Научная статья на тему 'Состояние и динамика образовательного потенциала России и развитых стран'

Состояние и динамика образовательного потенциала России и развитых стран Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
917
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ / ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / EDUCATIONAL POTENTIAL / HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / EDUCATIONAL BRANCH / LABOR RESOURCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитов Артемий Владимирович

В статье рассматривается образовательный потенциал страны как совокупная способность образовательной отрасли воспроизводить квалификационно-образовательный уровень трудовых ресурсов. Отмечается важность системы высшего профессионального образования России и развитых стран, анализируются их качественные и количественные характеристики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the educational potential of the country as the educational branch total ability to reproduce the qualification and educational level of manpower. The importance of higher education in Russia and developed countries is being noticed, and its qualitative and quantitative characteristics are being analyzed.

Текст научной работы на тему «Состояние и динамика образовательного потенциала России и развитых стран»

Экспертиза

Артемий НИКИТОВ

СОСТОЯНИЕ И ДИНАМИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИИ И РАЗВИТЫХ СТРАН

В статье рассматривается образовательный потенциал страны как совокупная способность образовательной отрасли воспроизводить квалификационно-образовательный уровень трудовых ресурсов. Отмечается важность системы высшего профессионального образования России и развитых стран, анализируются их качественные и количественные характеристики.

The article discusses the educational potential of the country as the educational branch total ability to reproduce the qualification and educational level of manpower. The importance of higher education in Russia and developed countries is being noticed, and their qualitative and quantitative characteristics are being analyzed.

Ключевые слова:

образовательный потенциал, высшее профессиональное образование, образовательная отрасль, трудовые ресурсы; educational potential, higher professional education, educational branch, labor resources.

НИКИТОВ

Артемий Владимирович — к.э.н., докторант кафедры общей экономической теории Саратовского государственного социальноэкономического университета 1икоуа@5$еа. runnet.ru

Исходя из опыта индустриальных стран, учитывающих вклад образования в обеспечение экономического роста и социального единства страны, можно сказать, что общий уровень инвестиций в образование должен составлять от 4 до 6% ВВП. При этом расходы на высшую школу, как правило, составляют от 15 до 20% всех расходов на государственное образование. Развивающиеся страны, которые выделяют более 20% своего образовательного бюджета на нужды высшей школы (особенно те, где нет всеобщего охвата населения начальным образованием), скорее всего непропорционально распределяют ресурсы в пользу элитарной системы университетов и не оказывают необходимой поддержки базовому и среднему образованию. Аналогично страны, использующие более 20% всех средств, выделяемых на нужды высшей школы, для финансирования расходов, не связанных с обучением (например, на субсидии студентам), скорее всего инвестируют недостаточно средств в материалы, оборудование, библиотеки и другие материальнотехнические ресурсы, имеющие решающее значение для качества образования1.

Концепция социально-экономического развития России до 2020 г. ставит целью финансирование образования в размере 7% ВВП, чтобы в перспективе инновационная экономика России получала грамотных специалистов.

Данные переписей населения свидетельствуют о неуклонном росте уровня образования населения Российской Федерации за счет повышения уровня образования молодых поколений и по причине постепенного вымирания поколений с низким уровнем образования. К 2002 г. число лиц с высшим образованием старше 15 лет достигло 160 на 1 000 чел. (против 113 в 1989 г., 77 в 1979 г. и 50 в 1970 г.), со средним профессиональным — 271 (против 192, 127 и 83 соответственно)2. В свою очередь, число лиц с более низкими уровнями образования сокращалось. За 1989—2002 гг. удельный вес населения в возрасте 15 лет и старше, не имеющего начального

1 Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы / пер. с англ. — М. : Весь Мир, 2003, с. 23.

2 Российское образование в 2001 году. Аналитический обзор // http://www. ed.gov.rU/uprav/obzor/obzor.html#1

Таблица 1

Численность студентов (на 1000 чел. населения)

Страна 1995 г. 2000 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Россия 32 49 68 70 70 70

Китай 5 6 16 18 19 20

Великобритания 31 34 38 39 39 38

США 53 46 58 58 58 59

Финляндия 42 52 59 59 59 59

Япония 30 31 32 32 32 31

образования, снизился с 6,5% до 1%, а с начальным образованием — с 12,9% до 7,7%.

В 2003 г. Россия имела высокий параметр (на уровне Великобритании) по первой ступени образования, опережая все другие сопоставляемые страны, в т.ч. и по уровню обучения женщин. Однако по второй ступени образования Россия занимает среднее положение, опережая только Люксембург и 7 стран — претендентов на вступление в ЕС.

Лучше обстояло дело с третьей ступенью образования, которому в рамках российской образовательной системы соответствуют среднее профессиональное образование, высшее профессиональное, а также послевузовское образование (аспирантура и докторантура). Третичное образование имеет решающее значение для формирования интеллектуального потенциала, от которого зависят производство и использование знаний, а также для внедрения практики обучения в течение всей жизни, необходимой для обновления знаний и навыков отдельных людей. Численность получающих высшее образование непрерывно растет во всех странах (см. табл. 1). В русле современных мировых тенденций развития в России с 1992 г. спрос на третичное образование быстро увеличивается. Здесь охват образованием в России лиц, соответствующих по возрасту данной ступени, достигает 57%, а женщин — даже 64%, что выше всех сопоставляемых стран, кроме Финляндии. Опережала Россия все сопоставляемые страны, за исключением Швеции, и по доле в населении инженеров и научных работников: в 1,3 раза Францию и Великобританию, в 1,6 раза Германию. К сожалению, об уровне

качества этого образования статистика не говорит1. В начале третьего тысячелетия уровень образования населения в России достиг рекордных отметок и формально является наиболее высоким в мире. По общей доле лиц с третичным образованием (54%) Россия превосходит все развитые страны2.

Вопросы равенства доступа к образованию по гендерному признаку, обозначенные в Целях развития тысячелетия, для России также не являются актуальными — участие мальчиков и девочек в образовании на всех уровнях, кроме высшего, примерно одинаково, а по охвату высшим образованием девушки превосходят юношей почти в 1,5 раза3.

Количество высших учебных заведений растет (табл. 2), однако этот факт не гарантирует качество получаемого образования. Министр образования и науки РФ А. Фурсенко считает, что в полной мере соответствуют современному образовательному процессу порядка 100—150 вузов.

Качество образования имеет социальный характер, оно зависит от эффективности реализации имеющегося национального потенциала развития страны и потому становится значимым фактором международного влияния, международного престижа и главным инструментом

1 Мстиславский П.С. Социальные параметры России в сопоставлении с европейскими странами // Уровень жизни населения регионов России, 2003, № 2.

2 http://www.oecd.org

3 Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2010 год / под ред. С.Н. Бобылева. — М., 2010, с. 46.

Таблица 2

Число высших учебных заведений в России

1995/96 уч. г. 2000/01 уч. г. 2005/06 уч. г. 2009/10 уч. г.

Число высших учебных заведений, всего 762 965 1068 1114

в т.ч:

государственных и муниципальных 569 607 655 662

негосударственных 193 358 413 452

внутренней национальной политики1. Оно непосредственно связано с возможностью наиболее полной реализации возможностей и способностей человека, с получением достойного места работы и вознаграждения за квалифицированный труд.

Понимание качества образования различно. Так, например, под качеством может пониматься «комплексная характеристика, отражающая диапазон и уровень образовательных услуг, предоставляемых населению (различного возраста, пола, физического и психического состояния) системой начального, общего, профессионального и дополнительного образования в соответствии с интересами личности, общества и государства»2. С экономических позиций качество рассматривается как результат потребления или потребительной стоимости исследуемого объекта, под которой понимается его полезность

— способность удовлетворять какую-либо потребность. С экономической точки зрения показатели качества образования и степень эффективности использования имеющегося образовательного потенциала человеческих ресурсов плохо поддаются измерению. Однако существует возможность использования косвенных показателей, таких как развитие рынка образовательных услуг и рынка труда, позиция национальной системы образования на мировом рынке образовательных услуг.

1 Русановский В.А., Якунина А.В. Построение эффективной системы высшего образования: опыт Бельгии и целесообразность его использования в России // Вестник СГСЭУ, 2008, № 1(20), с. 43.

2 Качество образования // Федеральный государственный образовательный стандарт (сайт) //

http://standart.edu.ru.

А.В. Полетаев отмечает, что поскольку по массовости третичного образования Россия опережает даже наиболее богатые страны, а по абсолютной величине расходов на третичное образование уступает большинству стран с примерно таким же уровнем доходов, то по показателю подушевого финансирования в сфере третичного образования наша страна оказывается на одном из последних мест мире. В результате качество третичного образования, степень его соответствия современным требованиям являются дискуссионными (см. табл. 3)3.

О недостаточном качестве образования, особенно полученного в предыдущие годы, может косвенно свидетельствовать и быстрое увеличение среди поступивших в учреждения третичного образования числа лиц, уже имеющих профессиональное образование. Так, среди поступивших в государственные сузы доля лиц, уже имеющих профессиональное образование того же или более низкого уровня, выросла с 5% в 1992 г. до 10% в 2001 г., а среди поступивших в государственные вузы — с 20% до 36%. Поэтому, хотя формально обучение в учреждениях профессионального образования всех уровней (включая начальное профобучение) предполагает прямой выход на рынок труда после их окончания, фактически многие выпускники вынуждены впоследствии «доучиваться» или переучиваться. Однако не следует забывать, что концепция «образования в течение всей жизни» предполагает постоянное повышение своего образовательного уровня путем институ-

3 Полетаев А.В. Образование и рынок труда. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации. 2004 г. / под ред. проф. С.Н. Бобылева. — М. : Весь мир, 2004, с. 83—93.

Таблица 3

Общие расходы на третичное образование в странах «Большой восьмерки» (1999 г.)

Страна ВВП на душу населения, тыс. долл. Расходы на третичное образование, % к ВВП Расходы на 1 учащегося в сфере третичного образования, % к ВВП на душу населения

США 33 725 2,3 57

Канада 26 443 2,5 57

Япония 24 968 1,0 41

Германия 24 601 1,1 42

Франция 23 068 1,1 34

Италия 23 937 0,8 32

Великобритания 23 312 1,1 41

Россия 6 067 1,1 27

ционализированных форм образования и самообразования.

В настоящее время доля иностранных студентов, обучающихся в России, составляет примерно 3% от общего числа иностранных студентов в мире. Для сравнения: в США их доля составляет 22%, в Великобритании

— 12%. По экспертным оценкам, доход России от экспорта образовательных услуг составляет около 350 млн долл. в год. Как сообщил директор Департамента международного сотрудничества в образовании и науке Минобрнауки В. Ничков, значительный экспортный потенциал нашей системы образования используется не в полной мере.

Несмотря на предложения образовательных услуг от таких развитых стран, как Великобритания, Австралия, Германия и т.д., именно американское образование становится наиболее популярным, а модель построения высших учебных заведений США постепенно перемещается в Европу. В Соединенных Штатах сложилась самая привлекательная для иностранных студентов модель высшего образования. Из всего числа иностранных студентов наибольшее число (524 190 чел.) обучаются в США, 318 399 — в Великобритании, 259 797 — в Германии, 236 518 — во Франции, 90 450 — в России,

125 917 — в Японии. И хотя Россия относится к числу стран, имеющих глобальную образовательную систему, ее влияние на мировое образование отстает от влияния США более чем в 5 раз1.

Подводя итоги, отметим, что образовательный потенциал страны следует понимать как совокупную способность образовательной отрасли воспроизводить квалификационно-образовательный уровень трудовых ресурсов. Наибольшее значение в обществе и экономике знаний приобретает система высшего профессионального образования, а количество населения, имеющего данный образовательный уровень, в России на данный момент максимально. Однако количественные показатели, по которым РФ не уступает другим развитым странам, не позволяют дать характеристику качества воспроизводства образовательного уровня. Низкие затраты на образование и позиция национальной системы образования на мировом рынке образовательных услуг позволяют сделать вывод о недостаточных качественных характеристиках образовательного потенциала страны.

1 Сравнение мировой статистики в области образования : Всемирный доклад по образованию. — Монреаль (Канада): Институт статистики ЮНЕСКО, 2007, с. 133-135.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.