Раздел 4. Уголовный закон
САБАНИН С.Н., доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации, dekanlaw-urgi@ural.ru Кафедра уголовного права; Уральский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 620057, г. Екатеринбург, ул. Корепина, 66
ЛЕПИХИН М.О., mlepikhin@list.ru Адъюнктура; Уральский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 620057, г. Екатеринбург, ул. Корепина, 66
SABANIN S.N.,
Doctor of Legal Sciences,
professor,
Honored Lawyer of the Russian Federation,
dekanlaw-urgi@ural.ru
Chair of criminal law;
Ural Law Institute
of the Ministry of the Interior
of the Russian Federation,
Korepina St. 66, Yekaterinburg, 620057,
Russian Federation
LEPIHIN M.O., mlepikhin@list.ru Postgraduate courses; Ural Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, Korepina St. 66, Yekaterinburg, 620057, Russian Federation
СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «КОРРУПЦИЯ» И «ПОСРЕДНИЧЕСТВО ВО ВЗЯТОЧНИЧЕСТВЕ»
Аннотация. Крайне негативная обстановка, связанная с распространением коррупции в различных сферах жизни общества, вызывает необходимость совершенствования законодательства. Принятый в 2008 году Федеральный закон «О противодействии коррупции» раскрывает сущность понятия «коррупция» и закрепляет основополагающие меры борьбы с указанным противоправным явлением. В 2011 году в Уголовный кодекс Российской Федерации была включена статья 291.1, предусматривающая самостоятельную ответственность за посредничество во взяточничестве. В связи с этим в теории уголовного права возникло множество вопросов, касающихся как квалификации состава данного преступления, так и его роли и места среди других преступлений коррупционной направленности. В статье рассмотрены понятия «коррупция» и «посредничество во взяточничестве», оценена их взаимосвязь и выявлены проблемы, связанные с их соотношением.
Ключевые слова: коррупция; дача взятки; получение взятки; посредничество во взяточничестве; коррупционная преступность.
THE RELATIONSHIP BETWEEN THE CONCEPTS OF "CORRUPTION" AND "INTERMEDIATION IN BRIBERY"
Annotation. Extremely negative situation, associated with the spread of corruption in various spheres of public life, causes the need to improve the legislation. The Federal Law "On combating corruption" adopted in 2008 reveals the essence of the concept of "corruption" and establishes the basic measures to combat this unlawful phenomenon. In 2011, article 291.1 providing the independent responsibility for intermediation in bribery was introduced in the Criminal Code of the Russian Federation. In this regard, a lot of questions arose in the theory of criminal law. They are connected with the qualification of elements of this crime and its place and role among other corruption crimes. The concepts of "corruption" and "intermediation in bribery" are examined in the article. Their correlation is estimated and the problems connected with their interrelationship are revealed.
Keywords: corruption; bribery; bribe taking; intermediation in bribery; corruption crime.
Высокий уровень коррупции в Российской Федерации признается как отечественными, так и зарубежными аналитиками. О существенном разрастании
коррупции свидетельствует и статистика по делам коррупционной направленности, приводимая Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федера-
ции за 2012, 2013, 2014 и 2015 годы. Так, в
2012 году на территории Российской Федерации за преступления коррупционной направленности было осуждено всего 6014 человек, из них за преступления, предусмотренные ст.ст. 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее -УК РФ), было осуждено 2386 человек.
В 2013 году число лиц, осужденных за преступления коррупционной направленности, составило 8607 человек, что на 143 % больше количества за предыдущий отчетный период. За преступления, предусмотренные ст.ст. 290, 291, 291.1 УК РФ, в
2013 году было осуждено 4880 человек, что больше предыдущего отчетного периода на 204 %.
В 2014 году общее количество лиц, осужденных за преступления коррупционной направленности, составило 10 784 человека, что на 125 % больше, чем за аналогичный период предыдущего года, и на 179 % больше по сравнению с показателями за 2012 год. Количество лиц, осужденных в 2014 году за преступления, предусмотренные ст.ст. 290, 291, 291.1 УК РФ, составило 6107 человек, что на 125 % больше, чем за прошлый отчетный период, и на 255 % больше по сравнению с 2012 годом.
В 2015 году за преступления коррупционной направленности было осуждено 20 988 человек, что на 195 % больше количества осужденных за предыдущий отчетный период и на 349 % больше по сравнению с 2012 годом, за преступления, предусмотренные ст.ст. 290, 291, 291.1 УК РФ, осуждено 11 484 человека, что на 188 % больше предыдущего отчетного периода и на 481% больше показателя за 2012 год*.
Анализ предоставленной статистики показывает, что в период с 2012 по 2015 год количество лиц, осужденных за преступления коррупционной направленности, возросло более чем в три раза. Осознание факта существенного негативного влияния коррупционных проявлений неизбежно ведет к ответной реакции государства, выраженной в совершенствовании законодательства и принятии новых нормативных
* См.: Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации: офици-
альный сайт. 11К1_: http://www.cdep.ru/index. php?id=150&item=2881
правовых актов, направленных на борьбу с коррупцией. В настоящее время на территории Российской Федерации действует Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - ФЗ «О противодействии коррупции»)**. Принятие указанного закона обусловлено осложнением ситуации, связанной с повышением уровня коррупционной преступности. В рассматриваемом нормативном правовом акте закреплены понятия, определяющие критерии отношения того или иного преступления к коррупции. Помимо этого, в законе также установлены правовая основа противодействия коррупции, основные принципы противодействия коррупции, организационные основы противодействия коррупции, меры по профилактике коррупции и др.
В пункте 1 ст. 1 ФЗ «О противодействии коррупции» приведена следующая характеристика коррупции:
«1) коррупция:
а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица».
Анализ данного определения позволяет сделать вывод о том, что в целях раскрытия понятия «коррупция» в нем используется перечисление норм действующего УК РФ, а именно: ст. 291 «Дача взятки», ст. 290 «Получение взятки», ст. 204 «Коммерческий подкуп», а также ст. 285 «Злоупотребление должностными полномочиями» и ст. 286 «Превышение должностных полномочий».
Вторая часть определения содержит в себе описание иных действий должностных лиц, подпадающих под понятие коррупции, а именно использования своего
Рос. газ. 2008. 30 дек.
**
должностного положения с целью незаконного обогащения.
По нашему мнению, подобное определение не может охватывать собой все формы и виды коррупции, так как довольно узко определяет его границы.
С.Ю. Наумов в связи с этим отмечает: «Следует обратить внимание, что понятие коррупции сформулировано таким образом, что, по сути, коррупция как преступное поведение трактуется как обычное взяточничество, целью которого объявлено получение выгоды имущественного характера. Существует значительное множество форм коррупции, не подпадающих под указанное определение» [1, с. 9].
Аналогичного мнения придерживается и Н.П. Купрещенко, считающий, что в России нет четкого понимания коррупции, общественное мнение под этим термином понимает исключительно взяточничество [2, с. 45].
Заметим, что коррупции, как и любому другому явлению, присущи отличительные признаки. Так, в ч. 1 перечня N 23 совместного Указания Генпрокуратуры России и МВД России N 65/11/1 от 1 февраля 2016 г. «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности» (далее - Указание Генпрокуратуры России и МВД России) определено следующее:
«1. К преступлениям коррупционной направленности относятся противоправные деяния, имеющие все перечисленные ниже признаки:
наличие надлежащих субъектов уголовно наказуемого деяния, к которым относятся должностные лица, указанные в примечаниях к ст. 285 УК РФ, лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, действующие от имени и в интересах юридического лица, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, указанные в примечаниях к ст. 201 УК РФ;
связь деяния со служебным положением субъекта, отступлением от его прямых прав и обязанностей;
обязательное наличие у субъекта корыстного мотива (деяние связано с полу-
чением им имущественных прав и выгод для себя или для третьих лиц);
совершение преступления только с прямым умыслом.
Исключением являются преступления, хотя и не отвечающие указанным требованиям, но относящиеся к коррупционным в соответствии с ратифицированными Российской Федерацией международно-правовыми актами и национальным законодательством, а также связанные с подготовкой условий для получения должностным лицом, государственным служащим и муниципальным служащим, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуги имущественного характера, иных имущественных прав либо незаконного представления такой выгоды»*.
В Толковом словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой содержится иное определение коррупции: «Коррупция - подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей» [3, с. 381].
Указанное определение не является юридически значимым и какой-либо законодательной силы не имеет, но достаточно доступно раскрывает суть явления на бытовом уровне.
А.Ф. Ноздрачев предлагает следующее определение: «коррупция - это совокупность составов правонарушений, предусмотренных в законодательстве Российской Федерации и отличающихся таким квалифицирующим признаком, как использование должностным лицом своего публичного статуса в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах» [4, с. 24].
Связующим звеном между понятиями «коррупция» и «посредничество во взяточничестве» выступает понятие «взяточничество», поскольку именно оно, как подразумевается, охватывает собой дачу и получение взятки.
В настоящее время понятие «взяточничество» не нашло своего официального юридического закрепления. В цитировавшемся словаре взяточничество понимается как «...должностное преступление, заключающееся в получении взяток» [1, с. 100].
* Документ официально опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».
Понятие «взяточничество» используется в ст. 291.1 УК РФ, в которой указано: «Посредничество во взяточничестве, то есть непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере».
Следуя логике, заложенной в диспозиции этой статьи, можно сделать вывод о том, что под взяточничеством понимается процедура дачи и получения взятки, а также посредничества при передаче предмета взятки.
Юридический и лингвистический анализ определений понятий «коррупция» и «взяточничество» вызывает вопрос об их соотношении. С юридической точки зрения невозможно полностью соотнести коррупцию и взяточничество в логическом взаимоотношении рода и вида. Законодательно закрепленного определения понятия «взяточничество» в настоящее время не существует, и официально обозначить его как одну из разновидностей коррупции с юридической точки зрения невозможно, поскольку в определении понятия «коррупция», изложенном в ФЗ «О противодействии коррупции», понятия «взяточничество» не содержится. В то же время понятие «коррупция» включает преступления в виде дачи и получения взятки, которые и составляют суть взяточничества.
Если предположить, что взяточничество представляет собой совокупность фактов получения, дачи взяток и посредничества в даче и получении взяток, то получается, что понятие взяточничества входит в определение коррупции лишь в рамках перечисления отдельных норм, предусматривающих уголовную ответственность за дачу и получение взятки. Посредничество во взяточничестве как отдельный состав преступления в этом определении отсутствует. В связи с этим можно предположить, что, исходя из имеющегося определения понятия коррупции, посредничество во взяточничестве данным понятием не охватывается и формально не относится к коррупционной преступности.
Посредничество во взяточничестве по признакам состава несколько отличается от преступлений, предусмотренных
ст.ст. 290 и 291 УК РФ. Посредник в даче или получении взятки не должен обладать признаками специального субъекта, как в случае с получением взятки или коммерческим подкупом. В качестве посредника может выступать родственник, знакомый, коллега или же человек, лично не знакомый с взяткодателем или взяткополучателем. Помимо непосредственной передачи предмета взятки посредник не совершает каких-либо действий, направленных на улучшение положения взяткодателя, т.е. действий, схожих с объективной стороной ст. 290 УК РФ «Получение взятки».
Аналогичная ситуация имеет место и в отношениях посредника и взяткополучателя. Посредник передает взятку по поручению одной из сторон и, соответственно, может получить вознаграждение за свои действия, но умысла на получение от взяткополучателя каких-либо привилегий или иных благ в связи с получением последним взятки не имеет.
Функция посредника заключается исключительно в технической задаче доставления предмета взятки от взяткодателя к взяткополучателю. При этом для квалификации преступления не имеет значения то, по чьей инициативе - взяткодателя или взяткополучателя - он действовал. Возможна даже такая ситуация, когда посредник не получает никакой материальной выгоды от реализации посреднической функции ни от одной из сторон.
Кроме того, посредничество во взяточничестве не подпадает под все критерии, перечисленные в Указании Генпрокуратуры России и МВД России. Следовательно, возникает вопрос об отнесении данного преступления к коррупционной преступности.
С другой стороны, посредничество во взяточничестве неразрывно связано с коррупционной преступностью и выступает одним из факторов, влияющих на преступления коррупционной направленности. Посредничество во взяточничестве является связующим элементом между дачей и получением взятки и, хотя само по себе посредничество не направлено на нарушение нормального функционирования государственных, муниципальных и иных органов, оно тем не менее входит в преступную сферу деятельности должностных и иных лиц, желающих достичь
личного обогащения, несмотря на причиняемый тем самым нормальному порядку управления вред. Наличие посредника для передачи предмета взятки значительно облегчает задачу как взяткодателю, так и взяткополучателю и может выступить в качестве решающего момента для принятия решения о совершении преступления.
Следует также отметить, что, согласно ч. 2 перечня N 23 преступлений коррупционной направленности Указания Генпрокуратуры России и МВД России, преступления, квалифицируемые по ст. 291.1 УК РФ, относятся к преступлениям коррупционной направленности без дополнительных условий.
На основании названного выше Указания Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации ежегодно публикуются данные судебной статистики по делам коррупционной направленности. В перечень статистических данных начиная с 2012 года неизменно входит статистика, касающаяся количества лиц, осужденных за год за совершение преступлений, предусмотренных ст. 291.1 УК РФ.
Из этого следует, что посредничество во взяточничестве отнесено к перечню преступлений коррупционной направленности на основании подзаконных нормативных правовых актов, единого законодательного закрепления данной позиции в настоящее время нет. Деятельность правоохранительных органов сводится к тому, что посредничество во взяточничестве относят к коррупционным преступлениям без необходимости внесения каких-либо дополнений. В то же время в рамках рассмотрения этого вопроса с юридической точки зрения возникает вопрос о правомерности такого отношения.
Подводя итог вышесказанному, отметим, что на основании буквального толкования ФЗ «О противодействии коррупции» формально посредничество во взяточничестве нельзя в полной мере отнести к коррупционной преступности и коррупции в целом. В то же время в соответствии с Указанием Генпрокуратуры России и МВД России ст. 291.1 УК РФ подпадает под категорию преступлений коррупционной направленности и, на наш взгляд, совершенно обоснованно включается в перечень коррупционных пре-
ступлений при подсчете статистических данных.
В связи с этим полагаем, что имеющееся в ФЗ «О противодействии коррупции» понятие коррупции не в полной мере охватывает спектр преступлений, фактически относящихся к данному явлению.
М.А. Подгрушный замечает, что дачу, получение предмета взятки, посредничество во взяточничестве, предусмотренные ст.ст. 290, 291, 291.1 УК РФ, целесообразно рассматривать совместно, анализируя признаки перечисленных составов. Такое исследование представляется всесторон-н им и пол н ы м. Да ч а , п олуч ен ие взя тки и посредничество в таких действиях - деяния (определения, понятия), частные по отношению к более общей дефиниции -«взяточничество» [5, с. 143]
Тот факт, что посредничество во взяточничестве не включено в определение понятия коррупции, объясняется временной разницей между принятием ФЗ «О противодействии коррупции» (2008 год) и внесением изменений в УК РФ, включивших ст. 291.1 УК РФ (2011 год). В 2008 году законодатель не мог предвидеть возникновение нового состава преступления в будущем и, соответственно, не включил его в определение понятия коррупции. Несмотря на это, с момента добавления ст. 291.1 в УК РФ в ФЗ «О противодействии коррупции» неоднократно вносились поправки, которые изменяли и само содержание понятия коррупции. Все указанные изменения никак не отразили отношение посредничества во взяточничестве к коррупционной преступности.
Помимо всего прочего, Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 324-Ф3 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»* в УК РФ были введены следующие статьи: ст. 204.1 «Посредничество в коммерческом подкупе»; ст. 204.2 «Мелкий коммерческий подкуп»; ст. 291.2 «Мелкое взяточничество». Все нововведенные статьи также имеют непосредственное отношение к феномену коррупции и, соответственно, заслужили место в ее определении.
На основании вышеизложенного считаем необходимым внесение изменений
* Рос. газ. 2016. 8 июля.
в действующий ФЗ «О противодействии коррупции» и изложение п. 1 ст. 1 данного закона в следующей редакции:
«1) коррупция:
а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, посредничество во взяточничестве, мелкое взяточничество, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп, посредничество в коммерческом подкупе, мелкий коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или
третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами».
Принятие предложенных нами изменений позволит закрепить на законодательном уровне посредничество во взяточничестве как преступление коррупционной направленности. Включение посредничества во взяточничестве в содержательную часть п. 1 ст. 1 ФЗ «О противодействии коррупции» позволит не только теоретически отнести указанное преступление к коррупции, но и на законодательной основе закрепить возможность применения всех изложенных в законе мер, направленных на борьбу с коррупцией, непосредственно к посредничеству во взяточничестве как к одной из форм проявления коррупции.
Список литературы
1. Комментарий к Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. N 273-Ф3 «О противодействии коррупции» / под ред. С.Ю. Наумова, С.Е. Чаннова (постатейный). М.: Юстицинформ, 2011.
2. Купрещенко Н.П. Влияние коррупции на экономические отношения в Российской Федерации // Налоги. 2008. Спец. вып. Январь.
3. Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок. 53 000 слов / под общ. ред. Л.И. Скворцова. 24-е изд., испр. М.: Оникс; Мир и Образование, 2004. 1200 с.
4. Ноздрачев А.Ф. Коррупция как правовая проблема в вопросах и ответах // Адвокат. 2007. N 10.
5. Подгрушный М.А. Взяточничество и коррупция: вопросы терминологии и средства противодействия // Вестник Удмуртского университета. 2012. N 2.