УДК 656.08
СОСТОЯНИЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА В ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
© Р.Н. Никитин, Э.М. Османов
Ключевые слова: водитель; правила дорожного движения; дорожно-транспортный травматизм; столкновение транспортных средств; наезд на пешеходов.
Травмы создают для общества колоссальные человеческие, финансовые и другие издержки. В Европейском регионе по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) ежедневно в результате травм (класс XIX по МКБ-10: «травмы, отравления и другие последствия воздействия внешних причин») погибает более 2 тыс. человек, эти потери на территории региона не равномерны. Проблема дорожно-транспортного травматизма, смертности и инвалидности в России характеризуется стойким высоким уровнем, особенно в сравнении с другими развитыми и даже развивающимися странами.
Дорожно-транспортный травматизм (ДТТ) - сложная и комплексная проблема, занимающая одно из ведущих мест в ряду важнейших социальных, медицинских, демографических и экономических задач, стоящих перед обществом и государством. Ежегодно на планете в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП) погибает свыше миллиона человек, в т. ч. на территории России - более 26 тысяч человек. Из сферы производства исключаются в основном люди трудоспособного возраста. Гибнут и становятся инвалидами дети - невосполнимый потенциал общества. Государство несет значительные убытки. Размер ущерба, нанесенного ДТП экономике России за последние 5 лет составил 5,5 трлн руб., что сопоставимо с размером бюджетных затрат на здравоохранение за тот же срок [1, 2].
В Российской Федерации принимаются определенные меры по снижению количества и тяжести последствий ДТП. Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 100 была принята Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах». Целью данной программы является сокращение к 2012 г. количества погибающих в результате ДТП в
1,5 раза по сравнению с аналогичным показателем за 2004 г. [1-7].
Важную роль в возникновении дорожно-транспортного происшествия играет состояние автомобиля и дорог. Удельный вес аварий, связанных с техническими неисправностями технических средств, в общем числе ДТП сравнительно невелик и составляет около 2 % (2004 г.), однако тяжесть последствий данного вида происшествий составляет 13 погибших на 100 пострадавших. При оформлении практически каждого четвертого (23,9 %) происшествия в стране сотрудниками ГИБДД (Государственная инспекция безопасности дорожного движения) документально зафиксированы недостатки состояния и содержания улично-дорожной сети, сопутствовавшие возникновению ДТП [6, 8-9].
В последнее десятилетие наблюдается увеличение числа транспортных средств, используемых как в личных целях, так и в экономике страны. Рост случаев ДТТ большей частью обусловлен увеличением уровня автомобилизации, прирост которого составил 221,5 %, обеспеченность транспортными средствами к 2008 г. составила 0,31 на человека. Прирост автомобильного парка в большей степени отмечается по числу легковых автомобилей, их доля в структуре транспортных средств к 2008 г. достигла 63,8 % [8-11].
Учитывая объемы грузооборота отраслей экономики, а также и пассажирооборота, смело можно сказать, что автомобильный транспорт занимает практически первое место среди других видов транспорта. Также отмечается высокий уровень обеспеченности населения индивидуальным транспортом. Следует учитывать, что жертвами дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются люди трудоспособного возраста. Смерть - не единственное последствие аварий. В результате ДТП может возникнуть стойкая нетрудоспособность, которая в дальнейшем приводит к инвалиди-зации пострадавшего. Таким образом, данный вид травматизма наносит огромный моральный и материальный ущерб [1, 2, 9].
Таким образом, все эти обстоятельства являются причиной высоких показателей дорожно-транспортного травматизма.
Цель исследования - изучить региональные особенности распространенности и структуру дорожнотранспортного травматизма.
Цель и задачи исследования определили комплекс методов и методологических подходов, используемых в работе: контент-анализ, социологический, аналитический, статистический, выкопировка из официальной медицинской документации. Репрезентативность выборочной совокупности для проведения исследования была рассчитана на основании формулы, используемой для определения оптимального числа наблюдений при отсутствии в литературе исходных данных и закономерностей изучаемого явления [5].
П =
/V
д2
Таблица 1
Сравнительный анализ ДТП в г. Тамбове за 2008-2009 гг.
где п - число наблюдений; Г - стандартное отклонение; g - вариабельность данного признака в генеральной совокупности; А - размер предельной ошибки; К = А^ - коэффициент точности, устанавливаемый при планировании исследования.
Результаты статистической обработки, выраженные в абсолютных и относительных величинах (экстенсивных и интенсивных), подвергнуты группировке и статистической сводке.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В 2009 г. на территории Тамбовской области зарегистрировано 1854 дорожно-транспортных происшествия, в которых 204 человека погибли и 2629 получили ранения. По сравнению с 2008 г. количество ДТП сократилось на 1,1 %, погибших - на 18,1 %, раненых - на 3,6 %.
На федеральных дорогах, проходящих по территории области, при общем росте количества автоаварий на 4 % (с 312 до 325 ДТП) и увеличения на 2,3 % числа раненных (с 556 до 569), количество погибших сократилось на 27,6 % (с 98 до 71 человека). Наиболее травмоопасной трассой продолжает оставаться автодорога М-6 «Каспий», на которой в прошлом году было зарегистрировано 154 ДТП, при этом 43 человека погибли и 293 получили ранения. В 267 ДТП, зарегистрированных на дорогах областного значения, погибли 46 участников дорожного движения, а 396 получили ранения различной степени тяжести. Основными видами происшествий явились столкновение транспортных средств (каждое третье ДТП) и наезд на пешеходов (каждое четвертое происшествие).
Подавляющее большинство происшествий, а именно 87 %, совершено из-за нарушений правил дорожного движения водителями транспортных средств, при этом в 80 случаях водители находились в нетрезвом состоянии, по вине лиц, не имеющих право на управление транспортными средствами совершено 156 происшествий, неправильный выбор скоростного режима стал причиной 127 аварий, 121 происшествие произошло в результате выезда на полосу встречного движения, в результате несоблюдения очередности проезда зарегистрировано 307 ДТП. По вине водителей общественного транспорта совершено 29 ДТП, в которых 2 человека погибли и 62 получили ранения.
По вине пешеходов было зарегистрировано 229 ДТП, при этом 26 пешеходов погибли и 218 получили ранения.
В 186 автоавариях с участием детей погибло 6 детей и 198 было травмировано. В половине происшествий пострадавшие дети были в качестве пассажиров. Из-за нарушений правил дорожного движения самими детьми совершено 45 автоаварий.
Совершению 320 дорожно-транспортных происшествий сопутствовали неудовлетворительные дорожные условия.
За 2009 г. в г. Тамбове произошло 564 дорожнотранспортных происшествий, при которых 16 человек погибло и 799 человек получили ранения различной степени тяжести (табл. 1).
Годы ДТП Погибло Ранено Н/с Тяжесть
2009 564 16 799 9 1,9
2008 600 18 779 15 2,3
+/- -36 -2 +20 -6 -0,4
Девять происшествий произошло с участием водителей в нетрезвом состоянии. По сравнению с аналогичным периодом 2008 г. количество происшествий уменьшилось на 36, или на 6 %, количество погибших при ДТП снизилось на 2 человека, или на 11,1 %. Количество раненых увеличилось на 20 человек, или на
2,5 %. Количество происшествий с участием нетрезвых водителей уменьшилось на 6 фактов, или на 46,2 %. Тяжесть последствий при ДТП в 2009 г. составило 1,9 погибших на 100 пострадавших людей, что на 0,4 меньше прошлого года.
Таким образом, за 2009 г. в г. Тамбове в сравнении с 2008 г. произошло снижение общего количества происшествий, происшествий с участием нетрезвых водителей, числа погибших, а также снизился уровень тяжести последствий при ДТП, однако, произошел рост количества пострадавших в ДТП. Основная масса автоаварий (76,7 %) происходит из-за нарушений правил дорожного движения водителями транспортных средств. Доля дорожно-транспортных происшествий по вине пешеходов уменьшилась с 24,5 % в 2008 г. до
21,8 % в 2009 г.
Основными видами дорожно-транспортных
происшествий в г. Тамбове за 2009 г. являются:
- наезд на пешехода - 228 случаев, или 40,4 %;
- столкновение - 205 случаев, или 43,2 %;
- наезд на препятствие - 31 случай, или 5,4 %;
- опрокидывание - 9 случаев, или 1,5 %;
- падение пассажира - 8 случаев, или 1,4 %.
Таким образом, основными видами ДТП по-прежнему остаются наезд на пешехода и столкновение, которые в совокупности составляют 83,6 % от общего числа ДТП.
Таблица 2
Сравнительный анализ видов нарушений ППД в г. Тамбове за 2009 г.
Виды нарушений ДТП (564) % Нарушения (88693) %
Несоблюдение очередности проезда 137 24,2 13907 15,6
Несоответствие скорости/дистанции 115 20,3 13715 15,4
Нарушение проезда пешеходных переходов 56 9,9 7244 8,1
Не имеет права на управление т/с 6 1 290 0,3
Выезд на полосу встречного движения 19 3,3 395 0,4
Управление т/с в н/с 9 1,5 1278 1,4
Нарушения ПДД пешеходами 123 21,8 20891 23,5
100
80
к
л
£.
Ф
Т 60 00 о Д ч
3
40 20 0
Рис. 1. ДТП с пострадавшими в г. Тамбове по дням недели за 12 месяцев 2008-2009 гг.
Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресение
За 2009 г. сотрудниками ОБДПС в г. Тамбове выявлено 88693 нарушений ПДД, допущенных водителями и пешеходами. Основные нарушения ПДД, способствующие совершению дорожно-транспортных происшествий в г. Тамбове за 2009 г., показаны в табл. 2.
Однако произошел рост числа ДТП по причине несоблюдения скоростного режима, выезда на полосу встречного движения, несоблюдения водителями очередности проезда, несоблюдения дистанции, а также управления транспортным средством без водительского удостоверения.
Распределение числа ДТП по дням недели имеет выраженную специфику. За 12 месяцев 2009 г. ДТП с пострадавшими в г. Тамбове по дням недели распределяются следующим образом (см. рис. 1).
Анализ сезонных колебаний частоты ДТП свидетельствует о наличии определенных закономерностей. За исследуемый период большинство ДТП (в среднем 43,0±1,5 %) происходило летом.
Распределение ДТП по времени суток происходит по типу «пиков» - с 16 до 20 ч (с 24,0±1,6 % до 38,9±1,7 %) и «спадов» - с 24 до 4 ч (с 19,4±1,5 % до 2,1±0,3 %). Наибольшее количество происшествий в 2009 г. произошло в четверг и составляет 17 % от общего количества происшествий. В 2008 г. «пик» аварийности приходился на вторник и среду. Высокий уровень аварийности по итогам 2009 г. наблюдается и в пятницу (15,6 %).
Наименьшее количество ДТП в 2009 г. произошло в субботу - 11,8 % от общего количества
происшествий. «Пик» аварийности в г. Тамбове в 2009 г., так же как и в 2008 г., приходится на период времени с 14 до 18 ч и составляет 33,3 % от общего количества происшествий. Кроме того, достаточно
высокий уровень аварийности отмечается в период времени с 10 до 13 ч и составляет 24,4 % от общего количества происшествий. Увеличение частоты дорожного травматизма в пятницу и в вечерний период объясняется переутомлением и десинхронизацией биологических ритмов пострадавших.
Состояние погоды при ДТП в г. Тамбове выглядит следующим образом:
- наибольшее количество ДТП произошло в ясную погоду - 65,2 % от общего количества происшествий;
- в пасмурную погоду произошло 24,8 %
происшествий;
- 6,7 % происшествий произошло во время дождя;
- 3,1 % происшествий допущено во время
снегопада.
Во время тумана происшествий не зафиксировано.
Наибольшее количество ДТП за 12 месяцев 2009 г. в г. Тамбове произошло в светлое время суток - 64,1 %.
29,9 % происшествий допущено при включенном освещении. 4,9 % происшествий произошло в тот момент, когда освещение было выключено или отсутствовало.
Сравнительный анализ ДТП по районам г. Тамбова за 2008-2009 гг. показал, что в Ленинском районе г. Тамбова произошел рост количества пострадавших при ДТП при снижении количества происшествий и погибших при них, а также происшествий с участием нетрезвых водителей и тяжести последствий при ДТП (табл. 3).
Сравнительный анализ ДТП по Ленинскому району г. Тамбова показывает, что наибольшее число ДТП происходят на основных улицах (табл. 4).
Таблица 3
Сравнительный анализ ДТП по Ленинскому району г. Тамбова за 2008-2009 гг.
ДТП Погибло Ранено Н/с Тяжесть
2009 137 1 219 1 0,5
2008 152 5 189 2 2,6
+/- -15 -4 +30 -1 -2,1
Таблица 4
Основные улицы, на которых происходят наибольшее число ДТП в Ленинском районе г. Тамбова
№ п/п Улица ДТП Погибло Ранено Н/С
1 Советская (от «Динамо» до Интернациональной) 38 0 60 0
2 Интернацио- нальная 22 0 30 0
3 Карла Маркса 15 0 22 0
4 Базарная 13 0 40 0
5 Рассказовское шоссе 8 1 9 1
В Октябрьском районе г. Тамбова за 12 месяцев 2009 г., в сравнении с аналогичным периодом 2008 г., наблюдается снижение всех основных показателей аварийности, за исключением тяжести последствий при ДТП (табл. 5).
Сравнительный анализ ДТП по Октябрьскому району г. Тамбова, как и по Ленинскому району, показывает, что наибольшее число ДТП происходят на основных улицах (табл. 6).
Таблица 5
Сравнительный анализ ДТП по Октябрьскому району г. Тамбова за 2008-2009 гг.
ДТП Погибло Ранено Н/с Тяжесть
2009 264 9 341 5 2,6
2008 301 9 386 9 2,3
+/- -37 0 -45 -4 +0,3
Таблица 6
Основные улицы, на которых происходят наибольшее число ДТП в Октябрьском районе г. Тамбова
№ п/п Улица ДТП Погибло Ранено Н/С
1 Советская 53 2 76 0
2 Мичуринская 60 3 55 2
3 Рылеева 20 0 23 1
4 Чичканова 13 0 18 1
5 К. Маркса 26 2 36 0
6 Моршанское шоссе 11 1 15 0
В Советском районе г. Тамбова за 12 месяцев 2009 г., в сравнении с аналогичным периодом 2008 г., произошел рост аварийности по всем показателям, за исключением происшествий с участием водителей управляющих транспортным средством в нетрезвом состоянии (табл. 7).
Сравнительный анализ ДТП по Советскому району г. Тамбова показывает, что наибольшее число ДТП происходят на основных улицах (табл. 8).
Таблица 7
Сравнительный анализ ДТП по Советскому району г. Тамбова за 2008-2009 гг.
ДТП Погибло Ранено Н/с Тяжесть
2009 163 6 240 3 2,4
2008 147 4 204 4 1,9
+/- +16 +2 +36 -1 +0,5
Таблица 8
Основные улицы, на которых происходят наибольшее число ДТП в Советском районе г. Тамбова
№ п/п Улица ДТП Погибло Ранено Н/С
1 Астраханская 36 1 57 2
2 Гагарина 16 1 29 0
3 Пролетарская 17 0 25 0
4 Киквидзе 13 2 17 0
5 Гастелло 11 0 13 0
Аварийность на дорогах и дорожно-транспортный травматизм связаны со многими объективными факторами: ростом автомобилизации населения, нарастающей диспропорцией между количеством транспортных средств и не рассчитанной на современную интенсивность движения дорожной сетью, улучшением скоростных качеств автомобилей. Однако ведущим фактором в системе «дорога - автомобиль - человек» в гене-зе автодорожного происшествия является субъективный фактор - человек, его здоровье и психофизическое состояние, будь это водитель, велосипедист, пассажир или пешеход (основной причиной является низкая дисциплина как водителей, так и пешеходов). Поэтому основой всех профилактических мероприятий по снижению уровня дорожно-транспортного травматизма является выработка внутренней потребности в безопасном поведении у всех участников дорожного движения.
С учетом этого система профилактики ДТТ должна быть нацелена на организацию деятельности, которая способствует обеспечению безопасности дорожного движения, включая широкий спектр конкретных мер по совершенствованию законодательной базы в области безопасности дорожного движения, проектированию, созданию и обеспечению эффективно функционирующей транспортной системы с заданными параметрами безопасности дорожного движения, развитию дорожной инфраструктуры, производству более безопасных автотранспортных средств, обеспечению высокого образовательного и культурного уровня всех уча-
стников дорожного движения, воспитанию чувства дисциплины и ответственности у каждого участника дорожного движения, улучшению оснащения медицинской базы по оказанию медицинской помощи потерпевшим в ДТП.
ЛИТЕРАТУРА
1. Багненко С.Ф., Стожаров В.В., Мирошниченко А.Г., Вишняков Н.И., Горяинов М.И. Дорожно-транспортный травматизм как медико-социальная проблема: монография. СПб., 2006. 239 с.
2. Розенфельд А.Г., Тесленко В.В. Травматизм как медико-социальная проблема и его современные особенности: учеб. пособие. Челябинск: Челябинск. гос. мед. акад., 2001. 77 с.
3. Алексеева В.М., Темишев З.В. Характеристика пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях (на примере города Грозного) // Проблемы управления здравоохранением. 2009. № 3.
С. 60-65.
4. Борисенко Л.В., Колдин А.В., Акиньшин А.В. Разработка и внедрение статистической документации - одно из направлений совершенствования первой помощи пострадавшим в дорожнотранспортных происшествиях // Медицина катастроф. М.: ВЦМК «Защита», 2010. № 1. С. 47-49.
5. Лисицын Ю.П. Социальная гигиена и организация здравоохранения. М.: ГЭОТАР Медицина (ООО «Медицинская академическая книга», 2007. 512 с.
6. Окуневский А.И. Анализ структуры дорожно-транспортного трав-
матизма на различных уровнях федеративного устройства Российской Федерации // Производственная, клиническая и транспортная трансфузиология: этапы реформирования, инфекционная и иммунологическая безопасность, критерии качества: сб. научно-
практических работ № 2. Воронеж, 2008. С. 174-180.
7. Семенова В.Г., Боровков В.Н., Меркулов С.Е. На кого должны быть направлены меры по снижению дорожно-транспортного травма-
тизма в России // Социальная и демографическая политика. М., 2006. № 5. С. 18-24.
8. Кулеша Н.В., Манаков Л.Г., Воронин Н.И. Медико-социальная и экспертная оценка дорожно-транспортного травматизма в современных условиях // Дальневост. мед. журнал. 2006. № 4. С. 70-72.
9. Фархатов А.З. Дорожно-транспортный травматизм - как медикосоциальная проблема: автореф. дис. ... канд. мед. наук. Уфа, 2000. 22 с.
10. Камаев И.А., Хлапов А.Л., Гриб М.Н. Направления совершенствования мониторинга травматизма и смертности вследствие дорожно-транспортных происшествий // Общественное здоровье и здравоохранение. 2009. № 2. С. 8-12.
11. Яковенко Л.М. Дорожно-транспортные катастрофы (концептуальная модель, классификация, эпидемиология, прогноз безвозвратных потерь и нуждающихся в госпитализации): автореф. дис. ... д-ра мед. наук. М., 2002. 31 с
Поступила в редакцию 12 ноября 2010 г.
Nikitin R.N., Osmanov E.M. Condition of road traumatism in Tambov region
The traumas create for society colossal human, financial and other loses. In European region according to Global Organization of Health Service about 2000 people die daily because of traumas (class XIX according MKB-10: “traumas, poisoning and other consequences of outer reasons”). The problem of road traumatism, death and invalidity in Russia is characterized by firm high rate especially comparing with other developed and even developing countries.
Key words: driver; rules of road movement; road traumatism; clash of transport; automobile-pedestrian accident.