Научная статья на тему 'Соотношение у студентов мотивации и готовности к соблюдению принципов здорового образа жизни'

Соотношение у студентов мотивации и готовности к соблюдению принципов здорового образа жизни Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
295
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / СТУДЕНТЫ / МОТИВАЦИЯ / ГОТОВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зиновьев Николай Алексеевич

Проблема ориентации современных студентов на здоровый образ жизни является довольно актуальной и популярной в современной педагогической науке. Это вполне оправдано, поскольку проводимая в целом современная социальная политика в сфере здоровья ориентирована, в основном, на поиск путей улучшения качества медицинского обслуживания, а не на формирование здорового образа жизни как основного способа сохранения и развития здоровья человека. Исследование показало наличие весьма существенного «конфликта» между потребностью соблюдения многих принципов здорового образа жизни и готовности к их фактической реализации. Особенно сильно это проявляется в невозможности упорядочить свою жизнь посредством режима, восстановить затраченные в процессе деятельности силы и заниматься физической культурой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Зиновьев Николай Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ratio at students of motivation and readiness for observance of the principles of healthy lifestyle

The problem of orientation of modern students on healthy lifestyle is actual and popular in modern pedagogical science. It is quite justified as modern social policy pursued as a whole in the sphere of health is focused, generally on search of ways for improvement of quality of medical care, instead of on healthy lifestyle formation as main way of preservation and development of health of the person. Research showed existence of very essential "conflict" between requirement of observance of many principles of healthy lifestyle and readiness for their actual realization. Especially strongly, it is shown in impossibility to put in order the life by means of regime, to restore forces spent in the course of activity and to go in for physical culture

Текст научной работы на тему «Соотношение у студентов мотивации и готовности к соблюдению принципов здорового образа жизни»

2. Belokhvostova, O.I. (2003), “To dynamics of styles of educational activity of students”, Yearbook of the Russian Psychological society. Materials of the 3rd All-Russian congress of psychologists on June 25-28, 2003, St.-Petersburg, Vol. 1, pp. 416-419.

3. Zhukov Yu.Yu. (2013), “Indicators and factors of cognitive activity of students of higher education institutions of physical culture in educational activity”, Uchenye zapiski uni-versiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 95, No. 1, pp. 30-35.

4. Zhukov Yu.Yu. (2013), “Features of correlations of indicators of personal and educational cognitive activity of students of higher education”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 96, No. 2, pp. 61-66.

5. Zenkova, N.A. (2003), Psychological model of readiness of first-year students to training in higher education institution, dissertation, Tambov, Russian Federation.

6. Kovrov, M.B. (2001), “Research of a communicative stress at students in the conditions of educational process of the higher school”, Psychological support of innovative processes in transitive society: materials of the All-Russian symposium, Moscow, pp. 36-37.

7. Ed. Galaguzova, M.A. and Mardakhayev L.V. (2002), Technique and technology of work of the social teacher, publishing house “Academy”, Moscow, Russian Federation.

8. Nedelina, E.V. (2002), Formation of the identity of the child in an incomplete family, dissertation, Lipetsk, Russian Federation.

9. Bulykin, I.V., Wagner T.V., Sergeyeva, E.I. and Samsonov L.V. (2006), “Problems of nonresident students: sociological aspect”, Messenger of KAFU, No. 3, pp. 28-32.

10. Satysheva, C.H. (2003), Psychological features of communication of pupils of orphanages and large families, dissertation, Novosibirsk, Russian Federation.

11. Sukhova, L.V. (2000), Development of informative activity in vocational training of future experts, dissertation, Russian Federation.

12. Yurkin, M.C. (2012), “Research of features of adaptedness of local and nonresident first-year students to higher education institution”, Psychological sciences: theory and practice: materials International conference (Moscow, February 2012), publishing house “Buki-Vedi”, Moscow, Russian Federation.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 28.03.2013.

УДК 371.016:796

СООТНОШЕНИЕ У СТУДЕНТОВ МОТИВАЦИИ И ГОТОВНОСТИ К СОБЛЮДЕНИЮ ПРИНЦИПОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Николай Алексеевич Зиновьев, старший преподаватель,

Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», Санкт-Петербург

Аннотация

Проблема ориентации современных студентов на здоровый образ жизни является довольно актуальной и популярной в современной педагогической науке. Это вполне оправдано, поскольку проводимая в целом современная социальная политика в сфере здоровья ориентирована, в основном, на поиск путей улучшения качества медицинского обслуживания, а не на формирование здорового образа жизни как основного способа сохранения и развития здоровья человека. Исследование показало наличие весьма существенного «конфликта» между потребностью соблюдения многих принципов здорового образа жизни и готовности к их фактической реализации. Особенно сильно это проявляется в невозможности упорядочить свою жизнь посредством режима, восстановить затраченные в процессе деятельности силы и заниматься физической культурой.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, студенты, мотивация, готовность.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.03.97.p67-71 RATIO AT STUDENTS OF MOTIVATION AND READINESS FOR OBSERVANCE OF THE PRINCIPLES OF HEALTHY LIFESTYLE

Nikolay Alekseevich Zinovyev, the senior teacher,

National Mineral and Raw University "Gorny", St.-Petersburg

Annotation

The problem of orientation of modern students on healthy lifestyle is actual and popular in modern pedagogical science. It is quite justified as modern social policy pursued as a whole in the sphere of health is focused, generally on search of ways for improvement of quality of medical care, instead of on healthy lifestyle formation as main way of preservation and development of health of the person. Research showed existence of very essential "conflict" between requirement of observance of many principles of healthy lifestyle and readiness for their actual realization. Especially strongly, it is shown in impossibility to put in order the life by means of regime, to restore forces spent in the course of activity and to go in for physical culture.

Keywords: healthy lifestyle, students, motivation, readiness.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема ориентации современных студентов на здоровый образ жизни является довольно актуальной и популярной в современной педагогической науке. Это вполне оправдано, поскольку проводимая в целом современная социальная политика в сфере здоровья ориентирована, в основном, на поиск путей улучшения качества медицинского обслуживания, а не на формирование здорового образа жизни как основного способа сохранения и развития здоровья человека [8]. Насущность поиска способов воспитания, а не только сохранения и поддержания здоровья, выдвигает проблему здорового образа жизни на одно из значимых мест в педагогической науке [1, 3, 4, 5, 6].

На данный момент наиболее активно проблема здорового образа жизни изучается у студентов педагогических и медицинских вузов [2, 3, 7]. У студентов технических вузов, особенно к выпускникам которых, предъявляются особые требования к уровню здоровья, она недостаточно изучена. В то же время, специфика обучения в вузах данного профиля предъявляет весьма серьезные требования к здоровью будущих специалистов.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В целях изучения ориентации студентов на соблюдение принципов здорового образа жизни были разработаны две анкеты шкального типа. В одной из них респондентам предлагалось по 10-ти балльной шкале оценить степень желания соблюдать предложенные им принципы здорового образа жизни (так оценивалась мотивация), а в другой -степень фактической готовности (в настоящий момент времени) следовать им.

В исследовании приняли участие 105 студентов обоего пола, обучающихся в Национальном минерально-сырьевом университете «Горный». Результаты исследования были подвергнуты статистической обработке.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Полученные данные (таблица 1) свидетельствуют, что для студентов характерен довольно высокий уровень мотивации соблюдения здорового образа жизни как в целом, так и в отношении отдельных его аспектов. Это противоречит некоторым данным об отсутствии личностного отношения студентов к здоровью, несформированности мотивации его сохранения и развития [8] и свидетельствует о достаточно высоком уровне «сознательности» студентов технических вузов.

Таблица 1

Значения интегральных показателей ориентации студентов на принципы здорового _______________________________образа жизни (M±m) ___________________________

Критерии здорового образа жизни Мотивация Готовность Достоверность различий Р

Соблюдение режима 8,47±1,76 6,28±2,24 0,001

Наличие полноценного отдыха 9,42±1,08 6,85±2,59 0,001

«Правильное» питание 8,43±1,7 7,45±1,57 0,01

Физическая активность 7,81±1,39 6,95±1,83 0,02

Отказ от зависимостей 8,22±1,94 8,06±1,92 >0,05

Соблюдение принципов гигиены 9,57±0,65 9,14±0,85 0,02

Обеспечение безопасности здоровья 7,75±1,53 7,07±1,8 0,04

Применение саморегуляции 8,03±2,62 7,17±2,59 >0,05

Интегральный показатель 8,29±1,15 7,32±1,23 0,00

Наиболее высока потребность студентов в отношении «соблюдения гигиены» и «полноценного отдыха». Самые низкие значения обнаружены у потребности в занятиях различными видами физической активности, что является крайне негативным моментом. Кроме того, студенты характеризуются низким желанием соблюдать основные простейшие правила охраны своего здоровья. Однако студенты характеризуются средним уровнем готовности к практическому соблюдению принципов здорового образа жизни в своей жизни. Наиболее высокие значения зафиксированы у готовности студентов к соблюдению принципов гигиены и отказа от различных опасных для здоровья видов аддикций (зависимостей). В то же время, они практически не готовы поддерживать высокий уровень физической активности. Кроме того, у студентов обнаруживаются серьезные проблемы с соблюдением режима и наличием ресурсов для восстановления сил.

Между показателями потребности в различных аспектах здорового образа жизни и фактической готовности их исполнять обнаруживается весьма существенный «разрыв». Из 9-ти интегральных показателей достоверные различия обнаружены по 7-ми. Причем уровень достоверности этих различий - достаточно высок.

Полученные данные свидетельствуют, что студенты характеризуются значительным «разрывом» между желанием и готовностью соблюдать режим, отдыхать, правильно питаться, заниматься физической активностью, соблюдать гигиену, а также правила обеспечения безопасности своего здоровья (перечислены в порядке убывания значимости различий). Это не может не сказываться негативным образом на уровне здоровья студентов даже с учетом их достаточно молодого возраста.

Кроме того, обнаружено значительное количество достоверных различий в отношении частных показателей мотивации и готовности студентов соблюдать принципы здорового образа жизни (из 27-ми гипотетически возможных обнаружено 13 достоверных различий).

Наибольшее количество различий зафиксировано у параметров, имеющих отношение к соблюдению режима и организации полноценного отдыха.

Перечислим полученные различия.

Студенты характеризуются существенным разрывом между желанием и готовностью к соблюдению режима сна (1=4,69), питания (1=3,93), труда (1=3,91) и дня (1=3,2). Все различия достоверны на 99,9% уровне значимости. Следовательно, их образ жизни далек от упорядоченности и характеризуется хаотичностью, высокой динамикой смены разных видов деятельности. Безусловно, это ведет к «перегрузкам» как в физическом, так и в эмоциональном, плане, вызывает высокий уровень стресса, который связан с необходимостью приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям жизни.

Крайне негативным следует считать тот момент, что студенты не имеют возможностей для адекватного восстановления подорванных сил. Разрыв между потребностью

во сне и возможностью ее реализовать является критическим (1=5,91 при р<0,001). Также студенты ощущают значительную нехватку отдыха в состоянии бодрствования (1=3,79 при р<0,001).

Такое «перенапряжение» в сочетании с отсутствием отдыха, если оно продолжается достаточно долго, приводит к развитию дистресса, который однозначно негативно влияет на здоровье, приводит к обострению ранее существовавших (хронических) и появлению новых (в частности, имеющих психосоматическую природу) заболеваний.

У студентов отмечается более высокая потребность в «правильном питании», чем та, на которую они готовы решиться (1=1,79 при р<0,05). Видимо, им часто приходится пользоваться системой общественного питания, которая далека от «здоровой» пищи. В то же время, рассогласования потребности в воде и готовности к ее употреблению, не обнаружено.

В сфере физической активности наибольшая степень расхождения потребности и готовности обнаружена у такого ее вида, как «занятия спортом, фитнесом, танцами» (1=2,28 при р<0,01), видимо, в силу значительных материальных и временных затрат, которые они предполагают. Также значительно отставание готовности студентов к занятиям физическими упражнениями в домашних условиях от потребности в них же (1=2,17 при р<0,01). В данном случае может быть много причин - от усталости и отсутствия условий до банальной лени. Достоверных различий между потребностью и готовностью по отношению к занятиям ходьбой, физической работой по дому и отказа от пассивного времяпровождения не обнаружено, в этих сферах нет конфликта между желанием и возможностью.

У студентов обнаружено лишь одно достоверное различие в плане зависимого поведения. У них больше выражена потребность в отказе от интернет-зависимости, чем готовность к практическому осуществлению этого действия, причем различия очень существенны (1=3,26 при р<0,001). Следовательно, большинство студентов понимают, что они в той или иной степени зависимы от интернета, но не готовы даже пытаться бороться с этой аддикцией.

Парадоксально, но студенты также характеризуются высоким рассогласованием потребности и готовности соблюдать гигиену - как личную (1=2,16 при р<0,01), так и своего жилья (1=1,67 при р<0,05). Что является «препятствием» в данном случае, сложно представить.

В отношении конкретных принципов обеспечения безопасности собственной жизни здоровья обнаружено расхождение у желания и возможности заниматься закаливанием (1=2,33 при р<0,01), хотя «помехи» (кроме лени) в данном случае тоже не очевидны. У студентов нет конфликта между потребностью и готовностью по отношению к таким мероприятиям, как «соблюдение безопасности секса», «обращение за профессиональной медицинской помощью», «отказ от самолечения» и «частый контакт с природой».

Также у студентов не обнаружено противоречия между желанием и готовностью заниматься саморегуляцией своего эмоционального состояния.

Таким образом, результаты исследования показывают, что между потребностью студентов в соблюдении многих принципов здорового образа жизни и оценки своей возможности придерживаться их фактически существует конфликт. Особенно острым он является в отношении организации жизни (отсутствии режима и возможности для отдыха), занятий физической культурой и невозможностью отказа от интернет-зависимости. Эти особенности образа жизни современной молодежи имеют негативные последствия (как актуальные, так и потенциальные) для их здоровья.

Поскольку некоторые аспекты жизни студентов изменить крайне трудно (например, внедрить четкий режим), то имеет смысл использовать те возможности компенсации расхождения желаемого и возможного в плане здорового образа жизни, которые представляют занятия физической культурой в вузе. Возможно, необходимо введение боль-

шего числа занятий с акцентом на физической рекреации, что даст дополнительную возможность для отдыха и снижению направленности на «спортивный характер» занятий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зиновьев, Н.А. Активность студентов в соблюдении принципов здорового образа жизни I Н.А. Зиновьев II Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 12 (94). - С. 73-77.

2. Киэлевяйнен, Л. М. Формирование у студентов ценностно-смыслового отношения к здоровому образу жизни в физкультурно-образовательном процессе педагогического вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук I Киэлевяйнен Л.М. - Тверь, 2012. - 22 с.

3. Околелова, В.А. Формирование здорового образа жизни студентов в процессе обучения в педагогическом университете : автореф. дис. ... канд. пед. наук I Околелова В.А. - Самара, 2004. - 24 c.

4. Рахимова, Е.А. Отношение к здоровью учащейся молодежи I Е.А. Рахимова II Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 9 (91). - С. 134-139.

5. Садовников, Е.С. Забота о себе, о других, о государстве в здоровом образе жизни I Е.С. Садовников II Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. -№ 4 (86). - С. 125-127.

6. Садовников, Е.С. Здоровый образ жизни в связях материальной импликации I Е.С. Садовников II Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 5 (87). - С. 112-117.

7. Салько, С. В. Условия формирования умений здорового образа жизни у студентов медицинского колледжа в индивидуальной и профессиональной деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук I С.В. Салько - Новосибирск, 2007. - 18 с.

8. Страхова, И.Б. Здоровый образ жизни как способ интеграции в социум: На примере студентов с ослабленным здоровьем : автореф. дис. ... канд. социол. наук I Страхова И.Б. - Новосибирск, 2005. - 18 с.

REFERENCES

1. Zinovyev N.A. (2012), “Activity of students in observance of the principles of healthy lifestyle”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 94, No. 12, pp. 73-77.

2. Kialevyanen, L.M. (2012), Formation at students of the valuable and semantic relation to a healthy lifestyle in sports and educational process of pedagogical higher education institution: dissertation, Tver, Russian Federation.

3. Okolelova, V.A. (2004), Formation of a healthy lifestyle of students in the course of training at pedagogical university: dissertation, Samara, Russian Federation.

4. Rakhimova E.A. (2012), “The relation to health of studying youth”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 91, No. 9, pp. 134-139.

5. Sadovnikov E.S. (2012), “Healthy lifestyle in communications of material implication”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 87, No. 5, pp. 112-117.

6. Sadovnikov, E.S. (2012), "Care of ourselves, of others, of the state in the healthy way of life", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 86, No. 4, pp. 125-127.

7. Salko, C.B. (2007), Conditions offormation of abilities of a healthy lifestyle at students of medical college in individual and professional activity: dissertation, Novosibirsk, Russian Federation.

8. Strakhova, I.B. (2005), Healthy lifestyle as way of integration into society: On the example of students with the weakened health: dissertation, Russian Federation.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 18.03.2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.