могли бы претендовать на представительство интересов «работополучателей», отсутствуют четкая позиция и готовность участвовать в подготовке кадров. Государство, являющееся важной составляющей этого процесса, призванное обеспечить равновесие и равноправие сторон, в той же мере не готово к взаимодействию, ибо даже на уровне государственных структур реального механизма выработки согласованной политики социального партнерства в сфере профобразования пока нет.
В ситуации демографического и экономического кризисов необходим сбалансированный подход к распределению выпускников 9-х и 11-х классов общеобразовательных школ по каналам дальнейшего обучения с учетом той части молодежи, которая не получила общего образования и оказалась вне сферы образова-
УДК/uDC 371.123
ния. Причем этот баланс необходимо формировать в профессионально-квалификационном разрезе, иначе будет трудно решать вопросы оптимизации сети учреждений профессионального образования и обеспечивать экономику необходимыми кадрами.
1. Иванов С. А. Социальное партнерство как феномен цивилизации // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2005. - Т. 8, № 3. - С. 79-99.
2. Модель И. М., Модель Б. С. Власть и гражданское сообщество России: от социального взаимодействия к социальному партнерству. - Екатеринбург : Изд-во ЕГУ, 2008. - С. 153.
3. Хананашвили Н. Л., Якимец В. Н. Межсекторное взаимодействие в России: методология, технологии, правовые нормы, механизмы, примеры. - М.: Аллане, 2007. - С. 127-135.
4. Штомпка П. В. Социология социальных изменений. -М.: ЮНИТИ, 2011. - С. 58.
О. Г. Красношлыкова, В. Г. Черемисина O. Krasnoshlykova, V. Cheremisina
ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
организаций в условиях реализации фгос
INCREASE OF PROFESSIONAL LEVEL OF PEDAGOGICAL EMPLOYEES OF THE GENERAL EDuCATION ORGANIZATIONS in the conditions of FGOS REALIZATION
В условиях реализации требований ФГОС развитие кадрового потенциала является приоритетным направлением деятельности общеобразовательных организаций. В статье описана система организованного взаимодействия методических структур различного уровня на примере тьюторства. Представлены результаты исследования по повышению профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций.
In the conditions of implementation of requirements of FGOS development of personnel potential is priority activity of the general education organizations. The system of organized interaction of methodical structures of various level on the example of tutoring is described in the article. Results of research on increase of professional level of pedagogical employees of the general education organizations are presented.
Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт, институт тьюторов, оценка деятельности учителя.
Keywords: Federal state educational standard, institute of tutors, assessment of teacher's activity.
Преобразования, осуществляемые в аспекте нового законодательства в российском образовании, касаются изменения системы образования на опережающее и непрерывное образование, формирование современных профессиональных компетенций руководящих и педагогических кадров, открытость образовательной системы, участие общественных институтов в управлении образованием.
В настоящее время меняется характер деятельности человека — на смену репродуктивной пришла инновационная активность личности, определяющая творческий подход
человека ко всем областям его функционирования. Безусловно, такие процессы могут получить дальнейшее эффективное развитие только в условиях инновационной системы образования — обновленной по всем ее компонентам, ориентированной на качественные образовательные результаты.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (далее — ФГОС ОО) определили приоритетные цели преобразования образовательных организаций: введение целого спектра нормативно-правовых и финансово-экономических регуляторов; реализация системно-деятельностного, компетентност-ного, личностно-ориентированного подходов; применение образовательных технологий дея-тельностного типа педагогами на уроках и занятиях по внеурочной деятельности и др. Перед системой образования ставится задача преобразования нового поколения граждан, профессионально определяющих свою деятельность в гражданском обществе.
Обновленные цели системы общего образования повышают традиционные и создают новые требования к качеству профессиональной деятельности педагогических работников. При сохранении лучших традиций подготовки учителей необходимо развивать их новые профессиональные качества в соответствии со стандартом профессиональной деятельности в сфере обучения, воспитания и развития обучающихся.
Научно-методическое сопровождение деятельности педагогов, реализующих ФГОС, является одним из приоритетных направлений в Кемеровской области. Это то, что способствует их профессиональному росту, определяет их творческий подход к взаимодействию с учениками.
В педагогической науке заметно возрос интерес к методической работе, проблемам ее оптимизации, совершенствования функций и форм. В исследованиях Р. И. Будниковой, Л. И. Дудиной, И. В. Жуковского, В. И. Зверевой, Л. П. Ильенко, В. М. Лизинского, Н. А. Лу-киной, А. М. Моисеева, О. М. Моисеевой, Н. В. Немовой, М. М. Поташника, П. И. Третьякова, Л. И. Филатовой, З. М. Шевченко и других ученых раскрываются различные аспекты методической деятельности в общеобразовательных организациях.
Ценностные ориентации в результативной деятельности педагогов, мотивация к повы-
шению профессионального уровня, интенсивность и тенденции использования личностного ресурса работниками образования рассматривалось различными исследователями (И. В. Абакумова, А. Г Асмолов, П. Н. Ермаков, Д. А. Леонтьев и др.).
Мероприятия по повышению профессионального уровня педагогов в регионе позволили решить ряд важных задач и обеспечить качество работы, направленное на достижение высоких образовательных результатов обучающихся, а также решить проблемы, имеющиеся в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров с учетом современного законодательства.
Так, для определения результативности реализации ФГОС начального общего образования в школах были разработаны критерии и показатели оценки деятельности учителя (табл.).
По результатам исследования 2010 г. 67 % учителей продемонстрировали высокий уровень профессиональной деятельности педагогов в условиях реализации требований ФГОС, 31 % респондентов показал средний уровень, и только 2 % — низкий уровень.
Анализ полученных результатов выявил основные затруднения педагогов при реализации ФГОС:
1. Несоответствие требований профессионального стандарта текущей профессиональной деятельности значительного числа педагогов, которые не имеют необходимых знаний и квалификации для осуществления профессиональных действий.
2. Отсутствие преемственности в соблюдении единых целей, содержании и технологиях между ступенями общего образования.
3. Недостаточное вовлечение педагогов в систему непрерывного повышения профессионального уровня педагогических работников, ориентированного на опережающее решение приоритетных задач.
Выявленные проблемы позволили рассмотреть приоритетные направления по повышению профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций Кемеровской области.
Подготовка руководящих и педагогических кадров к работе в ситуации новой педагогической реальности в регионе строилась на основании требований современных реалий (опережающий характер, системность, комплексность, непрерывность, вариативность и персонифицированный подход).
Таблица
Критерии оценки деятельности учителей в условиях реализации ФГОС
Критерии оценки деятельности учителя Показатели оценки деятельности учителя Уровни проявления показателей Показатели проявлений
1. Система знаний о требованиях ФГОС, специальных предметных знаний Объем и прочность знаний ФГОС, теоретических сведений о рекомендуемых образовательных технологиях деятельностного типа 0-49% — низкий Имеет поверхностные представления о требованиях ФГОС, отрывочные знания о некоторых образовательных технологиях; не использует их в практической деятельности
50-79% — средний Имеет некоторые представления о требованиях ФГОС, теоретические знания об образовательных технологиях; частично использует их в практической деятельности
80-100% — высокий Имеет системное представление о требованиях ФГОС, прочные и разносторонние базовые педагогические, психологические знания, теоретические знания об образовательных технологиях; умеет использовать их в практической деятельности
Целостность совокупности предметных знаний и теоретических представлений о формировании УУД* на уроках и во внеурочной деятельности 0-49% — низкий Обладает необходимыми знаниями по предмету, отрывочными теоретическими знаниями о формировании УУД
50-79% — средний Обладает научными знаниями по предмету, теоретическими знаниями о формировании УУД, иногда целенаправленно подбирает специальные задания на уроке для их формирования
80-100% — высокий Обладает целостными системными научными знаниями по предмету, теоретическими знаниями о технологиях деятельностного типа, логичен в применении их в образовательном процессе с целью формирования УУД
2. Умения проектировать образовательный процесс в условиях реализации ФГОС Умения разрабатывать рабочие программы отдельных учебных предметов (курсов), внеурочной деятельности 0-49% — низкий Работает по авторским программам, не внося изменений
50-79% — средний Вносит незначительные изменения в авторские программы
80-100% — высокий Самостоятельно разрабатывает рабочие программы отдельных учебных предметов (курсов), внеурочной деятельности
Умения проектировать уроки посредством технологической карты 0-49% — низкий Не использует при проектировании уроков технологическую карту, затрудняется в определении заданий, направленных на формирование различных УУД
50-79% — средний Проектирует урок, используя технологическую карту, однако при ее заполнении требуется консультационная помощь извне
80-100% — высокий Умеет проектировать уроки посредством технологической карты, без затруднений определяет задания, направленные на формирование различных УУД
*УУД — универсальные учебные действия
Окончание таблицы
3. Владение технологиями деятельностного типа, активными методами обучения, способами педагогического взаимодействия, методами обучения данному предмету Навыки организации совместной продуктивной деятельности 0-49% — низкий В основном организовывает репродуктивную деятельность учащихся
50-79% — средний При преобладающей репродуктивной деятельности учащихся применяет некоторые активные методы обучения
80-100% — высокий Организовывая совместную продуктивную деятельность, использует современные образовательные технологии деятельностного типа, активные, «субъект-субъектные» методы обучения
Способность к пошаговой проработке (алгоритмизации) деятельности 0-49% — низкий Не способен к пошаговой проработке организации деятельности на уроке
50-79% — средний Способен к пошаговой проработке деятельности учащихся на отдельных этапах урока
80-100% — высокий Способен к алгоритмизации совместной с учащимися деятельности, проектируя ее самостоятельно, с использованием современных образовательных технологий деятельностного типа
Умения анализировать и оценивать результаты обучения, в том числе степень сформированности УУД школьников, и вносить коррективы 0-49% — низкий Не обладает умениями анализировать и оценивать результаты обучения, в том числе степень сформированности УУД, и вносить коррективы
50-79% — средний Обладает умениями анализировать и оценивать результаты обучения, в том числе степень сформированности УУД, затрудняется в корректировке
80-100% — высокий Анализирует и критически оценивает результаты обучения, в том числе степень сформированности УУД, при необходимости вносит коррективы
Была выбрана модель подготовки через создание регионально-муниципальной многоуровневой методической службы (далее — РМММС), которая обеспечивает подготовку работников образования к выполнению не только актуальных, но и перспективных задач в условиях реализации требований ФГОС.
РМММС — система организованного взаимодействия методических структур различного уровня (регион — муниципальное образование — образовательная организация) по обеспечению и научно-методическому сопровождению непрерывного развития профессионализма, инновационной, опытно-экспериментальной деятельности педагогов; созданию единого научно-методического пространства; осуществлению взаимодействия, интеграции и координации усилий профессионального сообщества, ориентированного на решение задач развития региональной системы образования.
Методологическими основаниями создания РМММС являются исследования, посвященные вопросам методической работы (С. Г Вершловский, Ю. А. Долженко, Р. А. Ислам-шин, А. Г Кузнецова, Э. М. Никитин, Л. И. Филатова и др.); исследования деятельностно-пре-образующего способа профессионального развития педагогов (Г А. Игнатьева, В. С. Лазарев, В. И. Слободчиков); интегративный подход (И. В. Галковская, А. П. Долгова, Ю. М. Плотин-ский, С. С. Шевелева); по развитию профессиональной компетентности методистов через самопроектирование их управленческой деятельности (В. В. Пустовалова и др.).
РМММС в Кемеровской области представляет собой взаимодействие школьной методической службы, муниципальной методической службы, учреждений дополнительного профессионального образования, органов управления образованием, вузов, социальных партнеров и других. Такое взаимодействие обеспечивает
реализацию всех трех официально признанных ЮНЕСКО форм образования:
• формального (институционально оформленного обучения в учреждениях, специально для этого предназначенных);
• неформального (систематизированного и целенаправленного, но без выдачи документа об образовании);
• информального (неорганизованного) образования.
Особое место в работе РМММС занимает подготовка и организация деятельности тьюторов. Одним из основных направлений тью-торской практики в системе образования Кемеровской области является сопровождение профессионального развития руководящих и педагогических кадров в условиях перехода общеобразовательных учреждений на ФГОС [3].
В отечественной научной литературе понятие «тьютор» не имеет однозначной интерпретации. По мнению С. И. Змеева, тьютор — это наставник, член контингента обучающихся взрослых людей, осуществляющий постоянную помощь одному или нескольким обучающимся взрослым в решении вопросов организации обучения. В монографии С. А. Щенникова понятие «тьютор» рассматривается как «преподаватель-консультант», специалист в области организации образования и самообразования. В словаре «Терминология в системе дополнительного профессионального образования» значение термина «тьютор» понимается следующим образом: «лицо, облегчающее процесс обучения, чья роль — быть знающим партнером своих слушателей» [1].
На сегодняшний день основой взаимодействия становится разработка цели совместной деятельности, овладение каждым субъектом взаимодействия своими функциями в реализации этой цели. Феномен взаимодействия как средства повышения эффективности совместной деятельности различных субъектов разрабатывается в науке достаточно активно. С философских и социологических позиций взаимодействие раскрывается в исследованиях А. И. Антонова, В. Г Афанасьева, И. В. Бестужева-Лады, Л. П. Буевой, И. С. Кона, А. Г Хар-чева и других. В психологии и педагогике феномен взаимодействия изучали: Л. Н. Аксе-новская, Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, В. В. Бойко, В. К. Дьяченко, В. А. Кан-Калик, И. Б. Котова, В. А. Крутецкий, Д. А. Леонтьев, Н. Н. Обозов, В. А. Петровский, А. Б. Резник и другие. Взаимодействию деятельности различных методических служб посвящены исследования
М. А. Гончаровой, М. М. Поташника, П. И. Третьякова, Л. А. Тарита и других.
В процессе тьюторской практики в Кузбассе сложилось свое понимание «тьютора» — это субъект, сопровождающий профессиональное развитие педагогов в процессе их образования (Костин Н. А., 2006). В работах А. О. Горностаева определены основные направления деятельности тьютора [2]:
— развитие муниципальной системы образования через методическую сеть, которая обеспечивает открытость достижений руководящих и педагогических кадров, стимулирует их активность в распространении и освоении опыта внедрения ФГОС в общеобразовательных организациях;
— организация системной адресной поддержки в развитии творческого потенциала и конкурентоспособности общеобразовательных организаций и педагогов;
— создание благоприятных условий для непрерывного образования педагогов, роста их профессиональной компетентности, формирования лидерской позиции.
На сегодняшний день тьюторское движение объединяет более ста пятидесяти представителей муниципальных методических служб, образовательных организаций для сопровождения педагогов начальной школы, заместителей директора образовательных организаций, учителей физической культуры и педагогических работников, курирующих вопросы здоровьесберегающей деятельности в условиях реализации стандарта.
Тьюторское сопровождение является оптимальной формой методической работы, результативно влияющей на повышение профессионального уровня педагогов, позволяющей включить в сетевое взаимодействие максимальное количество педагогических и руководящих кадров во всех территориях Кемеровской области.
Так, тьюторы проводили консультации по актуальным вопросам педагогической практики; организовывали обучение педагогов в муниципалитетах по программам постоянно действующих семинаров КРИПКиПРО; проводили мастер-классы и иные методические мероприятия. В результате такой деятельности и благодаря непрерывному повышению профессионального уровня руководящих и педагогических кадров многие тьюторы «выросли» из учителей в заместителей директора образовательных организаций, из заместителей директора — в директоров
школ, начальников управлений образования муниципалитетов.
Повышение профессионального уровня учителей начальной школы, участвующих в пилотной апробации реализации ФГОС начального общего образования и системе обучения тьюторской практике, повлекли за собой изменения в деятельности всех педагогов образовательной организации. Методические объединения переросли в профессиональные ассоциации, целью которых стало обеспечение участия профессионального сообщества педагогов в управлении введением и реализацией ФГОС, трансляция опыта, творческая работа по созданию инструментария оценки качества образования.
Проведенная работа с 2010 по 2014 г. способствовала повышению профессионального уровня педагогических работников в условиях реализации ФГОС:
— быстрой и массовой смене профессионального мировоззрения,
— смены профессиональной позиции,
— технологическому перевооружению,
— перестройке содержания образования и способов его интерпретации,
— овладению навыками проектирования образовательного процесса, то есть иному подходу к организации образовательного процесса в современной информационно-образовательной среде.
Результаты исследования, проводимого в 2014 г., показали: высокий уровень профессиональной деятельности педагогов увеличился на 21 %, средний уровень — у 12 % респондентов, что на 19 % ниже результата 2010 г. Ни один из учителей, участвующих в исследовании, не показал низкий уровень профессиональной деятельности в условиях реализации ФГОС.
Таким образом, деятельность сетевых сообществ способствует повышению уровня профессиональной деятельности педагогов, обеспечивает вариативность, разноуровневость содержания, форм деятельности. Все это обеспечивает подготовку педагогических и руководящих работников к выполнению не только актуальных, но и перспективных задач в условиях реализации ФГОС.
1. Буданова Г. П., Буйлова Л. Н. Тьютору о тьюторстве // Завуч. - 2007. - № 4. - С. 30-56.
2. Горностаев А. О. Роль методической службы в муниципальной системе образования // Методист. - 2007. -№ 5.- С. 17.
3. Душенина Т. В., Черемисина В. Г. Тьюторское сопровождение руководящих и педагогических кадров в условиях введения ФГОС // Учитель Кузбасса. - 2012. - № 2. -С. 39-43.
4. Красношлыкова О. Г. Методология и методика развития профессионализма педагогов в муниципальной системе образования / под ред. Н. Э. Касаткиной. -Кемерово ; М.: Кузбассвузиздат : АСТШ, 2005. -281 с.
УДК/uDC 378
В. А. Чистоусов V. Chistousov
ДВОЙНОЕ ОПЕРЕЖЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ: РАЗРАБОТКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ
DOuBLE FORESTALLING OF EDuCATOR'S TRAINING: INDEXES ELABORATION
В статье рассматриваются возможные подходы к созданию комплекса показателей, характеризующих двойное опережение подготовки педагогов образовательных организаций профессионального образования, описываются результаты экспериментальной работы по индикации состояния потока у педагогов, проведенной в процессе реализации профессионально-педагогической практико-ориенти-рованной площадки.
The article deals with possible approaches to elaboration of indexes complex, characterizing double forestalling of vocational training educational organization educators and also contains the description of flow of educator's indication experimental work results during professional pedagogical practically oriented Playground realization.
Ключевые слова: профессиональное образование, подготовка педагогов, двойное опе-