Научная статья на тему 'Экономическому факультету Новосибирского государственного университета 50 лет'

Экономическому факультету Новосибирского государственного университета 50 лет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
251
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическому факультету Новосибирского государственного университета 50 лет»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ФАКУЛЬТЕТУ НОВОСИБИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

50 ЛЕТ

Становление экономического факультета в Новосибирском государственном университете было связано с рядом обстоятельств. Важнейшими были следующие два: начало использования математических методов в экономических исследованиях и концентрация интеллектуального потенциала в новосибирском Академгородке.

В 1960 г., когда в новосибирском Академгородке шло формирование научных коллективов, молодой доктор наук Абел Гезевич Аганбегян активно включился в научно-исследовательскую и организационную работу: возглавил создание лаборатории экономико-математических исследований и создание нового образовательного направления в НГУ - отделения экономической кибернетики - пока в составе гуманитарного факультета.

В своих начинаниях А. Г. Аганбегян нашел деятельную поддержку будущего Нобелевского лауреата Л. В. Канторовича. Так что своим появлением экономический факультет обязан Л. В. Канторовичу и А Г. Аганбегяну.

Для организации нового направления в экономическом образовании А. Г. Аганбегян привлек своих единомышленников, которые, следуя традициям Сибирского отделения и идеям его основателя академика М. А. Лаврентьева, соединили процесс обучения и исследования.

Становление и развитие факультета, который в 1967 г. выделился из состава гуманитарного факультета в самостоятельное учебное подразделение университета, связано с деятельностью выдающихся ученых и замечательных людей: профессоров К. А. Багриновского, В. Н. Богачева, А. Г. Гранберга, Р. Г. Карагедова, В. Л. Козлова, М. Я. Лемешева, В. Д. Маршака, В. П. Можина, С. М. Меньшикова, В. К. Озерова, Б. П. Орлова, И. П. Суслова, Ю. А. Чижо-ва, В. Э. Шляпентоха и др.

Очевидно, что создание факультета было непростым делом. Программы обучения новой специальности, которой еще не было в кодификации Министерства образования, создавались на ходу. Нужно было понять, какие разделы разных математических дисциплин необходимы экономистам-математикам, какие дисциплины могут быть профильными для нового направления. Один из молодых профессоров признавался спустя некоторое время, что по прочтении очередной лекции, не вполне представлял, о чем будет говорить на следующей.

Тем не менее за короткое время был создан комплект необходимых документов, позволивших оформить новое образовательное направление - экономическая кибернетика.

Дух Академгородка и основателей факультета сформировал принципы отношений и обучения на факультете: преподаватели и студенты являются единомышленниками, отношения между ними строятся на основе взаимного уважения. При этом соблюдается высокий уровень требований к усвоению курсов, преподаваемых на факультете, что является базой для построения и применения экономико-математических моделей в исследованиях и глубокого анализа экономических процессов на основе их моделирования. Так был заложен принцип единства науки и экономической практики. Высокая требовательность сочеталась с поддержкой исследовательской инициативы студента. Тесная связь с исследованиями, проводимыми в Институте экономики и организации промышленного производства и в Институте математики Сибирского отделения, обеспечивала постоянное развитие преподаваемых курсов, появление новых специальных курсов.

Мкртчян Г. М, Буфетова Л. П. Экономическому факультету Новосибирского государственного университета 50 лет // Мир экономики и управления. 2017. Т. 17, № 2. С. 160-167.

ISSN 2542-0429. Мир экономики и управления. 2017. Том 17, № 2 © Г. М. Мкртчян, Л. П. Буфетова, 2017

О высоком уровне требований уважаемых преподавателей до сих пор ходят легенды. Так, многие помнят, как было трудно защитить реферат у А. Г. Аганбегяна, который следовало написать в случае пропуска занятий: от студента требовалась глубокая проработка большого объема литературы и статистических данных по заданному вопросу. Или, скажем, фрагмент пятистраничного отзыва В. Н. Богачева на дипломную работу студентки: «... непродуман-ность экономических постановок, слабость истолкования результатов - общая беда наших дипломантов. Работу. отличают черты, перечисленные выше: нешаблонность, самостоятельность, смелость и трудолюбие». Известно, также, высказывание А. Г. Гранберга: «Мы предъявляли очень жесткие требования к подготовке студентов и понимали, что наш троечник все равно будущий доктор наук. И первые защиты дипломных работ показали, что некоторые выпускники методологически были выше своих преподавателей. Это была наша победа».

Сначала факультет состоял из отделения экономической кибернетики и специализации по социологии.

Концепция подготовки экономистов по новой специальности заключалась в том, чтобы обеспечить студентов достаточными математическими и фундаментальными экономическими знаниями. Такой сплав экономики и математики является основой для глубокого понимания экономических закономерностей на основе количественных оценок устойчивости взаимосвязей, пропорций, эффективности, тенденций и т. д. Использование современных вычислительных методов и средств многократно увеличило объяснительную способность и прогностические возможности математических моделей в экономике благодаря экономическому фундаменту подготовки специалиста. Нельзя забывать и о таком принципе подготовки, как научное сомнение и глубокое осмысление окружающих хозяйственных процессов.

Специализация, а затем и социологическое отделение факультета, возглавляемое академиком Т. И. Заславской, не просто восстановили школу подготовки отечественных социологов, но возвели ее на новый уровень, привнесенный количественными методами и современными информационными технологиями.

Первой кафедрой при открытии специальности «Экономическая кибернетика» была кафедра политической экономии. Возглавляли кафедру А. Г. Аганбегян (1963-1970), С. М. Меньшиков (1970-1973), К. К. Вальтух (1973-2007), А. Г. Коржубаев (2007-2012). С 2012 г. кафедру возглавляет доктор экономических наук И. В. Филимонова. В 1981 г. из кафедры политэкономии университета выделилась кафедра политэкономии экономического факультета, которую возглавляли академик Т. И. Заславская (1981-1984), профессора Д. М. Казакевич (19841987), А. П. Ермилов (1987-1992), М. В. Лычагин (1992-2005), с 2005 г. кафедру с новым названием - кафедра экономической теории - возглавляет доктор экономических наук А. О. Баранов.

Несмотря на то, что кафедра представляла официальную идеологию страны советского периода, ее сотрудники творчески подошли к содержанию своих предметов - политэкономии капитализма и политэкономии социализма. В преподавании первой применялись простейшие модели для иллюстрации законов капиталистического хозяйства. Преподавание второго предмета базировалось на результатах научных исследований преподавателей - сотрудников Института экономики и организации промышленного производства СО РАН. По сути, обсуждались вопросы и проблемы советской экономики и экономик стран Восточной Европы.

В 1965 г. была организована кафедра применения математических методов в экономике и планировании. Ее заведующим был избран А. Г. Гранберг (1965-1991). Предмет и программа курса «Математические модели в экономике» в стране был принципиально новым. Отечественных учебников, конечно, не было. Коллектив кафедры и прежде всего ее заведующий создавали новый курс в экономическом образовании. Впоследствии написанное по курсу учебное пособие «Математические модели социалистической экономики» (1978) стало одним из лучших в СССР по данному предмету.

Так происходило становление первых кафедр факультета.

Организационная и учебная работа на факультете осуществлялась под руководством его первого декана - доктора экономических наук, профессора Б. П. Орлова (1967-1971).

Борис Павлович Орлов был человеком энциклопедически образованным. Широте его гуманитарных, а иногда и технических познаний, казалось, не было пределов. Этому доброму и внимательному человеку трудно было сдать курс «История экономики» на «отлично». К тому же преподаваемый материал отличался от официального курса. Студенты узнавали об отличии плановых и фактических данных советских пятилеток, показателей использования ресурсов и эффективности производства. Декан помнил всех студентов по именам даже тогда, когда они переставали быть студентами.

Доктор экономических наук, профессор В. К. Озеров возглавлял факультет восемь лет (1971-1974, 1976-1979). Виктор Константинович Озеров имел опыт руководства экономическим факультетом в Московском институте народного хозяйства им. Г. В. Плеханова, где он участвовал в подготовке специалистов по применению математики и ЭВМ в планировании и экономических исследованиях. Внимательное отношение к личности и участие в судьбе студента были характерными чертами взаимоотношений декана и молодежи. Большая заслуга В. К. Озерова - создание кафедры планирования и управления народным хозяйством. Будучи выдающимся специалистом в области народнохозяйственного планирования с использованием экономико-математических методов, В. К. Озеров придал новый смысл и значение системе экономических показателей, статистическим данным, умению отслеживать, понимать динамику системы показателей. Важным в преподавании было то, что В. К. Озеров имел богатый опыт работы консультантом по вопросам народнохозяйственного планирования и подготовки кадров за рубежом (Куба, Мозамбик). Конечно, этот опыт позволял широко и более глубоко понимать значение и проблемы пропорциональности и динамики в экономике. И его опыт становился достоянием студентов. Деятельность В. К. Озерова способствовала развитию факультета в качестве ведущего центра подготовки специалистов экономического профиля для научно-исследовательских институтов, вузов и предприятий Сибири.

С 1974 по 1976 г. факультет возглавлял доктор экономических наук, профессор Ю. М. Ка-ныгин. Он поддерживал принципы управления факультетов, заложенные его предшественниками.

Доктор технических наук, профессор Н. Б. Мироносецкий возглавлял факультет в 19791985 гг. Это был период расцвета факультета, сложившегося к 1980-м гг. Отлаженная система работы с абитуриентами, тщательный отбор при вступительных экзаменах способствовали формированию высококачественного состава студенческого коллектива, которому были по плечу значительный объем математических курсов, глубокая подготовка по экономическим дисциплинам и практическая работа на предприятиях и в органах экономического управления разных уровней.

Николай Борисович Мироносецкий был крупным специалистом в области планирования и управления предприятием, имел обширные связи с предприятиями города и Сибири, поддерживал тесные контакты с местными хозяйственными органами сибирского региона. Следствием стало привлечение руководителей крупных предприятий для чтения специальных курсов, организация производственных практик студентов на предприятиях и в плановых органах по всей Сибири и Дальнему Востоку: от Тюмени и Омска до Хабаровска и Владивостока.

С 1985 г. факультет возглавляет доктор экономических наук, профессор Г. М. Мкртчян. С началом Перестройки начался новый этап в развитии факультета, который возглавил новый декан. Задачи перед деканом и коллективом факультета стояли достаточно сложные: сохранить лучшие принципы и традиции в учебном процессе и обеспечить преобразования, диктуемые новыми внешними условиями.

На факультете начался процесс обновления учебных курсов и учебно-методических материалов. Учебные дисциплины обогатились новым мировым опытом и подходами к экономическому образованию. В учебный план были включены дисциплины, которые во всем мире считаются ядром, формирующим экономическое образование: микроэкономика I и II, макроэкономика I и II, эконометрия, международная экономика, теория отраслевых рынков, теория фирмы, менеджмент, маркетинг, финансовая экономика и др. Их полное освоение и включение в учебный процесс - заслуга преподавателей факультета.

Активизировались международные контакты. В течение 1990-2010 гг. было реализовано шесть образовательных проектов по линии TEMPUS (TACIS), ДААД, Академической служ-

бы государственного департамента США, инновационный проект за счет заемных средств Мирового банка с общей суммой в 2,5 млн долларов (1999-2002) позволил подготовить 25 учебников, курсов и свыше 50 учебных пособий, из них 12 получили гриф Учебно-методического объединения классического университетского образования.

С 2012 г. по договору о сотрудничестве с Хейлунцзянским университетом (Харбин, Китай) осуществляется обучение бакалавров по направлению «Экономика».

В настоящее время факультет реализует 3 магистерских программы на английском языке. На факультете учатся 47 иностранных студентов из Франции, Колумбии, Китая, Мозамбика, США и др.

Факультет имеет партнерские отношения с 20 иностранными университетами и образовательными центрами, такими как Ольденбургский университет им. К. фон Осиецкого (Германия), Париж-1, Париж-6, Париж-8 (Франция), Университет Кентерберри, Университет Манчестера (Великобритания), Луисвиллский университет (Кентукки, США) и др.

Развитие факультета в последние 25 лет шло в направлении открытия новых отделений и кафедр.

На базе специализации «Экономическая социология» открылось отделение социологии, которое неразрывно связано с отделом социальных проблем ИЭОПП: его сотрудники преподают на кафедре общей социологии, транслируя и развивая идеи и традиции Новосибирской экономико-социологической школы, основанной Т. И. Заславской; а отделение стало базой для воспроизводства социологической школы.

В 1998 г. факультет открыл отделение экономики и права. Образовательная программа этого отделения формировалась как междисциплинарная: преподавание юридических дисциплин сопровождается изучением современных экономических курсов. Подобная практика подготовки таких специалистов широко распространена в Германии, Франции, Англии. Опыт работы выпускников отделения свидетельствует о востребованности их специальности на рынке труда, в особенности в крупных фирмах.

В 1998 г. было открыто отделение менеджмента и начата подготовка специалистов по направлению «Менеджмент организаций». Это направление, конечно, создавалось на базе лучших традиций факультета: формирование базовых экономических знаний, получение необходимой математической подготовки с одновременным развитием профессиональных компетенций, позволяющих с позиций системного подхода эффективно решать задачи, относящиеся к различным аспектам управления организациями, функционирующими в условиях риска и меняющихся обстоятельств.

В 2016 г. открыто отделение бизнес-информатики, которое готовит специалистов междисциплинарного уровня, объединяя знания на стыке экономики, менеджмента и управления информационно-коммуникационными потоками. Такой синтез знаний является основой роста эффективности современного бизнеса и конкурентных преимуществ специалистов.

Факультет одним из первых в стране ввел двухуровневую систему подготовки студентов экономического отделения (1995): четыре года студенты получают подготовку бакалавра и два года наиболее успешные учатся в магистратуре, защищая магистерские диссертации по ее окончании. С 2006 г. на других существовавших к тому времени отделениях введена двухуровневая система образования (кроме отделения экономики и права). При этом преподавательский состав факультета обеспечил сохранение достигнутого уровня образования в бакалавриате. Это обнаруживается в качестве выпускных квалификационных работ, в которых фундаментальный анализ исследуемой проблемы сочетается с модельными расчетами с использованием широкой базы данных.

Магистерская подготовка делает акцент на углублении теоретических знаний и развитии аналитических и прикладных компетенций. Магистранты проходят обучение по семи магистерским программам, в том числе три на английском языке.

Повышение профессионального уровня специалистов связано на факультете с реализацией принципа непрерывности образования. В 1995-2015 гг. на факультете функционировало отделение «Экономика и управление», где специалисты разных отраслей хозяйства получали второе высшее образование в области экономики и управления.

На факультете работает 10 кафедр.

Кафедра применения математических методов в экономике формирует экономико-математическое мышление студентов, которое способствует более глубокому осмыслению социально-экономических процессов благодаря их количественным оценкам. Математические методы, имеющие методический и инструментальный характер, позволяют решать содержательные задачи в разных областях экономического знания на основе их моделирования и создания новых моделей экономических процессов. Студенты получают навыки выбора методов экономико-математического анализа для выявления закономерностей социально-экономического развития систем и прогнозирования их развития в условиях неопределенности.

В 1981 г. из кафедры политэкономии НГУ выделилась кафедра политической экономии экономического факультета, которая в 2005 г. разделилась на две: кафедру экономической теории и кафедру финансов и кредита.

Кафедра экономической теории создает экономический образовательный базис. Знания таких дисциплин, как микроэкономика I и II, макроэкономика I и II, история экономических теорий, история экономики являются основой дальнейшего образования на факультете, наполняя экономическим смыслом графические и аналитические модели, позволяя выявлять закономерности развития систем, обосновывать прогнозы их развития, давать экономическую интерпретацию формулам и результатам модельных расчетов.

Кафедра финансов и кредита формирует широкий рыночный кругозор специалиста на основе преподавания и проведения исследований в области кредитно-финансовых дисциплин с использованием существующих и разработкой новых экономико-математических моделей и компьютерных технологий разной степени сложности и детализации. Это позволяет студентам быстро ориентироваться в натурально-вещественных и денежных взаимосвязях и уровнях представления данных, информации и знаниях с учетом современных когнитивных подходов.

В содружестве с ИЭиОПП СО РАН ведутся исследования по системно инновационному библиометрическому анализу экономической литературы на основе электронной библиографии БсопЬй и других источников. Это позволило получить уникальные результаты по выявлению новых направлений экономических исследований, вовлечь в эту работу более двух сотен студентов и магистрантов ЭФ НГУ и предоставить мировому сообществу не имеющие аналогов электронные ресурсы.

Кафедру конкретной экономики и статистики (1969) возглавляли доктор экономических наук, профессор И. П. Суслов, доктор экономических наук, профессор Р. Г. Карагедов (19711975), доктор технических наук, профессор Н. Б. Мироносецкий (1975-1993) - уже с новым названием «Кафедра моделирования и управления промышленным производством». В 19932012 гг. эту кафедру возглавлял член-корреспондент РАО, доктор технических наук, профессор И. М. Бобко, с 2012 - доктор экономических наук, профессор В. В. Титов. Преподаватели кафедры знакомят студентов с современными подходами, методиками анализа деятельности компаний, формируют необходимые профессиональные компетенции обращения с фактическим материалом и результатами моделирования деятельности компании, прививая навыки выявления проблем управления компанией в рыночных условиях и использования современных информационных технологий.

В 1977 г. была организована кафедра планирования и управления народным хозяйством, которую возглавляли доктор экономических наук, профессор В. К. Озеров (1977-1986), академик РАН В. В. Кулешов (1986-1997), доктор экономических наук, профессор В. Ю. Малов (с 2000 г. - с новым названием «Кафедра экономического управления»). Традиции кафедры, заложенные ее основателями, позволяют сформировать целостное видение управления экономикой на уровне народного хозяйства и межотраслевом уровне с использованием целого комплекса моделей и современных вычислительных средств, опираясь на систему экономических показателей. При этом большое значение придается методам экономического управления для достижения общеэкономических задач. Выбор этих методов - существенный аспект компетенций будущих специалистов.

Работа кафедры политической экономии НГУ ориентирована на подготовку для ведущих компаний России и мира, органов государственной власти высококвалифицированных спе-

циалистов, владеющих инструментами анализа и прогнозирования, а также системой знаний в области экономики и управления предприятиями и проектами в отраслях промышленности.

Подготовка студентов осуществляется по двум ключевым направлениям (специализации).

«Экономика России и мира» - формирование системы знаний студентов о состоянии, проблемах, количественных ориентирах и перспективах развития российской экономики и стран мира. Этому способствуют исследования особенностей развития современной российской экономики с учетом известных теоретических и практических закономерностей функционирования мировой экономики, отечественного и зарубежного опыта крупных структурных преобразований.

«Экономика и управление в нефтегазовом комплексе» - формирование системы знаний студентов о состоянии и перспективах развития российского и мирового нефтегазовых комплексов. При этом формируются компетенции рационального природопользования на основе математического инструментария, осуществляется знакомство с основами международного энергетического бизнеса, специфики экономической оценки нефтегазовых инвестиционных проектов, условий функционирования нефтегазовых компаний.

В 2001 г. создана кафедра менеджмента. Учебные программы и дисциплины ориентированы на соответствие новым требованиям жизни и основаны на принципах междисципли-нарности, рационального сочетания фундаментальной теоретической подготовки с освоением практических навыков управления компаниями, внедрение инновационных методов и технологий обучения. При этом ключевым элементом обучения является развитие у студентов навыков выявления, анализа и решения проблем в ситуациях, максимально приближенных к реальным условиям.

Достижению этих целей способствует разработка авторских курсов, опирающихся на накопленные в процессе консультирования и управления российскими компаниями знания, творческое использование западного опыта, приобретенного на основе сотрудничества с известными бизнес-школами. При этом сохраняется преемственность с фундаментальными экономико-математическими дисциплинами.

Кафедра общей социологии, созданная в 1991 г., является базовой для отделения социологии на экономическом факультете НГУ, а первый прием абитуриентов на специальность «Социология» состоялся в 1989 г.

Социологическое образование в НГУ реализуется на следующих принципах:

• сочетание теоретической и практической подготовки (фундаментальная подготовка, включающая изучение социологических теорий и методов социологического исследования, дополняется практиками, которые студенты проходят в исследовательских компаниях Новосибирска);

• системность (учебные дисциплины знакомят студентов с основными направлениями социологии и закладывают базовые исследовательские навыки по сбору, обработке, анализу и интерпретации социологических данных);

• открытость образовательных траекторий (уровневая система высшего образования позволяет реализовать индивидуальные образовательные траектории - получив базовое образование в бакалавриате, студент может продолжить обучение в магистратуре; из дисциплин, включенных в вариативную часть, студенты могут сформировать «свой вариант» учебной траектории).

В 1998 г. была создана кафедра правоведения, которую возглавляли доктор юридических наук, профессор Л. Б. Гальперин, с 2004 г. доктор юридических наук, профессор Н. В. Оме-лехина, с 2006 г. кафедру с новым названием «Кафедра правового обеспечения рыночной экономики» возглавляет доктор юридических наук, доцент В. Н. Лисица.

Кафедра организует и обеспечивает образовательный процесс для студентов экономического факультета по юридическим дисциплинам, включая конституционное и муниципальное право, административное и финансовое право, предпринимательское право, трудовое право и право социального обеспечения, экологическое право, международное публичное и частное право, гражданский и арбитражный процесс и др.

Важный принцип обучения - широкое использование активных и интерактивных форм проведения занятий (деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций) в сочетании

с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков студентов. Обучением предусмотрены встречи с представителями судебных и административных органов, органов прокуратуры, российских и зарубежных юридических компаний, мастер-классы экспертов и специалистов.

Создание кафедры общего экономического образования связано с задачей формирования экономической грамотности школьников. Кафедра предоставляет возможность студентам 4-го курса и магистрантам получить квалификацию в области методики преподавания экономических дисциплин. Студенты знакомятся с основными достижениями в области педагогики и психологии, позволяющими сделать преподавание эффективным, а также развивают практические навыки преподавания. Выпускники факультета, связавшие свою карьеру с преподаванием экономики школьникам, получают научную и методическую поддержку кафедры.

На факультете работает 34 доктора экономических наук и 85 кандидатов экономических наук. На каждого доктора наук приходится 35 студентов, на каждого кандидата наук - 14.

О качестве подготовки специалистов, как правило, судят по результатам трудовой деятельности выпускников. Приведем лишь некоторые цифры.

Среди выпускников ЭФ НГУ большое количество работающих в финансовых структурах на всех уровнях управления; около 15 % выпускников заняты на государственной службе, начиная с начальников департаментов администраций субъектов федерации до заместителя министра и руководителей федеральных структур; свыше 30 % работают в сфере науки и образования, 25 % - в крупнейших компаниях, занимая ключевые позиции. Многие бизнес-структуры достигли значительных успехов благодаря формированию состава основных менеджеров за счет наших выпускников.

Около 40 выпускников факультета защитили диссертации в западных университетах, из них 25 человек работают в сфере науки и образования за границей.

Исходя из принципов образования и стратегии развития факультета его миссия определяется следующим образом. Продолжая традиции НГУ, используя современные образовательные технологии, мировые и отечественные достижения науки, ЭФ НГУ призван развить систему университетского экономического образования в целях обеспечения части потребности экономики России в специалистах в социальных, экономических, управленческих и экономико-правовых сферах деятельности, а также распространения накопленного опыта в вузах Сибири и Дальнего Востока.

Такая миссия может быть достигнута посредством эффективного взаимодействия образования, науки, производства, бизнеса и культуры, охватывающего все стороны жизни общества, и определяет постановку следующих целей:

• формирование образовательных программ, отвечающих современным стандартам и требованиям к подготовке бакалавров и магистров по экономике, социологии, менеджменту и по междисциплинарной специальности «Экономика и право»;

• продолжение традиций экономического факультета по развитию фундаментальных и прикладных социально-экономических исследований совместно с ИЭОПП, ИМ СО РАН, рассматривая научные исследования как неотъемлемую часть деятельности факультета;

• расширение магистерской и аспирантской подготовки специалистов преимущественно научной направленности с целью восполнения кадрового состава научных и образовательных организаций, а также обновления кадрового состава аналитических отделов бизнес-структур;

• реализация принципов непрерывного образования посредством расширения программ дополнительного образования, повышения квалификации для всех слоев общества с учетом демографических проблем, возникших в стране;

• развитие системы довузовской работы с целью подготовки и привлечения на факультет талантливой молодежи (работа в школе, олимпиады и т. п.);

• разработка и внедрение современных технологий обучения и контроля знаний для выявления творческого потенциала студентов.

Заканчивая краткий исторический экскурс становления учебного процесса на экономическом факультете, заметим, что, с одной стороны, 50 лет - срок немалый, а с другой - довольно короткий. За эти годы сложились традиции и принципы образования, которые прошли испытание в сложный период 1990-х - начала 2000-х гг. Они показали свою надежность и конструктивность для получения высококлассного образования, возможность адаптироваться к новым условиям и развивать новые направления экономического образования. Опираясь на них, коллектив факультета с уверенностью смотрит в будущее, в котором новые технологические достижения в образовании, расширяющие методические возможности, не смогут заменить индивидуального подхода и творческого общения преподавателя и студента, созданного и культивируемого на экономическом факультете НГУ, ибо человеческое общение - бесценный дар в образовании.

Г. М. Мкртчян

декан факультета доктор экономических наук, профессор

Л. П. Буфетова доктор экономических наук, профессор

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.