УДК 343
СООТНОШЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ И УГОЛОВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
PARITY ADMINISTRATIVE AND CRIMINAL OFFENCES OF THE EXTREMIST ORIENTATION
М. П. КЛЕЙМЁНОВ (M. P. KLEYMYONOV)
Определяются варианты соотношений административных и уголовных правонарушений экстремисткой направленности, предлагается решение возникающих и правовых коллизий.
Ключевые слова: административное правонарушение, преступление, экстремизм, виды экстремизма, квалификация.
Variants of parities of administrative and criminal offenses extremist orientations are defined, the decision of arising and legal collisions is offered.
Key words: an administrative offense, a crime, extremism, extremism kinds, qualification.
Российский законодатель в Федеральном законе от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ (ред. от 29 апреля 2008 г.) «О противодействии экстремистской деятельности» предусмотрел различные виды ответственности за экстремизм. Среди них выделяются два вида, которые характеризуются наибольшей остротой: административная и уголовная.
Административная ответственность за экстремистскую деятельность прямо предусмотрена ст. 15.27 «Неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма», ст. 20.3 «Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики», ст. 20.28 «Организация деятельности общественного или религиозного объединения, в отношении которого принято решение о приостановлении его деятельности», ст. 20.29 «Производство и распространение экстремистских материалов».
Что касается уголовной ответственности за экстремизм, то в соответствии с приказом Генеральной прокуратуры от 28 ноября 2007 г. № 19 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельно-
сти» она предусмотрена ст. 136, 141, 148, 149,
212, 239, 277, 278, 280, 282-282.2, 357 УК РФ, а также ст. 105, 111, 112, 115-117, 119, 150,
213, 214, 244 УК РФ, если они совершены по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы. Анализ диспозиции ст. 282.1 УК РФ даёт основание дополнить указанный перечень ст. 243 УК РФ, хотя, на наш взгляд, возможны и иные дополнения.
Если учитывать логику приказа Генеральной прокуратуры от 28 ноября 2007 г. № 19, которая исходит из мотивации преступлений экстремистской направленности, то тогда к административным правонарушениям рассматриваемой категории следует отнести все, которые совершены по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы. Теоретически из них можно составить довольно широкий перечень административных правонарушений:
а) электоральных (ст. 5.5, 5.8, 5.10, 5.12, 5.13, 5.16, 5.19, 5.20, 5.23, 5.24, 5.45 и др.);
© Клеймёнов М. П., 2012 176
б) религиозных (ст. 5.26 «Нарушение
законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях»);
в) трудовых (ст. 5.27-5.34 и др.);
г) политических (ст. 5.39-5.40);
д) диффамационных (ст. 5.60 «Клевета», ст. 5.61 «Оскорбление»);
е) транспортных (ст. 11.1, 11.3, 11.9, 12.2, 12.8);
ж) информационных (ст. 13.11, 13.14,
13.15.);
з) экономических (ст. 7.17, 14.17, 15.14).
Соотношение административных и уголовных правонарушений сводится к нескольким вариантам:
1. Административное правонарушение предшествует уголовному и свидетельствует о возможности трансформации первого во второе. Так, пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики является началом более активной экстремисткой деятельности и может привести к совершению преступлений, предусмотренных ст. 280 «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности», ст. 282.1 «Организация экстремистского сообщества».
2. Административное правонарушение конкурирует с уголовным. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 8 июня 2011 г. № 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» сказано: «Вопрос о
том, является ли массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, преступлением, предусмотренным ст. 282 УК РФ, или административным правонарушением (ст. 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), должен разрешаться в зависимости от направленности умысла лица, распространяющего указанные материалы. В случае, когда лицо распространяет экстремистские материалы, включенные в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, с целью возбудить ненависть либо вражду, а также унизить достоинство человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, содеянное им должно влечь уголовную ответственность по ст. 282 УК РФ».
3. Административное правонарушение является предметом уголовного правонарушения. Диспозиция ст. 280 УК ч. 1 РФ говорит о запрете публичных призывов к осуществлению экстремистской деятельности. В данном случае уголовная ответственность возможна за призывы к осуществлению административного правонарушения экстремистского характера. Такие ситуации нежелательны, и их следует устранить за счёт уточнения содержания публичных призывов к осуществлению экстремистской деятельности.