Вестник ТГПУ. 2000. Выпуск 3 (19). Серия: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ (СПЕЦВЫПУСК)
сто человека в природе в свете взаимоотношений его с Космосом на основе естественнонаучных знаний и философского осмысления. В широком плане можно говорить об изучении экологии человека, а имея в виду закономерности взаимодействия человека и общества с окружающей средой, включающей и мировое пространство, Космос, - о «космической антропоэкологии», исследования которой тесно связаны с изучением антропного космологического принципа, имеющего огромное не только научное, но и мировоззренческое значение. В рамках целостного мировоззрения идея взаимосвязи человека и космоса получает более полное развитие: человек, представляя одну из органических частей мира, духовно возвышая свои потребности, гармонично вписывается в космосоциогенез, обес-
1.
2.
3.
4.
5.
6. 7
Одной из глобальных проблем развития общества на современном этапе, проблем, создающих угрозу всему человечеству, является экологическая: проблема взаимодействия общества и природы. В этом смысле сбывается гениальное предсказание В.И. Вернадского о том, что «никогда человек не имел такого влияния на окружающую его природу, как теперь, никогда еще это влияние не было так разнообразно и так сильно. Человек настоящего времени представ 1яет из себя геологическую силу (выделение автора. - Н.Е.). и сила эта сильна именно тем, что она возрастает и предела ее возрастанию не видно» [1, с. 15].
В настоящее время различным аспектам экологической безопасности посвящено достаточно большое количество публикаций как прикладной, узковедомственной направленности, так и анализирующих данную проблему в рамках системного кризиса, характерного для цивилизации в целом. Кризисное состояние современного общества побуждает ученых, политиков, педагогов, организа-
печивая тем самым свое устойчивое развитие. Основываясь на целостном мировоззрении, человек может найти ключ к своему подлинному бытию и действительному духовно-нравственному и физическому здоровью как проявлениям двух важнейших ипостасей единого Здоровья, о чем говорили не только русские космисты. но еще и древние мыслители Востока.
Таким образом, метафизическим контекстом решения бытийных проблем человека, его здоровья, условием становления современной медицины является целостное мировоззрение, снимающее противопоставленность духовного и материального в рамках парадигмальной субстанции - процесса взаимопроникновения материального и духовного, своеобразной онтологизации духа.
торов и инженеров активизировать свои усилия в поисках путей выхода из него.
В России, по мнению многих исследователей, экологический кризис усугубляется экономическим и политическим кризисом общества. Однако наличие социально-экономической основы обострения экологических проблем не снижает в сложившихся условиях значимости субъективного фактора, роли гуманитарной и экологической культуры. Вообще, термин «культура» происходит от латинского слова cultura - возделывание, обработка, воспитание, развитие и означает совокупность всех видов преобразовательной деятельности человека и общества, а также результатов этой деятельности [2, с. 147; 3, с. 430].
По мнению видного томского ученого Б.Г. Погашена, «культура - понятие социальное и выражает совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики. Культура развивается, обогащаясь новыми элементами. Эколо-
Литература
Петров В.И., Седова H.H. Антропологический кризис в зеркале медицины II Человек в современных философских концепциях. Волгоград, 1998.
Гундаров И.А. Парадоксы российских реформ. Уроки исторического идеализма. М., 1997.
Мантатов В,В., Доржигушаева О.В. Экологическая этика: буддизм и современность. Улан-Удэ, 1997.
Акимов А,Е., Карпенко Ю.П. Место сознания в системе научного знания II Сознание и физическая реальность. 1999. Т. 4. № 5.
Балханов В.А. Синергетика и целостное мировоззрение II Вестник Бурятского университета. Сер.: Философия. 1999. Вып. 3.
Силин А,А, Творение нового как переход от возможного к действительному II Философские науки. 1999. № 3-4.
Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Человек как космопланетарный феномен, Ростов-на-Дону, 1993.
H.H. Егорова
СОСТОЯНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ В ГУМАНИТАРНОЙ КУЛЬТУРЕ
НА РУБЕЖЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ
Томский государственный педагогический университет
КН. Егорова. Состояние экологического сознания в гуманитарной культуре на рубеже тысячелетий
гическая культура - одно из таких новых явлений, возникших на современном этапе развития общества, когда обострились взаимоотношения человека и природы и требуются глубокое понимание и выработка соответствующего поведения людей» [4, с. 12]. В целом понятие «экологическая культура» можно определить как способ поддержания гармонического (в единой) бытия общества и природы, способность регулирования их здорового соотношения. Данная трактовка понятий «культура» и «экологическая культура», по нашему мнению, отражает их глубинную суть. Понятие культуры предстает как исторический процесс создания человеком материальных и духовных ценностей. Экологическая культура возникает и развивается только с обострением взаимоотношений человека и природы. Этот печальный факт является нормой современной технизированной экологической кулыу-ры, которая может быть представлена как система, способы и методы разрешения возникших противоречий общества и природы: загрязнения окружающей среды, сведения лесов, обмеления рек и т.д.
Поэтому в настоящее время все большее число исследователей приходит к выводу о том. что экологический кризис - это во многом мировоззренческий, философско-идеологический кризис. Это кризис техногенной цивилизации, которая основана на классической рациональности человека - победителя природы. С этой точки зрения решение экологических проблем в глобальном масштабе невозможно без изменения господствующего в настоящее время экологического сознания. В этом смысле справедливо высказывание Э.В. Гирусова о том, что «экологическим сознанием является не любое отражение людьми своего отношения к природе, а лишь такое, которое направлено на обеспечение ее жизнепригодных свойств, на сохранение и совершенствование ее как среды жизни» [5, с. 153-154]. Сущность экологического сознания исследована еще недостаточно глубоко, но, по сравнению с другими элементами гуманитарной и в том числе экологической культуры, в наибольшей степени.
Сознание, как определяют его философы, представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком субъективного мира и своего собственного бытия. Поэтому его можно определить как субъективный образ объективного мира. Сознание вторично по отношению к материи по времени своего существования, потому что материя существует вечно, сознание же появляется только с появлением человека с появлением общества. Антропология определяет возраст homo sapiens (человека разумного) в 40-50 тыс. лет. Сознание формировалось в ходе развития человека в процессе его обособления от животных в течение порядка 2,5-3 млн лет. Так что
сознание (по словам авторов книги) - «это сравнительно молодой, недавно появившийся на Земле феномен, порожденный материей в ходе ее развития» [3, с. 246].
Современный объективный мир находится под сильным хозяйственным воздействием, и бытие человека зависит от оптимизации его отношений с природой: каждого человека в отдельности и общества в целом. Поэтому выработка экологического сознания становится жизненно необходимой. Мышление же не существует изолированно от сознания человека, и потому способность экологически мыслить должна стать неотъемлемым качеством и потребностью каждого.
Существует несколько объемных определений экологического сознания. На наш взгляд, следующее определение в наибольшей степени отражает его суть. По мнению Э.В. Гирусова, экологическое сознание - это совокупность взглядов, теорий и эмоций, отражающих проблемы общества и природной среды в плане оптимального их решения применительно к конкретным социальным и природным возможностям [5. с. 150]. Подобное определение экологического сознания (или аналогичное ему по смыслу) используется в работах Н.Г. Васильева, О.В. Куриса, А.Н. Кочергина, Ю.Г. Маркова, А.Д. Урсула и других ученых. Существенной характеристикой экологического сознания, как полагает большинство из указанных авторов, является «осознание причин ухудшения и путей улучшения природной среды, а также необходимости оздоровления этой среды» [6, с. 121].
Большой интерес к изучению экологического сознания психологами и педагогами вызван тем, что в основе человеческого понимания взаимодействия системы «человек-природа» лежат различные ценностные ориентации. В этом смысле, по нашему мнению, права Т.В. Иванова, которая пишет о том, что «с одной стороны, природная среда, понимаемая в качестве ресурса для развития экономики и промышленности, выступает как нечто вторичное и подчиненное по отношению к социокультурному развитию общества... С другой стороны, возможно понимание природной среды как обладающей ценностью вне зависимости от ее включенности в социокультурную реальность» [7, с. 84].
Поэтому понимание экологического сознания невозможно без уяснения его роли в историческом процессе, т.е. необходимо проследить механизм взаимоотношений человека и общества на протяжении всей истории. Долгое время экологическое содержание человеческой деятельности оставалось на периферии философского сознания и не формулировалось в виде особой проблемы. Этот факт объясняется тем, что со времени Ф. Бэкона в европейском мышлении утвердилась идея о безграничных возможностях человека. В итоге происходит
Вестник ТГПУ. 2000. Выпуск 3(19). Серия: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ (СПЕЦВЫПУСК)
совершенствование деятельности по преобразованию природы, а не по ее сохранению, «и в силу неразвитости последней, осознание процессов взаимодействия системы «природа-общество» почти не входит в прерогативу естественнонаучного и гуманитарного знания» [8, с. 123]. Взаимоотношения человека и природы до XX в. рассматривались не как глобальная проблема, а как дополнительный аргумент в рассуждениях о разумности или неразумности существующих общественных институтов. Поэтому экологическая ситуация, как и всякая другая, существует в меру того, насколько она осмыслена. Первое, с чем сталкивается и во что упирается экологическое сознание, это факты неучтенных и неконтролируемых последствий техногенного воздействия на природные процессы. Имея дело со сложными деятельностными системами, мы постоянно находимся в ситуации расхождения, «разрыва» между целями действия и его реальными последствиями и результатами [9, с. 80].
Технократическая парадигма мышления, свойственная XX в. настолько сильна, что выход из эколог ического тупика по-прежнему ищется в привычных путях: контроль за применяемыми в промышленности технологиями, принятие природоохранных законов, контроль за лесоэксплуатацией и т.д. В то же время «ангиэкологические формы поведения человека связываются с преобладанием ценностей технологической цивилизации, базирующейся на императиве неограниченного прогресса и исходящей из парадигмы антропоцентризма. Данный тип цивилизации воспринимает природную среду как условие существования человеческого сообщества и ориентирован на потребление ресурсов природы» [10, с. 15].
Много внимания проблеме антропоцентризма уделяют в своих исследованиях С.Д. Дерябо и В.А. Ясвин, Они определяют антропоцентрический тип экологического сознания как «систему представлений о мире, для которой характерны:
1. Противопоставленность человека как нысшей ценности и природы как его собственности.
2. Восприятие природы как объекта одностороннего воздействия человека.
3. Прагматический характер мотивов целей взаимодействия с ней» [11. с. 8].
Антропоцентрический тин экологического сознания проходит следующие ггаиы в течение всей истории своего развития: архаическое сознание -античное сознание - христианство - картезианство. Архаическое сознание характеризуется высокой психологической включенностью человека в мир природы, субъективно-объективной неразделенно-стью с ней, доминированием прагматического характера взаимодействия (при этом она, в определенной мере, воспринимается и как духовная ценность). В эпоху античности происходит первое ка-
чественное изменение: утверждение возникшей на поздних этапах архаики психологической противопоставленности человека и мира природы. При этом нарастает доминирование объектного восприятия природы, но в то же время складывается понимание ее непрагматической ценности. Господство христианства, являвшегося идеологическим стержнем общественного сознания в средние века, и затем картезианства, выполнявшего, в сущности, ту же функцию в Повое время, привело к тому, что природа стала восприниматься только как лишенный всякой самоценности объект. Кроме того, они окончательно закрепили противопоставленность человека и природы (христианство - в сфере чувств, Веры, Души; картезианство - в сфере мышления, Знания, Духа) и перевели взаимодействие с природой полностью в прагматическую плоскость. Данная тенденция привела к формированию господствующего в настоящее время антропоцентрического, экологического сознания, являющегося «психологической базой» экологического кризиса [11, с. 206-207].
По данным вышеназванных ученых антропоцентрический тип экологического сознания очень устойчив: около 90 % читателей газет просто избегают статей об экологических проблемах, поскольку они разрушают сложившийся «благополучный» образ мира. Далее ученые делают вывод о том, что для преодоления экологического кризиса необходимо новое видение мира, новый тип экологического сознания, который базируется на новой ин-вайроментальной парадигме. Для него характерны следующие особенности:
1. Ориентированность на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставленности человека и природы.
2. Восприятие природных объектов как полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию с человеком.
3. «Баланс прагматического и непрагмати-чсского взаимодействия с приподпи» [11, с. 11]. Данный тип экологического еозн шия проходит совершенно другие, более узкие вре ценные рамки своего развития: инвайроментальный консервацио-низм - русский космизм - учение о ноосфере, эко-логизм - универсальная этика, биоцентризм. Кон-сервационизм не привел к качественным изменениям, но принципиально изменил вектор развития экологического сознания. Прагматизм сменяется «дальним прагматизмом», утверждается необходимость консервации природных ресурсов для будущих поколений. Существенный шаг был сделан русским космизмом, а также в учении о ноосфере и таком направлении американского инвайромента-лизма, как экологизм. Русский космизм утвердил включенность человека в мир природы скорее на религиозном, трансцендентальном уровне, а учение
H.H. Егорова. Состояние экологического сознания в гуманитарной культуре на рубеже тысячелетий
о ноосфере - инвайроментальный экологизм - на кусства. Поэтому более восприимчивыми к новым
собственнонаучном. Следующий качественный экологическим ориентациям в исследовании у
скачок связан с возникновением «универсальной Т.В. Ивановой оказались лица с техническим об-
этики» и биоцентризма. Для них характерно непро- разованием.
ведение в ценностном отношении каких-либо раз- Вследствие этого неслучаен наш выбор в иссле-
личий между человеческим и природным, воспри- довании экологического сознания и ценностных
ятие в качестве равноправного, самоценного субъ- установок у лиц, получающих профессионально-
екта, доминирование непрагматического характера техническое образование. Они непосредственно,
взаимодействия с природой. «вживую», общаются с природой (в большей сте-
Таким образом, новое экологическое сознание, пени это можно отнести к специалистам лесных
ориентированное на новую инвайронментальную техникумов).
парадигму, кардинальным образом меняет пове- По нашему мнению, такие типы экологического
дение людей по отношению к природе. Исследо- сознания, как биоцентризм и рационализм, в боль-
вание данной проблемы показывает существова- шей степени определяют его сущность в настоящее
ние неоднозначного отношения к природной среде время. Хотя в основу экологического воспитания,
[12, 13]. Аналогичные рассуждения можно найти обучения и просвещения должны быть положены
и у Т.В. Ивановой, которая поводила исследова- принципы, исключающие антропоцентрическую
ние с целью «изучения структуры экологических направленность сознания человека, напротив, они
ориентации в общественном сознании у лиц с гу- должны формировать биоцентрическую ориентацию
манитарным и техническим образованием» [7, личности. Поэтому взаимодействие с природой дей-
с. 84]. В результате получилось то, что у испы- ствительно имеет большой психолого-педагоги-
туемых с гуманитарным образованием восприятие ческий потенциал. Но проблема заключается в том,
природы располагается по оси «непосредственное что без готовности личности «видеть», без соответ-
взаимодействие с природной средой (биоцен- ствующей внутренней активности он так и останется
тризм) - восприятие природы как элемента экоси- потенциалом, не становясь осуществившейся воз-
стемы (рационализм)». У лиц с техническим обра- можностью. Следовательно, каждый человек сам
зованием образы природы опосредованы в боль- или при помощи других должен прийти к осознан-
шей степени. Она воспринимается либо через ма- ной необходимости изменения своего «Я», а затем
териально-бытовые формы жизнедеятельности взаимоотношений в системе «человек-природа», человека, либо через взаимодействие с миром ис-
Литература
1. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. У.: Наука, 1989.250 с.
2. Краткий словарь по философии / Под общ. ред. И.В. Блауберга, И.К. Пантина, М.: Политиздат, 1979.413 с.
3. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. М.: Юристъ, 1998.520 с.
4. Вопросы совершенствования экологического образования и природоохранительной подготовки студентов I Под ред. Б.Г. Иоганзена. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1983.68 с.
5. Гирусов Э.В. От экологического знания к экологическому сознанию II Взаимодействие общества и природы (фипософско-методологические аспекты экологической проблематики). М,: Наука, 1986. С. 144-158,
6. Ожегов Ю.П., Никанорова Е.В. Экологический импульс: проблемы формирования экологической культуры молодежи. М.; Молодая гвардия, 1990.271 с.
7. Иванова Т.В. Экологические ценности в общественном сознании II Вопросы психологии. 1999. № 3. С, 83-89.
8. Кочергин А.Н., Марков Ю.Г., Васильев Н.Г. Экологическое знание и сознание: особенности формирования. Новосибирск: Наука, 1987.
9. Козловская В.А. Экологическая культура инженера (теоретико-методологические аспекты): Дис. ... канд. филос. наук. Красноярск, 1999.164 с.
10. Рили Э., Гэллап Д.Г. Здоровье планеты II Социологические исследования. 1992. № 12. С.11-32.
11. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.480 с.
12. Дерябо С .Д. Антропоморфизация природных объектов II Вопросы философии. 1991. № 3. С. 29-42.
13. Ясвин В.А. Исследование структурных характеристик личностного отношения к природе II Психологический журнал. 1995. № 3. С. 70-73.