КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОПРОСОВ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ ПЕШЕХОДОВ (ОБЩЕРОССИЙСКИЙ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ)
Д.О. Кузьменко
Безопасность дорожного движения является одной из важнейших задач государства. В связи с этим разрабатываются и принимаются целевые программы в данной сфере как на федеральном, так и на региональном уровне.
Ключевые слова: безопасность движения пешеходов, дорожно-транспортная аварийность, мероприятия, направленные на повышение культуры движения, государственная политика в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Проблема безопасности дорожного движение, без всякого сомнения, на сегодняшний день является важной. Все больше и больше возрастает число автомобилей на дорогах, но, к сожалению, культура движения и профессионализм водителей находится на низком уровне. Все это приводит к увеличению числа дорожно-транспортных правонарушений, в т. ч. связанных с причинением вреда пешеходам. Ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в мире погибает свыше одного миллиона человек, в т. ч. более 30 тыс. только на территории Российской Федерации (при этом более трети являются пешеходами). Также, как отмечает В. Д. Малков, свыше 70 % погибших составляли люди трудоспособного возраста [1]. По предварительным подсчетам специалистов социально-экономические потери от последствий ДТП только в 2006 г. в нашей стране составили 476 млрд руб. [2].
По оценкам специалистов, потери, связанные с дорожно-транспортной аварийностью, в несколько раз превышают ущерб от железнодорожных катастроф, пожаров, других видов несчастных случаев.
На территории Тамбовской области ежегодно совершается более 1500 дорожнотранспортных происшествий, в которых погибают около 300 и получают ранения более двух тысяч человек [3].
В 2005 г. на территории области зарегистрировано 1893 дорожно-транспортных происшествия, в которых погибли 292 и ранены 2437 человек. В 2006 г. - 1916 дорожнотранспортных происшествий, в которых погибли 261 и ранены 2527 человек. В 2007 г. -1991 дорожно-транспортное происшествие, в которых погибли 257 и ранены 2769 человек.
В 2008 г. - 11874 дорожно-транспортных происшествия, в которых погибли 249 и ранены 2726 человек.
Данные 2008 г., по сравнению с 2007 г., показывают, что число дорожно-транспортных происшествий сократилось на 5,9 %, количество погибших - на 3,1 %, число раненных - на 1,6 %.
Примечательно, что по вине водителей транспортных средств совершено 1558 автоаварий, что составляет 83 % от общего числа ДТП, тогда как по вине пешеходов совершено 269 автоаварий, т. е. 14,4 % от общего числа ДТП.
Удручает и тот факт, что с участием детей на территории области зарегистрировано 192 автоаварии, в которых 2 ребенка погибли и 204 получили ранения.
Совершению 346 дорожно-транспортных происшествий сопутствовали неудовлетворительные дорожные условия.
Из 100 человек, пострадавших в происшествиях, погибло 11, из каждых 100 тысяч жителей области в дорожно-транспортных происшествиях пострадало 238 человек.
Высокие темпы автомобилизации создают дополнительные предпосылки ухудшения обстановки с аварийностью на дорогах. Ежегодный прирост автопарка в области составляет за последние три года от 5 до 15 тыс. единиц. В настоящее время на 1000 жителей области приходится более 250 автомобилей и, как показывают аналитические данные, через несколько лет число автомобилей на тысячу человек будет составлять 300-350. Такое положение повлечет за собой осложнение обстановки с обеспечением безопасности дорожного движения, рост дорожнотранспортного травматизма.
В то же время дорожная сеть области не в полной мере отвечает предъявляемым требованиям. Если за последние 5 лет автопарк области вырос на 17 %, то протяженность улично-дорожной сети только на 0,4 %. До 20 % от общей протяженности сети автодорог работает в режиме перегрузки. 30 % дорог имеют покрытие, несущая способность которого не соответствует осевым нагрузкам современных транспортных средств.
Проверки содержания и оборудования автомобильных дорог области показывают, что состояние проезжей части, обочин, элементов обустройства не всегда соответствует установленным требованиям. Значительная часть обочин не укреплена. Выявлены факты неправильной установки дорожных ограждений, несоответствия обустройства мест производства дорожных работ требованиям нормативных документов.
Ежегодно в ДТП, при совершении которых сопутствующим фактором были неудовлетворительные дорожные условия, погибают около 60 и более 300 человек получают ранения. В 2005 г. по данной причине произошло 307 происшествий. Недостатки в транспортно-эксплуатационном состоянии
дорог были выявлены в качестве сопутствующей причины в каждом пятом (19,1 %) из всех дорожно-транспортных происшествий.
Условия дорожного движения на городских территориях постоянно усложняются. Улично-дорожная сеть городов области уже исчерпала резервы пропускной способности и находится в условиях создания аварийных ситуаций при пропуске транспортных и пешеходных потоков.
Ежегодно в области почти треть дорожно-транспортных происшествий происходит из-за нарушений правил дорожного движения пешеходами. В 2005 г. из-за их недисциплинированности произошло 252 ДТП, в которых погибло 47 и ранено 220 человек. Высокому уровню аварийности по вине пешеходов во многом способствует отсутствие необходимых условий для безопасного и удобного их передвижения. Существующие темпы, которыми ведется строительство тротуаров, пешеходных дорожек с твердым покрытием, установка соответствующих ограждений, освещения не позволяют сократить количество дорожно-транспортных проис-
шествий по вине данной категории участников дорожного движения.
Основное влияние на уровень аварийности в области оказывают водители транспортных средств, из-за нарушения правил дорожного движения которыми, ежегодно совершается три четверти всех ДТП. Причиной этому является их крайне низкая дисциплина. Основными причинами, способствующими возникновению дорожно-транспортных происшествий, являются: превышение скорости, выезд на полосу встречного движения, управление автомототранспорт-ными средствами в нетрезвом состоянии.
Дорожно-транспортный травматизм занимает первое место по числу погибших и второе по числу травмируемых. Общая летальность при автоавариях в 12 раз выше, чем при других видах травм, инвалидность -в 6 раз.
Социологические исследования показывают, что одна треть опрошенных водителей транспортных средств не соотносит свои действия с интересами других участников движения, преследуя на дороге, прежде всего, личностные, эгоистические цели. Каждый четвертый водитель согласен с тем, что многие водители отвыкли от дисциплины и порядка на дорогах, зачастую нарушают Правила дорожного движения по привычке. Что касается пешеходов, то три четверти опрошенных признают, что при переходе проезжей части они не руководствуются сигналами светофора, а каждый пятый утверждает, что вообще переходит дорогу там, где удобнее.
Мониторинг общественного мнения свидетельствует о напряженных отношениях между водителями и пешеходами. Так, более трети пешеходов высказывают мнение, что им становится труднее находить компромиссы с водителями, которые все более агрессивно ведут себя на дороге. В свою очередь, водители упрекают пешеходов в безответственном поведении на дороге, нередко приводящем к аварийным ситуациям. Взаимное противодействие этих групп участников движения, как правило, способствует созданию опасной обстановки на дорогах, что и приводит к многочисленным конфликтам и, как следствие, дорожно-транспортному преступлению, связанному с наездом на пешехода.
Вышеприведенные положения свидетельствуют о возникновении (наличии) конфликта между участниками дорожного движения, который наносит ущерб и обществу, и государству, и отдельным гражданам.
В связи с этим одной из важнейших задач государства в сфере безопасности дорожного движения является разработка программ по предупреждению и сокращению числа пострадавших при дорожно-транспортных происшествиях. В Указе Президента Российской Федерации № 1042 от 22 сентября 2006 г. «О первоочередных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» [4] отмечается, что органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации необходимо принять неотложные меры по созданию безопасных условий для пешеходов, повышению пропускной способности улиц и дорог, улучшению условий дорожного движения
В связи со сложившейся ситуацией на дорогах возникла практическая необходимость и была разработана и принята Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 20062012 годах», в которой предусмотрен комплекс конкретных мер, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения, профилактику дорожно-транспортных происшествий и наиболее опасной их части - автотранспортных преступлений.
Как отмечается в Программе, наиболее многочисленной и самой уязвимой группой участников дорожного движения являются пешеходы. За последние 8 лет численность пешеходов, погибших в дорожно-транспортных происшествиях, увеличилась на 30 %. Всего за этот период погибло свыше 100 тыс. и ранено свыше 500 тыс. пешеходов. Крайне низкая дорожно-транспортная дисциплина участников дорожного движения является одним из наиболее существенных факторов, влияющих на состояние аварийности в России. МВД России поручено обеспечить разработку проекта данной Программы.
Реализацию Программы предполагается осуществить в течение 7 лет (2006-2012 гг.) в 2 этапа. На первом этапе (2006-2007 гг.) планируется осуществление следующих первоочередных мероприятий (выделены лишь те, которые имеют непосредственное отношение к профилактике дорожно-транспорт-
ных мероприятий, связанных с пешеходными потоками):
- создание системы информационного воздействия на население с целью формирования негативного отношения к правонарушениям в сфере дорожного движения;
- проведение пропагандистских кампаний, направленных на формирование у участников дорожного движения стереотипов законопослушного поведения;
- развитие системы подготовки кандидатов на получение права на управление транспортным средством и допуска к участию в дорожном движении, совершенствование системы лицензирования в этой сфере, введение существенного ограничения самостоятельной подготовки граждан для получения права на управление транспортным средством;
- подготовка предложений о разработке экономических рычагов влияния на автошколы в части обеспечения качества подготовки водителей;
- подготовка предложений о целесообразности предоставления права на управление транспортными средствами категории «В» гражданам начиная с 16-17 лет;
- формирование информационной базы данных о водителях транспортных средств, допустивших нарушение Правил дорожного движения;
- реализация пилотных проектов замены постов дорожно-патрульной службы ГИБДД техническими автоматическими системами контроля за соблюдением участниками дорожного движения Правил дорожного движения и применения вертолетов для ускорения прибытия на место дорожнотранспортного происшествия;
- техническое перевооружение Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации;
- расширение работ по организации движения транспорта и пешеходов, в т. ч. ликвидация мест концентрации дорожнотранспортных происшествий;
- предотвращение дорожных заторов, оптимизация скоростных режимов движения на участках улично-дорожной сети, организация стоянок транспортных средств, применение современных инженерных схем организации дорожного движения, современных
технических средств (светофоров, дорожных знаков, разметки и т. д.) и автоматизированных систем управления движением; строительство и обустройство подземных и надземных пешеходных переходов;
- совершенствование механизма оперативного доведения информации о дорожно-транспортных происшествиях до дежурных служб, участвующих в ликвидации их последствий, введение единого федерального номера для вызова соответствующих служб на место дорожно-транспортного происшествия;
- введение регламента взаимодействия дежурных (диспетчерских) служб на месте дорожно-транспортных происшествий;
- проведение системных исследований, направленных на совершенствование научных основ выявления закономерностей возникновения дорожно-транспортных происшествий, влияния их на социально-экономическое развитие страны и прогноза развития обстановки с аварийностью, обоснования приоритетных направлений профилактики аварийных ситуаций и снижения тяжести их последствий, построения оптимальных моделей управления системой безопасности дорожного движения на федеральном, региональном и местном уровнях;
- проведение работ по совершенствованию нормативно-правовых основ в области обеспечения безопасности дорожного движения;
- мониторинг динамики дорожно-транспортного травматизма, изучение общественного мнения по проблемам безопасности дорожного движения и осуществление контроля над ходом реализации мероприятий Программы.
На втором этапе (2008-2012 гг.) предусматривается реализация следующих мероприятий:
- продолжение работ по организации движения транспорта и пешеходов, в т. ч. внедрение комплексных схем и проектов организации дорожного движения и автоматизированных систем управления движением магистрального, районного и общегородского значения, расширение объема работ по строительству подземных и надземных пешеходных переходов;
- продолжение работ по созданию современных контрольных приборов и техни-
ческих систем нового поколения для переоснащения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации;
- проведение кампаний, направленных на формирование у участников дорожного движения устойчивых стереотипов законопослушного поведения;
- повышение роли общественных объединений и организаций в проведении профилактических работ;
- совершенствование работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;
- совершенствование форм и методов
контрольно-надзорной деятельности, на-
правленной на соблюдение участниками дорожного движения установленных нормативов и правил;
- совершенствование форм и методов международного сотрудничества по проблемам безопасности дорожного движения.
Данные меры являются наиболее значимыми для снижения уровня травматизма при ДТП. Но, на наш взгляд, при изучении статистических данных, касающихся дорожнотранспортных происшествий, связанных с наездом на пешеходов, необходимо некоторые предложения конкретизировать и предложить свои пути решения данной проблемы.
Так, например, наиболее аварийно-опасным промежутком времени в г. Тамбове является временной интервал 17.00-22.00 (время возвращения с работы), (в это время совершалось наездов на пешеходов в 2003 г. -99; 2004 - 82; 2005 - 98; 2006 - 102; 2007 -83. Это, приблизительно, 1/3 всех совершенных наездов на пешеходов)1.
В связи с этим нам представляется возможным предложить следующие меры по их предупреждению:
1) усилить контроль органов ГИБДД за дорожным движением в наиболее аварийных местах;
2) перенести автобусные остановки в места наибольшего скопления предприятий и организаций;
3) установить ограждения.
Основным местом наездов на пешеходов
в г. Тамбов является пешеходный переход (в 2003 г. - 64; 2004 - 63; 2005 - 87; 2006 - 74;
1 Официальные данные ГИБДД по Тамбовской области.
2007 - 79. Это составляет 26,4 % от общего количества наездов на пешеходов). Представляется возможным:
1) оборудование пешеходных переходов современными средствами светофорной сигнализации;
2) оптимальное размещение пешеходных переходов (подземных и надземных).
Наиболее опасным временем года является зима, так, в г. Тамбове в зимнее время года (декабрь-февраль) совершается практически половина наездов на пешеходов (в 2003 г. - 97; 2004 - 107; 2005 - 108; 2006 -105; 2007 - 94). В данном случае необходимо обратить внимание на возможность запрещения использования летнего варианта автомобильных шин, на своевременное удаление скользкого покрытия автомобильных дорог и участков движения пешеходов, где они непосредственно взаимодействуют.
Наиболее важная роль в предупреждении дорожно-транспортных происшествий, связанных с наездами на пешеходов, принадлежит дорожно-патрульной службе (ДПС), которая представляет собой крупнейший по численности сил, средств и числу задач элемент ГИБДД, непосредственно «включенный» в наиболее продолжительную, относительно криминогенную и, по существу, определяющую стадию транспортного процесса - дорожное движение. В отличие от сотрудников других подразделений ГИБДД сотрудникам дорожно-патрульной службы практически ежедневно приходится приме -нять знания Правил дорожного движения и других нормативов, регламентирующих обеспечение безопасности дорожного движения; правил содержания и обустройства улично-дорожной сети; порядка эксплуатации транспортных средств различных категорий; приемов оперативной организации движения транспортных потоков в городах; особенностей обустройства элементов дорожной инфраструктуры; порядка оказания помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях (преступлениях); процедур оформления и квалификации автотранспортных происшествий, сопровождающихся материальным ущербом и телесными повреждениями людей; тактики обеспечения безопасности движения автомобильных колонн, транспортных средств, перевозящих опасные, тяжеловесные и крупногабаритные
грузы; тактики преследования и задержания правонарушителей, передвигающихся на транспортных средствах, и т. д.
Вместе с тем, как показали исследования, во многих регионах России данная служба действует недостаточно эффективно. Сотрудники дорожно-постовой службы постоянно подвергаются острой критике со стороны населения, средств массовой информации и органов власти, с одной стороны, за недостаточную активность в пресечении правонарушений и неспособность добиться ощутимого снижения высокого уровня дорожно-транспортной аварийности, с дугой - за неоправданную жесткость и формализм. Зачастую их слабо аргументированные и непрофессиональные действия сами по себе раздражают водителей и пешеходов, вызывают у них стремление к противодействию или сугубо формальному выполнению предъявляемых к ним требований, порождают эмоциональные стрессы и, в конечном итоге, негативно сказываются на обеспечении безопасности дорожного движения.
Особо подчеркивается, что эффективность профилактических мероприятий зависит не только от умения правильно организовать взаимодействие между различными подразделениями ГИБДД, но и другими службами органов внутренних дел. В данной связи весьма существенное значение для профилактики дорожно-транспортных преступлений, связанных с наездами на пешеходов, имеет деятельность участковых уполномоченных милиции и следственных подразделений органов внутренних дел.
По итогам реализации программных мероприятий в 2007 г. Правительство Российской Федерации указало, что для достижения целей программы необходимо перенести основные усилия из федерального центра в субъекты Российской Федерации.
В Тамбовской области программа, направленная на обеспечение безопасности дорожного движения была принята в 2006 г.: «Программа повышения безопасности дорожного движения в Тамбовской области на 2006-2012 гг.» (принят Тамбовской областной Думой 29 сентября 2006 г.) [3].
Комплекс мероприятий Программы формируется по следующим направлениям.
Мероприятия, направленные на совершенствование нормативно-правовых, мето-
дических и организационных основ системы управления деятельностью в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Деятельность в указанном направлении предусматривает выработку и реализацию единой государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения, совершенствование методики определения закономерностей возникновения дорожно-транспортных происшествий, обоснование приоритетных направлений профилактики дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий, построение оптимальных моделей управления системой безопасности дорожного движения, создание системы управления и мониторинга реализации Программы, совершенствование нормативно-правовой базы в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Мероприятия, направленные на организацию профилактики детского дорожнотранспортного травматизма.
Деятельность в указанном направлении предусматривает материально-техническое оснащение детских домов, школ-интернатов, базовых учреждений системы начального и среднего профессионального образования для обучения детей и молодежи правилам дорожного движения, оборудование автоплощадок для обучения правилам дорожного движения воспитанников кадетских общеобразовательных учреждений, материальнотехническое обеспечение областных образовательных учреждений оборудованием для функционирования кружков автотранспортного профиля, материально-техническое обеспечение функционирования детского Автограда, проведение тематических «круглых столов» и конференций для специалистов системы образования по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, проведение областных, участие во Всероссийских мероприятиях по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, организацию в образовательных учреждениях отрядов юных инспекторов движения, участие в ежегодном Всероссийском смотре конкурсе отрядов юных инспекторов движения, проведение в период летнего отдыха детей в оздоровительных лагерях областной профильной смены «Юные инспектора дорожного движения», «Юные автолюбители», «Мы - пешеходы» и др., обеспечение
областных образовательных учреждений оборудованием, программными средствами обучения, наглядными пособиями и агитационными материалами, организацию подписки на ежемесячное издание по профилактике детского дорожно-тарнспортного травматизма для базовых учреждений области, разработку и издание методических рекомендаций по преподаванию правил дорожного движения в 5-9 классах для преподавателей ОБЖ и классных руководителей, подготовку цикла учебных видеофильмов по проблемам безопасности дорожного движения.
Мероприятия, направленные на совершенствование условий движения на областных автодорогах.
Деятельность в указанном направлении предусматривает нанесение горизонтальной дорожной разметки, укрепление обочин в населенных пунктах, замену и установку новых автопавильонов, устройство остановочных площадок, замену и установку дорожных знаков, ограждающих устройств в опасных местах, ликвидацию неорганизованных съездов и устройство необходимых сельскохозяйственных съездов, ликвидацию колей-ности проезжей части, приведение в нормативное состояние подходов к железнодорожным переездам, реконструкцию светофорных объектов, устройство тротуаров, обустройство наружным освещением автодорог в населенных пунктах.
Мероприятия, направленные на оснащение дорожно-патрульной службы Госавтоин-спекции области.
Деятельность в указанном направлении предусматривает оснащение подразделений ДПС средствами связи, оперативно-техническими средствами, патрульными автомобилями, автоматическими средствами контроля и надзора за соблюдением правил дорожного движения, строительство гаража для хранения служебного автотранспорта ОБДПС ГИБДД УВД.
Мероприятия, направленные на сокращение времени реагирования служб, участвующих в ликвидации последствий ДТП.
Деятельность в указанном направлении предусматривает установку на основных автомобильных дорогах области панно с указанием контактных телефонов спасательной службы, приобретение комплектов гидрав-
лического аварийно-спасательного инструмента.
Мероприятия по улучшению качества подготовки водительского состава. Включают в себя замену устаревших автомобилей в областных учреждениях начального и среднего профессионального образования, осуществляющих подготовку водителей, оборудование автодромов для обучения водителей, оборудование кабинетов и лабораторий современными учебно-наглядными пособиями и стендами, приобретение программного обеспечения по Правилам дорожного движения, разработку изменений и внедрение на предприятиях автомобильного транспорта 20-часовой программы по подготовке водителей с увеличением практического вождения до 5 часов.
Мероприятия, направленные на повышение уровня подготовки и формирование навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях участниками дорожного движения, сотрудниками дорожнопатрульной службы и аварийно-спасательных формирований области. Деятельность в указанном направлении предусматривает совершенствование систем и методов подготовки водителей транспортных средств, других участников дорожного движения, сотрудников дорожно-патрульных служб, аварийно-спасательных формирований служб области по вопросам качественного и эффективного оказания первой медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.
Мероприятия по сокращению времени реагирования и оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях. Деятельность в указанном направлении предусматривает сокращение времени прибытия на место
происшествия бригад «скорой медицинской помощи» и МСБЭР, повышение быстроты и слаженности их действий, сокращение времени эвакуации пострадавших в лечебные учреждения для продолжения лечения.
Подводя итог, необходимо отметить, что помимо мероприятий по снижению аварийности дорожного движения, закрепленных в федеральных программах, мы проанализировали наиболее важные вопросы безопасности движения пешеходов и предложили, на наш взгляд, существенные меры, направленные на улучшение аварийной обстановки на дорогах.
1. Криминология / под ред. В. Д. Малкова. М., 2008.
2. Лунеев В.В. Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции. М., 1997.
3. О программе повышения безопасности дорожного движения в Тамбовской области на 2006-2012 годы: Закон Тамбовской области от 29 сентября 2006 г. № 88-З принят Тамбовской областной думой 29 сентября 2006 г. // Тамбовская жизнь. 2006 г. № 263-264. 13 окт.
4. О первоочередных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения: Указ Президента Российской Федерации от 22.09.2006 г. № 1042.
Поступила в редакцию 21.09.2008 г.
Kuzmenko D.O. Criminological researches of problems of pedestrian safety improvement (all-Russian and regional aspects). Safety of traffic is one of the major problems of the state. In this connection target programs are developed and accepted both on federal, and at a regional level.
Key words: traffic safety of pedestrians, road and transport breakdown susceptibility, policies and measures directed at encouragement of safe behaviour, a state policy in the field of traffic safety.