УДК 342;323
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КАК ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ МЕРА В БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ
Е.В. Павлова
ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR OFFENCES OF AN EXTREMIST NATURE AS A PREVENTIVE MEASURE IN THE FIGHT AGAINST TERRORISM
E.V. Pavlova
Аннотация. В статье проводится анализ административных правонарушений экстремистской направленности, а также система мер административного воздействия на лиц, совершивших данные деяния. Рассматриваются основные тенденции в Российской Федерации, призванные обеспечить безопасность государства в условиях борьбы с терроризмом, в том числе на международном уровне Основными результатами исследования являются формулировка мер профилактического воздействия на предотвращение террористических угроз, в том числе посредством системы административных наказаний и мер административного принуждения.
Ключевые слова: терроризм, экстремизм, административные правонарушения экстремистской направленности, административная ответственность.
Abstract. The article performs the analysis of administrative violations bearing extremist character. It also contains the scope of measures, which have administrative influence on persons committing extremist actions. The article studies the main safety-oriented tendencies in the Russian Federation, which are aimed at protecting the nation while struggling against terrorism even on the global level. The main result of the research is the wording of preventive measures for averting terrorist threats by means of the system of administrative penalty and administrative coercive measures.
Keywords:. terrorism, extremism, administrative violations of extremist character, administrative liability.
В современный период развития государственности одной из острейших проблем мирового сообщества является реальная угроза терроризма и экстремизма. В подавляющем большинстве правовых стран мира создан целый комплекс правовых, организационных, политических и административных мер по предупреждению и борьбе
с террористическими угрозами. Российская Федерация имеет положительный опыт ведения подобных действий и уделяет должное внимание данному направлению деятельности, оставаясь главным действующим лицом на международной арене. В своем ежегодном Федеральному собранию Президент РФ Владимир Владимирович Путин подчеркнул: «Россия уже давно на переднем рубеже борьбы с террором. Это борьба за свободу, правду и справедливость. За жизнь людей и будущее всей цивилизации. В борьбе с терроризмом Россия продемонстрировала предельную ответственность и свое лидерство. Эти решительные действия поддержаны российским обществом. И в такой абсолютно определенной позиции наших граждан - глубокое понимание тотальной угрозы терроризма, проявление истинных патриотических чувств и высоких нравственных качеств, убежденность в том, что национальные интересы, свою историю, традиции, наши ценности нужно защищать [1, с. 1].
В Указе Президента РФ, утверждающего стратегию национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., отмечается, что главными направлениями государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу должны стать усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности, прежде всего детей и подростков, совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с преступностью, коррупцией, терроризмом и экстремизмом, повышение эффективности защиты прав и законных интересов российских граждан за рубежом, расширение международного сотрудничества в правоохранительной сфере [2, ст. 38.].
Значимость рассматриваемого вопроса подтверждается пристальным внимание органов государственной власти по созданию эффективной системы противодействия терроризму и экстремизму. Это нашло отражение в указе Президента РФ о создании Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризму, деятельность которой направлена на проверку достаточности оснований подозревать причастность организации или физического лица к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) [3, ст. 1.].
Проблема распространения экстремизма в Российской Федерации является одним из факторов, угрожающих национальной
безопасности и целостности государства. В современных реалиях следует отметить, что в обществе в Российской Федерации в частности и в целом иностранными государствами идет отторжение терроризма. Это связано с достаточным освещением средствами массовой информации тех последствий, которые наступают в результате террористических атак. Наблюдается определенная консолидация всех людей, независимо от территории проживания, вероисповедания и иных факторов. Однако экстремизм, который смело можно назвать предвестником терроризма, в обществе воспринимается гораздо терпимее. Конечно, данному обстоятельству есть определенные объяснения. Во-первых, все правовые государства нацелены на создания свободного пространства для волеизъявления своих граждан по всем вопросам жизнедеятельности, в том числе религиозным и политическим, посредством объединения граждан в сообщества, которые призваны как раз обеспечивать их права и свободы. Вместе с тем государство имеет право, а в отдельных случаях обязано, вмешиваться в деятельность подобных организаций! Во-вторых, средства массовой информации, к сожалению, данной проблеме не уделяют должного внимания. Она не является сенсацией, не влечет наступления последствий в виде человеческих жертв и имущественного вреда.
Вместе с тем это именно то направление деятельности, которое позволяет предупредить и предотвратить плачевные последствия, которые мы наблюдаем в современном обществе. Граждане каждого конкретного государства обязаны знать, к чему приводят проявления экстремизма. Профилактической деятельности значительное внимание уделяет Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Яковлевич Чайка: так, в рамках седьмой региональной конференции Международной ассоциации прокуроров для государств Центральной и Восточной Европы, Центральной Азии он отметил: «пять основных направлений совместных усилий:
- совершенствование правовой базы сотрудничества;
- развитие правоприменительной практики;
- продолжение процесса приведения внутригосударственного права стран в соответствие с международными нормами;
- сотрудничество в сфере информационного и методического обеспечения;
- взаимодействие в области подготовки кадров» [6, с 1.].
Осознание важности именно профилактической работы в данном направлении деятельности позволит обеспечить не только безопасность государства, но и сэкономить значительные материальные ресурсы общества.
КоАП РФ, как мощный фактор предупреждения уголовно наказуемых деяний, содержит перечень статей, предусматривающих административную ответственность за правонарушения экстремистской направленности. Ст. 13.15 предусматривает ответственность за публичное распространение выражающих явное неуважение к обществу сведений о днях воинской славы и памятных датах России, связанных с защитой Отечества, либо публичное осквернение символов воинской славы России, в том числе совершенные с применением средств массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетей; ст. 20.3 предусматривает ответственность за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики; ст. 20.28 предусматривает ответственность за организацию деятельности общественного или религиозного объединения, в отношении которого принято решение о приостановлении его деятельности; ст. 20.29 предусматривает ответственность за массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения.
Следует отметить, что с 2002 г. законодатель приводит в соответствие нормы материального административного права, предусматривающие административную ответственность за правонарушения экстремистской направленности. Отдельные авторы предлагают ее разделить по объекту на следующие категории связанные:
1. С пресечением деятельности запрещенных или ликвидированных организаций и объединений:
- организация и участие в деятельности общественного или религиозного объединения, в отношении которого действует имеющее законную силу решение о приостановлении его деятельности (ч. 2 ст. 20.28 КоАП РФ);
- организация и участие в деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, в отношении которой принято решение о приостановлении ее деятельности (ч. 2 ст. 20.28 КоАП РФ).
2. С распространением экстремисткой информации:
- массовое распространение, хранение и производство экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов (ст. 20.29 КоАП РФ);
- распространение информации о запрещенном или ликвидированном общественном объединении или иной организации (ч. 2 ст. 13.15 КоАП РФ);
- публичное распространение выражающих явное неуважение к обществу сведений о днях воинской славе и памятных датах России, связанных с защитой Отечества (ч. 4 ст. 13.15 КоАП РФ).
3. С пропагандой и публичным демонстрированием нацистской атрибутики или символики:
- публичное осквернение символов воинской славы России (ч. 4 ст. 13.15 КоАП РФ);
- пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения (ст. 20.3 КоАП РФ) [5, с. 2].
Родовым объектом данных правонарушений является общественная безопасность, создается реальная угроза причинения вреда, сложившимся общественным отношениям.
С объективной стороны данные правонарушения являются формальными. При этом следует отметить, что законодатель не предусматривает наступление вредных последствий, то есть вполне достаточно только угрозы наступления данных последствий. Совершаются они, как правило, в форме действия (пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения (ст. 20.3 КоАП РФ), публичное распространение выражающих явное неуважение к обществу сведений о днях воинской славы и памятных датах России, связанных с защитой Отечества (ч. 4 ст. 13.15 КоАП РФ) и др.). Однако обязательным признаком при квалификации данных правонарушений является публичность этих деяний. Правонарушитель преследует целью «навязывания» идеологии чуждой большинству граждан, культивирование культа избранности тех лиц, которые поддержи-
вают данную идеологию. Несмотря на то, что для привлечения к административной ответственности не требуется наступления вредных последствий, считаем целесообразным назначение наказания дифференцировано. В отдельных случаях следствием данных правонарушений являются уголовно наказуемые деликты, например, публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ); публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации (ст. 280.1 УК РФ); возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (ст. 282 УК РФ); организация экстремистского сообщества (ст. 282.2 УК РФ); организация деятельности экстремистской организации (ст. 282.2 УК РФ).
Важное значение при квалификации данной группы правонарушений имеет и предмет. Данным предметом могут выступать нацистская атрибутика или символика, а также атрибутика или символика, сходная с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения. При этом в случаях неочевидности, либо недостаточной ясности степени смешения следует привлекать к заключениям экспертов. Думается, привлечение специалиста либо эксперта в данном случаи возможно на любом этапе производства по делу об административном правонарушении, даже на этапе рассмотрения дела в суде. Это позволит обеспечить неотвратимость наказания за содеянное. Вместе с тем законодатель четко не решает вопрос о том, кто может выступать экспертом в данной категории дел. Целесообразным, думается, было бы привлечение в качестве экспертов сотрудников Совета по геральдике, однако в полномочия Совета по геральдике не входит проведение подобных экспертиз [4, ст. 2].
Еще одним признаком объективной стороны данной группы правонарушений является массовость распространения, производства и хранения экстремистских материалов, включенных в Федеральный список экстремистских материалов, размещенный на сайте Минюста России. При производстве упомянутых дел не требуется специальных познаний для определения понятия «экстремистский материал». Если подобные материалы включены в список, размещенный на сайте, соответственно, необходимо привлекать к ответственности. Вместе с тем данный список не является статичным и по мере развития общественных отношений требует доработки и корректировки.
Субъективная сторона правонарушений экстремистской направленности характеризуется умыслом - как прямым, так и косвенным. Для квалификации имеет значение уяснение и факультативных признаков, таких, как цель совершения проступка. Например, ч. 2 ст. 20.3 КоАП РФ предусматривает ответственность за изготовление или сбыт в целях пропаганды либо приобретение в целях сбыта или пропаганды нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами. В этой ситуации возникают определенные сложности в процессе доказывания цели пропаганды, особенно если правонарушение выявлено на стадии изготовления нацистской атрибутики или символики.
Субъектами рассматриваемых правонарушений выступают физические, должностные и юридические лица, обладающие совокупностью признаков субъекта административного правонарушения. Санкции статей предусматривают административный штраф, конфискацию предмета административного правонарушения, административный арест, административное приостановление деятельности.
Таким образом, проанализировав административные правонарушения экстремистской направленности следует сформулировать ряд выводов:
- административная ответственность за правонарушения экстремистского характера является мощным инструментарием в борьбе с уголовными деяниями рассматриваемого направления;
- требуется постоянное правовое реагирование на изменяющиеся общественные отношения, складывающие в сфере профилактики экстремизма и терроризма;
- целесообразно усилить административную ответственность за правонарушения экстремистской направленности, в том числе путем применения обязательных работ; выдворения за пределы территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства;
- шире использовать ресурсы средств массовой информации, особенно среди подростков, в профилактических целях;
- законы субъектов Российской Федерации также должны предусматривать составы за правонарушения экстремистской направленности;
- при рассмотрении административных правонарушений данной сферы и принятии решения использовать весь арсенал правовых рычагов для привлечения к ответственности виновных лиц и недопущения повторного совершения аналогичных действий.
Библиографический список
1. Послание Президента РФ Федеральному собранию РФ на 2016 год. URL: http://anegrinews.ru (дата обращения: 20.01.2016).
2. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» (ред. от 1 июля 2014 г.). Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». URL: http: www.consultant.ru/ (дата обращения: 20.01.2016).
3. Указ Президента от 18 ноября 2015 г. № 565 «О Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма» (вместе с «Положением о Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма»). Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». URL: http: www.consultant.ru/ (дата обращения: 20.01.2016).
4. Указ Президента РФ от 29 июня 1999 г. № 856 (ред. от 12 января 2010 г.) «О Геральдическом совете при Президенте Российской Федерации». Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». URL: http: www.consultant.ru/ (дата обращения: 20.01.2016).
5. Борисов С.В., УльяновМ.В., ЛипатоваЖ.Н. Административно-правовое предупреждение правонарушений экстремистской направленности и роль органов прокуратуры // NB: Административное право и практика администрирования. 2014. № 5. С. 1-15.
4. Чайка Ю.Я. 7-я региональная конференция Международной ассоциации прокуроров для государств Центральной и Восточной Европы, Центральной Азии. 11 ноября 2015 г. URL: http://genproc.gov.ru (дата обращения: 20.01.2016).
Е.В. Павлова
кандидат юридических наук
заместитель начальника кафедры административного права
и административной деятельности ОВД Орловского
юридического института МВД РФ им. В.В. Лукьянова
E-mail: [email protected]