Научная статья на тему 'Формирование профессиональной мобильности специалиста в рамках компетентностного подхода'

Формирование профессиональной мобильности специалиста в рамках компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
219
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Груздева Марина Леонидовна, Свинухова Мария Юрьевна

В статье рассмотрен вопрос формирования профессиональной мобильности специалиста через формирование профессиональных компетенций в рамках учебного процесса в техникуме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Груздева Марина Леонидовна, Свинухова Мария Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL MOBILITY SPECIALIST WITHIN THE COMPETENCE APPROACH

In the article discussed the question of formation of professional mobility specialist through the formation of professional competencies within the educational process in high school.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной мобильности специалиста в рамках компетентностного подхода»

УДК 37.013

М.Л. ГРУЗДЕВА, доктор пед. наук, доцент, НГПУ им. К. Минина, e-mail: [email protected]

М.Ю. СВИНУХОВА, аспирант НГПУ им. К. Минина, e-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА В РАМКАХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

M.L. Gruzdeva, M.U. Svinuhova

FORMATION OF PROFESSIONAL MOBILITY SPECIALIST WITHIN THE COMPETENCE APPROACH

В статье рассмотрен вопрос формирования профессиональной мобильности специалиста через формирование профессиональных компетенций в рамках учебного процесса в техникуме.

Ключевые слова: профессиональная мобильность, профессиональные компетенции, информационные технологии.

In the article discussed the question of formation of professional mobility specialist through the formation of professional competencies within the educational process in high school. Keywords: professional mobility, professional competence, information technology.

Понятие «профессиональная мобильность» достаточно ёмкое и неоднозначное, имеющее сложную структуру. В психологическом словаре оно определяется как способность и готовность личности быстро и успешно овладевать новой техникой и технологией, приобретать недостающие знания и умения, обеспечивающие эффективность новой профессиональной деятельности.

Наличие профессиональной мобильности предусматривает готовность специалиста к быстрой смене выполняемых профессиональных задач в рамках одной профессии; способность быстро осваивать новые специальности и смежные профессии и т.д. Но в то же время понятие «профессиональная мобильность специалиста» определяется не только его способностью менять свою профессию, место и род деятельности, но и умением принимать самостоятельные и нестандартные решения, направленные на повышение уровня своего профессионализма, а также способностью быстро осваивать новую образовательную, профессиональную, социальную и национальную среду.

Во время обучения, когда у студента складываются стереотипы учебно-профессиональной и профессиональной деятельности и осуществляется формирование образа будущей профессии, очень важно сформировать внутреннее осознание многовариантности возможностей развития, умение воспринимать мир в движении, приспосабливаться к стремительно меняющимся условиям, т. е. профессиональную мобильность специалиста.

В ФГОС III поколения особым результатом образования, выражающимся в готовности к мобилизации внутренних и внешних ресурсов для эффективной деятельности в ситуации неопределенности, является компетенция. Исследователи, рассматривающие проблему формирования профессиональной мобильности в рамках применения компетентностного подхода, отмечают, что актуализация и профессиональной компетентности, и профессиональной мобильности как специфических характеристик специалиста обусловлена, по существу, одним социальным контекстом, одними и теми же социальными процессами. Из чего приобретает научную значимость вопрос о соотношении понятий профессиональная компетентность и профессиональная мобильность.

На сегодняшний день в научно-педагогической литературе уже наметилось несколько различных точек зрения по этому вопросу. Согласно одним представлениям профессиональная мобильность включается в профессиональную компетентность как одна из ее составляющих (И.А. Зимняя, Э.Ф. Зеер, Е.Л. Пупышева и др.).

Другие исследователи рассматривают профессиональную компетентность и профессиональную мобильность как две относительно самостоятельные, но взаимообусловленные характеристики специалиста (Л.А. Амирова, Л.В. Горюнова, Б.М. Игошев и др.).

В практическом аспекте данная теоретическая проблема приобретает следующий смысл: если образовательный процесс ориентирован на формирование профессиональной компетентности, обеспечивает ли это автоматически и формирование профессиональной мобильности или для этого необходимы специальные педагогические условия и средства?

Сегодня ответить на этот вопрос не так легко, поскольку исследования в данной проблемной области только начинаются. Более изучены различные аспекты формирования профессиональной компетентности специалистов. Но и в этих исследованиях практически не затрагиваются аспекты ее соотношения с профессиональной мобильностью.

Активное рассмотрение указанной проблемы в профессиональной педагогике началось в 1970-е годы. Профессиональную мобильность в то время определяли преимущественно как готовность и способность рабочего к быстрой смене выполняемых производственных заданий, рабочих мест и специальностей в рамках одной профессии или отрасли, способность быстро осваивать новые специальности или изменения в них, возникшие под влиянием технических преобразований.

По мнению зарубежных исследователей (Д. Мартенс, А. Шелтон), в основу формирования профессиональной мобильности и конкурентоспособности будущих специалистов должны быть положены «ключевые квалификации», которые имеют широкий радиус действия, выходят за пределы одной группы профессий, профессионально и психологически подготавливают специалиста к смене и освоению новых специальностей и профессий, обеспечивают готовность к инновациям в профессиональной деятельности [3].

Российские ученые дополнили концепцию ключевых квалификаций понятием ключевых компетенций. Э.Ф. Зеер в своих работах обосновал профессионально обусловленные структуры деятельности и личности специалиста, определил структуру ключевых квалификаций, отражающих общепрофессиональный характер деятельности и личности специалиста, необходимых для адаптации и продуктивной деятельности в различных профессиональных сообществах [2]. Д.В. Чернилевский предложил свою трактовку профессиональной мобильности, представив ее как многогранное понятие, объединяющее в себе различные отрасли человеческого знания и очень обобщенные умения и навыки [4]. М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович отмечают, что основой профессиональной мобильности, прежде всего, является высокий уровень обобщенных профессиональных знаний, владение системой обобщенных профессиональных приемов и умение эффективно их применять для выполнения каких-либо заданий в области своей профессии [5].

Важной особенностью профессиональной компетентности является то, что она предполагает мотивационную, ценностную и личностно-психологическую направленность человека как специалиста на определенную профессиональную деятельность. Иначе говоря, профессионально компетентный человек компетентен в конкретной, пусть даже достаточно широкой, сфере профессиональной деятельности. Другой вопрос, что в случае перехода в другую профессиональную сферу такой специалист, как правило, очень быстро может стать профессионально компетентным и в новой профессиональной области, поскольку он уже владеет механизмами внутренней организации, необходимыми для этого.

Тем не менее, характерная для профессиональной компетентности направленность на конкретную профессиональную деятельность в определенном смысле противоречит сущности профессиональной мобильности, которая, напротив, предполагает готовность специалиста к смене сферы профессиональной деятельности. И очевидно, что эта готовность

тоже должна опираться на фундамент определенных личностно-профессиональных качеств и свойств. Далеко не любой человек может быть в современном обществе профессионально мобильным, оставаясь при этом профессионалом, которого ценят окружающие, а также целостной самоудовлетворенной личностью, не подверженной разного рода «коррозиям» и саморазрушению. Всем известно, что для очень многих людей необходимость менять место работы, а тем более профессию, становится тяжелым психологическим испытанием. Нередки и случаи, когда неплохой практик, поднимаясь по карьерной лестнице, становится плохим управленцем [4].

Именно это существенное отличие и обусловливает специфику педагогических условий и средств формирования рассматриваемых качеств, которая видится прежде всего в том, что если формирование профессиональной компетентности будущих специалистов возможно только в рамках собственно учебного процесса, при условии его соответствующей организации (изменение структуры содержания, отбор адекватных образовательным целям форм и методов обучения и др.), то для целенаправленного формирования у обучающихся профессиональной мобильности этого недостаточно.

Безусловно, профессиональная мобильность поддается целенаправленному развитию и саморазвитию при соответствующем педагогическом сопровождении этого процесса. Она может быть введена в систему основополагающих педагогических ценностей личности как ценность терминальная, базовая и ценность инструментальная, способствующая организации действий и деятельности работника на эффективное решение профессиональных и жизненных задач.

В настоящее время компетентностный подход в образовании занимает центральное место в новых федеральных государственных стандартах. Данный подход охватывает наряду со знаниями и навыками такие категории, как способности, готовность к познанию, социальные навыки.

«Опираясь на компетентностный подход, - указывает Л.В. Горюнова, - мы можем представить целостную картину становления профессиональной мобильности специалиста через развитие определенных компетенций» [4]. Автором выделены социально-коммуникативные компетенции, обеспечивающие готовность будущего специалиста к осуществлению своей профессиональной деятельности в неоднородных группах людей, образовательные компетенции, обеспечивают готовность будущего специалиста к овладению навыками самостоятельного освоения знаний и повышения своей квалификации или смене профессии, общенаучные компетенции, обеспечивают высокий уровень базовых общих знаний и общих знаний по профилю специальности, смысловые и общекультурные компетенции, способствующие осознанию необходимости непрерывного самообразования, постоянной мотивации к обучению на протяжении всей жизни.

Задача нашего исследования заключается в том, чтобы определить, как через развитие определенных компетенций можно сформировать профессиональную мобильность специалиста.

Во ФГОС СПО III поколения четко определены общие и профессиональные компетенции, которые должны быть освоены выпускниками профессиональных учебных заведений в рамках той или иной специальности. Мы проводили свои исследования на занятиях со студентами специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет» техникума. Среди общих и профессиональных компетенций, указанных в Государственном стандарте, мы выделили те, которые формируются с помощью использования на занятиях такого средства обучения как информационные и коммуникационные технологии:

а) осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития, с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;

б) владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий;

в) использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

г) ориентироваться в условиях частой смены автоматизированных систем в профессиональной деятельности и т. п.

Для освоения выделенных нами компетенций и формирования профессиональной мобильности обучающихся мы предлагаем решать одни и те же профессиональные задачи в нескольких информационных средах, с использованием различных прикладных программ.

Например, выпускник техникума по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет» должен владеть навыками ведения бухгалтерского учета и формирования отчетности как в стандартных приложениях Microsoft Office, так и в автоматизированной системе учета «1С: Предприятие». Для работы в Microsoft Excel нами разработано учебное пособие «Автоматизация бухгалтерского учета в Excel», в котором рассмотрены общие принципы построения системы автоматизированного бухгалтерского учета на основе электронных таблиц Microsoft Excel, а также продемонстрирован простейший вариант такой системы, который может быть использован для ведения дел небольшого предприятия. Параллельно студенты ведут бухгалтерский учет того же предприятия в программе «1С: Предприятие».

Главная цель - дать студентам представление о реальных экономических процессах, происходящих на предприятии, о том, каким образом эти процессы отражаются в бухгалтерском учете, с помощью каких информационных технологий решаются задачи автоматизации бухгалтерского учета на предприятии. В основе лежит практика: заполнение первичных документов, получение и анализ исходной информации, формирование учетных регистров, составление бухгалтерской и налоговой отчетности. Так у студентов формируется устойчивое представление о реалиях изучаемого предмета.

Например, навыки начисления заработной платы чаще всего отрабатываются студентами в Microsoft Excel с использованием абсолютной и относительной адресации, связанных таблиц, расчетов промежуточных итогов в таблицах, а также подбора параметров и организации обратного расчета. Однако в современных рыночных условиях более необходимы навыки работы в автоматизированной системе «1С: Бухгалтерия 8», которая расширяет возможности и ускоряет процесс начисления заработной платы. Но данная конфигурация не позволяет вести учет по сдельной форме оплаты труда. Поэтому встает необходимость освоения еще и конфигурации «1С: Зарплата и управление персоналом 8».

Таким образом, в процессе обучения студентами решаются профессиональные задачи в нескольких информационных средах: Microsoft Excel и автоматизированной системе учета «1С: Предприятие», а именно в конфигурациях «1С: Бухгалтерия» и «1С: Зарплата и управление персоналом».

Между тем очевидно, что в связи с постоянным развитием информационных технологий в сфере конкретной профессиональной деятельности для формирования профессиональной мобильности необходимо постоянное обновление профессионально-ориентированных программных продуктов, изучаемых на занятиях в учебном заведении.

Интенсивное развитие и обновление информационных и коммуникационных технологий непрерывно изменяют качество и условия профессиональной деятельности специалистов любой отрасли, заставляя работника на протяжении всей его жизни неоднократно осваивать новые способы и виды деятельности в профессии, повышать уровень квалификации и образования, оперативно обновлять свои знания, гибко ориентируясь в непрерывно изменяющейся информационной среде.

ЛИТЕРАТУРА

1. Горюнова, Л.В. Составляющие профессиональной мобильности современного специалиста / Л.В.Горюнова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. -2007. - № 1. - С. 63-69.

2. Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход./ Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Э.Э. Сыманюк. - М.: МПСИ, 2005.

3. Груздева, М.Л. Повышение профессиональной мобильности студентов информационных специальностей в условиях информационного образовательного пространства: монография / М.Л. Груздева, В.Н. Дюнина. - Н.Новгород: НГПУ, 2012. -112 с.

4. Чернилевский, Д.В. Инновационные подходы организации обучения / Д.В. Чернилевский, О.К. Филатов // Специалист. - 1997. - № 4. - С. 26-28.

5. Дьяченко, М. И., Кандыбович Л.А., Кандыбович С.Л. Психология высшей школы / М.И.Дьяченко, Л.А.Кандыбович, С.Л.Кандыбович. - Минкс - Харвест, 2006. - (Серия: Библиотека практической психологии).

©Груздева М.Л., Свинухова М.Ю., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.