УДК 614.2:681.3
РЕАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОКОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ РЕГИОНА
В.К. Гасников, ГОУ ВПО «Ижевская государственная медицинская академия»,
Министерство здравоохранения Удмуртской Республики
Гасников Владимир Константинович - e-mail: [email protected]
В статье приведены результаты анализа проблем, имеющихся при внедрении современных информационно-компьютерных технологий в здравоохранении, дана оценка их динамики за последние годы и перспективы дальнейшего развития.
Ключевые слова: информационно-компьютерные технологии в здравоохранении, факторы успешного развития, обеспеченность персональными компьютерами медицинских работников.
The article gives the results of the analysis of problems which take place in the introduction of modern information-computer technologies into health service, there is given the assessment of their dynamics for the last years and the perspectives of further development.
Key words: information-computer technologies in health service, the factors of successful development, provision of medical workers with personal computers.
Актуальность развития информационных технологий с использованием современных средств вычислительной техники и связи в настоящее время ни у кого не вызывает сомнений. Это является основой развития всех социальноэкономических отраслей страны. Не является исключением и здравоохранение - многие надежды на улучшение качества и доступности медицинской помощи, на повышение эффективности управления и использования имеющихся ресурсов связываются с широким внедрением информационнокомпьютерных технологий в здравоохранении (ИКТЗ).
Необходимо подчеркнуть, что на уровне руководства страны в последнее время уделяется значительное внимание этому направлению деятельности. Так, в Плане реализации стратегии развития информационного общества в Российской Федерации до 2011 года, утвержденном президентом РФ Д.А. Медведевым 13 февраля 2010 года, на эти цели предусмотрено направить в целом по стране в 20102011 гг. 12,74 млрд руб., в том числе 5,14 млрд руб. - из средств федерального бюджета [1]. Соответствующие документы приняты на уровне субъектов РФ [2]. В рамках модернизации здравоохранения регионов на внедрение современных информационных технологий Правительство РФ планирует направить 24 млрд руб.
В настоящее время чрезвычайно важно объективно оценить, какие самые существенные проблемы более всего тормозят развитие ИКТЗ и каковы перспективы их разрешения в ближайшие годы.
Цель настоящего исследования - проанализировать динамику наиболее существенных проблем в информатизации здравоохранения и спрогнозировать их возможное развитие на 2010-2012 гг.
Объектом исследования послужили:
- базы данных обеспеченности учреждений здравоохранения Удмуртской Республики средствами вычислительной техники и связи, а также программными средствами;
- сведения об обеспеченности персональными компьютерами (ПК) в Российской Федерации по данным официальных статистических отчетов;
- результаты ежеквартального мониторинга индикаторов реализации плана развития информационного общества в Удмуртской Республике по разделу «Здравоохранение»;
- сведения о потребности учреждений здравоохранения Удмуртской Республики в финансовых средствах на развитие ИКТЗ на 2011-2012 гг.;
- нормативно-методические документы по развитию информационно-компьютерных технологий в здравоохранении.
В настоящее время в здравоохранении Удмуртии используется более 4700 ПК. В промышленной эксплуатации находится свыше 100 программных средств регионального и учрежденческого уровня, разработанных специалистами РМИАЦ МЗ УР. Их применяют 2180 структурных подразделений всех органов и учреждений здравоохранения Удмуртской Республики. Основные программные средства охватывают большинство лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ).
Кроме того, в ЛПУ Удмуртии эксплуатируется свыше 300 программных средств, разработанных другими организациями. 98% ЛПУ подключены к сети 11егпе1 В республике имеется телемедицинская сеть, в составе которой один региональный и 9 республиканских и межрайонных телемедицинских центров, а также 21 телемедицинский кабинет в муниципальных учреждениях здравоохранения. Работа проводится в соответствии с трехлетними целевыми программами информатизации отрасли, которые утверждаются коллегией МЗ УР (схема «Электронного здравоохранения УР» представлена на рис.).
Нами ранее было сформировано системное представление об основных факторах, ведущих принципах и ключевом условии успешной компьютеризации здравоохранения [3]. Впоследствии были сформулированы те проблемы, которые
имеются при реализации каждого из основных факторов -организационного, технического, программного, информационного и кадрового [4]. Эти проблемы схематично представлены в таблице 1.
К сожалению, необходимо констатировать, что почти по всем перечисленным проблемам ощутимых позитивных сдвигов не произошло. Среди положительных моментов следует отметить факт разработки специалистами ЦНИИО и ИЗ типового программного средства по обеспечению деятельности центров здоровья, которое доступно для широкой сети практического здравоохранения и обеспечено системой сопровождения и консультирования.
Одним из самых существенных факторов, тормозящих развитие ИКТЗ, является слабая обеспеченность учреждений здравоохранения средствами вычислительной техники. Если не будет предпринято действенных мер по резкому росту оснащенности медицинских работников персональными компьютерами и современными средствами связи, то реализация основных задач по внедрению современных информационных технологий в рамках модернизации здравоохранения регионов окажется маловероятной. Несмотря на очевидность такой постановки вопроса, эта проблема в последние годы имеет тенденцию к нарастанию. До сих пор
щ,
ю
>>
и
ф
а,
э§
0 х
У
I-
а
>.
2
5
1 § К « ж ш а х о о ш № а. ч « и <
Региональные базы данных
Региональные
регистры
Региональные
сегменты
федеральных
регистров
Комплексы задач учрежденческого уровня
Основные подсистемы Объемы входной информации в год
Поликлиник 13 8 млн .посещений
Стационап 443 тыс мел.
Стоматологип 1,8 млн .посещений
Скорая медицинская помощь 501 ты с .ьызовоь
- Планфин 8 тыс. до^ментоь
Кадры 24 4 ТЫС тел. г
Смертность 25,4 ТЫ с .«Л.
Заболеваемость 114! тыс. еел.
Статистика 1856д0^ментое
ПНП Здоровье» 2 9 5 тыс .еоказателее
- Управление 27 3 тыс .еоказателее
Госп итал изи рован ных 43 ТЫС. чел.
Умерших 215 пыс. пел.^^Н
Средств вычислительной техники и программных продуктов
Врачебные кадры
Кадры средних медработников
Регистры специализированных учреждений (онко, суициды, туберкулез и др.)
Медицинских работников, получающих доплаты по НП «Здоровье»
Больных гемофилией ,муковисцидозом, гипофизарным нанизмом,болезнью Гоше, миелолейкозом, рассеянным склерозом, г также после трансплантации органов и (или) тканей
Лиц. имеющих право на получение государственной помощи в виде социальных услуг
Лиц, подвергшихся радиации в результате аварии на Чернобыльской АЭС
54 тыс .записей
- Мониторинг эффективности использования основных ресурсов и деятельности учреждений здравоохранения УР (квартал, год).
- Основные показатели деятельности ^ медицинских учреждений УР
(полугодие, год).
- Государственный доклад о состоянии здоровья на селения УР (год).
- Динамика здоровья и здравоохранения УР за годы реформ (год).
- Мониторинг показателей здоровья населения (месяц).
- Мониторинг целевых показателей деятельности учреждений здравоохранения (квартал, год).
- Мониторинг параметров реализации ^ приоритетного национального проекта
«Здоровье» в разрезе городов и
районов УР
(месяц, квартал, год).
ф
45 программных комплексов и 33 02 программных поедства - в 131 ЛПУ
Ж
- Показатели работы амбулаторнополиклинических учреждений в разрезе территорий и специальностей.
- Показатели работы стационаров республики по профилям коек
и территориям.
- Показатели работы врачей-стоматологов в разрезе территорий и основные показатели работы стоматологической службы.
- Состояние аттестации и повышения квалификации медицинских работников.
- Любые выходные аналитические документы по каждому комплексу задач.
Выходная информация - для руководителей учреждений здравоохранения и входная -
на региональный уровень
РИС.
Электронное здравоохранение Удмуртской Республики.
3, тыс.зел
ТАБЛИЦА 1.
Перечень проблем, имеющихся при реализации основных факторов успешного развития информационно-компьютерных технологий в здравоохранении
Основные факторы успешного развития ИКТЗ
Организационный
фактор
Технический
фактор
Программный
фактор
Информационный
фактор
Кадровый
фактор
Перечень основных проблем при реализации
- отсутствие федеральной концепции развития ИКТЗ;
- недостаточное применение программно-целевых подходов;
- отсутствие целевого выделения финансовых средств на решение приоритетных задач ИКТЗ;
- отсутствие единых индикаторов развития ИКТЗ и их целевых значений;
- слабая координация работ по развитию ИКТЗ на федеральном уровне;
- отсутствие единых подходов к оценке эффективности внедрения ИКТЗ.
- низкая оснащенность учреждений здравоохранения средствами вычислительной техники;
- снижение темпа прироста обеспеченности персональными компьютерами учреждений здравоохранения;
- большая доля устаревшего парка ПК в практическом здравоохранении;
- недостаточное подключение к интернету автоматизированных рабочих мест медицинских работников;
- слабое развитие телекоммуникационных средств связи.
- слабое использование при разработке федеральных программных средств и регистров принципов иерархической взаимоувязки и структурно-функционального единства;
- отсутствие типовых федеральных программ, охватывающих по какой-либо управленческой функции все иерархические уровни и регионы;
- отсутствие независимой комплексной экспертизы на всех этапах разработки типовых федеральных программных средств;
- принятие решений о тиражировании федеральных программных средств без гласного обсуждения полученных результатов опытной и промышленной эксплуатации;
- отсутствие единства программных и технических подходов применительно к различным иерархическим уровням управления.
- несоблюдение принципа «информационной пирамиды» при формировании информационных ресурсов на различных иерархических уровнях;
- отсутствие полного охвата автоматизацией процессов сбора, обработки, анализа и использования информации всех структурно-функциональных подсистем отрасли;
- отсутствие единой системы социологического мониторинга мнения населения об оказании медицинской помощи;
- медленное формирование единого информационного пространства в системе управления охраной здоровья.
- низкий уровень оплаты труда инженерно-технического персонала в учреждениях здравоохранения;
- несоответствие фактического статуса РМИАЦ и важности стоящих перед ними задач;
- недостаточное внимание развитию и укреплению статистических служб учреждений здравоохранения;
- отсутствие в номенклатуре врачебных специальностей таких разделов, как «медицинская информатика» и «медицинская статистика»;
- низкая доля медицинских работников, использующих в своей профессиональной деятельности ИКТ в связи с недостаточной оснащенностью их рабочих мест персональными компьютерами и типовыми программами.
нет единого подхода к формулировке показателя, объективно характеризующего оснащенность здравоохранения средствами вычислительной техники, отсутствует общепринятая методика его расчета и интерпретации. С одной стороны, в Плане реализации стратегии развития информационного общества в Российской Федерации до 2011 года [1] введен
индикатор развития информационно-технологической инфраструктуры медицинских учреждений - «Количество медицинских работников на 1 современный компьютер», и приводится его фактическое значение за 2009 год (10,0) и прогнозные значения на 2010-2011 гг. (8,0). С другой стороны, для корректного применения такого показателя необходимо не только дать точное определение, какие персональные компьютеры следует относить к современным, но и вычленить из общего числа ПК то оборудование, которое используется немедицинскими работниками в финансовоэкономических, кадровых и технических службах.
Анализ базы данных средств вычислительной техники, используемой здравоохранением Удмуртской Республики, показал существенные различия в обеспеченности персональными компьютерами различных категорий работников учреждений здравоохранения (таблица 2).
ТАБЛИЦА 2.
Степень обеспеченности различных категорий работников учреждений здравоохранения Удмуртской Республики персональными компьютерами (на 1 октября 2010 года)
Категории работников учреждений здравоохранения Общее число ПК Из них современные Число работников на 1 ПК
Из расчета на один ПК в целом Из расчета на один современный ПК
Все работники учреждений здравоохранения 4747 2639 8,5 15,4
в том числе: - медицинские работники 2624 1496 9,5 16,6
- младший медицинский персонал 0 0 0 0
- прочий персонал из них: - финансовоэкономические работники 1637 760 933 226 4,4 2,1 7,8 7,1
- кадровые работники 223 73 1,3 4,1
При расчете показателей к числу современных нами отнесены ПК со сроком эксплуатации 5 лет и менее, а к числу медработников - специалисты, имеющие высшее и среднее специальное медицинское образование, а также высшее немедицинское образование, которые принимают участие в осуществлении лечебно-диагностического процесса (биологи, психологи, химики, фармацевты). Как следует из таблицы, медицинскими работниками используется 55,3% всего парка ЭВМ. Фактическое количество медработников на один ПК в целом составляет 9,5, а на один современный ПК - 16,6, что значительно хуже, чем по финансовоэкономическим и кадровым работникам. Лишь 55,6% ПК являются современными.
Полученные данные коррелируют с обеспеченностью программными средствами различных категорий работников структурных подразделений учреждений здравоохранения (таблица 3). Как следует из приведенных данных, 65,6% общего числа программных средств и 75,8%
- программных средств, разработанных РМИАЦ МЗ УР, автоматизируют деятельность медицинских работников. Вместе с тем, насыщенность программными средствами рабочих мест финансово-экономических и кадровых служб более чем в 5 раз выше, чем рабочих мест медработников.
ТАБЛИЦА 3.
Обеспеченность программными средствами различных категорий работников и структурных подразделений учреждений здравоохранения Удмуртской Республики (на 1 октября 2010 года)
На наш взгляд, в качестве конечных целевых индикаторов обеспеченности средствами вычислительной техники в здравоохранении могут служить следующие показатели:
- общая обеспеченность ПК на 100 работников учреждений здравоохранения;
- обеспеченность современными ПК на 100 работников учреждений здравоохранения;
- общая обеспеченность ПК на 100 медицинских работников;
- обеспеченность современными ПК на 100 медицинских работников.
При этом целесообразно четко определить, какие ПК считаются современными, какие категории работников учреждений здравоохранения следует относить к числу медицинских работников, откорректировать соответствующие формы статистической отчетности. Необходимо также утвердить нормативные значения этих показателей.
В качестве промежуточного целевого индикатора целесообразно ввести темп прироста количества ПК в здравоохранении за конкретный промежуток времени, а также долю современных ПК в общем количестве средств вычислительной техники. Оба эти показателя объективно характеризуют рост оснащенности отрасли ПК и состояния имеющегося парка ЭВМ. Оба эти показателя за последние годы имеют неблагоприятную тенденцию к ухудшению.
По данным годовых отчетов темп прироста количества ПК в здравоохранении за 2009 год по сравнению с 2008 годом в целом по стране составил 8,9%, что значительно меньше предыдущих лет (таблица 4).
Как следует из таблицы, темп прироста за три года снизился по всем федеральным округам. Следует заметить, что такая тенденция регистрируется по большинству регионов страны, в том числе и по нашей республике.
ТАБЛИЦА 4.
Темп прироста количества ПЭВМ по РФ и федеральным округам за 2006-2009 гг.
Наименование территорий Темп прироста
2009/2008 2008/2007 2007/2006
Российская Федерация 8,9 14,8 18
в том числе:
Центральный федеральный округ 7,5 13,5 20,6
Северо-западный федеральный округ 11,9 18,3 19,1
Южный и Северо-Кавказский федеральный округ 10,6 10,6 25,6
Приволжский федеральный округ 7,7 14,3 17
Уральский федеральный округ 5,4 16,6 14,2
Сибирский федеральный округ 11,3 18,3 11,1
Дальневосточный федеральный округ 11 12,9 18,5
Вновь приобретаемые компьютеры не обеспечивают своевременного списания морально устаревшей техники, что приводит к увеличению ее доли в общем количестве ПК.
Анализ базы данных средств вычислительной техники, используемой в здравоохранении Удмуртской Республики, показал, что доля современных ПК в последние годы постоянно уменьшается: 2008 г. - 68,6%, 2009 г. - 55,0%, 2010 г. (ожид.) - 48,3%. Прогноз на 2011-2012 гг. будет зависеть от объема финансовых средств, направленных на эти цели.
Серьезную озабоченность вызывает степень подключения учреждений здравоохранения к сети !^егпе1 На первый взгляд, по отчетным данным дела обстоят не так уж и плохо - в настоящее время к телекоммуникационным каналам связи подключены 98% ЛПУ республики.
Виды категорий работников и направлений автоматизируемой деятельности Общее число программных средств в структурных подразделениях ЛПУ Из них разработанных РМИАЦ МЗ УР
Абс. число На 100 соответствующих работников Абс. число На 100 соответствующих работников
Всего 3289 8,1 2020 5
в том числе автоматизируют деятельность:
- медицинских работников 2158 8,7 1532 (75,8%) 6,2
- младшего медицинского персонала 0 0 0 0
- прочего персонала 1131 15,6 488 (14%) 6,73
из них: - финансовоэкономических работников 715 44,7 309 19,3
- кадровых работников 143 47,7 142 47,3
ШҐІ *1
Вместе с тем, из общего числа АРМ в системе здравоохранения Удмуртии подключены к Internet лишь 26%. Большинство каналов связи не соответствуют требованиям, предъявляемым к качественной передаче телемедицинской информации.
ТАБЛИЦА 5.
Потребность в финансовых средствах на 2011-2013 гг. на развитие информатизации здравоохранения УР
Наименование КОСГУ Необходимый объем финансирования, тыс. руб. В том числе по годам
Всего 2011 год 2012 год 2013 год
Затраты на приобретение нового оборудования, программного обеспечения и создание новых информационных систем
Приобретение оргтехники и средств вычислительной техники 31008 497614,26 220766,53 176097,86 100749,88
Приобретение программного обеспечения, оказание услуг по разработке информационных систем и т. п. 22603 426159,75 256564,05 135944 33651,71
Затраты на текущее с< оборудования и ин( )держание имеющегося )ормационных систем
Услуги по сопровождению имеющихся информационных систем, продление лицензий на антивирусное ПО, сертификатов ключа подписи (ЭЦП) и т. п. 22603 162878,99 110565,48 26408,43 25905,08
Услуги связи 221 47627,21 12547,44 15502,33 19577,43
Ремонт оборудования 22503 379187,61 117256,03 124711,52 137220,06
Картриджи, запчасти 34004 66178,97 20694,73 20654,59 24829,65
Все вышеперечисленные показатели находятся в прямой зависимости от объема финансовых средств, выделяемых на развитие инфраструктуры для более широкого использования ИКТ в здравоохранении.
Реально ожидаемый результат возможно будет рассчитать после конкретизации объемов выделяемых средств, как из консолидированных бюджетов регионов, так и из федеральных дополнительных источников.
В рамках разработки мероприятий по развитию информационного общества по разделу «Здравоохранение» и проекта региональной программы модернизации здравоохранения была изучена потребность в финансовых средствах на 2011-2013 гг. на развитие информатизации отрасли в разрезе основных статей расходов (таблица 5).
Объем потребных средств значительно выше фактических расходов на эти цели в 2009-2010 гг. Вместе с тем, до настоящего времени объемы и механизмы целевого финансирования из различных источников на развитие ИКТ в здравоохранении не конкретизированы, что не позволяет точно спрогнозировать ожидаемые результаты этого направления деятельности.
Выводы из проведенного исследования представлены по ходу изложения материала. дц
ЛИТЕРАТУРА
1. План реализации Стратегии информационного общества в Российской Федерации до 2011 года. //Утв. решением Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации 13 февраля 2010 г. Пр. 357. М. 2009. С. 29-37.
2. О перечне мероприятий по развитию информационного общества и формированию электронного правительства на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов в Удмуртской Республике. //Указ Президента Удмуртской Республики от 31 мая 2010 г. № 91.
3. Гасников В.К., Зарубина Т.В., Куракова Н.Г., Лебедев Г.С., Савельев В.Н. Состояние и основные направления развития информатизации управления здравоохранением на региональном уровне. //Менеджер здравоохранения. 2007. № 9. С. 59-67.
4. Гасников В.К. Состояние и проблемы развития информационнокомпьютерных технологий на различных иерархических уровнях управления здравоохранением. //Медицинский альманах». 2009. № 4 (9). С. 9-14.