Л. В. Резинкина
(Санкт-Петербург)
СОПРОВОЖДЕНИЕ И ПОДДЕРЖКА САМОРАЗВИТИЯ ВЗРОСЛЫХ В УСЛОВИЯХ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИИ
В статье проанализированы различные аспекты изучения феномена сопровождения и поддержки развития личности, раскрыты особенности образовательной деятельности взрослых с учетом муниципальных условий
Ключевые слова: непрерывное образование взрослых, сопровождение, поддержка, тюьторство, муниципальная территория
The article analyzes various aspects of the study of the phenomenon of supporting personality development, discloses features of adults' educational activities considering municipal conditions Keywords: adult continuing education, support, tutoring, municipal territory
В современных условиях актуальными являются помощь и содействие конкретным людям, проживающим в малых городах и удаленных от мегаполисов районах, в удовлетворении их образовательных потребностей, что рассматривается как инструмент образовательной и экономической политики региона по обеспечению конкурентоспособности и занятости взрослого населения.
Это диктуется учетом и факторов личностного характера, и социально-культурных и экономических характеристик муниципальных территорий. К числу этих факторов можно отнести потребности муниципалитетов в необходимости краткосрочного повышения квалификации без отрыва от производства (С. В. Бочкарев, Н. П. Литвинова, В. П. Рыбалко и др.]. Личностный аспект связывается с необходимостью рассмотрения непрерывного образования с учетом отслеживания жизненного пути взрослого (генезис] и прогнозирования его индивидуального развития на протяжении дальнейшей жизни. На этапе прогнозирования взрослому нужна помощь в форме проектирования индивидуального маршрута и сопровождения саморазвития личности (В. В. Сериков].
Актуальность исследования проблемы сопровождения и поддержки непрерывного образования взрослых обусловлена мировыми тенденциями. Так, в опыте зарубежных практик (Польша, Великобритания и др.) большую роль играет поддержка различных видов деятельности взрослых в неформальном образовании. Эффективной формой поддержки непрерывного образования взрослых являются Университеты третьего возраста (Бельгия, Швейцария, Канада и др.). В опыте скандинавских стран формой
поддержки непрерывного образования взрослых выступает «популярное образование», смысл которого состоит в помощи взрослым решать свои жизненные ситуации. Во многих государствах ставится акцент на обеспечении общественных инвестиций в муниципалитеты для выстраивания и поддержки образования взрослого населения (Швеция, Япония и др.).
В то же время, по нашему мнению, недостаточно исследована проблема сопровождения и поддержки непрерывного образования взрослых применительно к муниципальным условиям, где значительную роль играют разные категории взрослых - педагоги, социальные работники, преподаватели сферы профессионального образования и внутрифирменного обучения на производстве, инвалиды, мигранты, пенсионеры и другие категории взрослых. В соответствии с этим рассмотрим малоисследованную проблему сопровождения и поддержки непрерывного образования взрослых в условиях муниципального образования в современный социально-экономический период.
Термин «педагогическое сопровождение» тесно связан с термином «педагогическая поддержка, помощь». Подчеркнем, что до сих пор в педагогике не определен единый подход к проблеме соотношения этих понятий.
Проанализируем сущность этих понятий и определим их взаимосвязь и соотношение.
Анализ этимологии понятия «сопровождение» на основе разных словарей и справочников позволил рассмотреть его как совместные действия людей в отношении друг к другу в их социально-культурном окружении, которые осуществляются ими в пространстве (институциональность взаимодействия], во
времени и адекватны присущим им ролям.
Согласно толковому словарю В. Даля, «поддерживать» означает «служить подпорой, подставкой, укрепой; подпирать, не дать рушиться и пасть, держать в прежнем виде». То есть подразумевается помощь по сохранению стабильного состояния чего-либо.
Большой вклад в теорию педагогической поддержки внес О. С. Газман. По его мнению, педагогическая и семантическая сущность термина поддержки в том, что поддержать можно лишь то, что уже есть в наличии, но его уровень недостаточен, например, развитие самостоятельности взрослой личности. При этом педагогическая поддержка непосредственно связывается с процессами индивидуализации и самоопределения челове-ка[2].
Исследование проблемы педагогического сопровождения непрерывного образования и развития взрослого человека носит комплексный характер, что требует четкой её структуризации. Основной категорией педагогического сопровождения является понятие «взаимодействие» (А. П. Тряпицына][1].
Процесс взаимодействия оказывает существенное влияние на развитие взрослого в период его жизнедеятельности, общей целью его является развитие личности среди других людей. Такое взаимодействие при рассмотрении его как сопровождения взрослого представляет непрерывно-прерывистый процесс качественных и количественных изменений личности, появления новых форм деятельности и жизнедеятельности, актуальных социальных общностей и т.п.
В этом аспекте педагогическое сопровождение, с одной стороны, носит признаки социального взаимодействия, с другой стороны, отличается особой спецификой, проявляющейся в особенностях образовательно-воспитательных функций других взрослых в конкретных социально-культурных условиях.
В связи с этим нами рассматривается сопровождение непрерывного образования взрослых в муниципальной территории в контексте личностно ориентированного подхода, выражающегося в актуализации механизмов саморазвития и самосовершенствования на основе потенциала самой личности, её индивидуальных ресурсов (М. Р. Битянова, Л. Н. Брежнева, Е. И. Казакова, А. П. Тряпицына и др.].
Исследование позволяет сформулировать сущностное представление об андраго-гическом (педагогическом) сопровождении взрослого как комплексном и многоаспектном феномене, понимаемом как система целенаправленного взаимодействия педагога-андра-гога и обучаемого взрослого для создания условий осмысления взрослой личностью своей роли в жизни и профессии (самопознание), развития внутренних сил и творческого потенциала (самообразование) и раскрытия своих способностей в активной деятельности (самореализация) в реальной практике.
Сопровождение развития взрослых можно рассматривать как альтернативу методу «направленного развития», так как основное положение метода педагогического сопровождения развития человека выражается в том, что основным механизмом этого процесса является вера во внутренние силы субъекта, опора на его потребность в самообразовании и самореализации.
Исследователи Г. С. Птушкин и Т. Н. Дегтярева, опираясь на научные труды О. С. Газ-мана, определяют различие понятий «сопровождение» и «поддержка»: предмет сопровождения рассматривается как процесс создания педагогических условий для проявления субъектом самостоятельности в выборе решения, в то время как предмет поддержки заключается в процессе совместного определения обучающим и обучаемым оптимального решения стоящих перед взрослым жизненных и профессиональных задач.
С точки зрения Е. А. Александровой, педагогическое сопровождение отличается от педагогической поддержки не столько уменьшением степени вмешательства взрослого человека в процесс индивидуального образования обучаемого, сколько возрастанием умения человека самостоятельно разрешать свои образовательные и личностные проблемы.
Однако понятия «сопровождение» и «поддержка» несомненно близки, и многие ученые придерживаются мнения о возможности объединения их в одну теорию.
Сопровождение и поддержка непрерывного образования взрослых в рамках конкретной территории (муниципальный район] имеют свои особенности, связанные, с одной стороны, с определенными запросами взрос-
лых в оказании им оперативной помощи в решении актуальных жизненных и профессиональных проблем, с другой стороны, это связывается с наличием педагогов-андрагогов, квалифицированно обеспечивающих систему консультирования, тьюторства и поддержки взрослого населения в образовательном процессе.
В исследовании нами определен комплекс педагогических механизмов и форм сопровождения и поддержки взрослого в условиях муниципальной территории, который включает:
1. Личностно-персонифицированные формы поддержки:
- поддержка взрослых в интегративном согласовании их жизненного и профессионального опыта в соотнесении с новыми идеями и рекомендациями;
- проектирование и реализация индивидуальных образовательных маршрутов;
- актуализация кадрового потенциала инновационной образовательной организации муниципалитета на основе развития анд-рагогических компетенций у педагогов.
2. Институционально-организационные формы:
- поддержка инновационного учреждения (школа, колледж, лицей] как «обучающейся и обучающей» организации;
- сопровождение и развитие полифункциональной практикоориентированной организационной структуры непрерывного образования взрослых в муниципалитете.
3. Технологический инструментарий сопровождения и поддержки непрерывного образования взрослых:
- создание и использование программного обеспечения на основе разработки и реализации модульных программ обучения взрослых, ориентированных на саморазвитие взрослой личности;
- разработка комплекса андрагогических технологий обучения взрослых, реализующих принципы доступности и вариативности;
- организация сетевого взаимодействия на основе информационной поддержки самообразования и саморазвития взрослых.
В качестве интегративного критерия результативности использования системы педагогического сопровождения и поддержки непрерывного образования взрослых в муни-
ципалитете выступает сформированность ведущих качеств саморазвития взрослой личности, показателями которых являются самопознание (осмысление собственного творческого потенциала, собственных достижений, возможностей дальнейшего роста и развития], самоорганизация (проектирование индивидуального маршрута саморазвития], самообразование (деятельность по формированию новых знаний, компетенций; самореализация (достижение цели, намерений в полном раскрытии своих способностей].
Многие авторы подчеркивают, что сопровождение - очень разноплановое движение. Изменяя фокус сопровождения, можно получить разные его виды: педагогическое, методическое, информационное, научно-методическое, информационно-методическое, тьюторское, консультационное и др.
Необходимость возникновения новой позиции (тьюторской] в непрерывном образовании взрослых задается, с одной стороны, изменениями, происходящими в образовании, с другой - индивидуализацией образования, которая предполагает создание реальных условий для выхода каждого субъекта «в процесс образования как в процесс управления своей собственной образовательной траекторией». Становится очевидным, что в образовании должна появиться личностная и профессиональная позиция, обеспечивающая формирование различных компетентностей.
Помощь может осуществляться в различных формах в виде наставничества, консультирования, тьюторства для обеспечения свободного доступа взрослых в образовательное пространство и сетевое взаимодействие. Как отмечает А. М. Кондаков, это обуславливает появление в Атласе новых профессий - тьютор, модератор, разработчик образовательных траекторий, координатор он-лайн платформ и др.
Носителями такой позиции становятся разные специалисты: это и преподаватель, и администратор, и воспитатель, но наиболее точно подходит она тьютору-профессионалу, реализующему технологию тьюторского сопровождения, предполагающую организацию целенаправленного взаимодействия тьюторов и обучаемых на основе последовательной смены видов деятельности от проектирования дидактического комплекса дистанционного обучения до построения индивидуаль-
ных образовательных маршрутов и получения эффекта личностного или профессионального развития взрослого.
Так как нами рассматривается конкретная муниципальная территория, то сопровождение и поддержка непрерывного образования взрослых возможны с опорой на инновационный потенциал этой территории. В проводимом исследовании было выявлено, что инновационная образовательная организация является самоорганизующейся и саморазвивающейся структурой, поэтапно реализуя статусы «обучающаяся» и «обучающая» организация.
Миссией такой инновационной структуры является выращивание собственного кадрового ресурса. В начале эксперимента в качестве «точек роста» выступали учителя-новаторы. Постепенно в орбиту их деятельности втягивались педагоги системы общего и профессионального образования, производственно-технической сферы, стремящиеся к самообразованию и самореализации.
Но главным ресурсом является потенциал саморазвития взрослого населения муниципальной территории. В процессе непрерывного образования взрослых педагогами-тьюторами выявляются новые «точки роста» из различных социокультурных групп населения района.
В качестве примера приведем следующие ситуации. Семья, давно и успешно осуществляющая опеку над детьми, проводит обучение семей, желающих оформить опекун-
ские отношения. Это особенно ценно, так как опыт опекунов помогает предотвратить множество проблем, с которыми начинающие родители сталкиваются как в начале пути, так и ежедневно. В дальнейшем эта же семья осуществляет сопровождение одной или нескольких семей с приемными детьми.
Среди людей с ограниченными возможностями здоровья немало талантливых и реализующих себя. В то же время значительное большинство людей-инвалидов являются иждивенцами и мало общаются с реальным миром. Опыт показывает, что особенно ценным в этом случае является осуществление образовательного процесса и тьюторского сопровождения именно инвалидом.
Несмотря на то, что проблема организации различных видов сопровождения развития взрослого оказывается в центре внимания многих современных исследователей, по нашему наблюдению, тьюторское сопровождение в муниципальных территориях на практике часто носит фрагментарный и стихийный характер, страдает технологической неоформленностью.
Одна из главных задач андрагогического сопровождения - не только оказывать своевременную помощь и поддержку взрослой личности в образовании, но и научить ее самостоятельно преодолевать трудности этого процесса, ответственно относиться к своему становлению, помочь ей стать полноценным субъектом своей образовательной, профессиональной, гражданской жизни.
Литература
1. Акулова О. В., Писарева С. А., Пискунова Е. В., Тряпицына А. П. Современная школа: опыт модернизации: Книга для учителя / под общ. ред. А. П. Тряпицыной. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. - 290 с.
2. Газман О. С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. Вып.3. - М., 1995. - С. 58-64.
3. Горовая В. И., Петрова Н. Ф. Научно-методическое сопровождение преподавателя как фактор совершенствования образовательного процесса / / Успехи современного естествознания. - 2008. - № 2. - С. 35-40.
4. Затямина Т. А. Тьюторское сопровождение на курсах повышения квалификации // Дополнительное профессиональное образование. - 2006. - № 5. - С. 28-34.
5. Казакова Е. И. Сопровождение региональных проектов развития образовательных систем: коротко о методологии / / Методология и методика сопровождения региональных проектов развития образования / ред. Е. И. Казакова, А. М. Моисеев. - М.: РОССПЭН, 2003. - С. 7-13.
6. Ларина В. П. Научно-методическое сопровождение инновационной деятельности школ в муниципальной системе образования: учебно-методическое пособие. - Киров: Изд-во Кировского областного ИУУ, 2005. - 65 с.
7. Липский И. А. Педагогическое сопровождение развития личности: теоретические основания // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: сб. науч. тр. - Волгоград, 2004. - С. 280-287.