Научная статья на тему 'Соперничество США и ссср в оон в период холодной войны: дискуссии по греческому вопросу в 1947-1951 гг'

Соперничество США и ссср в оон в период холодной войны: дискуссии по греческому вопросу в 1947-1951 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2194
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЁННЫХ НАЦИЙ / ГЕНЕРАЛЬНАЯ АССАМБЛЕЯ / СПЕЦИАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ООН ПО БАЛКАНАМ / ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В ГРЕЦИИ / ХОЛОДНАЯ ВОЙНА / СССР / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА США / U. S. FOREIGN POLICY / UNITED NATIONS / GENERAL ASSEMBLY / UNITED NATIONS SPECIAL COMMITTEE ON THE BALKANS / GREEK CIVIL WAR / COLD WAR / USSR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Калинин Александр Александрович

В статье рассматривается обсуждение греческого вопроса в Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций в 1947-1951 гг., а также деятельность Специального комитета ООН по Балканам (UNSCOB). Автор изучил позиции Советского Союза, Соединенных Штатов и Великобритании в ООН по греческому вопросу. Дипломатическое противостояние СССР и США по греческому вопросу стало одним из симптомов зарождения холодной войны. В статье показано, что США в этот период превратили ООН в инструмент политики сдерживания коммунизма. Источниковую базу статьи составили официальные публикации документов Организации Объединённых Наций, дипломатические документы США и СССР. Использованы материалы Архива внешней политики РФ и Российского государственного архива социально-политической истории. Огромный массив ценной для историка информации имеется на официальном сайте ООН (http://www.un.org/).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The rivalry between the USA and the USSR at the UN during the cold war: the debate on the Greek Question in 1947-1951

The article deals with discussion on the Greek question at the General Assembly of the United Nations in 1947-1951, as well as activities of the United Nations Special Committee on the Balkans (UNSCOB). The author examines the positions of the Soviet Union, the United States and Great Britain on the Greek question at the UN. Diplomatic confrontation between the USSR and the USA on the Greek question has become one of the symptoms of the origins of the Cold War. The article shows that the USA in this period turned the UN to a policy tool of the containment of communism. Sources base of this article amounted to official publication of the United Nations documents, diplomatic documents of the USA and the USSR. Materials from the Foreign Policy Archive of the Russian Federation and the Russian State Archive of Socio-Political History are used. A huge array of valuable information for the historian is available on the official website of the United Nations (http://www.un.org/).

Текст научной работы на тему «Соперничество США и ссср в оон в период холодной войны: дискуссии по греческому вопросу в 1947-1951 гг»

13. Там же.

14. Там же. Л. 4.

16. Там же.

17. АС САЛАМ. Духовно-просветительская газета. 2015. 1 мая. С. 1, 2, 3, 5, 7, 9, 12.

18. Трушкова И. Ю. Кировская область // Межэтнические отношения и религиозная ситуация в субъектах Приволжского федерального округа: экспертный доклад за третий квартал 2014 г. / под общ. ред. В. А. Тишкова. М.; Ижевск; Оренбург, 2014. С. 23.

19. Рыкова Е. Все такое вкусненькое! Праздник национальных блюд // Наш город. 2012. № 22 (358). С. 9.

20. Савина Кира. Главное - чтобы дети учились, понимали историю // Комсомольская правда. 2013. № 35. С. 12.

21. Наш город. 2012. №104(440). С. 6-7.

Notes

1. Tishkov V. A. Jetnologija i politika. Nauchnaja publicistika [Ethnology and politics. Scientific journalism]. M. Nauka. 2001. Pp. 35-36.

2. Trushkova I. Yu. Nacional'nye men'shinstva v Priural'e vXIX- nachale XX v.: voprosy istorii i kul'turnoj adap-tacii [National minorities in the Urals in the XIX - early XX century: problems of history and cultural adaptation]. Kirov. «Avers». 2014. P. 343.

3. Karpov Y. Y., Kapustina E. L. Gorcy poslegor. Migracionnye processy v Dagestane v XX- nachale XXI v.: ih so-cial'nye i jetnokul'turnye posledstvija i perspektivy [Hillmen after the mountains. Migration processes in Dagestan in the XX - beginning of XXI century: their social and ethno-cultural consequences and prospects]. SPb. The Petersburg Oriental studies. 2011. Pp. 165-168.

4. The results of the all-Russia population census of 2010 in the Kirov region. Vol. 4: Ethnic composition and language skills, citizenship. Kirov. Territorial body of Federal state statistics service of the Kirov region, 2013. P. 5. (in Russ.)

5. AEAA. F. 4. Sh. 1. File 1. Sh. 1.

6. Ibid. File 2. Sh. 1-2.

7. Ibid. File 3. Sh. 1.

8. Ibid. File 1. Sh. 2.

9. Ibid. Sh. 3.

10. Ibid. File 2. Sh. 2.

11. Ibid. File. 1. Sh. 3.

12. Ibid.

13. Ibid.

14. Ibid. Sh. 4.

16. Ibid.

17. AS SALAAM. Spiritual and educational newspaper. 2015. May 1. Pp. 1, 2, 3, 5, 7, 9, 12.

18. Trushkova I. Y. Kirovskaja oblast' [Kirov region] // Mezhjetnicheskie otnoshenija i religioznaja situacija v subektah Privolzhskogo federal'nogo okruga: jekspertnyj doklad za tretij kvartal 2014 g. - Inter-ethnic relations and religious situation in the regions of the Volga Federal district: an expert report for the third quarter of 2014 / under the general editorship of V. A. Tishkov. M.; Izhevsk, Orenburg. 2014. P. 23.

19. Rykova E. Vse takoe vkusnen'koe! Prazdnik nacional'nyh bljud [Everything is so delicious!! Festival of national dishes] // Nash gorod - Our city. 2012, No. 22 (358),p. 9.

20. Savina Kira. Glavnoe - chtoby deti uchilis', ponimali istoriju [Make sure the children learn and understand the history] // Komsomol'skaja pravda - Komsomol truth. 2013, No. 35, p. 12.

21. Our city. 2012, No. 104(440), pp. 6-7.

УДК 94(4)"1947/1952"

А. А. Калинин

Соперничество США и СССР в ООН в период холодной войны: дискуссии по греческому вопросу в 1947-1951 гг.*

В статье рассматривается обсуждение греческого вопроса в Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций в 1947-1951 гг., а также деятельность Специального комитета ООН по Балканам (ШБСОВ). Автор изучил позиции Советского Союза, Соединенных Штатов и Великобритании в ООН по греческому вопросу. Дипломатическое противостояние СССР и США по греческому вопросу стало одним из

* Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 15-31-01303. © Калинин А. А., 2015

симптомов зарождения холодной войны. В статье показано, что США в этот период превратили ООН в инструмент политики сдерживания коммунизма. Источниковую базу статьи составили официальные публикации документов Организации Объединённых Наций, дипломатические документы США и СССР. Использованы материалы Архива внешней политики РФ и Российского государственного архива социально-политической истории. Огромный массив ценной для историка информации имеется на официальном сайте ООН (http://www.un.org/).

The article deals with discussion on the Greek question at the General Assembly of the United Nations in 1947-1951, as well as activities of the United Nations Special Committee on the Balkans (UNSCOB). The author examines the positions of the Soviet Union, the United States and Great Britain on the Greek question at the UN. Diplomatic confrontation between the USSR and the USA on the Greek question has become one of the symptoms of the origins of the Cold War. The article shows that the USA in this period turned the UN to a policy tool of the containment of communism. Sources base of this article amounted to official publication of the United Nations documents, diplomatic documents of the USA and the USSR. Materials from the Foreign Policy Archive of the Russian Federation and the Russian State Archive of Socio-Political History are used. A huge array of valuable information for the historian is available on the official website of the United Nations (http://www.un.org/).

Ключевые слова: Организация Объединённых Наций, Генеральная Ассамблея, Специальный комитет ООН по Балканам, гражданская война в Греции, холодная война, СССР, внешняя политика США..

Keywords: United Nations, General Assembly, United Nations Special Committee on the Balkans, Greek Civil War, Cold War, USSR, U. S. foreign policy.

Направленность эволюции современной системы международных отношений свидетельствует о возрастании роли многосторонних институтов в урегулировании конфликтов и обеспечении безопасности на глобальном и региональном уровнях. Серьезным испытанием для многосторонних институтов стала холодная война. Две сверхдержавы - Соединенные Штаты и Советский Союз - заручались поддержкой своих союзников и на площадках многосторонней дипломатии противостояли два блока - американский и советский. Одним из первых проявлений биполярного характера международных отношений стало обсуждение греческого вопроса в Организации Объединенных Наций в 1946-1951 гг.

Международный кризис вокруг Греции 1940-х гг. сыграл особую роль зарождении холодной войны и стал непосредственным поводом для формулирования доктрины сдерживания коммунизма. Участие ООН в разрешении греческого кризиса явилось своего рода «боевым крещением» этой международной организации. Очередная трансформация отношений Москвы и Запада - переход к открыто конкурентной модели отношений на фоне украинского кризиса 2014-2015 гг. - актуализирует обращение к избранной теме. Сравнение характера обсуждения в органах ООН украинского вопроса и греческого кризиса почти 70 лет назад обнаруживает очевидные черты сходства.

Процесс обсуждения греческого вопроса в ООН разбирается в работах Г. Говарда, А. Нач-мани и других историков [1]. Среди работ отечественных авторов особо следует выделить монографию И. В. Гайдука и статью Ю. В. Запарий [2]. Большое значение имеет знакомство с трудами по истории ООН [3], а также исследованиями роли СССР и США в ее деятельности [4].

20 августа 1947 г. представитель США попросил Генерального секретаря ООН Трюгве Ли включить вопрос об «угрозе политической независимости и территориальной целостности Греции» в повестку дня 2-й Генеральной Ассамблеи. Последняя большинством голосов внесла этот вопрос в повестку дня и направила для рассмотрения в Первый комитет [5].

Вторая сессия Генассамблеи оказалась для СССР более сложной, чем первая. США отказались от поиска взаимоприемлемых компромиссов с Москвой и решили опереться на проамериканское большинство при принятии спорных резолюций. По греческому вопросу Советский Союз и страны народной демократии оказались в изоляции. Этот вопрос обсуждался в Первом комитете и на пленарных заседаниях Генассамблеи [6]. 17 сентября госсекретарь США Дж. Маршалл заявил, что если ООН не защитит целостность Греции, то и другие малые государства не смогут чувствовать себя в безопасности [7]. Советскую позицию по греческому вопросу в тот период можно свести к нескольким положениям. Во-первых, советские делегаты (а также представители Польши, Чехословакии и Югославии) отрицали факты помощи повстанцам со стороны северных соседей Греции. Во-вторых, они обвиняли греческое правительство в реакционной внутренней политике и агрессивных намерениях (советский представитель А. А. Громыко заявлял, что в Греции «фашистское охвостье» вынашивает планы войны против Югославии, Болгарии и Албании). В-третьих, советские дипломаты пытались доказать, что если британские войска и американские специалисты будут выведены из Греции и прекратится поступление американской помощи, то 60

внутренние трудности страны разрешатся сами собой. Если раньше острие советской критики было направлено против англичан, теперь же все большая ответственность за «беспорядок» в Греции возлагалась на США, которые обвинялись в «экспансионистской политике» [8].

Дебаты в Первом комитете продолжались в течение почти трех недель (с 25 сентября по 13 октября). Резолюция о создании Специального комитета по Балканам была принята Первым комитетом на 72-й встрече 11 октября 36 голосами «за» при 6 «против» (БССР, УССР, СССР, Польша, Чехословакия, Югославия) и 10 воздержавшихся. Советский проект резолюции 13 октября был отклонен подавляющим большинством голосов («за» - 6, «против» - 40, воздержались 11)

[9].

21 октября Генассамблея на 100-м заседании 40 голосами «за» при 6 «против» и 11 воздержавшихся приняла резолюцию 109 (II) «Угроза политической независимости и территориальной целостности Греции», которая предусматривала создание Специального комитета ООН по Балканам (иМБСОВ) в составе представителей Австралии, Бразилии, Китая, Франции, Мексики, Нидерландов, Пакистана, Великобритании и США с главным местопребыванием в Салониках. СССР и Польша отказались в нем участвовать, однако за ними в Комитете были закреплены места. Специальный комитет по сравнению с Комиссией по расследованию пограничных инцидентов в Греции был наделен более широкими функциями: правом выступать в качестве посредника, предоставлять добрые услуги, делать запросы, давать рекомендации, проводить расследование на месте. Резолюция ссылалась на доклад Комиссии по расследованию, которая пришла к выводу, что Албания, Болгария и Югославия оказывают содействие и поддержку греческим партизанам. Комитет должен был наблюдать за выполнением рекомендаций ООН четырем правительствам о необходимости установления дипломатических и нормальных добрососедских отношений, заключения конвенций о границах, сотрудничестве в разрешении проблем беженцев, а также заключения соглашений о добровольном обмене жителями, принадлежащими к национальным меньшинствам [10].

Создание иМБСОВ было симптомом перехода американцев к политике прямого давления на балканские страны народной демократии. Теперь позиция Вашингтона заключалась в том, что в греческом кризисе виноваты Югославия, Албания и Болгария, от которых требовали немедленно прекратить любые формы «поддержки партизан, борющихся против греческого правительства». Как подметили советские дипломаты, предложения американцев по греческому вопросу «сводились, по сути, к иностранному вмешательству во внутренние дела Югославии, Болгарии и Албании и установлению за ними международного контроля» [11].

Для США трибуна ООН стала важным инструментом борьбы за Грецию, позволяющим проводить мобилизацию мирового общественного мнения с целью поддержки официальных Афин. Решения Генеральной Ассамблеи демонстрировали широкую поддержку американской политики в Греции и позволяли отвести обвинения, что одностороннее провозглашение доктрины Трумэна подрывает ООН. Специальный комитет по Балканам был в первую очередь американским проектом и отражал представления Вашингтона о допустимом участии мирового сообщества в греческих делах.

Члены Балканского комитета прибыли в Грецию в ноябре 1947 г. Комитет образовал три подкомиссии: наблюдения, по политическим вопросам, по проблемам беженцев и национальных меньшинств. Предполагалось создать группы наблюдения по обе стороны границ [12]. Однако северные соседи Греции отказались сотрудничать с новым комитетом ООН. 27 ноября Албания официально заявила, что считает Комитет незаконным и не разрешит въезд групп наблюдения на собственную территорию [13]. Болгарский лидер Г. М. Димитров в своей речи 31 декабря заявил, что София не допустит комиссию ООН на свою территорию [14]. Отказалось сотрудничать и командование греческих партизан.

В январе 1948 г. северные границы Греции были поделены на шесть наблюдательных зон, в пределах которых были созданы семь постоянных баз для наблюдателей (в городах Янине, Кас-тории, Салониках, Кавале, Флорине, Александруполисе и Козани) [15].

Госдепартамент рассматривал иМБСОВ как «потенциально самый эффективный инструмент защиты территориальной целостности Греции» [16]. В условиях холодной войны Вашингтон стремился подчинить иМБСОВ целям американской политики. Комитет призван был затруднить помощь партизанам через северные границы Греции и в конечном итоге побудить социалистические страны изменить их политику. Госдепартамент ожидал от него сбора исчерпывающих доказательств о вмешательстве Албании, Болгарии и Югославии в дела Греции [17]. Доклады Специального комитета создавали правовую и политическую основу для дальнейшего вмешательства Вашингтона в греческий кризис. Присутствие наблюдателей также призвано было удержать коммунистические балканские государства от увеличения помощи Демократической

61

армии Греции. Предание гласности нарушений суверенитета Греции обеспечивали американские и британские СМИ.

Советник посольства США в Греции К. Ранкин в августе 1948 г. откровенно писал, что UNSCOB должен отбросить «беспристрастность» и понять свою цель «спасения Греции». Некоммунистический мир должен осознать, что Греция «находится на "нашей стороне", или... что мы находимся на "ее стороне"» [18].

Англичане были негативно настроены в отношении Специального комитета. С одной стороны, Лондон опасался огласки британских «колониальных» методов наведения порядка в Греции. С другой - считал деятельность Комитета совершенно неэффективной с точки зрения сдерживания северных соседей Греции. Никакое наблюдение, не подкрепленное угрозой применения силы, по его мнению, не способно было повлиять на политику коммунистов и могло лишь породить насмешки над ООН. Британские дипломаты не теряли надежды, что провал UNSCOB подтолкнет Вашингтон к более решительным действиям, в частности к вводу американских войск. Только последнее явилось бы эффективным средством закончить гражданскую войну в Греции и послужило мощным сигналом Москве. Полумеры лишь подталкивали коммунистические государства к увеличению помощи «мятежникам» [19].

СССР считал UNSCOB незаконным органом, созданным под давлением американцев «простым механическим большинством» Генеральной Ассамблеи в нарушение принципа единодушия великих держав и вопреки положению устава ООН о невмешательстве во внутренние дела суверенных государств. Деятельность Специального комитета, который собрал массу доказательств помощи греческим партизанам со стороны Югославии, Албании и Болгарии, вызывала резкое недовольство Москвы. В советском посольстве в Греции отмечали, что этот орган является «послушным орудием англо-американской политики» и стремится «поддержать и удостоверить клеветнические измышления греческих правящих кругов против соседних стран» [20]. В то же время Москва стремилась избегать провокаций в отношении Комитета. СССР давал указания не допускать нападений на членов UNSCOB, хотя греческие партизаны выступали с угрозами похитить иностранных наблюдателей [21].

Советская пресса развернула кампанию по дискредитации Специального комитета. Членов этого «марионеточного» комитета называли «агентами поджигателей новой войны», которые используют «недостойные методы фабрикации фальшивок в пользу фашистов» и пытаются «выдумывать новые провокации против соседних демократических стран» [22]. 17 февраля 1948 г. «Правда» опубликовала фельетон «Три мушкетера в Греции» - рассказ с уничтожающей сатирой о трех наблюдателях Специального комитета (британце, мексиканце и американце), отсылающий к греческой истории и роману А. Дюма. В фельетоне международные наблюдатели приятно проводят время в Салониках, а, добравшись наконец до греко-албанской границы, бросились бежать на марафонскую дистанцию, только заслышав свист пуль. С тех пор они «наблюдали» греческие границы с почтительного расстояния [23].

Обсуждение греческого вопроса продолжилось на 3-й сессии Генеральной Ассамблеи в октябре - ноябре 1948 г. В своих докладах UNSCOB заключил, что северные соседи Греции продолжают поддержку партизан, тем самым подрывая мир на Балканах [24]. Советская делегация во главе с А. Я. Вышинским придерживалась прежней «разоблачительной» тактики и настаивала на отзыве всех иностранных войск из Греции, а также прекращении деятельности Специального комитета по Балканам [25]. Вышинский заявил, что члены UNSCOB превратились из наблюдателей в «следователей», которым даны указания возложить всю вину за греческие проблемы на Албанию, Болгарию и Югославию. При этом Комитет допустил в процессе расследования «грубые ошибки и извращения, лишающие эту работу всякой ценности» [26]. Цель обвинений северных соседей Греции заключалась, по заявлению Вышинского, в том, чтобы «прикрыть англо-американское вмешательство в греческие дела» [27]. Советскую позицию активно поддерживал югославский представитель, который отмечал, что Специальный комитет ООН де-факто участвует в гражданской войне в Греции на стороне реакционных сил, занимаясь тем же, что и военные миссии США и Великобритании [28]. Делегации стран народной демократии настаивали, что северные соседи Греции, руководствуясь соображениями гуманности, лишь оказывают помощь греческим беженцам [29].

В части «A» резолюции 193 (III) от 27 ноября, принятой на 167-м заседании 47 голосами «за» против 6, 3-я сессия Генеральной Ассамблеи констатировала, что партизаны продолжают получать помощь «в больших размерах» от северных соседей Греции «с ведома правительств этих стран». Они также имели возможность свободно переходить границы Албании, Югославии и Болгарии, а затем возвращаться на территорию Греции. В резолюции был сделан вывод, что такие действия соседей Греции «угрожают миру на Балканах и не соответствуют целям и принци-62

пам Устава ООН». Три балканские страны должны были немедленно прекратить оказание всякой помощи и поддержки в любой форме партизанам, а также сотрудничать со Специальным комитетом. Новым элементом резолюции стала рекомендация всем другим государствам воздерживаться от оказания любой помощи греческим партизанам. В тот же день единогласно 53 голосами была принята часть «B» резолюции 193 (III), составленная на основе второстепенных советских предложений (о необходимости установления дипломатических отношений Греции с ее северными соседями, заключения пограничных конвенций, урегулирования вопроса о беженцах) [30]. Главные предложения Москвы отвергли большинство членов ООН: за советский проект резолюции было подано 6 голосов, против - 47, воздержавшихся не было [31]. Советские дипломаты восприняли эти решения как демонстрацию намерений англо-американского блока превратить Грецию «в свою военно-стратегическую базу на Балканах» [32]. В целом, несмотря на одобрение ряда второстепенных предложений, изоляция СССР на 3-й Генассамблее усилилась: если в прошлом году примерно 10 делегаций воздерживались при голосованиях по греческому вопросу, то теперь все не советские страны голосовали в соответствии с американскими предложениями.

В то же время многие делегации в ООН были озабочены тем, что UNSCOB сосредоточился в своей работе на поиске виновных в ситуации на северных границах Греции вместо того, чтобы заняться примирением конфликтующих сторон. Австралийская делегация выступила с инициативой организовать встречи представителей заинтересованных государств, чтобы вместе с Генеральным секретарем ООН и председателем Генеральной Ассамблеи попытаться найти политическое урегулирование конфликта. Решение о создании Комитета по примирению под председательством представителя Австралии в ООН Г. Эватта (председателя Генассамблеи в 19481949 гг.) было принято Первым комитетом 10 ноября. Встречи греческих, албанских, болгарских и югославских дипломатов с участием Эватта проходили в Париже в ноябре - декабре 1948 г. и в Нью-Йорке в апреле - мае 1949 г. Однако достигнуть соглашения не удалось. Афины вновь заявляли о многочисленных нарушениях границ. Северные соседи Греции, в свою очередь, предложили ей отказаться от территориальных требований и признать существующую границу с Албанией [33].

Четвертая сессия Генеральной Ассамблеи открылась уже после разгрома партизан. Специальный комитет по Балканам в своем дополнительном докладе от 19 сентября 1949 г. констатировал, что вооруженные силы Греции в августе положили конец организованному сопротивлению партизан вдоль северной границы страны, при этом значительная часть партизан укрылась на территории северных соседей Греции, особенно Албании [34]. Советская делегация в соответствии с директивами Политбюро ЦК ВКП(б) от 16 сентября отстаивала собственную программу урегулирования греческого вопроса, которая предусматривала роспуск Специального комитета ООН по Балканам, прекращение военной помощи Афинам со стороны иностранных государств и установление конкретных сроков вывода из Греции всех иностранных войск [35]. Министр иностранных дел СССР А. Я. Вышинский полностью отрицал факты помощи греческим партизанам со стороны Албании и Болгарии. Он утверждал, что оружие в Грецию завозилось из Италии, Франции и Турции [36]. В Первом комитете советская программа урегулирования была отклонена подавляющим большинством голосов. Советские делегаты также настойчиво пытались поставить вопрос о смертных казнях и терроре в Греции, но все их инициативы были отвергнуты [37]. Американский представитель Б. Коэн вновь возложил ответственность за напряженную ситуацию в Греции на государства Коминформа, которые поддерживают в стране «пятую колонну», лояльную не народу Греции, а мировому коммунизму [38]. Итогом обсуждения греческого вопроса стало принятие резолюции от 27 ноября 1949 г., составленной на основе американских предложений. В ней Албания называлась «главным источником материальной поддержки» партизанского движения в Греции. В случае перехода партизанами границы Греции предполагалось созвать специальную сессию Генеральной Ассамблеи «с целью рассмотрения дальнейших шагов, необходимых для устранения угрозы миру». Резолюция призывала Албанию, Болгарию и другие государства немедленно прекратить какую-либо помощь партизанам, включая и возможность использовать их территорию как базу для подготовки и открытия боевых действий [39]. Албания, Болгария и Югославия со своей стороны заявили, что греческие партизаны, которые вступили на их территории, были разоружены и интернированы.

Окончание греческой гражданской войны поставило под вопрос необходимость дальнейшей работы «бездействующего» UNSCOB. В американских дипломатических кругах не было единого мнения относительно судьбы Специального комитета. С одной стороны, присутствие наблюдателей было сдерживающим фактором на случай возобновления партизанской борьбы в условиях роста «советской агрессивности». По данным американской разведки, Болгария и в начале 1950 г. разрешала небольшим партизанским группам пересекать греко-болгарскую границу.

63

С другой стороны, при необходимости работа Комитета могла быть возобновлена. В итоге к маю Госдепартамент пришел к выводу о необходимости роспуска иМБСОБ по решению ближайшей Генассамблеи [40]. Начало Корейской войны изменило планы американцев. Удаление международных наблюдателей из Греции могло послужить сигналом начала новых попыток расширить советское влияние на Балканах. Госсекретарь Д. Ачесон теперь счел преждевременной ликвидацию иМБСОБ [41].

Советское давление на Грецию продолжалось и после разгрома партизан. В утвержденных 26 июля 1950 г. Политбюро ЦК ВКП(б) директивах делегации СССР на 5-й сессии Генассамблеи выдвигалась следующая программа нормализации положения в Греции: «прекращение свирепствующего террора со стороны монархо-фашистского правительства»; объявление всеобщей амнистии и ликвидация концентрационных лагерей для греческих демократов; проведение всеобщих свободных парламентских выборов на основе пропорционального представительства; прекращение военного и политического вмешательства в дела Греции со стороны США и Англии; установление дипломатических отношений между Грецией и ее северными соседями; роспуск Специального комитета ООН по Балканам [42]. Советская программа «урегулирования» в Греции была отклонена.

В течение 1950-1951 гг. количество инцидентов на северных границах Греции неуклонно уменьшалось. Однако в очередной резолюции № 382 от 1 декабря 1950 г. Генассамблея пришла к выводу о сохранении угрозы с севера (со стороны Болгарии и Албании) и продлила деятельность Специального комитета до своей шестой сессии [43].

По итогам наблюдения за ситуацией с 1 августа 1950 по 1 августа 1951 гг. Специальный комитет пришел к заключению, что Албания и Болгария по-прежнему являются угрозой для Греции и нарушают рекомендации Генеральной Ассамблеи. Также Комитет имел свидетельства, что небольшие группы партизан обучаются в специальных школах в Польше, Чехословакии и Венгрии, а затем тайно могут перебрасываться в Грецию с целью насильственного свержения греческого правительства [44]. Госдепартамент теперь счел продолжение работы громоздкой и дорогой иМБСОБ нецелесообразным и предложил заменить ее более компактной и эффективной подкомиссией [45]. 7 декабря 1951 г. Генассамблея приняла решение распустить Специальный комитет. Взамен была учреждена Балканская подкомиссия как часть Комиссии ООН по поддержанию мира, которая получила право командировать наблюдателей в любой район напряженности на Балканах. Предполагалось небольшое число наблюдателей - 10-15 человек [46]. Подкомиссия направила наблюдателей в пограничные области Греции, которые характеризовали ситуацию на границе как в целом спокойную [47]. Балканская подкомиссия проработала до 1954 г.

Только смена руководства СССР весной 1953 г. привела к «потеплению» советско-греческих отношений, что сказалось и на отношениях Афин со странами народной демократии. Обсуждение греческого вопроса в ООН потеряло актуальность.

Таким образом, уже в самом начале холодной войны ООН стала ареной дипломатического противостояния двух сверхдержав. Отношение к греческому вопросу можно считать одной из «лакмусовых бумажек» состояния советско-американских отношений, которые к 1948 г. дошли до почти полного замораживания. С 1947 г. США нацелились на превращение ООН в инструмент проведения политики сдерживания коммунизма. Концепция коллективной безопасности все больше подменялась односторонними действиями Вашингтона, призванными поддерживать дружественные режимы.

Дебаты по греческому вопросу в органах ООН продемонстрировали дипломатическую изоляцию СССР и немногочисленных стран народной демократии. При этом с каждой сессией Генеральной Ассамблеи эта изоляция усиливалась. Если в 1946 г. США еще сохраняли надежду найти компромисс с Москвой, то к осени 1947 г. Вашингтон развернул дипломатическую войну против советского блока в ООН. Американцы обладали устойчивым большинством при обсуждении практически любого значимого вопроса. Вследствие этого во второй половине 1940-х - начале 1950-х гг. Организация Объединенных Наций рассматривалась Москвой скорее как трибуна для озвучивания перед мировым сообществом советской позиции по тому или иному вопросу. СССР предпринимал многочисленные попытки использовать ООН как инструмент мобилизации мирового общественного мнения против «империалистической» политики западных держав. Успехи в этом деле оказались весьма скромными, и у советского руководства крепло отношение к ООН как проамериканской организации, своего рода придатку Госдепартамента США. Можно предположить, что бойкот Совета Безопасности в 1950 г. был в связан в том числе с разочарованием И. В. Сталина в отношении ООН.

В период греческого кризиса ООН не смогла сохранить роль нейтрального посредника и фактически оказалась его участником на стороне США. Специальный комитет по Балканам не 64

был беспристрастным и действовал в интересах американцев и опекаемых ими официальных Афин. При этом трактовки греческого кризиса, которые озвучивались в ООН американцами и их союзниками, явно искажали его истинный характер. Так, западные державы официально не признавали, что в Греции идет гражданская война, и всю ответственность за напряженную ситуацию возлагали на ее северных соседей, используя ООН для политического давления на коммунистические режимы Албании, Болгарии и Югославии. В то же время ни СССР, ни США не были заинтересованы в том, чтобы кризис в Греции перерос в глобальный конфликт, и потому были не против использования Организации для ограничения его эскалации. Остальные государства-члены ООН имели ограниченные возможности вести самостоятельную политику.

Однако многосторонняя дипломатия в ООН оказалась сложным явлением и не всегда в полной мере вписывалась в логику биполярной конфронтации сверхдержав. Организация являлась площадкой открытой дипломатии, и в ней высказывались альтернативные точки зрения на события в Греции. Так, особую позицию по этому вопросу занимала Франция [48]. Также многие делегации не хотели, чтобы Советский Союз постоянно оказывался в меньшинстве. В связи с этим на 3-й сессии Генеральной Ассамблеи отдельные советские предложения по греческому вопросу получили поддержку большинства.

Примечания

1. Howard H. N. Greece and its Balkan Neighbors (1948-1949). The United Nations Attempts at Conciliation // Balkan Studies. Vol. 7. 1966. No. 1. Thessaloniki, 1966. P. 1-26; Howard H. N. United States Policy toward Greece in the United Nations, 1946-1950 // Balkan Studies. Vol. 8. 1967. No. 2. P. 263-296; Nachmani A. International Intervention in the Greek Civil War: the United Nations Special Committee on the Balkans, 1947-1952. N. Y.; Westport (Conn.); L., 1990; Coufoudakis V. The United States, the United Nations, and the Greek Question, 1946-1952 // Greece in the 1940s: A Nation in Crisis / ed. by J. O. Iatrides. Hanover; L., 1981. P. 275-297.

2. Гайдук И. В. В лабиринтах холодной войны: СССР и США в ООН. 1945-1965 гг. М., 2012; Запарий Ю. В. Организация Объединенных Наций и «греческий вопрос» (1946-1950 гг.) // Imagines mundi: альманах исследований всеобщей истории XVI-XX вв. № 6. Сер. Балканика. Вып. 1. Екатеринбург, 2008. С. 118-128.

3. Luard E. A History of the United Nations. Vol. 1: The Years of Western Domination, 1945-1955. N.Y., 1982.

4. Dallin A. The Soviet Union at the United Nations. An Inquiry into Soviet Motives and Objectives. L., 1962.

5. United Nations. Yearbook of the United Nations, 1947-1948. N. Y., 1949. P. 63-64.

6. ООН. Генеральная Ассамблея. Вторая сессия. Официальные отчеты. Пленарные заседания Генеральной Ассамблеи. Стенографические отчеты. 16 сентября - 29 ноября 1947 года. Лейк Соксесс (Нью-Йорк), 1947. Т. 1. Заседания 80-109. 16 сентября - 13 ноября 1947 г. С. 192-247.

7. Lebe M. S. Diminished Hopes: The United States and the United Nations during the Truman Years: A dissertation submitted in partial satisfaction of the requirements for the degree Doctor of Philosophy in History. Los Angeles (California), 2012. P. 120-121.

8. Делегации СССР, УССР и БССР на второй сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных наций: Сб. речей и выступлений. Сентябрь - ноябрь 1947 г. М., 1948. С. 277-417.

9. ООН. Генеральная Ассамблея. Вторая сессия. Официальные отчеты. Первый комитет: Политические вопросы и вопросы безопасности, включая регулирование вооружений. Краткие отчеты заседаний 16 сентября - 19 ноября 1947 г. Лейк Соксесс (Нью-Йорк), 1947. С. 5-70; Yearbook of the United Nations, 19471948. P. 64-72.

10. Документ A/RES/109 (II). URL: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m= A/RES/109(II); Архив внешней политики РФ (АВП Рф). Ф. 47. Оп. 2. П. 6. Д. 24. Л. 8-11; Foreign Relation of the United States. Diplomatic Papers (далее - FRUS). 1947. Vol. 5. P. 889; Yearbook of the United Nations, 1947-1948. P. 74-75.

11. Советско-американские отношения. 1945-1948. М., 2004. С. 497.

12. United Nations. Yearbook of the United Nations, 1947-1948. N. Y., 1949. P. 298-299.

13. АВП РФ. Ф. 84. Оп. 31-а. П. 32. Д. 2. Л. 7.

14. АВП РФ. Ф. 084. Оп. 36. П. 142. Д. 8. Л. 1.

15. Nachmani A. International Intervention in the Greek Civil War: the United Nations Special Committee on the Balkans, 1947-1952. N. Y.; Westport (Conn.); L., 1990. P. 42; Советский Союз в Организации Объединенных наций: в 2 т. Т. 1. М., 1965. С. 275.

16. FRUS. 1948. Vol. 4. P. 238, 241; Nachmani A Op. cit. P. 101.

17. FRUS. 1948. Vol. 4. P. 235-236.

18. Nachmani A. Op. cit. P. 103.

19. Ibid. P. 104-107, 111-112.

20. АВП РФ. Ф. 084. Оп. 37. П. 143. Д. 9. Л. 2-7.

21. Nachmani A. Op. cit. P. 117.

22. Правда. 1948. 15 янв. С. 4; Шмелев Н. Еще о греческом вопросе // Новое время. 1948. № 42. С. 10-12.

23. Три мушкетера в Греции // Правда. 1948. 17 февр. С. 3.

24. Yearbook of the United Nations, 1947-1948. P. 300-302; FRUS. 1948. Vol. 4. P. 251-252, 268-269.

25. Директивы советской делегации на 3-й сессии ГА ООН были утверждены Политбюро ЦК ВКП(б) 17 сентября 1948 г.: Российский государственный архив социально-политической истории (далее -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

РГАСПИ). Ф. 17. Оп. 162. Д. 39. Л. 118, 121. См. речи А. Я. Вышинского на заседаниях Первого комитета 28 октября и 2 ноября, а также Генеральной Ассамблеи 27 ноября: Вышинский А. Я. Вопросы международного права и международной политики. М., 1951. С. 113-167, 295-318. Справка «Греческий вопрос на 3-й Сессии Генеральной Ассамблеи»: АВП РФ. Ф. 84. Оп. 31-а. П. 32. Д. 2. Л. 41-43. Обсуждение греческого вопроса в Первом комитете (с 25 октября до 11 ноября): ООН. Генеральная Ассамблея. Первая часть третьей сессии. Официальные отчеты. Первый комитет: Политические вопросы и вопросы безопасности, включая регулирование вооружений. Краткие отчеты заседаний с 21 сентября по 8 декабря 1948 г. Лейк Соксесс (Нью-Йорк), 1952. С. 126-297.

26. Вышинский А. Я. Цит. соч. С. 113-115, 296-299; Lebe M. S. Op. cit. P. 124.

27. Вышинский А. Я. Цит. соч. С. 315.

28. ООН. Генеральная Ассамблея. Первая часть третьей сессии. Официальные отчеты. Пленарные заседания Генеральной Ассамблеи. Краткие отчеты заседаний 21 сентября - 12 декабря 1948 г. Париж, 1948. С. 291, 294.

29. United Nations. Yearbook of the United Nations, 1948-1949. N. Y., 1950. P. 239.

30. Документ A/RES/193 (III). URL: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=A/RES/193(III); АВП РФ. Ф. 06. Оп. 10. П. 85. Д. 1166. Л. 32-35; Yearbook of the United Nations, 1948-1949. P. 242-244.

31. Yearbook of the United Nations, 1948-1949. P. 243; ООН. Генеральная Ассамблея. Первая часть третьей сессии. Официальные отчеты. Пленарные заседания Генеральной Ассамблеи. Краткие отчеты заседаний 21 сентября - 12 декабря 1948 г. С. 314. Предложения делегации СССР по греческому вопросу (опубликованы в советской печати 29 октября 1948 г.) - АВП РФ. Ф. 0129. Оп. 32б. П. 336. Д. 2. Л. 387-388; Ф. 06. Оп. 10. П. 85. Д. 1166. Л. 14-15.

32. АВП РФ. Ф. 84. Оп. 31-а. П. 32. Д. 2. Л. 43.

33. Yearbook of the United Nations, 1948-1949. P. 240-241, 244-245; Luard E. Op. cit. P. 127-128; Lebe M. S. Op. cit. P. 125-126; FRUS. 1949. Vol. 6. P. 254, 274-276, 320, 333-335.

34. ООН. Генеральная Ассамблея. Четверная сессия. Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи. Первый комитет по политическим вопросам и вопросам безопасности, включая регулирование вооружений. Приложения к кратким отчетам заседаний. 1949 г. Лейк Соксесс (Нью-Йорк), 1950. С. 1-2.

35. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 162. Д. 41. Л. 6, 84-85.

36. Вышинский А. Я. Цит. соч. С. 584-610, 689-704.

37. Обсуждение греческого вопроса: ООН. Генеральная Ассамблея. Четверная сессия. Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи. Первый комитет: политические вопросы и вопросы безопасности, включая регулирование вооружений. Краткие отчеты заседаний 20 сентября - 6 декабря 1949 г. Лейк Соксесс (Нью-Йорк), 1950. С. 16-221.

38. ООН. Генеральная Ассамблея. Четверная сессия. Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи. Пленарные заседания Генеральной Ассамблеи. Краткие отчеты заседаний 20 сентября - 10 декабря 1949 г. Лейк Соксесс (Нью-Йорк), 1950. С. 290.

39. Резолюция A/RES/288(IV) от 18 ноября 1949 г. URL: http://www.un.org/ru/documents/ ods.asp?m=A/RES/288%28IV%29 .

40. FRUS. 1950. Vol. 5. P. 339, 373-375; Lebe M. S. Op. cit. P. 131.

41. FRUS. 1950. Vol. 5. P. 379; Lebe M. S. Op. cit. P. 132; Oral History Interview with Harry N. Howard. Member, U. S. Delegation, U. N. Security Council Commission for Investigation of Greek Frontier Incidents and U. N. Special Committee on the Balkans, 1947-1951. P. 62-64. URL: http://www.trumanlibrary.org/oralhist/howardhn.htm

42. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 162. Д. 44. Л. 63, 68-69.

43. Резолюция A/RES/382 (V) от 1 декабря 1950 г. URL: http://www.un.org/ru/documents/ ods.asp?m=A/RES/382%28V%29 ; United Nations. Yearbook of the United Nations, 1950. N. Y., 1951. P. 381.

44. United Nations. Yearbook of the United Nations, 1951. N. Y., 1952. P. 326-327.

45. FRUS. 1951. Vol. 5. P. 513-516.

46. Резолюция A/RES/508(VI) от 7 декабря 1951 г. URL: http://www.un.org/ru/documents/ ods.asp?m=A/RES/508%28VI%29 ; Yearbook of the United Nations, 1951. P. 330; Lebe M. S. Op. cit. P. 132-133. Обсуждение греческого вопроса на 6-й сессии Генассамблеи: ООН. Генеральная Ассамблея. Шестая сессия. Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи. Пленарные заседания. Стенографические отчеты заседаний 6 ноября 1951 г. - 5 февраля 1952 г. Париж, 1952. С. 256-263.

47. United Nations. Yearbook of the United Nations, 1952. N.Y., 1953. P. 291; Luard E. Op. cit. P. 129.

48. Позиция французской делегации разбирается в статье: Розанцева Н. А. Франция и «греческий вопрос» в ООН (1946-1949 гг.) // Французский ежегодник. 1976. М., 1978. С. 197-206.

Notes

1. Howard H. N. Greece and its Balkan Neighbors (1948-1949). The United Nations Attempts at Conciliation // Balkan Studies. Vol. 7. 1966. No. 1. Thessaloniki, 1966. Pp. 1-26; H. N. Howard United States Policy toward Greece in the United Nations, 1946-1950 // Balkan Studies. Vol. 8. 1967. No. 2. Pp. 263-296; Nachmani A. International Intervention in the Greek Civil War: the United Nations Special Committee on the Balkans, 1947-1952. N. Y.; Westport (Conn.); L., 1990; V. Coufoudakis The United States, the United Nations, and the Greek Question, 1946-1952 // Greece in the 1940s: A Nation in Crisis / ed. by J. O. Iatrides. Hanover; L., 1981. Pp. 275-297.

2. Gaiduk I. V. Vlabirintah holodnoj vojny: SSSR i SShA v OON. 1945-1965gg [In the labyrinths of the cold war: the USSR and the USA in the UN. 1945-1965] M. 2012; Zapariy Yu.V. Organizacija Obedinennyh Nacij i «grecheskij

vopros» (1946-1950 gg.) [The United Nations and the "Greek question" (1946-1950)] // Imagines mundi: al'manah issledovanij vseobshhej istorii XVI-XX vv. № 6. Ser. Balkanika. Vyp. 1 - Imagines mundi: journal of research of general history XVI-XX centuries. № 6. Ser. Balkanika. Vol. 1. Ekaterinburg. 2008. Pp. 118-128.

3. Luard E. A History of the United Nations. Vol. 1: The Years of Western Domination, 1945-1955. N. Y., 1982.

4. Dallin A. The Soviet Union at the United Nations. An Inquiry into Soviet Motives and Objectives. L., 1962.

5. United Nations. Yearbook of the United Nations, 1947-1948. N. Y., 1949. Pp. 63-64.

6. UNO. The General Assembly. In the second session. The official reports. Plenary meeting of the General Assembly. Verbatim records. 16 September - 29 November 1947. Lake Soccess (New York), 1947. Vol. 1. Meetings 80109. 16 September - 13 November 1947, Pp. 192-247. (in Russ.)

7. Lebe M. S. Diminished Hopes: The United States and the United Nations during the Truman Years: A dissertation submitted in partial satisfaction of the requirements for the degree Doctor of Philosophy in History. Los Angeles (California), 2012. Pp. 120-121.

8. Delegations of the USSR, Ukraine SSR and Belarus SSR at the second session of the General Assembly of the United Nations Organization: Sat. of the speeches and performances. September - November 1947. M. 1948. Pp. 277-417. (in Russ.)

9. UNO. The General Assembly. In the second session. The official report. First, the Committee: Political and security questions including regulation of armaments. Summary records of meetings, September 16 - November 19, 1947, lake Success (New York), 1947. Pp. 5-70 (in Russ.); Yearbook of the United Nations, 1947-1948. Pp. 64-72.

10. Document A/RES/109 (II). Available at: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m= A/RES/109(II); Archive of foreign policy of the Russian Federation (AFP RF). F. 47. Sh. 2. Art. 6. File 24. Sh. 8-11; Foreign Relations of the United States. Diplomatic Papers (hereafter FRUS). 1947. Vol. 5. P. 889; Yearbook of the United Nations, 19471948. Pp. 74-75.

11. Soviet-American relations. 1945-1948. M. 2004. P. 497.

12. United Nations. Yearbook of the United Nations, 1947-1948. N. Y., 1949. Pp. 298-299.

13. AFP RF. F. 84. Sh. 31. Art. 32. File 2. Sh. 7.

14. AFP RF. F. 084. Sh. 36. Art. 142. File 8. Sh. 1.

15. Nachmani A. International Intervention in the Greek Civil War: the United Nations Special Committee on the Balkans, 1947-1952. N. Y.; Westport (Conn.); L., 1990. P. 42; Soviet Union at the United Nations Organization: in 2 vol. Vol. 1. M. 1965. P. 275.

16. FRUS. 1948. Vol. 4. P. 238, 241; A. Nachmani Op. cit. P. 101.

17. FRUS. 1948. Vol. 4. Pp. 235-236.

18. Nachmani A. Op. cit. P. 103.

19. Ibid. Pp. 104-107, 111-112.

20. AVP RF. F. 084. Sh. 37. Art. 143. File 9. Sh. 2-7.

21. Nachmani A. Op. cit. P. 117.

22. Pravda - Truth. 1948. 15 Jan. P. 4; Shmelev N. Eshhe o grecheskom voprose [Once more about Greek question] // Novoe vremja - New time. 1948, No. 42, pp. 10-12.

23. Tri mushketera v Grecii - The three Musketeers in Greece // Pravda - Truth. 1948, 17 Febr. P. 3.

24. Yearbook of the United Nations, 1947-1948. Pp. 300-302; FRUS. 1948. Vol. 4. Pp. 251-252, 268-269.

25. Directives of the Soviet delegation at the 3rd session of the UNOGA were approved by the Politburo of the CPSU(b) on September 17, 1948: Russian state archive of socio-political history (RGASPI). F. 17. Sh. 162. File 39. Sh. 118, 121. See speeches by A. Y. Vyshinsky at the meetings of the First Committee on 28 October and 2 November, and the General Assembly on 27 November: A. Y. Vyshinsky Voprosy mezhdunarodnogo prava i mezhdunarodnoj politiki [Questions of international law and international politics]. M. 1951. Pp. 113-167, 295-318. Reference "Greek question at the 3rd Session of the General Assembly": AFP RF. F. 84. Sh. 31. Art. 32. File 2. Sh. 41-43. The discussion of the Greek question in the First Committee (from 25 October to 11 November): UNO. The General Assembly. The first part of the third session. The official report. First, the Committee: Political and security questions including regulation of armaments. Summary records of meetings 21 September-8 December 1948 Lake Soccess (New York), 1952. Pp. 126-297. (in Russ.)

26. A. Y. Vyshinsky Op. cit. Pp. 113-115, 296-299; M. S. Lebe Op. cit. P. 124.

27. A. Y. Vyshinsky Op. cit. P. 315.

28. UNO. The General Assembly. The first part of the third session. The official report. Plenary meeting of the General Assembly. Summary records of meetings 21 September - 12 December 1948, Paris, 1948. S. 291, 294. (in Russ.)

29. United Nations. Yearbook of the United Nations, 1948-1949. N. Y., 1950. P. 239.

30. Document A/RES/193 (III). Available at: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=A/RES/193(III); AFP RF. F. 06. Sh. 10. Art. 85. File 1166. Sh. 32-35; Yearbook of the United Nations, 1948-1949. Pp. 242-244. (in Russ.)

31. Yearbook of the United Nations, 1948-1949. P. 243; UNO. The General Assembly. The first part of the third session. The official report. Plenary meeting of the General Assembly. Summary records of meetings 21 September - 12 December 1948 S. 314. The proposal of the delegation of the USSR to the Greek question (published in the Soviet press on October 29, 1948) - AFP RF. F. 0129. Sh. 32b. Art. 336. File 2. Sh. 387-388; F. 06. Sh. 10. Art. 85. File 1166. Sh. 14-15. (in Russ.)

32. AFP RF. F. 84. Sh. 31. Art. 32. File 2. Sh. 43. (in Russ.)

33. Yearbook of the United Nations, 1948-1949. Pp. 240-241, 244-245; E. Luard Op. cit. P. 127-128; M. S. Lebe Op. cit. P. 125-126; FRUS. 1949. Vol. 6. Pp. 254, 274-276, 320, 333-335.

34. UNO. The General Assembly. The fourth session. Official records of the General Assembly. First Committee, political and security questions including regulation of armaments. Annexes to the summary records of the meetings. 1949 Lake Soccess (New York). 1950. Pp. 1-2.

35. RGASPI. F. 17. Sh. 162. File 41. Sh. 6, 84-85.

36. A. Y. Vyshinsky Op. cit. Pp. 584-610, 689-704.

37. The discussion of the Greek question: UNO. The General Assembly. The fourth session. Official records of the General Assembly. First, the Committee: political and security questions including regulation of armaments. Summary records of meetings, September 20 - December 6, 1949 Lake Soccess (New York). 1950. Pp. 16-221. (in Russ.)

38. UNO. The General Assembly. The fourth session. Official records of the General Assembly. Plenary meeting of the General Assembly. Summary records of meetings, September 20 - December 10, 1949 Lake Soccess (New York). 1950. P. 290. (in Russ.)

39. Resolution A/RES/288(IV) of 18 November 1949 Available at: http://www.un.org/ru/documents/ ods.asp?m=A/RES/288%28IV%29 (in Russ.)

40. FRUS. 1950. Vol. 5. Pp. 339, 373-375; M. S. Lebe Op. cit. P. 131.

41. FRUS. 1950. Vol. 5. P. 379; M. S. Lebe Op. cit. P. 132; Oral History Interview with Harry N. Howard. Member, U.S. Delegation, U. N. Security Council Commission for Investigation of Greek Frontier Incidents and U. N. Special Committee on the Balkans, 1947-1951. Pp. 62-64. Available at: http://www.trumanlibrary.org/ oral-hist/howardhn.htm

42. RGASPI. F. 17. Sh. 162. File 44. Sh. 63, 68-69.

43. Resolution A/RES/382 (V) of 1 December 1950, Availavle at: http://www.un.org/ru/documents/ ods.asp?m=A/RES/382%28V%29 (in Russ.); United Nations. Yearbook of the United Nations, 1950. N. Y., 1951. P. 381.

44. United Nations. Yearbook of the United Nations, 1951. N. Y., 1952. Pp. 326-327.

45. FRUS. 1951. Vol. 5. Pp. 513-516.

46. Resolution A/RES/508(VI) of 7 December 1951, Availavle at: http://www.un.org/ru/documents/ ods.asp?m=A/RES/508%28VI%29 (in Russ.); Yearbook of the United Nations, 1951. P. 330; M. S. Lebe Op. cit. Pp. 132-133. The discussion of the Greek question at the 6th session of the UNO General Assembly: UNO. The General Assembly. Sixth session. Official records of the General Assembly. The plenary session. Verbatim records of the meetings of 6 November 1951 to 5 February 1952, Paris, 1952. Pp. 256-263.

47. United Nations. Yearbook of the United Nations, 1952. N. Y., 1953. P. 291; E. Luard Op. cit. P. 129.

48. The position of the French delegation is analysed in the article: Rozantseva N. A. Francija i «grecheskij vo-pros» v OON (1946-1949 gg.) [France and the "Greek question" in the UNO (1946-1949)] // Francuzskij ezhegod-nik - French Yearbook. 1976, M., 1978, pp. 197-206.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.