Научная статья на тему 'Соответствующие этапам информационного моделирования действительности содержание химического образования'

Соответствующие этапам информационного моделирования действительности содержание химического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТАПЫ ИНФОРМАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ / СОДЕРЖАНИЕ ХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ГОМОМОРФНОЕ СООТВЕТСТВИЕ МЕЖДУ ИНФОРМАЦИОННЫМ МОДЕЛИРОВАНИЕМ И ХИМИЧЕСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ИНФОРМАЦИОННОМУ МОДЕЛИРОВАНИЮ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каримов М. Ф.

Установлено гомоморфное соответствие между этапами информационного моделирования действительности в виде постановки задачи, построения модели, разработки и исполнения алгоритма, анализа результатов и формулирования выводов и основными элементами содержания химического образования школьников и студентов, приводящее к появлению у последнего качества системности. Показана дидактическая эффективность спроектированного и реализованного в соответствии с этапами информационного моделирования действительности содержания химического образования. Выделено большое значение теоретической концепции системы содержания химического образования, гомоморфного этапам информационного моделирования действительности, в сближении сфер учебного и научного познания и преобразования материального мира в средних и высших учебных заведениях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Соответствующие этапам информационного моделирования действительности содержание химического образования»

М. Ф. Каримов

Соответствующие этапам информационного моделирования действительности содержание химического образования

Бирская государственная социально-педагогическая академия 452453, Башкортостан, г. Бирск, ул. Интернациональная, 10; телефакс (3414)2-64-55

Установлено гомоморфное соответствие между этапами информационного моделирования действительности в виде постановки задачи, построения модели, разработки и исполнения алгоритма, анализа результатов и формулирования выводов и основными элементами содержания химического образования школьников и студентов, приводящее к появлению у последнего качества системности. Показана дидактическая эффективность спроектированного и реализованного в соответствии с этапами информационного моделирования действительности содержания химического образования. Выделено большое значение теоретической концепции системы содержания химического образования, гомоморфного этапам информационного моделирования действительности, в сближении сфер учебного и научного познания и преобразования материального мира в средних и высших учебных заведениях.

Ключевые слова: этапы информационного моделирования действительности, содержание химического образования, гомоморфное соответствие между информационным моделированием и химическим образованием, познавательная эффективность теоретической концепции содержания химического образования, соответствующего информационному моделированию действительности.

Содержание естественно-математического образования, обусловленное социальным и государственным заказом, представленное в минимальном объеме государственным стандартом, которое предстоит усвоить молодому поколению для сохранения и развития материальной и духовной культуры человечества, рассмотренное с точки зрения системно-структурно-функционального подхода к изучению действительности, отражает основные взаимосвязанные знания об окружающем нас мире, освещает прикладные умения в области познания и преобразования природы, технологий и общества, включает сведения о структуре и субъектах творческой деятельности, имеющих выдающиеся научные достижения, обладает информационной функцией, необходимой для выделения и решения актуальных

Дата поступления 03.09.08

и общезначимых задач научно-технического прогресса современного общества.

Постановке и решению ряда основных дидактических задач, связанных с определением содержания формального, материального, классического, реального и политехнического образования молодежи, посвятили свои труды Дж. Локк (1632-1704) 1, И. Кант (1724-1804) 2, И. Г. Песталоцци (1746-1827) 3, И. Ф. Гер-барт (1776-1841) 4, Ф. А. Дистервег (1790-1866) 5, Г. Спенсер (1820-1903) 6, К. Д. Ушинский (1824-1871) 7, Т. Г. Гексли (1825-1895) 8, Р. Ф. Арендт (1828-1902) 9, Д. И. Менделеев (1834-1907) 10, Г. Э. Армстронг (1848-1937) 11, Дж. Дьюи (1859-1952) 12, М. Н. Скаткин (1900-1991) 13, А. Н. Колмогоров (1903-1987) 14, М. А. Прокофьев (1910— 1999) 15, И. Я. Лернер (1917-1996) 16, В. С. Леднев (1932-2005) 17, В. В. Краевский (р. 1926) 18, Д. Л. Рахманкулов (1939-2008) 19 и другие.

Анализ процесса и результатов творчес-

20

кой деятельности выдающихся химиков 20, физиков 21 и математиков 22 показывает, что универсальным методом научного и учебного познания и преобразования действительности является информационное моделирование объектов, процессов и явлений окружающего нас мира, состоящее из таких этапов-элементов, как постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов и формулирование выводов,

возврат к предыдущим этапам при неудовлет-

23

ворительном решении задачи 23.

Этот акт творческой деятельности в области естественно-математических дисциплин -информационное моделирование фрагмента природной или технической действительности своим свернутым или расширенным составом и этапами присутствует при постановке и решении субъектами творчества каждой научной или учебной задачи по химии, физике или математике.

В связи с этим нами в качестве целостной логической единицы проектирования и реализации содержания естественно-математических

учебных школьных и вузовских дисциплин выбирается информационное моделирование объек-

х 24

тов, процессов и явлении природы и технологии .

Теоретическая концепция гомоморфного соответствия этапов информационного моделирования деиствительности знаниям и умениям, накопленным творцами химическои науки в течение последних пяти столетии, позволяет выделить пять нижеследующих основных элементов системы содержания химического образования школьников и студентов, реализуемых на лекционных, практических, лабораторных и внеаудиторных занятиях с помощью логических и эвристических методов обучения химии:

1. Овладение краткоИ историей возникновения и развития постановки выдающимися отечественными и зарубежными учеными фундаментальных задач неорганической, органической и физической химии 25.

2. Изучение системно-структурно-функциональных, статистических и синергетических моделей основных, имеющих большое прикладное значение, химических объектов, процессов и явлений на качественном и количественном уровнях 26.

3. Усвоение разработанных выдающимися теоретиками и практиками аналитических, численных и производственных алгоритмов решения задач теоретической, экспериментальной и прикладной химии в среде традици-

х 27

онных и компьютерных технологий .

4. Исполнение основных алгоритмов решения задач неорганической, органической, физической, аналитической и биологической химии на уровне эмпирического и теоретического познания и преобразования технологической действительности в традиционных и автоматизированных условиях 28.

5. Осуществление качественного, количественного и логического анализа результатов решения классических и современных теоретических и экспериментальных задач химической науки средствами элементарной

29

и высшей математики и логики 29.

Проектируемое и реализуемое содержание химического образования подрастающего поколения, состоящее из вышеприведенных взаимосвязанных пяти элементов, приобретает качество системности и целостности, приводящее к появлению интегративного свойства ориентированности основы подготовки будущих исследователей и преобразователей природы и технологий на их скорый выход к переднему краю научного познания действительности по оптимальной траектории в интеллектуально-информационном пространстве.

Система содержания химического образования молодежи, гомоморфного этапам информационного моделирования действительности, оптимально взаимодействует и согласуется с системами содержаний естественно-математических, общетехнических и социально-гуманитарных дисциплин, преподаваемых в средних и высших учебных заведениях.

Дидактический опыт докторов наук, профессоров ряда высших учебных заведений Урала, обогативших содержание химического и физического образования студентов в соответствии с рассматриваемой концепцией гомоморфизма информационного моделирования действительности и содержания обучения, показывает ее эффективность в подготовке будущих исследователей и преобразователей природной и технической действительности 30-32.

Школьная практика свидетельствует о том, что реализация концепции гомоморфного соответствия между информационным моделированием действительности и содержанием естественно-математического образования учащихся старших классов облегчает процесс проектирования и осуществления межпредметных интегративных связей химии, физики, информатики и математики и ориентирована на сближение сфер учебного и научного познания и преобразования материального мира 33.

Наши собственные научные исследования химических и физических свойств аморфных пленок состава гадолиний-кобальт, полученных радиочастотным катодным напылением в лаборатории классического университета 34-36, тоже указывают на необходимость и эффективность проектирования и реализации химического и физического высшего образования на основе дидактической концепции гомоморфного соответствия этапов информационного моделирования действительности элементам содержания теоретического и практического обучения молодежи.

На основании вышеизложенного можно сформулировать следующие выводы.

1. Информационное моделирование действительности с этапами постановки задачи, построения модели, разработки и исполнения алгоритма, анализа результатов и формулирования выводов, возврата к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи служит целостной логической единицей проектирования и реализации содержания естественно-математических учебных дисциплин.

2. Гомоморфное соответствие между этапами информационного моделирования действительности и элементами химического

образования обучающейся молодежи, способствующее появлению у последнего качества системности, составляет основу дидактической концепции, обладающей эффективностью при теоретической и практической подготовке будущих исследователей и преобразователей материального мира.

3. Реализация концепции гомоморфного соответствия информационного моделирования действительности и содержания обучения химии, физике и математике позволяет ускорить процесс сближения сфер учебного и научного познаний объектов, процессов и явлений природы и технологий в системе непрерывного естественно-математического образования.

Литература

1. Locke J. Some thoughts concerning education.— Oxford: Clarendon Press, 1989.— 336 p.

2. Кант И. О воспитании разума.— Калининград: Кн. изд-во, 1995.— 248 с.

3. Песталоцци И. Г. Избранные педагогические произведения: В 3-х тт.— М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961-1965.

4. Гербарт И. Ф. Главнейшие педагогические сочинения в систематическом извлечении.- М.: К. Тихомиров, 1906.- 365 с.

5. Дистервег Ф. А. Избранные педагогические сочинения.- М.: Учпедгиз, 1956.- 374 с.

6. Spencer H. Education: intellectual, moral, and physical.- London: Williams and Norgate, 1861.- 190 p.

7. Ушинский К. Д. Собрание сочинений: В 11-ти тт.- М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1948-1952.

8. Гексли Т. Г. Об университетском воспитании.-СПб.: Тип. Министерства путей сообщения, 1876.- 15 с.

9. Арендт Р. Ф. Учебник неорганической химии доктора Рудольфа Арендта. Вып. 1.- М.: Грачева и Ко, 1871.- 288 с.

10. Менделеев Д. И. Основы химии: В 2-х частях.-СПб.: Тип. «Общественная польза», 1869. — 816 с.; 1871.- 951 с.

11. Armstrong H.E. On the teaching of natural science as a part of the ordinary school course, and on the method of teaching chemistry in the introductory course in science classes, schools, and colleges // Proceedings of the International Conference on Education.- London, 1884.-P. 151.

12. Dewey J. Experience and education.- New York: Macmillan, 1938.- 116 p.

13. Скаткин М. Н., Краевский В. В. Содержание общего среднего образования: Проблемы и перспективы.- М.: Просвещение, 1981.- 96 с.

14. Колмогоров А. Н. Математика в ее историческом развитии.- М.: Наука, 1991.- 221 с.

15. Прокофьев М. А. (Ред.) и др. Химия в школе: Сборник нормативных документов.- М.: Просвещение, 1987.- 191 с.

16. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения.- М.: Педагогика, 1981.- 186 с.

17. Леднев В. С. Содержание образования: Сущность, структура, перспективы.- М.: Высшая школа, 1991.- 224 с.

18. Краевский В. В. Проблемы научного обоснования обучения: Методологический анализ.- М.: Педагогика, 1977.- 264 с.

19. Рахманкулов Д. Л., Султанов И. З., Артемьев А. Ф. Технический анализ продуктов органического синтеза: Учебное пособие.- М.: Высшая школа, 1976.- 216 с.

20. Каримов М. Ф. // Нефтегазовое дело.- 2006.-Т.4.- № 1.- С. 288.

21. Каримов М. Ф. // История науки и техники.-2005.- № 3.- С. 2.

22. Каримов М. Ф. Научное и дидактическое значения работ по естествознанию выдающегося математика XX века А. Н. Колмогорова // Материалы VIII Международной научной конференции «Современные проблемы истории естествознания в области химии, химической технологии и нефтяного дела».- Уфа: Реактив, 2007.- С. 129.

23. Каримов М. Ф. // Вестник Башкирского университета.- 2007.- № 1.- С. 211.

24. Каримов М. Ф. Проектирование и реализация подготовки будущих учителей - исследователей информационного общества // Вестник Оренбургского государственного университета.-2005.- № 4.- С. 108.

25. Каримов М. Ф., Рабчук Л. В. Вклад ученых-химиков в развитие атомной и молекулярной физики // Материалы VI Международной научной конференции «Современные проблемы истории естествознания в области химии, химической технологии и нефтяного дела».- Уфа: Реактив, 2005.- С. 66.

26. Каримов М. Ф. // Баш. хим. ж.- 2007. — Т.14.- № 2.- С. 59.

27. Каримов М. Ф. // Баш. хим. ж.- 2006.-Т.13.- № 5.- С. 98.

28. Каримов М. Ф. // Нефтегазовое дело.- 2006.-Т.4.- № 1.- С. 285.

29. Каримов М. Ф. // Баш. хим. ж.- 2006.-Т.13.- № 4.- С. 51.

30. Каримов М. Ф. // История науки и техники.-2005.- № 2.- С. 41.

31. Каримов М. Ф. Академик С. В. Вонсовский -выдающийся интегратор науки и образования на Урале // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования.- 2007.- № 2 (44).- С. 136.

32. Каримов М. Ф. // История науки и техники.-2007.- № 9. Спец. вып. № 2.- С. 75.

33. Каримов М. Ф. // Учитель Башкортостана.-1994.- №12.- С. 57, 70.

34. Кандаурова Г. С., Васьковский В. О., Каримов М. Ф. // Физика металлов и металловедение. — 1981.- Т.51.- Вып.1.- С. 81.

35. Каримов М. Ф., Кандаурова Г. С. // Физика металлов и металловедение.- 1981.- Т.51.-Вып.3.- С. 663.

36. Иванов В. Е., Кандаурова Г. С., Каримов М. Ф., Свалов А. В. // Физика металлов и металловедение.- 1995.- Т.79.- № 3.- С. 59.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.