Научная статья на тему 'Соотношение муниципального права и конституционного права в категории самостоятельных отраслей права'

Соотношение муниципального права и конституционного права в категории самостоятельных отраслей права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3336
253
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
муниципальное право / конституционное право / самостоятельная отрасль права / комплексная отрасль права / предмет регулирования / проблемы соотношения отраслей права. / municipal law / constitutional law / independent branch of law / complex branch of law / subject of regulation / problems of correlation of branches of law.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алексанян Д. Г., Перминова Е. Н., Суфянова Е. З.

В статье анализируются основные проблемы соотношения муниципального права и конституционного права. Автор рассматривает предметы регулирования указанных отраслей права. Также в данной статье приведены мнения различных ученых в решении проблем соотношения муниципального права и конституционного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Алексанян Д. Г., Перминова Е. Н., Суфянова Е. З.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RATIO OF MUNICIPAL LAW AND CONSTITUTIONAL LAW IN THE CATEGORY OF INDEPENDENT BRANCHES OF LAW

The article analyzes the main problems of the relationship between municipal law and constitutional law. The author considers the subjects of regulation of these branches of law. The article also presents the opinions of various scientists in solving the problems of the relationship between municipal law and constitutional law.

Текст научной работы на тему «Соотношение муниципального права и конституционного права в категории самостоятельных отраслей права»

«C@yL@qyiym-J©yrMaL»#3i27),2@19 / JUROSPRUIDinCl

53

5. Способы, направленные на реализацию и продвижение товара (методы, каналы сбыта, реклама, обслуживание и т.п.), определяются дистрибьютором за счет его материальных средств.

Таким образом, дистрибьюторская деятельность играет большую роль в рыночной экономике, вследствие чего требует законодательной регламентации. Мы надеемся, что в ближайшее время законодатель обратит на эту проблему внимание, что позволит более четко и в одном направлении рассматривать проблемы, возникающие в этой сфере, и придать дистрибьюторской деятельности более устойчивое положение.

Список литературы

1. Волянская Р. В. Дистрибьюторский договор и особенности его применения в сфере оборота гражданского оружия // Законы России: опыт, анализ, практика. 2009. № 1.

2. Ибрагимова М.Х. Особенности деятельности дистрибьюторских компаний в России и перспективы их развития // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №5 (2016).

3. См.: Книга 4 гл. 5 ч. Е (с. 678). Модельные правила европейского частного права / Пер. с англ.; Науч. Ред. Н.Ю. Рассказова. М., 2013. - 989 с

4. Андреева, С. А. Квалификация дистрибьюторского договора по российскому праву и отграничение от смежных договорных конструкций

[Электронный ресурс] / С. А. Андреева // Конкурентное право. -2013. - № 3. - Режим доступа : Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

5. Руденко А. В. О дистрибьюторском договоре // Юрист. 2006. № 8.

6. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 09.03.10 по делу № А45-7657/2008; Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 19.04.2005 № Ф08-1395/2005// СПС «Консультант Плюс».

7. Постановление ФАС Центрального округа от 01.04.11 по делу № А09-4046/2010 // СПС «Консультант Плюс».

8. Постановление Президиума ВАС РФ от 18.05.1999 № 7073/98 по делу № А40-9311/98-55-54; Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 8 сентября 2004 г. по делу № КГ-А40/7728-04// СПС «Консультант Плюс».

9. Улугова Камила Эркиновна Некоторые аспекты договорного регулирования дистрибьюторской деятельности // Актуальные проблемы российского права. 2014. №9. ЦКЬ: https://cyberkmnka.m/artide/n/nekotorye-aspekty-dogovorшgo-reguИшvaniya-distribyutorskoy-deyatelnosti (дата обращения: 16.02.2019).

10. Илюшина М.Н. О новых договорных конструкциях в коммерческом обороте // Вестник Российской правовой академии. 2007. № 3. С. 36.

УДК 349

Алексанян Д.Г., ПерминоваЕ.Н.

Студенты 3 курса: Суфянова Е.З.

старший преподаватель кафедры конституционного и муниципального права Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВО «БашГУ»

СООТНОШЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА И КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА В КАТЕГОРИИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ОТРАСЛЕЙ ПРАВА

Aleksanyan D. G., Perminova E.N.,

3rd year students Supanova E. Z.

senior lecturer of the Department constitutional and municipal law Sterlitamak branch of the "Bashkir state University»

THE RATIO OF MUNICIPAL LAW AND CONSTITUTIONAL LAW IN THE CATEGORY OF

INDEPENDENT BRANCHES OF LAW

Аннотация

В статье анализируются основные проблемы соотношения муниципального права и конституционного права. Автор рассматривает предметы регулирования указанных отраслей права. Также в данной статье приведены мнения различных ученых в решении проблем соотношения муниципального права и конституционного права. Abstract

The article analyzes the main problems of the relationship between municipal law and constitutional law. The author considers the subjects of regulation of these branches of law. The article also presents the opinions of various scientists in solving the problems of the relationship between municipal law and constitutional law.

54_JURasPRypiNai / «ш^шюум-^угмаи^зшзлш

Ключевые слова: муниципальное право, конституционное право, самостоятельная отрасль права, комплексная отрасль права, предмет регулирования, проблемы соотношения отраслей права.

Key words: municipal law, constitutional law, independent branch of law, complex branch of law, subject of regulation, problems of correlation of branches of law.

На современном этапе развития общества вопрос о развитии и становлении органов муниципальной власти является юридически значимым, реализация заложенных в Конституции Российской Федерации основ для качественного построения местного самоуправления является актуальной проблемой, которая требует особого изучения и концептуального решения. Несмотря на то, что органы местного самоуправления не входят систему органов государственной власти и являются самостоятельными органами, решающими вопросы местного значения, они являются неотъемлемой частью российской государственности, без которой представление о конституционном строе нашего государства в настоящее время является невозможным. Сущность государства сводится к его справедливости, стремлению во всех направлениях своей деятельности к законному, справедливому решению стоящих задач[6].

Перейдем к проблеме соотношения муниципального права и конституционного права. Как и любая отрасль права, муниципальное право имеет свой специфический предмет регулирования, отличающий его от других отраслей права.

Конституционное право является важнейшей отраслью права и представляет собой фундамент для правовой системы России, так же и для муниципального права. Глава 8 Конституции РФ гласит о нормах и принципах местного самоуправления, которые входят в предмет муниципального права, которые все более раскрываются и конкретизируются в муниципальном праве. И. А. Конюхова в своих работах отмечает: муниципальное право сформировалось и развилось в качестве самостоятельной отрасли как ответвление от конституционного права.

Например, часть 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации говорит: «Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения»[1]. Сложно представить себе местное самоуправление без муниципальной собственности или без самостоятельного утверждения и исполнения местного бюджета. И эти институты закрепляются вслед за Конституцией муниципальным правом, определяя экономическую основу местного самоуправления. Но более детально регулируют общественные отношения, связанные с муниципальной собственностью и местными бюджетами, гражданское и финансово-бюджетное право.

Мнения ученых в вопросе соотношения рассматриваемых отраслей разделились. Так, Е.И. Козлова считает предметом конституционного права общественные отношения, регулирование которых

важно для того, чтобы сформировать и обеспечить целостность общества как единой структуры [2]. А.Н. Кокотов же, рассматривая предмет конституционно-правового регулирования как «общество в целом, включая государство», указывает на то, что нормы конституционного права охватывают все сферы жизни общества, а также отмечает, что никакая другая отрасль российского права не имеет столь обширный предмет правового регулирования [3].

Мнение М.В. Баглая по данному вопросу значительно отличается, он считает, что «предмет регулирования конституционного права охватывает две основные сферы общественной жизни: отношения, которые возникают между государством и человеком и властеотношения» [4]. М.В. Баглай указывает на невозможность закрепления в нормах конституционного права устоев общественной жизни. Такое же мнение разделяет М.В. Гончаров. Нельзя считать, что государство никак не влияет на установление принципов общественной жизни, поэтому указанные мнения поддержать очень сложно.

В учебной литературе нет единого определения предмета отрасли конституционного права, так же как и нет единой точки зрения насчет предмета регулирования отрасли муниципального права. Муниципальное право - это комплексная отрасль права, предмет которой совпадает с комплексом отношений, связанных с осуществлением местного самоуправления. Конституционное право, исходя их специфики своего предмета, регулирует лишь базисные общественные отношения. Поэтому конституционное право не регламентирует деятельность муниципальных органов, так как это задача муниципального права.

Таким образом, муниципальное право образовалось из конституционного права, однако, оно выделяется в самостоятельную отрасль права, которая динамично развивается, имеет свой собственный предмет регулирования, обладает собственными источниками и занимает особое место в нашей системе российского права.

Список литературы:

1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

2. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: ТК Велби, издательство Проспект, 2015. С. 512.

3. Кокотов А.Н. Конституционное право России. М.: ТК Велби, издательство Проспект, 2015. С. 665.

4. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.: Норма, 2015. С. 271.

«C@yL@qyiym-J©yrMaL»#3i27),2@19 / JURlSPRyDlNCl

55

5. Конюхова И. А. Конституционное право РФ. Общая часть: курс лекций. М., 2006. С. 65.

6. Суфянова Е.З. Теоретико-сравнительное исследование правовых и неправовых государств // Государственная власть и местное самоуправление в современный период: Сборник научных статей по

итогам работы за 2016 год методологического семинара преподавателей, магистрантов и студенческого научного кружка "Проблемы государственной власти и местного самоуправления" / Отв. ред. Бойко Н.Н.- Стерлитамакск: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2017. - С. 44-46. (РИНЦ)

© Д.Г. Алексанян, Е.Н. Перминова, 2019

УДК 342.5

Рахматуллин Р.Р,

Студент 4 курса Суфянова Е.З.

старший преподаватель кафедры конституционного и муниципального права Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВО «БашГУ»

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И

МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Rakhmatullin. R.R.,

Student: Sufyanova E.Z.

senior Lecturer

department of constitutional and municipal law Sterlitamak branch of Bashkir State University

CIVIL LEGAL STATUS OF GOVERNMENT AUTHORITIES AND LOCAL SELF-GOVERNMENT

Аннотация

В процессе реформы гражданского законодательства изменениям подверглось правовое регулирование юридических лиц. Но при этом участие органов государственной власти и органов местного самоуправления в гражданских правоотношениях так и не получило окончательного разрешения. Данная статья посвящена правовому положению государственных и муниципальных органов в гражданских правоотношениях.

Abstract

In the process of civil law reform, the legal regulation of legal entities has undergone changes. But at the same time, the participation of state and local authorities in civil matters has not received final permission. This article is devoted to the legal status of state and municipal bodies in civil matters.

Ключевые слова: государственные органы, муниципальные органы, правосубъектность, гражданско - правовой статус, субъекты гражданского права.

Key words: state bodies, municipal bodies, legal personality, civil legal status, subjects of civil law.

Гражданский кодекс Российской Федерации с одной стороны не выделяет органы государственной и муниципальной власти как участников гражданского законодательства, но и с другой стороны в статьях 125, 126 ГК РФ говорится о включении данных органов в гражданский оборот в целях представления интересов публично - правовых образований [3]. В настоящее время о вопросе правового положения данных органов в гражданских правоотношениях происходят различные поправки, применяемые еще в советский, постсоветский периоды, но при этом не учитывается переход отечественной экономики к смешанной, а в идеале и к рыночной экономике, где органы государственной и муниципальной власти должны занять свое определенное требуемое место. Современное законодательство не учло то немаловажное положение, что на текущий момент данные органы могут участвовать в гражданских правоотношениях не только от

имени Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, но также и для выполнения возложенных на них функций и полномочий.

Здесь необходимо упомянуть статью 124 ГК РФ, в которой сказано, что органы публичной власти выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с другими субъектами этих отношений: гражданами и юридическими лицами. Данные участники гражданско-правовых отношений приобретают и осуществляют имущественные и личные неимущественные права и исполняют обязанности через свои органы местного самоуправления или органа государственной власти[3]. Тем не менее, как показывает практика и опыт деятельности, нередко органы муниципальной власти, а также их структурные подразделения выступают в гражданско-правовых отношениях от своего собственного имени, а не от имени муниципального образования. По своей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.