ПЕДАГОГИКА
УДК 371
Л. В. Горюнова
СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА
В статье рассматриваются составляющие профессиональной мобильности современного специалиста: активность личности, готовность к переменам и компетенции. Уделяется большое внимание компетентностному подходу с целью выделения компетенций, обеспечивающих профессиональную мобильность специалиста.
Создание системы профессионального образования, направленной на реализацию индивидуального подхода, поднятие личности в системе правовых, нравственных и моральных ориентиров государства, требует пересмотра теории и практики подготовки специалиста в системе профессионального образования с целью обеспечения условий становления личности специалиста новой формации, способной к профессиональной мобильности в условиях международной интеграции. Проблема подготовки профессионально мобильного специалиста в условиях системы профессионального высшего образования носит комплексный характер, поэтому нами в проводимом исследовании обобщались и учитывались концепции различных наук, изучающие человека как целостную систему.
Современный мир очень динамичен, новые сферы деятельности возникают очень часто, на протяжении жизни одного поколения могут происходить серьезнейшие структурные перестройки экономики. Поэтому современному специалисту необходимо быть готовым к тому, что полученного первоначального образования будет недостаточно и придется на протяжении жизни постоянно доучиваться и переучиваться. Существенный вклад в рост профессиональной мобильности специалиста может внести изменяющая система образования России.
Исследование проблемы профессиональной подготовки мобильных специалистов в системе высших и средних учебных заведений позволило выявить ряд противоречий:
1) на концептуальном уровне:
- между двумя подходами к профессиональному образованию как сфере непрерывного профессионального саморазвития специалиста: знаниево-ориентированным и личностно-ориентированным;
- между осознанием необходимости усиления фундаментальной подготовки специалистов и доминирующей узкоспециальной направленностью подготовки специалистов;
- между достаточно высоким уровнем разработанности общей теории подготовки специалистов, способных к саморазвитию, самосовершенствованию, и недостаточной разработанностью концептуальных основ подготовки
специалиста, способного к профессиональной мобильности в ситуации неопределенности;
2) на уровне определения цели подготовки специалиста:
- между объективной потребностью общества в человеке, способном выстраивать свою жизненную и профессиональную траекторию в постоянно меняющихся условиях, и реальным состоянием профессиональной подготовки, ориентированной в основном на формирование функциональной готовности к деятельности;
- между социальным заказом на подготовку мобильного специалиста и невозможностью его полноценного выполнения в условиях действующей узко предметно направленной образовательной системы высшей школы;
- между потребностью личности в профессиональном саморазвитии и реальными условиями и средствами формирования будущего специалиста в вузе;
- между необходимостью специальной подготовки профессионально мобильного специалиста и отсутствием концептуальной модели обучения и развития студентов, разработанной в контексте современного высшего образования, ориентированной на развитие умений самопознания, самоорганизации студентов;
3) на уровне организации и обеспечения подготовки:
- между применяемыми академическими методами и технологиями профессиональной подготовки и потребностью в использовании жизненного опыта обучающихся в процессе профессиональной подготовки;
- между опережающим характером профессиональной подготовки и традиционным построением содержания образования;
- между потенциальными возможностями современного профессионального образования, направленного на развитие необходимых компетенций как составляющих профессиональной мобильности специалиста, и реальным преобладанием традиционных форм организации подготовки;
- между постоянно меняющимися требованиями рынка труда и отсутствием гибкости в системе подготовки;
- между потребностью в организации пространства, обеспечивающего мобильность студента, и неразработанностью методического материала, обеспечивающего этот процесс.
Осмысление выделенных противоречий обусловило актуальность нашего исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: какими должны быть профессиональное образование и подготовка специалистов, чтобы они были готовы к осуществлению профессиональной мобильности с учетом того, что в сфере высшего профессионального образования возникла новая образовательная ситуация, характеризуемая изменением отношений между образованием и сферой труда, с одной стороны, и появлением нетрадиционного субъекта образовательного процесса - взрослого человека, сочетающего учебу с профессиональной деятельностью, - с другой.
Современная социально-экономическая ситуация развития страны требует от трудовых кадров высокого уровня профессиональной мобильности. Однако существующая система профессионального образования не уделяет этому аспекту подготовки специалиста должного внимания. Поиск форм путей, способов подготовки профессионально мобильного специалиста становится для России значимой и актуальной проблемой. Решение задачи подготовки профессионально-мобильных специалистов требует глубокой теорети-
ческой рефлексии природы профессиональной мобильности, механизмов ее реализации, анализа условий и факторов, влияющих на формирование высокого уровня профессиональной мобильности специалистов. Исследование профессиональной мобильности специалистов обусловлено экономическими, социокультурными, политическими факторами, связанными со смысложизненными интересами, ценностями людей, и потому носит системный многоуровневый характер.
Основой изучения такого феномена, как профессиональная мобильность работников, явились работы П. Сорокина, Э. Дюркгейма, М. Вебера, в которых заложен функциональный подход к анализу профессиональной мобильности как социальному явлению. В работах А. Шюца, М. Шелер раскрывается феноменологическое виденье этой категории.
Отечественные ученые в своих исследованиях рассматривали профессиональную мобильность как предмет социальной стратификации советского общества. В работах Т. И. Заславской, Р. В. Рывкиной, В. Г. Подмарковой разработана методология анализа трудовой карьеры и исследование механизмов смены труда. В работах И. О. Мартынюк, В. Н. Шубкина, В. А. Ядова были освещены такие проблемы, как профессиональное самоопределение выпускников вузов, поиск работы, адаптация на рабочем месте, повышение квалификации. Психологические аспекты профориентации, трудовой деятельности детально проработаны в исследованиях Е. А. Климова. Последние десятилетия ознаменовались новым социокультурологическим подходом к исследованию социальных явлений, в том числе и к подготовке специалистов в системе высшего профессионального образования, этому посвящены работы В. М. Розина,
Н. Г. Багдосарьян. В работах О. А. Иконникова, А. Г. Здравомыслова проведен анализ основных проблем высшего профессионального образования в контексте социологической парадигмы.
Социальная мобильность как перемещение индивидов, социальных групп определяется в работах С. Э. Крапивенского, С. С. Фролова, Ю. А. Карповой, А. А. Гераськовой, Л. В. Кансузян. «Культурная мобильность», «социокультурная мобильность» стали предметом исследований П. К. Анохина, И. В. Василенко, Г. Б. Кораблева. Особенности и характеристики профессиональной мобильности рассмотрены в трудах О. М. Дудиной, П. М. Ратни-ковой, Ю. И. Калиновского, Н. И. Томина, О. В. Амосовой. Изучены и описаны механизмы возникновения и развития конструкторской мобильности человека в исследованиях Н. Ф. Хорошко. А. Т. Коньков разделяет профессиональную мобильность на межгенерационную и внутригенерационную. Л. Амиирова и З. Багишев рассматривают категорию профессионально-педагогической мобильности как целевую установку высшего образования.
Проанализировав исследования ученых, следует отметить, что мобильность рассматривается ими и как качество личности, и как процесс, т.е. имеет двусторонний характер. Дуальность такой категории, как «мобильность», характеризуется тем, что человек может быть мобильным, если он обладает определенными личностными и профессиональными качествами, но его мобильность может проявляться только в деятельности, и говорить о степени и уровне мобильности человека следует только при условии ее реализации в деятельности.
Профессиональная мобильность имеет междисциплинарное содержание и раскрывается в нашем исследовании в контексте личностно-деятель-
ностного, системно-синергетического, событийного и компетентностного подходов. Методологический анализ привел к формулированию основного определения категории «профессиональная мобильность». В нашем исследовании определение профессиональной мобильности представляет собой триплекс (латинское triplex - тройной, состоящий из трех самостоятельных частей), т.е. мы определяем профессиональную мобильность как качество личности, обеспечивающее внутренний механизм развития человека; деятельность человека, детерминированную меняющими среду событиями, результатом которой выступает самореализация человека в профессии и жизни; процесс преобразования человеком самого себя и окружающей его профессиональной и жизненной среды. В соответствии с выявленной структурой профессиональную мобильность следует изучать на уровне личностных качеств; на уровне характеристик деятельности; на уровне процессов преобразования собственной личности, деятельности, окружающей среды.
Проанализировав генезис становления в научно-педагогической и социологической литературе таких понятий, как «социальная мобильность», «социокультурная мобильность», «академическая и образовательная мобильность», отметим, что результатом современного профессионального образования выступает способность выпускников к профессиональной мобильности нового типа - мобильности как основе веры людей в себя и свое будущее, в свои силы и возможности.
1. Профессиональные компетенции
Одним из направлений развития современной науки выступает изучение возможностей компетентностного подхода к определению требований к выпускнику профессионального образовательного учреждения. Компетент-ностный подход в образовании охватывает наряду со знаниями и навыками такие категории, как способности, готовность к познанию, социальные навыки. Компетентностный подход позволяет раскрыть желаемый результат образования через совокупность различного вида компетенций. Опираясь на ком-петентностный подход, мы можем подставить картину становления профессиональной мобильности специалиста через развитие определенных компетенций: социально-коммуникативные компетенции (обеспечивающие готовность будущего учителя к социализации в современном демократическом обществе, к работе с новыми информационными технологиями, к осуществлению своей профессиональной деятельности в неоднородных группах людей, адаптировании к новым ситуациям); образовательные компетенции (обеспечивают готовность будущего учителя к научному, системному познанию мира, к овладению навыками самостоятельного освоения знаний и повышения своей квалификации или смене профессии, к поддержке своего профессионально-творческого и социального потенциала в условиях научнотехнического прогресса, к самосовершенствованию, к самообразованию); общенаучные компетенции (обеспечивают высокий уровень базовых общих знаний и общих знаний по профилю специальности, способность адаптироваться к изменениям содержания социальной и профессиональной деятельности); ценностно-смысловые и общекультурные компетенции (обеспечивают успешность ценностно-смысловой ориентации специалиста в мире, готовность и стремление познать и совершенствовать самого себя, готовность будущего учителя к общественно одобряемой продуктивной деятельности и
способствуют осознанию необходимости непрерывного самообразования, постоянной мотивации к обучению на протяжении всей жизни, определению ценностей, необходимых для того, чтобы жить в условиях сложного демократического общества, овладению высоким уровнем педагогической культуры). Данные компетенции и являются основной составляющей профессиональной мобильности специалиста.
2. Готовность к переменам
В исследовании А. Кочетковой определено, что устоявшиеся требования к качеству специалиста не соответствуют меняющимся условиям жизни и деятельности [1]. Творчество становится неизменным атрибутом жизни и деятельности каждого человека, т.е. роль тех способностей, знаний и навыков, которые заложены в человеке, приобретают совершенно иное более важное значение, определяющее ключевое место человеческого капитала в развитии страны, общества. Соответственно, изменяются требования к качеству образования. Среда, в которой должна вестись профессиональная подготовка, должна быть изоморфна среде, в которой будет реализовываться творческий потенциал специалиста. Таким образом, происходит смена модели образования, основанной на трансляции знаний на модель образования, «ориентированную на трансляцию принципов работы в условиях ученого незнания», что в наибольшей степени связано со становлением личности современного специалиста. Современный человек живет и действует в среде с высокой степенью «турбулентности», что определяет уровень непредсказуемости направления перемен. Соответственно, в таких условиях специалист, эффективно действующий, должен обладать высокой степенью адаптивности, что характеризует мобильного специалиста, т.е. специалиста, способного решать разнообразные задачи без психологического ущерба для себя. Поэтому современное образование призвано помочь молодежи быть устойчивой к изменениям и способной к «реактивной адаптации» на основе самообучения и обучения. Таким образом, второй составляющей профессиональной мобильности является готовность специалиста к переменам. Человек, переоценивая свой багаж знаний, принимает решение о его изменении или об отказе от какой-то его части. «Желание измениться» означает, что человек готов внести существенные изменения в свою жизнь и деятельность без чьего-либо вмешательства или давления.
3. Активность личности
Третей составляющей профессиональной мобильности является активность личности. Профессиональное становление и личностное становление обучающегося осуществляется посредством его собственной активности. При этом активность выражается как работа и над преобразованием себя, и над преобразованием окружающей действительности. Как считает М. Л. Соколова, активность проявляется в способности ставить достижимые цели, реализовывать свою программу, несмотря на обстоятельства, препятствующие достижению цели. Формирование и проявление активной жизненной позиции личности специалиста связано с развитием творческих потенций личности [2, с. 158]. Активность личности закладывается в «фундамент» личности на ранних этапах жизни и корректируется, направляется на протяжении всей сознательной деятельности. Активность личности выступает в многообраз-
ных внешних проявлениях. Ее полезный результат измеряется тем вкладом, который вносит человек в перестройку «обстоятельств и самого себя». Однако организуется и направляется активность субъективной позицией личности, выступающей интегральным образованием, обеспечивающим «переправление» внешних требований во внутренние.
Профессиональная мобильность по своей природе социальна, потому что она имеет место быть только в социальных системах, а ее успех зависит от той социальной, образовательной среды, в которой происходит становление личности специалиста-профессионала. Исследуя особенности мобильности специалиста и отмечая, что в ее основе лежит активность сознательной личности, следует отметить, что многие ученые, изучая социально-профессиональную активность, считают, что она является показателем степени социализации личности и проявляется не только в приспособлении личности к иным профессиональным условиям, но и направлена на их изменение. Степень изменения этих условий есть показатель активности, а следовательно, и мобильности специалиста в профессиональной сфере. С одной стороны, профессиональная мобильность специалиста выступает как результат полученного образования, а с другой стороны - как фактор, определяющий это образование. Отсюда следуют основания, позволяющие нам говорить о социальнопрофессиональном предвидении становления и развития специалиста, т.е. о формировании профессионально мобильного типа личности. Формирование активного типа личности есть одно из условий проявления мобильности специалиста и его дальнейшего включения в профессиональную деятельность.
Список итературы
1. Кочеткова, А. Формирование человеческого капитала (системноконцептуальный подход) / А. Кочеткова // Alma mater Вестник высшей школы. -2004. - № 11. - С. 17-21.
2. Соколова, М. Л. Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов студентов в вузе : дисс. ... канд. пед. наук / М. Л. Соколова. - Архангельск, 2001 - 202 с.