Ц СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Р.Н. АБРАМОВ, М.А. ЮМАНОВА
СОСТАВ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ И СТРУКТУРА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ: ОПЫТ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Высшее профессиональное социологическое образование в России имеет относительно недолгую историю, восходящую ко второй половине 1980-х гг. Долгое время институционализация социологии в стране происходила без ключевого элемента формирования профессионального сообщества — системы специального образования. В последние три-четыре года высшее социологическое образование переживает новый этап изменений, связанный с переходом от советского «специалитета» к болонской системе «бакалавриат-магистратура». Данная статья содержит анализ структуры социологического образования в России, представленной в учебных планах вузов.
Социологическое образование всегда являлось объектом особой заботы социологов. Академическое и общественное признание социологии в последней трети XIX в. было бы невозможным без активных усилий немецких, французских и американских социологов, направленных на создание и развитие системы профессиональной подготовки: только заняв прочные позиции в организационной структуре и учебных планах университетов, социология смогла обеспечить себе минимально необходимый уровень конкурентоспособности в комплексе социальных дисциплин. Косвенно о неослабевающем внимании профессионального сообщества к социологическому образованию свидетельствует многолетняя благополучная работа специализированного журнала «Teaching sociology»1.
Абрамов Роман Николаевич — кандидат социологических наук, доцент ГУ-ВШЭ, старший научный сотрудник Института социологии РАН. Адрес: 117218 Москва, ул. Кржижановского, д. 24/32, стр. 5. Электронная почта: [email protected]; Юманова Марина Александровна — магистрант факультета социологии ГУ-ВШЭ. Адрес: 125319 Москва, Кочновский пр., д. 3, факультет социологии ГУ-ВШЭ.
1 В «Teaching sociology» публикуется значительное количество материалов, посвященных анализу учебных планов. Мы в частности, опирались на подходы, обозначенные в следующих статьях: [9, 12-14].
Высшее социологическое образование развивается на фоне споров вокруг структуры, содержания, целей, задач и общественного предназначения профессиональной социологии. Отчасти эти дискуссии являются следствием полипарадигмального характера социологической теории и радикальных методологических расхождений. Не следует преуменьшать и политический фактор, определяющий различные подходы к пониманию предназначения социологического образования: речь идет как об идеологических расхождениях между участниками дискуссий, так и о борьбе за академические, символические и административные ресурсы2. Сам факт таких дискуссий способствует совершенствованию системы высшего образования в области социологии.
В России обсуждение проблематики социологического образования непрерывно продолжается с конца 1980-х гг. Дискуссии преимущественно проходят на страницах ведущих отечественных академических журналов «Социологические исследования» и «Социологический журнал». Зачастую рассуждения о целях и содержании образования социологов погружены в более широкий методологический и теоретический контекст.
Стоит отметить, что основными участниками дискуссий являются деканы социологических факультетов, заведующие кафедрами социологии, их заместители, то есть те, кто не только занимается исследовательской и преподавательской деятельностью, но и включен в административную систему вузов. Анализ публикаций позволяет выделить ряд основных проблем, возникающих в ходе принятия решений о содержании и структуре социологического образования.
Первая проблема связана с пониманием предмета социологии как учебной и научной дисциплины. Так А.О. Бороноев, экс-декан факультета социологии Санкт-Петербургского госуниверситета, отмечает, что без определения предмета социологии невозможно разрабатывать учебные планы. Схожей точки зрения придерживается В.П. Коломиец [5, с. 129], экс-заместитель декана социологического факультета МГУ. По сути, административная задача составления учебных планов социологических факультетов тесно связана с базовой теоретической проблемой — определением объекта и предмета социологии.
Еще одна проблема — соотношение теоретико-методологических и прикладных дисциплин в учебном плане. Ее затрагивают в своих публикациях многие российские авторы [см. 3, 4, 5], ряд из них подчеркивает примат теоретических курсов в подготовке профессиональных социологов. В связи с этим следует отметить, что исследователи профессий называют теоретизи-рованное знание необходимым элементом формирования профессионального сообщества [1, 10, 11]. С другой стороны, многие полагают, что социологическое образование следует сделать более практичным, прикладным, методически-ориентированным. Последнее вполне укладывается в глобальные тенденции трансформации университетского образования, реагирующего на
2 Последним ярким примером борьбы в пределах профессионального сообщества служит конфликт вокруг социологического факультета МГУ, который породил целый шлейф дискуссионных публикаций, открытых писем и комментариев, касающихся ситуации вокруг профессионального образования социологов.
актуальные потребности рынка труда в ситуации продолжающейся креден-циалистской инфляции [8]. Еще одна группа авторов считает, что при проектировании учебных планов необходимо соблюдать баланс между теоретическими и практическими дисциплинами [3, 7].
Следующая проблема — логика и основы построения читаемых курсов. Фактически каждая теоретико-методологическая группа полагает собственные взгляды на структуру социологического образования единственно верными и требующими максимально быстрого и широкого внедрения в практику обучения.
В начале 1990-х гг. публиковались в основном авторские курсы и программы по социологии; затем появились статьи, в которых велось обсуждение эффективности различных методик преподавания. В 2000 г. в рамках требований государственного образовательного стандарта была создана примерная программа дисциплины «социология», а также примерный учебный план для этого направления, вследствие чего статьи стали преимущественно посвящаться обмену опытом преподавания социологических дисциплин. Последнее время в основном обсуждаются проблемы, возникающие в процессе преподавания, ведутся дискуссии о структуре и содержании социологического образования. Несмотря на то, что учебные планы должны быть построены на основе государственного образовательного стандарта, каждый вуз имеет право в определенных пределах самостоятельно варьировать количество часов и набор дисциплин. То есть вопрос о том, имеется ли общий институциональный дизайн профессионального социологического образования в России, остается открытым.
Поэтому была проведена эмпирическая реконструкция структуры социологического образования и проведено ее сравнение с требованиями государственного образовательного стандарта. Источником первичных данных о дисциплинарной структуре социологического образования в России стало содержание учебных планов специальности/направления «социология» 83 государственных вузов России. Процедура отбора вузов была следующей. На первом этапе были отобраны 173 вуза, где есть социологические факультеты, или специальность/направление «социология». На втором этапе из этих 173 вузов были выбраны только государственные вузы: этот выбор был обусловлен тем, что государственные вузы при составлении учебного плана должны опираться на государственный образовательный стандарт и имеют право варьировать набор предметов только в определенных рамках. В результате осталось 83 государственных вуза, в которых есть специальность/направление «социология»; 46 из них являются «классическими» университетами, 14 — техническими университетами, 23 — вузами другого профиля3.
После проведенного отбора была аккумулирована фактическая информация, касающаяся структуры и содержания учебных планов. При этом были использованы следующие способы получения первичной информации: во-первых, проводился поиск в открытых источниках — мониторинг интернет-ресурсов вузов, попавших в выборку; во-вторых, проводилась рассылка
3 Среди них — 8 педагогических вузов, 6 экономических, 3 гуманитарных университета.
электронных запросов в эти вузы с просьбой прислать учебные планы; в-третьих, методом снежного кома аккумулировалась доступная информация о структуре учебных планов.
Эмпирическая часть исследования проходила в два этапа. На первом этапе поиск аналитической информации осуществлялся с помощью Интернета, через обзор официальных сайтов всех вузов, попавших в выборку. В случае отсутствия данных о структуре и содержании учебного плана направления «социология» в качестве источников первичной информации использовались сведения о расписании занятий студентов-социологов, размещенные данные о дисциплинах, читаемых преподавателями социологических кафедр. Также изучалась информация для абитуриентов, поскольку многие вузы стараются заблаговременно ознакомить поступающих со списком изучаемых дисциплин. На втором этапе были разосланы письма-запросы в адрес тех исследуемых вузов (деканатов, кафедр, преподавателей), на сайтах которых отсутствовала требуемая информация об учебных планах (преподаваемых дисциплинах), либо она была неполной. Также просьба поделиться соответствующей информацией была помещена на студенческие форумы, организованные на некоторых официальных сайтах университетов. Из восемнадцати университетов, в адрес которых были направлены письма, ответ был получен от семи. Посредством метода «снежного кома» было получено еще четыре вузовских учебных плана специальности/направления «социология». Не удалось получить информацию только о четырех вузах из восьмидесяти трех: Астраханском государственном университете, Магнитогорском государственном университете, Северо-Осетинском государственном университете и Томском государственном университете.
На первом этапе обобщения и анализа имеющейся первичной информации из всех преподаваемых дисциплин для последующего анализа были отобраны только общепрофессиональные и специальные социологические дисциплины. Критериев отбора было несколько: во-первых, в названии дисциплины должно было присутствовать указание на принадлежность к социологическому знанию (например, наличие слов «социология», «социологический», «социальный»), во-вторых, дисциплины должны были преподаваться студентам-социологам, и, в-третьих, учебные курсы должны были быть закреплены за кафедрами и факультетами социологического профиля. При этом количество часов, выделяемое на преподавание дисциплины, в данном исследовании не учитывалось. Также не учитывалось распределение учебных курсов по годам обучения.
Все отобранные дисциплины были проранжированы по частоте их преподавания в российских вузах. Так как четких разрывов в частоте преподавания исследуемых дисциплин не наблюдается, сначала из полученного списка были выбраны те дисциплины, которые преподаются более чем в 50% исследуемых вузов (см. приложение, табл. А). Эта группа дисциплин получила название «ядро социологического образования». Следует подчеркнуть, что речь идет о «ядре», полученном строго эмпирическим путем, первоначально без соотнесения с требованиями государственного стандарта.
Выделенное нами «ядро социологического образования» включает 21 дисциплину. При этом 8 из этих дисциплин преподают от 50 до 60% вузов, 8 дисциплин от 60 до 70% вузов, 5 дисциплин от 70 до 80% вузов. Дисциплины,
преподаваемые во всех (100%) вузах, в ходе исследования выявлены не были. Оказалось, что наиболее часто читаются курсы — методика и техника социологических исследований (82%) и социология культуры (73%).
Дисциплины, которые преподают от 15 до 50% вузов, мы условно назвали полупериферийными дисциплинами. Всего в группу полупериферийных дисциплин попало 32 учебных курса (см. приложение, табл. Б).
И, наконец, предметы, которые преподают от 1 до 15% вузов — составили группу фронтирных дисциплин (см.приложение табл. В). Эта наиболее многочисленная группа включает 141 учебный курс. Фронтирные дисциплины в каждом вузе формируют уникальное лицо социологического образования, отражая профессиональные интересы преподавателей и сложившиеся традиции. Ограниченные рамки настоящей статьи не позволяют провести детальный анализ номинаций дисциплин фронтирной группы, однако следует отметить, что они охватывают большинство возможных областей социологического знания.
Таким образом, «ядро социологического образования» существует. Однако большое количество «фронтирных дисциплин» (141) свидетельствует о нечеткости структуры и содержания социологического образования. Основной причиной такого разнообразия является то, что каждый вуз в значительной степени самостоятельно решает вопросы наименования и содержания учебных курсов.
Далее был проведен первичный содержательный анализ имеющихся данных: в частности, было исследовано соотношение «теоретико-исторических» (ТИД) и «практически-прикладных» (ППД) дисциплин в структуре социологического образования. Конечно, прямая содержательная классификация учебных курсов без изучения содержания программ затруднительна, но выделение некоторых общих тенденций возможно даже при анализе номинаций учебных курсов. Под «теоретико-историческими» дисциплинами подразумевались учебные курсы, предметом которых являются теоретические концепции, история теоретической социологии, теоретическая методология, модели объяснения. К группе «практически-прикладных» дисциплин были отнесены учебные курсы, обучающие различным методикам, методам, методологиям, использующие математический аппарат, обучающие практическим навыкам.
В соответствии с указанными критериями были сгруппированы дисциплины, входящие в «ядро социологического образования».
Из 21 дисциплины «ядра социологического образования» 5 были включены в группу ППД (табл. 1), 16 — в группу ТИД. Таким образом, эмпирически зафиксированное ядро социологического образования преимущественно формируется учебными курсами, связанными с теорией и историей социологии.
Таблица 1
ППД, входящие в «ядро социологического образования»
№ Дисциплины
1 Методика и техника социологического исследования
2 Социальная статистика
3 Социальное прогнозирование и проектирование
4 Анализ данных в социологии
5 Методика преподавания в социологии
Такая же аналитическая операция была проведена с дисциплинами «полупериферийной» группы: из 32 учебных курсов 22 можно отнести к ТИД-группе, а 10 — к ППД-группе (табл.2). Как и в предыдущем случае, количество теоретически-ориентированных «полупериферийных дисциплин» превышает количество прикладных. Следовательно, в исследуемой группе учебных планов специальности/направления «социология» государственных вузов России преобладают теоретически-ориентированные дисциплины.
Таблица 2
ППД, относящиеся к группе «полупериферийных дисциплин»
№ Дисциплины
1 Измерение в социологии
2 Теория и практика социальной работы
3 Социологические проблемы изучения общественного мнения
4 Математические методы моделирования социальных процессов
5 Качественные методы в социологических исследованиях
6 Социологический практикум
7 Организация социологических исследований
8 Математические методы в социологических исследованиях
9 Программирование социологических исследований
10 Математико-статистические модели в социологии
Одной из задач данного исследования являлся сравнительный анализ набора учебных курсов, включенных, согласно требованиям государственного образовательного стандарта, в минимум социологического образования, с набором дисциплин, входящих в «ядро социологического образования». Выделенное в процессе исследования «ядро социологического образования» включает 21 дисциплину, в то время как примерный учебный план [6], предложенный Министерством образования, — 26 общепрофессиональных и специальных дисциплин (см. приложение, табл. Г). Сравнение показывает, что из 21 дисциплины, входящей в «ядро социологического образования», 3 дисциплины (этносоциология, социальное прогнозирование и проектирование, методика преподавания социологии) не включены в примерный учебный план, предложенный Министерством образования. Остальные дисциплины «ядра социологического образования» в целом совпадают с дисциплинами примерного учебного плана, то есть различия между наиболее часто преподаваемыми дисциплинами и примерным учебным планом, предложенным Министерством образования, имеют место, но не являются существенными. Российские вузы следуют в структуре учебных планов рекомендациям и требованиям государственного образовательного стандарта [2].
Далее были выявлены различия в структуре учебных планов «классических» университетов4 и технических вузов5. Дисциплины, преподаваемые в
4 Алтайский, Амурский, Астраханский, Башкирский, Белгородский, Владимир-
ский, Волгоградский, Воронежский, Ивановский, Иркутский, Казанский, Кемеровский, Кубанский, Курганский, Курский, Магнитогорский, Мордовский, Московский, Нижегородский, Новосибирский, Омский, Пермский, Петрозаводский, Поморский, Рязанский, Самарский, Санкт-Петербургский, Саратовский, Сахалинский, Северо-Осетинский, Смоленский, Ставропольский, Тамбовский, Тверской, Тольяттинский, Томский, Тульский, Тюменский, Удмуртский,
«классических» университетах и технических вузах, были проранжированы по частоте их упоминаемости в учебных планах: из каждого списка отбирались дисциплины, преподаваемые более чем в 50% исследуемой группы вузов. Эти дисциплины составляют эмпирически зафиксированное «ядро социологического образования» в «классических» университетах и технических вузах (табл. 3). В «ядро социологического образования» как для «классических», так и для технических университетов вошло 22 дисциплины.
Таблица 3
«Ядро социологического образования» в «классических» и технических университетах
№ Дисциплины, преподаваемые в «клас- Дисциплины, преподаваемые в «техниче-
сических» университетах ских» университетах
1 Социология культуры Методика и техника социологических
исследований
2 Методика и техника социологических История социологии
исследований
3 Социология коммуникаций Социология международных отношений
4 Этносоциология Социология религии
5 История социологии Социальная психология
6 Социальная антропология Социология организаций
7 Социология религии Социология политических процессов
8 Социология семьи Социология семьи
9 Социология труда Анализ данных в социологии
10 Социология политических процессов Общая социология
11 Общая социология Социология коммуникации
12 Социальная психология Социология молодежи
13 Экономическая социология Социальная антропология
14 Социальная статистика Социологические проблемы изучения
общественного мнения
15 Гендерная социология Социология труда
16 Социальное прогнозирование и про- Экономическая социология
ектирование
17 Методика преподавания социологии Измерение в социологии
18 Социальная экология Методика преподавания социологии
19 Социология организаций Социальная статистика
20 Измерение в социологии Социальная экология
21 Социология международных отношений Социология духовной жизни
22 Социология образования Социология личности
Ульяновский, Уральский, Хакасский, Череповецкий, Читинский, ЮжноУральский, Ярославский государственные университеты.
5 Астраханский государственный технический университет, Ивановский государственный энергетический университет, Иркутский государственный технический университет, Кубанский государственный технологический университет, Липецкий государственный технический университет, Московский государственный университет путей и сообщения, Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет, Новосибирский государственный технический университет, Орловский государственный технический университет, Пермский государственный технический университет, Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, Северо-Кавказский государственный технический университет, Тверской государственный технический университет.
Различия между структурой социологического образования в «классических» и технических университетах имеются, однако они несущественны. Так, среди предметов, преподаваемых в «классических» университетах, но не преподаваемых в технических вузах, можно отметить следующие: социология культуры, этносоциология, гендерная социология, социальное прогнозирование и проектирование, социология образования. В технических вузах преподаются следующие дисциплины, не преподаваемые в «классических» университетах: анализ данных в социологии, социологические проблемы изучения общественного мнения, социология молодежи, социология духовной жизни, социология личности.
Из 22 дисциплин, относящихся к «ядру социологического образования» «классических» университетов, 46 не совпадают с требованиями государственного образовательного стандарта. Сходная ситуация наблюдается и с дисциплинами, входящими в «ядро социологического образования» технических вузов. 3 7 из 22 преподаваемых дисциплин не совпадают с дисциплинами, предложенными госстандартом.
Из 22 дисциплин, входящих в «ядро социологического образования» технических вузов, 5 дисциплин являются прикладными (методика и техника социологических исследований, анализ данных в социологии, измерение в социологии, методика преподавания социологии, социальная статистика). Что касается «классических» университетов, то там наблюдается сходная ситуация: 5 из 22 наиболее часто преподаваемых дисциплин являются прикладными (методика и техника социологических исследований, социальная статистика, социальное прогнозирование и проектирование, методика преподавания социологии, измерение в социологии). В целом большинство дисциплин, преподаваемых как в «классических», так и в технических университетах, являются теоретическими.
В ходе исследования мы обратили внимание на некоторые особенности современного социологического образования, которые, на наш взгляд, свидетельствуют о наличии серьезных проблем в этой области. Во-первых, во многих случаях отсутствует информация о преподаваемых дисциплинах (учебных планах) на официальном сайте университета. Во-вторых, отсутствуют социологические факультеты как самостоятельные организационные единицы. Из 83 исследуемых университетов в 10 есть социологические факультеты, в остальных социология является специальностью/направлением на различных факультетах (таких как гуманитарный, исторический, юридический, философский, социально-гуманитарный и т. д.). В-третьих, отсутствует четкая система номинаций дисциплин. Названия преподаваемых дисциплин не регламентированы, сильно варьируются в зависимости от вуза. Наконец, в большинстве университетов нет кафедры социологии, а социологические курсы преподаются на кафедрах политологии и социологии, философии и социологии, социальной работы и социологии, психологии и социологии и т. д.
6 Гендерная социология, этносоциология, методика преподавания социологии,
социальное прогнозирование и проектирование.
7 Методика преподавания социологии, социология молодежи, социология личности.
***
Мы понимаем дискуссионность темы и методов исследования, а также
возможную спорность полученных результатов. В некотором смысле это
исследование оказалось пионерным и поэтому открытым для методологической и содержательной критики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Беккер Г. Природа профессии // Этика успеха: вестник исследователей, консультантов и ЛПР. Вып. 3/94. Тюмень, 1994.
2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования [online]. Обращение к документу: 23.03.2008. URL: <www.edu.ru/db/portal/spe/gos_old/521200.htm>.
3. Овсянников В.Г., Шурупова М.Ф. Социологическое образование в России: проблемы и перспективы // Социологические исследования. 1993. № 11. С. 28-37.
4. Покровский Н.Е. О совершенствовании преподавания теоретико-социологических дисциплин. 2005. № 10. С. 72-74.
5. Руденко Р.И., Субочева О.Н. Социологи-преподаватели обмениваются опытом // Социологические исследования. 1994. № 6. С. 124-129.
6. Учебный план направления/специальности «социология», рекомендованный Министерством образования [online]. Обращение к документу: 23.03.2008. URL: <http://www.edu.ru/db/cgi-bin/portal/spe/list.plx?substr=521200&gr=0&st=all>.
7. Ядов В.А. Использование опыта зарубежных университетов в Центре социологического образования Института социологии РАН // Преподавание социально-экономических дисциплин в высшей школе: национальные ориентиры и мировой опыт. М-лы межд. конф. М.: НФПК, 2001. С. 130.
8. Collins R. The credential society. New York: Academic Press, 1979.
9. Keith B., EnderM. Core, what core? Looking beyond the introductory textbook for answers // Teaching Sociology. Beverly Hills: Jan. 2004. Vol. 32. Iss. 1. P 39-40.
10. LeichtK.T., FennellM.L. Professional work. A sociological approach. London: Blackwell, 2001.
11. Parsons T. Professions // International encyclopedia of the social sciences. New York: The Macmillan Company & The Free Press, 1968.
12. SchweingruberD., Keith D., EnderM. Looking for the core in the wrong place // Teaching Sociology. Beverly Hills: Jan. 2005. Vol. 33. Iss. 1. P. 81-94.
13. Wagenaar T.C. Core as science or core as major? Impediments to identifying the core // Teaching Sociology. Beverly Hills: Jan. 2004. Vol. 32. Iss. 1. P. 37-38.
14. Wagenaar T.C. Is there a core in sociology? Results from a survey // Teaching Sociology. Beverly Hills: Jan. 2004. Vol. 32. Iss. 1. P. 1-18.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблица А
Дисциплины, входящие в «ядро социологического образования»
№ Название дисциплины 1* 2**
Методика и техника социологических исследований (другие
названия — методика социологического исследования, мето-
1 дология и методика социологических исследований, методо- 82 +
логия прикладных социологических исследований, методология, методика и техника конкретных социологических исследований)
2 Социология культуры 73 +
3 Общая социология 72 +
4 Экономическая социология 71 +
5 Социология коммуникаций (социология массовых комму- 70 +
никаций)
6 Социальная антропология (социальная и экономическая 68 +
антропология)
7 История социологии 68 +
8 Социология семьи (социальная теория семьи и семейных 68 +
отношений)
9 Этносоциология (этническая социология) 68 -
10 Социология религии 67 +
11 Социология труда (социология труда и занятости) 65 +
12 Социальная психология 63 +
13 Социология политических процессов (политическая социо- 63 +
логия)
14 Социология организаций 59 +
15 Социальная статистика 57 +
16 Социология образования (социология высшего образования) 54 +
17 Социальное прогнозирование и проектирование (социаль- 54
ное прогнозирование) Анализ данных в социологии (анализ социологических дан-
18 ных, методы обработки и анализа социологической инфор- 54 +
мации, современные методы обработки социологической информации, SPSS)
19 Методика преподавания социологии (методика преподава- 54
ния социальных дисциплин в вузе)
20 Социальная экология 53 +
21 Социология международных отношений 53 +
*1 — вузы, преподающие данную дисциплину, %.
**2 — наличие дисциплин в примерном учебном плане, предложенном Министерством образования (см.: [7]).
Таблица Б
«Полупериферийные дисциплины», преподаваемые в российских вузах
№
Название дисциплины
Вузы, преподающие данную дисциплину, %
1 2
3
4
5
6
7
8
9
10 11
12
13
14
15
16
17
18 19
Измерение в социологии, Социология духовной жизни Теория и практика социальной работы Социология молодежи Гендерная социология
Социологические проблемы изучения общественного мнения
Социология конфликта
Математические методы моделирования социальных процессов, Социология управления
Качественные методы в социологических исследованиях Социология личности, Социальная педагогика, Менеджмент в социальной сфере Социологический практикум История социологии в России
Социология девиантного поведения, Организация социологических исследований, Современные социологические теории
Математические методы в социологических исследованиях, Социология науки, Социология рекламы Региональная социология
Социолингвистика, История западной социологии, Программирование социологических исследований Социальная структура и социальная стратификация, Деловое общение (социологический аспект) Математико-статистические модели в социологии
Социология общественного мнения, Социальные системы и процессы, Социология повседневности Педагогическая социология
50 49 48 43
41
39
38
35
34
33 28
27
24 23 22
20 19 18 16
ТаблицаВ
«Фронтирные дисциплины», преподаваемые в российских вузах
№
Название дисциплины
Вузы, преподающие данную дисциплину, %
1 Социальная философия, Социология города, Социология
права
14
2 Компьютерные способы обработки социологической информации
Социальная геронтология, Социальное моделирование и
3 программирование, Теория социологии, Социология пред- 13 принимательства
4 Основы социальной политики 11
5 Социология социальных изменений 10
Выборочный метод и статистическая обработка социологической информации, Индустриальная социология, Со-
6 циоинженерия, Социология власти, Социология иннова- 9 ций, Социология маркетинга, Социология менеджмента, Социология профессий, Социология социальных проблем
Методология и методика изучения общественного мнения,
7 Современная западная социология, Социальная информа- 8 тика, Социальные технологии, Социология потребления, Социология риска
Визуальная социология, Общая теория социологии, Со-
8 циология возраста, Социология моды, Социология финан- 6 сового поведения населения
Информационные технологии в социологии, История мировой и российской социологии, Количественные и качественные методы исследования в социологии, Моделирование
9 социального пространства, Неклассические социологиче- 5 ские теории, Современная российская социология, Социология безопасности, Социология преступности, Социология СМИ, Социология собственности, Теоретико-вероятностные модели в социологии
Социологические методы в маркетинговых исследованиях, Социологическое обеспечение избирательной кампании,
10 Социология выборов, Социология деловых организаций и 4 инноваций, Социология искусства, Социология истории, Социология промышленности
Анализ социальных систем, Дискретная математика для социологов, Маркетинг в социальной сфере, Методика социального познания, Метод фокус-групп в социологии, Методы маркетинговых исследований, Модели объяснения и логика социологического исследования, Основы прикладной социологии, Социальные проблемы трансформирующегося российского общества, Социологиче-
11 ский опрос, Социология времени, Социология государст- 3 венной и муниципальной службы, Социология жилья и жилища, Социология игры, Социология кино, Социология медицины, Социология морали, Социология наций и национальных отношений, Социология российских реформ, Социология трудового коллектива, Социолого-психологические проблемы управления персоналом, Социометрия, Этика социолога
Актуальные проблемы социологии, Взаимодействие социолога с заказчиком, Инвайронментальная социология, Интер-претативная традиция в современной социологии, История русской экономической социологии, История эмпирической социологии, Классическая социология, Логика в социологическом исследовании, Математические методы обработки результатов социологических исследований, Методология социальных наук, Методология социокультурного познания (новые парадигмы), Методы сбора первичной социологической информации, Микросоциология, Нетрадиционные методы анализа документов в их приложении к изучению социологии, Образ общества в классических и новейших социологических концепциях, Опросные методы в социологических исследованиях, Организация социологического монитогрин-га, Особенности проявления социально-политических конфликтов, Применение линейных моделей для анализа социологических данных, Проблема вербальной коммуникации в социологических исследованиях, Проблема интеллигенции в российской социологии, Проблема стиля жизни в социологии, Проблема ценностей в социологии, Семиологические методы анализа в социологии, Сетевые теории измерения в социологии, Современные проблемы в социологии, Современные теории деятельности и практической рациональности, Социальная диагностика, Социальная сфера переходного 12 периода, Социальная феминология, Социальная экономика, 1
Социо-политические институты и становление демократических систем, Социально-психологические методы в социологических исследованиях, Социальные механизмы поведения, Социальные проблемы труда в рыночной экономике, Социальные сети, Социальные трансформации в России: теория и практика, Социологический анализ идеологий, Социологическое наблюдение как метод социологического исследования, Социология бизнеса, Социология в Сибири, Социология глобальных проблем, Социология здоровья, Социология инвалидности, Социология Интернета, Социология информационного общества, Социология лидерства, Социология массовых движений, Социология медиадискурса, Социология миграции, Социология муниципального управления в России и за рубежом, Социология некоммерческих организаций, Социология неравенства, Социология поселений, Социология репрезентации, Социология родительства и детства, Социология стереотипов, Социология стран Центральной и Восточной Европы, Социология территориальных общностей, Социология техники, Социология физической культуры и спорта, Средства массовой коммуникации и социальные проблемы, Теоретико-методологические основы структуры социологического исследования, Теории социализации личности, Типологический анализ в социологии, Экспертные методы в социологии
Таблица Г
Дисциплины, входящие в примерный учебный план, рекомендованный Министерством образования8
№ Название дисциплины Принадлежность к
группе дисциплин
1 Анализ данных в социологии «ядро»
2 История социологии «ядро»
3 Математические методы моделирования социальных «полупериферия»
процессов
4 Менеджмент в социальной сфере «полупериферия»
5 Методика и техника социологических исследований «ядро»
6 Общая социология «ядро»
7 Политическая социология «ядро»
8 Социальная антропология «ядро»
9 Социальная педагогика «полупериферия»
10 Социальная психология «ядро»
11 Социальная работа «полупериферия»
12 Социальная статистика «ядро»
13 Социальная экология «ядро»
14 Социальное моделирование и программирование «маргинальная дисциплина»
15 Социолингвистика «полупериферия»
16 Социологические проблемы изучения общественного «полупериферия»
мнения
17 Социология коммуникаций «ядро»
18 Социология культуры «ядро»
19 Социология международных отношений «ядро»
20 Социология образования «ядро»
21 Социология общественных связей и отношений _*
22 Социология организаций «ядро»
23 Социология религии «ядро»
24 Социология семьи «ядро»
25 Социология труда и экономическая социология «ядро»
26 Теория измерений в социологии «полупериферия»
* в «полупериферии» — социология общественного мнения.
8 См.: [7].