Родионова Е. В., Чередниченко О. И. Сопоставительный анализ современной терминологии стратегического управления в русском и английском языках: методологические подходы и методический инструментарий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 4 (апрель).- 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/170081.htm.
ART 170081 УДК 81'362
Родионова Елена Витальевна,
кандидат экономических наук, доцент ФГБОУ ВО «Поволжский государ ственный технологический университет», г. Йошкар-Ола [email protected]
Чередниченко Ольга Ивановна,
кандидат педагогических наук ФГБОУ ВО «(Поволжский государственный технологический университет», г. Йошкар-Ола [email protected]
Сопоставительный анализ современной терминологии стратегического управления в русском и английском языках: методологические подходы и методический инструментарий
Аннотация. В работе представлена актуальность проведения сопоставительного анализа современной терминологии стратегического управления в русском и английском языках, определены его цель, объект и предмет. Рассмотрены вопросы выбора методологических подходов и методов проведения исследования на названную тему. Ключевые слова: стратегическое управление, терминология, языкознание, методология, методы.
Раздел: (05) филология; искусствоведение; культурология.
Профессиональная лексика привлекает внимание современных исследователей в связи с тем, что в ней отражаются процессы социально-экономического развития и научно-технического прогресса общества. Повышенный интерес представляет сопоставительный анализ терминологий тех областей, которые развиваются наиболее динамично. К последним можно отнести терминологию экономико-управленческих наук.
Стратегическое управление является молодым и активно развивающимся направлением науки и практики не только в России, но и во всем мире: первые фундаментальные труды основоположников данной области знаний были изданы в США в 1960-е гг., а сегодня число научных публикаций по стратегиям и управлению ими измеряется уже многими тысячами. В наши дни эта научная дисциплина имеет достаточно обособленную от других разделов менеджмента предметную область: выявление источников долгосрочных конкурентных преимуществ и эффективных механизмов их достижения [1].
Главная цель любого научного исследования является прагматической и антро-поцентричной, то есть направленной на обеспечение успешности человеческой цивилизации, и заключается в получении полных и достоверных знаний об объекте, процессе или явлении [2]. Основная цель проведения сопоставительного анализа современной терминологии стратегического управления - ее систематизация и упорядочение, выявление закономерностей возникновения, особенностей использования и дальнейшего развития отраслевой терминологии данной области научных знаний в английском и русском языках для использования полученных результатов в практической деятельности хозяйствующих субъектов и образовательном процессе.
Любое научное исследование имеет свой объект и предмет. Объект исследования - это какая-либо материальная или идеальная система, или ее отдельный элемент, или явление, которые имеют большое многообразие свойств. Предмет исследования - это те конкретные свойства системы, закономерности ее организации,
ISSN 2304-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Родионова Е. В., Чередниченко О. И. Сопоставительный анализ современной терминологии стратегического управления в русском и английском языках: методологические подходы и методический инструментарий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 4 (апрель).- 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/170081.htm.
функционирования и развития, которые рассматриваются исследователем с определенной и заранее выбранной целью [3].
В качестве объекта исследования в нашем случае выступает английская и русская лексика, используемая в научных публикациях, учебной и популярной литературе по стратегическому управлению. Предметом исследования является комплекс вопросов, обеспечивающих сопоставительный анализ современной терминологии стратегического менеджмента в английском и русском языках.
Теоретическим результатом исследования должна стать система представлений об особенностях современной терминологии английского и русского языков в области стратегического управления, сформированная в ходе проверки рабочей гипотезы исследования о существенном влиянии на формирование терминологии в русском языке явления «вестернизации», высокой частотности употребления заимствованных терминов [4] и наличии проблем переводческой эквивалентности в русскоязычной литературе по стратегическому менеджменту, наблюдаемых в терминосистемах других разделов экономико-управленческой науки.
Решающим фактором в обеспечении эффективного достижения поставленной цели и получении достоверного научного результата является правильный выбор методологии и методов исследования.
Как известно, методология в научном познании представляет собой учение о структуре, логической организации, методах и средствах человеческой деятельности, о методах познания и преобразования действительности, об использовании принципов мировоззрения в процессе познания, духовного творчества и практики. Методология - это, по сути, система методов и принципов деятельности, направленная на достижение конкретной поставленной цели.
Методологическое знание реализуется через форму как предписаний и норм, фиксирующих содержание и последовательность этапов определённых видов деятельности (так называемая нормативная методология), так и описаний фактически осуществленной деятельности (дескриптивная методология). В обоих случаях это знание предназначено для внутренней организации и регулирования процесса познания или практического преобразования изучаемого объекта [5].
В языкознании методологию рассматривают как учение о принципах научного познания в этой области, которое определяет подход к объекту, взаимоотношение между субъектом и объектом исследования, способ построения научного знания, общую направленность и характер лингвистических исследований. Методология в языкознании имеет тесную связь с лингвистической теорией [6].
Под методом в науке понимается способ достижения поставленной цели или решения конкретной задачи, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности [7].
В языкознании понимается, во-первых, как общая совокупность теоретических установок, приемов, методик исследования языка, связанная с лингвистической теорией, в рамках которой работает исследователь, и с общей методологией; во-вторых, как выбор отдельных приемов, методик, операций, основанных на определенных теоретических установках, как технический инструмент для исследования изучаемого аспекта языка [8].
На эмпирическом уровне познания используют следующие общенаучные методы исследования: наблюдение, описание, счет, измерение, сравнение [9]. Их определения и включение в планируемый методический инструментарий при проведении сопоставительного анализа терминологии стратегического управления представлены в табл. 1.
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Родионова Е. В., Чередниченко О. И. Сопоставительный анализ современной терминологии стратегического управления в русском и английском языках: методологические подходы и методический инструментарий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 4 (апрель).- 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/170081.htm.
Задача общенаучных методов заключается в обнаружении тех или иных достоверных фактов и объективных характеристик исследуемых процессов. Данные методы помогают накопить факты, осуществить их перекрестную проверку и на этой основе сделать обобщения, выявить эмпирические закономерности и законы. Факты приобретают научную и познавательную ценность только в тех случаях, когда исследователь проведет их систематизацию, обнаружит наличие зависимостей, определит причинно-следственные связи. Таким образом, научное познание требует не только сбора информации, но и правильной ее теоретической обработки.
Таблица 1
Использование эмпирических методов исследования для сопоставительного анализа терминологии стратегического управления
Название метода Определение [10] Включение в методический инструментарий исследования
Наблюдение Способ познания реальности, основанный на непосредственном восприятии предметов и явлений органами чувств, качественная или количественная фиксация изучаемых сторон развития явления, регистрация наличия того или иного его состояния, признака или свойства +
Описание Словесная характеристика состояния объекта исследования и происходящих процессов (внешний облик, аспект) +
Счет Нахождение числа, определяющего количественные характеристики свойств объекта исследования +
Измерение Физический процесс определения численного значения исследуемой величины с помощью некоторого технического устройства и сравнения ее с эталоном
Сравнение Установление различия или сходства между объектами материального мира при помощи органов чувств, специальных технических устройств и математических критериев +
Эксперимент Способ исследования, при котором искусственно вызываются явления или изменяются условия с целью выяснить сущность явления, происхождение, причинность и взаимные связи предметов и явлений
К методам теоретического уровня относятся обобщение, абстрагирование (идеализация), формализация, аналогия, моделирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, аксиоматика и др.
Теоретический пласт исследования предполагает проведение логического исследования накопленных фактов, формирование понятий, суждений, выведение умозаключений. На теоретическом уровне научное мышление поднимается над эмпирической описательностью, осуществляет теоретические обобщения. Задача теоретических методов познания - раскрытие сущности исследуемых явлений, общих для данной предметной области закономерностей, позволяющих объяснить ранее известные факты и эмпирические зависимости, а также спрогнозировать будущие события и факты [11].
Определения методов теоретического уровня и их включение в планируемый методический инструментарий при проведении сопоставительного анализа терминологии стратегического управления представлены в табл. 2.
В рассматриваемом исследовании также планируется опираться на методы ме-татеоретического уровня: диалектический метод и метод системного анализа.
Основной методологией классической науки является материалистическая диалектика, рассматривающая всеобщую взаимосвязанность и взаимообусловленность
Родионова Е. В., Чередниченко О. И. Сопоставительный анализ современной терминологии стратегического управления в русском и английском языках: методологические подходы и методический инструментарий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 4 (апрель).- 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/170081.htm.
явлений окружающего мира, непрерывное его движение, источник которого находится внутри каждой системы, представляя собой неразрывное единство противоположностей, находящихся в состоянии постоянной борьбы между собой. В диалектике все проблемы рассматриваются с исторической точки зрения, краеугольным камнем процесса познания является исследование развития объекта. Кроме того, диалектическое познание нацелено на выявление и поиск способов разрешения противоречий.
Таблица 2
Использование теоретических методов исследования для сопоставительного анализа терминологии стратегического управления
Название метода Определение [12] Включение в методический инструментарий исследования
Обобщение Формирование общего понятия, в котором отражаются главные, общие черты, характеризующие объекты данного класса +
Абстрагирование Мысленное отстранение от свойств, связей, отношений предметов, не имеющих существенного значения для исследований, и выделение нескольких основных характеристик, процесс создания особых, не существующих в действительности идеализированных объектов. К видам абстрагирования относят: отождествление (формирование понятий путем объединения связанных по своим свойствам предметов в особый класс); изолирование (выделение свойств, присущих предметам); конструктиви-зация (отстранение от нечеткости границ реальных объектов) и признание потенциальной осуществимости +
Формализация Представление объекта или явления в форме знаков какого-либо искусственного языка и проведение исследования реальных объектов и их свойств с помощью формального исследования знаковой системы
Аналогия Сходство предметов, явлений, процессов в каких-либо свойствах. Обычно используют четыре вида аналогии: прямую, символическую, личную и фантастическую. При прямой аналогии рассматриваемые объекты или процессы одной области реальной действительности сравниваются со схожими из другой области. Символическая аналогия реализуется через выражение сути явления или понятия в парадоксальной форме. Личная аналогия заключается в отождествлении исследователя и исследуемого объекта. Фантастическая аналогия представляет собой введение в объект исследования несуществующих средств, выполняющих условия поставленной задачи +
Моделирование Исследование каких-либо явлений, процессов или объектов путем построения и изучения их моделей. Модель - мысленный, условный или реальный образ либо аналог какого-либо объекта, процесса или явления (оригинала), описывающий его главные черты и используемый в качестве мнимого или реального «двойника». Выделяют вербальные, математические и предметные модели +
Анализ и синтез Анализ - метод познания при помощи выделения в предмете исследования составных частей (сторон, характеристик). Синтез - соединение отдельных частей (сторон, характеристик) предмета исследования в единое целое. Анализ и синтез имеют тесную взаимную связь, поскольку представляют собой единство противоположностей. Различают анализ и синтез: прямой или эмпирический (применяется для выделения отдельных частей объекта, обнаружения его свойств, измерений и т. п.); возвратный или элементарно-теоретический (базируется на исследовании причинно-следственных связей различных явлений) и структурно-генетический (включает выделение в сложном явлении таких элементов, которые имеют определяющее влияние на все остальные стороны объекта) +
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Родионова Е. В., Чередниченко О. И. Сопоставительный анализ современной терминологии стратегического управления в русском и английском языках: методологические подходы и методический инструментарий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 4 (апрель).- 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/170081.htm.
Название метода Определение [12] Включение в методический инструментарий исследования
Индукция и дедукция Индукция - умозаключение, вытекающее от частного к общему (общему утверждению). Дедукция - умозаключение, в котором вывод об отдельном элементе совокупности объектов делается на основании знания общих свойств всей совокупности. Индукция и дедукция - взаимообратные методы познания, опирающиеся на частные методы формальной логики: единственного сходства, единственного различия, сопутствующих изменений, остатков +
Аксиоматика Способ создания научной теории, при котором базовые утверждения (аксиомы) признаются не требующими доказательств и затем используются в качестве основы для получения остальных знаний согласно определенным логическим правилам
Базовым понятием системного анализа является система, которая рассматривается как множество объектов (составляющих частей), обладающих заранее определенными свойствами с устойчивыми отношениями между ними. Учитывая системный подход к изучаемому явлению, исследователь производит учет имеющихся связей, использует количественные сравнения возможных альтернатив с целью выбора оптимального решения [13].
Предполагается, что использование избранных методологических подходов и методического инструментария исследования позволит достичь поставленной цели, обеспечить теоретическую значимость и практическую ценность работы.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении и дополнении имеющихся представлений об особенностях современной терминологии стратегического управления в условиях динамически развивающейся профессиональной экономико-управленческой лексики английского и русского языков, что может внести определенный вклад в лингвистическую науку, способствовать выявлению современных тенденций развития обоих языков и решению некоторых переводческих проблем.
Практическая ценность работы заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в преподавании делового английского языка, при составлении двуязычных словарей, в преподавании стратегического управления и подготовке учебных пособий по данной дисциплине, в практике стратегического менеджмента российских предприятий и при проведении научных исследований.
Ссылки на источники
1. Катькало В. С. Теория стратегического управления: этапы развития и основные парадигмы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 8. - 2002. - № 2. - С. 3-21.
2. Демаков Ю. П., Пурынычева Г. М. Современное научное знание: философия, методология, история: учеб. пособие. - Йошкар-Ола: Марийский государственный технический университет, 2008. - 408 с.
3. Там же.
4. Пурынычева Г. М., Шигаева М. И. Языковое пространство России: методология анализа // Вестник Чувашского университета. - 2011. - № 1. - С. 150-154.
5. Демаков Ю. П., Пурынычева Г. М. Указ. соч.
6. Базылев В. Н. Общее языкознание: учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2007. - 285 с.
7. Демаков Ю. П., Пурынычева Г. М. Указ. соч.
8. Базылев В. Н. Указ. соч.
9. Демаков Ю. П., Пурынычева Г. М. Указ. соч.
10. Там же.
11. Там же.
12. Там же.
ISSN 2304-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Родионова Е. В., Чередниченко О. И. Сопоставительный анализ современной терминологии стратегического управления в русском и английском языках: методологические подходы и методический инструментарий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 4 (апрель).- 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/170081.htm.
13. Там же.
Elena Rodionova,
Candidate of Economic Sciences, Assistant Professor, Volga State University of Technology, Yoshkar-Ola
Olga Cherednichenko,
Candidate of Pedagogic Sciences, Assistant Professor, Volga State University of Technology, Yoshkar-Ola [email protected]
Comparative analysis of current terminology in the context of strategic management (Russian and English languages): methodological approaches and methodical tools
Abstract. The paper deals with the urgency of comparative analysis of current terminology in the context of strategic management on the base of Russian and English languages. Special attention is paid to the goal, object and subject of the research. The issues of choosing methodological approaches and methods for the research development are also considered.
Key words: strategic management, terminology, linguistics, methodology, methods. References
1. Kat'kalo, V. S. (2002). "Teorija strategicheskogo upravlenija: jetapy razvitija i osnovnye paradigmy", Vest-nik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Ser. 8, № 2, pp. 3-21.
2. Demakov, Ju. P. & Purynycheva, G. M. (2008). Sovremennoe nauchnoe znanie: filosofija, metodologija, istorija: ucheb. posobie, Marijskij gosudarstvennyj tehnicheskij universitet, Joshkar-Ola, 408 p.
3. Ibid.
4. Purynycheva, G. M. & Shigaeva, M. I. (2011). "Jazykovoe prostranstvo Rossii: metodologija analiza", Vestnik Chuvashskogo universiteta, № 1, pp. 150-154.
5. Demakov, Ju. P. & Purynycheva, G. M. (2008). Op. cit.
6. Bazylev, V. N. (2007). Obshhee jazykoznanie: ucheb. posobie, Gardariki, Moscow, 285 p.
7. Demakov, Ju. P. & Purynycheva, G. M. (2008). Op. cit.
8. Bazylev, V. N. (2007). Op. cit.
9. Demakov, Ju. P. & Purynycheva, G. M. (2008). Op. cit.
10. Ibid.
11. Ibid.
12. Ibid.
13. Ibid.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию Received 06.03.17 Получена положительная рецензия Received a positive review 13.03.17
Принята к публикации Accepted for publication 13.03.17 Опубликована Published 29.04.17
www.e-koncept.ru
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2017 © Родионова Е. В., Чередниченко О. И., 2017
9772304120173