СОСТАВ ЗАРУБЕЖНЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ
© Бакутина Д.Ю.
Московская государственная юридическая академия им. О.Е. Кутафина,
г. Москва
Статья посвящена составу зарубежных представительств, а именно вопросам утверждения, численности, старшинства сотрудников представительства, вступления их в должность и прекращения полномочий сотрудниками зарубежного представительства.
Как гласит п. «б» ст. 1 Венской Конвенции о дипломатических сношениях, «сотрудниками представительства» являются глава представительства и члены персонала представительства. Вопрос о составе зарубежных представительств является неотъемлемым, суверенным правом каждого государства. Это находит подтверждение и закрепление во всех конвенциях, посвященных праву внешних сношений. Согласно ст. 7 Венской Конвенции о дипломатических сношениях, аккредитующее государство может свободно назначать членов персонала представительства. Что касается военных, морских или авиационных атташе, то государство пребывания может предложить, чтобы их имена заранее сообщались на его одобрение. Статья 19 Венской Конвенции о консульских сношениях гласит, что представляемое государство может свободно назначать работников консульского персонала. В статье 8 Конвенции о специальных миссиях также закреплено, что посылающее государство может по своему усмотрению назначить членов специальной миссии, сообщив предварительно принимающему государству всю необходимую информацию о её численности и составе и, в частности, сообщив имена и должности лиц, которых оно намеревается назначить. Аналогичные положения мы можем найти и в Венской Конвенции о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера.
Однако при этом свобода аккредитующего государства в выборе сотрудников своего представительства по общему правилу ограничена выбором таковых из своих граждан. Так, согласно ст. 8 Венской Конвенции о дипломатических сношениях, члены дипломатического персонала представительства в принципе должны быть гражданами аккредитующего государства. Они не могут назначаться из числа лиц, являющихся гражданами государства пребывания, иначе как с согласия этого государства, причем это согласие может быть в любое время аннулировано. Государство пребывания может оговорить за собой то же право в отношении граждан третьего государства, которые не являются одновременно гражданами аккредитующего государства. Кроме того, государство пребывания вправе
осуществлять контроль за составом, размером и структурой зарубежных представительств.
Что касается численности зарубежного представительства, то её всегда определяло исключительно аккредитующее государства. На сегодняшний день эта свобода ограничены тремя условиями, закреплёнными в ст. 11 Венской Конвенции о дипломатических сношениях, а именно: «При отсутствии конкретного соглашения о численности персонала представительства государство пребывания может предложить, чтобы численность персонала представительства сохранялась в пределах, которые оно считает разумными и нормальными, учитывая обстоятельства и условия, существующие в государстве пребывания, и потребности данного представительства». Численность представительств государств при международных организациях ограничена соответствующей Конвенцией следующим образом: «Численность персонала делегации не должна выходить за пределы, которые являются разумными и нормальными с учетом, соответственно, функций органа или целей конференции, а также потребностей данной делегации и обстоятельств и условий, существующих в государстве пребывания» (ст. 46). А численность специальных миссий, в свою очередь, ограничена правом принимающего государства не давать своего согласия на направление специальной миссии, численность которой оно не считает приемлемой ввиду обстоятельств и условий в принимающем государстве и потребностей данной миссии. Оно может, кроме того, не дать согласия на назначение любого лица в качестве члена специальной миссии.
Особое место занимает вопрос о старшинстве между сотрудниками зарубежных представительств. Согласно исторической традиции, когда дипломатический посланник был личным представителем главы государства, и по сей день из всех сотрудников представительства выделяется его глава. Согласно ст. 1 Венской Конвенции о дипломатических сношениях, «глава представительства» есть лицо, на которое аккредитующим государством возложена обязанность действовать в этом качестве.
Венский регламент 1815 г. определил три класса глав дипломатических представительств: послы, папские легаты или нунции; посланники, министры и другие дипломаты, аккредитованные при монархах; поверенные в делах, аккредитованные при министре иностранных дел.
Старшинство при этом устанавливалось в зависимости от даты официальной нотификации об их прибытии. И лишь послы, папские легаты или нунции считались представителями глав своих государств. Статья 9 Венской Конвенции о консульских сношениях делит глав консульских учреждений на четыре класса, а именно на:
а) генеральных консулов;
б) консулов;
в) вице-консулов;
г) консульских агентов.
Что касается глав специальных миссий, то в большинстве случаев они подразделяются на следующие категории:
- главы государств или правительств;
- полномочные послы и министры;
- представители, не имеющие дипломатического ранга.
В структуре зарубежных представительств также выделяется должность исполняющего обязанности главы представительства, или временного поверенного в делах. Назван он так потому, что возглавляет зарубежное представительство, когда должность главы представительства открыта или когда глава представительства не может выполнять возложенные на него обязанности.
Все сотрудники зарубежного представительства подразделяются на три категории: дипломатический персонал, административно-технический персонал и обслуживающий персонал.
Согласно ст. 1 Венской Конвенции о дипломатических сношениях, членами дипломатического персонала являются члены персонала представительства, имеющие дипломатический ранг, а дипломатическим агентом выступает глава представительства или член дипломатического персонала представительства. Понятие «дипломат» можно рассматривать в двух аспектах: с точки зрения посылающего государства и с точки зрения международного права. С точки зрения внутреннего права государств, дипломат является должностным лицом министерства иностранных дел, представляющий своё государство за границей. А с точки зрения международного права дипломат должен отвечать двум условиям:
1. аккредитующее государство наделило его соответствующими функциями в своем зарубежном представительстве;
2. государство пребывания согласилось рассматривать его «в соответствии с нормами международного права» [1].
Положения международных Конвенций также распространяются и на членов семьи дипломатического агента, причём понятие членов семьи разрабатываются на уровне самих государств.
Статус же членов административно-технического и обслуживающего персонала отличается по объему привилегий и иммунитетов, а также по кругу возложенных на них функций.
Когда же начинаются и заканчиваются функции членов персонала зарубежного представительства? В некоторых случаях для начала осуществления ими своих обязанностей необходимо получить согласие государства пребывания - агреман. Например, ст. 4 Венской Конвенции о дипломатических сношениях гласит: «Аккредитующее государство должно убедиться в том, что государство пребывания дало агреман на то лицо, которое оно предполагает аккредитовать как главу представительства в этом государстве. Государство пребывания не обязано сообщать аккредитующему государству мотивы отказа в агремане». При назначении глав консульских
учреждений аккредитующее государство выдаёт им документ, имеющий форму патента. Он удостоверяет его должность и указывает, как общее правило, его полное имя и фамилию, категорию или класс, к которому он принадлежит, консульский округ и местонахождение консульского учреждения. Причём глава консульского учреждения допускается к выполнению своих функций разрешением со стороны государства пребывания, называемым экзекватурой. Государство, отказывающее в выдаче экзекватуры, не обязано сообщать представляемому государству мотивы такого отказа. Подобных положений мы не увидим в Конвенции о специальных миссиях. В ней сказано только, что посылающее государство может по своему усмотрению назначить членов специальной миссии, сообщив предварительно принимающему государству всю необходимую информацию о численности и составе миссии, сообщив имена и должности назначаемых лиц.
Особое место в международном праве уделяется церемонии вручения верительных грамот. С момента такого вручения новый посол официально вступает в свою должность. Начало исполнения главами дипломатических представительств своих полномочий регламентируется ст. 14 Венской Конвенции о дипломатических сношениях следующим образом: «Глава представительства считается приступившим к выполнению своих функций в государстве пребывания в зависимости от практики, существующей в этом государстве, которая должна применяться единообразно, либо с момента вручения своих верительных грамот, либо с момента сообщения о своем прибытии и представления заверенных копий верительных грамот министерству иностранных дел государства пребывания или другому министерству, в отношении которого имеется договоренность». В отношении глав других зарубежных представительств такой церемонии не требуется. Так, например, функции специальной миссии начинаются с момента установления миссией официального контакта с министерством иностранных дел принимающего государства.
Отдельного внимания заслуживает вопрос прекращения исполнения должностных обязанностей сотрудниками зарубежных представительств. Существует три пути такого прекращения:
1. по решению аккредитующего государства;
2. по решению принимающего государства;
3. при прекращении деятельности самого представительства.
Статья 43 венской Конвенции о дипломатических сношениях гласит:
«Функции дипломатического агента прекращаются, в частности,
а) по уведомлении аккредитующим государством государства пребывания о том, что функции дипломатического агента прекращены;
б) по уведомлении государством пребывания аккредитующего государства, что оно отказывается признавать дипломатического агента сотрудником представительства». Аналогичные положения преду-
смотрены в отношении консулов и представителей государств при международных организациях универсального характера. Об окончании исполнения обязанностей зарубежное представительство уведомляет министерство иностранных дел государства пребывания. Необходимо отметить, что, как и при вступлении в должность, при прекращении полномочий глав зарубежных представительств предусмотрено соблюдение определённой процедуры. Глава аккредитующего государства уведомляет главу государства пребывания в форме отзывной грамоты о прекращении исполнения должностных обязанностей послом. Такую грамоту главе государства пребывания вручает сам посол в ходе частной беседы.
Существует особый случай прекращения исполнения обязанностей дипломата - объявление его persona non grata. Согласно ст. 9 Венской Конвенции о дипломатических сношениях, государство пребывания может в любое время, не будучи обязано мотивировать свое решение, уведомить аккредитующее государство, что глава представительства или какой-либо из членов дипломатического персонала представительства является persona non grata или что любой другой член персонала представительства является неприемлемым. В таком случае на аккредитующее государство налагается следующая обязанность: оно должно соответственно отозвать данное лицо или прекратить его функции в представительстве. Причём если аккредитующее государство откажется выполнить или не выполнит в течение разумного срока эту обязанность, государство пребывания может отказаться признавать данное лицо сотрудником представительства. Аналогичные положения можно найти и в Венской Конвенции о консульских сношениях. Государство пребывания может в любое время уведомить представляемое государство о том, что то или иное консульское должностное лицо является «persona non grata», или что любой работник консульского персонала является неприемлемым. В таком случае представляемое государство должно, соответственно, отозвать это лицо или прекратить его функции в консульском учреждении. Если представляемое государство откажется выполнить или не выполнит в течение разумного срока свои обязательства, государство пребывания может, соответственно, аннулировать экзекватуру данного лица или перестать считать его работником консульского персонала.
Список литературы:
1. Абашидзе А.Х., Федоров М.В. Право внешних сношений // Международные отношения. - 2009. - С. 119.