику доли лечебно-профилактических учреждений, имеющих выход в Internet, этот показатель в 2006 году составил всего 72,9% со значительными колебаниями по Федеральным округам страны (рис. 6, 7).
Конечно, наличие большого числа ПЭВМ ещё не гарантирует повышения эффективности информатизации, а создает для этого только потенциальную возможность. Однако отсутствие ВТ точно гарантирует отсутствие возможности всякого продвижения вперед.
При оценке программного фактора следует признать, что разработка компьютерных технологий в здравоохранении осуществляется недостаточно комплексно. При этом слабо реализуются принципы иерархической взаимоувязки и структурно-функционального единства всех видов обеспечения (рис. 8).
Необходимо сформировать единство программных и технических подходов при разработке различных специализированных регистров на всех уровнях управления, поскольку
Темп прироста числа ПЭВМ в здравоохранении РФ за 2002-2006 гг.
2003/200212004/20031 2005/200412006/200512006/2002
Всего по отрасли +17,2%
В том числе:
- по амбулаторно-поликлиническим 3,8%
учреждениям
- по оргметодотделам и службе +og со/
медсгатистики ' °
+13,7% +20,5% + 17,3% +88,4%
+10,5% +9,7% +2,6% + 19,7%
+15,8% + 17,5% +7,6% +88,3%
Рис. 5. Динамика оснащенности ПЭВМ амбулаторно-поликлинических учреждений
(АПУ) в РФ за 2002-2006 гг.
енеджер
здравоохранения .
62
ИТ- менеджмент
80 60 40 20 0
2002 2003 2004 2005 2006
Рис. 6. Динамика доли ЛПУ, имеющих выход в Internet в здравоохранении РФ за 2002-2006 гг. (% от числа ЛПУ, оснащенных ПЭВМ)
Сибирский
Приволжский
Дальневосточный
РФ
Северо-Западный
Уральский
Центральный
Южный
1 79 9
9
I 84,5
93,3
50
60
70
80
90
100
Рис. 7. Доля ЛПУ, имеющих выход в Internet по федеральным округам РФ за 2006 год (% от числа ЛПУ, оснащенных ПЭВМ)
в Москве они разрабатываются в разных организациях, а в регионах они все концентрируются в одном и том же учреждении здравоохранения.
Следует выработать четкие критерии оценки развития и эффективности использования компьютерных технологий и обеспечить их действенный мониторинг. До сих пор нет ни одной компьютерной системы, охватывающей по какой-либо управленческой функции все иерархические уровни и все регионы.
В последнее время в регионы страны начали все чаще поступать компьютерные программы, созданные федеральными центрами. Часть из них разработаны на высоком уровне, и отвечают общепринятым требованиям к поставке, внедрению и сопровождению программных средств, например, АИС «Мониторинг медицинских изделий»
(разработчик ВНИИМТ, ген. директор — проф. Леонов Б.И.), программный комплекс «Детская инвалидность» (разработчик Мед. центр новых инф. технологий МНИИП и ДХ, директор центра — проф. Кобринский Б.А.).
Вместе с тем, есть примеры и прямо противоположного характера. Так, программный комплекс по формированию регистра на медицинских работников участковой сети за полуторалетний период ни разу не был передан с соблюдением общепринятых правил поставки и комплектации. До сих пор неизвестен разработчик этого программного обеспечения, не налажена система консультаций, а требования к техническим средствам невыполнимы для большинства ЛПУ. За полтора года в регионы поступило уже около 20 обновленных версий, иногда эти обновления появляются по 2-3 раза в месяц, причем в
Менеджер
здравоохранения
l/IT-менеджмент
каждой версии содержится все больше ошибок. Программа крайне неудобна в эксплуатации. Эти вопросы поднимались на Всероссийской конференции в июне 2005 года, однако с того времени ситуация только усугубилась. Такой подход вызывает не только невосприятие самой идеи компьютеризации в рядовых учреждениях здравоохранения, но и формирует негативное к ней отношение.
Следует особо остановиться и на некоторых проблемах организационного обеспечения развития ИКТ. Как-то так получилось, что при реорганизации М3 РФ в составе органа управления здравоохранением страны не было предусмотрено структурных подразделений, отвечающих за информатику и медицинскую статистику. И если по отношению к статистике этот просчет был исправлен в 2006 году, то применительно к информатике по-прежнему отсутствует орган управления, курирующий это направление деятельности. По этой причине координация деятельности по информатизации и компьютеризации здравоохранения в последние годы существенно ослабла.
Были разрушены отлаженные механизмы концептуального и целевого планирования развития информатизации здравоохранения на федеральном уровне. Фактически была окончательно демонтирована сложившаяся в 90-е годы комплексная многоуровневая система управления развитием информационно-компьютерных технологий в стране, на замену которой пришло разрозненное некоординированное развитие отдельных регионов с реализацией локальных проектов на Федеральном уровне — нередко интересных, однако финансовозатратных и труднотиражируемых массово. С одной стороны, это послужило мощным толчком развития ИКТ во многих регионах. С другой стороны, эффект в масштабах всей системы здравоохранения был достаточно символический.
3а время реформ разрозненность системы управления охраной здоровья существенно усилилась как по вертикали, так и по
горизонтали. Функционирование параллельных структур управления по линии Министерства здравоохранения, санэпиднадзора и фонда ОМС привело к созданию параллельных и недостаточно скоординированных информационных инфраструктур, что распыляет и так скудные средства, выделяемые на развитие информатизации здравоохранения. Постоянный рост средств на информатизацию в системе ОМС в основном направляется на развитие внутренней информационной инфраструктуры, а также поддержание возросших объемов учетно-отчетных операций в ЛПУ и не доходит до конкретных информационных технологий совершенствования лечебно-диагностического процесса.
Серьезным кадровым прорывом в развитии ИКТ следует считать включение в 2001 году в номенклатуру учреждений здравоохранения региональных медицинских информационно-аналитических центров (МИАЦ), на которые было возложено организационно-методическое руководство развитием информатизации в регионах. Однако статус и место РМИАЦ в здравоохранении не соответствуют важности и сложности стоящих перед ними задач. Они отнесены к такой низкой группе оплаты труда руководителей, что укомплектование их высококвалифицированными руководящими кадрами весьма затруднительно. Недостаточный уровень оплаты труда ИТР приводит к утечке кадров. Работники статистических служб отнесены к самым низким разрядам оплаты труда и лишены льгот выхода на пенсию по выслуге лет. Штаты статистиков не пересматривались более 20 лет, а объемы их работ за это время выросли более чем в три раза.
В числе важнейших проблем информационного обеспечения управления здравоохранением является включение в систему сбора и обработки информации основных структурных подразделений, входящих в систему, а также постепенный охват информатизацией основных управленческих функций. Решение этих проблем в настоящее
F '^Менеджер
\ здравоохранения
64Я
ИТ- менеджмент
время еще далеко от завершения. Следует заметить, что при этом должен беспрекословно соблюдаться принцип «информационной пирамиды», который все чаще в последнее время не берется в расчет при формировании различных федеральных регистров, обрекая их на бессмысленность.
Медленно развивается система информационно-аналитического обеспечения управления. Нет состыкованных по иерархическим уровням единых схем информационного обеспечения, отсутствует скоординированная система социально-экономических индикаторов и комплексных индексов развития и функционирования здравоохранения, не внедряется унифицированная методика мониторинга хода реформ здравоохранения, в том числе и на основе рейтинга регионов и социологических методов.
Несмотря на важность ускоренного формирования единого информационного пространства в системе управления охраной здоровья, эта проблема еще далека от теоретического осмысления и практического выполнения. Нет единства в толковании понятий, отсутствует комплексность в решении этой проблемы, слабо структурированы ее основные компоненты — информационный, организационно-управленческий и программно-технический. К этому следует добавить надвигающиеся проблемы в связи с принятием в 2006 году ФЗ «О персональных данных».
Таким образом, здравоохранение страны в настоящее время оказалось без стратегии разработки компьютерных технологий информатизации, которая должна бы быть зафиксирована в долгосрочной, целенаправленной и конкретной концепции развития этого направления деятельности. Характеризуя особенности современного этапа, д.т.н. Столбов А.П., известный в стране специалист по медицинской информатике, справедливо отметил [1]: «В здравоохранении сейчас доминирует реактивная модель информатизации: «хаос тактик» и неструктурированное многообразие подходов, фраг-
ментарность ИТ и несистемное решение отдельных, частных задач, что и приводит к значительным издержкам и неэффективному расходованию ресурсов».
При этом он особо подчеркнул: «...создание, а точнее, восстановление системы управления информатизацией отрасли — это сейчас одна из ключевых задач, без решения которой успешное развитие отрасли и реализация приоритетного национального проекта «Здоровье» представляются весьма проблематичными».
И с этим трудно не согласиться.
Перспективные направления развития информационных компьютерных технологий в здравоохранении можно условно разделить на две большие группы, касающиеся развития содержательного и развития технического аспектов компьютеризации.
В содержательном плане в развитии информационных компьютерных технологий регионального здравоохранения целесообразно выделить следующие основные направления:
— создание региональных и распределенных баз данных на население с реализацией слежения за здоровьем и факторами риска с обеспечением оценки и прогноза эффективности лечебных, реабилитационных и профилактических мероприятий с возможностью формирования специализированных регистров на социально значимые контингенты населения;
— использование баз данных населения и специализированных регистров для научного обоснования потребности в медицинской помощи, гарантированных объемов финансирования, распределения и использования ресурсов;
— развитие системы мониторинга здоровья и демографических процессов населения, в том числе и на межотраслевом уровне, обеспечение слежения за ходом и эффективностью реформирования здравоохранения;
— создание взаимоувязанных баз медицинской информации на всех уровнях управления;
Менеджер
здравоохранения
l/IT-менеджмент
— разработка и широкое использование автоматизированных систем информационного обеспечения управления на различных уровнях, в том числе на основе кибернетического принципа регулирования по отклонениям, методов получения комплексной информации, компьютерной поддержки разработки проектов управленческих решений и прогнозирования проблемных ситуаций;
— широкое применение компьютерных технологий в учебно-педагогических и научно-исследовательских процессах, при аттестации и повышении квалификации всех категорий медицинских работников;
— разработка и применение компьютерной поддержки оценки и формирования здорового образа жизни, состояния внешней среды, мониторинга уровня качества жизни;
— расширение автоматизированных рабочих мест и безбумажных информационных технологий специалистов, занимающихся лечебно-диагностическим процессом; интенсификация использования компьютерных технологий для массового распознавания патологических состояний на ранних стадиях возникновения;
— компьютерная поддержка методов моделирования и прогнозирования с широким внедрением в практическую деятельность;
— развитие информационных связей с другими отраслями народного хозяйства.
В техническом плане наиболее перспективными представляются следующие основные направления развития информационных компьютерных технологий в здравоохранении:
— массовое оснащение врачей и средних медицинских работников современными средствами вычислительной техники и связи, позволяющими создавать и эксплуатировать полноценные автоматизированные рабочие места на всех уровнях;
— приоритетное оснащение средствами вычислительной техники учреждений первичного звена, а также организаций, занимаю-
щихся обучением и переподготовкой медицинских работников;
— развитие средств связи, позволяющих эффективно реализовывать дистанционные методы сбора, обработки, передачи и использования информации на внутриучрежденческом, межучрежденческом, межотраслевом и межрегиональном уровнях;
— широкое распространение методов компьютерной обработки видеоизображений и компьютерного конструирования объемных объектов;
— рационализация компьютерных методов ввода, хранения, передачи и представления информации, включая электронные медицинские карточки и телемедицину.
Для успешной реализации этих направлений целесообразно вернуться к системе формирования многолетних целевых федеральных программ информатизации, внедрить систему соответствующего целевого финансирования на всех уровнях.
Необходимо подчеркнуть, что успех компьютеризации здравоохранения на всех уровнях, как это показано на схеме, в значительной степени зависит от соблюдения таких ведущих принципов, как принцип «первого руководителя», «новых задач», «объективной необходимости», «трансформации в управленческие технологии», а также реализации ключевого условия — скоординированности, когда все основные факторы и ведущие принципы совпали бы в одно и то же время в одном и том же месте. К сожалению, это не часто встречается в нашей современной реальности на всех уровнях управления.
В последние годы в стране несколько активизировалось проведение работ по информатизации здравоохранения на основе компьютерных технологий. Решением этих вопросов более продуктивно стали заниматься Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения, Академия медицинской информациологии Международной академии информатизации, кафедра медицинской
F '^Менеджер
\ здравоохранения
66 я
ИТ- менеджмент
Рис. 8. Комплексный подход к обеспечению эффективности внедрения и развития автоматизированных информационных систем в здравоохранении
кибернетики и информатики РГМУ и др. В России начала формироваться национальная ассоциация медицинской информатики, расширяются международные связи. Периодически организуются специализированные выставки, проводятся научно-практические
конференции, выпускаются учебно-методические пособия и т.д. Однако большинство из перечисленных выше проблем еще ждут своего разрешения, а это в значительной степени зависит от заинтересованности, поддержки и взаимопонимания на всех уровнях управления.
Литература
1. Столбов А.П. Информатизация здравоохранения: новые реформы — старые проблемы//Врач и информационные технологии. — 2007. — №2. — С. 69, 70.
Менеджер
здравоохранения