ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ
УДК 796.П А. М. ТЕРЁХИН
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта
СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА КАК ЭЛЕМЕНТ РАЗВИТИЯ ЛЫЖНЫХ ГОНОК
И ЕЁ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ_
В данной работе рассмотрены актуальные проблемы современной отечественной методики тренировки в лыжных гонках. Результаты исследования показывают, что для современного этапа развития лыжного спорта характерно определенное несоответствие между состоянием соревновательной практики и процессом формирования теории и методики спортивной тренировки, отражающей её изменения, произошедшие в последнее время.
! Современный взгляд на развитие лыжных гонок свидетельствует о более новом и качественном подходе к тренировочному процессу. Совокупность всех факторов, влияющих на спортсмена в его соревновательной деятельности, в последнее время показы-_ | вает, что характер подготовки складывается с точки 2 ! зрения как спортивного календаря соревнований, | | так и функциональных возможностей спортсмена, | | для чего следует более рационально использовать £ I методические средства при подготовке к. ответствен-11 ным соревнованиям.
! Наиболее интенсивно развивающейся областью научной дисциплины является теория и методика
спорта. Это научное направление представлено работами Л.П. Матвеева, В.Н. Платонова, С. Н. Гуськова и других исследователей.
С начала 90-х г. XX в. в развитии и функционировании спорта происходят значительные изменения, в первую очередь они наблюдаются в программе соревнований. В лыжных гонках добавляются новые дисциплины, а также расширяются рамки коммерческих соревнований, что оказывает существенное влияние на тренировочный процесс спортсмена, структуру подготовки к Олимпийским играм, все это требует существенного изменения в построении методики подготовки спортсмена. Актуальность этой
проблемы отмечают как ведущие отечественные, так и зарубежные ученые Железняков (Болгария), Мра-цек (Германия) [1|.
В этой связи особый интерес представляют исторические данные по практике и теории лыжного спорта, на основании которых можно выявить закономерности их развития.
Стремление к возможно более широкому использованию соревновательной практики - одна из отличительных черт современного спорта. Формы тренировки, моделирующие условия соревнований и сами соревнования создают предпосылки, необходимые ДЛЯ достижения высоких результатов. Следствием отсутствия возможности участвовать п необходимом количестве соревнований является недостаточно полная адаптация спортсмена к факторам соревновательной ситуации и в связи с этим закономерное снижение эффективности соревновательной деятельности [2).
Соревнования являются специфическим ядром спорта. Успешное выступление спортсмена или команды в главных соревнованиях — олимпиадах и чемпионатах мира - является пока одной из главных целей системы подготовки спортсменов высшей квалификации [2].
Вместе с тем соревнования рассматриваются в качестве средств подготовки. Им, как и другим компонентам, присущи специфические особенности, позволяющие решать задачи, не реализуемые с помощью системы тренировки. Соревнования характеризуются тем, что должны включаться в систему подготовки только в том объеме, в каком они будут способствовать обеспечению готовности спортсмена к высшим достижениям в главных стартах года [3].
Дальнейшая разработка научных основ лыжного спорта требует проведения углубленных исследований всех его аспектов развития. Среди них имеет большое значение научная разработка вопросов методики обучения и методики тренировки. Успех решения этой задачи во многом зависит от глубокого и всестороннего изучения истории развития этих методик.
Цель работы заключается в исследовании процессов становления и развития соревновательной практики, теории и методики тренировки в лыжном спорте.
Закономерности развития отечественной теории и методики лыжного спорта являются объектом исследования. Предметом исследования является процесс развития соревновательной практики, методики подготовки спортсменов в лыжных гонках, развитие теории и методики лыжного спорта как научной учебной дисциплины.
Целевая направленность работы определила постановку и решение следующих задач:
1. Изучить процесс становления и развития соревновательной практики и методики тренировки в лыжном спорте.
2. Выявить особенности развития соревновательной практики, теории и методики тренировки на современном этапе.
Методы исследования.
1. Анализ и обобщение теоретических сведений.
2. Изучение и сопоставление методических положений и разработок в их историческом аспекте.
3. Анализ программ Олимпийских игр, Чемпионатов мира и протоколов соревнований.
4. Контент-анализ.
Источниковую базу исследования составили научно-методическая литература, учебники, учебные пособия, периодические издания.
Научная новизна состоит в изучении особенностей становления и разви тия методики тренировки в лыжном спорте и выявление закономерностей развития лыжных гонок на современном этапе с учетом соревновательной практики.
Теоретическая значимость заключается в том, что в теории и методики лыжного спорта будет дополнен исторический раздел по развитию лыжных гонок на современном этапе с учетом соревновательной практики.
Практическая значимость выполненного исследования заключаются в том, что его результаты могут бытьдчполиены в раздел теории и методики лыжного спорта и высших и средних учебных заведениях.
Результаты исследования
Разви тие и формирование системы соревновательной практики является важнейшей составляющей спорта. 'Значительное влияние на это оказывают совокупность социальных, политических и экономических процессов, происходящих в России и во всем мировом сообществе. Естественным образом эволюционировали международные программы соревнований в лыжных гонках, во многом благодаря поддержке влиятельных спонсоров и меценатов [4].
Особую роль в этом процессе на современном этапе играют средства массовой информации и телевидение, которые: стали нетолько ак тивными популяризаторами спорта, но и одним из финансовых источников ого развития. Кроме того, под воздействием коммерциализации и профессионализации спорта меняется система проведения соревнований.
В международном масш табе лыжные гонки стали в XX веке одним из наиболее интенсивно развивающихся видом спорта, о чем свидетельствуют создание в 1924 году Международной федерации лыжного спорта и включение лыжных гонок в программу мировых соревнований. Это стало началом проведения зимних Олимпийских игр и чемпионатов мира [5|.
На рисунках 1 и 2 отражено изменение программы соревнований у лыжников-гонщиков и лыжниц-гопщиц на Олимпийских играх.
Кстати сказать, лыжные гонки среди женщин вошли в олимпийскую программу впервые на шестых зимних Олимпийских играх 1952 года, которые прошли в столице Норвегии — Осло [6].
Международная федерация лыжного спорта, проводившая с 1925 года чемпионаты мира по своим дисциплинам, позднее (в послевоенный период) приняла решение о том, чтобы соревнования по этим видам, прошедшие на всех зимних олимпийских играх, начиная с 1 зимней Олимпиады 1924 года, зарегистрировать и как чемпионаты мира [7].
Динамика соревновательных дистанций на мировых первенствах представлена на рисунках 3 и 4.
Из приведенных иллюстраций видно, что программы соревнований О.И. и Ч.М. по лыжным гонкам претерпели значительные изменения в количестве и длине дистанций. Во многом это связано с ростом популярности лыжного спорта и характерной для начала 80-х г. XX века технической революцией в лыжных ходах, обусловленной модернизацией инвентаря [3].
Основные изменения программы соревнований состояли в следующем: в 1981 году впервые применялся коньковый ход; после пробного сезона 1984/85 г. этот стиль стал официальным. Программа соревнований чемпионата мира 1987 г. и Олимпийских зим-
Рис.1. Динамика соревновательных дистанций у лыжников-гонщиков на Олимпийских играх
Рис. 2. Динамика соревновательных дистанций у лыжниц-гонщиц на Олимпийских играх
Рис. 3. Динамика соревновательных дистанций у лыжников-гонщиков на чемпионатах мира
Рис. 4. Динамика соревновательных дистанций у лыжниц-гонщиц на чемпионатах мира
них игр 1988 г. была разделена на свободные и классические дистанции [4].
Помимо этих нововведений в период 1988-2004 годов включались и другие дисциплины — это смешанная эстафета 2 этапа женщины + 2 этапа мужчины (классический и свободный стиль), эстафета-спринт свободным стилем от 6 до 10 этапов у мужчин и от 4 до 6 этапов у женщин (командный спринт), а также дуатлон (классический + свободный стиль).
В настоящее время процесс трансформации программы мировой системы соревнований в лыжных гонках продолжается, так как особое влияние здесь оказывают коммерческие интересы, подкрепленные финансовыми вливаниями, что сейчас можно видеть на примере этапов Кубка мира.
Программа Олимпийских зимних игр, чемпионатов мира и Кубка мира после официального внедрения конькового хода в 1988 году претерпела значительные изменения. Основными тенденциями этого процесса стало увеличение количества дисциплин, унификация "женской" и "мужской" программ, появление спринтерских дистанций, а также дистанций сочетающих свободный и классический способы передвижения [7].
Кроме этого, в индивидуальных гонках стал применяться массовый старт и старты преследования. Одним из факторов можно отметить увеличение доли пребывания спортсмена на лыжном стадионе по сравнению с пребыванием на трассе, или, иначе говоря, сделать соревнования более зрелищными [2).
Новый аспект развития лыжных гонок многосторонен и разнообразен. Современный тренер знает, что подготовить спортсмена к наивысшей физической форме — это лишь одна сторона медали, так как соревнования крупного масштаба требуют от лыжника не только его усилий, но также качественную подготовку и обработку лыжного инвентаря. Во многом совокупность этих факторов предопределяют конечный результат выступления спортсмена [1].
В последние годы в развитии спорта высших достижений наблюдается непрерывная коммерциализация. Значительно изменилась внутренняя структура индивидуальной системы соревнований, в 2-3 раза повысилась ее физическая и психическая напряженность из-за значительных экономических стимулов.
Произошло резкое увеличение числа стартов на международном уровне и снижение числа стартов внутри страны. Во многих видах спорта образовалась группа спортсменов, которые пытаются решать параллельно две главные задачи года: успешно выступать на Олимпийских играх или чемпионатах мира и в коммерческих стартах, стартах Кубков мира или Гран-при [4].
Однако параллельно решать две эти задачи большей части ведущих спортсменов мира, особенно в олимпийские годы, оказывается не под силу.
Спортсмены и тренеры не всегда учитывают фактор снижения уровня подготовленности в связи с частыми стартами и не используют в соревновательном периоде отдельных промежуточных тренировочных мезоциклов, особенно накануне важнейших соревнований, что не позволяет им сохранять состояние спортивной формы [4].
Анализ выступления спортсменов на Олимпийских играх показывает, что большинство лидеров очень редко завоевывают золотые медали, а многие из них не занимают даже призовых мест. Это показывает, что в большинстве случаев олимпийскими чемпионами становятся спортсмены, не являющиеся победителями Кубков мира или Гран-при, многие из них принимали участие в этих серийных соревнованиях лишь с определенными "тренировочными" целями, ограничиваясь участием лишь на отдельных этапах [ 1].
Анализ участия призеров Кубков мира и Гран-при показывает аналогичную закономерность с различием лишь в том, что двойные успехи у них несколько выше, но все равно в отдельные годы не превышают показателя 40-50% [4].
Слишком большое число соревнований не позволяет спортсменам проводить нормальную тренировочную работу, восстанавливая уграченные в ходе напряженных турниров физические качества и уровень подготовленности.
Специалисты уже достаточно давно установили, что в индивидуальных дисциплинах участие в серийных соревнованиях с малыми интервалами отдыха между ними должно быть непродолжительным.
Таким образом, к окончанию соревновательного периода, когда проводятся главные старты года -Олимпийские игры или чемпионаты мира - резервы адаптации становятся практически исчерпанными.
Такие объективные показатели говорят о том, что планирование календаря соревнований у спортсмена нужно определенно корректировать с учетом его индивидуальных морфофункциональных возможностей.
Можно отметить, что, начиная с 90-х годов XX века, в соревновательной практике наблюдаются существенные изменения, причиной которых являются не только факторы развития спорта, но и внешние по отношению к спорту явления - коммерциализация международного спортивного движения и существенное влияние СМИ, приведшие к увеличению числа соревнований и включению в программу международных первенств нетрадиционных дис: танций [4].
Другой особенностью изменения соревновательной практики является тот факт, что с появлением новых современных дисциплин в лыжных гонках (например, спринт) стала проблема формирования и построения методики тренировки для конкретных дистанций. Во многом внедрение в программы международных соревнований коротких дисциплин ско-ростно-силовой направленности обусловлено характерной современной чертой практически любого вида спорта — сделать его более зрелищным. Таким образом, анализ современных программ соревнований по лыжным гонкам и в особенности научно-ме-■ тодической литературы свидетельствует об определенном отставании теории построения спортивной тренировки от интенсивно развивающейся соревновательной практики.
Выводы
1. Современное состояние развития методики обучения и тренировки обусловлено следующими преобразованиями:
— воздействие научно-технического прогресса на конструктивные особенности инвентаря лыжника-гонщика;
— изменение календаря соревнований, увеличение стартов как внутри страны, гак и за ее пределами, включение зрелищных спортивных дистанций в программу соревнований;
— коммерциализация лыжного спопта;
— существенное влияние средств массовой информации.
2. На развитие соревновательной практики в течение длительного времени определяющее влияние оказывали внутриспортивные факторы, для настоящего этапа развития лыжных гонок характерно интенсивное влияние внешних по отношению к спорту факгороч (коммерциализация, СМИ).
3. Анализ научно-ме годической литературы свидетельствует об определенном отставании теории построения спортивной тренировки от интенсивно развивающейся соревновательной практики.
Библиографический список
1. Ивлев A.B. К успеху через неудачи // Лыжный спорт: История развития и современный взгляд на методику тренировки: Сб. науч. тр. - Омск: СибГАФК. - 1997. - С, 37-41.
2. Бутии И.М. Лыжный спорт: Учебное пособие для студентов педагогических вузов по спец. 033100 - физ. культ. — М.: Академия, 2000. - 368 с.
3. Суслов Ф.П. О стратегии соревновательной практики в индивидуальных видах спорта в олимпийские годы // ТиПФК. - 2002. - №11. - С. 31-33.
4. Тукманос А. Спортивные соревнования и их трансформация в 90-е годы // Олимпийское движение и социальные процессы: Материалы. — М.: Советский спорт, 2001. — С. 173.
5. Раменская Т.Н. Лыжному спорту в России 100 лет // Физическая культура в школе — 1995. - №6. — С. 04-70.
6. Штейнбах В.Л. Век олимпийский / В.Л Штейнбах. -М.: Тера-спорт: Олимпия PRESS. Кп.1: 1896-1963. - 2002. -342 е.: фот.
7. Сучилин A.A. Олимпийское образование: Учеб. Для студентов вузов физ. культ. / A.A. Сучилин, И.В. Печёрский. -Волгоград: Принт, 2001. - 426 с.
ТЕРЁХИН Алексей Михайлович, журналист-диктор, редактор спортивных новостей "Радио-Сибирь", г. Омёк, аспирант Сибирского государственного университета физической культуры и спорта.
Статья поступила в редакцию 07.09.06. © Терёхин А. М.
Книжная полка
Смолл Г. Чтобы мозгом не стареть. Библия памяти / Пер с англ. Е. Бондарчук. - М.: ACT, Астрепь, 2007.-318 с.
Одно из самых важных отличий человека от животных — наличие памяти, способной удерживать символы Без нее невозможно символическое мышление. Но за все надо платить — и способность абстрактно мыслить оборачивается огромной нагрузкой на мозг, приводящей к его преждевременному старению и заболеваниям.
В своей книге «Библия памяти» врач Гэри Смолл популярно рассказывает об устройстве мозга и дает ценные практические рекомендации о том, как поддержать его в «боевой готовности». Тут важны не только упражнения Работоспособность мыслительного органа очень сильно зависит от того, какие вещества он получает с кровью, так что для активного мозга диета важнане меньше, чем для красивом фигуры. Чтобыне мучиться пытаясь вспомнить название фильма, который вы посмотрели вчера, или имя соседа, с которым познакомились пять минут назад, придется существенно изменить образ жизни. Но результат того стоит.