Литература и источники
1. ГАПО.Ф.б.Оп. 1. Д. 7278.
2. ГАПО.Ф.б.Оп. 1. Д. 7414.
3. Капитонов И.В. Возникновение и деятельность партии социалистов-революционеров на территории Мордовии: автореф. дис. ... канд. ист. наукIИ.В. Капитонов. Саранск, 1997. 24 с.
4. Очерки истории Мордовской организации КПСС. 2-е изд. перераб. и доп. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1979.710 с.
5. ЦГА РМ. Ф. 88. Оп. 1.Д. 12.
КИСТАНОВ СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Отечества, Мордовский государственный университет, Россия, Саранск ([email protected]).
KISTANOV SERGEY VASILEVICH - candidate of historical sciences, assistant professor of Fatherland History Department, Mordovian State University, Russia, Saransk.
УДК 94(47)+35
А.П. КУРШАКОВ
СОСТАВ ИНСТИТУТА ЗЕМСКИХ НАЧАЛЬНИКОВ КАЗАНСКОЙ ГУБЕРНИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ
Ключевые слова: земский начальник, крестьянство, дворянство, земельная собственность, образование, собственность, служба.
Рассмотрен новый элемент системы органов государственной власти России в конце XIX - начале XX вв. - институт земских участковых начальников. Проведен анализ сословного происхождения, имущественного положения, образовательного уровня, возрастного состава земских начальников Казанской губернии, сделан вывод об их профессиональной компетенции.
А.Р. KURSHAKOV
THE SEMANTIC STRUCTURE OF ENGLISH SENTENCES WITH IMPLICIT PREDICATE AS ITS CORE
Keywords: zemskiy nachal'nik, peasantry, nobility, landed property, éducation, âge, service.
This article describes a newelementofthe state authorities ofRussIa in the late XIX- earlyXX century- the Institute of zemskiy nachaïniks. The analysis of caste, economlc status, educational level, âge composition of zemskiy nachainiks Kazan government, concluded that thelrprofessional compétence.
В конце XIX - начале XX вв. в России государство проводило в отношении крестьян политику попечительства. С этой целью 12 июля 1889 г. издается Положение о земских участковых начальниках, кардинально изменившее систему органов местного управления.
Анализ состава института земских начальников по 40 губерниям был предпринят А.А. Либерманом [7]. Исследователь ввел в научный оборот важный источник, позволявший изучить состав института земских начальников [9]. Общий вывод А.А. Либермана: «земские начальники обладали громадной, фактически бесконтрольной административно-судебной властью над крестьянством, что и лежало в основе того произвола, которым они прославились» [7, с. 204]. В диссертационных исследованиях Н.А. Бузановой [3], А.В. Звонцовой [6] и М.М Гурьянова [5] был осуществлен анализ состава института земских начальников Тамбовской, Тульской и Вятской губерний.
Согласно Положению от 12 июля 1889 г. каждый уезд разделялся на земские участки. В состав земских участков не входили все губернские и уездные города, а также ряд безуездных городов, посадов и местечек [8, с. 510]. Каждым участком заведовал земский начальник [8, с. 511]. Ими могли быть лица, прослужившие не менее трех лет в должности предводителя дворянства, для этих кандидатур не требовалось наличие имущественного и образовательного ценза; местные потомственные дворяне, достигшие двадцатипятилетнего возраста, имевшие высшее образование или прослужившие в течение трех лет в должности мирового посредника, мирового судьи, непременного члена присутствия по крестьянским делам, если при этом они сами, родители или их жены обладали половиной ценза, необходимого
для участия в выборах в уездное земское собрание, или другим недвижимым имуществом, оцененным для взимания земским сбором не ниже 7500 руб. [8, с. 512]. При недостатке лиц, отвечающих указанным условиям, земскими начальниками назначались местные потомственные дворяне в возрасте не менее двадцати пяти лет, которые имели среднее образование или выдержали соответствующее испытание и состояли в гражданских или военных классных чинах, если при этом они сами, жены или родители имели земельную собственность, необходимую для участия в выборах в уездное земское собрание, или другим недвижимым имуществом, оцененным для взимания земским сбором не ниже 15000 руб. Кроме того, земскими начальниками могли назначаться местные потомственные дворяне, получившие высшее образование и не обладавшие земельной собственностью. Право быть назначенным земским начальникам по недвижимому имуществу родителей имели только сыновья, которым не выделялась часть имения. В случае назначения на должность земского начальника по недвижимому имению жены на это требовалось ее предварительное разрешение [2, с. 6-7].
На должность земского начальника не могли быть назначены местные потомственные дворяне, состоявшие под следствием или судимые за преступления, проступки, подвергшиеся за противозаконные деяния по судебным приговорам заключению в тюрьме или иному более строгому наказанию, а также лица, ранее судимые за преступления и проступки, повлекшие за собой такие наказания, не оправданные судебными приговорами. Наряду с этим не назначались земскими начальниками лица, уволенные со службы или исключенные из состава дворянских собраний, объявленные несостоятельными должниками, а также состоящие под опекой за расточительность [2, с. 7-8]. Списки кандидатов на должность земских начальников велись уездным предводителем дворянства. На каждую вакантную должность земского начальника губернатор, посовещавшись с губернским и местным уездным предводителями дворянства, избирал по одному кандидату из уездного списка [2, с. 8]. В случае отсутствия возможности пополнить все требуемое число кандидатов из внесенных в уездный список лиц, губернатор выбирал недостающее число кандидатов из списков других уездов той же губернии [2, с. 8].
Министр внутренних дел утверждал в должности кандидатов, избранных губернатором или предложенных предводителем дворянства. Если министр внутренних дел не утверждал кого-либо из предложенных кандидатов, то он предлагал губернатору избрать другое лицо. При недостатке местных потомственных дворян, имеющих право быть избранными земскими начальниками, министр внутренних дел мог назначить на оставшиеся незамещенные должности дворян с высшим или средним образованием из других губерний [2, с. 9]. Министр внутренних дел мог разрешить земскому начальнику, при утрате им соответствующего имущественного ценза, сохранить свою должность [2, с. 10].
Земские начальники не могли иметь других должностей по государственной или общественной службе, исключением являлись почетные должности в местных образовательных и религиозных заведениях и звание гласного земского собрания [2, с. 11]. Земские начальники получали в год 1000 руб. жалованья, 600 руб. столовых и 600 руб. на разъезды и канцелярские расходы [2, с. 3]. В своем участке земский начальник исполнял обязанности мирового посредника, отчасти непременного члена присутствия по крестьянским делам и мирового судьи [8, с. 515-517].
В «Списке должностных лиц крестьянских учреждений, в коих введено в действие Положение о земских участковых начальниках 12 июля 1889 г.» имеются сведения обо всех 65 земских начальниках Казанской губернии по состоянию на 1903 г. [9, с.174-197]. Земским начальником 1-го участка Казанского уезда являлся надворный советник А.И. Подерни, 2-го участка - отставной штабс-капитан Д.В. Пенинский, 3-го участка - корнет запаса М.П. Депрейс, 4-го участка - поручик запаса Г.А. Геркен, 5-го участка - коллежский советник А.Н. Рыбушкин, 6-го участ-
ка - отставной подпоручик С.А. Желтухин и 7-го участка - поручик запаса Б.П. Ильин. Земским начальником 1-го участка Козьмодемьянского уезда был статский советник А.А. Чернцов, 2-го участка - поручик запаса В.В. Образцов и
3-го участка - надворный советник А.Н. Аристов. В 1-м участке Лаишевского уезда земским начальником был коллежский советник Л.А. Яшин, во 2-м участке - коллежский советник А.А. Юшков, в 3-м участке - поручик запаса А.П. Ильин, в 4-м участке - коллежский асессор С.П. Беретель, в 5-м участке - поручик запаса князь В.П. Чегодаев, в 6-м участке - коллежский асессор Л.Г. Дембровский. Земским начальником 1-го участка Мамадышского уезда являлся статский советник
A.B. Павлов, 2-го участка - коллежский асессор П.П. Ильин, 3-го участка - губернский секретарь П.М. Арцыбашев, 4-го участка - надворный советник Н.В. Лондонский, 5-го участка - окончивший курс в императорском Казанском университете Н.И. Веретенников, 6-го участка - коллежский асессор A.B. Гусев и 7-го участка -коллежский асессор М.А. Карпов. В 1-м участке Свияжского уезда земским начальником был коллежский секретарь С.Н. Завьялов, во 2-м участке - лейтенант запаса граф А.Г. Толстой, в 3-м участке - надворный советник Г.Д. Еремеев, в 4-м участке - надворный советник A.B. Карташев. Земским начальником 1-го участка Спасского уезда являлся титулярный советник И.П. Лихачев, 2-го участка - отставной капитан П.И. Умов, 3-го участка - титулярный советник О.А. Семков,
4-го участка - надворный советник Ю.А. Ермолов, 5-го участка - поручик запаса
B.П. Геркен. В 1-м участке Тетюшского уезда земским начальником был надворный советник Ф.Н. Казин, во 2-м участке - поручик запаса Н.Я. Горемыкин, в 3-м участке - поручик запаса Д.Н. Сверчков, в 4-м участке - отставной подпоручик Д.О. Лукьянский, в 5-м участке - коллежский советник А.М. Кудрявцев, в 6-м участке - губернский секретарь В.В. Бечко-Друзин. Земским начальником 1-го участка Царевококшайского уезда являлся статский советник К.И. Яхонтов, 2-го участка -коллежский советник А.М. Донауров, 3-го участка - надворный советник М.Н. Львов, 4-го участка - титулярный советник Л.А. Плетнев. В 1-м участке Ци-вильского уезда земским начальником был коллежский советник П.И. Клыковский, во 2-м участке - надворный советник И.И. Есипов, в 3-м участке - окончивший курс наук в Императорском Казанском университете Д.А. Плетнев, в 4-м участке -надворный советник Д.А. Феофилактов, в 5-м участке - коллежский советник
В.Н. Белькович. Земским начальником 1-го участка Чебоксарского уезда являлся надворный советник М.А. Шигалеевский, 2-го участка - коллежский секретарь А.М. Рот, 3-го участка - коллежский секретарь H.H. Степанов, 4-го участка - коллежский секретарь Л.Н. Грауэрт, 5-го участка - коллежский асессор A.C. Сунгуров. В 1-м участке Чистопольского уезда земским начальником был подпоручик запаса H.A. Булыгин, во 2-м участке - окончивший курс наук в ветеринарном институте H.A. Демерт, в 3-м участке - надворный советник А.А. Нератов, в 4-м участке -титулярный советник А.К. Булич, в 5-м участке - коллежский регистратор Д.Г. Кацари, в 6-м участке - граф В.П. Толстой, в 7-м участке - надворный советник П.М. Симонов, в 8-м участке - статский советник А.Н. Муратовский, в 9-м участке - надворный советник А.Б. Панфилов. Земским начальником 1-го участка Ядринского уезда являлся коллежский асессор В.И. Подерни, 2-го участка - коллежский советник М.А. Городецкий, временно исполнял обязанности земского начальника 3-го участка A.B. Кожевников, земским начальником 4-го участка был надворный советник М.Н. Аристов.
В сословном отношении среди земских начальников местных потомственных дворян насчитывалось 47 (72,3%), личных дворян - 4 (6,1%), дворян из других губерний-7 (10,8%), других лиц-7 (10,8%). Поимущественному положению имеются сведения обо всех 65 земских начальниках. Из них 41, или 63,1%, имели земельную собственность, 4, или 6,2%, - иные виды собственности (дома, усадьбы), а 20, или 30,7%, ничем не обладали. Из потомственных дворян Казанской губернии, являв-
шихся земскими начальниками, не обладали собственностью 10 (21,2%), владели иными видами собственности 2 (4,3%), земельной собственностью - 34 (72,3%). Из них имели от 101 до 500 десятин 20 земских начальников (42,6%), от 501 до 1000 десятин - 10 (21,3%), свыше 1000 десятин - 4 (8,5%), имением (без указания размера) - 1 (2%). Из личных дворян не обладали собственностью все 4 земских начальника. Не обладали собственностью 2 земских начальника, или 28,6%, являвшихся дворянами других губерний (Московской, Новгородской, Самарской, Санкт-Петербургской, Смоленской), обладали земельной собственностью 5 земских начальников. Из них один земский начальник (14,3%) владел собственностью до 100 десятин, один (14,3%) - от 101 до 500 десятин, два (28,6%) - от 501 до 1000 десятин и один (14,3%) - свыше 1000 десятин. Таким образом, 20 земских начальников, или 30,7%, не имели других источников дохода кроме государственного жалованья. По данным А.А. Либермана, примерно 1/3 состава земских начальников в России не получала каких-либо побочных доходов [7, с. 203].
Высшее образование имели 20 земских начальников (30,8%), незаконченное высшее - 5 (7,7%), среднее, т.е. окончившие военные училища, гимназии, пажеские и кадетские корпуса, реальные и коммерческие училища -26 (40%), неполное среднее - 5 (7,7%), низшее, т.е. окончившие юнкерские и уездные училища - 8 (12,3%), домашнее - 1 (1,5%). Гражданское образование получили 43 земских начальника (66,2%), окончили военные заведения 20 земских начальников (30,8%), заведения духовного ведомства - 2 земских начальника (3%). В итоге, 14 земских начальников, или 21,5%, имели образовательный уровень ниже установленного Положением от 12 июля 1889 г. В целом по России 17,8% земских начальников были утверждены в должности с домашним, низшим и неполном средним образованием [7, с.204].
По конфессиональному признаку все 65 земских начальников Казанской губернии являлись православными. 24 земских начальника (36,9%) были утверждены в своей должности с 1 июля 1891 г., что касается предыдущей служебной деятельности, 20 земских начальника (30,8%) служили по судебному ведомству, 5 (7,7%)- в крестьянских учреждениях, 8 (12,3%) - в земствах, 14 (21,5%) - офицерами. В итоге, всего 33 земских начальника (50,8%) имели практический управленческий опыт до вступления в свою должность. Аналогичный общероссийский показатель составляет 40,4% [7, с. 204].
В возрасте от 25 до 35 лет находились 24 земских начальника, или 36,9%, в возрасте от 36 до 45 лет - 26, или 40%, в возрасте от 46 до 55 лет - 8, или 12,3%, старше 56 лет - 7,или 10,8%. В результате, 50 земским начальникам (76,9%) было от 25 до 45 лет, они находились в активном трудоспособном возрасте.
Согласно «Адрес-календарю и справочной книжке Казанской губернии» к 1916 г. продолжали исполнять обязанности земские начальники 2-го участка Казанского уезда Д.П. Пенинский, 3-го участка Казанского уезда М.П. Депрейс [1, с. 376], 3-го участка Козьмодемьянского уезда А.Н. Аристов [1, с. 389], 4-го участка Лаишев-ского уезда С.П. Берстель, 6-го участка Лаишевского уезда Л.Г. Дембровский [1, с. 405], 5-го участка Тетюшского уезда А.Н. Кудрявцев [1, с. 455], 1-го участка Чистопольского уезда Н.А. Булыгин и 5-го участка Чистопольского уезда Д.Г. Кацари [1, с. 513]. Следовательно, 8 земских начальников (12,3%) несли службу в своих участках непрерывно на протяжении полутора десятков лет, а земские начальники А.Н. Аристов, Л.Г. Дембровский, С.П. Берстель - двадцати пяти лет [4].
Таким образом, в результате проведения государством в конце XIX - начале XX вв. попечительной политики в отношении крестьян был создан новый институт земских начальников. Земские начальники Казанской губернии состояли в большинстве своем из местных потомственных дворян, православного вероисповедания, находившихся в активном трудоспособном возрасте, но не имевших достаточного управленческого опыта и профессиональной компетенции.
Литература и источники
1. Адрес-календарь и справочная книжка Казанской губернии. Казань,1916. 912 с.
2. Арефа Н.И. Положение и правила о земских участковых начальниках, городских судьях и волостном суде/ Н.И.Арефа. СПб, 1903.813 с.
3. Бузанова H.A. Земские начальники Тамбовской губернии (1889-1917 ): дис. ... канд. ист. наук I H.A. Бузанова. Тамбов, 2005. 212 с.
4. Государственный архив Республики Марий Эл. Ф. 173. Оп. 1. Д. 1. J1.16-22об.
5. Гурьянов М.М. Институт земских начальников в конце XIX - начале XX вв. и его региональные особенности: дис. ... канд. юрид. наук I М.М. Гурьянов. И. Новгород, 2007. 202 с.
6. Звонцова A.B. Институт земских начальников в России в эпоху консервативной стабилизации и реформаторском процессе в 80-е годы XIX в. - начале XX в. (по материалам Тульской губернии): дис. ... канд. ист. наук / A.B. Звонцова. Тула, 2006. 286 с.
7. Либерман А.А. Состав института земских начальников I A.A. ПиберманП Вопросы истории. 1976. №8. С. 201-204.
8. Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3-е. Т. IX. СПб, 1891.728 с.
9. Список должностных лиц крестьянских учреждений, в коих введено в действие Положение о земских участковых начальниках 12 июля 1889 г. СПб., 1903. 863 с.
КУРШАКОВ АНДРЕИ ПЕТРОВИЧ - соискатель учёной степени кандидата исторических наук, Марийский государственный университет, Россия, Йошкар-Ола ([email protected]).
KURSHAKOV ANDREY PETROVICH - competitor of scientific degree of Historical Sciences candidate, Mari State University, Russia, Yoshkar-Ola.
УДК 004: 621.397 (470.13)
Н.Ю. ЛИНКОВА
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КУЛЬТУРНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ЧЕРЕЗ ЭЛЕКТРОННЫЕ СМИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА (НА МАТЕРИАЛАХ ТЕЛЕВИДЕНИЯ)
Ключевые слова: телевидение, телевизионное вещание, становление и развитие, Коми АССР, Республика Коми.
Реконструирована история становления и развития телевидения Республики Коми во второй половине XX в. Выделено четыре основных этапа, осуществлена периодизация развития телевидения в регионе.
N.Yu. LINKOVA
PERIODIZATION OF REGIONAL CULTURE AND INFORMATION FIELD ESTABLISHMENT AND DEVELOPMENT THROUGH ELECTRONIC MEDIA OF THE KOMI REPUBLIC IN THE SECOND HALF OF THE XX CENTURU (BASED ON THE TELEVISION MATERIAL)
Keywords: television, telecast, growth and development, the KomiASSR, the Republic of Komi
The article Is devoted to the establishment and development of television In the Republic of Komi In the In the Second Half of the XX century. We can single out 4 stages In the development of television In Komi and presents major periods of the television development in the region.
Конец 50-x - начало 60-х годов XX столетия можно назвать периодом создания регионального телевидения Советского Союза. В середине 1950-х годов строительство телецентров и производство телевизоров было включено в государственный народнохозяйственный план СССР. О принятии мер к дальнейшему расширению и улучшению радиовещания и телевидения и увеличению к 1960 г. количества телевизионных станций не менее чем до 75 говорилось в решениях XX съезда КПСС [1]. В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 16 мая 1957 г. телевидение и радиовещание были выведены из подчинения Министерству культуры СССР [2] и приобрели самостоятельный статус - был образован Госкомитет по телевидению и радиовещанию при Совете Министров СССР. Создание Комитета означало растущие перспективы новой для страны, и особенно её периферийных районов, отрасли - телевизионного вещания. В этот период развитие телевидения в нашей стране проходило путем расширения зоны вещания - создания многочисленных местных студий и строительства новых ретрансляторов. В 1950 г. по всей