Научная статья на тему 'Сорокин Б. Ф. Философия и психология творчества'

Сорокин Б. Ф. Философия и психология творчества Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
262
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы —

Автор реферата И.Л.Галинская

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сорокин Б. Ф. Философия и психология творчества»

III. РЕФЕРАТЫ

СОРОКИН Б.Ф.

ФИЛОСОФИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА Орел, 2000. — 103 с.

Научно-методическое пособие посвящено проблемам сущности творческого процесса, исследованию стадиального его характера и выявлению психологических свойств человека-творца.

Ранние греческие мыслители не выделяли искусство из общего комплекса созидающей деятельности (ремёсла, культивирование растений). Творчество художника совершается, по их мнению, под влиянием божественного наития. В христианской философии Средних веков творчество выступает прежде всего как "творчество истории" (с.9), ибо история, согласно средневековому представлению, есть та сфера, в которой человек принимает участие в осуществлении божьего замысла. Возрождение понимает смысл творчества как творчество художественное, как искусство в широком смысле слова. Реформация уже понимает творчество как действие, а понимание творчества в Новое время несет на себе следы обеих тенденций. И. Кант создал завершенную концепцию творчества, назвав творческую деятельность продуктивной способностью воображения. Кантовское учение о воображении было продолжено Шеллингом, который считал творческую способность воображения единством сознательной и бессознательной деятельностей. В философии конца XIX — начала XX в. творчество рассматривается в его противоположности механически-технической деятельности.

В зарубежной ассоциативной психологии ХIХ-ХX вв. признавалось только "сознательное мышление" (индукция,

дедукция, отношения), которое подчиняется ассоциативным законам (с. 8), Гештальтпсихология положила начало систематическому изучению механизмов творческого или продуктивного мышления. Современная зарубежная и российская психология творчества продолжает разраба-тывать наследие ассоциативной психологии и гештальтпсихологии (с.20).

Пионерами российской психологии творчества были А.А.Потебня, Д.Н.Овсянико-Куликовский, П.К. Энгельмейер. Многие положения книги П.К.Энгельмейера "Теория творчества" (1910) не потеряли своего научного значения и сегодня. М.А.Блох, О.С.Грузенберг, В.М.Бехтерев, Ф.Ю.Левинсон-Лессинг, Б.М.Теплев, А.Н.Леонтьев и другие развивали научное понимание природы творчества в советский период. Диалектико-материалистическая концепция творчества утверждает, что творчество может выступать в любой сфере научной, художественной, произ-водственно-технической, хозяйственной, политической и т.д., т.е. там, где создается, открывается нечто новое (с.32).

Б.Ф.Сорокин выделяет два способа формирования методов науки: один вид направлен на решение конкретных познавательных задач, причем решение это должно быть однозначно и фиксируемо в результатах экспериментальных актов процесса познания; содержание другого вида конструктивной деятельности не есть взаимодействие с предметом познания или его следствием (с.40-41).

Изучение психологических процессов мышления невозможно вне теории познания, вне формально-логического аспекта. Далее излагается содержание работ Б.М.Кедрова, посвященных исследованию открытия Д.И. Менделеевым "периодического закона" химических элементов (с.48-51). В акте творчества имеют место познавательные процессы, которые не осознаются и обнаруживаются лишь результативно Этот психический феномен получил свое выражение в понятии интуиция. Интуиция бывает чувственная и интеллектуальная. Чувственная инту-иция предметна и диалектически связана с мышлением и воображением, она донаучна и является только материалом для научной обработки. Интеллектуальная интуиция отождествляется с "творческим вообра-жением" (М.Бунге). Эта интуиция создает гипотезы и пути экспери-ментального исследования.

Предчувствие, интуитивное "озарение" сознания, творческое воображение, инсайт или антиципация — все это процесс синтеза нового знания, новой гипотетической идеи материала прошлого опыта.

Интуитивное озарение в научном творчестве имеет две ступени — эмоциональную и логическую. Содержание эмоциональной ступени зависит от актуального состояния всей психики субъекта в целом. Эмоциональная ступень готовит предпосылки для перехода через "порог сознания" (с.65), отделяющий эмоциональный уровень переживания от логического осознания причинно-следственных отношений.

Процесс "озарения" мысли при решении научных проблем во многом зависит от психического состояния ученого. Реальность "озарения" обосновывается методом свободных ассоциаций. Особое внимание изучению "субъективных ассоциаций" уделил К.Юнг, разделив их на простые и сложные. Внезапно наступившее решение, молниеносно "озаряя" разум индивида, само освещает всю проблему по-новому. Появляясь внезапно, "озарение" более или менее полно освещает также тот путь, по которому шел процесс анализа проблемы (с.73).

Основные качества творческой личности требуют длительной подготовки, эрудиции, интеллектуальных способностей, наблюда-тельности, любознательности, работоспособности, воли, критического склада ума и пр. Проблема способности к творчеству это прежде всего комплексная психологическая проблема, требующая к себе внимания всех отраслей психологии. Истоками творческих способностей являются и генотип, и среда.

И.Л.Галинская

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.