УДК 377.5 (14.33.07)
Т. А. Мулендейкина
СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ ВЫСОКОГО КЛАССА НА ЭТАПЕ ЗАВЕРШЕНИЯ СПОРТИВНОЙ КАРЬЕРЫ
Рассмотрены проблемы профессионального самоопределения студентов-спортсменов. Перечислены факторы, влияющие на профессиональное самоопределение личности, а также определен вид помощи студентам-спортсменам в образовательном учреждении спортивной направленности.
Ключевые слова: студенты-спортсмены, завершение спортивной карьеры, сопровождение профессионального самоопределения, альтернативный сценарий профессиональной жизни.
В настоящее время в рамках международных форумов, круглых столов, видеоконференций поднимается вопрос о помощи спортсменам, находящимся на этапе завершения или завершившим свою спортивную карьеру. По мнению О. А. Миль-штейна, сущность проблемы завершения спортивной карьеры заключается в противоречии между реальной практикой олимпийского спорта (и спорта высших достижений в целом) и отсутствием универсальной научно обоснованной системы социальной адаптации спортсмена после окончания спортивной карьеры. Системы, которая бы обобщала передовой мировой опыт, уже имеющийся в отдельных странах и спортивных организациях различного уровня (от спортивного клуба до национального олимпийского комитета и т. п.). Системы, которая должна максимально быстро помочь спортсмену перейти от одной его социальной роли к другой, от одного его социального статуса к другому [1, с. 39]. Противоречие такой ситуации заключается в том, что спорт рассматривается как фактор, способствующий социализации, как средство развития качеств, необходимых для жизни в обществе, а в итоге высококвалифицированные спортсмены, добившиеся высоких спортивных результатов, вынуждены по объективным причинам завершить спортивную карьеру в период юности, оказавшись, таким образом, в положении догоняющих своих ровесников и в ситуации вторичного выбора профессии. Данный факт объясняется спецификой спортивной карьеры, которая, по мнению О. Ю. Сенаторовой, состоит в высокой интенсивности ее протекания, неопределенности, нестабильности личных результатов, характеризуется наличием рисков (потеря здоровья или утрата органической функции), отличается от другой профессиональной карьеры ранним стартом, кульминацией и финишем. Р. М. Загайнов выделяет экстремальность в качестве ведущей характеристики современного спорта высших достижений, которая определяет наличие в спортивной деятельности большого числа кризисов. Спорт рассматривается ученым как модель «короткой» (быстропротекаю-щей) жизни, после завершения которой человеку
приходится начинать все сначала [2, с. 50]. Н. Б. Стамбулова объясняет трудность профессионального выбора спортсменом сформировавшейся за долгие годы спортивной направленностью личности, которая инертна и «тормозит» процесс выбора новой сферы жизненной самореализации [3, с. 40]. По мнению С. Н. Шихвердиева, у спортсменов, находящихся на «финише» спортивной карьеры, обнаружен низкий уровень информированности о различных профессиях и принятия решения о выборе профессии. Следовательно, они не знают о том, в какой профессии им удастся реализоваться в будущем, какие из них наиболее востребованы на современном рынке труда. Каковы возможности их получения и т. п. [4, с. 131].
Таким образом, анализ научных исследований, публикаций и теоретической литературы (Р. М. За-гайнов, С. Н. Шихвердиев, О. Ю. Сенаторова, Н. Б. Стамбулова) о специфике спортивной карьеры и о помощи спортсменам, находящимся на этапе завершения спортивной карьеры, подтверждает актуальность проблемы о необходимости оказания помощи спортсменам в профессиональном самоопределении.
Следует уточнить, что в исследовании речь пойдет о группе высококвалифицированных спортсменов, занимающихся спортом высших достижений и являющихся студентами образовательного учреждения спортивной направленности (училище олимпийского резерва). Являясь действующими спортсменами, членами сборной команды России, имеющими за плечами богатый опыт соревновательной деятельности, большое число наград, установленных личных рекордов, студенты-спортсмены полагают, что уровень их физического развития будет вечно высоким и они еще успеют всего добиться. Это подтверждается результатами опроса, проведенного среди студентов 3 курса Омского государственного училища (техникума) олимпийского резерва о перспективах профессиональной жизни. 40 % опрошенных студентов решили, чем они будут заниматься после окончания спортивной карьеры, ими были названы такие сферы профессиональной деятельности, как юридиче-
ская, экономическая, правоохранительная, медицинская (спортивный массажист). Для остальных 60 % этот вопрос остается открытым, данный факт объясняется тем, что студенты являются действующими спортсменами со стабильными высокими спортивными достижениями и этап завершения карьеры для них не актуален. При этом никто из студентов в будущем не желает заниматься педагогической или тренерской деятельностью и намерены поменять свой профиль, но еще не определили сферу деятельности. Если они и останутся в сфере спорта, то только как действующие спортсмены. На вопрос о том, знают ли они, какие профессиональные и личностные качества необходимы для выбранной ими профессии, 40 % опрошенных ответили, что знают, а на вопрос обладают ли они данным набором качеств, только 30 % студентов ответили положительно. Вопрос о качествах, способствующих успешному становлению человека как специалиста и как человека, ценного для общества, вызвал у некоторых студентов затруднения и у 5 % данный вопрос остался без ответа. 5 % студентов назвали такое качество, как гибкость, по 20 % набрали такие качества, как целеустремленность, доброта, и ответственность, 30 % - трудолюбие. Однако как показывает практика, некоторые студенты-спортсмены в процессе получения образования, т. е. будучи на втором или третьем курсах в силу объективных причин (травма, снижение результатов и т. д.), вынуждены завершить спортивную карьеру. Несмотря на особенное построение системы обучения в училищах олимпийского резерва, интегрирующей в себе учебный и тренировочный процесс и дающей своим выпускникам в качестве социальной защиты квалификацию «педагог по физической культуре и спорту», некоторые студенты все же принимают решение поменять свой профиль. Тогда перед студентом (уже бывшим спортсменом) встают вопросы: «чем заниматься дальше?», «кем быть?», «где учиться?». Данная ситуация инициирует у личности два кризиса - кризис завершения спортивной карьеры, в ходе которого спортсмен испытывает ряд потерь - статуса, привычного круга общения, материального достатка, вызывающие нередко негативные последствия как для самой личности (депрессия, апатия, ощущение ненужности), так и для общества (алкоголизм, криминал), и кризис профессионального самоопределения. Проблема преодоления кризиса завершения спортивной карьеры разрабатывается специалистами-психологами. Штатный педагог-психолог учебного заведения спортивной направленности может оказать помощь студенту, а решение проблемы о профессиональном самоопределении высококвалифицированных студен-тов-спортсменов, находящихся на этапе заверше-
ния спортивной карьеры, осложняют следующие противоречия:
- между потребностью спортсмена в квалифицированной помощи в связи с обдумыванием профессионального пути и отсутствием в его ближайшем окружении компетентных специалистов в этой области;
- между неосведомленностью спортсмена о правилах, условиях выбора, которые приведут к профессиональному успеху, и необходимостью совершить свой выбор в силу ситуации завершения спортивной карьеры;
- между профессиональной перспективой, намеченной спортсменом, и его стойкими личными качествами.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что студентам-спортсменам, чтобы выйти из ситуации кризиса, найти приемлемый выход из затруднительного положения и принять адекватное решение о дальнейшем профессиональном выборе, необходима помощь со стороны образовательного учреждения спортивной направленности, студентом которого он является. Одну из форм помощи студентам в решении проблем в педагогической науке принято называть сопровождением. Педагогическому сопровождению посвящены работы таких авторов, как А. В. Мудрика,
О. С. Газмана, Е. И. Казаковой, М. Р. Битяновой, Ф. М. Фрумина и др. Решение вопроса о профессиональном выборе студента предполагается через осуществление сопровождения профессионального самоопределения. Авторский коллектив во главе с С. Н. Чистяковой рассматривает психолого-педа-гогическое сопровождение профессионального самоопределения как особую сферу деятельности педагогов и психологов, ориентированную на взаимодействие со студентами по оказанию им поддержки в личностном и профессиональном росте, адаптации, принятии решений о выборе специализации, построении проекта дальнейшего профессионального пути и последующего самоутверждения в профессиональной деятельности [5, с. 36].
Проблема профессионального самоопределения личности является междисциплинарной, так как исследуется с точки зрения психологии, социологии и педагогики. Анализ исследований, теоретической литературы показал наличие в педагогической науке большого количества работ о профессиональном самоопределении школьников и небольшом количестве исследований о профессиональном самоопределении студентов, что объясняется уже совершенным студентами выбором профессии. Однако вопрос о повторном выборе профессиональной деятельности может возникать в течение всей профессионально активной жизни человека, в особенности этому подвержены люди
из сферы спорта, циркового искусства, хореографии как в период обучения профессии, так и в период трудовой деятельности. Словосочетание «профессиональное самоопределение» может толковаться различно, приведем несколько вариантов понимания данного термина.
По мнению Д. Сьюпера, профессиональное самоопределение - многомерный и многоступенчатый процесс, который можно рассматривать под разными углами зрения. Во-первых, как серию задач, которые общество ставит перед формирующейся личностью и которые эта личность должна последовательно разрешить в течение определенного периода времени. Во-вторых, как процесс поэтапного принятия решений, посредством которых индивид формирует баланс между своими предпочтениями и склонностями - с одной стороны и потребностями существующей системы общественного разделения труда - с другой. В-третьих, как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность [6, с. 173].
Е. А. Климов под профессиональным самоопределением понимает длительную многоэтапную деятельность человека, обретающую то или иное содержание в зависимости от этапа его развития как субъекта труда [7, с. 27].
С точки зрения Н. С. Пряжникова, сущность профессионального самоопределения состоит в поиске и нахождении личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также - нахождение смысла в самом процессе самоопределения [8, с. 17]. Э. Ф. Зеер выделил в качестве ядра профессионального самоопределения - осознанный выбор профессии с учетом особенностей и возможностей человека, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий. По мнению ученого, профессиональное самоопределение осуществляется в течение всей профессиональной жизни: личность постоянно рефлексирует, переосмысливает свое профессиональное бытие и самоутверждается в профессии [9, с. 48].
Что касается профессионального самоопределения студентов, то Л. А. Пьянкова рассматривает его как процесс вхождения личности в сферу будущей профессиональной деятельности посредством ее включения в учебную, производственно-практическую и внеучебную деятельность на основе самопознания, соотнесения своих возможностей с требованиями профессии к человеку, реализации потенциалов, осознания себя [10, с. 10].
Согласно И. С. Кону, существенными факторами в профессиональном самоопределении являются: возраст, в котором осуществляется выбор, уровень информированности молодого человека и
уровень его притязаний [6, с. 175]. Данный перечень можно дополнить факторами, выделенными
Н. Е. Касаткиной:
- система личностных факторов, влияющих на становление профессионального самоопределения: ценностно-ориентационная позиция личности; мотивация достижения; общие интеллектуальные способности; самооценка личности; особенности темперамента и характера; интернальность;
- социально-психологические факторы: воздействие микро- и макросреды, в которой формируется личность, что нашло отражение в социологических и социально-психологических исследованиях;
- социальные факторы: социальное окружение, домашние условия, сценарии воспитания, образование родителей;
- дидактическая система учебно-профессионального обучения (содержание, методы, средства), характер межличностных отношений в учебном заведении;
- влияние малой группы и коллектива. Межличностные отношения в группе оказывают существенное влияние на успешность профессионального становления, ускоряя или тормозя профессиональный рост ее членов.
Основной предпосылкой успешного профессионального самоопределения, по мнению Л. М. Митиной, является активность человека, его субъективное отношение к осуществляемой активности [11, с. 53]. И. Л. Старовойтова в свою очередь выделила характеристики, присущие личности как активному субъекту деятельности:
- наличие собственной активности в поиске своего признания;
- сознательный выбор профессии;
- активность в преобразовании окружающего мира, преодоление трудностей, отстаивание своего выбора;
- развитие самопознания, самооценивания и самовоспитания;
- способность к целеполаганию;
- самостоятельный выбор способов и средств для достижения цели [12, с. 18].
Основная цель сопровождения профессионального самоопределения студентов-спортсменов в рамках образовательного учреждения спортивной направленности видится в создании благоприятных организационно-педагогических условий, в которых студент станет активным автором в разработке альтернативного сценария своей профессиональной жизни и которые будут способствовать развитию интегральных характеристик личности (направленность, компетентность, гибкость, самосознание), обуславливающих, по мнению Л. М. Митиной, успешность карьеры [11, с. 44].
Создание альтернативного сценария профессиональной жизни в ходе сопровождения профессионального самоопределения предполагает не только выбор студентом профессии, соответствующей его интересам и потребностям, как конечный результат, но и определение пути по достижению цели, необходимых средств, способов, ресурсов, а также учет возможных рисков. Сопровождение профессионального самоопределения предполагает совместную деятельность нескольких специалистов образовательного учреждения. Это могут быть преподаватели, использующие потенциальные возможности своих учебных дисциплин и образовательных технологий для развития личности студента, педагог-психолог, проводящий диагностики, тренинги, кураторы учебных групп, воспитатели, организующие профессионально-ориентационные игры, индивидуальные консультации. При этом со-
провождение профессионального самоопределения должно осуществляться комплексно, систематически и в течение всего периода обучения сту-дентов-спортсменов в учебном заведении спортивной направленности, т. е. до наступления этапа завершения карьеры, только в этом случае возможен позитивный переход от одного вида специализации к другой. Важно учитывать тот факт, что не все спортсмены признают этап завершения карьеры как кризис, так как подобное признание может означать проявление слабости, что не типично для характера спортсменов. Поэтому работа по профессиональному самоопределению должна стать частью образовательного процесса, отражаться в учебном плане в виде спецкурса и осуществляться для всех, но с учетом личностных особенностей студентов-спортсменов.
Список литературы
1. Мильштейн О. А. Жизненная история и спортивная карьера олимпийца: основные положения международного исследовательского проекта и результаты пилотажного исследования в Сиднее // Теория и практика физической культуры. 2001. № 7. С. 39-40.
2. Загайнов Р. М. Кризисные ситуации в спорте и психология их преодоления: монография. М.: Советский спорт, 2010. 232 с.
3. Стамбулова Н. Б. Психология спортивной карьеры: дис. ... доктора психол. наук. СПб., 1999.
4. Шихвердиев С. Н. Профессиональное самоопределение спортсменов, находящихся на этапе завершения спортивной карьеры // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. СПб., 2010. № 5 (63). С. 131.
5. Шляпина С. Ф. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения студентов вуза: дис ... канд. пед. наук. Тюмень, 2008.
6. Кон И. С. Психология ранней юности: книга для учителя. М.: Просвещение, 1989. 225 с.
7. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издат. центр «Академия», 2004. 304 с.
8. Пряжников Н. С. Теория и практика профессионального самоопределения: учебное пособие. М.: МГППИ, 1999. 97 с.
9. Зеер Э. Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов. 2-е изд., перераб., доп. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 336 с.
10. Пьянкова Л. А. Индивидуальный подход к проблеме формирования профессионального самоопределения студентов педагогического колледжа // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып.4 (106). С. 10-13.
11. Митина Л. М., Кореляков Ю. А., Шавырина Г. В. и др. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. Л. М. Митиной. М.: Издат. центр «Академия», 2005. 336 с.
12. Старовойтова И. Л. Профессиональное самоопределение личности учащихся общеобразовательных и школ спортивного профиля (сравнительный анализ): дис. ... канд. пед. наук. Смоленск, 2003.
Мулендейкина Т. А., преподаватель, соискатель.
Омский государственный педагогический университет.
Омское государственное училище (техникум) олимпийского резерва.
Ул. Масленникова, 152 б, Омск, Россия, 644009.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 19.09.2012.
T. A. Mulendeikina
SUPPORT OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF HIGHLY QUALIFIED STUDENTS-SPORTSMEN AT THE STAGE OF COMPLETION THE SPORTS CAREER
The article describes the problems of professional self-determination of students-sportsmen. Factors that influence on person's professional self-determination are demonstrated, the kind of help for students-sportsmen at the sports educational institution is also determined.
Key words: students-sportsmen, completion the sports career, support of professional self-determination, alternative scenario of professional life.
Omsk State Pedagogical University.
Omsk State College of Olympic Reserve.
Ul. Maslennikova, 152b, Omsk, Russia, 644009.
E-mail: [email protected]