прорваться в Средиземноморье. Balkanski pakt: 1953/ 1954: zbornik dokumenata / redakcijski odbor M. Terzic et al. Beograd, 2005. S. 150-152.
54. McKinzie R. Oral History Interview with John C. Campbell, N. Y., June 24, 1974. URL: http:// www.trumanlibrary.org/oralhist/campbell.htm
55. Yugoslavia: Political Diaries. Vol. 4. P. 359.
56. Yugoslavia: Political Diaries. Vol. 4. P. 272.
57. FRUS. 1952-1954. Vol. VIII: Eastern Europe; Soviet Union; Eastern Mediterranean. Wash., 1988. P. 594.
58. Ibid. P. 595.
59. АВП РФ. Ф. 0144. On. 36. П. 148. Д. 12. Л. 79-80, 109-110, 111; Yugoslavia: Political Diaries. Vol. 4. P. 377.
60. АВП РФ. Ф. 0144. On. 36. П. 148. Д. 12. Л. 130131, 148, 149; Yugoslavia: Political Diaries. Vol. 4. P. 382.
61. FRUS. 1952-1954. Vol. VIII. P. 601.
62. Ibid. P. 597.
63. Ibid. P. 598.
64. Ibid. P. 599.
65. Ibid. P. 600.
66. Ibid. P. 601.
67. Ibid. P. 603.
68. Ibid. P. 623.
69. Ibid. P. 624.
70. Balkanski pakt: 1953/1954. S. 311-313; Treaty of Friendship and Collaboration Between the Turkish Republic, The Kingdom of Greece, and the Federal People's Republic of Yugoslavia, February 28, 1953. URL: http://avalon.law.yale.edu/20th_century/eu001.asp
71. Heuser В. Western "Containment" Policies in the Cold War: the Yugoslav Case, 1948-1953. L.; N. Y., 1989. P. 85.
72. Dulles J. F. War or Peace. N. Y., 1950. P. 153.
УДК 94(73+470+495)"1949/1953" А. А. Калинин
ПОЛИТИКА США И СССР В ОТНОШЕНИИ ГРЕЦИИ в 1949-1953 гг.*
Статья посвящена анализу американской и советской политики в отношении Греции после окончания гражданской войны. Существенное внимание автор уделяет американской вовлеченности во внутриполитические процессы в Греции. Политика двух сверхдержав рассматривается через призму соперничества США и СССР на Балканском полуострове.
The article is devoted to analyzing American and Soviet policy toward Greece after the end of the Greek Civil War. The author paid considerable attention of the American involvement to internal political processes in Greece. Policy of two superpowers is considered through the prism of rivalry of the USA and the USSR in the Balkan Peninsula.
Ключевые слова: внешняя политика США, советско-американские отношения, Коммунистическая партия Греции, гражданская война в Греции, Организация Объединенных наций, Организация Североатлантического договора, Балканы, холодная война.
Keywords: U. S. foreign policy, American-Soviet relations, the Communist Party of Greece, the Greek Civil War, the United Nations, the North Atlantic Treaty Organization, the Balkans, the Cold War.
Поражение партизанского движения в Греции в августе 1949 г. означало заметное изменение расстановки сил на Балканском полуострове в пользу США и Великобритании. Начинает складываться своего рода равновесие сил на Балканах, когда просоветским государствам «народной демократии» Болгарии и Албании западные державы противопоставили военно-политический союз с Грецией и Турцией, а также процесс сближения Греции, Турции и Югославии, который завершился созданием Балканского пакта. В 1952 г. Греция и Турция были интегрированы в НАТО.
В отечественной исторической науке советско-американские отношения по поводу Греции в 1949-1953 гг. не становились предметом специального исследования. Вплоть до рубежа 19801990-х гг. сохранялось негласное «табу» на изучение этой темы вследствие политических причин. В обзорных работах, посвященных послевоенной истории Греции, авторы строго придержи-
* Статья подготовлена в рамках выполнения Тематического плана научно-исследовательских работ ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», проводимых по заданию Министерства образования и науки в 2010-2013 гг., регистрационный номер 5.1.10.
© Калинин А. А., 2011
вались официальных советских трактовок событий 1949-1953 гг. [1] Руководство Коммунистической партии Греции (КПГ) во главе с Н. Заха-риадисом подвергалось критике за «сектантскую линию» [2], что было следствием его отстранения от руководства греческими коммунистами по решению Москвы в 1956 г. Публиковавшиеся с Советском Союзе работы историков-марксистов греческого происхождения защищали официальную точку зрения КПГ на события второй половины 1940-х гг. [3] Оценки советской и греческой марксистской историографии разделяли и авторы из стран Восточной Европы. Особый интерес к международному кризису вокруг Греции проявляли по вполне понятным причинам болгарские историки [4].
Первые работы, посвященные советской позиции по Греции в этот период, политике Коммунистической партии Греции, взаимоотношениям КПГ и ВКП(б), появились в начале 1990-х гг. и принадлежали перу Ар. А. Улуняна [5]. Проблема вступления Греции в НАТО затрагивается в работах томского историка М. Я. Пелипася [6].
На западную историографию холодная война также оказала серьезное влияние. Первые работы, публиковавшиеся в 1950-1960-х гг., носили описательный характер и исходили из теории «всемирного коммунистического заговора» [7]. Интерес к политике великих держав в отношении Греции в после окончания Второй мировой войны заметно возрастает в конце 1960 - начале 1970-х гг., что было связано как с интересом международного сообщества к ситуации в стране, так и с заметным расширением источниковой базы. В этот период появляются работы Дж. Иат-ридеса, который до настоящего времени остается одним из крупнейших специалистов по американской политике в Греции в период гражданской войны [8].
События в Греции привлекали большое внимание историков радикально-критической школы, которые считали, что американцы сделали большую ошибку, поддержав правоконсерватив-ное греческое правительство, что стало одной из предпосылок путча 1967 г. В рамках этих подходов американскую политику в Греции рассматривал Л. Уиттнер. Он выдвинул версию о том, что И. В. Сталин во второй половине 1940-х гг. прилагал серьезные усилия, чтобы остановить греческий конфликт. По его мнению, американцы не поняли, что гражданская война в Греции была спровоцирована не советскими интригами, а имела внутренние причины. В результате «американские высшие чиновники, ослепленные догмой холодной войны, упустили возможности поиска компромисса, который, возможно, закончил бы ужасное кровопролитие» [9]. Работа М. Амена также написана с критических по от-
ношению к американской политике позиций. Особая ее ценность состоит в наличии огромного фактического материала по американской помощи Греции в 1944-1949 гг. [10]
Подходы радикально-критической школы оказали большое влияние на Дж. Джеффри, которая в монографии «Неоднозначные обязательства и неуверенная политика: доктрина Трумэна в Греции», опубликованной в 2000 г., также подвергает критике американский курс в отношении Греции. Джеффри последовательно проводит мысль о том, что политика Вашингтона в этой стране оказалась противоречивой и непоследовательной и вряд ли ее можно считать успешной. Поражение партизан было не столько заслугой США, провозгласивших доктрину Трумэна, сколько следствием слабости самого партизанского движения в Греции. Поэтому, по мнению исследовательницы, крах Демократической армии Греции в 1949 г. нельзя считать «победой» американской политики. Экономическая помощь США также не принесла ощутимых результатов вследствие политики ее сокращения после 1950 г. [11] Следует отметить, что большинство западных историков не согласились с выводами Дж. Джеффри.
Дж. Миллер считает, что Вашингтон допустил ошибку, выступив в поддержку установления в Греции не демократического, а авторитарного режима, что имело долгосрочные негативные последствия для страны [12].
В 1980-2000-е гг. американская и советская политика в Греции, а также советско-американские отношения по проблемам этой страны рассматривались в работах П. Ставракиса, Я. Роу-батиса, Д. Клозе, Дж. Кофаса и других авторов [13]. В этих работах представлены более взвешенные оценки американской и советской политики в Греции. Е. Хатзивассилиу в новейшей монографии «Греция и холодная война» отмечает, что публикация документов советских архивов показала необоснованность страхов на Западе относительно возможности возобновления гражданской войны в Греции [14]. Это исследование, написанное в русле подходов «новой истории холодной войны», отличается сбалансированными подходами, использованием широкого спектра источников.
Крупнейшим канадским специалистом по греческой гражданской войне является А. Героли-матос [15]. Опубликовано несколько ценных сборников статей по гражданской войне в Греции [16]. Исследование советско-американских отношений в Греции требует осмысления роли британского фактора. Большим подспорьем для этого служит исследование позиции британского лейборист-ского правительство по греческому вопросу [17].
Весьма своеобразным сочинением является работа выдающего греческого политика, премьер-министра Греции Андреаса Папандреу «Демократия под дулом пистолета: греческий фронт». В этой работе политика Вашингтона была подвергнута резкой критике. А. Папандреу обвинил американцев в последовательной поддержке правых сил. По его мнению, в результате прихода к власти при активном американском содействии А. Папагоса Греция превратилась в колонию США. По демократическому процессу был нанесен мощный удар [18].
Изучение историографии показывает необходимость дальнейшего исследования советско-американских отношений в Греции, а также международных отношений на Балканском полуострове в 1949-1953 гг. Новые методологические подходы к изучению советско-американской конфронтации, предлагаемые представителями «новой истории холодной войны», заметное расширение источни-ковой базы исследования, в том числе рассекречивание документов ЦРУ, некоторых материалов отечественных архивов, позволяет заметно обогатить наши представления о политике двух сверхдержав на Балканах. Осмысление новых данных позволит по-новому определить место Балканского полуострова в советско-американской конфронтации в период «апогея» холодной войны.
Место Греции в американской стратегии в 1949-1953 гг. определялось ее значением для обеспечения интересов Вашингтона в Восточном Средиземноморье и на Ближнем Востоке. Хотя Турция рассматривалась как более стратегически значимая для США страна, ситуация в ней в отличие от Греции не вызывала опасений. Концептуальной основой американской политики стала директива Совета национальной безопасности (СНБ) № 42/1 «Цели США в отношении Греции и Турции для противодействия советской угрозе безопасности США», одобренная президентом Г. Трумэном 23 марта 1949 г. В документе констатировалось, что «СССР стремится к доминированию в Греции, используя греческие партизанские силы и пропаганду». Партизаны в Греции поддерживаются Советским Союзом и тремя его сателлитами.
Объединенный комитет начальников штабов 24 ноября 1948 г. пришел к выводу, что «с военной точки зрения... до тех пор, пока СССР проводит экспансионистскую политику, безопасность Восточного Средиземноморья и Ближнего Востока имеет критически важное значение для безопасности Соединенных Штатов. Греция и Турция стоят на пути советской экспансии в этом районе, и, следовательно, в соответствии с нашими национальными интересами безопасности, очень важно, чтобы они не попали под контроль или доминирование СССР».
Совет национальной безопасности констатировал, что военная и экономическая помощь США помешала установлению коммунистического господства в Греции. Вашингтон не был готов направить собственные войска в Грецию, но считал необходимым присутствие британских войск, даже в небольших количествах, ибо они выступают в роли сдерживающего фактора от вторжения в Грецию регулярных войск стран социалистического лагеря. В случае прекращения американской помощи предсказывалось резкое ухудшение экономической ситуации в Греции.
По мнению специалистов СНБ, греческая армия теперь не нуждалась в увеличении численности, требовалось добиться ее большей эффективности. Важной задачей было также повышение управленческой эффективности правительства Греции. С этой целью американский посол поощрял эволюцию страны в направлении большей политической стабильности и уменьшения политического вмешательства в военные дела.
Одной из важнейших проблем по-прежнему являлась помощь греческим партизанам из Албании, Болгарии и Югославии. Наиболее слабым звеном в советской системе после конфликта И. В. Сталина и И. Б. Тито стала Албания, которая оказалась изолированной от государств Коминформа, будучи в то же время небольшим государством и обладая весьма слабой экономикой. Позиция Югославии по греческому вопросу не претерпела после резолюции Коминформа больших изменений, и помощь греческим партизанам продолжалась. Соединенные Штаты, используя заинтересованность Тито в развитии экономических контактов с западными государствами и его стремление проводить отличную от СССР и его сателлитов внешнюю политику, намеревались вступить в более тесные экономические отношения с Югославией, в том числе с целью добиться отказа Белграда от помощи греческим партизанам. Ситуация в Болгарии с позиции интересов США расценивалась как «бесперспективная» и констатировалось, что она подпала под «полное советское господство» [19].
Закрытие границы Югославии и Греции по решению югославского премьер-министра И. Б. Ти-то стало одним из факторов, который способствовал скорому поражению Демократической армии Греции, хотя значение этого события не следует преувеличивать. К лету 1949 г. греческие партизаны уже находились на грани разгрома, а версия о «предательстве Тито» оказалась удобна лидерам греческих коммунистов, так как позволяла возложить основную ответственность за поражение на югославского лидера.
Впервые о своем решении закрыть границу с Грецией Тито сообщил члену британского парламента Ф. Маклину в июне 1949 г. Вскоре пос-
ле этой беседы Лондон выразил готовность предоставить кредит Югославии [20]. 9 июня глава югославской дипломатии Э. Кардель убеждал американского посла в Белграде К. Кэннона, что Югославия прекратила оказывать помощь греческим партизанам [21]. 10 июля Тито во время выступления в Пуле объявил о закрытии югославско-греческой границы [22]. Заявление Тито было с удовлетворением воспринято в Вашингтоне. В письме министру обороны США Л. А. Джонсону от 4 августа госсекретарь Д. Ачесон положительно оценил публичное заявление Тито о закрытии греческой границы и некоторые шаги югославов к восстановлению отношений с законным правительством Греции [23]. 1 июля состоялась беседа югославского посла в Вашингтоне С. Косанови-ча и Д. Ачесона, на которой обсуждались вопросы американо-югославского экономического сотрудничества. Косанович заверил Ачесона, что Югославия не оказывает материальную помощь греческим коммунистам, а только принимает беженцев из Греции и размещает их в специальных лагерях. Ачесон подчеркнул, что «прекращение югославской помощи греческим партизанам было бы очень полезно для Соединенных Штатов» [24]. Во время беседы с американскими дипломатами в Вашингтоне 16 августа Косанович, характеризуя ситуацию на греко-югославской границе, сослался на речь Тито о закрытии границы [25].
В августе греческим правительственным войскам удалось нанести решающее поражение Демократической армии Греции (ДАГ). Их удачные действия в районе Граммоса и Вици поставили греческих партизан перед угрозой полного окружения и уничтожения. Единственным спасением был переход греко-албанской границы. Н. Захариадис вынужден был отдать приказ об эвакуации ДАГ в Албанию. Последние бои произошли 28-30 августа [26]. Всего в эмиграции оказалось 57 тыс. человек - партизан и членов их семей. Партизаны нашли убежище в Албании и Болгарии, некоторым удалось перейти греко-югославскую границу.
Бойцов ДАГ ожидал в этих странах холодный прием. Они были разоружены и задержаны властями. По данным американской разведки, не предпринималось усилий по восстановлению партизанских формирований. В начале сентября Э. Кардель сообщил американским дипломатам, что «русские уже списали Грецию». Албания же заявила, что интернирует бывших партизан [27].
Непростой оставалась и внутриполитическая ситуация в Греции. 24 июня 1949 г. умер престарелый премьер-министр Греции Ф. Софулис. Смерть авторитетного политика и одновременно компромиссной фигуры усугубила противоречия внутри греческой элиты. Лидер крайне правой Народной партии К. Цалдарис стремился создать
правительство исключительно из членов своей партии, а лидер либералов С. Венизелос заявил о том, что не войдет в правительство с участием Цалдариса. Госдепартамент полагал, что исключительно правое правительство станет объектом сокрушительной критики как внутри Греции, так и за рубежом. Госсекретарь дал американскому послу Г. Грэйди инструкции встретиться с ведущими греческими политиками и побудить их к сотрудничеству. Американский посол встречался с Цалдарисом и Венизелосом и убеждал их сотрудничать в новом правительстве. Вместе со своим английским коллегой Грэйди разработал несколько вариантов выхода из очередного политического кризиса. Давление Вашингтона и Лондона в итоге дало результаты. Место премьер-министра занял нейтральный Александрос Диомидис. Цалдарис сохранил пост министра иностранных дел, а также стал заместителем главы правительства. Венизелос также стал заместителем Диомидиса [28].
Важной задачей американской дипломатии в новых условиях стало «устранение угрозы со стороны партизан, которые нашли убежище в Албании». Их присутствие в районе границы создавало бы постоянную угрозу Греции. По мнению США, только албанское правительство теперь было способно воспрепятствовать реорганизации и перевооружению партизанских отрядов с тем, чтобы они не могли вновь возвратиться на территорию Греции с целью продолжения борьбы [29]. Вашингтон считал, что Албания в силу внутренних трудностей и отсутствия границ с государствами Коминформа весьма уязвима для давления со стороны западных держав и ООН. На Тирану было оказано международное давление с целью не допустить возобновления гражданской войны в Греции. В то же время США выступили против идеи проведения военной операции греческой армии против Албании. Афины дали понять Вашингтону, что изучают такую возможность. При этом Цалдарис заверил США, что в этом случае будут преследоваться только цели уничтожения партизан [30]. 11 сентября военный министр Греции П. Канеллопулос предупредил северных соседей Греции о том, что возобновление поддержки ими партизан приведет к военным действиям с целью ликвидации партизанских баз. Американский посол Грэйди считал, что это заявление может быть предвестником вторжения Греции в Албанию [31].
Лондон также разрабатывал планы смены политического режима в Албании. В соответствии с ними предполагалось создать несколько вооруженных групп из албанцев-эмигрантов, которые должны были захватить какой-либо район Албании и объявить о создании временного правительства. На помощь новому албанскому пра-
вительству пришел бы Запад. Однако эти планы быстро стали известны СССР через агента советской разведки К. Филби. Информация была сразу же передана Э. Ходже и, по-видимому, повлияла на его позицию по греческому вопросу. Албанцы теперь действовали более осторожно и стремились не провоцировать конфликты на границе с Грецией [32].
Американский посол в Москве А. Кэрк призывал Госдепартамент к «предельной бдительности», так как СССР не отказался от своих конечных целей в Греции, осуществление которых было «временно приостановлено поражением партизан и отступничеством Тито». «...Я убежден, - писал посол, - что Советы по-прежнему будут использовать любую политическую или дипломатическую возможность, чтобы поставить своих друзей у власти в Афинах» [33]. Начальник американской Объединенной группы военных советников и планирования ^ШМАРС) генерал-лейтенант Джеймс Ван Флит также считал, что Советский Союз может «возобновить атаку» [34].
16 октября греческие коммунисты официально объявили о приостановке военных действий [35]. Д. Ачесон выпустил по этому поводу специальное заявление, в котором говорилось, что причиной прекращения огня стал полный разгром партизан. Впервые с начала гражданской войны правительственным войскам удалось взять под контроль северные границы Греции, а остатки партизанской армии численностью примерно 2 тыс. человек были рассеяны маленькими группами по всей стране. В заявлении подчеркивалось, что у Госдепартамента нет достоверной информации о том, что партизаны, оказавшиеся на территории Албании и Болгарии, были разоружены или интернированы [36]. Осенью 1949 г. Г. Трумэн дал указание послу США Г. Грэйди оказать давление на греческое правительство с целью не допустить массовые казни заключенных и удержать греков от применения излишне жестких карательных мер в отношении бывших партизан [37].
Соединенные Штаты сочли целесообразным использовать механизмы ООН для окончательного урегулирования греческого кризиса. Этот вопрос был вынесен на обсуждение Генеральной Ассамблеи, которая открылась 20 сентября 1949 г. Итогом обсуждения греческого вопроса на Четвертой сессии Генеральной Ассамблеи ООН стало принятие резолюции от 27 ноября 1949 г., составленной на основании американских предложений. Албания называлась «главным источником материальной поддержки» партизанского движения в Греции. Действия Албании характеризовались как «угрожающие миру на Балканах» и в случае перехода партизанами границы Гре-
ции предполагалось созвать специальную сессию Генеральной Ассамблеи «с целью рассмотрения дальнейших шагов, необходимых для устранения угрозы миру». Резолюция призывала Албанию, Болгарию и другие государства немедленно прекратить какую-либо помощь партизанам, включая и возможность использовать их территорию как базу для подготовки и открытия боевых действий [38]. Албания, Болгария и Югославия со своей стороны заявили, что греческие партизаны, которые вступили на их территории, были разоружены и интернированы.
Острой проблемой стал вопрос о репатриации греческих детей. Генеральная Ассамблея ООН в своей резолюции № 193 (III) C от 27 ноября 1948 г. рекомендовала «возвращение в Грецию греческих детей, в настоящее время находящихся вдали от домашнего очага, в тех случаях, когда сам ребенок, его отец или мать или, в их отсутствие, ближайший родственник выразят в том желание» [39]. Через год ООН вынуждена была констатировать, что ее резолюция не выполняется и греческие дети до сих пор не возвращены домой [40]. В странах Восточной Европы находилось приблизительно 20 тыс. детей из Греции. Свою озабоченность относительно судьбы греческих детей неоднократно выражал президент США Г. Трумэн [41]. Обе палаты Конгресса США также потребовали немедленной репатриации детей [42]. Однако страны советского блока, за исключением Югославии, отказывались исполнять решение Генеральной Ассамблеи ООН [43].
Поражение в гражданской войне означало провал курса Н. Захариадиса на захват власти вооруженным путем. В КПГ нарастали противоречия между руководителями. В октябре в г. Бухаресте состоялся VI Пленум ЦК КПГ, который контролировался Захариадисом и провозгласил перенос центра тяжести «от военной вооруженной деятельности» на «организацию и руководство экономической и политической борьбой всех слоев трудящихся». Ответственность за поражение партизанского движения возлагалась на «предателя Тито» [44].
Угроза интервенции заставила лидера албанских коммунистов Э. Ходжу действовать очень осторожно в своей греческой политике. К тому же в течение 1949 г. нарастали разногласия между руководством КПГ и Албанской компартией. Ходжа считал, что греческие коммунисты допустили серьезные ошибки, начиная с заключения Варкизс-кого соглашения, их стратегия и тактика в годы гражданской войны оказались ошибочными. Руководство КПГ выступило с ответной критикой, на что албанские коммунисты отреагировали высылкой из Албании греческих партизан [45].
Конфликт греческих и албанских коммунистов должна была разрешить ВКП(б). В январе
1950 г. в Москве в рабочем кабинете И. В. Сталина состоялась встреча руководителей компартий трех стран - Советского Союза, Албании и Греции. В ней принимали участие И. В. Сталин, В. М. Молотов, Г. М. Маленков, от Албании Э. Ходжа, М. Шеху, от КПГ - Н. Захариадис и М. Парцалидис [46]. Албанский лидер выступил с резкой критикой руководства КПГ. Как писал Ходжа в своих мемуарах, «Центральный Комитет нашей партии не мог допустить, чтобы Албания стала центром, откуда руководство Коммунистической партии Греции развертывало бы свою деятельность, он также не мог допустить, чтобы в нашей стране организовались и готовились войска для возобновления войны в Греции» [47]. Лидер КПГ защищал стратегию и тактику ДАГ. Основную вину за поражение греческих коммунистов Захариадис возложил на Тито. «Если бы мы знали еще в 1946 году, что Тито станет изменником, то мы не начали бы борьбу против греческих монархо-фашистов», - заявил Заха-риадис [48]. Сталин выступил в роли «миротворца», но в конечном итоге поддержал позицию Ходжи. Он обратил внимание, что страны советского блока приняли всех греческих беженцев -бывших партизан. Оружие, которое албанцы отобрали у греков «принадлежало албанцам». Принимая партизан, Албания «ставила под угрозу свою независимость» [49]. Таким образом, Сталин выступил против превращения Албании в базу греческих партизан. Эмигранты из Греции были размещены в Советском Союзе в Узбекской ССР (примерно 25 тыс. человек), а также Румынии, Болгарии, Венгрии, Чехословакии и Югославии.
Окончание гражданской войны позволило американцам поставить вопрос о резком сокращении военных расходов Греции, которые являлись серьезным тормозом ее экономического развития. Посол Г. Грэйди последовательно отстаивал идею сокращения численности греческой армии. Он выступил за ее уменьшение к 1 января 1950 г. на 50 тыс. человек [50]. Позицию посла полностью поддержал Госдепартамент и американские миссии в Греции. 23 октября Грэйди направил соответствующее письмо премьер-министру А. Диомидису. Американский посол ясно дал понять, что США не собираются финансировать одновременно и программу экономической реконструкции Греции, и ее огромную армию, численность которой составляла 260 тыс. человек. Большие военные расходы, отмечал Грэй-ди, отвлекают финансовые ресурсы от выполнения задач восстановления и реконструкции греческой экономики, делают невозможным достижение сбалансированного бюджета. Диомидис 26 октября объявил о планах греческого правительства сократить армию до 31 декабря на 50 тыс. человек [51].
Американские советники считали эти сокращения только началом. В январе 1950 г. Грейди потребовал до конца года сократить численность национальной армии до 80 тыс. человек, военно-морского флота - до 7 тыс., воздушного флота до 5 700, а жандармерии - до 23 200. В противном случае, заявлял американский посол, Вашингтон может сократить экономическую и военную помощь стране. Грэйди считал маловероятным возобновление в Греции партизанской войны. По его мнению, Греция могла позволить себе лишь небольшие по численности вооруженные силы [52]. Начало Корейской войны несколько скорректировало первоначальные планы, и Афинам было разрешено сохранить армию численностью примерно 164 тыс. человек. В итоге Греция сохранила многочисленную и дорогую военную машину [53].
К концу 1950 финансового года затраты США на греческие вооруженные силы с 1947 г. составили 458,7 млн долларов, в том числе 112,9 млн -в 1950 г. Численность греческих вооруженных сил к 31 мая 1950 г. была сокращена до 135 400 военнослужащих. Была сокращена и ^БМАРС с 527 до 266 человек. Начало Корейской войны остановило этот процесс [54]. Планировалось урезать ассигнования из бюджета США на военную помощь Греции. 1 июня Г. Трумэн обратился к Конгрессу с предложением сократить военную помощь Греции и Турции в 1951 финансовом году вдвое по сравнению с 1951 г. и выделить на эти цели 120 млн долларов [55].
Нападение Северной Кореи на Южную скорректировало американские планы военной помощи Греции. Уже 1 августа президент обратился с письмом к спикеру палаты представителей Конгресса с просьбой одобрить ассигнование дополнительных 4 млрд долларов на военную помощь иностранным государствам. Греции, Турции и Ирану предлагалось дополнительно выделить 193 млн долларов. Законопроект был одобрен Конгрессом и подписан президентом 23 сентября [56].
Начало Корейской войны также заставило США скорректировать собственные оценки относительно вероятности новой войны на Балканах. В подготовленном помощником госсекретаря по ближневосточным, южноазиатским и африканским делам Г. Макги меморандуме от 22 июля 1950 г. агрессия по корейскому образцу со стороны стран-сателлитов Советского Союза против Греции не исключалось. Озабоченность в Вашингтоне вызвала пропагандистская компания, развернутая Коминформом с конца июня. В статье Н. Захариадиса в газете «За прочный мир, за народную демократию!» от 30 июня говорилось, что «ось» Афины - Белград под руководством Вашингтона и Лондона готовит агрессию против Албании и Болгарии [57]. Соединенные
Штаты оценивали эту пропаганду как возможный сигнал о подготовке агрессии государств Коминформа против Греции. Госдепартамент считал, что предполагаемая угроза со стороны «оси» Афины - Белград может быть использована как предлог для размещения советских войск в Болгарии, которые угрожали бы Югославии, Греции и Турции, не исключалась и вероятность нападения Болгарии на Грецию. В случае агрессии советских сателлитов против Греции США должны были оказать всю возможную военную и экономическую помощь, в случае необходимости отправки наземных сил Вашингтон намеревался возложить это бремя на Великобританию и Турцию [58].
В августе Макги отмечал, что захват советскими сателлитами даже только северных областей Греции Македонии и Фракии означал бы фактическое окружение Югославии и Черноморских проливов, а также получение СССР прямого доступа к Средиземному морю. Министерство обороны США пришло к выводу об уязвимости греческой армии в случае нападения Болгарии с использованием бронетанковой техники. В связи с этим Макги выступил за наращивание американской военной помощи с целью безотлагательного усиления греческих вооруженных сил [59].
Предварительный итог осмысления места Греции в американской стратегии после начала Корейской войны был подведен в директиве СНБ № 73/4 «Позиция и действия Соединенных Штатов в отношении возможных последующих советских шагов в свете корейской ситуации» от 25 августа 1950 г. В документе говорилось, что США должны ускорить перевооружение греческой армии и развернуть вооруженные силы для поддержки страны, которые могут быть предоставлены без ущерба для национальной безопасности Соединенных Штатов [60].
3 октября госсекретарь Д. Ачесон вручил греческому послу в США А. Политису вербальную ноту, в которой предложил Греции принять участие в работе Североатлантического совета, разрабатывавшего планы по защите Средиземноморья [61]. Греческое правительство «с готовностью приняло предложение» [62].
В мае 1951 г. Совет национальной безопасности принял новую директиву СНБ 103/1 «Позиция Соединенных Штатов в отношении Греции». В документе была зафиксирована позиция США о необходимости включения Греции в число полноправных членов Организация Североатлантического договора. Также Вашингтон выступил за более тесное сотрудничество Греции и Югославии. Во внутриполитической сфере приоритетом для американцев оставалась стабилизация политической ситуации в Греции через изменение избирательной системы с целью формирования ус-
тойчивого правительства. СНБ пришел к выводу, что пропагандистская компания Коминформа против Греции как инструмента американо-британского империализма преследует цель подготовить моральное оправдание любой возможной агрессии советских сателлитов и отвлечь внимание народов Болгарии и особенно Албании от нарастания проявлений враждебности в отношении собственных промосковских режимов. Соединенные Штаты очень беспокоило продолжающееся увеличение военного потенциала Болгарии, которая, по данным американской разведки, имела от 500 до 600, а по некоторым сообщениям - 900 танков Т-34, что представляло серьезную угрозу для Греции. В то же время США не видели признаков наличия планов у Кремля начать боевые действия в текущем году, но, говорилось в документе, «нет также никакой гарантии, что такие намерения не существуют» [63]. ЦРУ в собственной оценке советской политики от 2 августа 1951 г. приписывало Кремлю стремление «обеспечить контроль над Грецией и Турцией», но считало вероятность нападения советских сателлитов на Грецию и Турцию невысокой. Аналитики указывали на ограниченность военных возможностей этих государств, а кроме того, эта акция привела бы к вмешательству США и ООН [64]. На сессии Совета НАТО в сентябре 1951 г. в Оттаве было принято решение принять Грецию в НАТО.
В конце 1951 г. между США и Грецией было подписано двустороннее соглашение об участии Греции в программе помощи по обеспечению взаимной безопасности (МБАР) [65]. Протокол о принятии Греции и Турции в НАТО вступил в силу 15 февраля 1952 г. [66] 18 февраля греческий парламент одобрил законопроект о включении Греции в Атлантический пакт. Против голосовали только депутаты от Единой демократической левой партии (ЕДА) [67]. Одновременно продолжалось свертывание британского присутствия в стране. С 13 января 1952 г. английские военная и военно-воздушная миссии прекратили свою деятельность на территории Греции [68].
Период 1950-1952 гг. стал временем активного вмешательства американских дипломатов во внутриполитические процессы в Греции. 5 марта 1950 г. в Греции прошли новые парламентские выборы. По их итогам крайне правая Народная партия получила заметно меньше мест в парламенте, чем на выборах 1946 г., - 62. Либеральная партия во главе с С. Венизелосом завоевала 56 мест, другая центристская партия - Национальный прогрессивный союз центра (ЭПЭК) Н. Пластираса и Э. Цудероса - получила 45 мест, Демократическая социалистическая партия Г. Па-пандреу обеспечила себе 35 мест. Демократический блок, в работе которого принимала участие
официально запрещенная КПГ, получил 9,6% голосов избирателей и 18 мест в парламенте. Новым трендом греческой политической жизни было некоторое уменьшение поляризации политического спектра и усиление влияния центристских и левоцентристских партий.
Переговоры лидеров центристских партий после выборов завершились принятием решения о формировании коалиционного правительства во главе с Н. Пластирасом. США поддержали достигнутую договоренность, так как считали, что она будет способствовать достижению большей политической стабильности и позволит сосредоточиться на решении насущных экономических проблем. 15 марта во время беседы с королем Греции Павлосом I посол США Грейди высказался в поддержку кандидатуры Н. Пластираса на пост премьер-министра Греции и против С. Ве-низелоса [69]. В Вашингтоне считали, что выборы показали колебание общественных настроений в Греции в пользу умеренных политических сил левого фланга и необходимы «новые лица» в греческом правительстве [70]. Однако Павлос, который не любил республиканца Пластираса, участвовавшего в перевороте против его отца короля Константиноса I, назначил премьер-министром Венизелоса и настоял на аннулировании достигнутого соглашения о формировании коалиционного правительства. Теперь новый кабинет, сформированный Либеральной партией, стал правительством меньшинства. Такое развитие событий вызвало недовольство Вашингтона, так как сохраняло внутриполитическую нестабильность. Грэйди в своих мемуарах не скрывает своего негативного отношения к С. Венизелосу, отметив, что «группа под руководством Венизе-лоса была озабочена исключительно своей политической судьбой» и ее мало интересовала греческая экономика [71].
31 марта посол Г. Грэйди послал письмо новому премьер-министру С. Венизелосу. Через несколько дней, 4 апреля, это письмо было опубликовано в прессе. Деятельность греческого правительства в экономической сфере была оценена как неудовлетворительная. Грэйди выступил за создание «стабильного и эффективного правительства, поддерживаемого народом и парламентом», способного проводить долгосрочный курс и эффективно использовать американскую помощь. Американский посол осудил «безответственные разговоры о приостановлении работы парламента или новых выборах», что может «только создать атмосферу политической и экономической неопределенности». Грэйди потребовал резкого сокращения правительственных расходов, в том числе на вооруженные силы, установления потолка государственного долга, упрощения и рационализации налоговой системы и
поддержки частных инвестиций. В письме давалось понять, что в противном случае американская помощь Греции может быть прекращена [72]. Грэйди писал госсекретарю, что своим письмом он пытается побудить «слабое и безответственное» греческое правительство к действию [73].
Венизелос расценил письмо как косвенную критику своей политической позиции и сразу же ушел в отставку. Греческому королю не оставалось ничего другого как предложить пост премьер-министра Н. Пластирасу. Г. Папандреу стал заместителем премьер-министра. Греческая пресса и сам король расценили письмо Грэйди как вмешательство США во внутренние дела Греции. Однако левоцентристское правительство Плас-тираса также оказалось неустойчивым, подвергаясь постоянным нападкам со стороны королевского двора. В итоге 13 сентября 1950 г. Венизе-лос вернулся на пост премьер-министра [74].
Внутриполитическое положение Греции оставалось нестабильным, правительства Пластираса и Венизелоса - Папандреу не располагали собственным большинством в парламенте и находились в зависимости от оппозиционных партий, которые могли вынести вотум недоверия. В связи с этим все большей популярностью в греческой элите пользовалась идея выхода на политическую арену авторитетного военного, который бы мог сплотить политиков правого спектра. Наиболее очевидной кандидатурой на эту роль был герой войны с Италией 1940-1941 гг., победитель партизан в 1949 г. А. Папагос. Кандидатура Папагоса на пост премьер-министра рассматривалась королевском двором еще в 1949 г. Тогда же ему по настоянию короля было присвоено высшее воинское звание «стратег», эквивалентное фельдмаршалу. Соединенные Штаты первоначально относились к Папагосу осторожно, так как он считался сторонником правых сил [75]. Г. Грейди последовательно выступал против такого варианта, который не способствовал бы утверждению в Греции демократической политической системы [76].
Назначенный новым американским послом в Греции Дж. Пьюрифой, имевший более консервативные взгляды в отличие от либерала Грэйди, наоборот, склонялся к поддержке Папагоса. 3 ноября 1950 г. состоялась встреча Пьюрифоя и короля Павлоса. Монарх высказал свое мнение, что очередное греческое правительство во главе с Венизелосом недолго продержится у власти и в случае его падения он намерен назначить новые выборы. В качестве кандидата на пост будущего правительства Павлос рассматривал Папагоса, который должен был сформировать блок и имел шансы уверенно победить на выборах. Американский дипломат полностью поддержал планы греческого короля, назвав его решение «опти-
мальным для Греции», и заявил, что король может рассчитывать на полную поддержку посольства [77]. Госсекретарь Д. Ачесон в ответ на запрос Пьюрифоя согласился с мыслью, что в рамках существующего парламента невозможно образование никакой долговременной коалиции, поэтому проведение в ближайшей перспективе новых выборов по мажоритарной системе было бы разумной мерой. Глава Госдепартамента выражал озабоченность относительно позиции королевского двора в отношении ЭПЭК и лично Н. Пастираса, подчеркнув, что Вашингтон выступает против любых решений, которые могут привести к очередному расколу греческой политической элиты [78]. Получение санкции Вашингтона на назначение Папагоса позволило королевскому двору начать подготовку к осуществлению своего плана.
Однако весной 1951 г. неожиданно отношения Папагоса и короля резко испортились. Пав-лос опасался, что маршал затмит его на политической арене, к тому же влияние Папагоса в армейских кругах продолжало расти при одновременном ослаблении позиций короля. Маршал имел тесные связи с влиятельной тайной праворадикальной офицерской организацией «Священный союз греческих офицеров» (ИДЕА).
Важным событием в политической жизни Греции стали события 30-31 мая 1951 г., когда была совершена попытка военного переворота в связи с отставкой маршала А. Папагоса. 30 мая Папа-гос подал в отставку с поста главнокомандующего греческой армией, командование вооруженными силами Павлос возложил на себя лично. В ответ в ночь с 30 на 31 мая высокопоставленные члены ИДЕА предприняли попытку путча: подчиненные им войска были выведены из казарм, занят ряд объектов в Афинах. В этой ситуации Папагос рано утром 31 мая прибыл в Генеральный штаб и потребовал немедленно прекратить выступление.
Попытки американцев вернуть Папагоса в армию не увенчались успехом. 6 июня Пьюри-фой официально заявил, что Папагос не согласился взять обратно свою отставку и «греческий народ, благодарный маршалу за услуги, оказанные им Греции, воспользуется его услугами и в будущем». Тем самым, как отмечали дипломаты советского посольства, «Госдепартамент США устами своего посла благословил выступление Папагоса на политической арене и показал свое благосклонное отношение к этому варианту» [79].
30 июля 1951 г. был распущен парламент и на 9 сентября назначены выборы. Папагос немедленно объявил о своем решении в них участвовать. Королевский двор развернул кампанию по дискредитации маршала. В итоге Греческий Сбор во главе с Папагосом не смог собрать большин-
ства голосов, получив только 36% и 116 из 258 мест. При этом центристские партии вместе набрали 46%. Новым премьер-министром Греции стал Н. Пластирас. Папагос отказался войти в правительство и потребовал проведения новых выборов. Госдепартамент высказывался в поддержку создания коалиции Венизелоса и Папагоса, которые вместе смогли бы создать устойчивое правительство [80].
Посол США Пьюрифой неоднократно заявлял о том, что греческое правительство предпринимает недостаточно усилий для оздоровления экономики. Американские специалисты выдвинули программу из 6 пунктов: ввести контроль над заработной платой и ценами, рационировать (ввести распределение по карточкам) важнейшие товары потребления, снизить правительственные расходы и увеличить доходы, выработать здоровую программу импорта и капиталовложений, а также реальную сельскохозяйственную политику и ввести контроль над кредитами [81].
Экономическая помощь США Греции в 19511953 гг. продолжала снижаться. Если в 1949-1950 бюджетном году эта помощь составляла 287,4 млн долларов, то уже в следующем бюджетном году помощь снизилась до 181 млн долларов и продолжала падать в дальнейшем, составив в 1952-1953 бюджетном году только 80,6 млн долларов [82].
К началу 1952 г. внутриполитическая ситуация в Греции оставалась напряженной. Усиливались разногласия между двумя политическими лагерями - правительством ЭПЭК и либералов, возглавляемых генералом Н. Пластирасом, и оппозиционным Греческим Сбором маршала А. Папагоса. Американский посол Пьюрифой многократно совещался с партийными лидерами и королем Павлосом I с целью донести позицию Вашингтона, что только политическая стабильность и национальное единство будут содействовать оказанию американской помощи [83].
В этой ситуации США окончательно сделали ставку на приход к власти Папагоса с целью быстрого решения проблемы хронической политической нестабильности в Греции. В начале года в Вашингтон через дипломатические каналы и по линии ЦРУ поступили тревожные сообщения о неспособности правительства Пластираса стабилизировать политическую ситуацию, новых интригах королевского двора против Папагоса. К тому же резко ухудшилось состояние здоровья самого Пластираса. Свою озабоченность ситуацией в Греции высказал в беседе с госсекретарем Д. Ачесоном президент Г. Трумэн. Ачесон сообщил президенту о намерении посольства США в Греции оказать давление на короля и греческих политиков с целью включения в правительство Папагоса, а возможно, и проведения новых выборов по мажоритарной системе [84].
С целью ослабления позиций Папагоса король Павлос и С. Венизелос задумали внести изменения в избирательный закон и вернуться к «простой пропорциональной» системе. Посол Дж. Пьюрифой выступил последовательным сторонником мажоритарной системы, основанной на принципе большинства. В марте 1952 г. он публично заявил, что пропорциональная система выборов в стране не будет способствовать стабилизации политического положения. При этом американский представитель аргументировал свое вмешательство возможностью неэффективного использования экономической помощи США. Греческое правительство под давлением американцев вынуждено было отозвать законопроект, уже внесенный в парламент, который предусматривал восстановление «простой пропорциональной» избирательной системы [85]. Во время беседы с американским послом лидер либералов Венизелос вынужден был заверить, что, хотя он и принимал участие в подготовке законопроекта о пропорциональной системе, у него не было намерений внести его в парламент без предварительной консультации с Пьюрифоем. Посол писал в Госдепартамент, что, по его мнению, «есть моменты, когда наше вмешательство в интересах США и американского налогоплательщика должно быть своевременным, твердым и решительным» [86]. Король Павлос впоследствии признавал, что мажоритарная система была принята по настоянию американского посла [87]. Новая избирательная система была утверждена парламентом в сентябре 1952 г. В Греции устанавливалась мажоритарная система, женщины получили право голоса. Одной из задач реформы было прекращение постоянной ротации греческих премьер-министров. США выступили за скорейшее проведение выборов по новой системе [88]. Пьюри-фой дал понять, что правительство Пластираса теперь неприемлемо для США [89].
На выборах 16 ноября 1952 г. Папагосу, которого открыто поддерживали американцы, удалось выиграть у центристских партий. Греческий Сбор собрал больше 49% голосов и получил 247 из 300 мест в парламенте. ЭПЭК во главе с генералом Пластирасом, несмотря на то что за него проголосовали 36% избирателей, получил только 51 место. Единая демократическая левая партия получила около 10% голосов, но из-за мажоритарной системы не смогла обеспечить ни одного места в парламенте. По итогам выборов было сформировано первое после гражданской войны однопартийное правительство. Политический расклад резко изменился. Теперь правительство, опиравшееся на парламентское большинство, обрело стабильность, Греция получила сильного премьер-министра, ослабли позиции королевского двора [90]. Таким образом, к власти в
Греции пришло правоцентристское правительство во главе с маршалом Папагосом, приоритеты которого совпадали с американскими.
Правительство А. Папагоса стремилось развивать свободную рыночную экономику и считало своим приоритетом интеграцию Греции в сообщество западных стран. Со своей стороны США осуществляли финансовую и военную поддержку Греции. Папагос провел девальвацию драхмы и предпринял меры по привлечению в страну иностранных капиталов. С помощью американцев осуществлялись инфраструктурные проекты: строились новые мосты и дороги. Проводимые правительством меры стали предпосылкой экономического бума 1950-х гг., который позволил начать осуществление программы реконструкции страны.
Советский Союз после поражения партизанского движения лишился рычагов воздействия на ситуацию в Греции. Советско-греческие отношения оставались фактически замороженными вплоть до 1953 г., когда уже новое советское руководство пошло на урегулирование отношений с греческим правительством, которое еще недавно именовалось «монархо-фашистским».
В то же время пропагандистское давление на Грецию продолжалось. К середине 1950 г. в Москве была сформулирована собственная «программа» урегулирования греческого кризиса, которая во многом базировалась на предложениях, озвученных еще в мае 1949 г., но была абсолютно неприемлема для западных держав и официальных Афин. В утвержденных 26 июля 1950 г. Политбюро ЦК ВКП(б) директивах делегации СССР на V Сессии Генеральной Ассамблеи ООН давались указания возражать против включения в повестку дня вопроса «Угроза политической независимости и территориальной целостности Греции», мотивируя свою позицию тем, что «англо-американский блок» преследует цель отвлечь внимание от непрекращающегося террора в Греции со стороны монархо-фашистского правительства и сохранить этот режим у власти. Совет-ские дипломаты должны были придерживаться прежних установок и заявлять, что в действительности проблема заключается не в угрозе политической независимости и территориальной целостности Греции со стороны ее северных соседей, а в необходимости устранения иностранного вмешательства во внутренние дела греков и вывода из Греции иностранных войск и миссий. Делегаты должны были «разоблачать непрекращающийся в Греции разгул фашистского террора в отношении демократических деятелей и организаций». Советская программа нормализации положения в Греции включала следующие мероприятия:
- «прекращение свирепствующего террора со стороны монархо-фашистского правительства в Греции»;
- объявление в Греции всеобщей амнистии и ликвидация концентрационных лагерей для греческих демократов;
- проведение всеобщих свободных парламентских выборов на основе пропорционального представительства;
- прекращение военного и политического вмешательства в дела Греции со стороны США и Англии;
- установление дипломатических отношений между Грецией и Албанией, а также между Грецией и Болгарией;
- роспуск Специального комитета ООН по Балканам [91].
Глава делегации Украинской ССР А. М. Барановский на заседании Политического комитета ГА ООН 13 ноября 1950 г. утверждал, что «Греция лишь по форме сохранила свою независимость, превратившись на деле в колониальный придаток США. Вмешательство США во внутренние дела Греции захватило все области жизни этой страны» [92]. Советская программа «урегулирования» в Греции была отклонена.
В противовес громкой пропаганде, реальная позиция Советского Союза была более осторожной, советское руководство явно не хотело новой войны на Балканах. В сентябре 1950 г. Кремль одобрил предложение албанского лидера Э. Ходжи о том, что следует воздержаться от переброски в Грецию через албанскую границу активистов КПГ [93]. 9 августа 1951 г. секретарь ЦК ВКП(б) М. А. Суслов и руководитель Внешнеполитической комиссии ЦК ВКП(б) В. Г. Григорьян приняли членов Политбюро ЦК КПГ В. Бардзотаса и Д. Вландаса, прибывших в Москву для получения советов. «Греческим товарищам» было сказано, что переброска вооруженных групп греческих партизан с территории Албании и Болгарии в Грецию нецелесообразна и она «никакого политического эффекта иметь не будет, даст лишь повод к провокациям против компартии Греции и будет способствовать осложнению международного положения Албании и Болгарии». Также Суслов и Гри-горьян обратили внимание на то, что продолжающиеся передачи радиостанции «Свободная Греция» о готовящемся нападении монархо-фашисткой армии на Албанию и Болгарию способствуют осложнению международной обстановки и вызывают нервозность в этих странах [94]. Советский Союз продолжал финансовую помощь греческим коммунистам. Например, осенью 1951 г. КПГ было передано 50 тыс. долларов [95].
Однако внимание американцев было приковано к заявлениям руководства греческих коммунистов, пропаганде радио «Свободная Греция», которые муссировали лозунг о «военной опасности», что делалось во многом из тактических соображений. В декабре 1950 г. появилась новая
статья Н. Захариадиса об американских авантюрных планах на Балканах. В ней утверждалось, что Вашингтон сколачивает два «треугольника». Первый - Афины - Белград - Анкара - направлен против Болгарии, а второй - Афины -Белград - Рим - против Албании. В статье прямо проводились параллели между ситуацией на Балканах и обстановкой на Корейском полуострове до начала войны. Публикация подобной статьи была воспринята серьезно и вызвала озабоченность в американском посольстве в Афинах. Посол США Дж. Пьюрифой в телеграмме госсекретарю от 12 декабря 1950 г. писал: «Госдепартамент хорошо знаком с практикой коммунистов, обвиняющих Запад в якобы существующих у него агрессивных планах именно там, где они сами задумывают провести агрессивные операции. Неизвестно, насколько Кремль считает Грецию такой территорией, но нет никакого сомнения, что провал партизанского движения серьезно озлобляет его и не рассматривается как окончательный. Эти соображения вместе с важными стратегическими преимуществами, проистекающими из захвата Греции и политических последствий в регионе Ближнего Востока, аналогичных последствиям на Дальнем Востоке при победе коммунистов в Корее, может побудить Кремль начать здесь наступление силами сателлитов в благоприятное и не столь отдаленное время». Пьюрифой выступил за ускорение поставок американского вооружения в Грецию [96].
В отчете Посольства СССР в Греции за 2-й квартал 1951 г. отмечалось тяжелое экономическое положение «монархо-фашистской» Греции. Огромные затраты на армию обусловливали высокий дефицит греческого бюджета. Подавляющая часть американской помощи, отмечали советские дипломаты, была направлена на военные нужды. Вашингтон «прибрал к рукам греческую армию» и видел в А. Папагосе «удобного человека, через которого они могут осуществлять свои агрессивные планы на Балканах и в восточной части Средиземного моря». Военная помощь США интерпретировалась как осуществление плана по превращению Греции в военный плацдарм «в свете агрессивных планов так называемой обороны Восточного Средиземноморья». «Подчинив себе политическую и экономическую жизнь страны и вооруженные силы, американцы продолжают распоряжаться в Греции как в своей вотчине», - констатировалось в документе [97]. Советские дипломаты традиционно акцентировали внимание на действительных и мнимых англоамериканских противоречиях, считая, что Лондон и Вашингтон борются за господство в Средиземном море. Так, в отчете советского посольства в Афинах выдвигалось предположение, что «отставка Папагоса была инспирирована англи-
чанами, которые в борьбе за влияние идут прежде всего по пути дискредитации американцев, создавая для них затруднения и стремясь показать их перед греческим и мировым общественным мнением как неспособных политиков» [98]. Контакты советских дипломатических представителей и греческих официальных лиц сводились лишь к протокольным формальностям [99].
Несмотря на советы Москвы, КПГ продолжала интенсивную пропагандистскую компанию, обвиняя американцев и «монархо-фашистов» в подготовке новой войны на Балканах. В брошюре «Положение в Греции» от февраля 1952 г. утверждалось, что США «хотят разжечь пожар на Балканах и во всем мире. Военная ось Афины -Белград, несмотря на глубочайшие противоречия между афинскими и белградскими лакеями Уоллстрита, стала действительностью...». Среди целей Вашингтона в Греции назывались «увеличение поставок пушечного мяса в Корею, усиление военных приготовлений, особенно против народных демократий - Албании и Болгарии». Греческие коммунисты утверждали, что весной 1951 г. американцы и «монархо-фашисты» планировали военное вторжение на территорию Албании (план «Молния») и только «борьба за мир во всем мире под руководством Советского Союза не позволила американским империалистам и монархо-фашистам разжечь военный пожар на Балканах». Расслабляться ни в коем случае нельзя, так как «американцы и монархо-фашисты дожидаются, когда народы Албании и Греции ослабят свою бдительность, чтобы перейти в наступление на Албанию». Греческие коммунисты утверждали, что присоединение Греции и Турции к НАТО «еще больше приближает войну на Балканах и во всем мире» и «по приказам американцев монархо-фа-шисты... поспешно готовят войну» [100].
В марте 1952 г. Советским Союзом была развернута кампания в защиту приговоренных к смертной казни группы греческих коммунистов, в том числе члена ЦК КПГ Никоса Белоянниса. Советский представитель С. К. Царапкин направлял в секретариат ООН многочисленные телеграммы о недопустимости приведения в исполнение смертных приговоров в отношении Бело-янниса и других 7 приговоренных к казни «греческих патриотов» [101]. Однако усилия Москвы оказались тщетны, и 4 из 8 приговоренных к смертной казни, в том числе Н. Белояннис, 30 марта были казнены [102].
Смерть И. В. Сталина стала рубежом в советской политике в отношении Греции. Приход к власти в Москве нового прагматичного руководства привел к корректировке советского внешнеполитического курса. Советский Союз развернул «мирное наступление», при этом наиболее ощутимым оно было на Балканах. Изменение совет-
ской политики греческое руководство восприняло с большой настороженностью. 2 апреля 1953 г. А. Папагос в интервью агентству «Ассошиэйтед Пресс» заявил, что не доверяет советской политике в отношении Запада, особенно по вопросу прекращения войны в Корее. Министр иностранных дел Греции Стефанопулос подтвердил греческую позицию: «Мы следим. с величайшей бдительностью, - говорил чиновник, - за усилиями Москвы, направленными к ослаблению международного напряжения» [103].
Однако к лету «потепление» в отношениях СССР и Греции, а также в отношениях Афин со своими северными соседями становится очевидным. 1 июня было подписано соглашение между Грецией и Венгрией о возобновлении торговых отношений, прерванных во время гражданской войны в Греции [104]. В июне Болгария сообщила Греции, что она принимает предложение создать смешанную комиссию по определению греко-болгарской границы и урегулированию пограничных проблем между двумя странами [105]. Комиссии удалось разрешить спорные вопросы о границе по реке Марица [106]. В сентябре Болгария обратилась к Греции с предложением восстановить дипломатические отношения между двумя странами [107]. 14 октября Румыния также предложила Греции восстановить дипломатические и торговые отношения [108]. Осенью Чехословакия и Венгрия согласились вернуть в Грецию несколько сот греческих детей, увезенных в годы гражданской войны [109]. Тем самым было положено начало процессу репатриации греческих детей.
28 июля 1953 г. между Грецией и Советским Союзом впервые после Второй мировой войны было заключено торговое соглашение [110]. 17 сентября в Афины прибыл советский посол в Греции М. Г. Сергеев. СССР не имел посла в Греции с апреля 1947 г. [111] Осенью возобновился культурный и научный обмен между двумя странами. Отношения Греции и СССР вступили в новый этап.
Проведенное исследование американской и советской политики в отношении Греции позволило сделать следующие выводы. В период «апогея» холодной войны Греция в силу своего географического положения оказалась «на передовой» противостояния двух сверхдержав, что резко повысило ее геополитическое значение. Поражение летом 1949 г. партизанского движения в Греции являлось одним из первых успехов реализации доктрины сдерживания коммунизма и вместе с советско-югославским расколом означало заметное ослабление позиций Советского Союза на Балканах и усиление влияния США.
Безусловным приоритетом для Вашингтона являлось сохранение Греции в западной сфере
интересов. По мнению американцев, с разгромом коммунистических повстанцев летом 1949 г. изменился лишь характер угрозы Греции, но не претерпела изменений цель Кремля - установление контроля над страной. Теперь Вашингтон опасался в первую очередь агрессии со стороны северных соседей - «сателлитов» Советского Союза - Болгарии и Албании. Вероятность возобновления гражданской войны оценивалась как невысокая.
Окончание гражданской войны позволило американцам сосредоточиться на решении экономических и политических проблем страны. Несмотря на постоянно декларируемый принцип невмешательства во внутренние дела Греции, Соединенные Штаты использовали весь доступный арсенал средств воздействия на греческих лидеров с целью добиться проведения «правильной» политики.
Первоначально Вашингтон исходил из того, что Греция должна иметь компактную и хорошо вооруженную армию. Американцы настаивали на сокращении греческих вооруженных сил и оказывали давление на Афины с тем, чтобы греческое правительство предприняло усилия для нормализации своих отношений с северными соседями.
Начало Корейской войны привело к серьезным переменам в американской политике в Греции. Американский истеблишмент интерпретировал нападение Северной Кореи на Южную через призму теории «всемирного коммунистического заговора», и Вашингтон теперь не исключал возможность нападения сателлитов Советского Союза на Грецию. Наращивание военного потенциала Болгарии способствовало тому, что прежде больше гипотетическая угроза начала обретать конкретные очертания в виде болгарской танковой угрозы Греции. В новой ситуации Соединенные Штаты отказались от идеи сокращения греческой армии. Теперь Вашингтон взял курс на превращение Греции в полноценного американского союзника, расположенного «на передовой» холодной войны. Важной составляющей нового американского курса стала интеграция Греции в Североатлантический Альянс и заключение ряда двусторонних американо-греческих договоров о военном сотрудничестве.
Особую тревогу американских дипломатов и советников вызывала внутренняя политическая нестабильность в стране. Пропорциональная избирательная система, пестрота политического спектра приводили к чрезвычайной неустойчивости греческих правительств, сменявшихся с периодичностью порядка полугода. В течение 1950 г. в Греции сменилось 7 правительств. Эта ситуация делала фактически невозможным проведение долговременных реформ, без которых,
как считали американские советники, нельзя было создать прочный экономический фундамент для поступательного развития страны. Поэтому Соединенные Штаты выступили за переход к мажоритарной избирательной системе, позволявшей создать в парламенте устойчивое большинство. США в итоге поддержали приход к власти в 1952 г. популярного маршала А. Папагоса, правительство которого приступило к проведению реформ. Левоцентристское правительство при активном содействии американцев было заменено на правоцентристское.
Советская политика в Греции после поражения партизан оказалась в определенном тупике. В 1949-1950 гг. достигла пика советская кампания обличения «кровавых преступлений монар-хо-фашисткого правительства» Греции. В то же время нет никаких свидетельств того, что Советский Союз вынашивал планы нападения на Грецию или возобновления гражданской войны. Скорее он стремился извлечь из своих кампаний по дискредитации греческих властей пропагандистские дивиденды.
СССР в начале 1950-х гг. ориентировался на сохранение сложившегося «статус-кво» на Балканах. В то же время КПГ во главе с Н. Захариа-дисом, деятельность которой в Греции официально была запрещена, отчаянно боролась за сохранение своего влияния в стране. С этой целью греческие коммунисты развернули шумную кампанию, обвиняя «англо-американских империалистов» и «монархо-фашисткое правительство» в подготовке новой войны на Балканах. Таким образом, КПГ действовала во многом в собственных интересах, и Москве, не заинтересованной в дальнейшем обострении отношений Востока и Запада, неоднократно приходилось «охлаждать» революционный пыл греческих коммунистов. Соединенные Штаты явно преувеличивали степень сплоченности международного коммунистического движения, придерживаясь концепции «всемирного коммунистического заговора» и считая, что все акции коммунистических партий направляются из единого штаба в Москве. Нагнетая страх по поводу авантюрных американских планов нападения на Албанию, стремления «американских империалистов и монархо-фашистов разжечь военный пожар на Балканах», группа Захариадиса в итоге способствовала увеличению американской военной помощи Греции и ускоренному принятию Греции и Турции в НАТО.
Только смерть И. В. Сталина и приход к власти в СССР «маленковских прагматиков» привели к серьезной корректировке советского курса на Балканах. Москва пошла на нормализацию отношений с греческим правительством и санкционировала аналогичные шаги со стороны других стран народной демократии.
В целом события 1952-1953 гг. стали определенным рубежом в истории послевоенной Греции и международных отношений на Балканском полуострове. В это время были созданы предпосылки для внутриполитической и экономической стабилизации в Греции, которая, наконец, начала преодолевать затяжной национальный кризис. Укрепились международные позиции страны, начался процесс нормализации отношений с ее северными соседями. Наметились контуры новой расстановки сил на Балканском полуострове, которая не претерпела заметных изменений вплоть до конца холодной войны. Также начался процесс ее институционального закрепления, начало которому было положено вступлением Греции в НАТО.
Примечания
1. См., например: Шеменков К. А. Греция: проблемы современной истории. М., 1987.
2. Там же. С. 160.
3. Кирьякидис Г. Д. Гражданская война в Греции. М., 1972.
4. Боев И. Балканите в глобалната политика на САЩ: 1945-1975. София, 1986.
5. Улунян Ар. А. Балканы: горячий мир холодной войны. Греция и Турция между Западом и Востоком. 1945-1960 гг. М., 2001; Улунян Ар. А. Коммунистическая партия Греции. Актуальные вопросы идеологии, политики и внутренней истории: КПГ в Национальном Сопротивлении, Гражданской и «холодной» войнах 1941-1956. М., 1994; Улунян Ар. А. Греция и Турция: Взгляд из аппарата ЦК ВКП(б)/КПСС, 19461958 гг. (К постановке проблемы) // Сталин и «холодная война». М., 1997. С. 23-43; Улунян Ар. А. СССР, страны народной демократии и революционное движение в Греции. 1946-1950 гг. (К истории развития «балканского кризиса») // Россия, СССР и международные конфликты первой половины XX века: сб. науч. тр. М., 1989. С. 186-213; Ulunian A. A. Soviet Cold War Perceptions of Turkey and Greece, 1945-1958 // Cold War History. Vol. 3. № 2 (Jan., 2003). P. 35-52.
6. Пелипась M. Я. Политика США по укреплению позиции американского империализма в Восточном Средиземноморье и вовлечению Греции и Турции в НАТО (1949-1952 гг.) // Исторические и историографические вопросы всеобщей истории: сб. ст. / под ред. Н. С. Индукаевой и др. Томск, 1988. С. 6887.
7. Kousoulas D. G. The Price of Freedom: Greece in World Affairs, 1939-1953. Syracuse, 1953; Sweet-Escott B. Greece: A Political and Economic Survey, 19391953. L.; N. Y., 1954; Woodhouse C. M. The Struggle for Greece, 1941-1949. L., 1976; Wolff R. L. The Balkans in Our Time. Cambrige (Mass.), 1956; и др.
8. Iatrides J. O. Greece at the Crossroads, 1944-1950 // Greece at the Crossroads: the Civil War and its Legacy / ed. by J. O. Iatrides, L. Wrigley. University Park, PA, 1995. P. 1-30; Iatrides J. O. The International Dimension of the Greek Civil War / J. O. Iatrides, N. X. Rizopoulos // World Policy Journal. Vol. 17, № 1 (Spring, 2000). P. 87-103; Iatrides J. O. George E. Kennan and the Birth of Containment. The Greek Test Case // World Policy Journal. Vol. 22, № 3 (Fall 2005). P. 126-145; Iatrides J. O. Greece and the Origins of the Cold War
// Greece in Transition 1821-1974 / ed. T. Koumoulides. L., 1977.
9. Wittner L. S. American Intervention in Greece,
1943-1949. N. Y., 1982. P. 254.
10. Amen M. American Foreign Policy in Greece,
1944-1949: These. Franfurt a. M. etc., 1978.
11. Jeffery J. S. Ambiguous Commitments and Uncertain Policies: The Truman Doctrine in Greece, 19471952. Lanham (Md.), 2000.
12. Miller J. E. The United States and the Making of Modern Greece: History and Power, 1950-1974. Chapel Hill (N. C.), 2009.
13. Stavrakis P. J. Moscow and Greek Communism, 1944-1949. Ithaca; L., 1989; Roubatis Y. P. Tangled Webs: the U.S. in Greece, 1947-1967. N. Y., 1987; Roubatis Y. P. The United States and the Operational Responsibilities of the Greek Armed Forces, 1947-1987 // Journal of the Hellenic Diaspora. Vol. 6, № 1 (April, 1979). P. 39-57; Shrader, Ch. The Withered Vine: Logistics and the Communist Insurgency in Greece, 1945-1949. Westport, 1999; Close, D. H. Greece since 1945: Politics, Economy and Society. L.; N. Y.; Toronto, 2002; Kofas J. Intervention and Underdevelopment: Greece during the Cold War. University Park, PA, 1989.
14. Hatzivassiliou E. Greece and the Cold War. Frontline State, 1952-1967. L.; N. Y., 2006. P. 8-9.
15. Gerolymatos A. Red Acropolis, Black Terror. The Greek Civil War and the Origins of the Soviet-American Rivalry, 1943-1949. N. Y., 2004; Gerolymatos A. Greek Democracy on Trial: From Insurgency to Civil War, 19431949 // Democracies and Small Wars / ed. by E. Inbar. L.; Portland, 2003. P. 122-137; и др.
16. The Greek Civil War, 1943-1950: Studies of Polarization / ed. by David H. Close. L.; N. Y., 1993; Studies in the History of the Greek Civil War, 1945-1949 / ed. by Lars Baerentzen, John O. Iatrides, Ole L. Smith. Copenhagen, 1987; The Greek Civil War: Essays on a Conflict of Exceptionalism and Silences / ed. by Philip Carabott and Thanasis D. Sfikas. Aldershott, 2004.
17. Sfikas Th. D. The British Labour Government and the Greek Civil War 1945-1949: the Imperialism of 'Non-Intervention'. Keele, Staffordshire, UK, 1994.
18. Papandreou A. Democracy at Gunpoint: The Greek Front. Garden City; N.Y., 1970. P. 92-93.
19. Foreign Relations of the United States. Diplomatic Papers (далее - FRUS). 1949. Vol. 6. P. 269-279; Sale S. L. The Shaping of Containment: Harry S. Truman, the National Security Council, and the Cold War. Saint James, N. Y., 1998. P. 100.
20. FRUS. 1949. Vol. 6. P. 363-364.
21. FRUS. 1949. Vol. 5. P. 897; FRUS. 1949. Vol. 6. P. 355.
22. U.S. Diplomatic Records on Relations with Yugoslavia during the Early Cold War. P. 101; см. также телеграмму К. Кэннона в Госдепартамент от 13 июля: FRUS. 1949. Vol. 6. P. 368-369.
23. FRUS. 1949. Vol. 5. P. 915-916.
24. FRUS. 1949. Vol. 6. P. 364.
25. FRUS. 1949. Vol. 5. P. 927-928.
26. См., например: Кирьякидис Г. Д. Гражданская война в Греции. М., 1972. С. 350-353.
27. Wittner L. American Intervention in Greece, 19431949. N. Y., 1982. P. 279-281.
28. FRUS. 1949. Vol. 6. P. 362-363.
29. Ibid. P. 392-395.
30. Ibid. P. 381-382, 385-386; FRUS. 1949. Vol. 5. P. 321.
31. FRUS. 1949. Vol. 6. P. 418.
32. Улунян Ар. А. Коммунистическая партия Греции. Актуальные вопросы идеологии, политики и внутренней истории: КПГ в Национальном Сопротивлении, Гражданской и «холодной» войнах 1941-1956. М., 1994. С. 247.
33. FRUS. 1949. Vol. 6. P. 417.
34. Ibid. P. 454-455.
35. Правда. 1949. 21 окт. С. 4; Documents on International Affairs, 1949-1950 / sel. and ed. by M. Carlyle. L.; N. Y.; Toronto, 1953. P. 234.
36. Department of State Bulletin. Vol. 21, № 539. October 31, 1949. P. 658.
37. FRUS. 1949. Vol. 6. P. 427-428.
38. Угроза политической независимости и территориальной неприкосновенности Греции. Резолюция A/RES/288(IV) от 18 ноября 1949 г. URL: http:// www.un.org/ru/documents/ods.asp?m = A/ RES/ 288%28IV%29; Documents on International Affairs, 19491950. P. 236-239.
39. Угроза политической независимости и территориальной неприкосновенности Греции. Резолюция A/RES/193 (III) от 27 ноября 1948 г. URL: http:// www.un.org/ru/documents/ods.asp?m = A/ RES/ 193%28III%29
40. Угроза политической независимости и территориальной неприкосновенности Греции. Резолюция A/RES/288(IV) от 18 ноября 1949 г. URL: http:// www.un.org/ru/documents/ods.asp?m = A/ RES/ 288%28IV%29
41. Public Papers of the Presidents of the United States, Harry S. Truman: 1950: Containing the Public Messages, Speeches, and Statements of the President, January 1 to December 31, 1950. Wash., 1965. P. 32, 259, 663.
42. Documents on American Foreign Relations (далее - DAFR). Vol. XIII. Boston, 1953. P. 539-540.
43. Ibid. P. 510-511.
44. Улунян Ар. А. Коммунистическая партия Греции. Актуальные вопросы идеологии, политики и внутренней истории. С. 252-258.
45. Ходжа Э. Со Сталиным: Воспоминания. 2-е изд. Тирана, 1984. С. 181-206.
46. Там же. С. 173-213.
47. Там же. С. 206.
48. Там же. С. 207-208.
49. Там же. С. 210.
50. FRUS. 1949. Vol. 6. P. 431-433.
51. Ibid. P. 440-442.
52. FRUS. 1950. Vol. 5. P. 335-338.
53. Wittner L. American Intervention in Greece. P. 293; Roubatis Y. P. The United States and the Operational Responsibilities of the Greek Armed Forces, 1947-1987 // Journal of the Hellenic Diaspora. Vol. 6. № 1 (April, 1979). P. 48.
54. FRUS. 1950. Vol. 5. P. 410-411.
55. Public Papers of the Presidents of the United States, Harry S. Truman: 1950: Containing the Public Messages, Speeches, and Statements of the President, January 1 to December 31, 1950. Wash., 1965. P. 447-448.
56. FRUS. 1950. Vol. 1. P. 352-353.
57. Documents on International Affairs, 1949-1950. P. 239-241.
58. FRUS. 1950. Vol. 5. P. 382-386.
59. Ibid. P. 398-399.
60. FRUS. 1950. Vol. 1. P. 387.
61. FRUS. 1950. Vol. 5. P. 426.
62. Documents on International Affairs, 1949-1950 / sel. and ed. by M. Carlyle. L.; N. Y.; Toronto, 1953. P. 80.
63. FRUS. 1951. Vol. 5. P. 485-489.
64. FRUS. 1950. Vol. 1. P. 124-125.
65. Hatzivassiliou, E. Greece and the Cold War. Frontline State, 1952-1967. L.; N. Y., 2006. P. 13.
66. DAFR. 1952 / ed. by C. W. Baier, R. P. Stebbins. N. Y., 1953. P. 166-167.
67. Архив внешней политики РФ (далее - АВП РФ). Ф. 595. Оп. 1. П. 133. Д. 300. Л. 292-294.
68. Там же. Л. 64-65.
69. FRUS. 1950. Vol. 5. P. 345-347.
70. Ibid. P. 347-348.
71. Jeffery J. S. Ambiguous Commitments and Uncertain Policies: The Truman Doctrine in Greece, 19471952. Lanham (Md.), 2000. P. 223; The Memoirs of Ambassador Henry F. Grady. From the Great War to the Cold War / Ed. with an Introduction by John T. McNay. Columbia; L., 2009. P. 149-150.
72. Department of State Bulletin. Vol. 22. № 563. April 17, 1950. P. 600-601; FRUS. 1950. Vol. 5. P. 356; DAFR. Vol. XII. Boston, 1951. P. 599-602.
73. Jeffery J. S. Op. cit. P. 224.
74. The Memoirs of Ambassador Henry F. Grady. P. 151.
75. Papandreou A. Democracy at Gunpoint: The Greek Front. Garden City; N. Y., 1970. P. 82-83.
76. Miller J. E. The United States and the Making of Modern Greece: History and Power, 1950-1974. Chapel Hill (N.C.), 2009. P. 25-26.
77. FRUS. 1950. Vol. 5. P. 432-433.
78. Ibid. P. 433-434.
79. АВП РФ. Ф. 07. Оп. 26а. П. 59. Д. 13. Л. 7.
80. FRUS. 1951. Vol. 5. P. 517-518.
81. АВП РФ. Ф. 595. Оп. 1. П. 133. Д. 300. Л. 15.
82. Jeffery J. S. Op. cit. P. 215.
83. АВП РФ. Ф. 595. Оп. 1. П. 133. Д. 300. Л. 134.
84. FRUS. 1952-1954. Vol. 8. P. 782; см. также: Miller J. E. Op. cit. P. 37-38.
85. АВП РФ. Ф. 595. Оп. 1. П. 133. Д. 300. Л. 457458, 466; Roubatis Y. P. Tangled Webs: the U.S. in Greece, 1947-1967. N. Y., 1987. P. 115.
86. FRUS. 1952-1954. Vol. 8. P. 789-790.
87. Roubatis Y. P. Tangled Webs. P. 115.
88. FRUS. 1952-1954. Vol. 8. P. 807.
89. Roubatis Y. P. Tangled Webs. P. 116.
90. Miller J. E. Op. cit. P. 39; Roubatis Y. P. Tangled Webs. P. 113; и др.
91. Российский государственный архив социально-политической истории (далее - РГАСПИ). Ф. 17. Оп. 162. Д. 44. Л. 63, 68-69.
92. АВП РФ. Ф. 56-б. Оп. 17. П. 492. Д. 180. Л. 211.
93. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 162. Д. 44. Л. 47, 110.
94. РГАСПИ. Ф. 82. Оп. 2. Д. 1192. Л. 20-21.
95. Там же. Л. 35.
96. FRUS. 1950. Vol. 5. P. 438-439.
97. АВП РФ. Ф. 07. Оп. 26а. П. 59. Д. 13. Л. 4-12.
98. Там же. Л. 7, 12-13.
99. Там же. Л. 13.
100. АВП РФ. Ф. 595. Оп. 1. П. 133. Д. 300. Л. 295297, 300.
101. Там же. Л. 379-382, 386-387, 407-409, 415418, 435-436.
102. АВП РФ. Ф. 595. Оп. 1. П. 134. Д. 301. Л. 36-39.
103. АВП РФ. Ф. 595. Оп. 1. П. 137. Д. 306. Л. 17-18.
104. Там же. Л. 85, 87.
105. Там же. Л. 125, 126.
106. Там же. Л. 280.
107. Там же. Л. 296.
108. АВП РФ. Ф. 595. Оп. 1. П. 137. Д. 307. Л. 70.
109. Там же. Л. 55.
110. АВП РФ. Ф. 595. Оп. 1. П. 137. Д. 306. Л. 231, 234.
111. Там же. Д. 307. Л. 10.
УДК 94 (437+47+73)
А. В. Зорин
ЧЕХОСЛОВАЦКИЙ ФРОНТ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ НА РУБЕЖЕ 1940-1950-х гг.*
В статье рассматривается развитие американской политики в отношении Чехословакии в ранний период холодной войны (1949-1953 гг.), анализируются основные подходы и направления деятельности США в борьбе за влияние в этой стране, реакция советского и чехословацкого правительств.
The article examines the evolution of U.S. policy toward Czechoslovakia in the early Cold War period (1949-1953), the main approaches and directions of the United States activity in the struggle for influence in this country, the reaction of the Soviet and Czechoslovak governments.
Ключевые слова: история Чехословакии, история США, холодная война, информационная война.
Keywords: history of Czechoslovakia, history of the USA, Cold War, information war.
Развернувшееся по окончании Второй мировой войны соперничество между СССР и США сосредоточилось в нескольких ключевых регионах, где конкуренция двух держав перерастала в борьбу за политическое, экономическое и идеологическое влияние. Чехословацкая республика (ЧСР), располагавшаяся в центре Европы, находилась на границе советской и американской зон влияния. Укоренившиеся в этой стране демократические традиции, историческая ориентация на запад, с одной стороны, и географическая близость к СССР - с другой, делали ее естественным полем столкновения между двумя сверхдержавами, превращая в один из фронтов разгоравшейся холодной войны.
В феврале 1948 г. в результате политического кризиса власть в ЧСР перешла от многопартийного демократического правительства к коали-
* Статья подготовлена в рамках выполнения Тематического плана научно-исследовательских работ ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», проводимых по заданию Министерства образования и науки в 2010-2013 гг., регистрационный номер 5.1.10.
© Зорин А. В., 2011
ции левых сил, возглавляемой лидером Коммунистической партии Чехословакии (КПЧ) К. Готвальдом. Трагическая гибель в марте 1948 г. министра иностранных дел Я. Масарика, а затем отставка и смерть президента Э. Бенеша, старавшихся сохранить хорошие отношения с западными странами, способствовали постепенной переориентации ЧСР на Москву. Избрание летом 1948 г. Готвальда на должность президента республики и последовавший затем роспуск всех оппозиционных партий [1] ознаменовали окончательный переход Чехословакии в советскую сферу влияния.
В данных условиях целью Вашингтона стало возвращение утраченных позиций в ЧСР с целью пробить складывавшееся вокруг Москвы кольцо сателлитов и остановить дальнейшее расширение советского влияния на запад. Москва же должна была стараться закрепить свое доминирование путем расширения сотрудничества с новым коммунистическим правительством и утверждения в ЧСР советской модели политических и экономических отношений. Ситуация вокруг Чехословакии с этого времени развивалась под влиянием общего состояния советско-американских отношений и развития холодной войны.
Готвальд, вставший на открыто просоветские позиции, отлично понимал, каких именно действий ждет от него советское руководство и как необходимо вести себя в разраставшемся между Москвой и Вашингтоном конфликте. Вместе с тем еще в начале 1949 г. действия чехословацких властей не носили откровенно враждебного по отношению к США характера, поскольку начавшаяся под руководством коммунистов реорганизация системы управления ЧСР носила верхушечный характер. Американский посол Дж. Джекобс, прибывший в Прагу в декабре 1948 г., констатировал наличие различных групп влияния в чехословацком правительстве. Откровенно просоветской группировке работников органов безопасности и членов коммунистической партии, ориентированной на исполнение распоряжений Москвы, противостояла группа чиновников гражданских ведомств, стремившаяся отстаивать национальные интересы. В то время как МИД демонстрировал готовность идти на сотрудничество в спорных вопросах, руководство КПЧ и силовых ведомств способствовало возникновению конфликтных ситуаций. За обострением отношений, по мнению Джекобса, стоял СССР, пытавшийся окончательно подорвать западное влияние в ЧСР [2].
О двойственности, сохранявшейся в Чехословакии в отношении восприятия США и СССР, упоминали советские представители. В мае 1949 г. посол М. А. Силин указывал на распространенность среди населения мнения, «что среди аме-