3. Мурсалбекова, Л.В. Динамика изменения психического состояния студентов под влиянием экзаменационной тревожности / Л.В. Мурсалбекова // Личность, спорт и окружающая среда: материалы всероссийской конфю с междунар.участием, Новосибирск, 2008. - Новосибирск, 000 «Альфа Виста», 2008.
4. Головин, О.В. К вопросу об организации мониторинга физического здоровья детей и подростков в условиях учебно-тренировочного процесса / О.В. Головин // Личность, спорт и окружающая среда: материалы всероссийской конф. с междунар.участием, Новосибирск, 2008. - Новосибирск: 000 «Альфа Виста», 2008.
5. Лурье, С.Б. Физиологическая адаптация и прогнозирование успешности обучения первоклассников / С.Б. Лурье, Е.А. Анисова // Валеология, 2004. - №4.
6. Mendelson R. Think tank on school-aged children: nutrition and physical activity to prevent the rise in obesity. Appl Physiol Nutr Metab. 2007 Jun; 32(3):495-499.
7. Александрова, А.В. Молодежь и здоровье: ценностно-установочное взаимодействие / А.В. Александрова // Здоровье человека: со-циогуманитарные и медико-биологические аспекты. - М.: ИС РАН, 2003.
8. Fujii T, Ohsawa I, Nozawa A, Mori K, Kagaya M, Kajioka T, Oshida Y, Sato Y The association of physical activity level characteristics and other lifestyles with obesity in Nagoya University alumni, Japan. Scand J Med Sci Sports. 1998 Feb;8(1):57-62. Links
9. Головин, О.В. Влияние нормированной физической нагрузки на психофизиологическое развитие дошкольника / О.В. Головин, РИ. Айзман //Валеология, 1999. - №1.
10. Волкова, Л.Ю. Физическое развитие школьников Москвы: современное состояние и методы оценки / Л.Ю. Волкова, М.В. Копытько, И.Я. Конь, М., 2004.
11. Ахмерова, С.Г. Здоровый образ жизни и его формирование в процессе обучения // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья / С.Г. Ахмерова, 2001. - № 2.
12. World Health Organization Expert Committee. The Use and Interpretation of Antropometry, WHO Tech. Rep. Ser. no. 854, 1995.
13. Басов, А.В. Отношение к здоровью среди подростков и образ жизни / А.В. Басов // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. - 2002. - № 1.
14. Шилова, Л.С. Подростки и молодежь в России - перспективная группа распространения социальных заболеваний / Л.С. Шилова // Здоровье и здравоохранение в условиях рыночной экономики. - М.: ИС РАН, 2000.
15. Clark C, Haines MM, Head J, Klineberg E, Arephin M, Viner R, Taylor SJ, Booy R, Bhui K, Stansfeld SA. Psychological symptoms and physical health and health behaviours in adolescents: a prospective 2-year study in East London. Addiction. 2007 Jan;102(1):126-35.
16. Потапов А.С. Нейропедагогическое обоснование комфортного обучения ребенка: Монография /А.С. Потапов. Научный ред. В.М. Монахов. 2 Е ИЗД. - Новосибирск: Изд - во НИПК и ПРО, 2004.
Статья поступила в редакцию 5.05.09
УДК 152.32+ 378.14
Ю.Н. Кабанов, канд. биол. наук, зав. кафедрой физической культуры Сибирской академии управления и массовых коммуникаций, докторант кафедры общей психологии, истории психологии НГПУ, г. Новосибирск О.А. Белобрыкина, канд. псхол. наук, доц. НГПУ, г.Новосибирск
ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СПОРТСМЕНА
Статья посвящена выявлению закономерностей профессионального развития спортсменов. Показано, как в процессе становления спортсмена-профессионала развитие личности происходит внутри когнитивной перестройки сознания, формирования типов мотивационного поведения, осознания необходимости профессионального поведения и совершенствования, самоопределения в спортивной специализации, интеграции в профессиональную общность, персонализации, в которых перестраивается структура качеств и идет самореализация и осознание себя как профессионала.
Ключевые слова: спортивная психология, спортивная мотивация, профессионализация, личность спортсмена, трансформация личности.
В условиях возрастания социальных требований к деятельности спортсмена как представителя государства отсутствуют комлексные исследования профессионализации в спорте от момента выбора спортивной специализации и в дальнейшей профессиональной спортивной деятельности. В системе современной подготовки спортсменов большое внимание уделяется физической стороне деятельности, но, вместе с тем, недостаточно учитываются психологические факторы и закономерности профессионального развития спортсмена, что зачастую приводит к формированию профессиональной и личностной дезадаптации в стрессогенных условиях спортивной деятельности. Недостаточный учет индивидуально-психологических особенностей, механизмов и стратегий развития личности в социальном пространстве высших спортивных достижений уменьшает возможности для полноценной реализации спортивного потенциала и не способствует сохранению и ук-
реплению психического здоровья спортсмена, особенно в период завершения его спортивной карьеры. Все это актуализирует необходимость поиска наиболее оптимальных средств профессионализации спортсменов с целью обеспечения системной и предельно эффективной подготовки субъекта к профессиональной спортивной деятельности. Профессионализация личности в психологической науке рассматривается как неравномерное гетерархическое развитие индивида как субъекта профессиональных отношений, наделенного генетическими свойствами и приобретенными психологическими качествами, способного к активной саморегуляции поведения и саморазвитию способностей, что в совокупности позволяет успешно овладевать знаниями, умениями и навыками для реализации себя в профессии [1]. Необходимость соответствия требованиям профессии индивидуальных психологических качеств человека, согласование структуры личности и структуры про-
фессиональных требований является одним из принципов и предпосылок успешной спортивной карьеры [2]. Профессионализация рассматривается как форма социализации и индивидуализации личности, как форма активности, охватывающая разные этапы профессионального пути. Сущностью профессионального становления является целостный непрерывный процесс, в основе которого лежит комплекс развивающихся, взаимодействующих и последовательно сменяющих друг друга механизмов, связанных с возникающей ситуацией [3]. Как отмечает Л.А. Зайцева, психологическое содержание понятия «профессионализация» вкючает в себя компонент отражения и компонент реагирования, и основывается, прежде всего, на том, что личностные профессионально-важные качества изменчивы во времени и имеют своеобразную динамику изменения и превращения психических процессов через состояния в устойчивые профессиональные свойства в процессе овладения профессией [4].
Сложность проблемы профессионализации спортсмена обусловлена, в первую очередь, тем, что этап первичной подготовки (когда выявлены психофизические предпосылки для успеха в спорте), от содержания которого во многом зависит «превращение» школьника в спортсмена-профессионала, является малоизученным процессом. Спортивная деятельность, с точки зрения психологического содержания, вообще является сложным процессом, влияющим на все системы организма, она имеет свои специфические особенности, кризизы развития, спады и подъемы. В процессе подготовки личность спортсмена сталкивается не только с максимально возможными для организма специфическими физическими нагрузками, нередко односторонними, но и с рядом психологических стрессов и преодолений, связанных как с внутренними трансформациями личности, так и с межличностными взаимодействиями. В психологии спортивной деятельности остро стоят вопросы восприятия информации, проблемы мотивации, готовности к коллективной деятельности, влияния перцептивных, физических, эмоциональных нагрузок и условий тренировок на обеспечение эффективности и успешности в спорте.
Отсутствие психологических критериев оценки динамики профессионального становления спортсменов приводит к искусственному разделению на внешние и внутренние стороны профессионализации личности. Совершенно очевидно, что достижение психологического комфорта невозможно за счет совершенствования только физической подготовки (обучения и тренировок) и повышения уровня спортивных достижений субъекта, без учета его морально-психологической составляющей. Большинство спортсменов интуитивно улавливают связь между своим профессиональным развитием в спорте и стихийным личностным ростом, но зачастую не видят возможностей оптимизации этого процесса и актуализации его ресурсного потенциала.
Наличие дисгармоничных и деформирующих компонентов «тренировочного пространства» в спортивной среде, отрицательно влияющих на психику спортсмена, приводит к формированию дезадаптивного поведения и кризисам профессионального развития, профессиональной дискриминации, деформации развития личности, снижению продуктивности в спорте и преждевременному завершению спортивной карьеры. Отсюда очевидна необходимость психологической поддержки и сопровождения всего пути профессионального становления спортсмена. Это актуально еще потому, что деятельность спортсмена по содержанию является экстремальной, посколько приходится существовать в постоянном напряжении своих физических, моральных и эмоциональных сил. В короткие сроки необходимо адаптироваться в новых климатогеографи-
ческих условиях на сборах, соревнованиях и т.д., вырабатыва-тать новые способы самообучения, профессионального и эмоционального поведения. Как следствие, возникают ситуации, вызывающие дезорганизацию психики в целом, что несомненно может самым неблагоприятным образом отразиться на конечных результатах спортивной деятельности субъекта. Период профпригодности в том или ином виде спорта ограничивает сроки профессионального становления личности. Поэтому проблема психологического управления процессом профессионального совершенствования в период подготовки спортсменов является сложной, требующей междисциплинарного подхода и интеграции системы наук, занимающихся человеческим фактором. Отсюда очевидна необходимость научной разработки концепции, базирующейся на интеграции методологии психологии, физиологии, психофизиологии, психологии профессиональной деятельности, психотерапии и организационной психологии для выявления механизмов и закономерностей протекания профессионального развития личности, позволяющей обосновать стратегию психологического обеспечения профессионализации спортсмена в период его становления. Разработка психологической концепции профессионализации спортсменов позволит переориентировать стихийность развития в осознанный и управляемый процесс.
Исходя из актуальности обозначенной проблемы, цель исследования состоит в выявлении закономерностей профессионального становления спортсменов и обосновании психологической концепции профессионализации личности в спорте.
Методологической основой исследования являются базовые теории отечественной психологии: теория деятельности А.Н. Леонтьева; субъектно-деятельностный подход Е.А. Климова; теория функциональных систем П.К. Анохина; теория адаптации Ф.З. Меерсона; теория индивидуальных различий и способностей Б.М. Теплова, Э.А. Голубевой, К.М. Гуревича; концепции системогенеза В.Д. Шадрикова и профессиогенеза В.А. Бодрова, Е.А. Климова, Т.В. Кудрявцева, Н.С. Пряжникова; теории функциональных состояний и функционального комфорта В.И. Медведева, А.Л. Леоновой, Л.Г. Дикой, Л.Д. Чайновой; психологии состояний А.О. Прохорова, а так же ведущие принципы психологии - принцип детерминизма, системности, единства сознания и деятельности, единства теории и практики.
Объектом исследования выступает динамика профессионального становления личности спортсмена. Предметом исследования являются психологические закономерности профессионализации спортсмена в процессе первичной подготовки и средства повышения ее эффективности.
Материал и методы исследования. Основные исследования проводились с 2005 года по 2008 год. Основную часть выборки составили студенты факультета физической культуры Новосибирского государственного педагогического университета (500 испытуемых, мужчины и женщины в возрасте 18-25 лет), имеющие высокие спортивные достижения, 1-3 спортивные разряды, «кандидат в мастера», «мастер» спорта. Формирование экспериментальной группы осуществлялось на основе принципа добровольного участия в обследовании и однородности выборочной совокупности. Унифицирующими признаками выступали категории возраста, образования и спортивного опыта. В зависимости от исследовательских задач в группах применялся комплекс диагностических методик для оценки психофизиологических параметров, личностных особенностей, спортивной мотивации и профессионально важных качеств.
Эмпирические данные подвергались сравнительно-сопоставительному анализу. Основным независимым внешним кри-
терием выступал показатель спортивных достижений испытуемых. В качестве дополнительных аналитических показателей эффективности деятельности использовались параметры уровня адаптированности испытуемого к спортивной деятельности и психофизиологических характеристик профессиональных способностей в выбранном виде спорта.
Для исследования успешности профессионального становления спортсменов использовались экспертные оценки, проводимые тренерами и арбитрами. Для экспертной оценки использовалась дсятибальная шкала оценок успешности спортивной деятельности. На основании полученных результатов спортсмены ранжировались по «внешнему критерию», т.е. успешности профессионального становления. В результате обследования были выделены две группы: с высоким профессиональным потенциалом (экспертная оценка 6-10 баллов), и с низким профессиональным потенциалом (экспертная оценка 1-5 баллов). Критерии эффективности деятельности спортсмена позволили сформировать полярные группы «успешных» и «малоуспешных», в рамках которых производилось сравнение изучаемых характеристик.
Обследование студентов проводилось с использованием методик, применяемых в психологии, физиологии, психофизиологии, психотерапии и психологическом консультировании. Основу исследований составил лонгитюдный метод, сравнительный метод «поперечных» срезов, приемы сопоставления параметров полученных в группе «успешных» и «малоуспешных» спортсменов на разных этапах.
Обработка первичных данных проводилась с использованием статистической программы SPSS.
Результаты
Получены эмпирические данные, характеризующие спортивную мотивацию, профессионально важные психофизические качества, свойства личности и их динамику в процессе профессионализации. Исследования мотивации профессионального становления показали, что спортивная деятельность привлекает общественной значимостью всеобщего признания, славы и известности, физического совершенства и материального благополучия. Одновременно спортсмены демонстрируют реалистические ожидания будущего, только 32% связывают свое ближайшее будущее с большим спортом, а 68% планируют заниматься тренерской или другой, связанной или не связанной со спортом деятельностью. Существенно отличаются спортсмены по срокам самоопределения в спортивной деятельности. С раннего детства мечтали стать спортсменами 15% респондентов, 32% определились в выборе спорта во время учебы в школе, 36% после окончания школы, и не определились или сомневаются в правильности выбора 17% респондентов. Спортсмены с высоким уровнем профессиональной направленности достоверно отличаются от спортсменов с недостаточной мотивацией более высоким уровнем сформированности концептуальной модели профессиональной деятельности, когнитивной готовностью к трудностям, более низкими уровнями эмоционального напряжения и способностью к самоотверженным жертвам ради достижения цели.
Профессионализация личности начинается с когнитивной перестройки сознания, формирования мотивации и создания усло-
вий для реализации цели. Адекватность информационной модели определяет активность личности, стратегию поведения и успешность профессионализации в процессе становления спортсмена. По стратегии мотивационного поведения выявлены три типа спортсменов: положительно мотивированные активные спортсмены (32%), морально и физически готовые к напряженной спортивной деятельности и переходу в новую социальную общность «большого спорта»; пассивно мотивированные спортсмены, в значительной степени зависящие от стимуляции их тренером - «мотивируемые» (56%); и сопротивляющийся тип мотивационного поведения, характерный для спортсменов, которые не осознают своего призвания и своих способностей (12%). Они не стремятся к совершенствованию своего мастерства и остаются в спорте за счет выдающихся физических данных, не считают спорт своим призванием, а только определенным престижным времяпровождением. Корреляционный и факторный анализ личностных качеств показал, что большая часть спортсменов формирует гиперстеническую стратегию саморегуляции поведения, сопровождающуюся высокой тревожностью (48% испытуемых). Следующей по значимости является пассивно-ответственная стратегия, основанная на опоре на тренера и доверии ему, демонстрирующая недостаточную уверенность и самостоятельность (28%). Стратегия стеничности-ригидности, характеризующаяся проявлением старых способов поведения, затрудняющих профессиональное становление (12%), пассивно-безответственная стратегия, без определенной опоры и цели (12%). Все эти способы саморегуляции несут отпечаток сформированной психологической защиты своей личности и обусловлены как мотивацией, так и динамическими стереотипами поведения. Основная цель стратегий: с минимальными потерями для личности достичь положительного результата.
В результате факторного анализа выделено по 6 личностных факторов для каждой стратегии саморегуляции поведения, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1
Структура личностных факторов в профессиональном становлении спортсменов (вклад фактора в общую дисперсию)
Г иперстеническая Пассивно- Стратегия Пассивно-
стратегия ответственная стеничности- безответственная
стратегия ригидности стратегия
Невротического Эмоционально- Поиска источника Недовольства
конфликта и волевой психического собой и
эмоционального неустойчивости напряжения окружением
напряжения (31%) (33%) (26%) (26%)
Эмоциональной Ожидания Переживания Эмоционального
гиперактивности удовлетворения блокированных перенапряжения и
личности потребностей профессиональных незавершенной
(26%) (21%) ожиданий перестройки
(18%) (25%)
Неустойчивого Избегания Эмоциональной Отказ от
экзальтированного трудностей и неустойчивости и групповых норм и
поведения (16%) неудач тревожности (11%) ориентации на
обучения себя (13%)
(15%)
Напряженного Эмоциональной Недовольства Тревоги не
беспокойства неустойчивости групповыми сбывшихся
(12%) (13%) установками надежд
(10%) (11%)
Неудовлетворенности Неустойчивого Неудовлетворенности Эмоциональной
профессиональных поведения успеваемостью неустойчивости
ожиданий (9%) (11%) (12%) (11%)
Психическая Демонстрации Самоутверждения и Демонстративной
напряженность и регрессивных конфликтов гипретимности
конфликты (8%) форм (11%) (10%)
поведения
(12%)
Когда ведущей становится спортивно-профессиональная деятельность, направленная на постоянное совершенствование навыков, то пассивные и сопротивляющиеся спортсмены не готовы к практическим действиям, в результате нарастает психическая напряженность, появляются конфликты с тренерами и с активными спортсменами, и развивается кризис идентификации. Стимулом активности к изменению личности является наличие в спортивных группах конкурентного соперничества как источника развития и формирование профессионального мотива. Это соперничество проявляется в агрессивном поведении. Поначалу конкуренция обусловлена стремлением к демонстрации накопленных навыков и направлена на установление структуры лидерства внутри спортивных групп, затем конкуренция проявляется как самоутверждение по отношению к стратегиям профессионального поведения в процессе самосовершенствавания. Следующим этапом конкуренция приводит к осознанию противоречий профессионального развития, происходит переоценка отношения к спорту. Снова возникают конфликты и разочарование полученными успехами. Это начало кризиса деятельности спортсмена. Кризис стимулирует профессиональную перестройку личности, осознание своей малой перспективности, а отсюда повышение возбуждения, агрессивность, раздражительность и неустойчивость поведения. Спортсмены впервые задумываются о пользе потраченного в спорте времени, возникает комплекс самообвинения и сожаления о прошлом. Экстрапуни-тивная и интрапунитивная направленность реакций спортсменов формирует две стратегии психологической защиты. Первая характеризуется обвинением во всем окружающих с ориентацией на избегание негативных оценок со стороны авторитетных спортсменов и тренеров и поиск поддержки в группе. Характерной особенностью второй стратегии является самообвинение и самобичевание. Неудовлетворенность профессиональным становлением приводит к формированию ведущей стратегии поведения - интрапунитивной скрытой агрессивности с чувством неполноценности и обиды за «бесцельно проведенные годы».
Факторный анализ показывает, что развитие личности в процессе спортивной деятельности ведет к формированию психических новообразований: профессиональной мотивации, надситуативной конкурентной активности, способности к профессиональному целеполаганию и устойчивости к фрустрации в профессиональной деятельности. Перестройка структуры личности, интенсивное усвоение профессиональных способов поведения, мышления, изменение структуры ценностных ориентаций через подражание авторитетным спортсменам, формируют профессиональные стереотипы поведения.
На основании экспериментального исследования вклада качеств в структуру личностного развития разработана модель прогноза успешности спортсменов с использованием значимых переменных, от которых зависит эффективность спортивной деятельности.
Полученное уравнение множественной регрессии психо-лого-физиологического прогноза профессионализации спортсменов (ПФППС) имеет вид:
ПФППС= 7,21 +(0,15 х СМ) + (0,28 х ТТ) + (0,21 х ИБ) + (0,11 х С) + (0,22 х Н) + (0,31 х Q3) + (0,33 х ОП) + (0,29 х МУ) + ( 0,18 х ФП);
Где: 7,21 - свободный член;
СМ - спортивная мотивация;
ТТ - тревожность по Тейлор;
ИБ (индекс Богомазова) показатель функционального состояния кардиореспираторной системы;
С - фактор эмоциональной устойчивости опросника Кеттела;
Н - фактор решительности опросника Кеттела;
Q3 - фактор импульсивности опросника Кеттела;
ОП - ориентация на процесс;
МУ - мотивация на успех;
ФП - фактор перспективности по оценке тренера.
Все показатели рассчитывались в 10-ти бальной шкале стенов. При ПФППС > 0 характерна высокая степень успешности профессионализации, при ПФППС < 0 характерны низкие показатели профессионализации. Прогностическое значение уравнения регрессии для успешности профессионального становления спортсмена составляет 89%. Полученная математическая модель имеет высокую значимость (^ критерий Стъюдента = 4,87, р <0,001).
Профессиональный потенциал развития спортсмена включает: направленность личности, знания, умения и навыки, общие и специальные способности, профессионально важные качества, способности к саморегуляции поведения. В ходе профессионального совершенствования происходит стихийная интеграция компонентов потенциала профессионального развития в профессионально ориентированную структуру личности, при этом источником развития являются: ведущая деятельность, межличностные и внутриличностные противоречия между сформированной концепцией Я-настоящее и Я-бу-дущее, зависящие от системы отношений, складывающихся в процессе профессионального становления. Переживание этих противоречий побуждает спортсменов к поиску новых способов самоосуществления, вызывает новые ресурсы развития личности и новые стратегии поведения, которые могут быть направлены как на уменьшение уровня требований к результатам деятельности ценой снижения эффективности тренировок, так и на достижение результата за счет роста внутренней напряженности и тревожности. Все эти стратегии поведения отличаются различными уровнями расходования внутренних ресурсов как психических, так и физиологических.
Таким образом, профессионализация спортсмена выполняет тройственную функцию: оптимизация процесса саморегуляции; развитие личностных образований и формирование адекватных функциональных состояний.
Включение личности в новую систему отношений, приспособление к новым условиям жизнедеятельности создает такое переплетение профессиональных требований (внешние условия) и формирующегося профессионализма (внутренние условия), которое преломляясь через сознание формирует новые функциональные системы поведения, установки, концептуальную модель поведения, черты личности, т.е. вызывает перестройку самой личности.
Между профессионализацией спортсмена и спортивной деятельностью существует сложная диалектическая взаимосвязь: возникая и развиваясь в деятельности, профессионализация оказывает определяющее влияние на характеристики деятельности, вырабатывая индивидуальный стиль ее выполнения, тесно связанный с психофизиологическими качествами личности. Ключевыми системообразующими факторами трансформации личности выступают: эмоциональность, активность, саморегуляция и направленность. Эмоциональность проявляется в совокупности реактивности и переживаний личности, определяющих динамику возникновения, протекания и прекращения адекватных эмоциональных состояний. Активность характеризует стремление продолжительно поддерживать выполнение профессиональной деятельности, поиск путей совершенствования. Саморегуляция отражает способность личности к устойчивому функционированию в различных условиях жизнедеятельности, ее адаптивности, и проявляется в намеренной, произвольной регуляции личностью парамет-
ров состояния и поведения для эффективного функционирования. Направленность проявляется в системе устойчивых мотивов личности, ориентированной на развитие способностей и задающих главные тенденции профессионального поведения. Важным регулятором профессионального развития личности является Я-концепция - совокупность представлений человека о себе в профессии, взаимосвязанных с самооценкой. Я-концепция играет тройственную роль: способствует достижению внутренней согласованности требований личности и профессии; определяет характер и особенности интерпретации приобретенного профессионального опыта в виде положительных и отрицательных переживаний; служит источником активности относительно собственного поведения для самоактуализации в профессиональной спортивной деятельности. Профессиональное спортивное становление должно перейти от принуждения к системе поддержки саморазвития и повышения чувства собственного достоинства.
Психические процессы и функциональные состояния в обеспечении эффективности спортивной деятельности неразрывно связаны, как ни в одной другой деятельности, при этом функциональные состояния становятся источником активности спортсмена, его целью и основной заботой, а уменьшение или увеличение, в зависимости от вида спорта, психоэмоционального напряжения по субъективному ощущению -основной его деятельности для правильного распределения своих психофизиологических ресурсов и их восстановления. Профессиональное самосознание и самооценка обеспечивают субъективную оценку самопрезентации личности в спорте, формирующую оптимальные уровни тревоги и фрустрирован-ности, склонность к риску, находящиеся в гармонии с личной
Библиографический список
ответственностью, определенные уровни агрессивности, проявляющиеся по отношению к происходящим спортивным событиям. Это сфера управления свойствами личности, обусловливающими сопричастность к воздействию профессионального спортивного мира. Это способность познания себя как внутреннего источника развития, как средство раскрытия своего «Я» для установления отношений с этим профессиональным миром. Профессиональное самосознание связано с осознанием полезности своей деятельности для реализации себя через постоянное самосовершенствование в процессе тренировок и соревнований.
Заключение. Исследование позволило выявить закономерности профессионального становления, обосновать принципы профессионализации, выявить основные направления деятельности по оптимизации профессионального развития спортсменов. В процессе становления спортсмена как профессионала развитие личности происходит внутри когнитивной перестройки сознания, формирования типов мотивационного поведения, осознания необходимости профессионального поведения и совершенствования, самоопределения в спортивной специализации, интеграции в профессиональную общность, персонализации, в которых перестраивается структура качеств и идет самореализация и осознание себя как профессионала. Результаты исследования показали, что помимо специальных умений и навыков современный спортсмен должен развивать профессионально ориентированную структуру личности, способности к саморегуляции неадекватных функциональных состояний и психологическую компетентность при решении проблемных ситуаций профессиональной спортивной деятельности.
1. Глушко, А.Н. Формирование профессиональной психологической пригодности в период обучения /А.Н.Глушко //Человеческий фактор: Проблемы психологии и эргономики. - Тверь, 2005. - № 4.
2. Стамбулова, Н.Б. Психология спортивной карьеры: учебное пособие / Н.Б. Стамбулова. - СПБ.: Центр Карьеры, 1999.
3. Джанейрьян, С.Т. Профессиональная Я-концепция: системный анализ /С.Т.Джанейрьян. - Ростов-н/Д.: Изд-во РГУ, 2004.
4. Зайцева, Л.А. Характеристики и факторы выбора карьеры в связи с индивидуально-психологическими особенностями и этапами профессионального становления субъектов. Автореф. ... канд.психол.наук / Л.А. Зайцева. - Ростов-н/Д., 2006.
Статья поступила в редакцию 5.05.09
УДК 616.8(075)
Ю.Н. Кабанов, канд. биол. наук, зав. кафедрой физической культуры Сибирской академии управления и массовых коммуникаций, докторант кафедры общей психологии, истории психологии НГПУ, г. Новосибирск
УСПЕШНОСТЬ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ головного МОЗГА
Проводится анализ нейропсихологической обусловленности эффективной спортивной деятельности и приводятся данные, подтверждающие значимость функциональной асимметрии головного мозга для того или иного вида спорта. На большом экспериментальном материале рассматриваются особенности функциональной асимметрии головного мозга у спортсменов в зависимости от характера двигательной активности и анализируется значимость учета функциональной асимметрии головного мозга при обучающем тренировочном процессе для того или иного вида спорта.
Ключевые слова: спортивная психология, функциональная асимметрия головного мозга.
Большой спорт в настоящее время является одним из видов профессиональной деятельности, эффективность которой зависит не только от мотивационной направленности личности, желания бороться и побеждать, но и от нейропсихологи-ческих и физиологических особенностей, облегчающих вы-
полнение тех или иных задач спортивного мастерства. Поиск психологических средств управления и мобилизации резервов спортсмена является важной и интересной задачей. Изучение нейропсихологических и психофизиологических особенностей человека, способных повлиять на результаты спортивной