СООТНОШЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКОГО, ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО И КАЛЕНДАРНОГО ВОЗРАСТА ЧЕЛОВЕКА
Маркин В.В., Маркина Л.Д.
Владивостокский государственный медицинский университет, кафедра нормальной физиологии с курсом психофизиологии и физиологии ВНД, г. Владивосток
Биологический возраст (БВ) является интегральным показателем оценки здоровья, характеризующим «жизненный ресурс» человека, его адаптивность как уровень врожденных и приобретенных возможностей, обеспечивающих его готовность к адаптации. Психологический возраст (ПВ) отражает отношение индивида к времени своей жизни и определяется как произведение реализованности психологического времени на ожидаемую продолжительность жизни (Кроник А.А., 1985). Эмпирические данные свидетельствуют о частом рассогласовании ПВ и календарного возраста (КВ), являющемся главным проявлением психосоматической дезадаптации. В этой связи цель настоящей работы заключалась в анализе соотношений между БВ, ПВ и КВ. Обследовано 27 студентов факультета клинической психологии ВГМУ в возрасте 18-25 лет в период с 23.01 по 10.02.2009 г. БВ определяется по В.П. Войтенко, ПВ - методом оценивания пятилетних интервалов (Кроник А.А., Ахмеров Р.А., 2008).
Полученные результаты показали, что у 59 % студентов наблюдалось превышение БВ над КВ, что свидетельствует о снижении функциональных возможностей человека и ускоренном темпе старения организма, которые в данной ситуации можно объяснить хроническим эмоциональным и социальным напряжением студентов во время учебного семестра. У 41% лиц имело место превышение КВ над БВ, указывающее на замедленный темп старения. У 81% из группы студентов с ускоренным темпом старения ПВ оказался ниже КВ (психологически моложе), а у 19% лиц ПВ превышал КВ (психологически старше). Заниженный ПВ свидетельствует о наличии значимых жизненных ожиданий и нереализованного творческого потенциала, в то время как завышенный ПВ связан с пессимистической жизненной перспективой. У подростков это сопровождается выраженными потребительскими и гедонистическими ориентациями, снижением способности к самооценке (Хомик В.С., 1985; Зунг Т.Ч., 1991). Пессимистическая жизненная позиция, особенно у лиц молодого возраста, может привести к психосоматическим или собственно психическим расстройствам. Фактор дефицита удовлетворенности рассматривается как бич современного общества (Сандомирский М.Е., 2005). Среди студентов с замедленным темпом старения у 64 % ПВ<КВ, а у 36 % ПВ>КВ, причём у 9 % это преобладание было значительным. Соответствие ПВ и КВ свидетельствует об умении человека найти приемлемый для себя темп жизни, соразмерять притязания с возможностями. Таким людям присущ гибкий стиль познания мира, готовность воспринимать новое, профессиональное мастерство (Парилис С.Э., 1988). Отсутствие такой категории среди обследованных лиц подтверждает выраженную лабильность психики молодых людей, недостаток жизненного опыта и умения точно оценить собственные потребности и наличие путей их реализации. Оптимальным является совпадение ПВ и КВ или немного заниженный ПВ.
Полученные результаты показали, что преобладание ПВ над КВ на 17% чаще наблюдается среди студентов с замедленным темпом старения, чем с ускоренным, а отставание ПВ от КВ на 17% более характерно для лиц с ускоренным темпом старения, что может отражать компенсаторные взаимоотношения между БВ и ПВ: снижение потенциала здоровья сопровождается обострением чувства нереализованности, ростом ожиданий достижения целей в будущем. Состояние здоровья наиболее полно проявляется при благополучной адаптации, когда человек удовлетворен уровнем своих психофизических возможностей, достижениями, самодостаточен.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2011. Т.13.
2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2010. Т.12.
3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2009. Т.11.
4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2008. Т.10.
5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2007. Т.9.
6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2006. Т.8.
7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2005. Т.7.
8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2004. Т.6.
9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2003. Т.5.
10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2002г. . Т.4.
11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2001г. . Т.3.
12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2000г. . Т.2.
13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2011. Т.13.
14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2010. Т.12.
15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т.11.
16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т.10.
17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т.9.
18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т.8.
Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т.7.
20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т.6.
21. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т.5.
22. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т.4.
23. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т.3.
24. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т.2.
Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва